Проект "Формирование основ безопасности у дошкольников"
проект по обж на тему
Цель проекта: Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_sotnikova_bezopasnost_1.docx | 27.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД № 1»
Проект
«ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Выполнила воспитатель:
Сотникова И.В.
г. Смоленск
Пояснительная записка
Самое главное – здоровье и жизнь ребёнка.
Дошкольный возраст – это важнейший период, когда формируется человеческая личность. Определить, правильно или неправильно ведёт себя человек в тех или иных обстоятельствах очень сложно. Тем не менее, необходимо выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависит их здоровье и безопасность.
Эти правила следует разъяснить детям подробно, а затем следить за их выполнением. Однако безопасность и здоровый образ жизни – это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях.
Одной из приоритетных для человечества потребностей является обеспечение безопасности его жизнедеятельности, что находит отражение в исследованиях многих отечественных ученых, начиная с М. В. Ломоносова, В. А. Левицкого, И. М. Сеченова, А. А. Скочинского, Вернадского и др. Большой вклад в решение научной проблемы выживания, самосохранения и безопасности человека внесли разработки зарубежных исследователей А. Адлера, Б. Паскаля, 3. Фрейда, П. Маслоу и др.
Самые первые шаги в обучении детей вопросам безопасности осуществляются в дошкольных образовательных учреждениях.
Тема проекта: "Формирование основ безопасности у дошкольников"
Актуальность:
С появлением ребёнка на свет мама желает, чтобы он был здоровым и счастливым. Чтобы он мог противостоять неожиданным ситуациям, умел справиться в трудный момент с неожиданностями, подстерегающими его на каждом шагу, когда мамы нет рядом.
В настоящее время в связи с социальной и экологической обстановкой и с участившимися случаями, касающимися безопасности детей, считаю актуальным взять проект на тему: "Формирование основ безопасности у дошкольников"
Проблема безопасности жизни детей очень важна, так как именно она вызывает беспокойство за самых беззащитных граждан – маленьких детей.
Безопасность жизнедеятельности напрямую связана со всеми сторонами жизни человека, со всеми аспектами человеческого бытия, находит проявление в хозяйственной, трудовой, нравственной, экологической и других сферах жизни. Эту проблему по праву относят к глобальным, поэтому является значимым создание условий в дошкольном учреждении и семье, позволяющих ребенку планомерно накапливать опыт безопасного поведения. Поэтому я решила помочь приобрести навыки жизнедеятельности нашим детям.
По результатам опроса детей и родителей, и наблюдения за взаимоотношениями детей с родителями и сверстниками, проанализировав состояние здоровья детей своей группы, пришла к неутешительному выводу. Здоровыми хотят быть все, но никаких усилий к этому не прилагают.
Проблема привычки здорового образа жизни остро стоит в большинстве семей наших воспитанников. Поэтому педагоги совместно с родителями обязаны подготовить ребенка к опасным ситуациям, привить привычку – относиться ответственно к личной безопасности.
Основные принципы работы по воспитанию у детей навыков безопасного поведения.
Сознательности: не механическое заучивание детьми правил безопасного поведения, а воспитание у них навыков безопасного поведения в окружающей обстановке;
Посильной трудности: соответствие материала возрасту детей;
Систематичности: организация занятий с учётом планируемой программы ДОУ;
Уважение личности ребёнка признание на ошибку: каждый ребёнок индивидуален.
Содержание работы.
В проекте представлена система работы по формированию у детей осознанного отношения к своему здоровью. Проект создан с учётом целей и задач образовательного процесса в ДОУ.
В процессе реализации проекта предполагается работа с детьми, родителями, педагогами и социумом.
Проект разработан на основе программы Рины Борисовны Стеркиной «Основы безопасности детей дошкольного возраста».
Также в своей деятельности я применяю пособия по безопасности Т. А. Шорыгиной и многих других авторов, в которых в доступной и увлекательной форме представлены правила безопасного поведения детей дома, на городской улице, в лесу, парке, возле водоёмов.
Успешному развитию навыков ОБЖ у дошкольников способствует специальная работа, организованная в группе детей старшего дошкольного возраста. Совместная деятельность проводится во второй половине дня. Проект рассчитан на 1 год обучения.
Весь учебно-практический материал разделен на 5 блоков: ребенок и другие люди, знакомство с правилами противопожарной безопасности, ребенок и природа, ребенок дома, ребенок на улице.
Тип проекта: социально – личностный, познавательно-творческий, общественно – полезный долгосрочный.
