Мастер-класс «Реализация направления «Противопожарная безопасность»»
материал по обж (младшая группа) на тему
Мастер-класс
«Реализация направления «Противопожарная безопасность»»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master-klass_po_pozharnoy_bezopasnostidokument_microsoft_office_word.docx | 106.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастер-класс
«Реализация направления «Противопожарная безопасность»»
Подготовила: Мауль А.Л.
Современная жизнь полна неожиданностей, порой неприятных и зачастую опасных, в одиночку с ними практически не справиться. К великому сожалению, люди очень разобщены, замкнуты в своих квартирах и чужая беда не всегда вызывает желание прийти на помощь, пожертвовать своим спокойствием. Только когда беда приходит к вам, запоздало мелькает мысль, что всё могло быть иначе, если бы рядом оказался человек, который смог бы вам помочь.
Очень мудро и современно ответил один философ на жалобы юноши, что его никто не любит: «Полюби сам ...». Попробуйте для начала познакомиться со своими соседями, окажите посильные услуги, обменяйтесь телефонами, договоритесь о совместных действиях при различных происшествиях – ведь это так просто и достаточно эффективно в большинстве случаев.
Ребёнок приходит в этот мир для долгой и счастливой жизни. Но, к сожалению, так не всегда бывает. Начиная познавать окружающий мир, маленький человечек может столкнуться с массой ситуаций, которые напрямую или косвенно несут в себе угрозу его здоровью и даже жизни.
Поэтому основные задачи взрослых(воспитателей и родителей) :
– привить детям культуру безопасного поведения;
– ознакомить детей с правилами поведения в случае пожара, предупреждение пожаров от опасных игр и шалостей с огнём.
Используемые приёмы обучения и закрепления – инсценировки литературных материалов, викторины, конкурсы, концерты, моделирование конкретных ситуаций, подвижные игры, использование пословиц и поговорок, объяснение их значений, экскурсии в пожарную часть, игры с макетами и т.д.
Пожар – это экстремальная ситуация, в которой не только у детей возникает чувство страха. В современный период огромное значение имеет психологическая готовность, как взрослых, так и детей. Ребёнку необходимо не только сказать что «так делать нельзя, это опасно», но важнее объяснить «почему нельзя и рассказать, как нужно действовать».
В младших группах находятся дети от 2-х до 4-х лет. Для этого возраста характерно наглядно-действенное и наглядно-образное мышление. Познание окружающего их мира начинается с ощущений и восприятий. Следует учитывать и такое важное для детей качество, как любознательность, выражающаяся в активном интересе к окружающему миру, в стремлении все рассмотреть, потрогать, привести в действие. А ведь огонь всегда привлекал детей своей постоянной изменчивостью. В 3–4 года дети уже просто подражают старшим: видели, как родители зажигали спички – ничего не случалось, а появление огонька заинтересовало. В подобном случае, если не объяснить вовремя малышу об опасности, сопровождающей пламя, пожара не миновать. Поэтому одной из основных форм противопожарной работы с детьми младших групп должно быть общение.
Значительные результаты в этой работе достигаются и при помощи детской литературы. Для самых маленьких ознакомление с правилами пожарной безопасности начинается со стихотворения К. Чуковского «Путаница», прочитав которое, воспитатель должен обратить внимание детей на опасность спичек. Понятен для указанного возраста и «Кошкин дом» С. Маршака. При имеющейся возможности следует организовать просмотр детьми этого мультфильма с дополнительными комментариями.
В среднем дошкольном возрасте у детей происходит процесс интенсивного умственного развития: обследование предметов, наблюдение доступных пониманию ребенка явлений, выделение признаков, сравнение, обобщение, установление и понимание причинно-следственных связей. В этот период интересными для детей будут «Пожар», «Рассказ о неизвестном герое» С. Маршака, «Дядя Степа» С. Михалкова, «Спички», «Лампочка» из книги В. Ровицкого «Друзья в твоем доме», «Пожарные собаки» Л. Толстого, «Спичка-невеличка» Е. Хоринской. После прочтения этих произведений воспитатели могут уже не только подробнее остановиться на определенных моментах, но и начинать с детьми беседу. Очень большую пользу могут принести игры, в которые воспитатель ненавязчиво вносит элементы правил пожарной безопасности. Для детей этого возраста игра – специфическая детская деятельность, в которой ребенок отражает окружающую действительность, выявляет свои знания, делится ими с товарищами. В этом плане отлично срабатывает прием опосредствованного через кукольный персонаж, игрушку воздействия на детей, в том числе и оценочного характера.
Во время ознакомления детей с разными профессиями нельзя забывать о пожарных.
К шести годам ребенок уже должен знать все домашние предметы, которые могут привести к пожару при неправильной их эксплуатации.
На протяжении дошкольного возраста мотивационная сфера ребенка претерпевает существенные изменения. Мотивы становятся более осознанными, проявляются также новые, типичные для старшего дошкольного возраста, связанные с интересом детей к миру взрослых, стремлением быть похожими на них. Так начинается процесс самоутверждения.
