Театрализованные представления как метод обучения дошкольников безопасному поведению на дороге
методическая разработка по обж (старшая, подготовительная группа) по теме
Данный материал состоит из двух сценариев, связанных между собой темой, участиками представления. В 2015 году материал был опубликован в научно-методическом журнале для работников дошкольного образования "Теория и практика дошкольного образования". №1 (8), 2015. (ISSN 2305-7351)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vospitanie_bezopasnogo_povedeniya_cherez_teatralizovannye_predstavleniya.docx | 29.07 КБ |
Предварительный просмотр:
Воспитание безопасного поведения через театрализованные представления.
Основной вид деятельности детей дошкольного возраста – игра. В процессе игры – в том числе и театрализованной - развиваются духовные и физические силы ребенка, формируются его внимание, память, воображение. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту, способ усвоения общественного опыта. Дети должны усвоить нормы, принятые в обществе, иметь представления о моральных и нравственных ценностях, уметь взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Целью обучения детей безопасному поведению на дороге является сохранение жизни и здоровья детей. И, естественно, необходимо дать детям представление о ценности их здоровья и жизни вообще, и в частности – для их родных и близких.
Театрализованная игра – это ступенька к театру: дети учатся красиво говорить, двигаться, стараются передать образ своего героя. Театрализованные представления позволяют сделать работу по формированию навыков безопасного поведения на улице, дороге более успешной. Само представление – это уже итог, результат определённой работы. Предшествует этому знакомство со знаками, чтение книг по данной теме, изготовление макетов, просмотр презентаций и т.д.
За основу сценария мы взяли любимые детьми русские народные сказки – «Теремок» и «Колобок». Текст в рифме. Называется представление «Колобок и все, все, все!» и состоит из двух частей. Первая часть – по мотивам сказки «Колобок», вторая часть – по мотивам сказки «Теремок».
Театрализованное представление «Колобок и все, все, все!».
Действующие лица: Колобок, Дед, Баба, Медведь, Заяц, Ворона, Белка, Рассказчица, Лиса, Волк, Лягушка.
Декорации и атрибуты: деревья, интерьер теремка, яблоко, корзинка, светофор, разметка «зебра», телевизор. На экране телевизора – кроссворд. Слова кроссворда открываются при помощи выдвижных линек. Рядом с Теремком – знаки «Пункт медицинской помощи», «Автостоянка». На переднем плане – «перекрёсток» со светофором, знаком «Пешеходный переход». Рядом с дорогой размещены знаки «Остановка автобуса», «Пункт связи». На дороге – макет трамвая, два стульчика, знак «Остановка трамвая».
Часть первая.
Рассказчица:
Жили-были Дед и Баба. Жили, не тужили
И однажды Колобок вылепить решили.
Дед:
Баба, вот тебе мука. Испеки два колобка.
Баба (месит тесто):
Я месила колобок, колобок - румяный бок,
Чтобы Деду угодить, очень вкусно накормить.
Но муки мне не хватило, колобок один слепила.
Рассказчица:
Вылепила, испекла, долго не рядилась.
На окошке Колобок остудить решила.
Баба:
Пусть остынет Колобок, и обед наш будет в срок.
(Баба оставляет Колобок на окошке. Дед и Баба уходят.)
Рассказчица:
Колобок лежать устал, по дорожке побежал.
Он бежал среди берёз, а пока бежал, он рос.
Встретил Зайца он в лесу. Хорошо, что не Лису!
(Колобок выбегает из-за избы, встречается с Зайцем.)
Заяц:
Здравствуй, здравствуй, Колобок, Колобок – румяный бок.
Ты куда спешишь, от кого бежишь?
Колобок:
Испекли меня в избушке, что стоит на той опушке (показывает).
Скучно с Дедом мне и Бабой: молодой я и упрямый,
Мир хочу я повидать, городским скорее стать.
Только что такое город? Это что – леса и горы?
Заяц:
Город – значит улиц много, магазины и дома,
Тротуары и дорога, да к тому же не одна.
