Программа "Островок безопасности"
рабочая программа по обж (старшая группа) на тему

Осипова Галина Валериевна

Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения, несомненно. 
       У детей еще не выработалось способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановки. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на велосипеде или затеять  здесь веселую игру.
       Все это стало предпосылками к созданию программы непрерывного образования «Островок безопасности» по правилам дорожного движения.
      Программа решает проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребенка.
      Содержание программы учитывает психофизиологические  возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_ostrovok_bezopasnosti.doc155 КБ

Предварительный просмотр:

                                                 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Титовская основная общеобразовательная школа»

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма в разновозрастной группе детского сада «Аистенок»

(4 -7лет)

Cоставитель:

Осипова Галина Валериевна, воспитатель

Ирина Гурина «Светофор»

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………. 3
  2. Требования к уровню подготовки детей ………………………………….5
  3. План работы с детьми по профилактике ДДТТ …………………………..6
  4. Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте      и во дворе ………………..…………………………………….7
  5. Работа с родителями ……………………………………………………….. 8
  6. Заключение ………………………………….....………………………….. 8
  7. Список средств обучения ………………………………………………….8

Литература ……….……………………………………………….………….9

  1. Пояснительная записка

      Окружающая ребенка среда – это не только семья, школа, но и детская площадка, двор и конечно, улица.
     Улица приковывает к себе особое множество быстро движущихся, ярких разнообразных машин: автомобилей, автобусов, мотоциклов. В каждом возрасте, начиная с дошкольного, дети выделяют в этом потоке то, что составляет для них предмет особого интереса. Именно это влечет детей на улицу, где ребенок может, как то себя проявить.
Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения, несомненно. 
      У детей еще не выработалось способность предвидеть возможную опасность в быстроменяющейся дорожной обстановки. Они считают вполне естественным выехать на проезжую часть дороги на велосипеде или затеять  здесь веселую игру.
      Все это стало предпосылками к созданию программы непрерывного образования «Островок безопасности» по правилам дорожного движения.
     Программа решает проблему безопасного поведения на дорогах, ориентировке в различной обстановке ребенка.
     Содержание программы учитывает психофизиологические  возрастные особенности детей, опирается на Федеральный закон «О безопасности дорожного движения».
      Знакомить детей с азбукой дорожного движения надо еще до школы, когда ребенок начинает  осознавать окружающий мир, способен запомнить то, что говорят и показывают взрослые. А продолжать и  закреплять эту азбуку дорожного движения в школе.

  Программа разработана на основе технологии Р.Б.Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста», Программы социально-педагогического направления по обучению детей дошкольного возраста Правилам дорожного движения «Светофор» Т.И.Даниловой
      Программа рассчитана на три года обучения.

Предназначена она для детей 4-7 лет.

       Цель программы: формирование навыков безопасного поведения на дорогах.

       Задачи программы:

- создать условия для сознательного изучения детьми правил дорожного движения;
- повышать общий уровень культуры участников дорожного движения;
- воспитывать в детях грамотных пешеходов;
- развивать творческие и мыслительные  способности детей.

Законодательно – нормативное обеспечение программы:

  1. Закон РФ «Об Образовании».
  2. Конвенция  ООН «О правах ребёнка».
  3. «Семейный кодекс РФ».
  4. Конституция РФ, ст. 38, 41, 42, 43.
  5. ФЗ «Об основных гарантиях прав ребёнка в РФ»
  6. «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений».
  7. Приказ Минздрава РФ «Инструкция по внедрению оздоровительных технологий в деятельности образовательных учреждений» № 139 от 4 апреля 2003 г.
  8. Инструктивно-методическое письмо МО РФ «О гигиенических требованиях к максимальной нагрузке на детей  дошкольного возраста в организованных формах обучения» №65/23-16 от 14 марта 2000г.
  9. Закон РФ от 10.12.2007 г. «О безопасности дорожного движения»

Статья 29. Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах

- Обучение граждан правилам безопасного поведения на дорогах проводится в дошкольных, общеобразовательных, специальных образовательных учреждениях различных организационно-правовых форм, получивших лицензию на осуществление образовательной деятельности в установленном порядке.