На основе стремления к самоутверждению у дошкольников возникает и мотив соревновательный – выиграть, победить, быть лучше других. Старших дошкольников привлекают спортивные игры с элементами соревнования. А ведь соревнования с учетом пожарной тематики наиболее привлекательны для детей этого возраста. Старшие дошкольники хотят быть похожими на пожарных, которые укрощают огонь, спасают людей, являются добрыми и смелыми героями. И организация воспитателем игр-соревнований: кто первый, минуя различные преграды, потушит пожар (заберет листочек с нарисованным пламенем), не вызывает проблем. Постоянно изменяя условия игры, внося все новые элементы правил пожарной безопасности, можно ненавязчиво привить детям осторожность при обращении с огнем, заучить телефонный номер «01» с объяснением опасности занимать его без надобности, объяснить ребенку действия на случай пожара. То есть, кроме самоутверждения и физического развития, в подобных играх немаловажное место занимают познавательные мотивы . Большое значение для старших дошкольников имеют нравственные и общественные мотивы – желание сделать приятное, нужное людям, облегчить их положение, принести им пользу. Организованная встреча с работником пожарной службы приносит большую пользу для предупреждения пожаров от детской шалости с огнем. Попутно можно организовать конкурс рисунков на темы: «Огонь-друг», «Огонь-враг». Из детской литературы можно предложить «Барсучий нос» К. Паустовского, «Коробок – черный бок» И. Демьянова.
Воспитателю необходимо правильно подобрать в игре роль каждому ребенку с учетом личных качеств каждого. Быстрые по характеру дети могут войти в группу спасения (спасать можно игрушечных зверюшек), более спокойные – вести расследование пожара. Причем причину пожара в каждой игре можно менять, ее придумывают сами дети: кукла оставила включенный утюг, котенок баловался со спичками и т. д. То есть воспитательный процесс при проведении подобных игр сопровождается приобретением полезных знаний и помогает воспитателю в индивидуальной работе с детьми.
В работе с родителями воспитателям необходимо останавливаться и на вопросах пожарной безопасности. Вместе с напоминанием об опасности, связанной с оставлением детей без присмотра и возможными при этом тяжелыми последствиями, нужно обращать внимание родителей на необходимость постепенного обучения детей навыкам, нужным в повседневных делах.
Подготовленный мною материал представляет собой собрание произведений, стихотворений, пословиц ,поговорок, бесед, консультаций, игр, инсценировок и моделирований ситуаций по теме «Противопожарная безопасность».
Список художественных произведений:
- С.Я.Маршак «Кошкин дом»
- С.Я.Маршак «Пожар»
- С.Я.Маршак «Рассказ о неизвестном герое»
- К.Чуковский «Путаница»
- Г.Цыферов «Жил на свете слонёнок»
- Л.Толстой «Пожар»
- Л.Толстой «Пожарные собаки»
- Б.Житков «Пожар»
- Б.Житков «Дым»
- Б.Житков «Пожар в море»
- В.Гальченко «Огонь невидимка»
- В.Гальченко «Приключения пожарного»
- Т.Кинько «Наш номер 01»
- Т.Фетисов «Куда спешат красные машины»
- Т.Федорова «Чтоб не ссориться с огнём»
- А.Чувилин, Б.Фонин «Огонь – опасная игра»
- Р.Г.Подольный «Как человек огонь приручил»
- Е.Пермяк «Как огонь воду замуж взял»
- С.Михалков «Дядя Стёпа»
- Т.Юрмин "Кто плохой?";
- В.Ровицкий "Друзья в твоём доме";
- И.Демьянов "Коробок – чёрный бок";
- К.Паустовский "Барсучий нос";
- Е.Хоринская "Спичка-невеличка";
- А. Шевченко "Как ловили уголька"
- Ю.Яковлев «Кто, о чём поёт»
Пословицы и поговорки:
От искры пожар рождается.
Не шути с огнём – можешь сгореть.
Спички не тронь в них огонь.
Маленькая спичка сжигает большой лес и дом.
Спичка – невидимка да огонь – великан.
Упустишь огонь – не потушишь.
Кто с огнём играет, тот в огне сгорает.
У путника должен быть хлеб, а у пастуха огонь.
Умному огонь – тепло, глупому – ожог.
Пожар слезам не верит.
Не трогай огня – не обожжёшь руку.
С огнём не играй, пожар не затевай.
С огнём да водой не поспоришь.
Огонь никогда не насыщается.
Огонь и друг, и враг.
Огонь не вода – охватит, не выплывешь, пожитки не всплывут.
Дым страшнее огня.
От огня убегают, а от дыму задыхаются.
Топор рубит, а огонь с корнем спалит.
Берегись, не обожгись!
Загадки.
Я не сам по себе, Тоненькая девочка,
А сильнее всего Белая юбочка
И страшнее всего, Красный носик.
И все любят меня, Чем длиннее ночи,
И все губят меня Тем она короче
(огонь) От горючих слёз.
(свеча)
Дрожит свинка,
Золотая щетинка. Мать толста,
(огонь) Дочь красна,
Сын – бес
В камне спал, Долетел до небес.
По железу встал, (печь, огонь, дым)
По дереву пошёл,
Как сокол полетел Золотая пчёлка
(огонь) Села на ёлку.
Если её не прогнать
Без рук, без ног, Ёлка может запылать
А на гору быстро ползёт. (огненная искра)
(огонь)
В одной коробке
Шипит и злится, Сто пожаров
Воды боится. (коробок со спичками) (огонь)
С языком, а не лает, Если дым валит клубами
Без зубов, а кусает. Пламя вьётся языками,
(огонь) И огонь везде, и жар
Это бедствие - …..
