Мастер-класс по ПДД для родителей
«Пешеходом быть наука»
Подготовила:
Давыденко Альбина Диасовна,
Воспитатель МАДОУ ДС №71 «Радость»,
г. Нижневартовск
Цель: создание условий для интенсификации работы с семьей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма; повышение активности родителей и детей по обеспечению безопасности дорожного движения; формирование сознательного отношения к соблюдению правил дорожного движения.
Задачи: познакомить родителей с дидактическими, настольно-печатными и подвижными играми по ПДД; побудить задуматься о том, что соблюдение правил дорожного движения самое главное для сохранения жизни и здоровья их детей; оптимизировать работу с родителями по повышению культуры дорожного движения.
Оборудование и материалы: карта – схема прогулки, дорожные знаки, макет светофора, жезл, мяч, фломастеры, листы бумаги А 4; памятки для родителей; загадки, стихи из книги «Три светофора» В. А. Добряковой, «О правилах дорожного движения» О. Емельяновой, С. Волкова «Как пройти через дорогу» Я. Пишумова.
Ход:
Воспитатель: Уважаемые родители, сегодня мы собрались, чтобы поговорить всем вместе о соблюдении правил дорожного движения. Считаете ли вы актуальной тему сегодняшней беседы? Почему? (высказывания родителей).
Воспитатель: - Мир, в котором мы живем, стремителен и динамичен. Не случайно наш век называют веком супер скоростей. Люди научились управлять атомной энергией, используя ее в мирных целях, летать в космос, лечить смертельные болезни. Но, как это не странно, многие до сих пор не умеют соблюдать правила дорожного движения.
А ведь каждый из нас ежедневно ходит по улице или дороге, многие пользуются общественным транспортом, некоторые водят автомобили – все это делает нас участниками дорожного движения.
В докладе Генерального секретаря ООН «Глобальный кризис в области безопасности дорожного движения» приведены удручающие данные: ежегодно в мире в дорожно-транспортных происшествиях погибает около 1200000 человек, на долю дорожных аварий приходится четверть всех смертей, вызванных травмами, увечьями. В России ежегодно гибнут в ДТП около 2000 детей, более 20000 получают травмы. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них.
Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Воспитатель: Сегодня я предлагаю Вам, уважаемые мамы и папы, прогуляться по городу, и не просто так, а соблюдая правила безопасного поведения на улице и на дороге. Ваши дети скоро пойдут в школу. Поэтому мы совершим большую безопасную прогулку от нашего детского сада до школы, в которой будут учиться Ваши дети. При этом мы будем пользоваться вот этой картой. Начать прогулку предлагаю нашим детям.
1 ребенок: Город, в котором с тобой мы живем,
Можно по праву сравнить с букварем,
Вот она, азбука, над головой:
Знаки развешены над мостовой.
Азбукой улиц, проспектов, дорог
Город дает нам все время урок.
Азбуку города помни всегда,
И не случится с тобою беда!
Воспитатель: Вот наш детский сад (показывает на карте). Как он называется? (Ответы родителей). Назовите его адрес (Ответы родителей). Как Вы думаете, почему надо знать свой адрес, фамилию, имя, телефон, название детского сада? (Ответы родителей).
Пожалуйста, ребята, продолжайте нашу прогулку.
2 ребенок: Чтоб машины не спешили,
Шел спокойно пешеход,
Помогать мы им решили –
Мы дежурим круглый год.
Самый малый знак дорожный –
Он стоит не просто так.
Будьте, будьте осторожны,
Соблюдайте каждый знак!
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, уважаемые родители, о чем говорится в стихотворении? (Ответы родителей). Какие виды знаков Вы знаете? (Ответы родителей: запрещающие, предписывающие, указательные, знаки сервиса).
3 ребенок: А давайте-ка, ребята,
В гости знаки позовем,
И приятное знакомство
С ними дружно заведем.
В группу входят дети «дорожные знаки» (в руках дети держат макеты дорожных знаков).
