конспект урока по правовому воспитанию
план-конспект занятия по обж (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по правовому воспитанию для детей подготовительной группы
Цель:
- дать представление о том, что каждый человек имеет право на имя, важности права на имя, которое закрепляется и подтверждается документом «Свидетельство о рождении».
- обогащать, активизировать, расширять словарь по теме.
- упражнять в образовании существительных с уменьшительно–ласкательными суффиксами, полных имён.
- развивать связную речь через стимулирование собственных высказываний детей.
- способствовать воспитанию доброго отношения к себе и окружающим.
Словарь: право на имя, документ «Свидетельство о рождении», отчество, фамилия.
Оборудование: иллюстрация «Право на имя», документ «Свидетельство о рождении», камешек, предметные картинки, «цветок – правознания», мяч.
Ход занятия:
Воспитатель:
- Здравствуйте, ребята! Сегодня мы с вами поговорим о правах, а о каком праве, вы сейчас сами догадаетесь. Представьте себе, что в семье произошло радостное событие – на свет появился малыш! Папа и мама стали думать, как им назвать малыша. Как вы думаете, можно ли ребёнка оставить без имени? Почему? (Ответы детей)
У каждого человека есть что – то такое, что нельзя увидеть, но это отличает его от других. Послушайте загадку, и вы догадаетесь, с каким правом мы сегодня познакомимся.
Нас не было – оно было,
Никто ни у кого его не видел,
А оно у всех есть:
И у мамы есть, и у папы есть,
У дочки есть, и у внучки есть.
Чтобы его узнать,
Надо вслух позвать.
Дети:
- Имя.
Воспитатель:
- Да, у каждого человека есть своё имя. И сегодня мы будем говорить, о каком праве?
Дети:
- Мы сегодня будем говорить о праве на имя.
Воспитатель:
- По имени человека можно определить его пол – мужчина он или женщина, мальчик или девочка. Есть имена женские (какие?) и имена мужские (какие?). Можно определить молодой это человек или пожилой. Ведь, обращаясь к взрослому человеку, мы обязательно к имени добавляем его отчество, тем самым проявляем к нему уважение. Обращаясь с товарищами, подругами, называем их по именам:
Таня – Танечка – Танюша,
Ваня – Ванечка – Ванюша.
Каждые человек при рождении имеет «Право на имя» - это написано в книге, которая называется «Конвенция о правах ребёнка».
Воспитатель показывает «Свидетельство о рождении».
- Ребята, кто знает, как называется этот документ?
Дети:
- Свидетельство о рождении.
Воспитатель:
- Этот документ подтверждает наше право на имя. В нём записаны имя, отчество и фамилия ребёнка, дата, когда он родился, а так же имя, отчество и фамилия родителей.
Как вы думаете, кто даёт имя ребёнку?
Дети:
- Имя ребёнку дают мама, папа, бабушка, дедушка.
Воспитатель:
- Ребята, ваши мамы очень любят вас и называют вас ласково. А как, мы сейчас узнаем. Кому я прошу мяч, тот должен сказать, как его мама называет ласково.
Дети называют в уменьшительно – ласкательной форме свои имена.
Воспитатель:
- Как ласково назвать вас – вы знаете, а можете ли вы назвать по имени ласково другого человека? Сейчас мы поиграем в игру «Назови соседа ласково» и узнаем.
Дидактическая игра «Назови соседа ласково».
Воспитатель:
- Так, что же было бы, если бы не было имён?
Ответы детей.
Воспитатель:
- Имя – это не просто слово, оно может о многом рассказать. В имени есть своя тайна. Хотите узнать, какая?
Дети:
- Да.
Воспитатель:
- Но сначала давайте немного отдохнём.
Физкультминутка.
Дети слушают и выполняют движения по тексту за воспитателем.
Отдых нам – физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз – присели, два – привстали,
Сели – встали, сели – встали-
Ванькой – встанькой словно встали.
А потом пустились вскачь,
Будто мой упругий мяч.
- Молодцы! Сейчас я расскажу, что обозначают ваши имена.
Имя нам даёт отраду,
Дарит счастье и удачу.
Потому узнать бы надо,
Что же имя наше значит?
Дети по очереди называют свои имена, а воспитатель – что оно обозначает.
