ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ОСТОРОЖНО, НЕЗНАКОМЕЦ!» Тема: «Формирование основ безопасности у дошкольников»
проект по обж на тему

С увеличением внешних угроз и отсутствия у детей навыков личной безопасности появилась необходимость поиска механизма для формирования у дошкольника сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, правильного поведения в различных ситуациях. Террористические акты, рост преступности, военные конфликты особенно остро сказывается на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость и любознательность, обуславливают его поведение в опасной ситуации и способствует его большей уязвимости. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ

«ОСТОРОЖНО, НЕЗНАКОМЕЦ!»

Тема: «Формирование основ безопасности у дошкольников»

                                            Разработан:

                                                          Пименовой Ольгой

                                                 Геннадьевной

                                                                   Должность: воспитатель

                                                                                          МБДОУ «Детский сад №27«Рябинка»

г. Новочебоксарск

ПРОЕКТИРОВАНИЕ РАБОТЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ  НА БАЗЕ МБДОУ «ДЕТСКИЙ САД № 27» Г.НОВОЧЕБОКСАРСК

 Педагогический проект «Осторожно, незнакомец!»

1.Паспорт проекта

Таблица 1 - Паспорт проекта

Название

проекта

«Осторожно, незнакомец!»

Тема проекта

Формирование основ безопасности у дошкольников

Автор проекта

Пименова Ольга Геннадьевна, студентка 4 курса,

группы 2-04, шифр-285 «Дошкольное образование»

Место

Реализации

проекта

МБДОУ «Детский сад № 27» г. Новочебоксарск, старшая группа «Капитошка»

Проблема, на

решение

которой

направлен

проект

С увеличением внешних угроз и отсутствия у детей необходимых навыков личной безопасности появилась необходимость поиска механизма для формирования у дошкольника сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности, правильного поведения в различных ситуациях. Террористические акты, военные конфликты, рост преступности особенно остро сказывается на детях. Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость и любознательность, обуславливают поведение в опасной ситуации и способствует его большей уязвимости. Ребенок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

Цель проекта

Формирование у детей осознанного выполнения правил поведения при общении с незнакомыми людьми, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья.

Задачи проекта

1.Предостерегать дошкольников от контактов с незнакомыми людьми, развивать осторожность, осмотрительность в общении.

2. Познакомить детей с типичными опасными ситуациями контактов с незнакомыми людьми правилами поведения с незнакомыми людьми.

3. Обучать необходимым мерам осторожности, воспитывать навыки личной безопасности.

4. Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу формирования основ безопасности у дошкольников в общении с незнакомыми людьми.

Участники проекта

Педагоги, воспитанники старшей группы и их родители

Сроки

реализации

проекта

Проект средней продолжительности -  с 31.10.2017 г. по 10.02.2018 г.

Ожидаемые

результаты

1.Дети имеют представления о том, что не все люди с приятной внешностью имеют добрые намерения.

2.Дети называют опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету; представляется знакомым родителей или сообщает, что он действует по их просьбе; взрослый открывает машины и приглашает ребенка покататься; опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя открывать дверь чужому.

3.Дети знают, что при насильственном поведении взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих; нельзя открывать дверь чужому, даже если незнакомого человека ласковый голос; осознает, что нужно уметь сказать «нет» другим детям, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию (поджечь костер, вылезти на крышу, спуститься в подвал, залезть на дерево, пойти в лес и т.д)

4.Родители воспитанников знакомы с задачами реализуемыми в детском саду по формированию основ безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми; ознакомлены с методами и приемами обучения дошкольников безопасному поведению в общении с незнакомыми людьми; родители активно сотрудничают с детским садом по вопросу формирования у детей основ безопасного поведения в условиях детского сада и семьи.

2.Актуальность (проблема)

Жизнедеятельность человека неразрывно связана с окружающей его средой обитания, которая в свою очередь наполнена большим количеством опасностей. Проблема безопасности жизнедеятельности признается во всем мире, и считается одной из наиболее важных проблем требующих решения. Каждый человек, и взрослый, и ребенок в любой момент может оказаться в чрезвычайной ситуации.

Техногенные и экологические катастрофы, террористические акты, военные конфликты, рост преступности, социальная и экономическая нестабильность особенно остро сказываются на детях.