- Обучение граждан правилам безопасного поведения на автомобильных дорогах проводится в соответствии с типовыми программами и методическими рекомендациями, разрабатываемыми совместно федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими управление соответственно в области транспорта, образования, здравоохранения и социальной защиты населения.

- Положения об обязательном обучении граждан правилам безопасного поведения на дорогах включаются в соответствующие государственные образовательные стандарты.

     Основные принципы программы:

- аксеологичность представлений у детей об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, уважении к человеку, окружающей среде, которые являются ориентирами их поведения;
- комплексность, понимаемая как согласованное взаимодействие ГИБДД, образовательного учреждения  детский сад и школа, родителей, общественности;
- последовательность понимания с учетом возрастных особенностей детей;
- доступность изучаемого материала;
- связь теории с практикой;
- научность.

      В программе запланировано:

занятия, встречи – с сотрудниками ГИБДД, наблюдение за движением транспорта, экскурсии, рассматривание  иллюстраций, книг, альбомов, рисунков с изображением улиц, чтением художественной литературы, заучивание пословиц, поговорок; отгадывание загадок, развивающие, познавательные, сюжетно-ролевые игры, подвижные игры, игры-соревнования; праздники, досуги, развлечения, конкурсы, оформлении уголка по правилам дорожного движения, игры-драматизации.

  1. Требования к уровню подготовки детей

Дети должны знать:

- Различие между легковым и грузовым автомобилем;
-  Цвета светофора: желтый, красный, зеленый;

- Пассажирский транспорт и правила поведения в автобусе;
- Дорожные знаки:  «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», « Осторожно дети», «Пункт питания», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен», «Железнодорожный переезд»
- Правила дорожного движения для пешеходов и пассажиров и о работе сотрудников ГИБДД, контролирующих и регулирующих движение на улице;
- Назначение дорожных знаков и их начертание.

Дети должны иметь представление:

- О назначении автобуса (автобус перевозит людей) и основных частях грузовика (кабина, окна, двери, кузов, руль, мотор, колеса);
-  О сигналах светофора; 

- Машины движутся по проезжей части дороги, движение машин может быть односторонним, двухсторонним;
- Проезжая часть при двухстороннем движении может разделяться линией;

- О правильном употребление пространственной терминологии (слева – справа, спереди – сзади, рядом, навстречу, на противоположной стороне, посередине, вдоль, напротив и т.д.)

Дети должны уметь:

- Правильно  вести себя  на улице, дороге, тротуаре;
- Четко выполнять правила при переходе через проезжую часть;
- Ориентироваться в окружающей обстановке, ее изменениях, правильно реагировать на них;
- Соблюдать элементарные правила безопасности.

3. План работы с детьми по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма

Сроки проведения

Темы мероприятий

Ответственные

сентябрь

Беседа «Мы – пешеходы»

воспитатели

октябрь

Знакомство с улицей, дидактическая игра «Как перейти улицу»

воспитатели

ноябрь

Знакомство с правилами поведения пешеходов

воспитатели

декабрь

Беседа «Играть у дороги – опасно».

воспитатели

январь

Беседа о правилах дорожного движения «Опасности на дорогах в зимнее время года»

воспитатели

февраль

Наблюдение за движением транспорта «Знакомство с видами транспорта»

воспитатели

март

Экскурсия  «Наблюдение за движением транспорта и пешеходов»

воспитатели

апрель

Конкурс рисунков «Моя улица»

воспитатели

май

Развлечение «Путешествие на автобусе».

воспитатели

в течение года

Изготовление макета «Главные улицы села».

Приобретение и изучение методической литературы.

Организация встреч с сотрудником ГИБДД.