Маленький конёк, (пожар)
Вместо гривы – огонёк.
(спичка)
Беседа по картинке.
Картинка горящего дома к произведению С.Маршака «Кошкин дом».
Картинка на которой изображены: телефон, ткань, два ведра с водой, пожарный с пожарным шлангом.
- Какое горе случилось у кошки? Вам знакомо этот грустный сюжет?
- Давайте все вместе, по очереди будем рассказывать эту сказку (один начинает, следующий продолжает).
- Как вы думаете, по какой причине загорелся Кошкин дом?
- Посмотрите ещё раз на картинку и расскажите, что потребуется для быстрого тушения пожара?
Работа с текстом.
Инсценировка с помощью настольного театра по рассказу «Тревога».
Тревога.
Мама зайчиха отправила своего сыночка зайчонка в магазин за покупками. Он уже выходил с наполненной сумкой из магазина, как неожиданно на пороге столкнулся с Лисой. Лиса была очень красивая: её рыжая шубка так и переливалась на солнышке, а хвост плавно покачивался.
- Ой, какой замечательный зайчонок! Такой маленький и такой самостоятельный! Ты маме помогаешь?
- Да, тётя Лиса, - робко проговорил зайчонок.
- Ну, какой молодец! А где ты живёшь?
- В-о-о-н за тем поворотом! – показал и ответил он.
- А хочешь, я угощу тебя чем-то очень вкусненьким, ты такого ни разу не пробовал?! Только для этого тебе нужно пойти со мной, в мою норку!
- Нет. Спасибо, тётя Лиса, но мама не разрешает мне брать угощения у чужих.
- А я совсем не чужая, ведь мы с тобой уже почти познакомились! Ты обязательно должен попробовать моё угощение, не отказывайся, а то ты меня обидишь!
- Нет. Я не могу, меня мама ждёт!
- Да мама просто обрадуется, когда узнает, что ты ко мне в гости зашёл. Ну пожалуйста, зайчонок, ну доставь мне такую радость…
Проблемные вопросы:
- Как зайчонку поступить: быть вежливым или насторожиться, и перестать общаться с Лисой?
- Как это сделать?
- А если не сделать, что может произойти с сыночком мамы Зайчихи?
Активные формы работы со стихотворением.
Чтение, беседа и инсценировка стихотворения Ирины Солнышко - «Пожарная машина»
Я пожарная машина,
Полюбуйтесь на меня.
Я пожарная машина,
Всех спасаю от огня.
Как-то раз по телефону
Позвонила мне ворона
И кричит: «Кошмар, кошмар!
Приезжай! В лесу пожар!»
Не теряя ни минутки,
На пожар я быстро мчу,
Не теряя ни минутки,
По дороге я лечу.
И пожарные со мною;
Два бобра и ёж с лисой.
Нас машины пропускают,
Нам дорогу уступают.
Мы приехали и видим:
Лес пылает, лес горит…
Мы приехали и видим:
Птенчик в гнёздышке сидит.
А огонь, как на беду,
Подбирается к гнезду.
Ёж на помощь подоспел
И птенца спасти сумел.
Мы водой огонь тушили,
Поливали целый час.
Мы водой огонь тушили,
Наконец огонь погас.
«Кар, - кричит ворона, - кар!
Победили мы пожар!»
Долго звери нас хвалили –
И пожарных, и меня.
Звери нас благодарили:
«Вы спасли нас от огня!»
А потом нам на прощанье
Звери дали обещанье:
«Про пожар мы не забудем
И с огнём играть не будем!»
Пересказ стихотворения своими словами.
Д/и «Какие из перечисленных действий могут привести к пожару»
Цель: - закрепить знания детей о пожароопасных предметах и действиях, которые могут привести к возникновению пожара
- рисование,
- чтение,
- поджигание бумаги,
- пение,
- игра с зажигалкой,
- изготовление поделок,
- прыгание через скакалку,
- поджигание сухой травы и листвы.
- пение хором,
- баловство со спичками,
- игра в снежки,
- зажигание бенгальских огней возле ёлки,
- мытьё посуды,
- умывание,
- игра с зажигалкой,
- игра в мяч.
- лепка из пластилина,
- забыли выключить утюг,
- мытьё рук,
- танцы,
- полив цветов,
- поджигание тополиного пуха,
- чистка ковра,
- игра с увеличительным стеклом под солнечными лучами,
- забивание гвоздей,
- лепка,
- неисправный шнур у гирлянды,
- купание,
- игра с котёнком,
- перегрев телевизора,
- рассматривание книг, вблизи, зажженной газовой плитой,
- мытьё рук
«Чтение, беседы и моделирование ситуаций»
«Бумажный самолётик»
«Украшаем ёлку»
«Пожар»
Рассказ «Бумажный самолётик».
Однажды в гости к Пете пришёл его друг Андрей. Мальчики стали вырезать из бумаги и клеить игрушки. Андрюша вырезал и склеил вертолёт, а Петя – маленький самолёт. Ребята вышли на балкон и решили запустить игрушки с балкона в полёт.
