СТАТЬЯ "АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ"
статья по обж на тему
Почему же актуально с ранних лет обучать детей правилам пожарной безопасности....
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_aktualnost_obucheniya_detey_doshkolnogo_vozrasta_pravilam_pozharnoy_bezopasnosti.docx | 17.27 КБ |
Предварительный просмотр:
АКТУАЛЬНОСТЬ ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПРАВИЛАМ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ (автор статьи – Кулекина И.А.)
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства. Именно в дошкольном возрасте возникают благоприятные условия для воспитания у ребенка чувства опасности перед огнем, навыков умелого обращения с ним и овладения знаниями, помогающими предупредить загорание или сориентироваться в сложной ситуации пожара.
Потребность обучения детей правилам пожарной безопасности (в дальнейшем - ППБ) подтверждает статистика пожаров из-за шалости детей с огнем. Анализ многих происшествий, связанных с поведением ребенка во время пожара, показывает, что малышей отличает пассивно-оборонительная реакция: от страха ребенок прячется в укромные места, вместо того, чтобы покинуть горящий дом или позвать на помощь. Вместе с тем, детям свойственна тяга к огню, и поэтому запреты, как правило, малоэффективны. Необходимо вести постоянную, целенаправленную работу по привитию навыков острожного обращения с огнем, давать знания о свойствах огня и дыма, учить правильному поведению в экстремальной ситуации пожара.
Возникновение пожаров из-за шалости детей, а в результате — их травмирование и даже гибель — проблема острая, требующая четких скоординированных действий взрослых.
Тяга детей к огню, к игре со спичками общеизвестна. Об опасности этих игр дети знают, они различают «добрый» и «злой» огонь, созидающий и разрушающий огонь.
Главная задача взрослых — помочь детям, начиная с дошкольного возраста, утвердиться в этих знаниях, предостеречь от беды и при этом не просто сказать: «Этого делать нельзя», а объяснить, почему нельзя и к чему это может привести.
Основная задача взрослых – привить детям культуру безопасного поведения.
Безопасность поведения на улице, в быту, общении с людьми – всё это составляющие общей культуры безопасности. Но если все мы будем всё время одёргивать ребенка и говорить о том, что тут он может попасть под машину, там обжечься, здесь пораниться, ничего хорошего из этого не получится. Мы вырастим запуганное создание с громадным багажом комплексов.
Как сделать так, чтобы и взрослые были спокойны, и дети находились в безопасности?
Этому способствует планомерная профилактическая работа с детьми в приемлемой для них игровой форме, которая тесно переплетается с познавательным процессом.
Данная работа направлена на одну из сторон общей культуры безопасности – это безопасное поведение с огнём или пожарная безопасность.
Безопасность – это состояние, при котором не угрожает опасность, а есть защита от опасности. Забота о сохранении детской жизни – важнейшая задача дошкольного учреждения, семьи и государства.
Большинство детей не знают, что надо делать во время пожара, чтобы не пострадать. Они прячутся под кровать, в шкаф, не пытаются убежать даже тогда, когда это можно сделать.
Опрос детей показывает: многие из них не знают номера телефонов пожарной охраны, не знают правил пользования электроприборами.
В ряде зарубежных программ существуют специальные разделы, направленные на обучение детей дошкольного возраста поведению в экстремальных ситуациях в быту, в том числе и при пожаре.
В отечественной педагогической практике этот опыт не получил широкого распространения.
В программе «Основы безопасности детей дошкольного возраста» (Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б.) в разделе «Ребенок дома» представлены только три конспекта занятий по темам: «Пожарные предметы», «Предметы, требующие осторожного обращения», «Пожар».
В других современных программах этому направлению не уделяется должного внимания.
Работать с детьми дошкольного возраста по формированию основ пожаробезопасного поведения могут как воспитатели, родители так и представители противопожарной службы той местности, где находится конкретное учреждение.