воспитатели

  1. Мониторинг знаний правил безопасного поведения на проезжей части, в транспорте и во дворе

       В процессе занятий необходимо сформировать у детей определенные знания, умения, навыки.

Дети должны:

- знать, как работает светофор (называть его сигналы), при каком сигнале можно переходить проезжую часть;

-владеть понятиями: водитель, пассажир, пешеход; использовать их в речи;

-знать названия транспортных средств; легковой автомобиль, машины: грузовая, «скорая помощь»,пожарная, трамвай, автобус, поезд;

-иметь представление, что такое проезжая часть, тротуар;

-называть все сигналы светофора и рассказывать об их обозначении: красный, желтый-«стой», зеленый-«убедись в безопасности и иди»;

-узнавать разные виды транспорта; уметь классифицировать их: водный, воздушный, наземный;

-называть правила  поведения в транспорте, на улице;

-знать, где можно переходить проезжую часть.

-знать дорожные знаки: «Пешеходный переход», «Движение пешеходов запрещено», « Осторожно дети», «Пункт питания», «Остановка автобуса», «Пункт медицинской помощи», «Место стоянки», «Дорожные работы», «Въезд запрещен»;

-иметь представление об основных правилах дорожного движения;

-узнавать разные виды транспорта, уметь объяснить их назначение;

-называть правила поведения в транспорте, на проезжей части;

-уметь решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части  и во дворе;

- узнавать разные виды транспорта, уметь классифицировать: пассажирский, строительный, военный;

- иметь представление о работе регулировщика и его функциях;

- уметь классифицировать дорожные знаки предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные.

  1. Работа с  родителями

      Совместная деятельность детского сада и родителей по ознакомлению и обучению дошкольников  правилам  дорожного движения является необходимым условием обеспечения безопасности и предупреждению  детского дорожно-транспортного травматизма.

     Формы работы с родителями: консультации, собрания, беседы, совместные досуги с детьми, анкетирование, распространение буклетов и памяток.

План работы с родителями по обеспечению безопасности и обучению

дошкольников  правилам дорожного движения

сентябрь

ноябрь

декабрь

январь

1. Оформление информационных стендов.

2.Беседа «Железная дорога- зона повышенной опасности».

  1. 1.Родительское собрание «Организация перевозки детей в личном транспорте»

  1. 1.Консультация «Осторожно: гололед!»
  2. 2.Оформление стенда «Профилактика ДДТТ»

январь

февраль

май

апрель

  1. 1.Консультация «Осторожно: гололед!»
  2. 2.Оформление стенда «Профилактика ДДТТ»

1. Совместный спортивный досуг «В гостях у светофора»

  1. 1.Консультация «Рекомендации о соблюдении правил движения с детьми по улице».

  1. 1. Родительское собрание «Безопасность детей в весенне-летний период»
  2. 2. Оформление стенда «Безопасность детей дома и на улице»
  1. Ожидаемые результаты реализации программы 

По окончании программы ребёнок должен: 
- знать алгоритм перехода дороги «остановись – посмотри – перейди»;
- иметь представления о видах транспорта (воздушный, водный, наземный);
- различать на дороге транспортные средства (пассажирские, грузовые, специальные, оперативные);
- уметь выбрать способ перехода проезжей части дороги, различать пешеходные переходы (наземный, надземный, подземный, регулируемый, нерегулируемый) и средства регулирования дорожного движения (светофор, регулировщик), а также дорожные знаки;
- знать правила перехода проезжей части (три фиксации поворота головы – в сторону движущегося транспорта, в противоположную и опять в сторону транспорта) по регулируемому и нерегулируемому пешеходным переходам.