Такие особенности дошкольника, как доверчивость, внушаемость, открытость в общении и любознательность, обусловливают поведение в опасной ситуации и способствуют его наибольшей уязвимости, поэтому то, что для взрослого не является проблемной ситуацией, для ребенка может стать таковой, так как ребёнок по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.

На пороге третьего тысячелетия актуализировалась необходимость поиска механизма для формирования у подрастающего поколения сознательного и ответственного отношения к вопросам личной безопасности из-за отсутствия навыков правильного поведения в различных ситуациях. Специалистами разных научных направлений отмечается, что формирование ответственного отношения человека к своей безопасности должно проходить на всех этапах его жизни, а начинать ее необходимо именно с дошкольного возраста. И поэтому задача взрослых состоит не только в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями.

3.Анализ внешней и внутренней среды

Анализ внешней среды

Социальное развитие – многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности. В этом плане актуальны задачи, связанные не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и формированием осознанного отношения к принятию имеющихся и сложившихся в обществе ценностей. Это познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков. Оно характеризуется уровнем освоения детьми различных норм и правил поведения.

Современная жизнь доказала необходимость обеспечения безопасности жизнедеятельности и требует обучения сотрудников ДОУ, родителей и воспитанников безопасному образу жизни в сложных условиях социального, техногенного, природного и экологического неблагополучия.

Изучение «Основ безопасности жизнедеятельности» реализует основные положения Конституции Российской Федерации, ФЗ «Об образовании в РФ», «О безопасности», «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «О борьбе с терроризмом», «О гражданской обороне», Основах законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан, Концепции национальной безопасности Российской Федерации и других нормативно-правовых актов в области безопасности.

В дидактике признается наличие трех наиболее известных основных систем организационного оформления педагогического процесса, отличающихся одна от другой количественным охватом обучающихся, соотношением коллективных и индивидуальных форм организации деятельности детей, степенью их самостоятельности и спецификой руководства учебно-воспитательным процессом со стороны педагога.

В соответствии с ФГОС дошкольного образования, социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально-коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения всех людей.

Анализ внутренней среды

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному - речевому развитию детей № 27 «Рябинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики функционирует с 1976 года. Заведующий - Балукова Валентина Николаевна. В детском саду функционирует 7 групп: первые младшие группы – 2, дошкольные группы – 5. Количество детей в ДОУ – 140 чел.

Согласно Уставу МБДОУ "Детский сад № 27 «Рябинка»" города Новочебоксарска Чувашской Республики,  управление образовательной организацией осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством Чувашской Республики, нормативных правовых актов органов местного самоуправления города Новочебоксарска Чувашской Республики.

Органами управления образовательной организации являются: заведующий, а также предусмотренные уставом образовательной организации, органы: общее собрание работников, педагогический совет, управляющий совет.

Непосредственное управление деятельностью образовательной организации осуществляет прошедший соответствующую аттестацию заведующий ДОУ, назначаемый на эту должность и освобождаемый от нее учредителем. К компетенции заведующего ДОУ относятся вопросы осуществления текущего руководства деятельностью образовательной организации, за исключением вопросов, отнесенных федеральными законами или настоящим уставом к компетенции учредителя или уполномоченного органа.

Управляющий совет образовательной организации - коллегиальный орган самоуправления образовательной организации, реализующим принцип государственно-общественный характер управления образованием, является (Положение об Управляющем совете МБДОУ «Детский сад № 27 «Рябинка»).

Общее собрание работников - форма самоуправления образовательной организации в виде его органа самоуправления, обеспечивающего возможность участия всех работников в управлении образовательной организации. Полномочия трудового коллектива образовательной организации осуществляется общим собранием членов трудового коллектива. (Положение об Общем собрании работников МБДОУ «Детский сад № 27 «Рябинка»).

Педагогический совет - коллегиальный орган самоуправления образовательной организации, осуществляющим развитие, совершенствование и организацию образовательного процесса, повышение профессионального мастерства и творческого роста воспитателей, а также решение вопросов повышения квалификации педагогических работников является. (Положение о Педагогическом совете МБДОУ «Детский сад № 27 «Рябинка»).

