Перспективный план «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
календарно-тематическое планирование по обж на тему
Предварительный просмотр:
Утверждаю
Заведующий МБДОУ д/с № 65
___________ С.В. Титкова
Перспективный план
«Приобщение детей к здоровому образу жизни»
На старший дошкольный возраст
Разработала: Лемешко Е.И.
Старший воспитатель
МБДОУ д/с № 65
г Новочеркасск
2016г
Пояснительная записка.
Радость, счастье и гордость родителей, когда в доме здоровый ребёнок. Организм ребёнка растёт и развивается непрерывно. Каждый возраст имеет свои характерные особенности. Ребёнок нормально растёт и развивается только при правильном воспитании и уходе за ним, т.е. строгом соблюдении режима дня. При последовательном распределении во времени основных физиологических потребностей, оздоровительных мероприятий, психологического развития, обеспечивает уравновешенное, бодрое состояние, предохраняет нервную систему от переутомления.
Здоровье – показатель качества воспитательной работы.
Фундамент здоровья, физического, психического закладывается именно в детстве. Поэтому уже с дошкольного возраста ребёнок должен познавать себя, свой организм и учиться беречь здоровья с детства. Период развития от 3 до 6 лет принято называть дошкольным. В эти годы продолжается его физическое развитие и совершенствование умственных способностей. Развитие скелета в этом возрасте ещё не закончено, в нём остаётся много хрящевой ткани, что даёт возможным дальнейший рост, но в то же время обуславливает мягкость, податливость костей: под влиянием слишком большой нагрузки они могут деформироваться. При нарушении осанки особенно в период роста, ухудшается деятельность многих органов: дыхания, кровообращения, пищеварения, а также двигательного аппарата. Ребёнок быстро утомляется, у него появляются головные боли.
Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально-демографических групп населения России и особенно детей дошкольного возраста. Её решение требует активного осмысления к своему здоровью и укреплению его с детских лет.
На протяжении последних десятилетий проблема формирования ЗОЖ является объектом изучения многих исследователей (А.И. Антонов, Г.А. Бутко, И.В. Журавлёва, Ю.П. Лисицин, А.А. Покровский, Г.И. Царегородцев)
Успешное формирование представлений о ЗОЖ у старших дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно-образовательной работы дошкольном образовательном учреждении и семье, создание условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребёнок-педагог-родитель, инициатором и координатором которого должен выступать коллектив дошкольного учреждения.
Детям необходимо дать знания о собственном теле. Познакомить с его строением и отдельными частями тела. Познакомить с ролью каждой части тела и гигиеной тела. Приучать правильно действовать в случае заболевания, при повреждениях и недомоганиях. Учить оказывать первую медицинскую помощь при ссадинах, порезах и ушибах.
Развитие у дошкольников элементарных представлений о ЗОЖ направлено на формирование поведения, адаптированного к социальным и природным условиям окружающей среды, с целью сохранения и укрепления здоровья, достижения потенциальных возможностей личности на основе понимания взаимосвязи состояния здоровья и образа жизни.
Воспитание ребёнка здоровым – это значит с самого раннего детства научить вести здоровый образ жизни, т.е научить питаться правильно, соблюдать режим дня, закаливаться, заниматься физической культурой и спортом.
Перспективный план работы по здоровому образу жизни в старшей группе.
