Конспект ООД в средней группе "Зимующие птицы»
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа) по теме

Гудкова Ирина Федоровна

Предварительный просмотр:

Конспект НОД «Осторожно – огонь!»

(старшая группа)

Задачи:

продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности и дать знания о причинах возникновения пожара;
расширять знания детей об опасных ситуациях, окружающих их в доме, на улице, в лесу; знать какой вред приносят игры с огнем;

формировать у детей представление о предметах, которыми им категорически пользоваться нельзя;

воспитывать уважение к профессии пожарного, чувство отзывчивости;

познакомить детей с добрыми и злыми делами огня, рассказать, что огонь издавна был другом человека;

развивать умение  рассказывать передавая свое отношение к ситуации;

учить осторожному обращению с огнем, с электробытовыми приборами, с огнем на природе.

Предварительная работа: чтение С.Я.Маршака «Пожар», С.Михалкова «Рассказ о неизвестном герое», мультфильм  «Кошкин дом»,  использование дидактической игры: «Основные правила пожарной безопасности», беседы с детьми на тему "Спички детям не игрушка",

Словарная работа: пожарный, огнетушитель, номер пожарной части 01, с огнём играть нельзя.

Оборудование:  иллюстрации с изображением огня в разных его проявлениях (в быту, на улице, в лесу); карандаши, бумага; игрушки животных; доска с магнитами, изображения огня; мольберт, иллюстрация с изображением пожарного и инвентарём; медали для поощрения детей; телефон, воротца для подлезания, модули –для п/игры.

Интеграция образовательных областей: «Познание», «Социализация», «Безопасность», «Коммуникация», «Художественное творчество».

Ход.

Воспитатель загадывает загадку:

- Красный язык дремать не привык.

  Раз – два слизал все дрова. Что это такое?

Дети: - Это огонь

Воспитатель:  - Верно. Давно это было, когда люди жили ещё в пещерах, носили вместо одежды шкуры животных- человек научился добывать огонь. С тех  пор подружился человек с огнём – на огне готовили еду, освещали  дом, согревались у костра ( у печи). А еще есть заводы, где также в печах живет огонь. В пекарне в печах пекут хлеб. Есть  такие печи, в которых "варят" металл. Потом из него делают машины, самолеты, посуду и прочее. Но неумелое, неосторожное обращение с огнём может привести к беде – пожару. Бывают разные ситуации в жизни.  

Вот такая беда и произошла с девочкой. Как вы думаете, что произошло у  девочки?

( Решение ситуативных задач - на мольберт выставляются картинки).

Дети рассматривают иллюстрации и описывают сюжет.

Ситуация 1.

Дети: - Девочка сидела дома одна, играла с куклой, захотела погладить для куклы платье. Включила утюг, погладила, стала одевать, играть, а утюг не выключила, он грелся, грелся и что произошло?

Ребёнок описывает ситуацию: - Начался пожар…

Воспитатель: - Какие правила пожарной безопасности нарушила девочка? Что нужно было сделать девочке, чтобы не случился пожар?

Дети: нельзя  играть с утюгом, нельзя детям брать электроприборы… Девочке нужно было сразу выключить утюг…

Воспитатель: - От каких приборов ещё может случиться пожар?

Дети: - Плита, газовая плита, чайник, лампа электрическая, фен...

Вывод: - Правильно - играть с электрическими приборами нельзя, может случиться пожар.

Ситуация 2.

Дети описывают: - Мальчик и девочка играли около дома. Увидели на асфальте тополиный пух. Взяли спички и подожгли его. Пух загорелся. Огонь быстро побежал, добрался до дома. Начал дом гореть.

Воспитатель: - Чего нельзя было делать детям.

Дети: - Брать спички, поджигать…

Вывод:  Играть со спичками нельзя. Нельзя поджигать пух, сухую траву, деревья - может начаться пожар.

Ситуация 3.

