Исследовательский игровой проект «Волшебница вода - капелька»
опыты и эксперименты по обж (средняя группа) на тему
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает новые проявления способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы. Развивает мыслительные операции, стимулирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gosudarstvennoe_byudzhetnoe_obrazovatelnoe_uchrezhdenie_shkola.docx | 25.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Государственное Бюджетное Образовательное Учреждение Школа № 1056
(дошкольное отделение №4)
Исследовательский игровой проект
«Волшебница вода - капелька»
Автор: Бубырева Вера Владимировна
Москва
2014 год
Актуальность проекта:
Дошкольное детство – это начальный этап человеческой личности. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. В дошкольном возрасте дети достигают больших успехов в освоении знаний о природе. Они узнают не только факторы, но достаточно сложные закономерности, лежащие в основе природных явлений. Творчество в экспериментировании обуславливает новые проявления способностей ребенка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы. Развивает мыслительные операции, стимулирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями.
Цели проекта:
Развитие наблюдательности, умение сравнивать, анализировать, обобщать.
Развитие познавательного интереса детей в процессе экспериментирования.
Создание условий для формирования основного целостного мировидения ребенка дошкольного возраста средствами эксперимента.
Познакомить с одним из компонентов природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля. Формировать осознанное, бережное отношение к воде как важному природному ресурсу.
Задачи:
Расширять представление детей о свойствах окружающего мира.
Знакомить с различными свойствами воды.
Учить детей делать выводы на основе опытов.
Участвовать в посильной практической деятельности.
Воспитывать бережное отношение к природным ресурсам.
Формировать представления о себе ,как об активном члене коллектива через проектную деятельность.
Закреплять умения устанавливать причинно- следственные связи между природными явлениями(при изменении температуры окружающей среды изменяется агрегатное состояние воды).
Участники проекта:
Воспитатели группы, дети группы, родители детей.
Форма организации детей:
Индивидуальная работа, работа в парах, коллективная работа, объединение нескольких групп детей.
Средства обучения :
Стихи, музыкальные произведения, иллюстрации помогут увидеть красоту реки ,услышать капель . звуки моря и т.д.
Вид проекта:
Краткосрочный ( 2 недели).
Этапы реализации проекта
Этапы проекта | Деятельность педагога | Деятельность детей | Взаимодействие с родителями |
1.Организационно-подготовительный этап | 1.Определение проблемы, цели и задач проекта; 2.Подбор материала для выполнения экспериментальных работ; 3.Выявление знаний детей о явлениях в неживой природе; 4. Изучение литературы; 5.Вводить в игровую ситуацию: помочь «Волшебнице воде» найти потерявшиеся капельки. | 1.Обыгрывание сюжетно-игровую ситуацию. 2.Осознают и личностно воспринимают проблему. 3.Принятие задачи – совершить путешествие и найти все капельки воды. | Оказывают помощь в подборе материала для проведения экспериментирования. |
2.Практическая деятельность по решению проблемы | Организует деятельность и планирует её: 1.Волшебница вода дарит ребятам группы, свою помощницу «Капельку». (Сделать дидактическую куклу « Капельку»); 2.Речевые игры, заучивание наизусть стихов, потешек, песенок о воде; 3. Чтение художественной литературы: Словацкая народная сказка « У солнышка в гостях», сказки С.Прокофьева « Про серую тучку», «Волшебная корзина», Б.Заходер «Течет река», сказки К.И.Чуковского «Федорино горе», « Мойдодыр». 4.Беседа по рассказу Н.А.Рыжова « Как люди обидели речку». 5. Сюжетные игры: «Купание куклы Ариши»(опыт превращение воды из теплый в холодную), «Постираем белье для куклы» и т.д. 6.Дидактические игры: «Что мы знаем о воде?», «Какой бывает вода?»(бесцветная, прозрачная, журчит, без запаха, без вкуса, горячая, теплая, холодная, мокрая и т.д., «Есть ли жизнь в воде?». 7.Игры – экспериментирования: «Основные свойства воды», «Тонет - не тонет», «Секрет воды» (вода не имеет форму), «Очистка воды от грязи, песка» ( с помощью сделанных самими фильтров) . 8.Разгадывание кроссвордов, ребусов, загадок. 9.Рассмативание репродукций художников маринистов (Айвазовский, Куинжи, Дмитриев). 10. Составление схемы «Круговорот воды в природе». 11.Рисование морских пейзажей, аппликация «Моряк», «Кораблик». | Принятие задачи – совершить путешествие, выполнить все задания и найти все капельки воды. | Рекомендации и советы для родителей ,подготовка памятки для родителей : «Что прочитать и что посмотреть с детьми о воде и морских путешественниках», беседы с детьми дома на темы : «Мир воды», «Нам водичка добрый друг», « Обитатели воды», «Если жизнь баз воды». Подготовка рассказов детей об уникальных природных объектах. Осознание необходимости быть для ребенка источником энциклопедических знаний. |
| Организует презентацию коллажа. Изготовление альбома «Мир воды». Сюрпризный момент : Волшебница вода вручает подарок детям и благодарит за оказанную помощь. | Рассказывают и показывают на коллаже состояние воды (капли , дождик, река, вода в аквариуме , снежинки, облака, пар). Рассказ детей по альбому «Мир воды». | Обогащение детских родительских отношений совместно творческой деятельностью. Приглашение родителей на презентацию в свою группу. |
Самоанализ проекта
На протяжении всего проекта «Вода – это жизнь» активно участвовали все участники проекта: дети, их родители и специалисты детского сада. Во время проекта использовались различные формы работы: традиционные, нетрадиционные, с подгруппами, индивидуально, драматизация, викторина и другие.
