Влияние сказки на формирование культуры безопасного поведения.
учебно-методический материал по обж (старшая группа) на тему

Усачёва Елена Владимировна

Знакомство со сказками по безопасному обучению жизнедеятельности детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл skazka.docx21.31 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №11 «Улыбка»

Сообщение на РМО « Влияние сказки на формирование культуры безопасного поведения»

Подготовила:

воспитатель Усачёва Е.В.

г. Талдом

Московской обл.

08.02.2017г.

Цель: Освоение и последующее применение одной из активных форм работы по обучению безопасному поведению в практической деятельности.

Задачи: 1.Совершенствовать воспитательно-образовательный процесс и уточнение представлений о безопасном поведении.

2.Построить модель познавательной беседы при ознакомлении дошкольников с правилами безопасного поведения с помощью сказок.

Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан-маленьких детей.

Во всем мире все больше внимания уделяется вопросам безопасности человека. Исследованиями многих ученых доказано, что дошкольный возраст является важным этапом в становлении личностного опыта ребенка, следовательно, должна осуществляться подготовка детей к безопасному существованию в окружающей среде.

 Сказки наиболее любимый детьми вид народного творчества. Они помогают формировать художественный вкус, воспитывать доброе отношение к миру и людям. Но процесс это не простой и не быстрый, тем более что доброта  многогранна: это и отзывчивость, и стремление помочь, и умение проявить сочувствие. Воспитание доброты начинается с воспитания жалости, сострадания. Детская жалость, сострадание - первая ступенька на долгом пути к человечности.

Ребенок сам нуждается в доброте и ласке, но одновременно он способен щедро и бескорыстно отдавать свою доброту всему живому. Задача взрослых - помочь ребенку сохранить это качество на всю жизнь.

Практика показывает: сказки можно использовать и как средство обучения детей основам безопасности жизнедеятельности.

Размышляя над сказкой, дети учатся определять положительных и отрицательных героев, правильно оценивать их поступки: осуждать коварство, жадность, лживость. Они  знают, кто из героев плохой, как помочь обманутому и обиженному, как защитить его.

У детей хрупкая и ранимая психика, и сказки являются тем универсальным средством, которое позволяет без морального и эмоционального ущерба рассказывать им об отрицательном в жизни и приводить параллели с современной действительностью.

Неприятные истории и ситуации могут случиться с любым человеком и в любой момент. Рассмотрим это на примере сказок.

В сказке «Лисичка – сестричка и серый волк» лиса очень красивая и кажется хорошей, доброй, а поступки совершает плохие и советы дает коварные. В жизни, как и в сказке, есть такие люди, как лиса,- хитрые и лживые. Объяснить детям, что всем надо стараться избегать встреч с такими людьми или хотя бы не прислушиваться к их советам, думать своей головой.

Знакомя со сказкой « Заюшкина избушка» целесообразно детям задать вопросы, которые помогли акцентировать внимание ребенка на том, что не надо плакать, когда тебя обижают, а звать на помощь и обороняться самому. Почему лиса петушка испугалась и убежала? (Он смело и громко кричал).

Сказка «Кот, петух и лиса». Что делал петушок, когда его тащила лиса за темные леса?

 Почему он не заплакал, а стал громко кричать, звать на помощь?

Общий принцип» сказочных занятий» нам всем понятен. Например:

-Когда дома один - не выглядывай в окошко.

-Доверяй, но проверяй.

-Зови на помощь – и помощь придет.

-Помогай другим - и тебе помогут.

-Выход есть всегда. Безвыходных ситуаций не бывает.

Чему может научить сказка?

Для примера возьмем темы для бесед и игры по русским сказкам.

-Малыш, будь готов к неожиданностям. Не все к тебе приходят с добром. Бывают случаи, когда убегать не стыдно, а можно и нужно (Гуси - лебеди).

Доверие к людям - прекрасная черта. А вот слепая доверчивость опасна. На примере сказок: «Заюшкина избушка», «Волк и семеро козлят» объяснить детям, что опасность их может подстерегать дома, поэтому нельзя открывать дверь чужим, даже если у незнакомого человека ласковый голос, если он представляется знакомым родителей.

- На будущее: никого не приглашай (не пускай) к себе домой, когда ты один. Не открывай дверь, не говори никому по телефону, что дома никого нет. Вдруг это хитрая лиса пришла.  Дружно можно любого врага победить (Зимовье зверей).

Знакомя детей со сказкой «Колобок» - надо  обратить внимание ребенка на то, что встречались колобку и хорошие звери… Жаль, что он доверился симпатичной хитрой лисе… (Все как у нас в жизни). Говорить кратко и ясно  (как в сказке). И- не ругать колобка. (Мы не осуждаем колобка, мы обсуждаем и исправляем неверные поступки).