Сроки реализации проекта: учебный год (сентябрь 2016– май 2017)
Цель проекта: Воспитание у ребёнка культуры безопасного поведения в различных ситуациях.
Задачи:
- Формировать у дошкольников представление об опасных для жизни и здоровья предметах, которые встречаются в быту;
- Научить соблюдать определенные правила поведения дома;
- Стимулировать у дошкольников развитие самостоятельности и ответственности;
- Расширить и углубить представления детей о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях;
- Развивать внимание, память, инстинкт самосохранения.
- Привлечь внимание родителей к данному вопросу и участию в проектной деятельности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Уголок здоровья;
Уголок « Безопасности»;
Спортивный уголок в группе;
Дидактические игры, настольно-печатные игры;
Центр сюжетно-ролевой игры: атрибуты для организации сюжетно- ролевых игр «Аптека», «Больница», «Шофёр», «Семья».
Центр литературы: книги о здоровье, произведения К. Чуковского, С. Маршака, С. Михалкова, Г.К. Андерсена, и других писателей.
Плакаты, иллюстрации по ОБЖ.
Участники проекта:
дети;
педагог;
родители;
социум.
Ожидаемый результат:
Воспитанники должны знать определенные правила поведения дома;
Должны уметь вести себя адекватно в опасных ситуациях дома и на улице: при общении с незнакомыми людьми, взаимодействии с пожароопасными и другими предметами, животными и ядовитыми растениями.
Должны иметь представления о путях охраны своего здоровья и способах безопасного поведения в различных ситуациях.
Поэтапное выполнение проекта:
I этап (подготовительный)
Изучение литературы.
Разработка проекта.
Мониторинг детей.
Анкетирование родителей.
Подбор методического и дидактического материала.
II этап (организационно - практический)
1.Работа с детьми.
Формы работы: проведение мониторинга, чтение, моделирование проблемной ситуации рассматривание иллюстрации, настольная игра, подвижная игра, изготовление игр и пособий на тему безопасности. Сюжетно-ролевая игра, досуг, показ мультфильмов и презентаций.
2. Работа с педагогами.
№ | Раздел | Организованная образовательная деятельность | Работа с родителями | Работа с педагогами | Работа с социумом | Сроки |
1 | Ребенок и другие люди | Чтение сказки Шарля Перро «Красная Шапочка». | Организационное собрание (знакомство с проектом) | сентябрь | ||
Занятие: «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми на улице» | Памятка: «Если чужой приходит в дом» | ноябрь | ||||
Произведение: «Старуха, дверь закрой» С.Маршак | Сообщение: « Как воспитать безопасное поведение у дошкольников» | декабрь | ||||
Моделирование ситуации «Тебя зовут на соседнюю улицу…». «Тебя угостил незнакомец» | март | |||||
Драматизация сказки: «Сказка о глупом мышонке» | «Учим ребёнка правилам безопасности» (азбука для родителей) | февраль | ||||
2 | Знакомство с правилами противопожарной безопасности. | Произведение: «Кошкин дом» С.Маршак | октябрь | |||
Д/И «Заколдованные символы» | «Пожарно-спасательная викторина для родителей» | Сообщение: «Учим детей противопожарной безопасности» | февраль | |||
Познавательный досуг: «Каждый маленький ребёнок должен знать это с пелёнок» | май | |||||
Презентация: «Огонь – друг, огонь – враг» | Информация на стенд «Какой Новый год обходится без питард?» | январь | ||||
С.Я.Маршак «Пожар» | Буклет: «Не страшен огонь тому, кто знаком с правилами пожарной безопасности!» | декабрь
| ||||
С/р игра «Семья» | Памятка: «Спички, детям не игрушка» | апрель | ||||
Составление коллажа «От чего может произойти пожар» | Фотовыставка: «Запомните дети правила эти» | март | ||||
Беседа «Пожарный – профессия героическая» | . | сентябрь | ||||
Составление рассказа на тему «Откуда может прийти беда?» или «Почему это случилось?» с началом или концом, предложенным воспитателем. | Конкурс рисунков родители и дети «Огонь –друг, огонь – враг». | май | ||||
3 | Ребенок и природа | Занятие: «Контакты с животными» | октябрь | |||
Моделирование ситуации «Встреча с чужой собакой» | декабрь | |||||
Игра с мячом: «Съедобное, несъедобное» | апрель | |||||
Работа с альбомом: «Грибы» «Ягоды» | Памятка: «Какие дары природы знаешь, те в корзинку собираешь» | Май | ||||
Рисование «Нарисуй, чтобы запомнить и не трогать!» (Мухомор) | ||||||