- знать кто является участником дорожного движения, и его обязанности; 
- знать основные термины и понятия правил (велосипед, дорога, дорожное движение, железнодорожный переезд, маршрутное транспортное средство, мопед, мотоцикл, перекрёсток, пешеходный переход), линия тротуаров, проезжая часть, разделительная полоса, регулировщик, транспортное средство, уступите дорогу); 
- знать обязанности пешеходов; 
- знать обязанности пассажиров; 
- регулирование дорожного движения; 
- сигналы светофора и регулировщика; 
- предупредительные сигналы; 
- движение через железнодорожные пути; 
- движение в жилых зонах; 
- особенности движения на велосипеде.

  1. Список средств обучения
  • уголок дорожного движения;
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт»;
  • DVD, телевизор;
  • настольные игры по ПДД;
  • набор дорожных знаков;
  • плакаты «Дорога и её составные части»;
  • плакаты «Дорожная разметка»;
  • плакаты «Правила для пешеходов»;
  • плакаты «Правила для велосипедистов»;
  • плакаты «Дорожные ситуации - “ловушки”»;
  • плакаты «Дорожные знаки»;
  • плакаты «Регулирование дорожного движения»;
  • учебная литература для воспитанников;
  • сценарии игр, конкурсов, викторин, спектаклей по ПДД;
  • площадка для практических занятий по правилам дорожного движения.

Литература

1.  Н. Н. Авдеева, О. Л. Князева, Р. Б. Стёркина «Безопасность» (учебно-методическое пособие по основам безопасной жизнедеятельности детей старшего возраста) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2002 г

2. К.Ю. Белая, В.Н. Зимонина «Твоя безопасность: как вести себя дома и на улице» (для детей среднего и старшего дошкольного возраста) 2- е изд. М.: Просвещение 2000

3. Л. А. Вдовиченко «Ребёнок на улице» изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2008 г.

 4. А. В. Горская «Правила – наши помощники» (учебно-наглядное пособие) изд. «Детство- Пресс» Санкт- Петербург 2006 г.

5. Т.И. Данилова «Программа «Светофор» (Обучение детей дошкольного возраста ПДД) Детство- Пресс 2009 г. С-Пб.

6. Р.Данкова "Про колёса, крылья, паруса: стихи, загадки" М.: Издательство Оникс 2012 год

7. Стихи Марины Дружининой «Мы идём через дорогу»

8. Н. А. Извекова, А. Ф. Медведева и др. «Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста» Москва: ТЦ «Сфера» 2007 г.

9. В. Н. Кирьянова «Дорожная безопасность» (учебная книжка-тетрадь) Москва: изд. «Дом Третий Рим» 2005 г.

10. В.Р. Клименко «Обучение дошкольников ПДД»

 11. К. Нефедова "Транспорт. Какой он?" Москва 2003 год

12. Л.Б. Поддубная «Правила дорожного движения» Корифей – издательско-торговый дом Волгоград
13. «Сказка, которая сохраняет жизнь» Кострома 2004 г.

14. О. А. Скоролупова «Правила и безопасность дорожного движения» Москва 2007 г.

18. Е.Я. Хабибуллина «Дорожная азбука в детском саду».

19. Г.П. Шалаева "Большая книга правил поведения для воспитанных детей" Москва 2007 г.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Семейный мастер - класс по обучению детей навыкам безопасного поведения на дороге "По безопасной дороге - в Страну Безопасности"

Цель:1.     Привлечь внимание взрослых и детей к необходимости соблюдения правил дорожного движения, обеспечение дорожной безопасности.2.     Обеспечить д...

Обмен опытом «Система работы по формированию у детей основ безопасности собственной жизнедеятельности предпосылок безопасности сознания безопасности »

Сложившаяся современная социальная и экологическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан — маленьких детей. Задача...

«Основы безопасности детей дошкольного возраста» перспективное планирование Пожарная безопасность. Дорожная безопасность. Безопасность в быту. Старшая - подготовительная группа

laquo;Основы безопасностидетей дошкольного возраста»перспективное планированиеПожарная безопасность.Дорожная безопасность.Безопасность в быту.Старшая - подготовительная группа...