Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма МКДОУ детского сада «Буратино»
рабочая программа по обж на тему

Рукосуева Людмила Викторовна

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Программа ПДД176.1 КБ
Файл programma_pdd.docx176.1 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Буратино» с. Чунояр.

Утверждаю

Заведующая МКДОУ «Буратино» с. Чунояр

___________Н.А. Базлова

01.09. 2017г

Программа МКДОУ  детского сада  «Буратино» с Чунояр

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.



C:\Users\user\Desktop\4.jpg



 

 

 

 

 

 

2017год

1. Пояснительная записка

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. 

1.2. Актуальность

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.


Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

1.3.Основные направления программы:

Профилактическое: - Обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах.

- Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия.

- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Организационное: - Организация предметно-развивающей среды в МБДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

- Определение уровня сформированности умений и навыков по правилам дорожного движения методами диагностики.

- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

- Пропаганда знаний о правилах дорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов.

1.4. Разделы программы:

- Работа с детьми.

- Работа с педагогами.

- Работа с родителями.

- Госавтоинспекцией

1.5. Участники программы

- Дети ДОУ;

- Педагогический коллектив;

- Родители детей посещающих ДОУ.

- Госавтоинспекция.

2.Цели и задачи программы

Цель:  создание в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс усвоения детьми правил дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице, формирования осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах

                

Задачи:          

  1. Создать условия для формирования основ безопасного поведения на улицах и дорогах.  

 2 . Разработать перспективный план мероприятий для дошкольников (для каждой возрастной группы).

3. Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.

4. Привлечь родителей к воспитанию у детей навыков правильного поведения на дорогах, обеспечивая консультативную помощь по данному вопросу с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

5. Повысить уровень педагогического мастерства воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения. 

 6. Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Принципы:

  1. Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
  2. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  3. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  4. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
  5. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

4. Обеспечение программы.

Нормативно-правовое:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Правила дорожного движения.

Научно-методическое:

- ФГОС ДО;

-  основная общеобразовательная программа дошкольного образования

- Годовой план работы МКДОУ

- Программа «Безопасность»   Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. Мозаика-синтез Москва 2016г

- мониторинг деятельности по организации профилактики ДДТТ;

- методические разработки для родителей, педагогов, детей.

Материально-техническое обеспечение :

  1. Уголки дорожного движения в групповых помещениях, холле детского сада, на территории ДОУ
  2. Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно –печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.
  3. Методический инструментарий: пособие Е.Я. Хабибулина,   Дорожная азбука в детском саду. Наборы карточек « Дорожная безопасность», «Безопасность на дорогах».

Кадровое обеспечение:

1. Повышение квалификации педагогов;

2. Привлечение к педагогическому процессу сотрудников ГИБДД.

5. Этапы реализации программы

I этап – подготовительный

- Разработка программы, ознакомление с основными идеями педагогов, воспитателей, дошкольников, их родителей и предполагаемых социальных партнеров.

- Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения

- Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.

II этап – основной

- Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

- Разработка и апробация годового цикла материалов , направленных на профилактику ДДТТ.

- Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

- Апробация мероприятий по ПДД.

- Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.

- Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.

- Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

III этап – заключительный

- Осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, дошкольников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.

- Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

- Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

- Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.

6. Ожидаемые результаты

- Повышение уровня знаний ПДД у детей, снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

- Повышение культуры поведения на улице, в транспорте.

- Эффективное взаимодействие с родителями в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей, усиление роли семьи в воспитании детей.

- Развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

- Установление прочных связей в организации совместной работы с органами ГИБДД.

7. Организация работы по профилактике детско- дорожного травматизма в ДОУ

 7.1. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения.

 Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.  Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать экскурсии по улицам города; чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно- ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изо, ручной труд)  Перед поступлением в школу дошкольники должны овладеть определенными знаниями, представлениями и пониманием значения некоторых терминов по тематике дорожной безопасности. Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:

- кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;

- что такое транспорт, его виды;

- что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;

- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;

- какие бывают пешеходные переходы;

- какие могут быть опасности на улицах.

- Дорога в дошкольное учреждение.

- Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.

- Предвидение опасности на улицах.

- Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона).

- Нахождение на улице с взрослыми.

- Дорожные знаки для пешеходов.

- Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.

Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Младшая группа (3-4 года)

Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого должны использоваться целевые прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями: улица, дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов. На прогулках воспитатель детям показывает тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Узнают, кто такие: водитель, пешеход, пассажир.

Для закрепления новых понятий, слов, представлений, полученных на прогулках, рассматриваются с детьми иллюстрации в книгах, на плакатах, объясняется опасность красного сигнала светофора и значение желтого и зеленого сигналов. Дети знакомятся с грузовыми и легковыми автомобилями, различать трамвай, автобус, троллейбус. Для развития правильной ориентации детей их обучают местонахождению предметов, прививается умение ориентироваться на территории детского сада. На занятиях в детском саду дети изучают новые слова по дорожной тематике, рассматриваются отдельные детали транспортных средств. Детям прививается привычка - находясь на улице, держать взрослого за руку.

Средняя группа (4-5 лет)

В средней группе дети обучаются умению ориентироваться на местности, на территории и вокруг детского сада, находясь с воспитателями. Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях.

На прогулках детям показываются места, где можно ходить пешеходам, где можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояния до предметов, составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации, обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и т.д.

Таким образом, к пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.

На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении. Формируется чувство опасности в дорожной среде.

Старшая группа (5-6 лет).

С детьми 5-6 лет закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого.

Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны.

Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий.