В дошкольном образовательном учреждение работает коллектив с высокой ответственностью, профессиональной подготовленностью, которому присущи тесное сотрудничество и высокая эффективность труда каждого.

Учитывая специфику работы с детьми с повышенным уровнем познавательного интереса, педагоги постоянно повышают свой профессиональный уровень, совершенствуют педагогическую культуру, занимаются инновационной исследовательской деятельностью.

Педагогический коллектив имеет высокий образовательный уровень. Большая часть педагогов 57% - имеет высшее образование, 43% педагогов имеют среднее профессиональное образование. Профессиональный уровень педагогов ежегодно повышается. 21% педагогов имеют первую квалификационную категорию, 14% - вторую,  65% молодых педагогов аттестованы на соответствие занимаемой должности.

По возрастному уровню 76 % педагогов имеют самый работоспособный возраст – от 27 до 49 лет. Средний возраст педагога ДОУ составляет 41 год. 100% педагогов владеют информационно – коммуникативными технологиями и активно используют их в образовательном процессе, из них 66% прошли курсы повышения квалификации по программе «Информационно – коммуникативные технологии в деятельности педагога ДОУ». Профессиональное развитие педагогических работников дошкольного образовательного учреждения осуществляется непрерывно и обеспечивается освоением работниками ДОУ дополнительных профессиональных образовательных программ профессиональной переподготовки и повышения квалификации. Систематичность и непрерывность обеспечивается на основании плана-графика повышения квалификации педагогических и руководящих работников.

Педагогический коллектив МБДОУ «Детский сад «Рябинка № 27» г. Новочебоксарска работает по реализации основной общеобразовательной программе дошкольного учреждения на основе программы «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. В работе используется  парциональная программа «Основы безопасности детей дошкольного возраста» под ред. Р.Б. Стеркиной, Н.Н. Авдеевой, О.Л. Князевой, которая специально разработана для дошкольных учреждений. Программа разработана на основе проекта Государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В программу входят разделы: «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома», «Эмоциональное благополучие ребенка».

Главная цель работы нашего ДОУ формировать у детей, начиная с младшего возраста, навыки поведения в человеческом обществе, учить предвидеть опасные ситуации и по возможности избегать их, а при необходимости – действовать, в соответствии с ситуацией.

Формирование основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников начинается с создания и обогащения предметно-развивающей среды. Она организована так, чтобы детям было интересно и комфортно изучать окружающий их мир и чувствовать себя защищенным от различного рода неприятностей.

В групповых помещениях созданы «Уголки безопасности», подобраны дидактические игры и пособия по формированию у дошкольников основ безопасности, а так же используем презентации по теме безопасность. Они способствуют формированию и закреплению знаний о мерах предосторожности и действий в возможных опасных ситуациях. Не менее важное средство художественная литература. Нами были отобраны литературные произведения разных жанров: сказки, стихи, пословицы, загадки.

Деятельность является одновременно условием и средством, обеспечивающим ребенку возможность активно познавать окружающий мир, и самому становиться частью этого мира. Самый эффективный вид деятельности игра. Разнообразные по содержанию и форме игры вводят ребенка в круг реальных жизненных явлений, обеспечивая освоения социального опыта взрослых: знаний, способов действия, моральных норм и правил поведения, оценок и суждений. В своей работе используем словесно-наглядные, настольно-печатные, дидактические, сюжетно-ролевые, театрализованные игры.

Через продуктивные виды деятельности (рисование, лепка, конструирование) дети  отражают окружающую их действительность. Особое место занимает наблюдение. Оно обогащает социальный опыт ребенка. Чтобы ни делал ребенок, он всегда наблюдает и запоминает.

Образовательная деятельность важна для познания социального мира.

В деле решения вопроса безопасности ребенка не последнюю роль играют родители, которые должны быть примером для ребенка. В семье и в детском саду должны соблюдаться единые требования. В ДОУ мы проводим анкетирование родителей, выявляем уровень осведомленности в этом вопросе. На основании полученных результатов строим работу с родителями. Важно добиться понимания того, что нельзя требовать от ребенка выполнения какого-либо правила поведения, если они сами не всегда ему следуют. Их особая родительская ответственность заключается в том, что бы дома было меньше опасных ситуации.