В сказке А.С. Пушкина о мертвой царевне и семи богатырях  (красивая, но злая царица превратилась в « добрую « старуху, чтобы отравить царевну яблоком).

Снежная Королева была красивой, но жестокой, коварной, бессердечной.

В сказке о глупом мышонке С.Я.Маршака ( ласковая кошка съела мышонка).

Напротив:

Произведение « Золушка» (Ш. Перро) одета в лохмотья и выпачкана сажей, была девочкой очень доброй.

На примере русско-народной сказки « Сестрица Аленушка  и братец Иванушка» - следует познакомить детей с проблемами загрязнения окружающей среды ( не пить воду из водоемов, не есть снег). Контакт с животными могут привести к травмам и укусам. Это сказки «Красная Шапочка», «Снегурочка и лиса», «Колобок».

Прочитав сказку, по чаще задавайте детям очень хороший вопрос « Как ты думаешь?» Ребенок должен усвоить: уходить  (убегать) без спросу нельзя, разговаривать с незнакомыми людьми нельзя. Добрый с виду незнакомец может оказаться злым, опасным, может обидеть. Народные сказки многослойны. У каждой есть своя мораль, и не одна, из которой можно  (и нужно) сделать важные выводы. По сказкам, как по лесенке, ребенок идет во взрослую жизнь. Новый материал ( правила безопасного поведения) дети усваивают от сказки к сказке, постепенно и поэтапно каждая дополняет и расширяет знания детей.

Творческое задание.

По представленным словам назвать сказку.

1.        Волк, три, кирпичи (Три поросенка)

2.        Заяц, лиса, мука (Колобок)

3.        Собака, лиса, коса (Заюшкина избушка)

4.        Волк, ружье, пирожки (Красная шапочка)

5.        Огонь, кошка, ведро (Кошкин дом)

6.        Олень, снег, роза (Снежная Королева)

 Молодцы, вы все правильно назвали сказки.

А сейчас я предлагаю вам поиграть в игру» Вопрос - ответ». Вы должны ответить на вопрос, выбрав правильный ответ.

Вопросы  к участникам.

Какой сказочный герой совал свой нос, куда ни попадя?

Емеля, Буратино, Пьеро.

Чем укололась принцесса из сказки «Спящая красавица?»

Гвоздем, шилом, веретеном.

От чего уснула царевна в сказке о «Мертвой царевне и семи богатырях?»

От скуки, от откусанного яблока, от снотворного.

По какой причине произошел пожар в доме кошки?

Уголек из печки упал на пол, Играла со спичками, Забыла выключить утюг.

Какую ошибку совершил Кай?

Разбил зеркало, Принял угощение от королевы.

Каким образом заманила ведьма к реке сестрицу Алёнушку?

Сообщила, что с козленком что-то случилось, позвала её ласковым голосом, предложила угощения.

Используемая литература:

1.        Книга «Безопасность. Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей. ФГОС »Авдеева, Стеркина, Князева.

2.        Журнал « Дошкольное воспитание» №2-2008

3.        Книга «Конспекты занятий в старшей группе в старшей группе детского сада». Волчкова, Степанова.

4.        Интернет- ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН ПО САМООБРАЗОВАНИЮ Тема: «Формирование культуры безопасного поведения у детей»

Цель: формирование культуры безопасного поведения у дошкольников в окружающей среде.Задачи:Создать условия для формирования у дошкольников следующих компетенций:...

Календарный план по формированию культуры безопасного поведения (ОБЖ) в старшей группе д/с.

План составлен с учетом возрастных особенностей детей данного возраста, а также по принципу сезонности....

Об уровневой модели формирования культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Перед образовательными учреждениями в настоящее  время стоит задача не только вооружить детей определенной суммой знаний, но психологически подготовить детей к вероятности возникновения различног...

Формирование культуры безопасного поведения у детей старшего дошкольного возраста

Представлено преспективное планирование по теме "Формирование безопасного поведения у детей"...

Консультация для педагогов "Влияние сказки на формирование культуры безопасности человека"

Сегодня мы знаем множество сказок, да и посей день, они сочиняются и печатаются. Но знаем ли мы их смысл? Как они влияют на нас? И на формирование культуры безопасности человека? Думаю, не ...

Картотека дидактических игр по разделу «Игры по пожарной безопасности» с целью формирования культуры безопасного поведения детей

В картотеке содержатся игры: "Назови картинку""Топаем, хлопаем""Игра "Да" - "нет" ""Лото-пожарная безопасность""Выбери нужное"...