Андрей бросил с балкона вертолёт. Тот закружился в воздухе и упал на дорожку. Петя запустил бумажный самолёт. Ветерок понёс его, и самолётик приземлился в траве возле детской площадки. На площадке играли в классики знакомые девочки – Таня и Ира. Таня очень нравилась Пете, и мальчику захотелось смастерить ещё один самолётик и написать на нём: «С приветом, Танечка!» он вырезал и склеил из бумаги ещё один самолётик, запустил его, но тот не долетел до площадки.
Что бы такое придумать? Петя огляделся по сторонам и вдруг заметил коробку спичек, лежащих на балконном столике.
- Придумал! – обрадовался мальчик, - я подожгу хвост самолётика, и он полетит быстро и далеко, как ракета. Я о ракетах слышал от старшего брата.
Петя схватил коробок, чиркнул спичкой, поджёг бумажный хвост и бросил горящий самолётик с балкона вниз. Но налетел порыв сильного ветра, который подхватил горящий самолётик и понёс его прямо на соседний балкон.
- Что ты наделал! – закричал Андрей, - Со спичками шутки плохи. Это мне папа говорил.
Но Петя только замахал руками.
- Ничего не случиться! Сейчас бумага сама погаснет.
Горящий комок бумаги, в который превратился самолётик, упал прямо в горшок с цветами, и огонь обжёг их нежные листья.
- Что такое?! – воскликнула соседка Мария Ивановна. Она в это время сидела на своём балконе в кресле и читала внучке лене сказку. Лена вскочила со стульчика, взяла лейку с водой, хорошо, что она стояла рядом, и залила горящую бумагу. Бумажка съёжилась и потемнела.
- Это какие-то хулиганы с верхнего этажа бросили! – возмутилась старушка.Мария Ивановна подняла голову, на минуту задумалась и негромко сказала:
- Как раз над нашей квартирой находится квартира Говорковых. Я их прекрасно знаю. Леша говорков – мой бывший ученик, а Петя, его сын, скоро в школу пойдёт. Плохо, плохо Алексей Алексеевич сына воспитал, не объяснил, что горящую бумагу с балкона бросать ни в коем случае нельзя! Не рассказал, что спички и зажигалки – не игрушки.
Вечером Мария Ивановна поднялась на верхний этаж и позвонила в дверь к соседям.
- Мария Ивановна! Здравствуйте! – приветливо встретил её папа Пети. – Не ожидал! Заходите, выпейте с нами чайку.
- От чашки чая я, конечно, не откажусь, - согласилась соседка. – Но я к вам пришла по довольно неприятному поводу – поведать о Петиных проделках.
И Мария Ивановна рассказала историю сгоревшего самолётика, залетевшего к ней на балкон.
- Хорошо ещё, что у нас на балконе была лейка с водой и Леночка быстро погасила горящую бумагу. А вот если бы на балконе никого не было, и горящий комочек бумаги попал бы на половичёк или мягкое кресло, мог бы вспыхнуть пожар.
Алексей Алексеевич внимательно выслушал свою старую учительницу и во всём с ней согласился. Он поругал себя за то, что оставил спички на виду, на столике балкона. Ведь спички и зажигалки нужно убирать подальше от детей. Он обещал поговорить с сыном, объяснить ему, почему так делать нельзя, и даже строго наказать.
- Ну, наказывать малыша, может быть, пока и не стоит, а рассказать ему об опасности пожара нужно непременно, - закончила разговор Мария Ивановна.
Она поблагодарила соседей за угощение и пошла домой. Вечером она прочла своей внучке сказку «Кошкин дом».
Вопросы к рассказу «Бумажный самолётик»:
- Кто пришёл к Пете?
- Во что стали играть мальчики?
- Что вырезал и склеил Петя?
- Что вырезал и склеил Андрей?
- Как мальчики играли с вертолётом и самолётом?
- Зачем Петя поджёг бумажный самолётик?
- Куда упал горящий самолётик?
- Кто был на соседнем балконе и потушил горящую бумагу?
- можно ли детям играть со спичками, жечь бумагу, играть с зажигалками, бросать горящую бумагу с балкона? Что может произойти? Почему?
- Что могло случиться, если бы бумагу не потушили?
- Зачем Мария Ивановна пошла к соседям?
Моделирование ситуаций:
- Если бы горящая бумага упала на мягкое кресло.
(кресло начало тлеть и загорелось, и если никого нет дома мог случить большой пожар, пострадали бы многие квартиры в этом доме,…)
- Если бы горящая бумага влетела в открытое окно любой квартиры.
(вспыхнула сразу тюлевая занавеска на окне, и начался пожар,…)
- Если бы горящая бумага упала на сухую траву у дома.
(трава загорелась, и мог начаться пожар возле дома,…)
Рассказ-беседа «Украшаем ёлку».
Как хороши снежные предновогодние деньки! Снежинки летят, летят и летят на стеклах звёздочки и стрелы. Пора наряжать новогоднюю ёлку: украшать её колючее зелёное платье, сверкающими бусами, колокольчиками, флажками, гирляндами. Чтобы праздник принёс нам радость, а не беду, нужно обязательно соблюдать некоторые простые правила.