Подготовительная группа (6-7 лет)

С детьми 6-7 лет продолжаются занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации; дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.

Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду. Показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.

Разработанная Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • Организованная образовательная деятельность по  обеспечению безопасности жизнедеятельности (ПДД);
  • Изучение правил дорожного движения;
  • Закрепление практических навыков по правилам дорожного движения;
  • Индивидуальная работа вне занятий;
  • Игры: занятия, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные;
  • Чтение художественной литературы;
  • Праздники, досуги, развлечения, театрализованные постановки;
  • Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения;
  • Конкурсы;
  • Беседы;
  • Проектная деятельность;

7.2. Работа с педагогами по направлению обучение детей правилам дорожного движения.

Все её формы направлены на повышение мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя

  • Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
  • Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
  • Выработать систему воспитательно-образовательной работы
  • Оптимизировать работу с родителями с помощью разнообразных приемов и методов детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ:

  • консультации;
  • инструктажи;
  • анкетирование;
  • изучение правил дорожного движения;
  • семинары, семинары-практикумы;
  • изготовление пособий и игр.

7.3. Совместная работа с родителями по направлению профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Работа с родителями строится по следующим направлениям: 
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);

- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил

поведения на улицах и дорогах, в транспорте.

Для совместной работы с родителями по направлению профилактики дорожно-транспортного травматизма был разработан перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Основные мероприятия работы с родителями по профилактике ДДТТ:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Изучение правил дорожного движения;
  • Беседы;
  • Оформление информационных стендов, изготовление памяток;
  • Анкетирование;
  • Тестирование;
  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Совместные досуги (праздники, развлечения).
  •  Совместное мероприятие: день открытых дверей "Как мы учим детей правилам дорожного движения"

7.4. Взаимодействие ДОУ с сотрудниками ГИБДДв организации профилактики дорожно-транспортного травматизма.

Совместно с сотрудниками Госавтоинспекцией планируется проводить: 

  • Беседы  с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно – транспортного травматизма.
  • Выступления сотрудников ГИБДД на родительских собраниях с «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»,
  • Совместные  акции по ПБДД,  праздники и развлечения, на которых всякий раз дети совершат увлекательные путешествия, помогут тем, кто еще недостаточно знает дорожную азбуку. 

Посредством игры, творчества маленькие пешеходы вместе с сотрудниками ГИБД  могут постигнуть азы дорожной азбуки, станут участниками развлечений. 

7.5. Программное содержание

мероприятий по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.

Содержание мероприятия

Сроки

Младшие  группы

1

Рассматривание картин из серии «Улицы города».

Занятие «Машина едет с ветерком». Знакомить с некоторыми

видами транспорта: грузовыми и легковыми машинами,

автобусом

Октябрь

2

Целевая прогулка «Наша улица». Формировать представление

о проезжей части и тротуаре. Рассказать о том, что на проезжей части играть нельзя.

Ноябрь

3

Дидактическая игра «Светофор». Знакомить с назначением и

работой светофора. Разучивание песни «Машина» (муз. Т. Потапенко, сл.

Н.Найдёновой).

Декабрь

4

Сюжетно-ролевая игра «Машина». Знакомить с работой

водителя, учить правильно вести себя в общественном

транспорте. Рассматривание картин из серии «Транспорт города».

Знакомить с назначением различных машин, выделять их цвет и размер.

Январь

5

Кукольный спектакль «Уважайте светофор». Закреплять

представление о назначении и работе светофора. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»        

Февраль

6

Аппликация «Грузовая машина». Формировать представление

о грузовой машине. Дидактическая игра «Собери светофор». Закреплять знание правил перехода через проезжую часть, обращая внимание на

сигналы светофора.

Март

7

Наблюдение за движением машин и работой водителя.  Учить

различать грузовые и легковые автомобили. Расширять

представление о работе водителя.

Апрель

8

Беседа «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром»

Настольный театр «Лисичка и светофор»

Май

9

Игры на асфальте «Найди свой цвет». Закреплять умение

различать и называть красный, жёлтый, зелёный цвета.  

Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Закреплять знание правил

поведения в общественном транспорте (не толкаться, не кричать, уступать место старшим и т.д.)

Летний

период

Средняя группа

1

Дидактическая игра «Транспорт» Знакомить с видами

городского транспорта, формировать навыки культурного

поведения в транспорте.

Октябрь

2

Конструирование из строительного материала «Гараж». Развивать творческие способности.

Игра-сказка «Азбука пешехода» Совершенствовать

представление о безопасном поведении на  дороге. Закреплять

знания о назначении сигналов светофора. Развивать внимание,

быстроту реакции.

Ноябрь

3

Аппликация (коллаж) «Моя улица»  Учить правильно

располагать на листе бумаги готовые изображения домов,

проезжей части, тротуара, машин.

Декабрь

4

Новогодняя игра-сказка «Дед Мороз – пешеход» Закреплять

знание о назначении проезжей части и пешеходной зоне дороги.

Дидактическая игра «Светофор». Закреплять знание о

назначении светофора. Развивать внимание, быстроту реакции.

Январь

5

Игры-ситуации «В городском транспорте»  Учить

анализировать опасные ситуации, возникающие на дороге,

находить способ их избегать.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Февраль

6

Кукольный спектакль «О правилах кошке расскажем

немножко!» Вызвать эмоциональный отклик на спектакль.

Закреплять знания правил поведения на улицах города.

Занятия «По дороге в детский сад» Совершенствовать

представление о безопасности поведения на дороге.

Март

7

Занятие «Есть такая профессия – инструктор ГИБДД»

Познакомить детей с работой инспектора ГИБДД. Воспитывать уважение к этой профессии.

