"Пожарная безопасность"
методическая разработка по обж (подготовительная группа) на тему

Закрепить знания о пользе и вреде огня, о правилах пожарной безопасности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Правила пожарной безопасности»

Программное содержание:

Образовательные задачи: - закрепить знания детей о пользе и вреде огня, правилах пожарной безопасности и правилах поведения при возникновении пожара;

- познакомить детей с правилами поведения в задымленном помещении.

- формировать практические навыки действий в случае пожара.

- совершенствовать умение делать элементарные выводы и умозаключения.

Развивающие задачи :- развивать логическое мышление, сообразительность, инициативу при решении проблемных ситуаций; творческие способности.

Воспитательные задачи: - воспитывать самостоятельность при анализе различных действий и поступков; послушание, дисциплинированность, желание соблюдать всегда и везде правила пожарной безопасности; уважение к профессии пожарного.

Предварительная работа: серия занятий о правилах пожарной безопасности, экскурсия в пожарную часть, чтение художественной литературы, заучивание стихотворений, пословиц и поговорок, изобразительная деятельность по теме пожарной безопасности, рассматривание иллюстраций, плакатов.

Демонстрационный материал: плакаты «Правила пожарной безопасности; телефон, печка, столик, стулья, самовар, вёдра, огнетушитель, маски  героев: мышка, заяц, лягушка, ёж, белка.

Методические приемы: показ плакатов, рассматривание сюжетных картинок, составление правил по картинкам, дидактические и развивающие игры, поиск средств пожаротушения, вопросы поискового характера к детям, создание проблемных ситуаций, объяснение, чтение стихотворений, отгадывание загадок, практические действия детей в случае дыма, вызов пожарных по телефону, поощрение, оценка детских ответов.

Ход занятия:

(Дети стоят полукругом перед воспитателем)

Воспитатель: Дети, сегодня мы поговорим с вами о пожарной безопасности, правилах поведения во время пожара.

Отгадайте, пожалуйста, загадку:

Шипит и злится, воды боится.

С языком, а не лает, без зубов, а кусает.

Он красив и ярко-красен, но он жгуч, горяч, опасен. (Огонь)

- Где вы видели огонь? (Огонь костра, на газовой плите, огонек свечи, пламя горящих в печи поленьев).

- Огонь – это хорошо или плохо? ( Огонь – это и хорошо и плохо. )

Хорошо: Огонь дает тепло. Свет. На огне готовят пищу. Огонь используют люди некоторых профессий – сварщики, сталевары.

Ребенок читает стихотворение: «Огонь»

А без доброго огня

Обойтись нельзя и дня:

Гонит холод, гонит мрак.

Он приветливое пламя

Поднимает, будто флаг.

Всем огонь хороший нужен,

И за то ему почет,

Что ребятам греет ужин,

Режет сталь и хлеб печет.

Плохо: при неосторожном обращении с огнем может возникнуть пожар, и дома, и в лесу; если долго топить печь – будет очень жарко; можно обжечься и т.д.)

Ребенок: Да, огонь бывает разный: Бледно-желтый, ярко-красный, синий или золотой, очень добрый, очень злой.

Воспитатель: Ваши ответы правильные, молодцы.

В древние времена первобытные люди боялись огня и не умели его «приручать». Постепенно они привыкли к огню и научились его использовать. Они поняли, что огонь – это свет, тепло и защита от врагов. Но иногда огонь вырывается из-под власти человека и совершает страшные беды: поджигает жилища, людей, животных.

А что же может стать причиной пожара? (Шалости со спичками,

зажигалками, свечками, неисправные электроприборы и электрические провода, невнимательное обращение с утюгами, электроприборами, бенгальские огни, петарды.)

-Дети, объясните, пожалуйста, выражение «Детские шалости – малые малости, да к большой беде могут привести» (Ответы детей).

Игра «Хлопай-топай»

-А сейчас мы поиграем в игру «Хлопай-топай». Я буду перечислять

различные действия. Если они безопасны – вы хлопайте, а если названные действия могут привести к пожару – топайте:

-рисование (хлопают);

-чтение (хлопают);

-поджигание бумаги (топают);

-пение (хлопают);

-лепка из пластилина (хлопают);

-вырезывание из бумаги (хлопают);

-игра с зажигалкой (топают);

-зажигание свечки (топают);

-чтение стихотворений (хлопают);

-играв мяч (хлопают);

-поджигание сухой травы (топают).

Игра «Составь правило по картинке»

Воспитатель: Дети, давайте рассмотрим сюжетные картинки и составим по ним правила поведения, которые мы все должны соблюдать, чтобы не случилось беды – пожара.

-Нельзя играть спичками дома.

-Нельзя включать газ, если рядом нет взрослых.

-Нельзя пользоваться неисправным пылесосом.

-Нельзя сушить белье над открытым огнем

-Нельзя оставлять без присмотра включенные электроприборы.

-Не играй с бенгальскими огнями и не подноси их близко к елке.