Сначала давайте выясним, какие бывают ёлки. Натуральные и искусственные. Настоящую живую ёлку специально выращивают для нас в питомнике или лесничестве. Пушистая лесная гостья приносит в дом запах зимнего леса, смолы, хвои. Её обычно ставят в ведро с водой, чтобы деревце подольше сохранило свежесть и красоту, и хорошенько укрепляют. Ёлку нельзя ставить около батареи. Как вы думаете, почему? От батареи идёт тепло, и ёлка быстро засохнет, пожелтеет, потеряет зелёные иголочки. Обычно ёлку устанавливают в центре комнаты, чтобы вокруг неё можно было водить хороводы, или у стены, если в доме есть маленькие дети.
Искусственную ёлку делают из пластмассы. Она не высыхает, не желтеет, не роняет иголки на пол.
В первые дни, пока натуральная ёлка ещё сохраняет влажность, она не станет причиной пожара. Но когда она высыхает, может легко загореться. Искусственная ёлка, если загорится, может выделять ядовитый дым, которым можно отравиться.
Давайте поговорим о том, как правильно украшать и как вести себя возле наряженной ёлки, чтобы не случилось пожара. Искусственную и натуральную ёлку нельзя ставить около дверей. Двери должны быть свободны, чтобы в случае возгорания через них можно было легко пройти в другое помещение.
Прежде чем украшать ёлку электрическими гирляндами, их надо проверить: не разбиты ли лампочки, цела ли обмотка проводов, исправлена ли вилка. Как вы думаете, можно ли украшать ёлку разноцветными восковыми свечками? На ёлке не должно быть открытого огня. Это опасно и может привести к беде. Лучше не украшать ёлку игрушками из ваты, ведь вата легковоспламеняющийся материал.
В последнее время промышленность выпускает искусственные ёлки которые пропитаны специальным противопожарным раствором, они не горят и не выделяют ядовитого дыма.
Во время праздника возле ёлки в комнате нельзя зажигать бенгальские огни, петарды, устраивать фейерверки. Это следует делать на улице, лучше подальше от жилья. Бывают случаи, что горящие петарды залетают на балконы и в окна квартир. И может возникнуть пожар.
Запомните, что вам детям не желательно оставаться дома одним в квартире, где стоит новогодняя ёлка.
Вопросы к рассказу-беседе «Украшаем ёлку»:
- Какие бывают ёлки?
- Как вы думаете, что опаснее, когда загорелась обычная или искусственная ёлка? Почему?
- Почему детям нельзя оставаться одним в комнате, где стоит новогодняя ёлка?
- Почему ёлку не ставят у дверей?
- Почему нельзя жечь возле ёлки бенгальские огни, хлопушки,..?
- Почему устраивать фейерверки нужно на улице?
Игра «Четвёртый лишний»
Выбери предмет, которым нельзя украшать ёлку.
- свечка 1. ватная игрушка 1. бенгальский огонёк
- шарик 2. дождик 2. верхушка
- бусы 3. флажок 3. бусы
- флажки 4. снежинка 4. звезда
Загадка.
Золотая пчёлка села на ёлку.
Если её не прогнать, ёлка может запылать.
(огненная искра)
Моделирование ситуаций:
- Если на ёлке зажгли свечи.
- Если на ёлку повесили неисправную электрогирлянду.
- Если запускают фейерверки рядом с домом.
- Если в квартире поджигают петарды.
Рассказ-беседа, чтение «Пожар» С.Я.Маршак.
Давным-давно человек добыл огонь. Шли годы, тысячи лет и люди постепенно научились использовать силу огня, чтобы согреться, приготовить пищу, заставить работать машины … но одновременно узнали они и разрушительную силу огня: в пламени погибали люди, сгорали жилища, посевы, скот, лес, целые деревни и даже города.
Огонь из доброго слуги человека мог превратиться в сурового судью беспечности людей. Поэтому необходимо, чтобы каждый человек был внимательным в обращении с огнём, соблюдать осторожности возле электронагревательных приборов, у каминов и печей. Опасны шалости со спичками, зажигалками, свечками. Часто несчастие может приключиться у новогодней ёлке, если вместо электрогирлянды использовать свечи или бенгальские огни, устраивать в квартире фейерверки.
Если вы остались одни дома, то при появлении дыма, огня необходимо или вызвать самому пожарную команду по телефону, дождаться ответа и сообщить свой адрес или обратиться к своим соседям по квартире на лестничной площадке. Недопустимо прятаться в укромные места в квартире. Лучше выбежать из квартиры.
«Пожар»
Мать на рынок уходила, На руках Кузьма - пожарный
Дочке лене говорила: Вынес Лену из окна.
- Печку, Леночка, не тронь. Он, Кузьма, пожарный старый,
Жжётся, Леночка, огонь! Двадцать лет тушил пожары,
Только мать сошла с крылечка, Сорок душ от смерти спас,
Лена села перед печкой, Бился с пламенем не раз.
В щёлку красную глядит, Ничего он не боится,
А печи огонь гудит. Надевает рукавицы,
Приоткрыла дверцу лена – Смело лезет по стене
Соскочил огонь с полена, Каска светится в огне.
Перед печкой выжег пол, Вдруг на крыше из-под балки
Влез по скатерти на стол, Чей-то крик раздался жалкий,
Побежал по стульям с треском, И огню наперерез
Вверх пополз по занавескам, На чердак Кузьма полез.
