Методическая разработка тематического блока «Основы безопасной жизнедеятельности»
методическая разработка по обж (старшая группа) по теме
календарно-тематическое планирование по теме дня «Опасные ситуации дома: электричество» в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 248.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
(в рамках календарно-тематического планирования тематического блока «Основы безопасной жизнедеятельности», тема дня «Опасные ситуации дома: электричество» в старшей группе)
Выполнил: Семенченко С.В. Воспитатель ГБОУ СОШ (ОЦ) с. Челно-Вершины структурное подразделение детский сад «Солнышко» муниципального района Челно-Вершинский Самарской области
Календарно-тематическое планирование
Группа старшая
Тема недели: «Если дома ты один»
Тема дня (понедельник) «Опасные ситуации дома: огонь»
Тема дня (вторник) «Опасные ситуации дома: лекарства»
Тема дня (среда) «Опасные ситуации дома: мелкие предметы»
Тема дня (четверг) «Опасные ситуации дома: электричество»
Тема дня (пятница) «Встреча с незнакомцем»
Содержание ООП ДО в ДОУ
ОО «Социально- коммуникативное развитие»
Содержание: Формирование первичных представлений о безопасном поведении в быту.
Воспитание осознанного отношения к выполнению правил безопасности.
Расширять знания об источниках опасности в быту (электроприборы, газовая плита, утюг и др.).
Закреплять навыки безопасного пользования бытовыми предметами.
Закреплять основы безопасности жизнедеятельности человека.
Совместная деятельность педагога и детей | Условия для самостоятельной деятельности детей (организация развивающей предметно-пространственной среды) | Взаимодействие (сотрудничество) с родителями | |
НОД | Образовательная деятельность в режимных моментах | ||
НОД 1 Вид деятельности: познавательно- исследовательская ОО «Познавательное развитие» Форма: путешествие- экскурсия Тема: «Путешествие в прошлое лампочки» Цель НОД: познакомить с историей открытия электричества. Формировать у детей представление о безопасном поведении с электрическими приборами. Развивать мыслительную активность, любознательность, умение делать выводы. Вызвать интерес детей к прошлому этого предмета. Ход НОД 1.Приглашение к путешествию. Цель: настроить детей на позитивную работу. 2. Загадки про лампочку Цель: развивать умение детей отгадывать загадки о лампочке. 3. Рассматривание лучины, спичек, керосиновой лампы, светильника, лампочки, свечи. Цель: познакомить детей с разнообразием предметов для освещения в разные времена. 4. Рассказ и показ воспитателя об использовании каждого предмета освещения. Цель: показать принцип действия лучины, керосиновой лампы, светильника, лампочки, свечи. Уточнить знания детей о правилах безопасного обращения с огнем. 5.Рассказывание о правилах безопасности (по карточкам).
Цель: формировать умение рассказывать о правилах безопасности с электричеством. 6. Рассказ- описание электрической лампочки. Цель: развивать умение детей рассказывать о лампочке с помощью алгоритма. НОД 2 Вид деятельности: познавательно- исследовательская ОО «Познавательное развитие» Форма: экспериментальная лаборатория Тема: «Волшебное электричество» Цель НОД: вызвать интерес к исследовательской деятельности. Обобщить знания детей об электрических приборах, об их назначении в быту. Уточнить у детей понятия «электричество», «электрический ток». Закрепить представления у детей о правилах безопасного обращения с электроприборами. Развивать умение детей проводить исследования и делать выводы. Ход НОД 1. Ритуал приветствия. Цель: настроить детей на позитивную работу. 2.Загадка про электричество Цель: развивать умение детей отгадывать загадки об электричестве. 3. Дидактическая игра «Что есть, что было» Цель: уточнить представления детей о современных электроприборах, которые заменили старые вещи. 3. Рассказ воспитателя «Откуда берется электричество» Цель: расширять представления детей об электричестве. 4. Беседа с показом презентации о безопасном обращении с электроприборами. Цель: формировать у детей представления о правилах обращения с электроприборами.