Таким образом, подтверждена необходимость целенаправленной работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности у детей дошкольного возраста.

4.Цель  и задачи проекта

Цель проекта: формирование у детей осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья в современных условиях улицы.

Задачи проекта: 

1.Обучать пониманию, что может быть опасным в общении с другими людьми, мерам предосторожности.

2.Предостерегать от контактов с незнакомыми людьми, от неприятностей, связанных контактами с незнакомыми людьми на улице

3.Развивать у детей осторожность, осмотрительность в общении с незнакомыми людьми

4.Повышение педагогической компетентности родителей по вопросу формирования основ безопасности в общении с незнакомыми людьми.

5.Участники и их роль в реализации проекта

Воспитатели:

  • создают условия для формирования безопасности жизнедеятельности у детей старшего дошкольного возраста через совместную деятельность: познавательные беседы, игры, занятия, наблюдения. Чтение художественной и познавательной литературы;
  • проводят викторины, развлечения, организуют конкурсы и выставки по данной тематике, родительские собрания. Оформляют стенды и картотеки;
  • проводят анкетирование родителей и детей.

Родители детей:

  • родители знакомят детей с произведениями литературы, проводят в домашних условиях беседы на тему «Безопасность»;
  • принимают участие в анкетировании и в мероприятиях организованных в ДОУ;

Дети старшей группы «Капитошка»:

  • участвуют в различных видах деятельности: двигательной, игровой;
  • участвуют в организованных формах обучениях: НОД, беседы, наблюдения, художественное творчество;
  • принимают активное участие в анкетировании и различных мероприятиях организованных в ДОУ.

6.Ресурсы проекта

Нормативно-правовые ресурсы:

- ФЗ «Об образовании  РФ»;

-Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования науки РФ от 17 октября 2013 г. № 1155 и зарегистрированном Минюсте РФ 14 ноября 2013 г. (регистрационный № 30384); 

- Декларация прав ребенка,1959;

- Конвенция ООН о правах ребенка, 1989.

Программно-методическое обеспечение:

Образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.

Научно-методические ресурсы:

Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стёркина «Безопасность: учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста», СПб.: «Детство-пресс», 2009 г.

О.В. Черемшенцева «Основы безопасного поведения дошкольников», Волгоград: Издательство «Учитель», 2012 г.

В.К. Полынова, З.С. Дмитриенко и др. «Основы безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста. Планирование работы. Беседы. Игры.» СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012 г.

Информационные ресурсы:

Сайт ДОУ;

Презентации: «Осторожно, незнакомец», «Незнакомец…друг или враг»   Анкеты

Информационные стенды для родителей

Материально-технические ресурсы:

- игрушки: сюжетные (образные) игрушки: куклы, фигурки, изображающие людей и др.;

- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отображающие различные ситуации, разрезные картинки.

    - настольно-печатные игры, дидактические игры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, карточки для индивидуальной работы;

   - альбомы по ОБЖ, карточки с телефонами служб спасения, телефон, картотека подвижных игр по ОБЖ, подборка художественной литературы по теме, конспекты занятий, бесед, досугов, развлечений;

   - папки-передвижки;

   - подборка тематических консультаций и памяток для родителей.

Технические устройства:

Проектор, ноутбук.

Музыкальный центр.

Игровое оборудование.

Кадровые ресурсы:

Воспитатель: Пименова О. Г., стаж работы более 10 лет.

7.Механизм реализации проекта

Таблица 2 - Механизм реализации проекта

Подготовительный  этап

Основной этап

Заключительный этап

1. Выявление знаний детей по данной теме согласно возрасту (в форме бесед).

2. Составление плана работы с дошкольниками  и их родителями.

4. Оформление «Уголка безопасности».

5. Подбор наглядно-дидактического материала по теме проекта.

Работа с детьми:

1. Беседы.

2. Игровая деятельность.

3. Театрализованная деятельность.

4. Познавательно-исследовательская деятельность.

5. Чтение художественной литературы.

6. Продуктивная деятельность.

Работа с родителями:

1. Оформление информационного материала

2. Консультации и рекомендации

3. Родительское собрание

4. Круглый стол

5. День открытых дверей

6. Совместные прогулки

7. Выставка семейных творческих работ

1. Подведение итогов проектной деятельности

2. Представление материалов проекта на педсовете

Работа с детьми:

1. Беседы.

