Программа "Островок безопасности"
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему
Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения, несомненно.
У детей еще не выработалось способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановки. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Все это стало предпосылками к созданию программы непрерывного образования «Островок безопасности» по правилам дорожного движения.
Программа решает проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребенка.
Содержание программы учитывает психофизиологические возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_ostrovok_bezopasnosti.doc | 155 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Титовская основная общеобразовательная школа»
по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в разновозрастной группе детского сада «Аистенок»
(4 -7лет)
Cоставитель:
Осипова Галина Валериевна, воспитатель
Содержание
- Пояснительная записка……………………………………………………. 3
- Требования к уровню подготовки детей ………………………………….5
- План работы с детьми по профилактике ДДТТ …………………………..6
- Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе ………………..…………………………………….7
- Работа с родителями ……………………………………………………….. 8
- Заключение ………………………………….....………………………….. 8
- Список средств обучения ………………………………………………….8
Литература ……….……………………………………………….………….9
- Пояснительная записка
Окружающая ребенка среда – это не только семья, школа, но и детская площадка, двор и конечно, улица.
Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения, несомненно.
У детей еще не выработалось способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановки. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на велосипеде или затеять здесь веселую игру.
Все это стало предпосылками к созданию программы непрерывного образования «Островок безопасности» по правилам дорожного движения.
Программа решает проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребенка.
Содержание программы учитывает психофизиологические возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
Знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы, когда ребенок начинает осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. А продолжать и закреплять эту азбуку дорожного движения в школе.
Программа разработана на основе технологии Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Программы социально-педагогического направления по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Светофор» Т.И.Даниловой
Программа рассчитана на три года обучения.
Предназначена она для детей 4-7 лет.
Цель программы: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.
Задачи программы:
- создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
- повышать общий уровень культуры участников дорожного движения;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- развивать творческие и мыслительные способности детей.
Законодательно – нормативное обеспечение программы:
- Закон РФ «Об Образовании».
- Конвенция ООН «О правах ребёнка».
- «Семейный кодекс РФ».
- Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
- ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
- «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
- Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
- Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000г.
- Закон РФ от 10.12.2007 г. «О безопасности дорожного движения»
Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах
- Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.
- Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.
- Положения об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие государственные образовательные стандарты.
Основные принципы программы:
- аксеологичность представлений у детей об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами их поведения;
- комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательного учреждения детский сад и школа, родителей, общественности;
- последовательность понимания с учетом возрастных особенностей детей;
- доступность изучаемого материала;
- связь теории с практикой;
- научность.
В программе запланировано:
занятия, встречи – с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, рассматривание иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтением художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, развлечения, конкурсы, оформлении уголка по правилам дорожного движения, игры-драматизации.
- Требования к уровню подготовки детей
Дети должны знать:
- Различие между легковым и грузовым автомобилем;
- Цвета светофора: желтый, красный, зеленый;
- Пассажирский транспорт и правила поведения в автобусе;
- Дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», « Осторожно дети», «Пункт питания», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен», «Железнодорожный переезд»
- Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице;
- Назначение дорожных знаков и их начертание.
Дети должны иметь представление:
- О назначении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях грузовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса);
- О сигналах светофора;
- Машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть односторонним, двухсторонним;
- Проезжая часть при двухстороннем движении может разделяться линией;
- О правильном употребление пространственной терминологии (слева – справа, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.)
Дети должны уметь:
- Правильно вести себя на улице, дороге, тротуаре;
- Четко выполнять правила при переходе через проезжую часть;
- Ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них;
- Соблюдать элементарные правила безопасности.