Апрель

8

  Игры на настольном перекрёстке. Закреплять знание правил

поведения на дороге.

Май

9

Занятия и игры на улице.  

Рисунки на асфальте «В гостях у Светофорчика 

Развлечение «Наш друг – Светофор» Учить родителей

взаимодействовать с детьми в игре. Закреплять знание

безопасного поведения на дороге.

Летний

период

Старшая группа

1

Беседа о профессии работника ГИБДД. Продолжать знакомить

с работой сотрудников ГИБДД. Формировать положительное

отношение к их труду.

Октябрь

2

Тематический досуг «Три сигнала светофора». Закреплять

знание о назначении светофора.

Ноябрь

3

Моделирование проблемных ситуаций «Безопасная дорога

детства» Разработать безопасный маршрут от дома до детского сада.

Декабрь

4

Чтение произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа –

милиционер» На примере художественного произведения

закреплять знание правил поведения на дороге.

Январь

5

Игровой тренинг «Вызови пожарных, скорую помощь,

полицию» Закреплять знание номеров аварийных спасательных служб. Учить последовательно и чётко объяснять сложившуюся ситуацию

Дидактическая игра «Угадай знак» закреплять умение

различать дорожные знаки; использовать полученные знания в

повседневной жизни.

   Февраль

6

Сюжетно-ролевая игра «Зелёный огонёк» Привлекать к

изготовлению атрибутов для игры. Совершенствовать навыки

безопасного поведения на дороге.

Коллективное рисование «Улицы нашего города» Закреплять

знания ПДД.

Март

7

Занятие «Транспорт» Систематизировать знание о различных

видах транспорта. Закреплять представление о профессиях,

связанных с вождением и обслуживанием наземного транспорта.

Апрель

8

Беседа инспектора ГИБДД по профилактике дорожно-

транспортных происшествий. Расширять представление о

работе сотрудников ГИБДД.

Театральная постановка «На лесном перекрёстке» Вызвать

эмоциональный отклик на чрезвычайную ситуацию.

Целевая прогулка к перекрёстку. Закреплять представление о

регулировании дорожного движения с помощью светофора.

Май

9

Игра – путешествие «Микрорайон детского сада» Учить

ориентироваться на макете «Улицы родного поселка» и на

местности.Спортивные состязание «Безопасное колесо»

Закреплять знание ПДД.

Летний

период

Подготовительная группа

1

Составление творческих рассказов. Учить анализировать

ситуации из личного опыта (запомнившийся случай на улице).

Конкурс-викторина «Чтобы это значило?» Закреплять знание

правил безопасного поведения на дороге.

Занятие «Наша улица» Учить заботиться о безопасности близких в транспорте и на дороге.

Октябрь

2

 Моделирование ситуаций, связанных с дорожно-

транспортными происшествиями. Формировать умение решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части.

Сюжетно-ролевая игра «Я – регулировщик» Формировать

представление о профессии регулировщика, его обязанностях

Ноябрь

3

Беседа с инспектором ГИБДД. Формировать положительное

отношение к работе сотрудников ГИБДД.

Дидактическая игра «Куда спрятался знак?» Продолжать

знакомить с дорожными знаками: предупреждающими,

запрещающими, информационно-указательными.

Декабрь

4

Домино «Дорожные знаки» Учить классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные

Решение проблемных ситуаций (на настольном перекрёстке)

Учить анализировать опасные ситуации на дороге. Развивать

речь, поощрять стремление рассуждать.

Занятие «Движение пешеходов по тротуарам и дорогам»

Закреплять знание ПДД.

Январь

5

Конструирование «Моя улица» Создавать условия для

самостоятельной конструктивной деятельности.

Комплексное занятие «Дорога – не место для игр»

Формировать осознанное отношение к выполнению ПДД.  

Февраль

6

Игры на макете «Улицы нашего города» Закреплять навыки

культурного и безопасного поведения на улице и в транспорте.

Дидактическая игра «Найди на схеме» Учить ориентироваться

на схеме. Закреплять умение применять полученные знания в

играх и повседневной жизни.

Занятия «Дорожные знаки» Продолжать знакомить с

дорожными знаками, часто встречающимися  по улице

Март

7

Моделирование проблемных ситуаций, связанных с

нарушением правил дорожного движения. Развивать

внимание, логическое мышление.

Апрель

8

Беседа «Как избежать опасности на дорогах» Развивать

логическое мышление, умение правильно действовать на дороге.

Май

9

Занятия и игры на улице.  

Рисунки на асфальте «В гостях у Светофорчика»
Спортивные состязание «Безопасное колесо»

Летний

период


8. Тематический контроль.
«Организация работы по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Цель: Анализ работы по обучению детей правилам дорожного движения в разных видах деятельности.

Сроки проведенияСогласно графика

Материалы тематического контроля:

  • Карта - анализ « Организация педагогической работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма»
  • Протокол обследования предметно- развивающей среды.
  • Диагностические карты по проверке знаний правил дорожного движения (детей дошкольного возраста)
  • Анкетирование родителей

Анализ результатов тематического контролясправка по тематическому контролю 

План тематического контроля. 