4 | Ребенок дома | Чтение рассказа из цикла: «Советы тётушки Совы. Когда ты дома один» | Родителям на заметку: «Осторожно: дети!» | октябрь | ||
2. Просмотр цикла мультфильмов: «Уроки безопасности с тётушкой Совой» | Буклет: «Безопасность ребёнка дома» | декабрь | ||||
Д/и «Раз, два, три, что может быть опасного, найди». | март | |||||
Занятие: «Сюрприз лисенка Степы» | февраль | |||||
5. | Ребенок на улице | Прогулка: «Знакомство с улицей» | Буклет: «Воспитываем грамотного пешехода» | Консультация для педагогов: «Основные разделы программы по обучению ПДД» | ноябрь | |
Работа с альбомом: «Виды транспорта и спецмашины». | сентябрь | |||||
Разучивание стихотворения: «Светофор – наш друг» | Родителям на заметку: «Перед тем как выйти на улицу» | январь | ||||
Д/И «Дорожные знаки». | сентябрь | |||||
Конструирование «Наша Улица» | октябрь | |||||
Презентация: «Торопыжка на дороге» | Родителям на заметку: «Безопасные шаги на пути к безопасности на дороге» | март | ||||
Развлечение: «Красный, жёлтый, зелёный» | апрель | |||||
С/р игра «Шоферы» | февраль | |||||
Учебная эвакуация | январь | |||||
Формы работы: «копилка» педагогического мастерства, сообщения, индивидуальные опросы педагогов по выявлению трудностей по ОБЖ
3. Работа с родителями.
Подготовлены буклеты: Безопасность дома, Безопасность на дороге, Наступили холода, Поведение на дороге и пр. Приобретены новые наглядные пособия из серии «Безопасность» для детей в соответствии с ФГОС.
Формы работы: анкетирование родителей, педагогическая беседа, тематическая консультация – (индивидуальная или групповая), информационный стенд, тематические выставки, тематические папки, открытые занятия, памятки, буклеты, досуги.
4.Работа с социумом.
Формы работы: участие в праздниках, в выставках, участие в конкурсах поделок и рисунков.
III этап (заключительный)
Контроль и анализ хода реализации проекта. Заключительный мониторинг в мае 2017 года.
Предполагается: сравнительный анализ и анализ деятельности детей. Анализ деятельности педагога по организации работы с детьми. Определение проблем возникших в ходе реализации проекта пути их решения.
План реализации проекта
Старший дошкольный возраст
Мониторинг по образовательной области «Безопасность»
Группа _____________
Дата проведения мониторинга _____________________
Ф.И.ребенка | уровень знаний детей об опасности контактов с незнакомыми людьми | уровень знаний детей об опасностях на улице | уровень знаний детей об опасностях в природе | уровень знаний детей об опасностях в быту | Итого |
н к | н к | н к | н к | н к | |
Критерии оценки:
3 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно, без напоминаний взрослого.
2 балла – все задания ребенок выполняет самостоятельно после словесной подсказки взрослого.
1 балл – ребенок не справляется с заданиями даже с помощью взрослого.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование основ безопасностиу дошкольников
расрываются формы работы по формированию основ безопасности у дошкольников...
Создание безопасных условий и формирование основ безопасной жизнедеятельности у дошкольников
Одно из важных условий при организации образовательного процесса для меня является безопасность воспитанников. Также важной задачей образовательно-воспитательной работы считаю - формирован...
Перспективный план по социальному воспитанию и формированию основ безопасности дошкольников (подготовительная группа 6-7 лет)
В наш современный век одной из главных задач образования дошкольников является формирование у подрастающего поколения представления о ценности здоровья и культуре поведения....
Конспект занятия по формированию основ безопасности дошкольников в младшей группе «Правила поведения в общественном транспорте».
Цель: познакомить детей с правилами поведения в общественном транспорте.Задачи: -Познакомить со знаком автобусной остановки;-Закрепить с детьми понятия «водитель&ra...
Доклад по формированию основ безопасности дошкольников.
Основы безопасности для деток старшего дошкольного возраста...
ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ
Аннотация: в статье описана проблема формирования основ безопасности дошкольников. В связи с тем, что на улицах города увеличивается число автомобилей, а дети недостаточно знают правила дорожного движ...