4 ребенок: Мы знаки дорожные,
Запомнить нас не сложно.
Веселых знаков – целый ряд
Они вас от беды хранят.
5 ребенок: Я знак «Осторожно! Дети», который должен стоять возле нашего детского сада (ставит знак на карте).
Посреди дороги дети,
Мы всегда за них в ответе.
Чтоб не плакал их родитель,
Будь внимательней, водитель!
6 ребенок: От детского сада мы пойдем по улице.
По городу, по улице
Не ходят просто так,
Когда не знаешь правила,
Легко попасть впросак!
Улица делится на тротуар и проезжую часть. Вот на карте тротуар для движения пешеходов (ставит фигурки людей, а вот проезжая часть (ставит игрушечные машины).
7 ребенок: А мы знаки, которые могут встречаться на нашем пути:
В этом месте пешеход
Терпеливо транспорт ждет.
Он пешком устал шагать,
Хочет пассажиром стать.
(Знак места остановки автобуса; ребенок ставит знак на карте)
8 ребенок: Здесь наземный переход,
Ходит целый день народ.
Ты, водитель, не грусти,
Пешехода пропусти!
(Знак «Пешеходный переход»; ребенок ставит свой дорожный знак
на карте).
9 ребенок: В дождь и в ясную погоду
Здесь не ходят пешеходы.
Говорит им знак одно:
«Вам ходить запрещено!»
(Знак «Движение пешеходов запрещено»; ребенок оставляет знак
на карте).
10 ребенок: Я сойду с велосипеда,
Если знак увижу этот.
И пойду, как пешеход,
Вместе с ним на переход.
(Знак «Движение на велосипедах запрещено»; ребенок оставляет знак
на карте).
11 ребенок: Вот обычный переход.
По нему идет народ.
Здесь специальная разметка,
«Зеброю» зовется метко!
Белые полоски тут
Через улицу ведут!
Знак «Пешеходный переход»,
Где на «зебре» пешеход,
Ты на улице найди
И под ним переходи!
(Знак «Пешеходный переход»; ребенок оставляет дорожный знак
на карте).
12 ребенок: Свет зеленый – проходи,
Желтый – лучше подожди.
Если свет зажегся красный –
Значит двигаться опасно!
Если желтый свет горит,
Он приготовиться велит.
(Оставляет макет светофора на карте).
(Дети «Знаки», взявшись за руки и сделав полукруг, исполняют песню дорожных знаков на мотив Бременских музыкантов… уходят).
Воспитатель: Спасибо вам, ребята.
Наши дети подросли, стали взрослее, любознательнее, их жизненный опыт обогатился, они стали более самостоятельными. Мы собрались с Вами, чтобы поговорить об очень важном – правилах дорожного движения, культуре поведения на дорогах. Вам необходимо помнить, что Вы являетесь образцом поведения. Мы понимаем, что на первый взгляд, эта проблема выглядит обыденно, и все мы уверенны, что с нашим ребенком ничего опасного никогда не произойдет. Поэтому, чтобы обезопасить своих детей, нам нужно не только в детском саду, но и дома вести работу по данной проблеме.
Сейчас дети Вам показали свои знания по правилам дорожного движения, то, чему их мы уже смогли научить, но хотелось, чтобы и Вы закрепляли дома, по дороге в детский сад, магазин и так далее полученные знания. Если Ваш ребенок задаст Вам вопрос по данной теме, Вы смогли бы на него ответить.
Итак, продолжим нашу прогулку.
Вы пришли на вечер наш,
Будем не лениться,
На вопросы отвечать,
Играть и веселиться.
(выставляет дорожный знак «Место отдыха»).
Предлагаю Вам отдохнуть и поиграть в игры, но сначала мы с Вами проведем небольшую разминку и проверим, как Вы знаете правила дорожного движения. Я Вам буду задавать вопросы, а Вы внимательно слушайте и дружно, вместе на них отвечайте «да» или «нет».