2. Викторина.

3. Спортивно-тематическое развлечение.

Работа с родителями:

1. Анкетирование.

8.Ожидаемые результаты и критерии оценки эффективности

1.Дети имеют представления о том, что не все люди с приятной внешностью имеют добрые намерения.

2.Дети называют опасные ситуации контактов с незнакомыми людьми (взрослый уговаривает ребенка пойти с ним куда-либо, обещая подарить игрушку, конфету; представляется знакомым родителей или сообщает, что он действует по их просьбе; взрослый открывает машины и приглашает ребенка покататься; опасности могут подстерегать их не только на улице, но и дома, поэтому нельзя открывать дверь чужому.

3.Дети знают, что при насильственном поведении взрослого (хватает за руку, берет на руки, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд или какое-либо строение) надо громко кричать, призывая на помощь и привлекая внимание окружающих; нельзя открывать дверь чужому, даже если незнакомого человека ласковый голос; осознает, что нужно уметь сказать «нет» другим детям, которые хотят втянуть его в опасную ситуацию (поджечь костер, вылезти на крышу, спуститься в подвал, залезть на дерево, пойти в лес и т.д.)

4.Родители воспитанников знакомы с задачами реализуемыми в детском саду по формированию основ безопасного поведения в общении с незнакомыми людьми; ознакомлены с методами и приемами обучения дошкольников безопасному поведению в общении с незнакомыми людьми; родители активно сотрудничают с детским садом по вопросу формирования у детей основ безопасного поведения в условиях детского сада и семьи.

Критерии оценки:

  • значимость и необходимость выполнения педагогического проекта для образовательной организации;
  • ясность, четкость, достижимость целей и задач педагогического проекта, логичность вытекания задач из проблем, выделенных в проекте;
  • корректность выбора мероприятий проекта, соблюдение последовательности действий, разумность ограничения набора мероприятий;
  • соблюдение логической концепции проекта, наличие логической цепочки: проблема – цель – задачи – метод – результат;
  • значимость проекта для других образовательных организаций, возможность внедрения результатов проекта в деятельности коллег.

9.Перспективы дальнейшего развития проекта

Планирую продолжить развитие проекта через эффективные формы работы по формированию безопасности жизнедеятельности дошкольника, увлекая этим воспитанников и их родителей; через использование различных мероприятий, познавательных бесед, НОД по новым темам, новых дидактических и словесных игр, а также продолжить работу с родителями, организовать совместные мероприятия – викторины, развлечения.

10.Результаты реализации педагогического проекта                        «Осторожно, незнакомец!»

Реализация проекта осуществлялась на базе  муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательному - речевому развитию детей № 27 «Рябинка» города Новочебоксарска Чувашской Республики, в старшей группе.

Работа над проектом включала три этапа: подготовительный, основной и заключительный.

На подготовительном этапе с целью выявления представлений и заинтересованности родителей к формированию у детей основ безопасного поведения с родителями было проведено  анкетирование. В нем приняло участие 15 семей  из 20, что составило – 75%.

Результаты анкетирования показали, что на вопрос «Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности?», 37%  опрошенных ответили «да» (15 семей).

Только 22%  родителей, стараются объяснять детям какая опасность им угрожает при общении с незнакомыми людьми, 15% (6  семей) родителей делают это не всегда.

На вопрос  «Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону?» 25% (10 семей) считают, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызвать службу помощи; 7% (3 чел.) родителей ответили на этот вопрос – «нет», а 7% (3 чел.) затруднились с ответом.

В ходе анкетирования было выявлено, что 15% (6 чел.) родителей для формирования основ безопасного поведения у дошкольников используют чтение художественной литературы, занимательные и развивающие игры по формированию безопасного поведения.  

На вопрос  «Придерживаетесь ли вы сами правил безопасного поведения»  17% (7 чел.)  родителей ответили – «да», 5% (2 чел.) родителей – «нет», 15% (6 чел.) родителей – «иногда».

Отрадно, что 95% родителей выразили готовность принять участие в обсуждении в реализации проекта, направленного на формирование у детей основ безопасности жизнедеятельности.

