Конспект ООД в средней группе "Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме
Конспект ООД в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект ООД "Осторожно огонь" | 19.29 КБ |
Конспект экспериментально-познавательной деятельности «Чудо магнит» | 19.91 КБ |
ООД "Зимующие птицы" | 19.4 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД «Осторожно – огонь!»
(старшая группа)
Задачи:
продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности и дать знания о причинах возникновения пожара;
расширять знания детей об опасных ситуациях, окружающих их в доме, на улице, в лесу; знать какой вред приносят игры с огнем;
формировать у детей представление о предметах, которыми им категорически пользоваться нельзя;
воспитывать уважение к профессии пожарного, чувство отзывчивости;
познакомить детей с добрыми и злыми делами огня, рассказать, что огонь издавна был другом человека;
развивать умение рассказывать передавая свое отношение к ситуации;
учить осторожному обращению с огнем, с электробытовыми приборами, с огнем на природе.
Предварительная работа: чтение С.Я.Маршака «Пожар», С.Михалкова «Рассказ о неизвестном герое», мультфильм «Кошкин дом», использование дидактической игры: «Основные правила пожарной безопасности», беседы с детьми на тему "Спички детям не игрушка",
Словарная работа: пожарный, огнетушитель, номер пожарной части 01, с огнём играть нельзя.
Оборудование: иллюстрации с изображением огня в разных его проявлениях (в быту, на улице, в лесу); карандаши, бумага; игрушки животных; доска с магнитами, изображения огня; мольберт, иллюстрация с изображением пожарного и инвентарём; медали для поощрения детей; телефон, воротца для подлезания, модули –для п/игры.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество».
Ход.
Воспитатель загадывает загадку:
- Красный язык дремать не привык.
Раз – два слизал все дрова. Что это такое?
Дети: - Это огонь
Воспитатель: - Верно. Давно это было, когда люди жили ещё в пещерах, носили вместо одежды шкуры животных- человек научился добывать огонь. С тех пор подружился человек с огнём – на огне готовили еду, освещали дом, согревались у костра ( у печи). А еще есть заводы, где также в печах живет огонь. В пекарне в печах пекут хлеб. Есть такие печи, в которых "варят" металл. Потом из него делают машины, самолеты, посуду и прочее. Но неумелое, неосторожное обращение с огнём может привести к беде – пожару. Бывают разные ситуации в жизни.
Вот такая беда и произошла с девочкой. Как вы думаете, что произошло у девочки?
( Решение ситуативных задач - на мольберт выставляются картинки).
Дети рассматривают иллюстрации и описывают сюжет.
Ситуация 1.
Дети: - Девочка сидела дома одна, играла с куклой, захотела погладить для куклы платье. Включила утюг, погладила, стала одевать, играть, а утюг не выключила, он грелся, грелся и что произошло?
Ребёнок описывает ситуацию: - Начался пожар…
Воспитатель: - Какие правила пожарной безопасности нарушила девочка? Что нужно было сделать девочке, чтобы не случился пожар?
Дети: нельзя играть с утюгом, нельзя детям брать электроприборы… Девочке нужно было сразу выключить утюг…
Воспитатель: - От каких приборов ещё может случиться пожар?
Дети: - Плита, газовая плита, чайник, лампа электрическая, фен...
Вывод: - Правильно - играть с электрическими приборами нельзя, может случиться пожар.
Ситуация 2.
Дети описывают: - Мальчик и девочка играли около дома. Увидели на асфальте тополиный пух. Взяли спички и подожгли его. Пух загорелся. Огонь быстро побежал, добрался до дома. Начал дом гореть.
Воспитатель: - Чего нельзя было делать детям.
Дети: - Брать спички, поджигать…
Вывод: Играть со спичками нельзя. Нельзя поджигать пух, сухую траву, деревья - может начаться пожар.
Ситуация 3.
Дети: - Дети играли около леса. Собрали сухие ветки и развели костер. Потом пошли играть с мячом. А когда вернулись, уже горели деревья.
Вопросы для обсуждения.
Воспитатель: - Какие правила пожарной безопасности нарушили дети?
Дети: - Дети взяли спички, разожгли костер.
Воспитатель: - Почему нельзя в лесу, около леса разжигать костер, особенно в жаркую погоду?