Дети: - Дети играли около леса. Собрали сухие ветки и развели костер. Потом пошли играть с мячом. А когда вернулись, уже горели деревья.

Вопросы для обсуждения.

Воспитатель: - Какие правила пожарной безопасности нарушили дети?

Дети: - Дети взяли спички, разожгли костер.

Воспитатель: - Почему нельзя в лесу, около леса разжигать костер, особенно в жаркую погоду?

Дети: - Может сгореть весь лес, начнётся пожар и загорятся дома...

Воспитатель: - Да,  может сгореть весь лес, погибнут  животные. А также от пожара могут сгореть и строения, дома у леса, а самое страшное, когда гибнут  люди, животные.

Вывод:  Спички детям не игрушки.   Костёр разжигать без взрослых нельзя.

Физминутка «Пожар»

Раз, два, три, четыре –шагают;
У кого пожар в квартире? – поворачиваются и смотрят из под ладошки влево, влево;
Дым столбом поднялся вдруг- руки вверх;
Кто не выключил утюг? – руки к щекам и качание головой влево-вправо;
Дым увидел – не зевай.
Ты пожарных вызывай- бег на месте;

Помни каждый гражданин
Этот номер - 01.
Игра  « Огонь наш друг, огонь наш враг».  

Воспитатель: - Огонь друг, огонь враг – почему так говорят?

Дети называют ситуации, когда огонь полезен или когда огонь наносит вред  и ставят фишку в соответствующий столбик (на доске два изображения  огня).

Воспитатель: -Какие полезные дела совершает огонь?

Дети: - Можно сварить суп, от огня тепло, становится светлее и пр.

Воспитатель:   - Верно. А какой вред может принести огонь?

Дети: - Может сгореть лес, дом, машины, погибнуть люди  и пр.

Воспитатель: - Правильно.  Случается, что иногда из доброго друга он превращается в страшного врага, который в считанные минуты уничтожает все вокруг.

Вывод: Чтобы огонь был всегда добрым, с ним нужно правильно обращаться.

Дидактическая игра на внимание «Да – нет».

Воспитатель: - Можно спичками играть?

(Нет).

- В мяч на улице играть?

(Да; дети хлопают).

- Траву, деревья поджигать?

(Нет).

- Цветы из лейки поливать?

(Да; дети хлопают).

- Газ без взрослых зажигать?

(Нет).

- Утюг включенным оставлять?

(Нет).

Воспитатель: - Скажем вместе – «С огнем нельзя играть!» Молодцы!

Вот мы и повторили, что можно, а чего нельзя делать чтобы не случилось беды.

Беседа о труде пожарных.

Воспитатель:

Я мчусь с сиреной на пожар
Везу я воду с пеной
Потушим вмиг огонь и пожар
Мы быстры словно стрелы.

Кто догадался о ком эта загадка?
Дети: о пожарных.

Воспитатель: - Правильно, дети (выставляет плакат ). Пожарные оказывают помощь людям, попавшим в беду, рискуя своей жизнью. Приезжают на пожарной машине (показывает), достают огнетушитель , шланги. Тушат водой огонь или пеной, если есть электрический ток. А если горит лес, прилетает специальный самолет и с воздуха тушит пожар .

Воспитатель: - А как же вызвать пожарных?

Дети: - Нужно позвонить по телефону, набрать номер -«01».

Воспитатель: - Правильно.

Набираем «01» -

Знает каждый гражданин,

Если к вам придет беда,

Позвони скорей туда.

В: что нужно сообщить по телефону? Верно- назвать фамилию свою, имя, адрес.

Ребёнок  набирает по  телефону номер 01, сообщает фамилию, имя, адрес (кладёт трубку) и вдруг раздаётся звонок.

Воспитатель : - Нам звонят из зоопарка, там пожар, для тушения пожара они вызвали пожарных и просят  о помощи в спасении животных. Поможем  зверятам?

Дети: - Да!