Разминка. (Приложение 1)
- Быстрая в городе очень езда, правила знаешь движения? (Да);
- Вот в светофоре горит красный свет, можно пройти через улицу? (Нет);
- Ну а зеленый горит, вот тогда можно идти через улицу? (Да);
- Сел в автобус, но не взял билет, так поступать полагается? (Нет);
- Старушке в преклонные очень года, ты, место в трамвае уступишь ей? (Да);
- Можно прямо на дороге поиграть с мячом немного? (Нет);
- Чтоб с горы скорей скатиться, можно к автобусу санками прицепиться? (Нет).
Воспитатель: Хорошо, дружно отвечали на вопросы. Ну что, размялись?
Воспитатель: Спасибо! Вот в такой интересной, не навязчивой форме я предлагаю Вам и дома с детьми изучать и закреплять знания по правилам дорожного движения.
Сейчас будем с Вами мы играть, светофор по кругу передавать, на мои вопросы по очереди отвечать.
Запомните, пожалуйста, правила игры: говорит тот, у кого светофор, слушать говорящего, не перебивать. Эта игра поможет Вам дома воспитывать грамотного пешехода, закреплять знания правил поведения пешеходов на улице. Проводится игра с родителями «Светофор». (Приложение 2)
Вопросы:
- Почему проезжая часть разделена белой полосой?
- Кому разрешено ездить по белой полосе?
- Где можно безопасно переходить улицу?
- Как узнать, что именно здесь пешеходный переход?
- Что такое тротуар?
- Кто следит за порядком на дороге?
- Как называется палочка для регулировки движения?
- Сколько сигналов у светофора?
- Как нужно переходить дорогу, если есть светофор?
- Если нет светофора?
- На какой свет можно переходить дорогу? И другие.
Воспитатель: Правильно, родители. Спасибо! Вопросы к этой игре мы так же приготовили для Вас. Играйте, пожалуйста, с детьми дома.
Только шагом и по зебре,
Только на зеленый свет!
Так шагать по жизни будем –
И пути другого нет!
- Ну что Вам понравилось играть в обучающие игры для детей? Еще поиграем? (Ответы родителей).
Тогда я предлагаю Вам поиграть в игру «Слушай и запоминай». Эта игра воспитывает уважительное отношение ко всем участникам дорожного движения, закрепляет знания о правилах поведения пешеходов на улице.
Мне нужны 2 команды: 1 команда «Пешеходы», 2 команда «Водители». (Родители делятся на 2 команды).
Педагог по очереди подходит к одному из игроков каждой команды и вручает ему жезл. В ответ нужно назвать правила поведения пешехода на улице. Например: «Нельзя переходить улицу перед близко идущим транспортом». Услышав правильный ответ, педагог передает жезл участнику другой команды. Повторять правила дважды нельзя. Выигрывает та команда, которая назвала больше правил дорожного движения.
Воспитатель: Большое спасибо Вам всем за игру,
Но предлагаю еще я одну.
Уверена, Вам она очень понравиться и Вы дома сможете играть в нее всей семьей.
Отдохнули, теперь можем двигаться дальше. Вот наша следующая остановка. Будем мы на ней останавливаться, дорогие родители? Родители: «Нет». Это знак «Остановка запрещена». Педагог выставляет дорожный знак на карте.
Правильно, мы не останавливаемся и двигаемся дальше.
Посмотрите, какой у меня знак и скажите, что он обозначает? (Выставляет знак «Опасность») Ответы родителей.
Вот и еще один дорожный знак появился на нашей карте.
Вы готовы продолжить нашу прогулку? Тогда отгадайте загадку:
Дом по улице идет,
На работу нас везет,
Не на тонких курьих ножках,
А в резиновых сапожках.
Родители отгадывают загадку - автобус.
- Мы с Вами дошли до автобусной остановки.
Выберите нужный знак и поставьте на нашу карту (один из родителей выполняет задание).