Дети: - Может сгореть весь лес, начнётся пожар и загорятся дома...
Воспитатель: - Да, может сгореть весь лес, погибнут животные. А также от пожара могут сгореть и строения, дома у леса, а самое страшное, когда гибнут люди, животные.
Вывод: Спички детям не игрушки. Костёр разжигать без взрослых нельзя.
Физминутка «Пожар»
Раз, два, три, четыре –шагают;
У кого пожар в квартире? – поворачиваются и смотрят из под ладошки влево, влево;
Дым столбом поднялся вдруг- руки вверх;
Кто не выключил утюг? – руки к щекам и качание головой влево-вправо;
Дым увидел – не зевай.
Ты пожарных вызывай- бег на месте;
Помни каждый гражданин
Этот номер - 01.
Игра « Огонь наш друг, огонь наш враг».
Воспитатель: - Огонь друг, огонь враг – почему так говорят?
Дети называют ситуации, когда огонь полезен или когда огонь наносит вред и ставят фишку в соответствующий столбик (на доске два изображения огня).
Воспитатель: -Какие полезные дела совершает огонь?
Дети: - Можно сварить суп, от огня тепло, становится светлее и пр.
Воспитатель: - Верно. А какой вред может принести огонь?
Дети: - Может сгореть лес, дом, машины, погибнуть люди и пр.
Воспитатель: - Правильно. Случается, что иногда из доброго друга он превращается в страшного врага, который в считанные минуты уничтожает все вокруг.
Вывод: Чтобы огонь был всегда добрым, с ним нужно правильно обращаться.
Дидактическая игра на внимание «Да – нет».
Воспитатель: - Можно спичками играть?
(Нет).
- В мяч на улице играть?
(Да; дети хлопают).
- Траву, деревья поджигать?
(Нет).
- Цветы из лейки поливать?
(Да; дети хлопают).
- Газ без взрослых зажигать?
(Нет).
- Утюг включенным оставлять?
(Нет).
Воспитатель: - Скажем вместе – «С огнем нельзя играть!» Молодцы!
Вот мы и повторили, что можно, а чего нельзя делать чтобы не случилось беды.
Беседа о труде пожарных.
Воспитатель:
Я мчусь с сиреной на пожар
Везу я воду с пеной
Потушим вмиг огонь и пожар
Мы быстры словно стрелы.
Кто догадался о ком эта загадка?
Дети: о пожарных.
Воспитатель: - Правильно, дети (выставляет плакат ). Пожарные оказывают помощь людям, попавшим в беду, рискуя своей жизнью. Приезжают на пожарной машине (показывает), достают огнетушитель , шланги. Тушат водой огонь или пеной, если есть электрический ток. А если горит лес, прилетает специальный самолет и с воздуха тушит пожар .
Воспитатель: - А как же вызвать пожарных?
Дети: - Нужно позвонить по телефону, набрать номер -«01».
Воспитатель: - Правильно.
Набираем «01» -
Знает каждый гражданин,
Если к вам придет беда,
Позвони скорей туда.
В: что нужно сообщить по телефону? Верно- назвать фамилию свою, имя, адрес.
Ребёнок набирает по телефону номер 01, сообщает фамилию, имя, адрес (кладёт трубку) и вдруг раздаётся звонок.
Воспитатель : - Нам звонят из зоопарка, там пожар, для тушения пожара они вызвали пожарных и просят о помощи в спасении животных. Поможем зверятам?
Дети: - Да!
Воспитатель: - Смотрите, вот они у огня, давайте спасём их. Но не просто достать зверей- нужно перелезать, подлезать где это необходимо, перешагивать через препятствия и переносить их в безопасное место.
Перед детьми очаг с «огнем» (обруч, а в нем звери и имитированный огонь из ткани), «дорожка препятствий» из тоннеля, поперек лежащее «бревно» (модуль), горка (с подъемом и спуском), модульные плоские круги
Дети охотно спасают животных. По одному бегут преодолевая препятствия и взяв одного из зверей возвращаются обратно.
По окончании игры дети награждаются медалями за спасение.
Итог занятия, поощрения.
Воспитатель: - Молодцы.
Чтобы не было в доме беды
Все запомнить должны -
Правила пожарной безопасности
Надо знать и выполнять.