3. План работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма
Сроки проведения | Темы мероприятий | Ответственные |
сентябрь | Беседа «Мы – пешеходы» | воспитатели |
октябрь | Знакомство с улицей, дидактическая игра «Как перейти улицу» | воспитатели |
ноябрь | Знакомство с правилами поведения пешеходов | воспитатели |
декабрь | Беседа «Играть у дороги – опасно». | воспитатели |
январь | Беседа о правилах дорожного движения «Опасности на дорогах в зимнее время года» | воспитатели |
февраль | Наблюдение за движением транспорта «Знакомство с видами транспорта» | воспитатели |
март | Экскурсия «Наблюдение за движением транспорта и пешеходов» | воспитатели |
апрель | Конкурс рисунков «Моя улица» | воспитатели |
май | Развлечение «Путешествие на автобусе». | воспитатели |
в течение года | Изготовление макета «Главные улицы села». Приобретение и изучение методической литературы. Организация встреч с сотрудником ГИБДД. | воспитатели |
- Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе
В процессе занятий необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки.
Дети должны:
- знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть;
-владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;
-знать названия транспортных средств; легковой автомобиль, машины: грузовая, «скорая помощь»,пожарная, трамвай, автобус, поезд;
-иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар;
-называть все сигналы светофора и рассказывать об их обозначении: красный, желтый-«стой», зеленый-«убедись в безопасности и иди»;
-узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;
-называть правила поведения в транспорте, на улице;
-знать, где можно переходить проезжую часть.
-знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», « Осторожно дети», «Пункт питания», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;
-иметь представление об основных правилах дорожного движения;
-узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;
-называть правила поведения в транспорте, на проезжей части;
-уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части и во дворе;
- узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;
- иметь представление о работе регулировщика и его функциях;
- уметь классифицировать дорожные знаки предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.
- Работа с родителями
Совместная деятельность детского сада и родителей по ознакомлению и обучению дошкольников правилам дорожного движения является необходимым условием обеспечения безопасности и предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.
Формы работы с родителями: консультации, собрания, беседы, совместные досуги с детьми, анкетирование, распространение буклетов и памяток.
План работы с родителями по обеспечению безопасности и обучению
дошкольников правилам дорожного движения
сентябрь | ноябрь | декабрь | январь |
1. Оформление информационных стендов. | 2.Беседа «Железная дорога- зона повышенной опасности». |
|
|
январь | февраль | май | апрель |
| 1. Совместный спортивный досуг «В гостях у светофора» |
|
|
- Ожидаемые результаты реализации программы
По окончании программы ребёнок должен:
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- иметь представления о видах транспорта (воздушный, водный, наземный);
- различать на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части (три фиксации поворота головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.
- знать кто является участником дорожного движения, и его обязанности;
- знать основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу);
- знать обязанности пешеходов;
- знать обязанности пассажиров;
- регулирование дорожного движения;
- сигналы светофора и регулировщика;
- предупредительные сигналы;
- движение через железнодорожные пути;
- движение в жилых зонах;
- особенности движения на велосипеде.
- Список средств обучения
- уголок дорожного движения;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт»;
- DVD, телевизор;
- настольные игры по ПДД;
- набор дорожных знаков;
- плакаты «Дорога и её составные части»;
- плакаты «Дорожная разметка»;
- плакаты «Правила для пешеходов»;
- плакаты «Правила для велосипедистов»;
- плакаты «Дорожные ситуации - “ловушки”»;
- плакаты «Дорожные знаки»;
- плакаты «Регулирование дорожного движения»;
- учебная литература для воспитанников;
- сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД;
- площадка для практических занятий по правилам дорожного движения.
Литература
1. Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно-методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г
2. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд. М.: Просвещение 2000
3. Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008 г.
4. А. В. Горская «Правила – наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.
5. Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С-Пб.
6. Р.Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство Оникс 2012 год
7. Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу»
8. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.
9. В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г.
10. В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»
11. К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год
12. Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей – издательско-торговый дом Волгоград
13. «Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.
14. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.
18. Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду».
19. Г.П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей" Москва 2007 г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома
Организация безопасности детей 2-4 лет на улице и дома...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"
Цель:1. Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2. Обеспечить д...
Пожарная безопасность "Юные пожарные спешат на помощь", "Сказка по пожарной безопасности", "Развлечение по пожарной безопасности", "Как дети научили Мишика правилам пожарной безопасности".
Развлечения и сказка по пожарной безопасности с использованием игр в.Воскобовича....
Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »
Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...
«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа
laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...