Методическое пособие для педагогов ДОУ "Дети! Дорога!Безопасность!"
методическая разработка по обж (младшая группа) на тему
Педагогический проект
детей второй младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskoe_posobie.doc | 760.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Актуальность
Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому изучение правил дорожного движения является одной из главных задач на сегодняшний день. Чтобы оградить детей от опасности, надо как можно раньше начать готовить их к встрече с улицей, городским движением, приучать обращаться к старшим за помощью, а также и самим правильно и своевременно реагировать на сложившуюся ситуацию. Чем раньше удастся познакомить ребенка с правилами дорожного движения, сформировать у него навыки культуры поведения в транспорте, на улице, тем меньше вероятность нежелательных происшествий с ним на дороге.
В проекте представлено знакомство с основными правилами дорожного движения. Реализация осуществляется через игровые занятия, различные виды деятельности (игры, беседы). Дети подробно знакомятся с Правилами дорожного движения, рассматривают различные проблемные ситуации и приходят к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека.
Проблема
В нашей стране, как и во всем мире, увеличивается количество дорожно-транспортных происшествий: по статистике, каждой десятой жертвой ДТП становится ребенок. Дети часто страдают от непонимания той опасности, которую представляет собой автомобиль. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения. Обеспечение безопасности движения становится важной задачей, и особое значение приобретает обучение маленьких пешеходов, пассажиров.
Цель:
- Формировать первоначальные представление о видах транспорта, светофоре, дорожном знаке – «Пешеходный переход»;
- Формировать чувство ответственности и сознательности – «Мы – участники дорожного движения»;
- Совершенствовать культуру поведения на улице
Участники: дети второй младшей группы МКДОУ №1 «Улыбка», воспитатели группы, родители воспитанников.
Сроки проведения: с 25.11.2017 г. по 29.11.2017 г.
Итоговое мероприятие: развлечение «Научим котика переходить дорогу».
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, игра, безопасность, социализация.
Цель детей:
- узнавать проезжую часть дороги, обочину, тротуар;
- запомнить три основных сигнала светофора;
- узнавать и правильно называть транспорт: автобус, грузовик,
полицейская машина.
Линии развития | Образовательные области | Задачи | ||
Воспитательная | Развивающая | Обучающая | ||
Физкультурно-оздоровительное | Физкультура | Воспитывать интерес к двигательной активности в процессе организации подвижных игр. | Развивать моторику, координацию движений в процессе двигательной активности. | Продолжать формировать культуру движений (ритмичность, выразительность, четкость). |
Здоровье | Воспитывать культурно-гигиенические навыки. | Развивать культуру здорового образа жизни | Формировать у детей ответственность в сохранении собственного здоровья. | |
Безопасность | Воспитывать навыки безопасного поведения на дороге и в транспорте. | Развивать умение внимательно относиться к соблюдению Правил Дорожного Движения. | Знакомить с элементарными правилами безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира | |
Социально-личностное | Социализация | Совершенствовать культуру поведения на улице и в транспорте. | Развивать у детей контроль и самоконтроль, умение ориентироваться в транспортной ситуации. | Учить детей общению со сверстниками и взрослыми |
Труд | Воспитывать уважение и бережное отношение к труду других людей. | Развивать элементарные навыки самообслуживания | Формировать у детей знания о профессиях людей: водитель, шофер, кондуктор, таксист | |
Познавательно-речевое | Познание | Воспитывать у детей любовь к родному городу | Развивать детей способность воспринимать реальность города. | Формировать у детей знания о Правилах Дорожного Движения. |
Коммуникация | Воспитывать интерес к новым элементам и явлениям. | Развивать умение использовать все части речи. | Пополнять активный словарь за счет названий автомашин, название частей дороги, знаков. | |