Воспитатель: - Смотрите, вот они у огня, давайте спасём их. Но не просто достать зверей- нужно перелезать, подлезать где это необходимо, перешагивать через препятствия и переносить их в безопасное место.

Перед детьми очаг с «огнем» (обруч, а в нем звери и имитированный огонь из ткани), «дорожка препятствий» из тоннеля, поперек лежащее «бревно» (модуль), горка (с подъемом и спуском), модульные плоские круги

Дети охотно спасают животных. По одному бегут преодолевая препятствия и взяв одного из зверей возвращаются обратно.

По окончании игры дети награждаются медалями за спасение.

Итог занятия, поощрения.

Воспитатель: - Молодцы.

Чтобы не было в доме беды

Все запомнить должны -

Правила пожарной безопасности

Надо знать и выполнять.

Чтоб пожара избежать,

С огнем нельзя играть.

Позже в самостоятельной деятельности  - детям можно предложить нарисовать бытовые приборы, от которых может возникнуть пожар.

 Рисование пожароопасных бытовых предметов.



Предварительный просмотр:

Конспект экспериментально-познавательной деятельности

«Чудо магнит»  для детей 6-7 лет

Цель : способствовать развитию у детей познавательной активности, умение анализировать и обобщать, самостоятельно делать выводы.

Задачи:

познакомить детей с полярностью магнита (+ -), продолжать обогащать знания детей о магните, его свойствах, применении;

воспитывать отзывчивость, любознательность и интерес к экспериментированию, самостоятельность;

способствовать развитию всех психических процессов – мышление, память, умение анализировать и делать выводы;

закреплять представления детей о влиянии магнита на различные материалы;

Словарная работа: магнетизм, южный полюс (+ ), северный полюс (-), притягиваются, отталкиваются.

Предварительная работа: беседа «Откуда берется железо», игры с магнитной мозаикой, игра «Рыболов», магнитная игра «Крокодильчики».

Оборудование:

на каждого ребёнка – магнит с обозначенными полюсами, карандаш, пуговица, несколько скрепок, шуруп, ластик, ткань, стаканы с водой, картон;

для физминутки – квадраты синего и красного цвета.

Ход.

Входят дети и здороваются с гостями.

Воспитатель: Ребята, я очень рада вас всех видеть! Поприветствуем друг друга- делайте как я.

Что за чудо –чудеса! Раз рука и два рука,( показ поочередно).

Вот ладошка правая, вот ладошка левая(сжимание поочередно)

И скажу вам не тая- руки всем нужны друзья!

Сильные руки не бросятся в драку(показ силы)

Добрые руки погладят собаку(потирание ладоней)

Умные руки умеют творить(руки в замке)

Воспитатель: Ребята, сегодня утром на электронную почту я получила письмо от Фиксиков. Кто это такие вы знаете?

Дети: да, это маленькие человечки- болтики, которые живут в приборах и чинят разные поломки  в технике, следят за их исправностью. 

Воспитатель: Верно. Послушайте, что они написали:

«Дорогие, дети, помогите! Во время ремонта компьютера мы обронили несколько болтиков в стакан с водой, который стоял рядом. Что нам делать? Мокрые – мы не сможем находиться в компьютере- это опасно. Посоветуйте, как достать все детали не замочив рук?»

Воспитатель: Поможем Фиксикам? Как мы это будем делать? (дети предлагают разные варианты)

Воспитатель: Вот как много решений, а чтобы выбрать правильное – я предлагаю вам пройти в лабораторию для проведения опытов, где мы с вами окончательно и определимся с вариантом помощи. Кто обычно работает в лаборатории? (ученые). Хотите сегодня тоже стать учеными-исследователями? (да). Тогда наденьте халаты. В лаборатории все чисто и есть свои правила, которые надо соблюдать:

не шуметь- говорить тихо;

не толкать соседа во время работы;

сначала посмотри- потом повтори;

выполнил- на место положи;

будь осторожен!

- Проходите и садитесь за столы. Сегодня мы свами будем продолжать знакомство с магнитом.