Направление работы

Методика

1

Обследование знаний и умений детей

Беседы с детьми

- Анализ диагностики

2

Оценка профессиональных умений воспитателя

- Собеседование с педагогами по программе

-Анализ организации педагогической работ по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма

-Анализ проведения занятий

3

Создание условий

- Посещение групп

- Анализ ПРС с точки зрения ее содержания ( наличие демонстрационного материала, дорожных знаков, дидактических игр по ПДД и др)

4

Оценка планирования работы

- Проверка планирования занятий, елевых прогулок, индивидуальной работы с детьми

5

Работа с родителями

- Анализ наглядной- информации для родителей

-Анализ планов

-анкетирование


Литература

  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность»  Мозаика-синтез Москва 2016г
  2. К.Ю.Белая.  Формирование основ безопасности у дошкольников 2014г.  Издательство Мозаика-Синтез. Москва.
  3. Саулина. Три сигнала светофора Издательство Мозаика-синтез Москва 2013г.                                                                                        
  4. Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. Москва. «Сфера» 2014г
  5. О.В. Чермашенцева Основы безопасного поведения дошкольников «Учитель» Волгоград 2014г.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое  дошкольное образовательное учреждение

детский сад «Буратино» с. Чунояр.

Утверждаю

Заведующая МКДОУ «Буратино» с. Чунояр

___________Н.А. Базлова

01.09. 2017г

Программа МКДОУ  детского сада  «Буратино» с Чунояр

по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.



C:\Users\user\Desktop\4.jpg



 

 

 

 

 

 

2017год

1. Пояснительная записка

Сегодня, несмотря на серьезные шаги, предпринимаемые нашим государством в области законодательного регулирования в вопросах обеспечения безопасности жизнедеятельности дошкольников, на практике еще в недостаточной мере устанавливаются первопричины тяжелых несчастных случаев с детьми, а также низкого уровня охраны их здоровья и жизни.

Детский травматизм в нашей стране в десятки и сотни раз превышающий травматизм в других странах, требует перестать относиться к обучению безопасному поведению ребенка на дорогах как второстепенному предмету. Обучение детей правилам безопасного поведения на дорогах в период нахождения ребенка в детском саду, может уменьшить тяжелые последствия и возможность попадания его в ДТП. 

1.2. Актуальность

Проблема детского дорожно-транспортного травматизма по-прежнему сохраняет свою актуальность. Необходимы все более разнообразные дифференцированные формы работы с детьми.

Знакомить детей с Правилами дорожного движения, формировать у них навыки правильного поведения на дороге, в транспорте необходимо с младшего дошкольного возраста, так как правила, усвоенные ребенком в этом возрасте, впоследствии, становятся нормой поведения, а их соблюдение – потребностью человека.


Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвете. Единственный, кто может его в этом убедить, - взрослый человек. И естественным способом – своим примером.

1.3.Основные направления программы:

Профилактическое: - Обеспечение знаний о безопасном поведении на улицах и дорогах.

- Предупреждение попаданий детей в различные дорожно-транспортные происшествия.

- Решение образовательных задач средствами систематических мероприятий.

Организационное: - Организация предметно-развивающей среды в МБДОУ по профилактике дорожно-транспортного травматизма.

- Определение уровня сформированности умений и навыков по правилам дорожного движения методами диагностики.

- Изучение передового опыта, отбор и внедрение эффективных методик и технологий.

- Пропаганда знаний о правилах дорожного движения с использованием разнообразных методов и приемов.

1.4. Разделы программы:

- Работа с детьми.

- Работа с педагогами.

- Работа с родителями.

- Госавтоинспекцией

1.5. Участники программы

- Дети ДОУ;

- Педагогический коллектив;

- Родители детей посещающих ДОУ.

- Госавтоинспекция.

2.Цели и задачи программы

Цель:  создание в детском саду условий, оптимально обеспечивающих процесс усвоения детьми правил дорожного движения и формирование у них необходимых умений и навыков, выработке положительных, устойчивых привычек безопасного поведения на улице, формирования осознанного безопасного поведения на улицах и дорогах

                

Задачи:          

  1. Создать условия для формирования основ безопасного поведения на улицах и дорогах.  

 2 . Разработать перспективный план мероприятий для дошкольников (для каждой возрастной группы).

3. Формировать навыки безопасного поведения на дорогах у детей через практическую деятельность.

4. Привлечь родителей к воспитанию у детей навыков правильного поведения на дорогах, обеспечивая консультативную помощь по данному вопросу с целью повышения ответственности за безопасность и жизнь детей.

5. Повысить уровень педагогического мастерства воспитателей в работе с детьми дошкольного возраста по обучению правилам дорожного движения. 

 6. Взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

3. Принципы:

  1. Принцип взаимодействия дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения.
  2. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной среде. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
  3. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
  4. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
  5. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.

4. Обеспечение программы.

Нормативно-правовое:

- Конституция РФ;

- Закон РФ «Об образовании»;

- Конвенция ООН о правах ребёнка;

- Правила дорожного движения.

Научно-методическое:

- ФГОС ДО;

-  основная общеобразовательная программа дошкольного образования

- Годовой план работы МКДОУ

- Программа «Безопасность»   Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. Мозаика-синтез Москва 2016г

- мониторинг деятельности по организации профилактики ДДТТ;

- методические разработки для родителей, педагогов, детей.

Материально-техническое обеспечение :

  1. Уголки дорожного движения в групповых помещениях, холле детского сада, на территории ДОУ
  2. Наглядный материал: транспорт различного функционального назначения, настольно –печатные игры, дидактические игры по ПДД; плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации; видеокассеты по ПДД, атрибуты для сюжетно-ролевой игры « Транспорт», дорожные знаки.
  3. Методический инструментарий: пособие Е.Я. Хабибулина,   Дорожная азбука в детском саду. Наборы карточек « Дорожная безопасность», «Безопасность на дорогах».