Чтение художественной литературы | Воспитывать любовь к чтению, желание слушать литературное произведение до конца. | Развивать умение отвечать на вопросы воспитателя по содержанию произведения. | Знакомить детей с правилами дорожного движения через знакомство с литературными произведениями | |
Художественно-эстетическое | Художественное творчество | Воспитывать уважение к продуктам художественного творчества сверстников | Развивать фантазию у детей, художественный вкус. | Формировать умение отражать свои знания и представления об элементах улицы в результатах своей творческой деятельности |
Музыка | Воспитывать любовь к музыке, музыкальным произведениям. | Развивать умение понимать смысл произведения, умение рассказывать содержание песни. | Знакомить с музыкальными произведениями на тему «Правила дорожного движения» |
План по развитию предметно-развивающей среды
Центр активности | План | |
Предметная деятельность | ||
Педагоги | Дети, семья | |
Гараж | Простейший макет улицы, где обозначены тротуар и проезжая часть; Мелкие машины для обыгрывания построек. Большие легковые машины и грузовики, рули, нагрудные изображения различных видов транспорта Макет светофора, игрушечный жезл, фуражка работника ГИБД | Макет транспортного светофора. Цветные палочки для сюжетно-ролевой игры |
Используемая литература | С. Михалков «Бездельник светофор», «Дядя Степа - милиционер», Б. Житков «Светофор», О. Тарутин «Для чего нам светофор», Н. Носов «Автомобиль», В. Головко «Правила движения», Н. Калинина «Как ребята переходили улицу» Картинки для игры на классификацию видов транспорта «На чем едут пассажиры». «Найди такую же картинку» | Книги с иллюстрациями транспорта, фотографии, картинки (рассматривать, беседовать по содержанию) |
Конструирования | Крупный и мелкий деревянный конструктор, конструктор-Лего, мелкие игрушки | Кубики, мелкие игрушки (конструировать, использовать в обыгрывании построек |
Художественного творчества | Раскраски с изображением транспорта, карандаши, восковые мелки, фломастеры, клей, краски Изображение дорожных знаков. | Рисунки детей и родителей на тему «Транспорт нашего города». |
Организация совместной деятельности воспитателей и детей по теме
Дата | Образовательная деятельность, осуществляемая в ходе режимных моментов | Непосредственно-образовательная деятельность | |
1 половина дня | 2 половина дня | ||
25.11.17 Пн | Беседы о транспорте, о труде водителя, где и как переходить улицу» Цель: уточнить знания детей о транспортных средствах, пополнить их активный словарь за счет названий автомашин, рассказать о труде водителя. Дидактическая игра «Собери машину», «Сложи дорожный знак», Цель: развивать мышление, внимание, закреплять знание основных частей машины | Сюжетно-ролевая игра «Автосалон». Цель: формировать умение оставлять описание машин, пользуясь планом, предложенным воспитателем, воспитывать навыки культурного общения, активизировать словарь. Рассматривание и раскрашивание изображений различных транспортных средств, раскраска «Городской транспорт». Цель: расширять представление детей о многообразии транспортных средств, закрепить обобщающее понятие транспорт. Чтение художественной литературы:Рыжова Е. «Транспорт большого города» | 1. Познание (ФЦКМ Формирование целостной картины мира) - «Незнайка в гостях у ребят». Познакомить детей с разнообразным наземным транспортом. Отметить характерные отличительные признаки пассажирского транспорта от грузового. Закрепить знания детей об элементах дороги: проезжая часть, тротуар, и о правилах перехода проезжей части. Воспитывать навыки культурного поведения в общественном транспорте. 2.Физическая культура «Игровые упражнения». Закреплять знания детей о правилах ДД, развивать внимание, наблюдательность, координацию движений, умение преодолевать препятствие, воспитывать в детях целеустремлённость, настойчивость, дружелюбие |