5. Физкультминутка «Провода» Цель: снятие эмоционального напряжения у детей. 6. Опыт 1, Опыт 2, Опыт 3 Цель: формировать у детей представления о статическом электричестве, интерес к исследовательской деятельности. 8. Рефлексия Цель: систематизировать представления детей об электричестве. НОД 3 Вид деятельности: Коммуникативная ОО «Речевое развитие» Форма: Совместная игра Тема: «Чудо - вещи вокруг нас (электроприборы)» Цель НОД: Уточнить представление детей о чудо- вещах (электроприборах), о назначении основных электроприборов в доме., как с ними обращаться. Развивать умение детей образовывать существительное с уменьшительно- ласкательными суффиксами; образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падеже. Совершенствовать умение составлять предложения по сюжетным картинкам об электроприборах. Ход НОД 1. Организационный момент Цель: привлечь детей к деятельности. 2. Загадки о бытовых электроприборах. Автор: Татьяна Гусарова Цель: развивать объяснительную речь при отгадывании загадок. 3.Беседа Цель: совершенствовать умение детей отвечать на вопросы, побуждать к участию в беседе. Уточнить названия электроприборов, почему они так называются, правилах безопасного обращения с электричеством. 4. Музыкальная физминутка «Фиксики». Цель: развивать общую моторику по средствам физминутки 5. Дидактическая игра «Большой- маленький» Цель: развивать умение детей образовывать существительное с уменьшительно- ласкательными суффиксами 6. Дидактическая игра «Один- много» Цель: развивать умение детей образовывать существительные множественного числа в именительном и родительном падеже 7. Самостоятельное составление детьми предложений по сюжетным картинкам из серии «Электроприборы» Цель: совершенствовать умение составлять предложения по сюжетным картинкам об электроприборах. 5. Рефлексия Цель: обобщить представления детей о правилах безопасного обращения с электроприборами и электричеством. | Утро Беседа «Осторожно, электричество!» «Опасные предметы дома» «Наши помощники - электроприборы» Цель: уточнить представления детей об источниках опасности в доме, о правилах пользования бытовой техникой. Индивидуальная работа «В Выкладывание электроприборов из счетных палочек по контуру» Цель: развивать умение детей обдумывать и планировать практические действия, рассуждать, обосновывать свою идею Прогулка 1, 2 Подвижная игра «Ток бежит по проводам» Цель: формировать у детей умение играть запоминая слова и двигаться в соответствии с текстом Вечер Экспериментально-опытная деятельность «Волшебное электричество» Цель: обобщать знания детей об электричестве; познакомить детей с причиной возникновения и проявления статического электричества; воспитывать интерес к познанию окружающего мира Беседа с рассматриванием плакатов и фотоиллюстраций с изображением электроприборов «Если ты остался один дома» «Безопасность ребенка дома» Цель: познакомить детей с электроприборами и их назначением для жизни человека. Уточнить представление детей об опасности электричества. Просмотр мультфильмов «Фиксики и электричество» «Фиксики и электрический ток» Цель: формировать представление детей о технике безопасности при работе с электричеством. Словесная игра «Для чего что нужно» «Что лишнее» Цель: закрепить представление детей о чудо- вещах бытовой техники. Чтение сказки Ирины Гуриной «Про электрический ток» Цель: продолжать знакомить детей с техникой безопасности с электричеством Чтение стихов Валевский Анатолий «Электричество» Колодкин Владимир «Быстрый ток» Цель: воспитывать в детях чувство осторожности в обращении с электричеством, электроприборами. | Актуальная среда: Счетные палочки, картинки с изображением электроприборов Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами Выкладывают, рассуждают. Актуальная среда: разрезные картинки по теме «Электричество» Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами собирают картинки Актуальная среда: веревочка с узелками. Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами Двигаются по кругу, произносят текст игры. Актуальная среда: провод, воздушный шар, расческа, кусочки бумаги. Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами Рассказывают, действуют с предметами. Актуальная среда: рассматривают плакат «Наши помощники - электроприборы» Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами Рассматривают, рассуждают. Актуальная среда: видеозапись мультфильма «Фиксики» Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами Просматривают, обсуждают, высказывают свое мнение. Актуальная среда: мяч Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами Ловят мяч, рассказывают для чего нужен электроприбор. Актуальная среда: картинки на тему «Электроприборы» Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами Рассматривают, объясняют свои действия. Актуальная среда: книга с текстом произведений об электричестве. Возможные самостоятельные действия с предложенными материалами Обсуждают ошибки героев произведения. | Выставка рисунков «Осторожно электричество» Цель: организовать взаимодействие детей и родителей по развитию активности и творчества. Беседа «О предупреждении детской шалости» Цель: расширить знания родителей в вопросах безопасности детей связанных электричеством. Памятка «П Предупреждение несчастных случаев с детьми в быту» Цель: повысить компетентность родителей по предупреждению несчастных случаев в быту связанных с электричеством. |
КОНСПЕКТ
непрерывной образовательной деятельности воспитателя и детей (НОД)
по теме «Волшебное электричество»
Возрастная группа: старшая
Вид (виды) и разновидности деятельности детей (интегрированные виды деятельности):
«Восприятие художественной литературы» (чтение загадки)
«Социально-коммуникативная» (рассказ «Откуда берется электричество», беседа с показом презентации о правилах безопасности с электричеством)
«Двигательная» (физминутка «Провода»)
«Познавательно-исследовательская» (опыты)
Содержание деятельности детей (дидактические единицы):
представления детей о современных электроприборах, которые заменили старые вещи;
представления детей об электричестве;
представления о правилах обращения с электроприборами;
представления о статическом электричестве;
представления детей об опасном и безопасном электричестве;
Образовательные задачи.