Кадровое обеспечение:

1. Повышение квалификации педагогов;

2. Привлечение к педагогическому процессу сотрудников ГИБДД.

5. Этапы реализации программы

I этап – подготовительный

- Разработка программы, ознакомление с основными идеями педагогов, воспитателей, дошкольников, их родителей и предполагаемых социальных партнеров.

- Разработка программы деятельности по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения

- Определение критериев, показателей, методов и приемов изучения эффективного функционирования программы.

II этап – основной

- Реализация программы совместных действий по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма.

- Разработка и апробация годового цикла материалов , направленных на профилактику ДДТТ.

- Освоение и использование в образовательной практике форм, приемов и методов, способствующих формированию комплекса знаний по безопасному поведению на улицах и дорогах.

- Апробация мероприятий по ПДД.

- Разработка и внедрение стандартов по оценке эффективности профилактической работы.

- Формирование информационно-методического фонда разработок педагогов и их социальных партнеров.

- Обновление нормативно-правовой базы по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

III этап – заключительный

- Осуществление коллективного самоанализа в сообществе педагогов, дошкольников, их родителей и социальных партнеров процесса и результатов деятельности по профилактике ДДТТ.

- Обобщение и презентация опыта работы по формированию мотивации ответственного и сознательного поведения на улицах и дорогах, в транспорте, практических умений и навыков безопасного поведения.

- Внешняя экспертиза результатов инновационной деятельности.

- Определение перспектив дальнейшей деятельности по предупреждению ДДТТ.

6. Ожидаемые результаты

- Повышение уровня знаний ПДД у детей, снижение детского дорожно-транспортного травматизма.

- Повышение культуры поведения на улице, в транспорте.

- Эффективное взаимодействие с родителями в работе по профилактике дорожно-транспортного травматизма детей, усиление роли семьи в воспитании детей.

- Развитие системного подхода к профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.

- Установление прочных связей в организации совместной работы с органами ГИБДД.

7. Организация работы по профилактике детско- дорожного травматизма в ДОУ

 7.1. Работа с детьми по изучению правил дорожного движения.

 Занятия проводятся в форме живой беседы с использованием наглядности.  Параллельно с изучением основных правил дорожного движения целесообразно организовывать экскурсии по улицам города; чтение рассказов; проведение развлечений; увлекательные подвижные, сюжетно- ролевые, дидактические игры; практическую деятельность (изо, ручной труд)  Перед поступлением в школу дошкольники должны овладеть определенными знаниями, представлениями и пониманием значения некоторых терминов по тематике дорожной безопасности. Дошкольник должен знать ответы на следующие вопросы:

- кого называют пешеходом, водителем, пассажиром;

- что такое транспорт, его виды;

- что такое «проезжая часть», тротуар, обочина, пешеходная дорожка;

- что такое дорожные знаки и назначение основных знаков для пешеходов;

- какие бывают пешеходные переходы;

- какие могут быть опасности на улицах.

- Дорога в дошкольное учреждение.

- Опасные места на территории, прилегающей к дошкольному учреждению.

- Предвидение опасности на улицах.

- Правила поведения на тротуаре, во дворе, на детской площадке (жилая зона).

- Нахождение на улице с взрослыми.

- Дорожные знаки для пешеходов.

- Развитие глазомера по определению расстояния до приближающихся транспортных средств, определение направления их движения, опасные повороты автомобилей.

Воспитатель самостоятельно определяет, какие занятия по дорожной тематике можно проводить в младшей, средней, старшей и подготовительной группах.

Младшая группа (3-4 года)

Формирование навыков безопасного поведения на улицах и дорогах должно проходить систематически, но ненавязчиво. Для этого должны использоваться целевые прогулки, изучение различных ситуаций на улице и во дворе. Детей рекомендуется знакомить с понятиями: улица, дорога, тротуар, светофор, значение его сигналов. На прогулках воспитатель детям показывает тротуар, проезжую часть дороги, объясняет их значение. Дети наблюдают за движением транспорта, пешеходов, учатся различать автомобили. Узнают, кто такие: водитель, пешеход, пассажир.

Для закрепления новых понятий, слов, представлений, полученных на прогулках, рассматриваются с детьми иллюстрации в книгах, на плакатах, объясняется опасность красного сигнала светофора и значение желтого и зеленого сигналов. Дети знакомятся с грузовыми и легковыми автомобилями, различать трамвай, автобус, троллейбус. Для развития правильной ориентации детей их обучают местонахождению предметов, прививается умение ориентироваться на территории детского сада. На занятиях в детском саду дети изучают новые слова по дорожной тематике, рассматриваются отдельные детали транспортных средств. Детям прививается привычка - находясь на улице, держать взрослого за руку.

Средняя группа (4-5 лет)

В средней группе дети обучаются умению ориентироваться на местности, на территории и вокруг детского сада, находясь с воспитателями. Развивается их наблюдательность и любознательность, расширяются знания о транспортных средствах, их видах и конструктивных особенностях.

На прогулках детям показываются места, где можно ходить пешеходам, где можно переходить проезжую часть. Дети обучаются умению определять расстояния до предметов, составлять небольшой рассказ о дорожной ситуации, обращается внимание на выезды из дворов, места остановок маршрутного транспорта, закрепляется понимание, что на проезжей части и вблизи нее нельзя играть, бегать, ездить на велосипедах, роликах, самокатах и т.д.

Таким образом, к пяти годам в средней группе у детей расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, формируются навыки наблюдения за окружающими предметами, которые могут быть опасными.