Лучше ты домой вернись, на окошке остудись.
Попадёшь не то в беду, пойдём, тебя я отведу.
(Заяц берёт Колобка за руку. Колобок вырывается.)
Колобок:
Хватит, я уже лежал! А теперь я побежал (убегает).
Заяц.
Я побегаю в лесу. Найду хитрую Лису.
Мы догоним Колобка. Пусть побегает пока (убегает).
(Выходят, охая, Дед и Баба.)
Дед:
О-хо-хо! Пришла беда! Я скорей пойду туда (показывает).
Вдруг в болото попадёт! Там уж точно пропадёт!
Баба:
В другую сторону пойду, может, там его найду.
Лес должны мы обойти, непослушного найти. (Уходят).
Выбегает Лиса:
Я – лисичка Лизавета, рыжая красавица.
Любят все меня за это, хвост самой мне нравится.
Ничего я не пойму - все кричат: «Ау – Ау!».
Эй, друзья, ну объясните, что случилось, расскажите!?
Летит Ворона:
Эй, друзья – лесные звери! Все скорей откройте двери!
Норки, дупла и берлоги – всё оставьте! Все сюда!
В лесу беда! Беда! Беда! Сбежал в город Колобок,
Колобок – румяный бок! Нужно нам его догнать
Да про город рассказать!
Голоса:
Идём! Бежим! Спешим! Спешим!
(Выходят все звери, Дед и Баба ведут за руки Колобка.)
Дед:
Вот нашёлся Колобок, Колобок – румяный бок.
Баба:
Ты сначала сядь, послушай умные советы
От Медведя, Белки, Зайца, Лисы Лизаветы.
(Усаживают Колобка. Медведь держит яблоко, корзинку. Яблоко падает.)
Медведь:
Укатилось яблоко прямо на тропинку.
Я его догоню, положу в корзинку.
Ну, а в городе нельзя бегать на дорогу:
Город – это ведь не лес, там всё очень строго.
Там бегут машины вряд, светофоры там горят.
Лиса:
Самый главный в городе – светофор весёлый.
У него три глаза – красный, жёлтый и зелёный.
Ты запомни, Колобок: красный цвет – он очень строг!
Если он горит, ты жди. А зелёный впереди, - смело ты вперёд иди.
Дед:
Через рельсы проходи у трамвая впереди.
Чтобы не было беды – автобус сзади обходи.
Белка:
Колобок, ты - пешеход! Не забудь про переход:
И наземный, и подземный – это друг твой самый верный!
В городе ты – пешеход, две дорожки у тебя:
Тротуар для пешеходов и «зебра» полосатая.
Я ж в лесу скачу, скачу! И скачу я, где хочу!
Ворона:
Кар – кар – кар! Кар – кар, друзья! Виновата во всём я!
Кто нас в городе считает, под машины попадает!
Медведь:
Я люблю велосипед и в лесу катаюсь смело.
В городе нельзя кататься, если хочешь жив остаться!
Колобок:
Ладно, Баба! Ладно, Дед! Долго я вас слушал!
Стала круглой голова и устали уши!
Я сначала подрасту, в город лишь потом пойду!
(Общий танец всех героев.)
Часть вторая.
Рассказчица:
Так спасали Колобка жители лесные.
Но, представьте, вдруг они стали городские.
Торопятся, спешат они
К Мышке в дом на именины.
(Мышка бежит по тротуару.)
Рассказчица:
Бежала мышка по тропе, бежала и грустила…
Мышка: (Грустно)
Ни одного цветочка я так и не получила!
Ведь день рожденья у меня, а у меня нет даже пня,
Чтоб стол накрыть и чай налить, друзей чтоб в гости пригласить...
Рассказчица:
Сегодня мы, друзья, все в чудеса поверим:
Пред мышкой вдруг прекрасный появился терем!
(Мышка видит Теремок, радуется, осматривает Теремок, видит телефон.)
Мышка:
Я позвоню сейчас друзьям. Свой новый адрес я им дам.