ЗНАНИЯ
1. Уточнить представления детей о современных электроприборах, которые заменили старые вещи.
2. Расширять представления детей об электричестве.
3. Формировать у детей представления о правилах обращения с электроприборами.
4. Формировать у детей представления о статическом электричестве.
5. Систематизировать представления детей об опасном и безопасном электричестве.
ОТНОШЕНИЯ
1. Настроить детей на позитивную работу.
2. Снятие эмоционального напряжения у детей.
ДЕЙСТВИЯ
1. Формировать у детей интерес к исследовательской деятельности.
2. Развивать умение детей отгадывать загадки об электричестве.
Интегрированная форма: исследовательская лаборатория
Задания для совместной деятельности детей (вид, способы предъявления и способы представления решения):
Задание/ инструкция педагога (действие и его содержание) | Способ предъявления педагогом задания детям | Результат выполнения задания детьми |
Встаньте в круг, возьмитесь за руки и улыбнитесь друг другу | Словесный | Выполняют действия |
Отгадайте загадку, которая поможет вам узнать о том, что мы будем исследовать | Словесный | Отгадывают загадку |
Выберете себе по 1 картинке, рассмотрите, найдите человека, чтобы объединить пару: старинные вещи и современные электроприборы, которые их заменили | Аудиовизуальный Наглядно-практический | Выбирают карточки, находят и объединяют пару: старинные вещи и современные электроприборы, которые их заменили; раскладывают карточки в альбом парами |
Послушайте рассказ «Откуда берется электричество», рассмотрите предметы на столе, задайте интересующие вас вопросы | Словесный Аудиовизуальный | Рассаживаются, слушают рассказ об электричестве, рассматривают провода, задают интересующие их вопросы по теме |
Посмотрите на экран, расскажите о правилах обращения с электричеством | Словесный Аудиовизуальный | Рассматривают слайды, рассуждают, уточняют правила правилах обращения с электричеством |
Физминутка «Провода» Выполняйте движения в соответствии с инструкцией | Наглядно-действенный | Выполняют движения |
Потрите воздушный шарик о волосы, поднесите его к стене, расскажите, что вы наблюдаете. Составьте схему опыта в альбоме | Практический | Дети натирают шариком о волосы, подносят к стене, делают выводы. Составляют схему опыта в альбоме |
Возьмите расческу, расчешите волосы и прикоснитесь к бумажным бабочкам. Что вы видите? Составьте схему опыта в альбоме | Практический | Выполняют задание, исследуют, делают вывод Составляют схему опыта в альбоме |
Возьмите пластмассовые палочки и прикоснитесь к конфетти. Что вы видите? | Практический | Выполняют задание, высказывают свое мнение |
Возьмите кусочек шерстяной ткани и натрите палочку. Поднесите ее к бумажкам и потихоньку поднимите. Что получилось? Почему? Составьте схему опыта в альбоме | Практический | Выполняют задание, исследуют, рассуждают, делают вывод. Составляют схему опыта в альбоме |
Расскажите об альбоме исследовательской лаборатории, который мы сегодня составили | Словесный | Рассказывают о том, что узнали, делали |
Материалы и оборудование.
1. Стимульный материал:
– приглашение к участию (устное)
2. Материалы для деятельности детей:
*материалы для преобразования и трансформации
– игра (картинки старинных вещей, современных электроприборов)
– альбом для составления пары картинок
*материалы для представления заданий и результатов деятельности:
– альбом для составления схемы опытов (с пиктограммами)
*Материальные средства для деятельности детей:
– цветные воздушные шарики на каждого ребенка
– пластмассовые расчески на каждого ребенка
– пластмассовые палочки на каждого ребенка
– иллюстративный материал (предметные картинки, фотографии, пиктограммы)
– мелко нарезанная бумага- конфетти, бумажные бабочки
– кусочки шерстяной ткани
3. Дидактический материал:
– сценарий
– кусочки проводов
– пиктограммы
4. Оборудование (техническое обеспечение) деятельности детей:
– экран,
– ноутбук,
– мультимедиапроектор
–презентация о безопасном обращении с электроприборами.