-Нельзя зажигать костры детям.

-Нельзя зажигать костры вблизи деревянных строений.

-Нельзя оставлять непогашенные костры.

-При пожаре звонить –01!

Воспитатель: Ребята, вы были очень внимательны и очень точные правила составили.

Воспитатель: - Дети, а чем можно потушить пожар? (песок, земля, снег, вода, одеяло, огнетушитель).

-Что нельзя тушить водой? (Электроприборы).

- Такие средства пожаротушения называют подручными. Почему, как вы думаете? (Ответ).

-Во всех учреждениях: магазинах, детских садах, на заводах есть

специальное оборудование, пожарные посты. Посмотрите на эту

иллюстрацию. Какое оборудование вы видите на пожарном посту? (ящик с песком, лопаты, лом, ведра, огнетушитель. Что делают каждым из этих предметов?

-А какие средства и где вы видите в нашем детском саду? (огнетушители, есть и пожарный пост).

Воспитатель: Дети, мы с вами выучили несколько пословиц и поговорок о пожаре, давайте вспомним их и объясним значение.

1.Огонь тушат, пока не разгорелся.

(Если случился пожар, надо действовать быстро и правильно: вызвать пожарных по номеру 01, если еще очень мало огня -попытаться самим взрослым потушить его водой или другими подручными средствами, а на электроприборы накинуть плотную ткань или одеяло.

2.От малой искры, да большой пожар.

( Даже от одной спички может загореться весь дом, лес.)

3. Пожар слезой не потушишь.

(Во время пожара нужно действовать и правильно, а не плакать.)

Игра «Шаг вперед – два назад»

- Ребята, предлагаю вам построиться в одну шеренгу. Мы поиграем в игру «Шаг вперед – два назад». Я буду говорить о поступках детей. Если они правильные, то вы делайте шаг вперед, а если неправильные, опасные –2 шага назад. Будьте внимательны!

- Для девочки Оли куклы – подружки, а спички – вовсе не игрушки. (Шаг вперед)

- Вышла на улицу Мила, про утюг совсем забыла. Он на юбке грелся, грелся. Легкий шелк и загорелся. (2 шага назад)

- Братик старший мой Сережка увидал огонь в окошко, 01 он позвонил и пожарным сообщил. (Шаг вперед)

- Красивый новогодний вечер, Саша зажег на елке свечи. ( 2 шага назад)

- Правила пожарной безопасности Вова четко знал. Спички, зажигалки никогда не брал! (Шаг вперед)

Воспитатель: Дети, когда горит огонь, то вокруг огненного пламени вьется дым. Недаром говорится: «Огонь без дыма не живет». Во время пожаров большая часть людей гибнет от дыма.

Кислород, которым мы дышим, превращается в очень ядовитый угарный газ. А знаете ли вы, как нужно вести себя в задымленном помещении? (Ответы).

- Если помещение наполнилось дымом, нужно бежать к воде, намочить полотенце или платок холодной водой и дышать через мокрую ткань, т.к. она задерживает часть ядовитых веществ. Двигаться к выходу нужно пригнувшись, приложив к лицу мокрую ткань. Внизу ядовитого газа меньше.

Воспитатель: А сейчас давайте покажем сценку по пожарной безопасности "Приезжайте в теремок, потушите огонёк!»

Рассказчик:

В чистом поле теремок,

Он не низок, не высок.

Каждый знает сказку эту,

Разошлась она по свету.

Только скажем по секрету:

Смысл другой у сказки этой.

Равнодушных не оставит,

Призадуматься заставит.

(Песня "Теремок"И. В. Бодраченко,вступление, дети выходят и поют)

-Стоит в поле теремок,

Он не низок, не высок,

В нем живем мы впятером,

И танцуем и поем.

-Мышка серая крупу переберет (мышь перебирает крупу)

-А лягушка воду с речки принесет (лягушка с ведром)

-Печку вам затопит заинька дружок (заяц колет дрова)

-ну а белочка ватрушек напечет (белка печет)

Ведущий: - А где же ежик?

Все звери:- Ежик!

- Ежик двор ваш подметет. (метет)

(После песни все звери занимаются своими делами)

Ведущий: Вот живут они не тужат, и представьте крепко дружат.

Как - то вечером в домишке, не нашлось работы мышке,

Чтоб без дела не сидеть,

Затопить решила печь. (в это время все звери садятся)

Мышка к печке подошла

Спички быстро там нашла.

Мышка: какая милая игрушка (рассматривает коробок спичек)

Ведущий: Сказала серая норушка.

Чтоб спасти ее от бед

Дали звери ей совет.

Белка: Осторожно, мышь-норушка.

Спички детям не игрушка!

Спичками нельзя играть

Надо безопасность соблюдать.

Когда без присмотра оставлена печь

Один уголек может дом целый сжечь!

Угольки хоть невелички,

Но опасны, как и спички!

Лягушка: Если вдруг беда случится,

В комнате твоей огонь!