На занятиях в детском саду воспитатель закрепляет понимание детьми опасных мест на улицах и дорогах, беседует с ними, выясняя, что они видели на улице по дороге в детский сад, как дети понимают отдельные понятия по дорожной лексике. Развивается боковое зрение специальными упражнениями, формируется умение видеть и наблюдать окружающие предметы, различать их в движении. Формируется чувство опасности в дорожной среде.

Старшая группа (5-6 лет).

С детьми 5-6 лет закрепляется умение детей свободно ориентироваться на территории и вокруг детского сада в присутствии воспитателей и взрослых. Дети могут объяснить, каким маршрутным транспортом пользуются родители по дороге в детский сад, что они видели на улице. Продолжается ознакомление детей с понятиями: проезжая часть, тротуар, пешеходная дорожка, пешеходный переход, дорожный знак, светофор - транспортный и пешеходный, правила перехода проезжей части, держа за руку взрослого.

Во время целевых прогулок обращается внимание детей на то, что за крупногабаритным транспортом (автобусы, троллейбусы, трамваи, грузовые автомобили) может скрываться маленький (легковые автомобили, мотоциклы, велосипеды). Дети наблюдают за правильными и неправильными действиями пешеходов во время прогулок, по дороге в детский сад, а затем рассказывают, что неправильно делают некоторые пешеходы и почему такие действия опасны.

Таким образом, в старшей группе расширяются представления о правилах безопасного поведения на улицах и дорогах, проверяется осознание и понимание опасных и безопасных действий.

Подготовительная группа (6-7 лет)

С детьми 6-7 лет продолжаются занятия по развитию познавательных процессов: концентрации внимания, наблюдательности, развитию памяти, способности к восприятию пространственных отрезков и пространственной ориентации; дети обучаются самостоятельно давать оценку действиям водителя, пешехода и пассажира. Им разъясняется, что они будущие школьники, которым придется самостоятельно переходить дорогу, выполнять обязанности пешехода и пассажира.

Дети изучают на макетах безопасные маршруты движения в детский сад, рассказывают взрослым, как правильно и безопасно можно идти по улицам микрорайона, что находится на территории, прилегающей к детскому саду. Показывают умение наблюдать, оценивать дорожную обстановку с помощью зрения, слуха, осознанно объясняют опасные места в окружающей дорожной среде.

Разработанная Программа предполагает систематическую разноплановую работу, использование творческих форм и методов обучения и воспитания детей. Данная система работы вызовет практический интерес, послужит справочным материалом для педагогов ДОУ, родителей, позволяющим доступно разъяснять детям правила дорожного движения.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ:

  • Организованная образовательная деятельность по  обеспечению безопасности жизнедеятельности (ПДД);
  • Изучение правил дорожного движения;
  • Закрепление практических навыков по правилам дорожного движения;
  • Индивидуальная работа вне занятий;
  • Игры: занятия, дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые, настольные;
  • Чтение художественной литературы;
  • Праздники, досуги, развлечения, театрализованные постановки;
  • Целевые прогулки, экскурсии, наблюдения;
  • Конкурсы;
  • Беседы;
  • Проектная деятельность;

7.2. Работа с педагогами по направлению обучение детей правилам дорожного движения.

Все её формы направлены на повышение мастерства педагогов, развитие их творческого потенциала. Постоянная связь содержания методической работы с ходом и результатами работы педагогов обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя

  • Обобщить и расширить знания детей о правилах дорожного движения.
  • Укрепить материально-техническую базу для работы по данному направлению.
  • Выработать систему воспитательно-образовательной работы
  • Оптимизировать работу с родителями с помощью разнообразных приемов и методов детей дошкольного возраста по изучению и закреплению знаний о правилах дорожного движения.

ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ПЕДАГОГАМИ:

  • консультации;
  • инструктажи;
  • анкетирование;
  • изучение правил дорожного движения;
  • семинары, семинары-практикумы;
  • изготовление пособий и игр.

7.3. Совместная работа с родителями по направлению профилактика дорожно-транспортного травматизма.

Работа с родителями строится по следующим направлениям: 
- создание единого образовательного пространства (совместно со специалистами ГИБДД);

- повышение родительской компетентности в вопросах соблюдения правил

поведения на улицах и дорогах, в транспорте.

Для совместной работы с родителями по направлению профилактики дорожно-транспортного травматизма был разработан перспективный план работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения и безопасному поведению на дороге.

Основные мероприятия работы с родителями по профилактике ДДТТ:

ФОРМЫ И МЕТОДЫ СОТРУДНИЧЕСТВА С РОДИТЕЛЯМИ:

  • Изучение правил дорожного движения;
  • Беседы;
  • Оформление информационных стендов, изготовление памяток;
  • Анкетирование;
  • Тестирование;
  • Родительские собрания;
  • Консультации;
  • Совместные досуги (праздники, развлечения).
  •  Совместное мероприятие: день открытых дверей "Как мы учим детей правилам дорожного движения"

7.4. Взаимодействие ДОУ с сотрудниками ГИБДДв организации профилактики дорожно-транспортного травматизма.

Совместно с сотрудниками Госавтоинспекцией планируется проводить: 

  • Беседы  с детьми старшего дошкольного возраста по профилактике дорожно – транспортного травматизма.
  • Выступления сотрудников ГИБДД на родительских собраниях с «Предупреждение детского дорожно-транспортного травматизма»,
  • Совместные  акции по ПБДД,  праздники и развлечения, на которых всякий раз дети совершат увлекательные путешествия, помогут тем, кто еще недостаточно знает дорожную азбуку. 