Скажите, какое основное свойство магнита? (он притягивает к себе металл). Всё верно. Это свойство магнита называется магнетизм. (Повторяем хором).

Опыт 1. Всё ли притягивает магнит? 

Воспитатель: Для проведения опыта у вас у каждого есть набор предметов и магнит.  А все результаты опытов мы будем записывать в таблицу. Те предметы, которые магнит не притянул – мы оставим в тарелочке, а те что притягивает- отодвинем к центру стола.   Для этого проведем магнитом над предметами.

(Дети проводят опыт).

Воспитатель: Расскажите, что вы делали и что получилось.

Дети: когда проводили магнитом над предметами- все железные предметы притянулись к нему.

Воспитатель: А какие предметы магнит не притянул? (Пуговицу, ткань, ластик, бумагу, деревянный карандаш, ластик)

Вывод: магнит притягивает только железные предметы.

Воспитатель: Как называется это свойство магнита?

Дети: магнетизм.

Опыт 2. «Магнитные полюса».

Воспитатель: У каждого магнита есть 2 полюса- южный (красный) и синий(северный). Прикоснитесь своим магнитом с магнитом соседа. Расскажите, что произошло?

Дети: магниты то соединяются, то отталкиваются.

Воспитатель: Верно. Обратите внимание на полюса и скажите, когда магниты соединяются? Когда отталкиваются.

Дети: когда соединяем только южные или северные полюса -отталкиваются, а когда южный и северный -соединяются.

Вывод: у всех магнитов есть северный и южный полюс. Когда соединяем магниты между собой разными полюсами- они притягиваются(дружат), а если соединяем одинаковыми полюсами- отталкиваются (не дружат).

Свойство магнитов отталкиваться используют на железных дорогах в Китае и Японии. Некоторые скоростные поезда не имеют колес: внутри поезда и на рельсах устанавливаются мощные магниты, которые повернуты друг к другу одинаковыми полюсами. Такие поезда практически летят над рельсами и могут развивать огромные скорости(воспитатель показывает картинку)

Физминутка -игра (под музыку)

Воспитатель: Я думаю вы  устали и предлагаю немного поиграть. Вы все будете «магнитными человечками» и я вам раздаю квадраты красного и синего цвета. Под музыку вы повторяете мои движения. По окончании музыки - я буду показывать красный квадрат «Южный полюс», ко мне будут притягиваться дети с каким квадратом? Правильно- с синим «Северным» полюсом. Когда увидите синий квадрат, то притягиваются ко мне - красные квадраты, а синие остаются в кругу(пов.2 р).

Ребята, мы узнали, что магниты имеют южные и северные полюса.

(закрепить понятие- магнетизм)..

Опыт 3. А теперь мы должны узнать, действует ли притягивающая сила магнита через предметы.

- Возьмите картон, сверху положите скрепку, а снизу аккуратно поводите магнитом. Что происходит? (Скрепка двигается за магнитом). А почему она двигается? (В-магнитные силы проходят через картон).

-А теперь повторите опыт с пластиковой пластиной. Что происходит? Она двигается. Почему? (В-пластик  пропускает магнитные силы).

Положите скрепку на стол и подвигайте магнитом под столешницей. Что произошло? (Скрепка на месте) Почему?(В- магнитные силы не проходят через дерево).

Пробуем через ткань (одежду)- скрепка двигается.

Вывод: магнитные силы проходят через картон( бумагу), ткань, пластик и не проходят через дерево.(закрепить понятие- магнетизм).

Примечание: Внимание! Будьте внимательны- результаты могут отличаться, т.к. все зависит от толщины пластика, дерева и силы магнита. Выводы делаем те , что получим.

Опыт 4. Игра «Не промочив рук».

Воспитатель:Перед вами магниты, стаканы с водой, в нем скрепка (болтик). Как достать скрепку не намочив рук. Расскажите, что вы делали и что получилось.(Скрепка двигается за магнитом вверх). Какая сила двигала скрепку (Магнитная)

Вывод: Магнитные силы проходят через стекло и воду. Заносим результат в таблицу(стакан с водой).