Стены дымом заволок, Сунул голову в окошко.
Лижет пол и потолок. Поглядел… - Да это кошка!
Но пожарные узнали, Пропадёшь ты здесь в огне.
Где горит, в каком квартале. Полезай в карман ко мне!,,,
Командир сигнал даёт, Широко бушует пламя…
И сейчас же – в миг единый – Разметавшись языками,
Вырываются машины Лижет ближние дома.
Из распахнутых ворот. Отбивается Кузьма.
Вдаль минуя с гулким звоном. Ищет в пламени дорогу,
Им в пути помехи нет. Кличет младшую подмогу,
И сменяется зелёным И спешат к нему на зов
Перед ними красный свет. Трое рослых молодцов.
В пять минут автомобили Топорами балки рушат,
До пожара докатили Из брандспойтов пламя тушат.
Стали строем у ворот. Чёрным облаком густым
Подключили шланг упругий, Под ногами вьётся дым.
И, раздувшись от натуги, Пламя ёжится и злится
Он забил, как пулемёт. Убегает, как лисица.
Заклубился дым угарный А струя издалека
Гарью комната полна. Гонит зверя с чердака.
Вот уж брёвна почернели … Посуши её немножко!
Злой огонь шипит из щели: Дело сделано. Отбой.
-Пощади меня, Кузьма, И опять по мостовой
Я не буду жечь дома! Понеслись автомобили,
- Замолчи, огонь коварный! Затрубили, зазвонили.
Говорит ему пожарный .. Мчится лестница, насос.
Плачет девочка навзрыд, Вьётся пыль из-под колёс.
А Кузьма ей говорит: Вот Кузьма в помятой каске,
- Не зальёшь огня слезами, Голова его в повязке,
Мы водой потушим пламя. Лоб в крови, подбитый глаз, -
Будешь жить да поживать Да ему не в первый раз.
Только чур – не поджигать! Поработал он недаром -
Славно справился с пожаром.
Вопросы
- О чём рассказал нам поэт в этом стихотворении? (о пожаре в доме,…)
- От чего возник пожар? (Лена уронила уголёк на пол,..)
- Кто пришёл на помощь? Как правильно называется профессия людей, которые тушат пожар? (пожарные)
- Кого ещё спас пожарный Кузьма (кошку)
- От чего ещё может приключиться пожар в квартире? (от спичек, упавшей на пол, от утюга, если его забыли выключить, если не закрыли газ, а потом зажгли спичку или просто включили свет – то будет даже взрыв,….)
Моделирование ситуаций:
- Если не осторожно обращаться с камином.
- Если играть со спичками.
- Если пытаться самим развести огонь в камине.
Рассказ-беседа, чтение «Пожар» С.Я.Маршак.
Очень давно люди научились добывать огонь. Огонь верно служит человеку. И сегодня без огня не обойтись: он согревает, он и кормит нас. Но когда забывают об опасности обращения с ним, огонь становится смертельно опасным. Огонь выходит из повиновения, не щадит никого и ничего. Возник пожар. Пожар не случайность, а результат неправильного поведения.
«Пожар»
С дымом мешается Миг – и рассыпались медные каски.
Облако пыли. Лестницы выросли
Мчатся пожарные, Быстро, как в сказке.
Автомобили, Люди в брезенте -
Щёлкают звонко Один за другим –
Тревожно свистят, Лезут
Медные каски По лестницам
Рядом блестят. В пламя и дым ….
Вопросы
- От чего же происходят пожары?
- Можно ли оставлять без присмотра электроприборы?
- Почему детям не разрешается включать газовую плиту?
- Почему детям категорически запрещается играть со спичками, зажигалками?
- Как вызвать пожарную машину, если случится пожар?
- Если ты виновник пожара, стоит ли прятаться в укромное место?
Моделирование ситуаций.
- Если вспыхнуло пламя в сковороде, на плите? (выключить газ, засыпать стиральным порошком,..)
- Если возник пожар по твоей вине. ( не прятаться, а звать взрослых)
- Если забыли выключить телевизор, компьютер.
Дидактические игры
«Холодные - горячие предметы».
Каждый ребёнок получает три кружка разного цвета: красный означает горячие предметы, синий – холодные, жёлтый – тёплые.
Ведущий, вперемешку, называет различные предметы: лёд, батарея, огонь, включённый утюг, вода, солнышко, чай, снег, руки, печка, костёр, мороженое, хлеб, сосулька и т.д.
Дети должны показывать соответствующий кружок. Тот, кто чаще всех ошибается, выбывает из игры.
«Доскажи словечко» (мяч, макет квартиры).
Цель: - помочь детям запомнить основные пожароопасные предметы;
-самостоятельно сделать выводы о последствиях неосторожного обращения с такими предметами;
- расширить знания о пожароопасных предметах.
Ход игры:
Дети стоят в кругу. Строчку заканчивает тот, кому передали мяч.
Этот шар в руках недаром.
Раньше, если был … пожар.
Ввысь взмывал сигнальный шар –
Звал пожарных в бой с … пожаром.
Где с огнём беспечны люди, Красный отблеск побежал.
Там взовьётся в небо ……. шар, Кто со спичками …. Играл?
Там всегда грозить нам будет Стол и шкаф сгорели разом.
Злой …….. пожар. Кто сушил бельё над … газом?