Месяц | Тема | Цель занятия | Содержание | Совместная деятельность | Самостоятельная деятельность |
Сентябрь | Таблетки растут на ветке, таблетки растут на грядке. | Познакомить детей с понятием «витамины». Закрепить знания об овощах и фруктах и их значении в питании человека. Воспитывать у детей культуру еды, чувство меры. | 1. И.М. В гости к детям приходит Степашка и рассказывает, что Хрюша заболел. Просит ему помочь. 2. Вопросы к детям: - Как можно определить, что человек заболел? - Что нужно делать, чтобы оставаться здоровым? - Как помочь Хрюше поправиться? 3. Анализ ситуации «Хрюша любит, есть фрукты и овощи, но у него от них всегда болит живот. Что делать?» 4. Ритмическая пауза «Хороводная – огородная» 5. ИЗО деятельность «Любимые овощи и фрукты» 6. Итог занятия: Степашка благодарит ребят за помощь и угощает яблоками. | Д/и «Что где растёт» Цель: закрепить знания об овощах и фруктах. Д/и «Угадай по вкусу» Цель: Учить по вкусу определять овощи и фрукты. Д/и «Что лишнее» Цель: развивать умение сравнивать и обобщать предметы в группы по признакам. Д/и «Этот лимон жёлтый как …» Цель: закрепить знания цветов фруктов и овощей детьми. | Уголок творчества – выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования овощей и фруктов, раскраски «Овощи и фрукты» Уголок для девочек – вывесить схемы приготовления салатов и компота. В театральный уголок выложить маски овощей для исполнения «Огородной – хороводной». В уголок природы – выложить муляжи овощей и фруктов. В учебную зону вывесить картину «Сбор овощей и фруктов» |
Октябрь | В гостях у доктора Айболита | Закрепить знания детей о понятии «здоровье». Уточнить правила сохранения здоровья. Воспитывать интерес к собственному организму, самочувствию, связанному с состоянием здоровья. | 1. И.М. В группе появляется книга К.И. Чуковского «Айболит». Входит воспитатель в костюме доктора Айболита – слушает детей, смотрит их горлышко и делает вывод, что они нуждаются в зарядке. 2. Ритмическая гимнастика под музыку «Физкульт – ура!» (6, 109) 3. Беседа о здоровье: - Что значит быть здоровым? - Как сохранить здоровье? - Расскажите, как вы укрепляете своё здоровье. 4. Итог занятия: драматизация отрывка сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит» | Досуг «Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» Цель: учить детей не бояться врачей, самому уметь оказывать помощь. Д/и «Что вредно, что полезно» Цель: закрепить знания детей о способах укрепления здоровья. Рисование «Любимый герой сказки К.И. Чуковского «Доктор Айболит» Цель: развивать художественные способности детей. С/р игра «Больница» Цель: развивать ролевой диалог, ролевые взаимодействия, закрепить знания детей о профессиях врача, медсестры, аптекаря. | В игровой уголок – выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Больница». В учебную зону – выложить дидактическую игру «Что вредно, что полезно», наглядное пособие «Первая медицинская помощь» В театральный уголок – вывесить элементы костюмов для драматизации сказки «Доктор Айболит» |
Ноябрь | Чистота – залог здоровья | Формировать привычку осознанно заботиться о чистоте своего тела. Закрепить сформированность культурно – гигиенических навыков у детей. Воспитывать желание аккуратно относиться к своей одежде. | 1. И.М. В группу к детям Почтальон приносит посылку от доктора Айболита, в которой лежат две книги К.И. Чуковского «Мойдодыр» и «Федорино горе». Как вы думаете, о чём Айболиту хочется, чтобы мы поговорили на нашем сегодняшнем занятии. 2. Вопросы к детям: - Почему от героев сказок убежали их вещи? - Почему плохо ходить неопрятным? - Назовите случаи, когда нужно мыть руки. 3. Ритмическая физминутка «Все ребята любят мыться» 4. Чтение стихотворения «Чистюля енот» 5. Загадки детям о средствах гигиены. 