Воспитатель: Как Вы думаете, для чего он нужен? (Ответы родителей).
Правильно, на остановках ждут автобус.
Вот такие незатейливые вопросы задавайте и Вы детям, создавайте им проблемные ситуации. Детям это очень нравится, и они быстро запомнят все правила.
Спросите их, как нужно вести себя на остановке, какие они знают правила поведения в городском транспорте. Расскажите им, что в автобусе можно ездить только со взрослыми, заходить в автобус нужно в заднюю часть, выходить – в переднюю; если есть место - садиться; не сорить и не шуметь, уступать место старшим, а так же напомните своим сыночкам и дочкам, как надо вести себя, если ты вышел из автобуса и тебе надо перейти на другую сторону. На все эти вопросы я уверена, что все Вы, взрослые знаете ответы, так озвучивайте их как можно чаще своим детям.
Воспитатель: Прогулка продолжается безопасно. На нашей карте уже очень много дорожных знаков, но здесь я вижу уже знакомый нам знак. (Показывает знак «Место отдыха». Какой? (ответ родителей).
Воспитатель: предлагаю Вам поиграть в игру с мячом «Разрешается - запрещается».
Воспитатель бросает мяч и называет одно из правил дорожного движения, родитель должен ответить словами: разрешается или запрещается.
Воспитатель: Спасибо, дружно играли. Много знаков на карту поставили. А теперь я предлагаю Вам всем вместе собрать один знак, когда Вы его соберете – тогда Вы его и назовете.
Проводится игра «Собери знак».
Родители собирают знак «Пешеходный переход».
Воспитатель: - вот мы и дошли до школы. Наша прогулка была безопасной? Почему? (Ответы родителей).
Воспитатель: в подарок для Ваших детей я попрошу Вас нарисовать свой дорожный знак и объяснить его. (Родители рисуют и объясняют).
Воспитатель: Спасибо Вам большое за участие в нашей прогулке, мне было с Вами очень интересно шагать вместе по одной безопасной дорожке. Желаю, чтобы и Ваши дети после нашей прогулки встали на эту безопасную дорожку. Завтра с детьми мы обязательно рассмотрим и обсудим Ваши дорожные знаки. Вам я хочу оставить в память о нашей встрече, о нашей прогулке «Пешеходом быть – наука!» вот такие замечательные памятки для родителей. Воспитатель раздает родителям памятки по воспитанию грамотного пешехода. (Приложение 3,4,5). Дает рекомендации: какую художественную литературу читать детям, какие проводить беседы, игры. (Приложение 6)
Воспитатель: Ребенок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Помните об этом! Берегите своих детей! Оградите их от несчастных случаев на дорогах!
В. А. Сухомлинский писал: «Семья для ребенка – это источник общественного опыта. Здесь он находит примеры для подражания и здесь происходит его социальное рождение. И если мы хотим вырастить нравственно здоровое поколение, то должны решать эту проблему «всем миром»: детский сад, семья, общественность».
Рефлексия.
Воспитатель: в конце встречи нам бы хотелось узнать Ваши впечатления о безопасной прогулке «Пешеходом быть – наука!». Перед Вами на доске светофор с «карманчиками». (Приложение 7)
Если Вам понравился наш мастер - класс, то возьмите из карманчика зеленый кружок и прикрепите его на светофор с зеленым кружком, если не совсем понравилась, возьмите желтый кружок и прикрепите его на светофор с желтым кружком. Если Вы считаете, уважаемые родители, что ничего нового Вы не узнали сегодня, то возьмите красный кружок и прикрепите его на светофор с красным кружком.
Большое, Всем спасибо! До свидания.
Приложение 1
«РАЗМИНКА»
- Быстрая в городе очень езда, правила знаешь движения? (Да);
- Вот в светофоре горит красный свет, можно пройти через улицу? (Нет);
- Ну а зеленый горит, вот тогда можно идти через улицу? (Да);
- Сел в автобус, но не взял билет, так поступать полагается? (Нет);
- Старушке в преклонные очень года, ты, место в трамвае уступишь ей? (Да);
- Можно прямо на дороге поиграть с мячом немного? (Нет);
- Чтоб с горы скорей скатиться, можно к автобусу санками прицепиться?