Рассказчица:
Всех мышка обзвонила, всех в гости пригласила!
Мышка:
Пойду я, терем приберу: полы помою, пыль протру,
Испеку я пирожки и посплю, – устали ножки!
(Мышка в теремке. Лягушка с зеркальцем в руках встречается у пешеходного перехода с Зайчиком.)
Лягушка:
Ква-ква-ква! Ква-ква-ква! Ходит кругом голова:
Как дорогу перейти? Где мне Теремок найти?
Я сегодня нарядилась, щеки нарумянила.
А как дорогу перейти – я не знаю правила!
Видно, я дорогу здесь не перейду.
В новый Мышкин терем я не попаду!
Заяц:
Ты, Лягушка, не тужи, – «зебра» впереди лежит.
Свет зелёный подождём и дорогу перейдём.
Ты, зелёная, запомни, как дорогу перейти.
А забудешь нужный цвет – можно в зеркальце найти.
В зеркале, конечно, светофора нет,
Но всегда увидишь ты в нём нужный цвет!
(Лягушка смотрится в зеркало).
Лягушка (гордо):
Да, такая красота редко уродится!
Буду в зеркало смотреть - в жизни пригодится!
Заяц:
Зеркало ты убери, на дорогу посмотри.
Сначала – налево, направо потом.
Так мы дорогу с тобой перейдём.
(Загорается зелёный свет светофора, они переходят дорогу, убегают в Теремок. Едет по дороге лисичка: на груди – изображение автомобиля или автомобиль изготовлен и из коробки, съёмный).
Лиса:
Ах, спешу я к мышке в гости – терем не могу найти.
Адрес новый позабыла – что ж я не перезвонила?
Вижу, вижу, - телефон! Мне сейчас поможет он!
(Знак «Пункт связи». Лисичка выходит из машины и звонит.)
Лиса:
Алло! Алло! Адрес, мышка, подскажи! Мне дорогу укажи!
Голос Мышки:
Стоит терем на горе, «Автостоянка» во дворе.
А ещё больница рядом. Приезжай, я буду рада!
Лиса:
Еду, еду, тороплюсь! Чаю с плюшками напьюсь!
(Лисичка едет дальше. Знак «Остановка автобуса». На остановке стоит Волк.)
Волк: (ворчит)
Нет автобуса, беда! Не поеду никуда.
К мышке в гости опоздал. Два часа я зря стоял!
(Лисичка подъезжает к волку.)
Лиса: Серый, Серый, ты куда?
Волк: В гости к Мышке опоздал!
Лиса: Ничего, садись, успеем!
Волк: Ну, поехали скорее!
(Уезжают к Мышке. Видят знаки «Автостоянка», «Больница».)
Лиса:
Мышка верно указала: эти знаки я узнала.
Где-то рядом теремок... (Волку) Подтолкни! Мотор заглох!
(Волк «толкает машину». Уезжают. Идёт вразвалочку Медведь. Знак «Остановка трамвая». Подходит к «трамваю».)
Медведь:
Я пешком иду полдня. Довезёт трамвай меня.
Скоро станет уж темно. В гости ждут меня давно.
(Медведь садится на стульчик. К нему подходит кондуктор.)
Кондуктор: Гражданин, билет купите!
Медведь (сердито): У-у-у!
Кондуктор: И, прошу вас, не ревите!
Все должны билет купить и проезд свой оплатить!
(Медведь покупает билет и «засыпает».)
Кондуктор объявляет:
Остановка «Теремок»! Эй, проснитесь, выходите!
И билетик свой, прошу, в урну положите!
(Медведь выходит, бросает билет в урну, идёт к теремку.)
Медведь:
Ну и что, что я – медведь: правила я знаю,
Очень город свой люблю и не засоряю!
Наконец, добрался я! Дверь откройте-ка, друзья! (стучится в Теремок)
(Теремок. Все гости полукругом сидят за столом.)