6. Итог занятия: сюжетно – ролевая игра «Прачечная» | Сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская» Цель: развивать диалогическую речь детей, воспитывать желание следить за своим внешним видом. Д/и «Наши помощники» Цель: закрепить знания детей об инвентаре младшего воспитателя» Хозяйственно – бытовой труд: стирка кукольной одежды и дежурство по столовой. Цель: приобщение детей к труду, воспитывать уважение к людям труда. Разучивание отрывка стихотворения В.В. Маяковского «Что такое хорошо» Цель: закрепить образцы правильного поведения у детей. | В раздаточной – спец. одежда для детского труда (фартуки и косынки) В игровой уголок – выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «Парикмахерская» и «Прачечная» В учебную зону – выложить дидактическую игру «Наши помощники» В библиотеку выложить книги со сказками и рассказами «Козлёнок, который не любил умываться», «Мойдодыр», «Федорино горе», «Девочка чумазая» и иллюстрации к ним. |
Декабрь | Чтобы здоровье было в порядке – делаем дружно с утра мы зарядку | Приобщать детей к регулярным занятиям физической культурой. Формировать привычку здорового образа жизни у детей. Воспитание положительного отношения к утренней гимнастике. | 1. И.М В группу к детям вкатывается мячик и приглашает их в страну Спортландию. 2. Ритмическая гимнастика «Путешествие по Спортландии» 3. Рассказ воспитателя о том, как древние люди ценили физические упражнения. 4. Вопросы к детям: - Для чего нужна зарядка? - Кто из вас дома делает зарядку? - Покажите своё любимое упражнение. 5. Чтение сказки «Зарядка и Простуда» 6. Итог занятия: научим пластилиновых человечков делать зарядку. | Рассматривание книг и альбомов о спорте. Цель: уточнить представления детей о различных видах спорта. Д/и с мячом «Виды спорта» Цель: закрепить в памяти детей названия видов спорта. Рисование «Придумай значок на тему «В здоровом теле – здоровый дух» Цель: формирование привычки здорового образа жизни; развитие воображения и творческих способностей детей. Эстафета «Весёлые спортсмены» Цель: развитие ловкости, быстроты и меткости. | В учебную зону - выложить серии иллюстраций «Зимние виды спорта», «Летние виды спорта» и «Спортивный инвентарь»; дидактические игры «Что перепутал художник», «Кому что надо», «Кто лишний». В физкультурный уголок – выложить атрибуты для игры – эстафеты «Весёлые старты» В уголок творчества – выложить образцы рисования спортивного инвентаря и людей, занимающихся спортом. |
Январь | Здоровые ушки у моей подружки | Познакомить детей со значением органа слуха. Научить ребёнка осознано заботится о своём слухе. Воспитывать привычку следить за чистотой своих ушей. | 1. И.М. В группу пришёл зайчик. Осмотрел детей и очень удивился, что у них нет ушек на макушке. Ребята докажем зайчику, что у нас есть ушки и они хорошо слышат. 2. Д/и «Кто зовёт тебя в лесу» 3. Рассказ воспитателя о строении и значении слуха для человека. 4. Ритмическая пауза «Заинька» 5. Работа по иллюстрациям «Чтобы уши были здоровыми» 6. Итог занятия: зайчик в подарок детям дарит их портреты, но без ушей. Задача детей дорисовать уши. | Д/и «Как органы человека помогают друг другу» Цель: сформировать представления о том, что органы в определённых пределах могут заменять друг друга. Д/и «Шумовые коробочки» Цель: развивать у детей слуховое восприятие, учиться дифференцировать шумы. Разучивание стихотворения Э. Мошковской «Доктор» Цель: закрепить в памяти детей об уходе за ушами. Д/и «Чтобы уши были здоровыми» Цель: учить ребёнка бережному отношению к своему слуховому аппарату. | В учебную зону – выложить дидактическую игру «Чтобы уши были здоровыми» и вывесить плакат «Строение уха» В уголок природы – выложить раковины морского моллюска. В музыкальный уголок – выставить шумовой оркестр. В библиотеку – выставить энциклопедию «Животные» |