Раз, два, три, четыре. Пламя прыгнуло в листву,
У кого пожар в ….. квартире. Кто у дома жёг … траву?
Дым столбом поднялся вдруг. Кто в огонь бросал при этом
Кто не выключил … утюг? Незнакомые … предметы?
Помни каждый гражданин:
Этот номер … 01!
Дым увидел – не зевай.
И пожарных …. вызывай!
Игра «Определи место знаков в квартире». (макет квартиры)
Цель: - закрепить представления детей о пожароопасных предметах в квартире, о правилах пользования ими;
- продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности, учить осторожному обращению с огнём.
Х - нельзя брать !
! - осторожно пользоваться !
Ход игры.
Рассказ, беседа, рассматривание иллюстраций, чтение литературных текстов.
Вопросы к детям:
- От чего происходят пожары?
- Можно ли оставлять включёнными, электроприборы (телевизор, фен, ком-
пьютер, утюг,) без присмотра?
- Почему детям не разрешается включать газовую плиту?
- Почему детям категорически запрещается играть со спичками и зажигалками?
- Как вызвать пожарную машину, если случился пожар?
- Кому нужно сообщить о пожаре?
- Ваши действия для защиты своего здоровья?
Рассмотреть макет квартиры и расставить в ней знаки у пожароопасных предметов и мест. Объяснить, почему именно так они расставлены.
Игра- эстафета «Пожарный щит». (макет щита)
Цель:
- вспомнить названия, назначение, порядок расположения предметов на щите.
- закрепить знания «Что нужно делать при пожаре»
1-я эстафета «Пожарный инвентарь на место»
На старте находится разный инвентарь. Каждый участник игры поочерёдно выбирает предмет, который должен находиться на щите. Добегая до финиша, старается правильно расположить его на щите.
2-я эстафета «Потуши пожар»
На финише красные шары, символизирующие пожар. Каждый игрок берёт пожарный инвентарь добегает до финиша, имитирует тушение, берёт шар , приносит его на старт. Когда последний шар будет принесён на старт – пожар потушен.
3-я эстафета «Спасатели»
Эвакуация кукол из зоны пожара. Нужно проползти, «спасаясь от дыма», под столами до «места пожара», бережно взять в руки куклу и «вынести из огня». Вспомнить о правилах поведения на пожаре, о том, что недопустимо прятаться под кровать, в шкаф и другие места.
4-я эстафета «Пожарный номер – 01»
Нужно добежать до телефона, набрать номер пожарной охраны и сообщить о пожаре, назвать адрес.
5-я эстафета «Экипаж – одна семья»
Капитан команды начинает «выезд на пожар», держа перед собой обруч – импровизированный руль пожарной машины. Оббегает на финише препятствие, возвращается на старт, захватывает по одному участнику с пожарным инвентарём в «пожарную машину». Дети должны держаться одной рукой за обруч. Важно, не только прийти на старт, но чтобы никто не упал, не отстал, не потерял инвентарь. Затем по одному оставлять на месте и расставлять инвентарь на место.
Обыгрывание ситуаций на макете квартиры.
Ситуации | Действия |
«Перегрелся телевизор»
| 1.немедленно отключить телевизор от сети (вынуть шнур из розетки) 2.сообщить взрослым 3.не оставлять включённым без присмотра |
«Горит телевизор» ( и другие электроприборы) | 1.обесточить телевизор. 2.сообщить о пожаре по 01. 3.накрыть плотной тканью или залить водой, стоя сбоку. 4. во избежание отравления продуктами горения покинуть помещение. |
«Пожар в квартире» Ребёнок должен: - быстро уйти или выбежать из комнаты или квартиры, - рассказать об этом взрослым (соседям), - попросить их позвонить по «01» и сказать, что у вас дома пожар, обязательно назвать домашний адрес, - позвонить родителям | 1.вызвать пожарных. 2.эвакуация людей из помещения. 3.тушить подручными средствами пожар (плотная ткань, огнетушитель, порошок, вода) 4.отключить электроэнергию (автоматы на лестничной площадке) 5.не открывать окна и двери (для уменьшения притока воздуха) 6.если пожар невозможно самостоятельно ликвидировать, покинуть помещение, закрыв за собой дверь. 7.организовать встречу пожарной машины 8.если выйти из квартиры невозможно, выйдите на балкон, закрыв за собой дверь, привлеките внимание прохожих и пожарных. |
«Пожар на балконе» | 1.позвоните в пожарную часть 2. тушите любыми подручными средствами 3.незахламляйте балконы и лоджии |
«Пожар в подъезде» | 1.позвонить в пожарную - 01 2.определить место горения 3.постараться локализовать очаг пожара и не давать возможности распространиться огню дольше. 4. обеспечить безопасность людей 5.если зовут на помощь взломать дверь |
«Пожар в соседнем доме, горит автомобиль» | 1.вызвать пожарную – 01, скорую – 03, милицию – 02 2.оказать посильную помощь 3. увести людей 4.не дать распространиться пожару |
«Человек горит» (вспыхнула одежда) Ребёнок должен: - падать и, кататься, сбивая огонь | 1.не бегайте – пламя разгорится ещё сильнее 2.быстро сбросить одежду, либо гасите водой, или набросив одеяло, пальто 3.вызвать скорую – 03 4. окажите помощь – наложить стерильную повязку и дать обезболивающую таблетку и напоить чаем |
«Если пожар небольшой» | 1. его можно затушить водой или накрыть плотной тканью |
«Если в квартире много дыма» | 1.низко пригнувшись, двигаться к двери, прикрывая нос и рот мокрой тканью 2.сообщить взрослым |
План-макет квартиры
Условные обозначения к плану – схеме «Квартира».
