Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию Тема: « Что такое микробы?» ( средняя группа)
план-конспект занятия по обж (средняя группа) на тему
Формировать у детей дошкольного возраста простейшее представление о микроорганизмах. ·
- рассказать детям о микроорганизмах и их свойстве : растут, размножаются, питаются, дышат.
· дать понятие, что микроорганизмы бывают полезные и вредные.
· познакомить детей с болезнетворными бактериями.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
integrirovannoe_zanyatie_po_soobshcheniyu_novyh_znaniy.docx | 23.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Интегрированное занятие по сообщению новых знаний.
-Программное содержание:
цель: формировать у детей дошкольного возраста простейшее представление о микроорганизмах.
Задачи:
- рассказать детям о микроорганизмах и их свойстве : растут, размножаются, питаются, дышат.
- дать понятие, что микроорганизмы бывают полезные и вредные.
- познакомить детей с болезнетворными бактериями.
- развивать у детей желание и стремление к здоровому образу жизни и осознанное отношение к собственному здоровью.
- воспитывать у детей культурно-гигиенические навыки.
Оборудование:
технические средства:
- смарт доска для показа презентации.
демонстрационный материал:
- кусочек хлеба, покрытый налётом плесени(в закрытой прозрачной посуде и не открывать)
для эксперимента:
- молоко
- пустая банка
- закваска для йогурта «Эвиталия»
раздаточный материал:
- пластилин
- здоровая и полусгнившая щепочки (по количеству детей)
Предшествующая работа:
- на прогулке рассматривание старой листвы
- беседы о здоровом питании
- чтение художественной литературы
Индивидуальная работа:
- заучивание стихотворений о здоровом образе жизни и культурно-гигиенических навыках.
- разучивание тематической физкульт. минутки.
Ход занятий.
Кто из вас знает, что такое микробы? Вернее, кто такие микробы? (выслушиваю все ответы и предположения детей. При необходимости уточняю и дополняю их представления.) Рассказываю. Микробы - это очень маленькие живые существа. Они не видны простым глазом. Чтобы их увидеть, надо смотреть в особый прибор, который называется «микроскоп». (показываю картинку на смарт доске) Говорю о том, что микроскоп создан для увеличения. Им пользуются и учёные, и медики. Далее рассказываю о том, что у микробов нет ни рук, ни ног, ни рта и носа. Нет желудка, сердца, лёгких. Это просто шарики или палочки. Но они так же, как мы, едят, дышат, передвигаются (показ картинки).
-Как они передвигаются? У некоторых есть хвостики, которые называются жгутики. Жгутик вращается, как пропеллер самолета, и микроб двигается. Но у большинства микробов таких жгутиков нет. В жидкости они просто слегка подпрыгивают – как мячик, который мы бьём ладошкой об пол. Там, где сухо, их переносит воздух (ветер). А часто их переносят люди и животные. Например, были микробы на яблоке. Они прилипли к рукам, и человек своими руками перенёс их в рот. Были микробы в земле. Ребёнок играл на улице – микробы прилипли к пальцам. Потом он пошёл домой и стал этими же руками есть. Микробы с пальцев прилипли к еде и вместе с ней попали в желудок. Вот так они и передвигаются. А теперь рассуждайте сами. Бегала собака около мусорного ящика… Догадайтесь, как микробы попали в желудок ребёнка?
Ответ: микробы прилипли к её шерсти, морде, к лапам ; ребёнок погладил собаку – они прилипли к рукам, потом к еде, с едой попали в желудок.
Спрашиваю у детей:
«Как вы думаете, что едят микробы?» (выслушиваю ответы).
Затем обобщаю. Всё: хлеб, фрукты, овощи, суп, листья деревьев, краску, землю.
У вас на столах лежат по две щепочки-деревяшки. Определите сами, какую из них ели микробы, а какую – нет. (дети рассматривают объекты. И самостоятельно высказывают предположения).
Сейчас я покажу вам кусочек хлеба, на котором поселились особые микроорганизмы, которые называются плесенью. Мы не будем открывать эту коробочку. Чтобы плесень не распространилась в комнате. Она может быть опасной для человека. Но через прозрачную банку вы её хорошо видите. (показываю детям кусочек хлеба, покрытый плесенью).