Максим – величавый
Вика – победа
Женя – благородная
Павел – маленький
Даниил – Божий суд
Алина – другая
Александр – защитник
Денис – принадлежащий Дионису
Кирилл – маленький господин
Даша – победительница
Михаил – равный, подобный Богу
Вероника – приносящая победу
Алиса – благородная.
- Ребята, пока вы будете маленькие, ваши имена тоже маленькие. Вы будете расти, и ваши имена тоже будут расти. Давайте посмотрим как.
Дидактическая игра «Камешек» (в кругу)
У меня в руках камешек.
Камешек ты передай
И скорее отвечай,
Как тебя будут звать,
Когда ты вырастишь?
Дети называют свои уменьшительные и полные имена.
Вика – Виктория
Женя – Евгения
Паша – Павел
Даня – Даниил
Саша – Александр
Миша – Михаил.
Воспитатель:
Имя выбирают родители, а отчество переходит от отца. Например, папу зовут Александр, значит отчество у ребёнка Александрович. Давайте поиграем с нашими именами и отчествами.
Дети встают в круг, передают мяч и называют свои имена с отчеством.
Воспитатель:
- Ребята, как вы думаете, понравится ли вашему другу, если вы будете называть его не по имени, а по кличке или прозвищу?
Дети:
- Нет.
Воспитатель:
- Конечно же, нет. Запомните, ребята, ничто не обижает человека так, как если окружающие коверкают его имя. Ведь имя даётся человеку от рождения и сопровождает его всю жизнь. Оно становиться как бы частью его самого. Имя радует человека, приносит ему удачу, даже счастье.
Кроме имени и отчества у человека есть ещё и фамилия. Она передаётся от дедов и прадедов.
Как вы думаете, зачем нужна фамилия?
Дети:
- Фамилия нужна для того, чтобы различать людей с одинаковыми именами.
Воспитатель:
- Когда на Земле людей было не много, то хватало и имён. А когда их становилось всё больше, то стали придумывать фамилии. Их придумывали по месту, где жил человек, по профессии, кем работал, по предметам.
Я вам предлагаю по картинкам придумать фамилии.
По предмету, изображённому на картинке, дети придумывают фамилии.
Машина – Машинкин, Машинов
Кровать – Кроваткин, Кроватин
Хлеб – Хлебов
Ручка – Ручкин
Ковёр – Ковров и т. д.
Воспитатель:
- Ребята, а сейчас послушайте музыку и подумайте, какое ваше имя по цвету, запаху, на вкус?
Дети слушают спокойную музыку, а потом говорят, с чем у них ассоциируется их имя.
Итог.
Воспитатель:
- О каком праве мы сегодня говорили?
Дети:
- Мы сегодня говорили о праве на имя.
Воспитатель:
- Кто выбирает имя ребёнку?
Дети:
- Имя выбирают ребёнку родные: мама, папа, бабушки, дедушки.
Воспитатель:
- Что есть у каждого человека кроме имени?
Дети:
- Кроме имени у человека есть отчество и фамилия.
Воспитатель:
- Ребята, почему нельзя грубо называть, дразнить человека?
Дети:
- Грубо называть и дразнить человека нельзя, потому что это очень сильно может его обидеть.
Воспитатель:
- У меня есть для вас волшебный цветок, который называется «Цветок правознания», на его лепестках мы будем вписывать ваши права. И какое право мы впишем сегодня?
Дети:
- Сегодня мы впишем право на имя.
Воспитатель:
- А когда мы впишем все ваши права, то увидим, сколько прав имеет ребёнок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект по социально-правовому воспитанию детей
Конспект занятия по социально-правовому воспитаниб для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников
Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....
Конспект по социально-правовому воспитанию для сташих дошкольников
Для дошкольников обязательным является формирование патриотических чувств путем осмысления таких понятий, как родители, род, Родина....
конспект занятия по правовому воспитанию в старшей группе детского сада
И другие конспекты по правовому воспитанию...
Конспект занятия по правовому воспитанию. Право на любовь
Конспект занятия в старшей группе «Право на любовь» Программное содержание: познакомить детей с правом на любовь, заботу; способствовать социально-нравственному развитию; воспитывать в детях д...
Конспект занятия по правовому воспитанию дошкольников "О правах играя"
Данное занятие разработано в рамках работы с дошкольниками по правовому воспитанию Содержит множетсво интересных игр...
конспект занятия по правовому воспитанию старшая группа
Конспект занятия в старшей группе «Моя семья»Программное содержание: сформировать понятие, что такое семья; закрепить представление о составе...