Название помещений и находящаяся в них мебель:
I Коридор в квартире
шкаф.
II Гостиная
диван, журнальный столик, 2 пуфа, кинотеатр.
III Спальня
шкаф, кровать, пуф.
IV Спальня
кровать, угловой шкаф, стол, компьютер, стул.
V Кухня - столовая
набор кухонной мебели
VI Ванная комната
сантехника, стиральная машина, шкаф-умывальник.
VII Балкон
стул или кресло, маленький столик, цветы
VIII Площадка этажа в подъезде
Пожароопасные места в квартире:
1 кинотеатр в гостиной
2 компьютер в спальне
3 стиральная машина автомат в ванной комнате
4 газовая печь на кухне
5 вытяжка на кухне
6 во всех помещениях потолочные светильники и настенные бра
7 балкон не застеклённый
8 ёлка в квартире
Вопросы и моделирование ситуаций:
- Определите пожароопасные места в квартире.
- Какими предметами быта вы уже можете пользоваться, но с осторожностью, соблюдая правила безопасности?
- Какими предметами быта вам пользоваться самостоятельно ещё нельзя и почему?
- Что может произойти из-за неосторожного обращения с огнём и ваши действия?
- Если на праздничном столе остались непогашенные свечи?
- Если к вам на балкон залетела петарда?
- Как можно покинуть квартиру, если выйти в дверь на лестничную площадку невозможно?
Работа со схемой.
На листах контуры предметов: книга, платье, ключ, стол, отвёртка, ножовка, лейка, ножницы, ложка, брюки, газовая печь, нож, вилка, зажигалка и др.
Раскрась предметы красным цветом, которые могут гореть, синим, которые опасны в обращении. Объясни, почему вы так считаете?
Проводить эти занятия на фоне тихого звучания произведений:
Желательно.
Проводить эти занятия на фоне тихого звучания произведений:
Дж.Россини – «Кошачий дуэт»
Н.Римского-Корсакова – «Три чуда. Белка», «Полёт шмеля».
Рассмотреть и побеседовать по плакатам
«Пожарная безопасность для дошкольников»:
- Рассмотреть каждую картинку.
- Обговорить ситуацию на каждой картинке.
- Почему это произошло?
- Как нужно поступить, если это произошло?
- Как нужно себя вести и что делать, чтобы этого не произошло?
- А как поступаете вы, когда остаётесь одни дома?
Пожар.
Предлагаю провести беседу по картинке, схематические картинки и игры, посвященные как интеллектуальному развитию старших дошкольников и подготовке их к обучению в школе, так и закреплению знаний по ОБЖ («Пожарной безопасности»).
Информационный материал способствует тому, чтобы:
- внимание детей становилось произвольным,
- восприятие – думающим,
- воображение – творческим,
- память – хорошей.
Подобран материал, который вместе с развитием психических процессов способствует воспитанию у детей чуткости и милосердия.
Информационные блоки включают арсенал разнообразных методов и приёмов: беседы по картинкам, работа с текстами, активная деятельность со стихотворным материалом, игротека, творческие задания, схемы.
Каждый информационный блок может служить материалом для двух – трёх занятий. Например:
на первом – беседа по картинке и инсценирование стихотворения,
на втором – продолжение истории по картине, пересказ текста и игра,
на третьем – индивидуальная работа со схемой и игра.
Желательно проводить такие занятия на фоне тихого звучания музыкальных произведений, устраивать вернисажи в соответствии с темой.
Главное – расширить мировоззрение детей, помочь им реализовать все свои сегодняшние возможности.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс " Реализация образовательной области " Художественное творчество" в старшем дошкольном возрасте, с использованием социоигровой технологии".
Применение социо-игровой технологии способствует реализации потребности детей в движении, сохранению их психологического здоровья, а также формированию коммуникативных навыков у дошкольников. ...
Имитационная игра к мастер-классу "Реализация проекта "Первые ступеньки ГТО""
Тематическая викторина – как одна из игровых педагогических технологий, включающая большую группу методов и приемов организации образовательного процесса в форме игры....
мастер класс-"Реализация экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста через игры-эксперименты"
эксперименты и опыты...
Презентация к мастер классу "Реализация экспериментальной деятельности для детей младшего дошкольного возраста через игры-эксперименты"
игры для детей...
Презентация-мастер класс "Реализация деятельностного подхода в процессе взаимодействия с воспитанниками в старшей группе"
Воспитывать у дошкольников доброжелательность, через инсценирование сказок...
Конспект игрового занятия по противопожарной безопасности в группе общеразвивающей направленности, разновозрастной детей 3-5 лет. Тема. «Кошкин дом!»
Игровое занятие по противопожарной безапасности "Кошкин дом"...
Статья о проведении мероприятий направленных на противопожарную безопасность.
Статья о проведении мероприятий направленных на противопожарную безопасность....