Конструктор совместной деятельности педагога и детей
Этап | Деятельность педагога | Деятельность детей |
Мотивационно-целевой | Ритуал приветствия. Загадывает загадку про электричество, приглашает в исследовательскую лабораторию | Называют отгадку, принимают приглашение |
Содержательно-деятельностный | Предлагает рассмотреть альбом об истории электроприборов, разложить парами современные электроприборы со старинными вещами парами | Выбирают карточки, составляют пары с изображением современных электроприборов и старинных вещей; раскладывают в альбом парами |
Уточняет, знают ли дети, откуда берется электричество. Рассказывает об электричестве | Внимательно слушают, задают интересующие их вопросы, рассматривают кусочки провода | |
Предлагает посмотреть презентацию и рассказывает правила обращения с электричеством | Рассматривают слайды, обсуждают, называют правила обращения с электричеством | |
Предлагает поиграть в игру «Провода» | Держатся за руки, выполняют движения в соответствии с инструкцией | |
Предлагает провести опыт с шаром. Предлагает потереть шарик о волосы и поднести воздушные шарики к стене | Дети натирают шариком о волосы и подносят к стене | |
Объясняет, что когда натирали шариком о волосы. Он наэлектризовался и поэтому притянулся к стене. | Дети слушают, делают выводы, составляют схему опыта | |
Предлагает расчесать волосы расческой и прикоснуться к бумажным бабочкам | Расчесываются, касаются расческой бабочек. Делают вывод: расческа тоже наэлектризовалась Составляют схему опыта | |
Предлагает взять палочку и поднести ее к бумажкам и потихоньку поднять, ответить на вопрос: что вы видите? | Выполняют действия палочкой, отвечают на вопрос | |
Предлагает взять кусочек шерстяной ткани, натереть палочку и поднести ее к бумажкам и потихоньку поднять, ответить на вопрос: что случилось? Почему? | Выполняют действия с палочкой и шерстяной тканью. Делают вывод, что палочка от ткани наэлектризовалась Составляют схему опыта | |
Предлагает ответить на вопрос опасно ли электричество, которое увидели при проведении опытов | Отвечают на вопрос, делают выводы | |
Оценочно-рефлексивный | Предлагает представить составленный альбом исследовательской лаборатории и рассказать о работе в ней | Рассказывают о своей работе в исследовательской лаборатории |
Методы и приемы (методическое сопровождение)
Перечислите и опишите методы (и примы по их реализации), которые вы будете использовать при организации деятельности детей по выполнению заданий и которые обеспечат решение поставленных вами задач.
Например. 1. Беседа по картине. Вопросы для беседы: 1. … 2. … 3. … 4. … 2. Анализ проблемной ситуации. Описание ситуаций: … 3. Предъявление детям алгоритма составления загадки (приложение 1). 4. Напоминание детям плана описания предмета: 1. … 2. … 3. …
1. Методы стимулирования и мотивации деятельности детей, их интереса к деятельности (эмоциональная и интеллектуальная стимуляция):
– ритуал приветствия;
– создание проблемной ситуации;
– создание ситуации успеха.
Ритуал приветствия:
Дети, встают по кругу, берутся за руки.
- Ребята, давайте улыбнемся друг другу. Я рада видеть ваши лица, ваши улыбки. Улыбнитесь! Ваши улыбки зажглись, словно электрические лампочки, и озарили все вокруг.
- Ребята, вы хотите узнать, почему зажигаются лампочки?
Предлагаю нам сегодня отправиться в исследовательскую лабораторию, где нам помогут смекалка и те знания, которые вы уже приобрели.
2. Методы организации и осуществления деятельности:
– словесные (рассказ, беседа, чтение),
Рассказ «Откуда берется электричество»
Электричество вырабатывается на электростанциях и приходит к нам в дом по проводам. (Показать детям провода) Он чем-то похож на реку, только в реке течет вода, а по проводам текут очень маленькие частицы-электроны. Этот провод – дорожка. Сверху она одета в резиновую рубашку, а под ней пучок тонких медных проволочек, по ним и попадает ток в дома, больницы, школы, детские сады.
В нашей группе тоже есть электричество. По каким предметам можно догадаться о наличии электричества? (Ответы детей) Да это розетки, выключатели, музыкальный центр, светильники. - Сейчас электричество есть в каждом доме. Он - наш помощник. С его помощью работают все электроприборы
- Чтение загадки:
К дальним селам, городам
Кто идет по проводам?
Светлое величество.
Это …(электричество)
– аудиовизуальные (сочетание словесных и наглядных методов),
Дидактическая игра «Что есть что было»
Цель: уточнить представления детей о современных электроприборах, которые заменили старые вещи.