Не теряйся никогда-

Рядом быть должна вода!

Ежик: Если нет воды дружок,

Значит должен быть песок!

Заяц: В рубашке ярко красной, в работе безопасный огнетушитель тоже в борьбе с огнем поможет. (Дает огнетушитель)

Мышка:А если это не спасет? Огонь весь теремок с сожжет? И что же делать? Если будет всюду дым.

Все звери: Вызывайте 01.

Мышка: Надо срочно позвонить, и пожарным сообщить (берет телефон)

Приезжайте в теремок

Потушите огонек!

Наша улица Лесная

Здесь она одна такая (кладет трубку)

И пожарные приедут

Потушить огонь сумеют.

выходят дети в костюмах пожарных:

1 пожарный: И я хочу пожарным стать, и во всем им помогать,

Вот только надо подрасти и школу мудрости пройти.

2 пожарный: Я стану пожарным, отважным пожарным и буду спасать я людей из огня.

В машине с сигналом примчусь на пожар я, на помощь зовите и ждите меня.

3 пожарный: Огонь будет жарким, огонь будет сильным, пусть в облаке дыма мне трудно дышать, но сделаю все для победы над ним я, сумею не струсить и пламя сдержать.

Все вместе (пожарные): Огонь захлебнется и в пар обернется, погаснет последний уже уголек, пожарный устало вам всем улыбнется и скажет, нелегкий сегодня денек. Все: Надо ночью, надо днем

Быть внимательным с огнем!

Воспитатель: - Как правильно вызвать пожарных? ( Набрать номер 01, четко, ясно указать по телефону свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж).

- Давайте поучимся быстро и правильно звонить по телефону. (Дети набирают номер и указывает адрес).

-А что делать, если в квартире дым? Действуйте быстро по правилам! ( Дети бегут к крану, мочат полотенца, прикладывают к лицу и двигаются к выходу пригнувшись.)

Воспитатель: Дети, а что нужно делать, чтобы в квартире никогда не возник пожар? (Соблюдать правила пожарной безопасности).

-Огонь - не игрушка. Каждый пожар – это большое несчастье, большая беда.

Поэтому всегда на страже день и ночь кто? (Пожарные.) Кто такие

пожарные? ( Люди, которые тушат пожар, спасают других людей, их вещи, животных).

Ребята, я думаю, что вы очень хорошо знаете все правила пожарной безопасности и никогда не допустите, чтобы случился пожар. Сейчас мы их повторим в игре «Продолжи стихотворение»:

Кто с огнем не осторожен,

У того пожар возможен,

Дети, помните о том,

Что нельзя шалить с огнем!

Если младшие сестрички

Зажигают дома спички,

Что должны вы предпринять?

Сразу спички все отнять

Раскалился если вдруг,

Электрический утюг,

Что здесь нужно сделать, детки?

Вынуть вилку из розетки.

Если вдруг пожар возник,

Ты звонить обязан вмиг,

Знает каждый гражданин,

Часть пожарных – 01!

Выпал на пол уголек,

Деревянный пол зажег,

Не смотри, не жди, не стой,

А залей его водой.

Крепко помните, друзья,

Что с огнем шалить нельзя.

Ты о пожаре услыхал

Скорей об этом дай сигнал!

Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все хорошо запомнили Правила пожарной безопасности и, надеюсь, будете их строго выполнять.

Воспитатель: - Ребята, наше занятие подошло к концу. Какой вывод мы можем сделать из вышесказанного, сделанного и увиденного сегодня?

- Нужно знать Правила пожарной безопасности, чтобы не допустить пожара.

- Нельзя играть с пожароопасными предметами.

-Нужно уважать труд пожарных. И т.п.)

Воспитатель: Нам нужно запомнить самое главное:

Легче, чем пожар тушить,

Нам его предупредить.

Давайте это правило повторим все вместе. (Повторяют.)

До свидания!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обучающая презентация по правилам пожарной безопасности «Азбука пожарной безопасности»

Презентация  предназначена для использования педагогами, родителями в вопросе повышения знаний противопожарной безопасности, овладение детьми навыками правильных действий в случае пожара ,о...

Конспект образовательной деятельности по пожарной безопасности. Тема: «Пожарная безопасность в природе»

• Формировать у детей представление о пожарной безопасности в природе, об  опасности разжигания костров для окружающей среды и собственного здоровья;• Воспитывать чувство ответственности за свои ...

Совместная образовательная деятельность по пожарной безопасности в старшей группе на тему: «Знакомство с уголком пожарной безопасности»

Занятие с детьми, которое знакомит их с основами пожарной безопасности. Помогает ориентироваться в пространстве детского сада по знакам и противопожарному оборудованию, Дает представление о законе по ...

Расскажите детям о пожарной безопасности с помощью электронных интерактивных пособий («Детям о пожарной безопасности», «Викторина для детей по пожарной безопасности» и «Правила пожарной безопасности»)

Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для...