Февраль | Чтобы глаза хорошо видели | Познакомить детей со значением органа зрения. Сформировать у детей навыки ухода за глазами. Воспитывать у детей бережное отношение к глазам. | 1. И.М. В группу к детям воспитатель заносит посылку – в ней повязка на глаза. Как вы думаете, зачем нам её прислал доктор Айболит? 2. П/и «Жмурки» 3. Проблемный вопрос «Легко ли ориентироваться в пространстве, если наши глаза ничего не видят? 4. Беседа о значении органа зрения: - Для чего человеку зрение? - Из-за чего зрение может испортится? - Можно ли смеяться над детьми в очках? 5. Игра для профилактики усталости глаз «Буратино» (6, 69) 6. Д/и «Чтобы глаза хорошо видели» 7. Итог занятия: чтобы наше зрение не ухудшалось – разучим гимнастику для глаз. | Беседа «Телевизор, компьютер и здоровье» Цель: познакомить со способами заботы о здоровье при пользовании компьютером, телевизором. (71,56) Разучивание зрительной гимнастики «Чтобы глазки отдохнули» Цель: учить детей снимать усталость с глаз по средствам гимнастики. Д/и «Чудесный мешочек» Цель: учить детей определять предмет тактильно, по вкусу и запаху. С/и «Кольцеброс» Цель: учить детей метать в вертикальную цель, развивать глазомер. | Физкультурный уголок – выложить спортивные игры «Кольцеброс», «Дарц», «Кегельбан». Игровая зона – приготовить атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Кабинет окулиста» В учебную зону –выложить альбом «Наши врачи» и дидактическую игру «Чтобы глаза были здоровыми» |
Март | Зубы крепкие нужны, зубы крепкие важны | Дать некоторые представления о видах и значении зубов. Закрепить знания детей о способах укрепления зубов. Воспитывать осознанное желание заботиться о здоровье своих зубов. | 1. И.М. В группе появляется Королева Зубная Щетка. На жителей её королевства – зубов напал злой волшебник Кариес. Поможем королеве победить злого волшебника. 2. Беседа о зубах: - Для чего нужны зубы человеку и животным? - Чем отличаются молочные зубы от коренных? - Что делать если разболелся зуб? 3. Физпауза «Сказочная зарядка» (6,31) 4. Рассказ Королевы Зубной Щётки о видах зубов и их значении. 5. Д/и «Чтобы зубы были здоровыми» 6. П/и «Полезные продукты» 7. Итог занятия: дети отдают Королеве Зубной Щётке корзину с продуктами, содержащими кальций. | Д/и «У кого какие зубы» Цель: познакомить с зубами различных животных (грызунов, травоядных, хищников) Чтение рассказов Г. Зайцева «Уроки Мойдодыра» Цель: закрепить правила ухода за зубами. Общение «На приёме у стоматолога» Цель: познакомить детей с особенностями работы стоматолога, сформировать «+» отношение к посещению стоматолога. | В игровую зону – выложить атрибуты к сюжетно – ролевой игре «На приёме у стоматолога» В учебную зону – вывесить плакат «Как правильно чистить зубы», выложить альбом «Наши врачи» и дидактические игры «Что сначала, что потом», «Чтобы зубы были здоровыми» В уголок творчества – выложить образцы рисования, шаблоны и трафареты полезных продуктов, зубной щётки и тюбика с пастой» |
Апрель | Чтоб с болезнями не знаться – надо правильно питаться. | Познакомить детей с принципами правильного питания. Закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах. Воспитывать любовь к здоровой пищи. | 1. И.М В гости к детям приходят два сказочных персонажа. Они спорят: один утверждает, что для хорошего самочувствия надо много есть, а другой, что переедать вредно. Как помочь друзьям решить спор и помириться? 2. Чтение стихотворения «Робин Бобин Баробек» 3. Вопросы к детям: - Отчего у Робина разболелся живот? - Как нужно питаться, чтобы оставаться здоровым? - Сколько раз в день надо питаться? - Что лучше есть на завтрак, обед, полдник, ужин? 4. Ритмическая пауза «Огородная – хороводная» 5. Д/и «Полезные продукты» 6. Рисование «Полезные продукты» 7. Итог занятия: дети отдают свои рисунки с полезными продуктами героям, чтобы они не забыли, как нужно питаться. | Д/и «Что лишнее» Цель: упражнять детей в классификации предметов по определённому признаку. Игра – эстафета «Полезные продукты» Цель: закрепить знания детей о вредных и полезных продуктах. Загадки об овощах и фруктах. Цель: учить детей называть предмет по заданным признакам. С/р игра «Продуктовый магазин» Цель: познакомить детей с отделами продуктовых магазинов, развивать у детей диалогическую речь. | В уголок творчества – выложить шаблоны, трафареты и образцы рисования продуктов питания. В игровую зону – выложить атрибуты к сюжетно – ролевым играм «Продуктовый магазин» и «Кухня», а также вывесить схемы – модели приготовления полезных блюд. В библиотеку –выставить книги: «Откуда к нам хлеб пришёл», «Колосок», «Хозяйка однажды с базара пришла», «Стакан молока», «Лёгкий хлеб», «О девочке, которая наступила на хлеб», «Вершки и корешки» В учебную зону – выложить разрезные картинки «Овощи» |