Чтоб пожара избежать,
С огнем нельзя играть.
Позже в самостоятельной деятельности - детям можно предложить нарисовать бытовые приборы, от которых может возникнуть пожар.
Рисование пожароопасных бытовых предметов.
Предварительный просмотр:
Конспект экспериментально-познавательной деятельности
«Чудо магнит» для детей 6-7 лет
Цель : способствовать развитию у детей познавательной активности, умение анализировать и обобщать, самостоятельно делать выводы.
Задачи:
познакомить детей с полярностью магнита (+ -), продолжать обогащать знания детей о магните, его свойствах, применении;
воспитывать отзывчивость, любознательность и интерес к экспериментированию, самостоятельность;
способствовать развитию всех психических процессов – мышление, память, умение анализировать и делать выводы;
закреплять представления детей о влиянии магнита на различные материалы;
Словарная работа: магнетизм, южный полюс (+ ), северный полюс (-), притягиваются, отталкиваются.
Предварительная работа: беседа «Откуда берется железо», игры с магнитной мозаикой, игра «Рыболов», магнитная игра «Крокодильчики».
Оборудование:
на каждого ребёнка – магнит с обозначенными полюсами, карандаш, пуговица, несколько скрепок, шуруп, ластик, ткань, стаканы с водой, картон;
для физминутки – квадраты синего и красного цвета.
Ход.
Входят дети и здороваются с гостями.
Воспитатель: Ребята, я очень рада вас всех видеть! Поприветствуем друг друга- делайте как я.
Что за чудо –чудеса! Раз рука и два рука,( показ поочередно).
Вот ладошка правая, вот ладошка левая(сжимание поочередно)
И скажу вам не тая- руки всем нужны друзья!
Сильные руки не бросятся в драку(показ силы)
Добрые руки погладят собаку(потирание ладоней)
Умные руки умеют творить(руки в замке)
Воспитатель: Ребята, сегодня утром на электронную почту я получила письмо от Фиксиков. Кто это такие вы знаете?
Дети: да, это маленькие человечки- болтики, которые живут в приборах и чинят разные поломки в технике, следят за их исправностью.
Воспитатель: Верно. Послушайте, что они написали:
«Дорогие, дети, помогите! Во время ремонта компьютера мы обронили несколько болтиков в стакан с водой, который стоял рядом. Что нам делать? Мокрые – мы не сможем находиться в компьютере- это опасно. Посоветуйте, как достать все детали не замочив рук?»
Воспитатель: Поможем Фиксикам? Как мы это будем делать? (дети предлагают разные варианты)
Воспитатель: Вот как много решений, а чтобы выбрать правильное – я предлагаю вам пройти в лабораторию для проведения опытов, где мы с вами окончательно и определимся с вариантом помощи. Кто обычно работает в лаборатории? (ученые). Хотите сегодня тоже стать учеными-исследователями? (да). Тогда наденьте халаты. В лаборатории все чисто и есть свои правила, которые надо соблюдать:
не шуметь- говорить тихо;
не толкать соседа во время работы;
сначала посмотри- потом повтори;
выполнил- на место положи;
будь осторожен!
- Проходите и садитесь за столы. Сегодня мы свами будем продолжать знакомство с магнитом.
Скажите, какое основное свойство магнита? (он притягивает к себе металл). Всё верно. Это свойство магнита называется магнетизм. (Повторяем хором).
Опыт 1. Всё ли притягивает магнит?
Воспитатель: Для проведения опыта у вас у каждого есть набор предметов и магнит. А все результаты опытов мы будем записывать в таблицу. Те предметы, которые магнит не притянул – мы оставим в тарелочке, а те что притягивает- отодвинем к центру стола. Для этого проведем магнитом над предметами.
(Дети проводят опыт).
Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось.
Дети: когда проводили магнитом над предметами- все железные предметы притянулись к нему.
Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (Пуговицу, ткань, ластик, бумагу, деревянный карандаш, ластик)
Вывод: магнит притягивает только железные предметы.
Воспитатель: Как называется это свойство магнита?
Дети: магнетизм.
Опыт 2. «Магнитные полюса».
Воспитатель: У каждого магнита есть 2 полюса- южный (красный) и синий(северный). Прикоснитесь своим магнитом с магнитом соседа. Расскажите, что произошло?