С целью определения уровня сформированности основ безопасности  жизнедеятельности у детей старшей группы была проведена беседа. Детям были заданы вопросы, представленные в Приложении 2.

Таблица 2 – Результаты беседы с детьми

п/п

Степень сформированности основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников старшей группы

количество

%

1

Дети имеют высокий уровень по формированию основ безопасности

3

15 %

2

имеют средний уровень знаний

12

60 %

3

имеют низкий уровень знаний

5

25 %

       

Рисунок 1 - Уровня сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей старшей группы

Таким образом, результат обследования подтвердили необходимость целенаправленной педагогической работы для решения проблемы по формированию основ безопасности у детей.

На наш взгляд большое значение при формировании основ безопасности жизнедеятельности у дошкольников имеет развивающая предметно-пространственная среда. Была проанализирована среда группы,  определено, что имеется для работы с детьми, а какими материалами и пособиями необходимо ее пополнить.

В старшей группе оформлены уголки «Правила дорожной безопасности», «Безопасность дома». В группе имеются плакаты по безопасности жизнедеятельности: «Осторожно, незнакомец!», «Терроризм», «Заботься о своей безопасности».

Анализ наглядно-информационного материала для родителей  по теме «Формирование основ безопасности жизнедеятельности»  показал, что его недостаточно.

На основном этапе была организована работа с детьми и родителями.

В соответствии с современными психолого-педагогическими ориентирами работа  с детьми по формированию основ безопасности жизнедеятельности осуществляется по следующим  разделам: «Ребенок и другие люди», «Ребенок дома».

Основываясь на содержание программы  «Безопасность» Н.Н. Авдеева, Н.Л. Князева, Р.Б. Стёркина , был разработан календарно-тематический план. Цель разработки плана систематизировать имеющиеся методические рекомендации и разработки по основам безопасности жизнедеятельности ребенка, внести в содержание работы наиболее эффективные формы и методы организации обучения детей знаниям о правилах поведения в экстремальных условиях, обеспечивающих их жизнь и здоровья, адаптировать имеющийся материал к условиям проживания.

Нами были использованы фронтальные, групповые, индивидуальные формы организованного обучения.

Форма организации детей включала:

- игры;

- сюжетно-ролевые игры

- дидактические игры;

- игры-драматизации;

- спортивные игры;

- развлечения, праздники;

-проектную деятельность;

- чтение художественной литературы;

- беседы;

- показ кукольного театра;

- вечера-досуги и т.д.

Главными методами обучения дошкольников стали:

  • Наглядные методы (показ предметов, игрушек, наблюдения, рассматривание живого объекта, показ образца, использование кукольного, теневого, настольного театра). Приемы: непосредственное восприятие предмета; показ с названием; пояснение; просьба-предложение; многократное повторение; активное действие детей; задания детям; вопросы; художественное слово; включение предметов в деятельность детей, выполнение игровых заданий.
  • Игровые методы (дидактические, подвижные игры, игры-забавы, инсценировки). Приемы: сюрпризный момент, эмоциональность, создание игровых ситуаций, обыгрывание предметов, игрушек, внезапное появление или исчезновение игрушек.
  • Словесные методы (чтение и рассказывание стихов, потешек, сказок). Приемы: показ с названием предметов; объяснение; вопросы; повторение за воспитателем; пояснение; напоминание; использование художественного слова.
  • Практические методы (упражнения, совместные действия воспитателя и ребенка, выполнение поручений)

Решение задач по основам безопасности жизнедеятельности осуществлялось по всем направлениям образовательного процесса:

1) специально-организованная деятельность: непосредственная образовательная деятельность, экскурсии, развлечения, где дети получают новые теоретические знания по изучению правил поведения в экстремальных ситуациях, устанавливать причинно-следственные связи;

2) совместная деятельность педагогов и воспитанников – беседы, чтение художественной литературы, заучивание правил безопасного поведения, обыгрывание ситуаций правильного и неправильного поведения, дидактические и подвижные игры, в которых закрепляются знания.