Большинство микробов для нас неопасные. Даже, наоборот, они бывают очень полезные. Например, с помощью микроорганизмов делают кефир, простоквашу, йогурт, творог, сыр и многие другие вкусные вещи. (показываю картинки)
Предлагаю детям провести эксперимент. Скажу, что мы будем делать йогурт. Заранее приготовленное тёплое молоко выливаю в прозрачную банку. Затем показываю пузырёк с закваской «Эвиталией», купленной в аптеке. Открываю его. Показываю детям, даю рассмотреть. Затем вливаю закваску в банку, размешиваю, закрываю банку и накрываю тёплым одеялом. Говорю детям, что для закваски нужно тепло и время.
Завтра раскроем одеяло и посмотрим, что у нас получилось.
Далее рассказываю детям, что некоторые микробы бывают очень вредными. Это те, которые едят здорового человека или животного. Они ничего не могут есть, кроме человека. Но человеку не нравится, что его едят микробы, и он начинают с ними бороться. То время, пока идёт борьба, называется болезнью. Чтобы было легче бороться, человек помогает себе. Он пьёт лекарства или вводит эти лекарства прямо под кожу – делает уколы.
Кто кого победит? Конечно, в конце концов, побеждает человек. Но болеть всё равно неприятно. Человек теряет силы, у него поднимается температура, болит голова, горло. Это микробы специально пытаются ослабить человека, чтобы им было легче справится с ним.
В зависимости от того, в каком органе поселились бактерии, возникает та или иная болезнь. Например, если микробы поселятся в горле, бывает ангина. Если в зубе – кариес и его полное разрушение. (показываю картинки).
Бактерии могут поселиться в кишечнике, тогда у человека появляются боли животе и жидкий стул. Это человек пытается выбросить из себя как можно больше бактерий. Но и микробам это полезно : когда у человека жидкий стул или когда он чихает и кашляет, бактерии разлетаются вокруг, и у них появляется возможность попасть ко многим другим людям, заразить их.
А сейчас я вам предлагаю сделать физкультминутку.( встаём, проговариваем слова и показываем действия.)
Кран, откройся,
Нос, умойся!
Мойтесь сразу оба глаза!
Мойтесь, уши,
Мойся, шейка,
Шейка, мойся, хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!
Попрошу детей сесть на свои места.
Продолжаю рассказ. У микробов есть одно интересное свойство. Они не только питаются, но и размножаются. Это значит, что из одного микроба очень скоро получается много новых таких же, как он, микробов. Особенно быстро, они размножаются в организме человека. Там тепло, много еды, много влаги, и они себя чувствуют очень хорошо. Их количество быстро увеличивается. Как это происходит? Давайте посмотрим. Сначала показываю картинку на доске. Рассматриваем её. Затем предлагаю детям слепить из пластилина размножение микробов.
Отделите маленький кусочек и скатайте из него шарик. Вот так выглядит микроб, который вызывает многие заболевания. Через некоторое время микроб просто делится пополам. Разделите шарик на две части. Получились два новых микроорганизма, две новые бактерии. Вначале они маленькие. Но они питаются, растут, поэтому скоро становятся такими же, как и первый. Оторвите ещё немного пластилина от общего куска и прилепите к нашим бактериям. Как будто они выросли. (дети выполняют).
Спрашиваю: «Что теперь с ними произойдёт?» (они делятся)
Правильно, снова разделяются. Разделите каждую бактерию пополам.
Спрашиваю : «Сколько стало?»( ответы детей - 4) И эти скоро вырастут. Предлагаю детям увеличить размер своих бактерий (дети выполняют). Что будет дальше? (бактерии вновь начинают делиться). Правильно. Вот так их количество становится всё больше и больше и человек заболевает сильнее.
А теперь посмотрим, что будет с бактериями, когда человек принял лекарства. Оно подействовало на микробов, те сморщились, слиплись между собой. Слепите шарики вместе, сдавите их. Вот и нет микробов, вот и справился с ними человек. Выздоровел.
Спрашиваю : «На кого в первую очередь нападают микробы?» . (ответы детей : на тех, кто сам слаб : очень переохладился, бегал раздетый на холоде, пил ледяную воду.) Продолжаю дальше. Может быть и по другому : количество микробов рядом с человеком резко увеличилось. Например, он был в контакте с больным, пил грязную воду или ел немытые фрукты, на которых очень много микробов. Но самое главное – быть крепким, здоровым, закалённым, приучить себя и к жаре и к холоду. Тогда никакие микробы не страшны, даже если вокруг их будет очень много. Организм всегда справится с ними, если его научить, как это делать.