Дети: магниты то соединяются, то отталкиваются.
Воспитатель: Верно. Обратите внимание на полюса и скажите, когда магниты соединяются? Когда отталкиваются.
Дети: когда соединяем только южные или северные полюса -отталкиваются, а когда южный и северный -соединяются.
Вывод: у всех магнитов есть северный и южный полюс. Когда соединяем магниты между собой разными полюсами- они притягиваются(дружат), а если соединяем одинаковыми полюсами- отталкиваются (не дружат).
Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости(воспитатель показывает картинку)
Физминутка -игра (под музыку)
Воспитатель: Я думаю вы устали и предлагаю немного поиграть. Вы все будете «магнитными человечками» и я вам раздаю квадраты красного и синего цвета. Под музыку вы повторяете мои движения. По окончании музыки - я буду показывать красный квадрат «Южный полюс», ко мне будут притягиваться дети с каким квадратом? Правильно- с синим «Северным» полюсом. Когда увидите синий квадрат, то притягиваются ко мне - красные квадраты, а синие остаются в кругу(пов.2 р).
Ребята, мы узнали, что магниты имеют южные и северные полюса.
(закрепить понятие- магнетизм)..
Опыт 3. А теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита через предметы.
- Возьмите картон, сверху положите скрепку, а снизу аккуратно поводите магнитом. Что происходит? (Скрепка двигается за магнитом). А почему она двигается? (В-магнитные силы проходят через картон).
-А теперь повторите опыт с пластиковой пластиной. Что происходит? Она двигается. Почему? (В-пластик пропускает магнитные силы).
Положите скрепку на стол и подвигайте магнитом под столешницей. Что произошло? (Скрепка на месте) Почему?(В- магнитные силы не проходят через дерево).
Пробуем через ткань (одежду)- скрепка двигается.
Вывод: магнитные силы проходят через картон( бумагу), ткань, пластик и не проходят через дерево.(закрепить понятие- магнетизм).
Примечание: Внимание! Будьте внимательны- результаты могут отличаться, т.к. все зависит от толщины пластика, дерева и силы магнита. Выводы делаем те , что получим.
Опыт 4. Игра «Не промочив рук».
Воспитатель:Перед вами магниты, стаканы с водой, в нем скрепка (болтик). Как достать скрепку не намочив рук. Расскажите, что вы делали и что получилось.(Скрепка двигается за магнитом вверх). Какая сила двигала скрепку (Магнитная)
Вывод: Магнитные силы проходят через стекло и воду. Заносим результат в таблицу(стакан с водой).
(закрепить понятие -магнетизм).
Воспитатель: Посмотрите на таблицу и расскажите, что вы узнали из экспериментов с магнитом:
-магнит притягивает только предметы из железа;
- у всех магнитов есть северный и южный полюс. Когда соединяем магниты между собой разными полюсами- они притягиваются(дружат), а если соединяем одинаковыми полюсами- отталкиваются (не дружат);
- магнитные силы проходят через картон ( бумагу) и не проходят через пластик и дерево;
- магнитные силы проходят через стекло и воду.
Воспитатель:Так как же называется свойство магнита воздействовать притягивать предметы (металл)?
Дети: магнетизм.
Воспитатель: Верно. Как вы думаете, где применяется магниты? (Дети высказываются – в игрушках- магнитная мозаика, рыбалка, в часах, телефонах, в технике, на производстве, большие магниты роботы-переносят металл, трубы и т. д ).
Воспитатель: Как мы сообщим фиксикам обо всем, что узнали и как им поможем? (Дети предлагают варианты- один из которых позвонить им).
Звонят фиксикам и дети рассказывают, как можно достать болтики. (фиксики благодарят за помощь)
Итог, поощрения.
Предварительный просмотр:
Конспект ООД в средней группе "Зимующие птицы»
Программное содержание:
- Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
- Закрепить понятие «зимующие» птицы.
- Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
- Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
- Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.
Демонстрационный материал: игрушка попугая, иллюстрации с изображением воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц.
Раздаточный материал: с моделями видов питания зимующих птиц; птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).
Ход.
Дети входят в группу, в это время влетает Попугай.
Попугай: Ой, как холодно, совсем замерз! Здравствуйте, дети! (дети здороваются)
Воспитатель: Ребята вы узнали, кто это?