Например:

  • игра «Безопасно - опасно» или «Собери картинку». Цель: обучение правил поведения с незнакомыми людьми.
  • Игра «Я знаю»; объяснение детям, что приятная внешность незнакомого человека не всегда означают его добрые намерения.
  • Игра «Я не должен» - закрепление знаний детей о необходимых действиях в случае опасности.
  • Проигрывание проблемной ситуации «Как бы ты поступил?». Цель - анализ и закрепление умения принимать правильные решения в различных жизненных ситуациях, контролировать поведение в общении с людьми.

Понять и осознать последствия неверных поступков помогает чтение художественной литературы.  После каждого прочтения была организована беседа.  Детям были прочитаны следующие произведения: русская народная сказка «Волк и семеро козлят», сказка «Дюймовочка» Г.Х. Андерсен, произведение «Если ты идёшь из школы» М. Миронов, «Про самовольные отлучки из дома» Э. Сагалакова, стихотворение  «Что случилось?» С. Михалков, русская народная сказка «Маша и медведь», «Кто сказал мяу?» Сутеев, Л.Н. Толстой «Дети в роще». С детьми обсуждали, почему герои потерялись, что нужно сделать, чтобы предотвратить эту ситуацию, как из неё выйти, если попал в беду. Объясняли детям, как опасно убегать из дома, что такие поступки могут привести к опасным ситуациям. Сказка «Лиса в заячьей шкуре» Т.А. Шорыгина.

С детьми проводили беседы: «Мой дом – моя крепость»«Не открывай дверь чужим людям». Целью этой беседы - обучать детей поведению в различных ситуациях, воспитывать чувство самосохранения, чувство опасности.

Отработать практические навыки помогают практические ситуации «Звоним по телефону в специальные службы безопасности». В ходе которых, дети овладевают  приемами поведения при опасных ситуациях, знакомятся с номерами телефонов служб безопасности и как общаться по телефону. Ситуации: «Если незнакомец предлагает тебе покататься на машине или угостить тебя сладостями». Проговаривать возможные ситуации, чтобы выработать стереотип поведения у детей при опасных ситуациях

3) самостоятельная деятельность: сюжетно-ролевые игры.  

Сюжетно- ролевая игра «Семья» (сюжет «Один дома»), рассматривание иллюстраций.

Сложные знания по правилам поведения с незнакомцами закреплялись с детьми в театрализованной деятельности: «Три поросёнка», «Кот, петух и лиса».

На основном этапе работы с родителями были организованы следующие мероприятия:

  • Консультации «Формирование основ безопасности у детей», «Советы родителям»;
  • Индивидуальные консультации «Ребенок и другие люди», «Правила четырех «НЕ»;
  • Родительское собрание «Безопасность детей»;
  • Круглый стол «Безопасность детей в наших руках»;
  • День открытых дверей;
  • Информация на стенде «Правила безопасности», папки-передвижки «Безопасность ребенка», «Свой - чужой»;
  • Совместные прогулки;
  • Выставка семейных творческих работ;

В ходе  консультации «Формирование основ безопасности у детей» родителей познакомили с задачами,  которые помогут систематизировать работу над совершенствованием компетентности по вопросам основ безопасности жизнедеятельности и формирования безопасного поведения детей. Создать совместно с родителями оптимальные условия, обеспечивающие эффективность и результативность по данной теме.

При проведении круглого стола «Безопасность детей в наших руках» решались такие задачи как: создание условий для формирования социальных норм и навыков поведения на основе совместной деятельности с родителями и взаимной помощи; активизация пропагандистской деятельности среди родителей по правилам безопасного поведения детей; выработать систему воспитательно-образовательной работы по формированию навыков безопасного поведения дошкольника.

На родительском собрании «Безопасность детей» родителей познакомили с задачами: формирование знаний родителей о возможных опасностях для ребенка дошкольного возраста; сохранение жизни и здоровья детей; формирование у родителей чувства ответственности за безопасность своего ребенка.

Помимо указанных мероприятий для родителей воспитанников были оформлены памятки: «Один дома»; «Как вести себя с незнакомцем», информационный стенд  «Правила безопасности».

  На заключительном этапе реализации проекта с детьми  провели итогового мероприятия викторину «Как избежать беды?». Оно было направлено на выявление имеющихся знаний,  навыков правильного поведения при встрече с незнакомцами, закрепление правильных действий в различных ситуациях.