26.11.17 Вт | Беседа: «Мы пешеходы» (о светофоре, его назначении, значении сигналов светофора) Дидактическая игра «Светофор» (внимание) Цель: закрепить представления детей о назначении светофора, его сигналах, представления детей о цветах (красный, зеленый, желтый) Подвижная игра «Светофор» | Работа в книжном уголке: оформление выставки книг по ПДД. Цель: обучать умению отбирать книги по тематике, развивать мышление, эстетические чувства при оформлении выставки, вызвать желание сделать свою собственную книжку по ПДД. Чтение художественной литературы: «Правила дорожного движения» А. Тюняев, «Дорожная азбука в картинках», | 1.Физическая культура – «Мы по городу идём» - Закреплять навыки ходьбы по уменьшенной площади опоры, по наклонной плоскости, упражнять в прыжках с небольшой высоты; уточнять и обобщать знания о транспорте и его назначении, способствовать развитию слухового и зрительного внимания, развивать координацию движений. 2.ФЭМП – «Посчитаем машины с мишкой» - закреплять знание счета в пределах трёх, знание основных геометрических фигур, цветов; развитие умение ориентироваться в пространстве, формировать умение различать противоположные признаки предметов; развивать воображение, логическое мышление и моторику рук. |
27.11.17 Ср | Беседа «Дорога не место для игр», о правилах поведения в общественном транспорте. Цель: формирование умения соблюдать элементарные правила поведения в общественном транспорте, дать представление, для чего это необходимо. Самостоятельная художественная деятельность: создание иллюстраций для оформления книжки-малышки о ПДД в подарок Светофорчику. Цель: развивать у детей умение передавать свои впечатления, полученные ранее, воспитывать самостоятельность в создании образа. | Сюжетно-ролевая игра «Автобус» Цель: закреплять правила поведения в автобусе, при входе и выходе из него; уточнять представления о работе водителя, кондуктора; формировать культуру общения. Чтение художественной литературы: В.Тимофеев «Для пешеходов» Строительные игры: закреплять знания элементов улицы, развивать воображение и конструктивные способности Дидактическая игра: «Найди такую же картинку» | 1.Коммуникация/Чтение художественной литературы – «Чтение стихотворения С. Михалкова «Велосипедист». Составление рассказов «Что я видел, когда шёл в детский сад?» - воспитывать положительное отношение к соблюдению правил дорожного движения, развивать память; воспитывать умение внимательно слушать произведение и отвечать на вопросы по содержанию; развивать умение использовать в речи прилагательные. |
28.11.17 Чт | Лото «Дорожные знаки» Цель: закреплять знания о дорожных знаках, развивать внимание и память. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц города и различных домов. Познакомить с улицей: длинная, широкая, красивая. На улице много домов, по улице ходят люди и движутся машины. | Сюжетно-ролевая игра «На улицах города» Цель: закреплять у детей навыки безопасного поведения на улице, развивать умение использовать в игре постройки из строительного материала. Отгадывание загадок по ПДД. Художественная деятельность в ИЗО уголке: «Дорога для автомобилей» | 1. Физическая культура: «Мы по городу идём 2» - закреплять навыки ходьбы по гимнастической скамье; упражнять в прыжках вперед; уточнять и обобщать знания детей о транспорте, его назначении; способствовать развитию слухового и зрительного внимания; развивать координацию движений 2.Рисование - Оформление коллажа «Моя улица» - Донести до сознания детей, что дороги на улице имеют знаки, и каждый из них о чем-то предупреждает участников дорожного движения, развивать фантазию детей. |
29.11.17 Пт | Беседа «Где можно играть» Цель: уточнить знания детей об опасности игр у проезжей части, учить предвидеть опасность в той или иной ситуации. Дидактическая игра «Правильно веди себя на улице» Цель: закреплять знания детей о ПДД для пешеходов, воспитывать уважение и желание их выполнять. Рассматривание иллюстраций, фото с видами родного ЗАТО п.Солнечного | Развлечение «Урок для кота Мурлыки». Цель: Закреплять знания детей об элементарных правилах дорожного движения; формировать умение правильно отвечать на вопросы по тексту; создавать у детей хорошее настроение, положительный эмоциональный настрой, обогащать словарный запас. | 1.Музыка: (по плану музыкального руководителя) 2.Лепка/Аппликация: «Городок наш любимый» (коллективная работа) - Продолжать формировать у детей навыки коллективной работы, отражать в аппликации свои знания и представления об элементах улицы, формировать умение правильно располагать небольшую деталь на большей по объёму плоскости. |
Приложение 1
Консультация для родителей
Уважаемые мамы и папы!