Май | Я и моё настроение | Учить детей различать эмоциональные состояния по мимике, жестам, поведению. Познакомить со способами улучшения своего настроения и окружающих. Воспитывать у детей внимательное, толерантное отношение друг к другу. | 1. И.М. Дети получают письмо от царя из Тридевятого царства с просьбой помочь развеселить его дочь – Несмеяну. Как можно помочь Несмеяне? 2. Д/и «Продолжи фразу» - Когда у меня плохое настроение, я … - Меня огорчает, если … - Мне очень весело, когда … - Чтобы поднять себе настроение, я … - Когда я болен, то мне … 3. Вопрос к детям: «Как узнать, какое настроение у твоего друга?» 4. Физпауза «Физкультуре каждый рад!» (6,13) 5. Этюд «Стиральная машинка» 6. Рисование «То что мне поднимает настроение» 7. Итог занятия: дети отсылают свои рисунки Несмеяне, чтобы она смогла себе поднять настроение. | Психогимнастика «Спасём доброту» Цель: учить различать, называть эмоции и адекватно реагировать на них. Этюд «Доброе слово товарищу» Цель: упражнять детей в употреблении добрых слов, развитие чувства коллективизма. Общение «Все люди разные» Цель: воспитание толерантного отношения друг к другу. Д/и «Что такое хорошо и что такое плохо» Цель: уточнить представления детей о добрых и злых поступках и их последствиях. | В уголок эмоций – выложить альбом с фотографиями людей с различными эмоциональными состояниями; дидактические игры «Домик эмоций», «Угадай эмоцию», «Что такое хорошо и что такое плохо» В уголок творчества – выложить образцы рисования лиц с различными эмоциональными состояниями; вывесить репродукции портретов. В библиотеку поободрать книги с юмористическими рассказами Н. Носова. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план работы по взаимодействию с семьей по приобщению детей к здоровому образу жизни
Предлагаемый материал поможет провести работу по оздоровлению с детьми в сотрудничестве с родителями....
План по самообразованию воспитателя первой младшей группы «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
План по самообразованию....
План по самообразованию педагога на тему "Приобщение детей к здоровому образу жизни".
План самообразования на тему "Приобщение детей к здоровому образу жизни" с целью формирования представлений о значении санитарно-гигиенических процедур для здоровья человека, о здоровье и бо...
План по самообразованию "Приобщение детей к здоровому образу жизни".
Роль организации проведения прогулок в зимний периоддля формирования здорового образа жизни детейПрогулка хорошо влияет на формирование физического воспитания детей, укрепление их здоровья, а также на...
План по самообразованию "Здоровьесберегающие технологии как средство приобщение детей к здоровому образу жизни"
План по самообразованию в средней группе "Здоровьесберегающие технологии как средство приобщение детей к здоровому образу жизни"...
План по самообразованию на 2021-2022 учебный год воспитателя группы №12 общеразвивающей направленности для детей 4-5 лет Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»
Тема: «Приобщение детей к здоровому образу жизни»...
Перспективный план работы с детьми средней группы по теме: «Здоровьесберегающие технологии как средство приобщения детей к здоровому образу жизни».
В данной публикации содержится материал для работы с детьми среднего дошкольного возраста в области здоровьесбережения на учебный год....