Интересно прошло спортивно - тематическое развлечение «Азбука безопасности». С детьми закрепили правила безопасного поведения и пребывания дома; проверили освоение практических умений при нестандартных ситуациях.

С детьми также была проведена повторная беседа по формированию основ безопасности жизнедеятельности, результаты которой отражены в таблице 3 и в рисунке 2, представлены в Приложении 2.

Таблица 3 - Результаты сформированности основ безопасности жизнедеятельности у детей

Уровень

Этап

Диагностика

в %

Подготовительный

Заключительный

количество

количество

%

дети имеют высокий показатели сформированности основ безопасности жизнедеятельности

3

15

14

70

+55

дети имеют средние показатели сформированности основ безопасности жизнедеятельности

12

60

6

30

-35

Дети имеют низкие показатели сформированости основ безопасности жизнедеятельности

5

25

-

-

- 25

Рисунок 2 – Результаты обследования детей на заключительном этапе

Итак, полученные данные свидетельствуют, что реализация педагогического проекта позволила сформировать основы безопасности жизнедеятельности дошкольников старшей группы при использовании разнообразных методов и приемов работы с детьми.

Число дошкольников с сформированностью безопасного поведения увеличилось на 55%, количество детей со средней сформированностью сократилось на 35%, процент детей с низкой несформированностью основ безопасной жизнедеятельностью сократился на 25%.

Со средней сформированностью основ безопасности жизнедеятельности на достаточную степень сформированности основ безопасности жизнедеятельности перешли 6 детей. Все дети четко называли свой домашний адрес и номер телефона. На вопрос, знают ли они в какие службы звонить в экстренных случаях, все дети утвердительно отвечали «да» и называли их. Могут найти выход из сложившейся ситуации и обосновать его, имеют полные представления об источниках опасности.

С несформированностью основ безопасности поведения на средний уровень перешли 5 детей. На вопрос, знают ли они имя, фамилию, домашний адрес, номер телефона, большинство из них отвечали утвердительно, однако были такие дети, которые отвечали «не знаю».  На вопрос, знают ли они в какие службы звонить в экстренных случаях, все дети ответили: знают, перечислили их, но не знают номеров телефона. Не все дети могут найти выход из сложившейся ситуации и обосновать его, не имеют полные представления об источниках опасности и чем это может грозить.

По результатам анкетирования родителей было выявлено, что на вопрос «Считаете ли Вы необходимым знакомить детей с правилами безопасности?», 100%  родителей ответили «да». 85% родителей объясняют детям, какая опасность им угрожает, при общении с незнакомыми людьми. На вопрос о том, «Считаете ли Вы, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызывать службы помощи по телефону? 78% родителей считают, что ребенок дошкольного возраста должен уметь вызвать службу помощи.

На вопрос «Придерживаетесь ли вы сами правил безопасного поведения?» 80% родителей ответили – «да»,  15%  родителей – «иногда». Все родители отметили высокие результаты работы детского сада по формированию основ безопасного поведения.

Подводя итоги, мы можем отметить, что благодаря систематической и целенаправленной работе удалось добиться следующих результатов:

  • Систематизировать знания детей о правилах безопасного поведения при встрече с незнакомцем и экстремальных ситуациях, сформировать конкретные навыки и модели поведения в обществе;
  • Повысился уровень родительской компетентности в воспитании у детей навыков безопасной жизнедеятельности;

Таким образом, полученные результаты позволяют констатировать повышение заинтересованности родителей в формировании основ безопасности жизнедеятельности детей. Полученные данные свидетельствуют об эффективности разработанной и апробированной системы работы с детьми и родителями по формированию основ безопасности жизнедеятельности детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"

Методическая разработка. Тема: "Формирование основ безопасного поведения дошкольников 4-5 лет"...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

Тема: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».Цель: Определение системы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности...

Разработка педсовета на тему «Формирование основ безопасного поведения дошкольников через различные виды деятельности»

Цель: изучение состояния работы по  формированию навыков безопасного поведения в быту, природе, социуме через реализацию образовательной области «Социально - коммуникативное развитие»...

План самообразования по теме: «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность».

План  самообразования по теме:  «Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....

План работы по теме "Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность"

План работы  по теме:«Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников через познавательную активность»....