Дети: Да, это попугай.
Попугай: Да, и зовут меня Жора. Я прилетел к вам из жарких стран. Там всегда светит яркое солнце, много зелени и разных насекомых. Я решил навестить своих друзей- птиц. Я так долго до них добирался – через горы, моря и океаны. Был я сегодня в лесу- одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму. Да к тому же так холодно. Скажите, что произошло?
Воспитатель: Ребята, расскажите почему сейчас так холодно и почему попугай не всех друзей встретил, куда они подевались?
Дети: Сейчас зима и многие птицы улетели на юг.
Попугай: Теперь я все понял, спасибо вам ребята. Каких красивых птиц я нарисовал, когда был в лесу (показывает картинки птиц, у которых голова от одной птицы, а туловище от другой).
Воспитатель: Посмотрите, что же это за птицы?
Попугай: Ой, видно я так замерз и торопился, что все перепутал. Помогите мне, ребята!
Д/и «Что напутал художник»
Дети соглашаются помочь, рассматривают поочередно картинки, определяют кому принадлежит голова, туловище, называют птиц и выкладывают их изображение на мольберте.
Попугай: Да-да, я рисовал именно этих птиц!
Воспитатель: А как еще можно назвать всех этих птиц?
Дети: Зимующие птицы.
Воспитатель: Почему их так называют
Дети: Их так называют потому, что они остаются зимовать.
Воспитатель: Мы живем на севере. Какая у нас бывает зима?
Дети: Зима суровая, вьюжная, морозная, холодная.
Воспитатель: Как вы думаете - легко ли птицам зимой в лесу? Почему?
Дети размышляют, делятся своими размышлениями.
Воспитатель: Да, действительно - птицам тяжело найти себе корм под снегом. Одни птицы улетают в теплые края, а другие летят ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.
Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?
Дети высказывают свои предположения.
Воспитатель: (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается? Садитесь в кружок (перед мольбертом).
Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся их обозначать вот так(выставляет карточку со схематичным изображением зерен).
Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим квадратом на ветке.
Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим веточкой с ягодами рябины.
Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим частью яблока (изображение неполного яблока).
Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить? Меняю местами.
Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.
Воспитатель: Молодцы, ребята. (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу? Жора, поиграй и ты с нами.
Физминутка «Вороны»
Вот под елочкой зеленой. (Стоят)
Скачут весело вороны (Прыжки)
Кар-кар-кар! (Громко с хлопками)
Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо)
Спать ребятам не давали:(Наклоны туловища влево-вправо)
Кар-кар-кар! (Громко с хлопками)
Только к ночи умолкают(Взмахи руками, как крыльями)
И все вместе засыпают:(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)
Кар-кар-кар! (Тихо)
Попугай: Как весело с вами. А вы любите собирать картинки? Тогда подойдите к столам и возьмите конверт. В каждом из них прячется птица, а какая- вы узнаете собрав ее из частей.
(Дети собирают картинку, а воспитатель с попугаем уточняют- у кого какая птица получилась)
Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте угостим и Жору семечками, орехами (угощают.)
Попугай: Спасибо, ребята, за угощение. С вами было так интересно! А мне пора возвращаться домой. До свидания (улетает).
Воспитатель( Итог)
– Ребята, каких птиц вы сегодня повстречали?
– Как можно назвать их одним словом?
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.
- Кого угостим салом?
- Рябиной?
- Семечками?
- Кусочком яблока?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД в средней группе "Птица синица"
Цель: уточнение и расширение представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...
Конспект занятия в средней группе «Птицы - наши друзья» с использованием
Вспомнить названия птиц, классификация по месту обитания. Расширять словарный запас детей. Использовать методику ТРИЗ при раскрашивании птиц. Воспитывать эстетическое восприятие, подбирать по цвету. Р...
Конспект занятия для средней группы «Птицы — наши друзья»
Цель: обогащать представления детей о птицах....
Конспект занятия в средней группе " Птицы"
Конспект...
Конспект занятия в средней группе «Птицы зимой»
Конспект занятия в средней группе «Птицы зимой»...
Конспект прогулки в средней группе «Птицы зимой»
Конспект прогулки в средней группе «Птицы зимой»Цель: Создать условия для построения доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности детей и воспитателя. Воспитани...