Вы являетесь образцом поведения. Вы – объект любви и подражания для ребенка. Это необходимо помнить всегда и тем более, когда делаете шаг на проезжую часть дороги вместе с малышом.
Чтобы Ваш ребенок не попал в беду, воспитывайте у него уважение к правилам дорожного движения терпеливо, ежедневно, ненавязчиво.
- Ваш ребенок должен играть только во дворе под Вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!
- Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и используйте ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.
- Знакомьте малыша с транспортом, пешеходами.
- Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатление от увиденного. Пусть Ваш малыш сам приведет Вас в детский сад, а из детского сада домой.
В этом возрасте Ваш ребенок должен знать:
- на дорогу выходить нельзя;
- дорогу переходить можно только с взрослыми, держась за руку вырываться нельзя;
- переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;
- пешеходы – люди, которые идут по улице;
- чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться светофору:
Красный свет – Движенья нет.
А зеленый говорит: «Проходите, путь открыт»;
- машины бывают разные, это – транспорт. Машинами управляют шоферы (водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога);
- когда мы едем в автобусе, троллейбусе, нас называют пассажирами;
- когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень.
Уважаемые мамы, папы!
Отнеситесь ответственно к нашим советам. Ведь от Вашей культуры поведения на улице, в общественном транспорте, от Вашего уважения к правилам дорожного движения зависит жизнь и здоровье Вашего ребенка!
Приложение 2
Конспект итогового мероприятия по проекту:
«Чем опасна дорога?»
на тему:
"Научим котика переходить дорогу"
Ход:
Вед: - Ребята, сегодня к нам в гости придет кот, по имени Мурлыка. Он очень хочет с вами поиграть. Давайте громко похлопаем в ладоши, чтобы он скорее к нам пришел. (Дети хлопают. Входит кот.)
Кот: - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Васька. Я кот, который гуляет сам по себе, где хочет и когда хочет.
Вед: - Уважаемый кот Василий, а ты всегда соблюдаешь правила поведения на проезжей части, т.е. на дороге?
Кот: - Никаких правил я не знаю и соблюдать их не хочу. Я просто люблю гулять.
Вед: - Ой, ребята, боюсь я за Васеньку, как бы он беду не попал! Ведь он не знает правила пешехода.
Кот: - А давайте погуляем?
Вед: - Ну, что же, пошли. Только гулять надо по тротуару.
Кот: - Ну и почему я должен гулять только по тротуару?
Вед: - Ребята, давайте поиграем с Васькой в игру “Машины”?
(Дети берут в руки рули и двигаются с воспитателем по кругу, периодически нажимают на воображаемый звуковой сигнал. Кот испуганно бегает среди детей.)
Вед: - Ну, что, заезжаем все в гараж.
Кот: - Ух, и испугался же я. Машины как поедут со всех сторон, не до прогулки мне было, как бы самому целым остаться.
Вед: - Вот видишь, чуть – чуть не случилась с тобою беда, под колеса машин ты мог бы попасть. Надо ходить по тротуару!
Кот: - Ну, ладно, я буду гулять по вашему тротуару. А вдруг мне надо перейти на другую сторону улицы, что же мне делать?
Вед: - Тебе надо искать “Зебру”.
Кот: - Зебру? Она же в жарких странах живет.
Вед: - Зебра в Африке живет, полосатая очень.
Воду пьет, траву жуют, порезвиться хочет.
А у нас на улице, здесь у перекрестка,
Точно зебра, в самый раз, переход в полоску.
Кот: - Ну и зачем она мне?