Конечно, лучше никогда не болеть, всегда быть здоровым. Для этого надо укреплять свой организм, закалять его, приучать к большим нагрузкам. Тогда никакой микроб ему не страшен. Но в тоже время надо не позволять микробам проникнуть внутрь. Надо постараться, чтобы вокруг человека вредных микробов было как можно меньше. Поэтому, больной человек должен лежать дома, не ходить в детский сад и не заражать здоровых. Ведь когда он чихает и кашляет, микробы вылетают у него изо рта и носа и разлетаются по воздуху. Им ведь хочется какого-нибудь другого человека, чтобы поселиться в нём. Так же надо удалять микробы с кожи, овощей, фруктов, игрушек, одежды, мебели. Догадайтесь, как это сделать? Ответы : надо умываться, мыть часто руки, мыть фрукты, вытирать пыль. Ещё надо постараться, чтобы кожа всегда была целой, чтобы на ней не было ссадин, порезов, расчёсов.
Теперь скажите, что нового вы узнали на занятии? (ответы)
Как нужно вести себя, чтобы не позволить микробам проникнуть в свой организм? (ответы)
А что делать, чтобы проникнув в организм, они не размножались, а погибли? (ответы)
А теперь попрошу детей прочитать заранее выученные стихи.
Чтобы мне здоровым быть,
Надо овощи любить.
Свёкла, репка, лук, морковь-
Моя первая любовь.
Я здоровье берегу-
Тело в чистоте держу.
Чтоб душа была здоровой,
С физкультурой я дружу.
Каждый раз после прогулки
Руки мы спешим помыть.
Чтобы не было микробов,
В чистоте должны все жить.
Бегает, прыгай, кувыркайся
И на велике катайся!
Не сиди, прилипнув к креслу,
Детям двигаться – полезно!
Хоть прививки делать страшно,
Это нужно, это важно.
Тренируй иммунитет,
Без него здоровья нет.
Должен организм учиться,
Храбро с вирусами биться.
Чтоб от пыли не чихать,
Надо в доме убирать-
Пылесосить, мыть полы,
Тряпкой вытирать столы.
Тот, кто дыши пылью часто,
Заработать может астму.
Мы руками всё хватаем,
Кто до нас хватал, не знаем.
Так что пальцы не соси,
Ноготочки не грызи,
Не тяни предметы в ротик,
Чтоб не заболел животик
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей подготовительной группы "Кубань сражается"
Материал обогащает знания детей о родном крае, о защитниках нашего края, дает знания о памятниках, обелисках. Направлен на воспитание чувства патриотизма, благодарности воинам-освободителям....
Сценарий комплексной непосредственной образовательной деятельности по познавательно – речевому развитию с детьми средней группы «Б»: «Путешествие с капелькой!», Составила воспитатель: Трунова Ирина Сергеевна
Данная НОД была разработтана для открытого показа на уровне ДОУ, с использованием ИКТ, опытами и эксперементами, в рамках введения новых образовательных стандартов и использования в работе педагогов д...
КОНСПЕКТ непосредственной образовательной деятельности по " Познавательному развитию" (Познаю мир ) во средней г. на тему"Путешествие Капельки" 12.03. 2016 год.
Конспект НОД по Познавательному развитию (Познаю мир) в ср.г. 12.03.2016г Пояснительная записка к непосредственной образовательной деятельности художественно – эстетической направленности «Путеше...
Конспект непосредственно образовательной деятельности по познавательно-речевому развитию для детей средней группы «Путешествие по стране «Математика»
Занятия с дошкольниками должны проходить в увлекательной игровой форме. Благодаря играм удаётся сконцентрировать внимание и привлечь интерес даже у самых несобранных детей дошкольного возр...
Конспект Непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию (логическое мышление) в средней группе на тему «В стране веселых человечков»
занятие представлено в форме путешествия в страну веселых человечков. Дети помогают человечкам устранить последствия посещения их страны злой феи. На занятии используются логические игры, которые спос...
Конспект непосредственной образовательной деятельности по познавательному развитию (ФЭМП) с детьми средней группы «Поможем Красной Шапочке» с использованием развивающих, игровых, здоровьесберегающих технологий
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Петродворцового района г. Санкт-Петербурга Конспект непосредственной образовательной деятел...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ТНР (образовательная область «Социально-коммуникативное развитие», «Познание»)
Конспект непосредственно-образовательной деятельности по развитию элементарных математических представлений в средней группе компенсирующей направленности для детей 4-5 лет с ТНР (образова...