Материал: карточки с изображением современных электроприборов и старинных вещей, альбом с кармашками-файлами для составления пар.
Содержание: разложить в альбом парами карточки с изображением современных электроприборов и старинных вещей.
- Беседа с показом презентации о безопасном обращении с электроприборами.
Человек не может обнаружить электрический ток: он не имеет запаха, цвета и действует бесшумно. Электричество – наш друг и помощник, но он может превратиться во врага. Почему, ребята?
Чтобы электричество было другом и помощником, надо запомнить несколько простых правил. Давайте их назовем (Показ презентации. Дети называют правила).
1.Выходя из дома, необходимо выключить телевизор, магнитофон, утюг и другую бытовую технику. Включенные и оставленные без присмотра электроприборы могут стать причиной пожара.
2. Нельзя тянуть руками электрический провод, нужно брать в руки только вилку.
3.Ни в коем случае нельзя подходить к оголенным проводам и дотрагиваться до них. Это опасно для жизни.
4.Нельзя прикасаться мокрыми руками к электроприборам.
5.Нельзя вставлять в розетку никакие предметы.
Гвоздики и пальчики
В розетку не вставлять.
Электричество опасно-
Это каждый должен знать!
– практические (упражнение, поручение),
Выполнение заданий физминуки
Текст физминутки | Действия детей |
Воспитатель «розетка», один из детей «лампочка», остальные - провода. Все дети присаживаются на корточки, на одном конце розетка (воспитатель), на другом лампочка (ребенок). Все держатся за руки, первым встает воспитатель, затем следующий за ним ребенок, присаживается и так далее, пока ток не дойдет до лампочки, последний игрок встает и поднимает руки вверх. Затем лампочка выключается и все происходит в обратной последовательности. |
– наглядно-практические (эксперимент, опыт, моделирование, оказание дозированной помощи: с опорой на алгоритм, схему).
– Проведение опыта 1.
Цель: формировать у детей представления о статическом электричестве, интерес к исследовательской деятельности.
Материал, оборудование: воздушные шары по количеству детей.
Содержание: Дети натирают шариком о волосы и подносят его к стене. Составляют схему опыта пиктограммами в альбоме.
– Проведение опыта 2.
Цель: формировать у детей представления о статическом электричестве, интерес к исследовательской деятельности.
Материал, оборудование: расчески по количеству детей, бабочки, вырезанные из бумаги.
Содержание: Дети расчесываются, касаются расческой бабочек. Составляют схему опыта пиктограммами в альбоме.
– Проведение опыта 3.
Цель: формировать у детей представления о статическом электричестве, интерес к исследовательской деятельности.
Материал, оборудование:
Содержание: Дети подносят пластмассовую палочку к конфетти и потихоньку поднимают. Дети натирают пластмассовую палочку шерстяной тканью и поднести к конфетти и потихоньку поднимать. Составляют схему опыта пиктограммами в альбоме.
- Методы контроля и самоконтроля:
– коллективный смотр,
– рефлексия деятельности.
Давайте посмотрим альбом нашей исследовательской лаборатории и представим результаты работы. Дети по страницам альбома рассказывают о проделанной работе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическая площадка "Основы безопасности жизнедеятельности"
Организация работы в летне-оздоровительный период...
![](/sites/default/files/pictures/2013/11/27/picture-246027-1385579989.jpg)
Собственные методические разработки на тему: «Основы безопасности и жизни»
laquo;Основы безопасности и жизни»...
Календарно-тематическое планирование тематического блока "Основы безопасной жизнедеятельности"
Рекомендовано воспитателям детей старшего дошкольного возраста...
Методическая разработка: проект «Формирование навыков безопасности жизнедеятельности у дошкольников»
В дошкольном учреждении следует проводить целенаправленную работу по проблеме обучения детей безопасному поведению на улице, так как дети ещё не умеют в должной степени управлять своим поведением, не ...
![](/sites/default/files/pictures/2020/03/13/picture-1226804-1584105156.jpg)
Методическая разработка на тему" Основы безопасности жизнедеятельности для детей дошкольного возраста"
Общеизвестно, что детство это уникальный период в жизни человека, именно в это время формируется здоровье, происходит становление личности. Опыт детства во многом определяет взрослую жизнь человека. В...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-947888-1505451183.jpg)
Методическая разработка по обучению основам безопасности дорожного движения Марафон предприимчивости «Азбука дорожной безопасности»
Ежегодно на дорогах городов нашей страны совершаются сотни дорожно-транспортных происшествий, в результате которых десятки детей погибают, сотни получают ранения и травмы. Именно поэтому дорожно-транс...