Вед: - “Зебра” – это участок дороги, по которому нам пешеходам разрешается переходить улицу, обозначается широкими белыми линиями: белая полоса, черная полоса и опять белая, и т.д.
Кот: - Теперь мне понятно, где тут зебра. Нужно переходить дорогу по зебре.
Вед: - Да здесь еще и знак есть. Ребята, на какой геометрической фигуре нарисован человек, идущий по пешеходному переходу?
Дети: - квадрат.
Кот: - А если я не найду такой знак и эту вашу зебру, что мне тогда улицу не переходить?
Вед: - Начинаем разговор про трехглазый светофор.
Он не зря горит над нами разноцветными огнями!
Кот: - Это еще что за животное?
Вед: - Светофор поможет перейти дорогу. Он скажет можно переходить или нет.
Кот: - Он еще и разговаривает?
Вед: - Нет, он нам не словами скажет, а глазками.
Кот: - А как это глазками?
Вед: У светофора есть три огонька – сигнала: красный, желтый и зеленый. (Ведущая показывает цвета). Их и называют глазками, но они загораются не сразу, а по очереди.
Васька, как ты думаешь, на какой свет можно переходить дорогу?
Кот: - Не знаю я, ребята, помогайте.
Дети: - Зеленый.
Вед: - А на какой нельзя переходить дорогу?
Кот: - Да не знаю я.
Дети: - красный.
Вед: - А если горит желтый?
Кот: - Надо подумать.
Вед: - Да, надо становиться и подождать, когда загорится красный свет.
Кот: - Кажется, я все понял. Если гулять, не соблюдая правил, то может случиться беда.
Чтобы руки были целы,
Чтобы ноги были целы,
Знаки эти надо знать,
Надо знаки уважать!
Спасибо, что рассказали мне о них. Пойду гулять дальше.
Вед: - Пожалуйста, приходи, Васенька, к нам еще. Мы тебе еще что-нибудь расскажем интересное. До свидания!
И вы, ребята, должны соблюдать правила поведения на проезжей части!
Приложение 3
Анализ работы по проекту
К окончанию проекта у детей сформировались знания правил дорожного движения и навыков безопасного поведения на дороге.
Все проблемные ситуации проходили через игровые занятия, различные игры, беседы.
Дети подробно знакомились с Правилами дорожного движения, рассматривали различные проблемные ситуации и пришли к выводу, что знание правил необходимо в жизни каждого человека.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Учебно - методическое пособие для педагогов по теме:" Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"
Мастер - класс для воспитателей районного уровня по теме: " Методические приемы обучения дошкольников технике оригами"Предоставленный материал: конспект мастер класса и презентация...
методическое пособие для педагогов и родителей Растим здоровым малыша
Материал из опыта работы , в данном пособии педагоги смогут найти описание гимнастики, которую можно использовать в работе с детьми, а также комплексы зрительной, пальчиковой, дыхательной гимнас...
методическое пособие для педагогов ДОУ: дидактические игры "Писатель" по речевому развитию для детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
методическое пособие предназначено в помощь педагогам ДОУ для работы с детьми старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИ...
Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год.
Публикация проекта "В гости Сказка к нам пришла" в методическом пособии для педагогов дошкольных учреждений "Проектный метод в деятельности ДОУ", г. Нижнекамск - 2014 год....
Методическое пособие для педагогов "Формы работы с воспитателями. Музыкальный уголок в группе"
В данном материале изложены формы работы музыкального руководителя с воспитателями, роль воспитателя в музыкальном развитии ребенка, советы по организации музыкальных уголков в группах и пр....
Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»
Учебно - методическое пособие для педагогов на тему: «Влияние использования социо-игровых технологий в образовательном процессе на социально-личностное развитие детей дошкольного возраста»...
Методические разработки: методическое пособие для педагогов «План работы по нравственно-патриотическому воспитанию для педагогов ДОУ»
План работы по нравственно-патриотическому воспитанию для педагогов ДОУ...