(Нет).
Приложение 2
ИГРА «СВЕТОФОР»
- Почему проезжая часть разделена белой полосой?
- Кому разрешено ездить по белой полосе?
- Где можно безопасно переходить улицу?
- Как узнать, что именно здесь пешеходный переход?
- Что такое тротуар?
- Кто следит за порядком на дороге?
- Как называется палочка для регулировки движения?
- Сколько сигналов у светофора?
- Как нужно переходить дорогу, если есть светофор?
- Если нет светофора?
- На какой свет можно переходить дорогу?
Приложение 3
ПАМЯТКА ГРАМОТНОГО ПЕШЕХОДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
Родители - активные помощники педагогов в формировании у детей дисциплинированного поведения на улице, соблюдения ими правил безопасности. В младшем дошкольном возрасте ребенок должен усвоить:
- без взрослых на дорогу выходить нельзя, идешь со взрослым за руку, не вырывайся, не сходи с тротуара;
- ходить по улице следует спокойным шагом, придерживаясь правой стороны тротуара;
- переходить дорогу можно только по пешеходному тротуару на зеленый сигнал светофора, убедившись, что все автомобили остановились;
- проезжая часть предназначена только для транспортных средств;
- движение транспорта на дороге регулируется сигналами светофора и милиционером-регулировщиком;
- в общественном транспорте не высовываться из окон, не выставлять руки какие-либо предметы.
Все эти понятия ребенок усвоит более прочно, если его знакомят с правилами дорожного движения систематически, ненавязчиво. Используйте для этого соответствующие ситуации на улице во дворе, по дороге в детский сад. Находясь с малышом на улице полезно объяснять ему все, что происходит на дороге с транспортом, пешеходами. Например, почему в данный момент нельзя перейти проезжую часть, какие на этот случай существуют правила для пешеходов и автомобилей, укажите на нарушителей, отметив, что они нарушают правила, рискуя попасть под движущиеся транспортные средства.
Чтобы развить у ребенка зрительную память, закрепить зрительные впечатления, предложите малышу, возвращаясь с ним из детского сада, самому найти дорогу домой, или наоборот, привести вас утром в детский сад.
Не запугивайте ребенка улицей - панический страх перед транспортом не менее вреден, чем беспечность и невнимательность!
Полезно читать ребенку стихи о Правилах дорожного движения и показывать рисунки с дорожными знаками и различными дорожными ситуациями. Купите ребенку игрушечные автомобили, автобусы, светофоры, фигурки регулировщиков и организуйте игры по придуманным вами сюжетам, отражающим различные ситуации на улице. Игра хорошее средство обучения ребенка дорожной грамоте.
Помните! Ребенок учится законам улицы, беря пример с вас - родителей, других взрослых. Пусть наш пример учит дисциплинированному поведению на улице не только вашего ребенка, но и других детей. Старайтесь сделать все возможное, чтобы оградить детей от несчастных случаев на дорогах!