Все усилия педагогов и родителей необходимо направить на формирование у детей дошкольного возраста чувства опасности огня, привитие навыков безопасного обращения с бытовыми приборами и правильного поведения в случае пожара.
Выбор форм, методов, приемов работы с детьми зависит от профессионализма педагогов, от возраста детей, их индивидуальных особенностей и возможностей.
В основе воспитательно-образовательного процесса с детьми дошкольного возраста должны лежать следующие принципы:
• Принцип системности. Работу с детьми и их родителями необходимо проводить весь учебный год при гибком распределении содержания в течение дня, согласно перспективному или тематическому плану.
• Принцип возрастной адресованности. Содержание работы должно соответствовать возрасту детей, их психофизиологическим особенностям и выстраиваться в определенной последовательности.
• Принцип интеграции. Материалы учебного пособия могут включаться в содержание основных программ, которые реализуются в ДОУ области. Предлагаемое содержание должно органично интегрироваться в целостный педагогический процесс. Прежде всего, это касается занятий по изобразительной, театрализованной, познавательной деятельности и отдельных режимных моментов.
• Принцип взаимодействия специалистов ДОУ. Тематические и календарные планы воспитателей и специалистов должны быть скоординированы так, чтобы избежать повторов и последовательно развертывать определенные темы.
Работа по изучению правил пожарной безопасности в детском саду ведется по нескольким направлениям:
- Создание условий в ДОУ для изучения детьми правил пожарной безопасности.
- Методическое обеспечение реализации проблемы противопожарной безопасности в детском саду.
- Взаимодействие детского сада и семьи по воспитанию (профилактике) у дошкольников основ пожарной безопасности.
Формируя у дошкольников основы пожаробезопасного поведения, необходимо решать следующие задачи:
- формировать системные представления об окружающем мире, о роли и месте электрических приборов и предметов домашнего обихода в жизни человека, об использовании электричества в промышленных целях;
- познакомить с правилами пожарной безопасности, сформировать привычку их соблюдения;
- развивать способность целенаправленно наблюдать, исследовать, давать правильную оценку предметам, явлениям, нравственную оценку отношениям, поступкам;
- формировать умения и навыки вести беседу (рассуждать, высказывать свое мнение, задавать вопросы и отвечать на них, уважительно относиться к собеседнику, самостоятельно находить решение проблем).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обучение детей сташего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
В данной работе представлен материал поработе с детьми старшего дошкольного возраста по правилам пожарной безопасности...
Система работы Хасановой Г.С. воспитателя дошкольного отделения «Сорочата» по обучению детей старшего дошкольного возраста правилам пожарной безопасности
Пожар – это всегда страшно. Дети в огне – обычно следствие ошибок взрослых: не убрали, не предупредили, не уследили…Поэтому перед теми, кто работает с детьми в области пожарной профилактики, стоят две...
О Новой «Тайне» Очага. Креативный подход к обучению детей дошкольного возраста мерам пожарной безопасности
Смелый мальчик деревянный, по имени Буратино, в этот раз раскрыл новую «тайну» очага.[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"10955359","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":...
Организация системы работы по воспитанию и обучению детей дошкольного возраста правилам дорожной безопасности.
Методическая разработка....
фото-отчет по смотру-конкурсу макетов «Лучший макет по обучению детей дошкольного возраста правилам безопасности» (пожарная безопасность, ПДД).
Целью данного конкурса являлось:Создание учебно-методических условий образовательной деятельности для совершенствования работы по профилактике детского дорожно - транспортного травматизма, пожарной бе...
Программа по обучению детей дошкольного возраста основам пожарной безопасности "Азбука пожарной безопасности"
Актуальность данной программы состоит в том, что дошкольный возраст характеризуется повышенной любознательностью и попыткой узнать окружающий мир самостоятельно. Недостаточное воспитательное воздейств...
Консультация для воспитателей "Актуальность обучения детей дошкольного возраста правилам пожарной безопасности "
Знание и соблюдение противопожарных требований только тогда становятся естественными в поведении человека, когда они привиты с детства....