Посредством игры, творчества маленькие пешеходы вместе с сотрудниками ГИБД  могут постигнуть азы дорожной азбуки, станут участниками развлечений. 

7.5. Программное содержание

мероприятий по профилактике детского дорожно – транспортного травматизма.

Содержание мероприятия

Сроки

Младшие  группы

1

Рассматривание картин из серии «Улицы города».

Занятие «Машина едет с ветерком». Знакомить с некоторыми

видами транспорта: грузовыми и легковыми машинами,

автобусом

Октябрь

2

Целевая прогулка «Наша улица». Формировать представление

о проезжей части и тротуаре. Рассказать о том, что на проезжей части играть нельзя.

Ноябрь

3

Дидактическая игра «Светофор». Знакомить с назначением и

работой светофора. Разучивание песни «Машина» (муз. Т. Потапенко, сл.

Н.Найдёновой).

Декабрь

4

Сюжетно-ролевая игра «Машина». Знакомить с работой

водителя, учить правильно вести себя в общественном

транспорте. Рассматривание картин из серии «Транспорт города».

Знакомить с назначением различных машин, выделять их цвет и размер.

Январь

5

Кукольный спектакль «Уважайте светофор». Закреплять

представление о назначении и работе светофора. Подвижная игра «Воробушки и автомобиль»        

Февраль

6

Аппликация «Грузовая машина». Формировать представление

о грузовой машине. Дидактическая игра «Собери светофор». Закреплять знание правил перехода через проезжую часть, обращая внимание на

сигналы светофора.

Март

7

Наблюдение за движением машин и работой водителя.  Учить

различать грузовые и легковые автомобили. Расширять

представление о работе водителя.

Апрель

8

Беседа «Кого называют пешеходом, водителем, пассажиром»

Настольный театр «Лисичка и светофор»

Май

9

Игры на асфальте «Найди свой цвет». Закреплять умение

различать и называть красный, жёлтый, зелёный цвета.  

Сюжетно-ролевая игра «Автобус». Закреплять знание правил

поведения в общественном транспорте (не толкаться, не кричать, уступать место старшим и т.д.)

Летний

период

Средняя группа

1

Дидактическая игра «Транспорт» Знакомить с видами

городского транспорта, формировать навыки культурного

поведения в транспорте.

Октябрь

2

Конструирование из строительного материала «Гараж». Развивать творческие способности.

Игра-сказка «Азбука пешехода» Совершенствовать

представление о безопасном поведении на  дороге. Закреплять

знания о назначении сигналов светофора. Развивать внимание,

быстроту реакции.

Ноябрь

3

Аппликация (коллаж) «Моя улица»  Учить правильно

располагать на листе бумаги готовые изображения домов,

проезжей части, тротуара, машин.

Декабрь

4

Новогодняя игра-сказка «Дед Мороз – пешеход» Закреплять

знание о назначении проезжей части и пешеходной зоне дороги.

Дидактическая игра «Светофор». Закреплять знание о

назначении светофора. Развивать внимание, быстроту реакции.

Январь

5

Игры-ситуации «В городском транспорте»  Учить

анализировать опасные ситуации, возникающие на дороге,

находить способ их избегать.

Дидактическая игра «Что изменилось?»

Февраль

6

Кукольный спектакль «О правилах кошке расскажем

немножко!» Вызвать эмоциональный отклик на спектакль.

Закреплять знания правил поведения на улицах города.

Занятия «По дороге в детский сад» Совершенствовать

представление о безопасности поведения на дороге.

Март

7

Занятие «Есть такая профессия – инструктор ГИБДД»

Познакомить детей с работой инспектора ГИБДД. Воспитывать уважение к этой профессии.

Апрель

8

  Игры на настольном перекрёстке. Закреплять знание правил

поведения на дороге.

Май

9

Занятия и игры на улице.  

Рисунки на асфальте «В гостях у Светофорчика 

Развлечение «Наш друг – Светофор» Учить родителей

взаимодействовать с детьми в игре. Закреплять знание

безопасного поведения на дороге.

Летний

период

Старшая группа

1

Беседа о профессии работника ГИБДД. Продолжать знакомить

с работой сотрудников ГИБДД. Формировать положительное

отношение к их труду.

Октябрь

2

Тематический досуг «Три сигнала светофора». Закреплять

знание о назначении светофора.

Ноябрь

3

Моделирование проблемных ситуаций «Безопасная дорога

детства» Разработать безопасный маршрут от дома до детского сада.

Декабрь

4

Чтение произведения С.Михалкова «Дядя Стёпа –

милиционер» На примере художественного произведения

закреплять знание правил поведения на дороге.

Январь

5

Игровой тренинг «Вызови пожарных, скорую помощь,

полицию» Закреплять знание номеров аварийных спасательных служб. Учить последовательно и чётко объяснять сложившуюся ситуацию

Дидактическая игра «Угадай знак» закреплять умение

различать дорожные знаки; использовать полученные знания в

повседневной жизни.

   Февраль

6

Сюжетно-ролевая игра «Зелёный огонёк» Привлекать к

изготовлению атрибутов для игры. Совершенствовать навыки

безопасного поведения на дороге.

Коллективное рисование «Улицы нашего города» Закреплять

знания ПДД.

Март

7

Занятие «Транспорт» Систематизировать знание о различных

видах транспорта. Закреплять представление о профессиях,

связанных с вождением и обслуживанием наземного транспорта.

Апрель

8

Беседа инспектора ГИБДД по профилактике дорожно-

транспортных происшествий. Расширять представление о

работе сотрудников ГИБДД.