Приложение 4
ПАМЯТКА ГРАМОТНОГО ПЕШЕХОДА ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА:
В старшем дошкольном возрасте ребёнок должен усвоить:
Кто, является участником дорожного движения (пешеход, водитель, пассажир,
регулировщик);
Элементы дороги (дорога, проезжая часть, обочина, тротуар, перекрёсток, линия тротуаров и обочин, ограждение дороги, разделительная полоса, пешеходный переход);
Транспортные средства (автомобиль, мотоцикл, велосипед, мопед, трактор, гужевая повозка, автобус, трамвай, троллейбус, специальное транспортное средство);
Средства регулирования дорожного движения;
Основные сигналы транспортного светофора (красный, красный одновременно с жёлтым, зелёный, зелёный мигающий, жёлтый мигающий);
Пять мест, где разрешается ходить по дороге;
Шесть мест, где разрешается переходить проезжую часть;
Правила движения пешеходов в установленных местах;
Правила посадки, движение при высадке в общественном транспорте;
Без взрослых переходить проезжую часть и ходить по дороге нельзя;
Обходить любой транспорт надо со стороны приближающихся других транспортных средств в местах с хорошей видимостью, чтобы пешеход видел транспорт, и водитель транспорта видел пешехода;
Методические приёмы обучения ребёнка навыкам безопасного поведения на дороге:
Своими словами систематически и ненавязчиво знакомить с правилами только в объёме, необходимом для усвоения;
Использовать дорожную обстановку для пояснения необходимости быть внимательным и бдительным на дороге;
Объяснять, когда и где можно переходить проезжую часть, а когда и где нельзя;
Помните!
Ребёнок учится законам дорог, беря пример с членов семьи и других взрослых. Берегите ребёнка!
Оградите его от несчастных случаев.
Приложение 5
Памятка для родителей
Как известно, осенне-зимний период - далеко на самое лучшее время для водителей и пешеходов. Грязь, слякоть и сугробы на проезжей части и тротуарах, кроткий световой день-все эти факторы "работают"не на безопасность участников движения.
Зимняя дорога таит в себе много опасностей. Судите сами: на скользкой, раскатанной и
покрытой ледяной коркой проезжей части остановочный путь легкового автомобиля,
движущегося со скоростью 80 км. /ч., увеличивается с 55 до 270 метров!
Поэтому, проезжая возле школы и других детских учреждений, а также подъезжая к пешеходным переходам, водители должны заранее снизить скорость, быть особенно внимательны!
Несколько советов для родителей, которые вместе с ребенком едут в общественном транспорте. Из автобуса, троллейбуса или трамвая старшие должны выходить первыми и помочь малышу выйти из салона.
Выйдя из автобуса, никогда не пытайтесь сразу же перейти проезжую часть - это опасно. Помните, что рядом с остановкой всегда есть обозначенный пешеходный переход.
Конечно же, малышей всегда крепко- накрепко держите за руку при переходе дороги. Если вывезете малыша в детский сад или просто гуляете, будьте особенно внимательны рядом с проезжей частью. Когда переходите дорогу- даже по "зебре", даже на зеленый сигнал светофора - обязательно поднимите малыша из санок и возьмите на руки.
Всегда соблюдайте правила дорожного движения и напоминайте своим детям о правилах безопасного поведения на дорогах!
Приложение 6
Рекомендации родителям.
1. Какую художественную литературу читать детям:
-К. И. Чуковский «Тараканище», «Айболит»
-С. В. Михалков «Дядя Степа», «Скверная история», «Если свет зажегся красный»
-С. Я. Маршак «Мяч»
-К. Д. Ушинский «Умей обождать»
-Л. В. Баль «Букварь здоровья»
-Б. Житков «Зайка-велосипедист»
-А. Северный «Три чудесных цвета»
-С. Ю. Волков «Как пройти через дорогу», «Про правила дорожного движения»
-В. А. Добрякова «Три светофора»
-А. Кривицкая «Мчит по рельсам электричка»
-О. Емельянова «Стихи о правилах дорожного движения»
2. Какие беседы проводить с детьми:
-Я и дорога
-Наша улица
-Поведение детей на улице
-О знаках дорожного движения
-Правила светофора
-Опасные ситуации на дороге
3. В какие игры играть с детьми:
-Переходим улицу
-Дорожные знаки
-Да и нет
-Светофор
-Слушай и запоминай
-Разминка
-Найди свой знак
-Автодорога
4. Литература для родителей:
1. Т. Р. Кислова «По дороге к азбуке»
2. Н. Н. Авдеева «Безопасность»
3. И. К. Топоров «Основ безопасности жизнедеятельности»
4. А. Ю. Шалобаев «Советы мудрого ворона» и другие.