(закрепить понятие -магнетизм).

Воспитатель: Посмотрите на таблицу и расскажите, что вы узнали из экспериментов с магнитом:

-магнит притягивает только предметы из железа;

- у всех магнитов есть северный и южный полюс. Когда соединяем магниты между собой разными полюсами- они притягиваются(дружат), а если соединяем одинаковыми полюсами- отталкиваются (не дружат);

- магнитные силы проходят через картон ( бумагу) и не проходят через пластик и дерево;

- магнитные силы проходят через стекло и воду.

Воспитатель:Так как же называется свойство магнита воздействовать притягивать предметы (металл)?

Дети: магнетизм.

Воспитатель: Верно. Как вы думаете, где применяется магниты? (Дети высказываются – в игрушках- магнитная мозаика, рыбалка, в часах, телефонах, в технике, на производстве, большие магниты роботы-переносят металл, трубы и т. д ).

Воспитатель: Как мы сообщим фиксикам обо всем, что узнали и как им поможем? (Дети предлагают варианты- один из которых позвонить им).

Звонят фиксикам и дети рассказывают, как можно достать болтики. (фиксики благодарят за помощь)

Итог, поощрения.



Предварительный просмотр:

Конспект ООД в средней группе "Зимующие птицы»

Программное содержание:

  • Дать детям представление о видах питания зимующих птиц.
  • Закрепить понятие «зимующие» птицы.
  • Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.
  • Воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам.
  • Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса; расширить словарный запас: корм, кормушка, холодно, голодно; ввести в пассивный словарь описание зимы: вьюжная, суровая, морозная.

Демонстрационный материал: игрушка попугая, иллюстрации с изображением воробья, вороны, снегиря, синицы; иллюстрации с перепутанным изображением птиц; модели с видами питания зимующих птиц.

Раздаточный материал: с моделями видов питания зимующих птиц; птицы: воробей, ворона, синица, снегирь, разрезанные на части (голова, туловище, хвост).

Ход.

Дети входят в группу, в это время влетает Попугай.

Попугай: Ой, как холодно, совсем замерз! Здравствуйте, дети! (дети здороваются)

Воспитатель: Ребята вы узнали, кто это?

Дети: Да, это попугай.

Попугай: Да, и зовут меня Жора. Я прилетел к вам из жарких стран. Там всегда светит яркое солнце, много зелени и разных насекомых. Я решил навестить своих друзей- птиц. Я так долго до них добирался – через горы, моря и океаны. Был я  сегодня в лесу- одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму. Да к тому же так холодно. Скажите, что произошло?

Воспитатель: Ребята, расскажите почему сейчас так холодно и почему попугай не всех друзей встретил, куда они подевались?

Дети: Сейчас зима и многие птицы улетели на юг.

Попугай:  Теперь я все понял, спасибо вам ребята. Каких красивых птиц я нарисовал, когда был в лесу (показывает картинки птиц, у которых голова от одной птицы, а туловище от другой). 

Воспитатель: Посмотрите, что же это за птицы?

Попугай: Ой, видно я так замерз и торопился, что все перепутал. Помогите мне, ребята!

Д/и «Что напутал художник»

Дети соглашаются помочь, рассматривают поочередно картинки, определяют кому принадлежит голова, туловище, называют птиц и выкладывают их изображение на мольберте.

Попугай: Да-да, я рисовал именно этих птиц!

Воспитатель: А как еще можно назвать всех этих птиц?

Дети: Зимующие птицы.

Воспитатель: Почему их так называют

Дети: Их так называют потому, что они остаются зимовать.

Воспитатель:   Мы живем на севере. Какая у нас бывает зима?

Дети: Зима суровая, вьюжная, морозная, холодная.

Воспитатель: Как вы думаете - легко ли птицам зимой в лесу? Почему?