Театральная постановка «На лесном перекрёстке» Вызвать

эмоциональный отклик на чрезвычайную ситуацию.

Целевая прогулка к перекрёстку. Закреплять представление о

регулировании дорожного движения с помощью светофора.

Май

9

Игра – путешествие «Микрорайон детского сада» Учить

ориентироваться на макете «Улицы родного поселка» и на

местности.Спортивные состязание «Безопасное колесо»

Закреплять знание ПДД.

Летний

период

Подготовительная группа

1

Составление творческих рассказов. Учить анализировать

ситуации из личного опыта (запомнившийся случай на улице).

Конкурс-викторина «Чтобы это значило?» Закреплять знание

правил безопасного поведения на дороге.

Занятие «Наша улица» Учить заботиться о безопасности близких в транспорте и на дороге.

Октябрь

2

 Моделирование ситуаций, связанных с дорожно-

транспортными происшествиями. Формировать умение решать проблемные ситуации, возникающие на проезжей части.

Сюжетно-ролевая игра «Я – регулировщик» Формировать

представление о профессии регулировщика, его обязанностях

Ноябрь

3

Беседа с инспектором ГИБДД. Формировать положительное

отношение к работе сотрудников ГИБДД.

Дидактическая игра «Куда спрятался знак?» Продолжать

знакомить с дорожными знаками: предупреждающими,

запрещающими, информационно-указательными.

Декабрь

4

Домино «Дорожные знаки» Учить классифицировать дорожные знаки: предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные

Решение проблемных ситуаций (на настольном перекрёстке)

Учить анализировать опасные ситуации на дороге. Развивать

речь, поощрять стремление рассуждать.

Занятие «Движение пешеходов по тротуарам и дорогам»

Закреплять знание ПДД.

Январь

5

Конструирование «Моя улица» Создавать условия для

самостоятельной конструктивной деятельности.

Комплексное занятие «Дорога – не место для игр»

Формировать осознанное отношение к выполнению ПДД.  

Февраль

6

Игры на макете «Улицы нашего города» Закреплять навыки

культурного и безопасного поведения на улице и в транспорте.

Дидактическая игра «Найди на схеме» Учить ориентироваться

на схеме. Закреплять умение применять полученные знания в

играх и повседневной жизни.

Занятия «Дорожные знаки» Продолжать знакомить с

дорожными знаками, часто встречающимися  по улице

Март

7

Моделирование проблемных ситуаций, связанных с

нарушением правил дорожного движения. Развивать

внимание, логическое мышление.

Апрель

8

Беседа «Как избежать опасности на дорогах» Развивать

логическое мышление, умение правильно действовать на дороге.

Май

9

Занятия и игры на улице.  

Рисунки на асфальте «В гостях у Светофорчика»
Спортивные состязание «Безопасное колесо»

Летний

период


8. Тематический контроль.
«Организация работы по профилактики детского дорожно-транспортного травматизма»

Цель: Анализ работы по обучению детей правилам дорожного движения в разных видах деятельности.

Сроки проведенияСогласно графика

Материалы тематического контроля:

  • Карта - анализ « Организация педагогической работы по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма»
  • Протокол обследования предметно- развивающей среды.
  • Диагностические карты по проверке знаний правил дорожного движения (детей дошкольного возраста)
  • Анкетирование родителей

Анализ результатов тематического контролясправка по тематическому контролю 

План тематического контроля. 

Направление работы

Методика

1

Обследование знаний и умений детей

Беседы с детьми

- Анализ диагностики

2

Оценка профессиональных умений воспитателя

- Собеседование с педагогами по программе

-Анализ организации педагогической работ по предупреждению детского дорожно- транспортного травматизма

-Анализ проведения занятий

3

Создание условий

- Посещение групп

- Анализ ПРС с точки зрения ее содержания ( наличие демонстрационного материала, дорожных знаков, дидактических игр по ПДД и др)

4

Оценка планирования работы

- Проверка планирования занятий, елевых прогулок, индивидуальной работы с детьми

5

Работа с родителями

- Анализ наглядной- информации для родителей

-Анализ планов

-анкетирование


Литература

  1. Авдеева Н.Н., Стёркина Р.Б. «Безопасность»  Мозаика-синтез Москва 2016г
  2. К.Ю.Белая.  Формирование основ безопасности у дошкольников 2014г.  Издательство Мозаика-Синтез. Москва.
  3. Саулина. Три сигнала светофора Издательство Мозаика-синтез Москва 2013г.                                                                                        
  4. Т.А.Шорыгина Беседы об основах безопасности с детьми 5-8 лет. Москва. «Сфера» 2014г
  5. О.В. Чермашенцева Основы безопасного поведения дошкольников «Учитель» Волгоград 2014г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Школа дорожных наук»

Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Ребенок по своим физиологическим особенностям не...

Вариативная программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «Детская безопасность на дорогах» в МБДОУ «Детский сад № 15 «Теремок» г.Медногорска»

В образовательной программе «Детская безопасность на дороге» раскрывается система организации работы по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасного поведения на дороге и прави...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного возраста "Планета дорожной безопасности"

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма для детей старшего дошкольного  возраста....

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ           Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Един...

ПРОГРАММА по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма « ДОРОЖНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ»

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ           Единственное, что может спасти ребенка на дороге, - это вера в запретительные свойства красного цвета. Един...

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города....

Программа по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма «АЗБУКА ДОРОЖНЫХ НАУК»

Программа «Азбука дорожных наук», разработана в силу особой актуальности проблемы - обеспечения безопасности дошкольников на дорогах и улицах города.Статистические данные об участии детей ...