После проведенного проекта, хотелось бы еще поработать над следующими моментами:
- Провести дополнительную индивидуальную работу с детьми (экологические игры, беседы, наблюдения);
- Провести дополнительную работу с родителями по экологическому воспитанию детей (индивидуальные беседы, консультации);
- Дать рекомендации родителям по профилактике заболеваний детей (папка-раскладушка, консультация с медсестрой детского сада);
- Дать рекомендации по подготовке детей к школе (оформление в родительском уголке папок, организовать встречу с учителем начальных классов).
Список использованной литературы:
- Масленникова О.М., Филиппенко А.А. «Экологические проекты в детском саду». Волгоград, Учитель, 2009 г.
- Аксенова З.Ф. «Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников». М.; ТЦ Сфера, 2008г.
- Горькова Л.Г., Кочергина А.В., Обухова Л.А. «Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников». М.; ВАКО, 2005г.
- Николаева С.Н. «Методика экологического воспитания в детском саду». М.; Просвещение, 2010 г.
- Гальцова Е.А. «Театрализованные и игровые занятия с детьми». Волгоград, Учитель, 2008 г.
- Н.А.Рыжова. Программа экологического воспитания дошкольников «Наш дом-
Природа»
- Т.М.Бондаренко. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Воронеж. ТЦ «Учитель» 2006 г.
- В.Н. Волчкова, Н.В.Степанова. Конспекты занятий в старшей группе детского сада. Изо. Воронеж. ТЦ «Учитель» 2006 г
- Л.Г.Горькова, А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников. Москва «Вако». 2005 г.
- Евдокимова Б.С. Технология проектирования в ДОУ.– М.: ТЦ Сфера, 2006.
- Боровлева А.В. Проектный метод как средства повышения качества образования. // Управление ДОУ №7, 2006.
- Веракса Н.Е., Веракса А.Н. Проектная деятельность дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М.: Мозаика – Синтез, 2008.
- Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От
рождения до школы»/ под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой.
- Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ/ Авт. – сост.: Л.С. Киселева, Т.А. Данилина. Т.С. Лагода, М.Б. Зуйкова. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2010.
- Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
- Т.А. Шорыгина «Беседы о воде в природе», Москва – ТЦ Сфера, 2008.
Интернет – ресурсы:
- «Технология проектной деятельности в детском саду» http://festival.1september.ru/articles/603930/
- «Проектная деятельность в детском саду» http://doshvozrast.ru/metodich/konsultac04.htm
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Позновательно-исследовательский проект "Волшебница вода с ней навеки мы друзья" 2-ая младшая группа
Чтобы сохранить баланс природы, нужно начинать воспитывать любовь к природе в раннем детстве и только тогда мы увидим результаты в будущем.Воспитание экологической культуры – долгий путь ф...
Опытно исследовательский проект "Волшебница вода"
Данный проект является базой для развития опытной и исследовательской деятельности для дошкольников. Основной целью проекта является развитие самостоятельной поисковой деятельности в области природы и...
Конспект занятия- формирование целостной картины мира, познание. Поисково-исследовательская деятельность "Волшебница-вода!"
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе ( образовательные области: познание , безопасность, коммуникация, труд )....
Поисково - исследовательская деятельность "Волшебница - вода"
развитие познавательных способностей детей, через детское экспериментирование...
ПОЗНАВАТЕЛЬСКО – ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ПРОЕКТ «Волшебница вода»
Проект: «Волшебница-вода» проводится в игровой форме, направлен на знакомство детей с самым важным компонентом природы – водой, без которой невозможна жизнь на планете Земля....
«План-конспект познавательно-исследовательской деятельности «ВОЛШЕБНИЦА ВОДА» с детьми среднего дошкольного возраста по методике О.В. Дыбина
Задачи:1) формирование представлений о паре – превращение пара в воду при охлаждении пара; расширять представления о свойствах воды: тяжелые предметы в воде тонут, а легкие – плавают; приобщать к навы...
Конспект познавательно-исследовательской деятельности «Волшебница вода» в старшей группе
Познавательно-исследовательская деятельностьТема «Волшебница вода».Задачи:- побуждать желание детей активно изучать природный мир, искать ответы на вопросы, высказывать догадки и предположения;-...