Мышка:
Рада видеть вас, друзья! Всех прошу остаться я:
Жить теперь мы вместе будем, все печали позабудем!
Попрошу поближе сесть – пироги мы будем есть!
(Гости пьют чай. Едят пироги.)
Волк:
Что ж, пора дарить подарки. Телевизор я дарю.
Так, включаю, звук прибавлю... Что же там передают?
Голос диктора:
Вот кроссворд! Кто разгадает! Кто все правила здесь знает?
(На экране телевизора – кроссворд.)
Голос диктора:
Уважаемые телезрители!
Вы кроссворд наш решить не хотите ли?
Все слова запишем по горизонтали,
А главное слово – важное очень,
Хочу, чтоб сверху вниз вы прочитали!
Я вопрос задам вам первый: на дороге лежит... (зебра)
Чтоб тебе сказали: «Ты – чемпион!»,
Должен ты часто ходить на ...(стадион)
Чтоб зверей узнать поближе, дети ходят в зоопарк.
Чтоб с мячом играть, в скакалки, отправляйтесь, дети, в ... (парк).
Взяв любимую машинку и любимую лошадку,
Дети все должны идти на детскую ...(площадку).
Мышка:
Посмотрите, вот так-так! Получилось слово «Знак».
(Медведь дарит подарок в красивой упаковке.)
Медведь:
Ты хорошая хозяйка! Вот, подарок принимай-ка!
А ещё, спою я песню. Я сегодня бодр и весел!
(Медведь, или все вместе, поёт песенку по теме. Все аплодируют. Мышка открывает подарок медведя – там набор знаков.)
Мышка:
Медведь, спасибо за подарок. Каждый знак красив и ярок.
Знаки эти надо знать и, друзья, уметь читать!
(Выставляет несколько знаков на полочку, чтоб видно было зрителям.)
Лиса:
Я здоровья тебе хочу пожелать и весёлый стишок хочу рассказать.
Ты подарок мой прими и, конечно, разверни.
(Мышка разворачивает подарок. Это - книга «Дорожная азбука. 1 класс». Мышка всем показывает книгу.)
Лиса:
Лишь мы только подрастём, в первый класс мы все пойдём,
Книгу эту прочитаем и все правила узнаем.
А сейчас расскажу про дядю большого
Из стихотворения Сергея Михалкова.
(Лисичка читает отрывок из стихотворения С. Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер».)
Лягушка:
Мы вам сказку показали, о том, как вести себя, вам рассказали.
А сейчас мы дружно спляшем и платочками помашем!
(Все артисты танцуют танец с платочками.)
Рассказчица:
Читайте, дети, книгу с названием «ГОРОД».
Книга эта просто замечательная.
В этой книге, нет, не буквы – ЗНАКИ,
Они расскажут много занимательного!
(Артисты выходят на поклон.)
Занавес.
Дошкольное детство – это очень короткий период. И очень важно помочь ребёнку приобрести первоначальные знания об окружающей жизни, сформировать у него определенное отношение к людям, к труду, к природе, выработать навыки и привычки правильного – безопасного - поведения.
Литература.
1. Артёмова Л.В. Театрализованные игры дошкольников. – М.: Просвещение, 1991г. – 127 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"
Методическая разработка раскрывает важность использования игр при ознакомлении детей с ПДД....
Методическая разработка для воспитателей "Игра, как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах".
Управление образования администрации Старооскольского городского округа Белгородской области Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад общеразвив...
"Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дороге"
Формы и методы обучения дошкольников ПДД...
Консультация "Игра - ведущий метод обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах"
В консультации раскрыта сущность игры в рамках обучения воспитанников безопасному поведению на дорогах....
Консультация для педагогов «Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах»
Обучая ребенка Правилам дорожного движения, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя ...
"Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах".
Консультация для воспитателей....
Консультация для воспитателей по пдд "Игра как ведущий метод обучения детей безопасному поведению на дорогах"
консультация для воспитателей "Игра как ведущий метод обучения детейбезопасному поведению на дорогах"...