Дети размышляют, делятся своими размышлениями.

Воспитатель: Да, действительно - птицам тяжело найти себе корм под снегом. Одни птицы улетают в теплые края, а другие летят ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.

Воспитатель: Ребята, скажите, чем питаются птицы?

Дети высказывают свои предположения.

Воспитатель: (Говорит таинственным шёпотом). Хотите, я вам расскажу по секрету, какая птица, чем питается?  Садитесь в кружок (перед мольбертом).

Воспитатель рассказывает, что воробьи питаются зёрнышками, крошками. Давайте договоримся  их обозначать вот так(выставляет карточку со схематичным изображением зерен).

Синицы питаются зёрнышками, крошками, любимое их лакомство – сало, его обозначим квадратом на ветке.

Снегири едят семена, ягоды, любят клевать ягоды рябины, их обозначим веточкой с ягодами рябины.

Вороны питаются очистками, остатками пищи, их обозначим частью яблока (изображение неполного яблока).

Воспитатель: Давайте теперь поиграем. Ещё раз внимательно посмотрите, кто чем питается. Я карточки перемешиваю. Кто хочет их расставить? Меняю местами.

Дети выходят по одному, выбирают карточку-модель, называют, что на ней обозначено и говорят, какая птица этим питается.

Воспитатель: Молодцы, ребята. (Говорит таинственным голосом). А вы знаете, птицы тоже умеют играть. Один раз я подсмотрела, как играли вороны, хотите, я вас научу? Жора, поиграй и ты с нами.

Физминутка  «Вороны»

     Вот под елочкой зеленой. (Стоят)

Скачут весело вороны (Прыжки)

Кар-кар-кар! (Громко с хлопками)

Целый день они кричали, (Повороты туловища влево-вправо)

Спать ребятам не давали:(Наклоны туловища влево-вправо)

Кар-кар-кар! (Громко с хлопками)

Только к ночи умолкают(Взмахи руками, как крыльями)

И все вместе засыпают:(Садятся на корточки, руки под щеку — засыпают)

Кар-кар-кар! (Тихо)

Попугай: Как весело с вами. А вы любите собирать картинки? Тогда подойдите к столам и возьмите конверт. В каждом из них прячется птица, а какая- вы узнаете собрав ее из частей.

(Дети собирают картинку, а воспитатель с попугаем уточняют- у кого какая птица получилась)

Воспитатель: Молодцы, ребята. Давайте угостим и Жору семечками, орехами (угощают.)

Попугай: Спасибо, ребята, за угощение. С вами было так интересно! А мне пора возвращаться домой. До свидания (улетает). 

Воспитатель( Итог)

– Ребята, каких птиц вы сегодня повстречали?
– Как можно назвать их одним словом? 
– Мы с вами сейчас пойдём на прогулку и покормим птиц.

  • Кого угостим салом?
  • Рябиной?
  • Семечками?
  • Кусочком яблока?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД в средней группе "Птица синица"

Цель: уточнение и расширение  представления детей о синице, её внешнем виде, питании, особенностях жизни в зимних условиях.Задачи: расширять знания детей об условиях жизни птиц зимой, закре...

Конспект занятия в средней группе «Птицы - наши друзья» с использованием

Вспомнить названия птиц, классификация по месту обитания. Расширять словарный запас детей. Использовать методику ТРИЗ при раскрашивании птиц. Воспитывать эстетическое восприятие, подбирать по цвету. Р...

Конспект НОД в средней группе «Птицы наши друзья» .

                                                     ...

Конспект занятия для средней группы «Птицы — наши друзья»

Цель: обогащать представления детей о птицах....

Конспект занятия в средней группе «Птицы зимой»

Конспект занятия в средней группе «Птицы зимой»...

Конспект прогулки в средней группе «Птицы зимой»

Конспект прогулки в средней группе «Птицы зимой»Цель: Создать условия для построения доброжелательных взаимоотношений в условиях совместной деятельности детей и воспитателя. Воспитани...