Театр в детском саду.
учебно-методическое пособие по обж (старшая, подготовительная группа) по теме
Материал содержит три сценария в рифме, созданных по мотивам сказок А.С. Пушкина. Основные задачи - это нравственное воспитание дошкольников, формирование навыков безопасного поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gibadullina_g.b._teatr_v_detskom_sadu._3.docx | 34.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Театр в детском саду
Театр – яркое эмоциональное средство, формирующее эстетический вкус детей, так как он воздействует на воображение ребёнка через слово, действие, музыку. Ни с чем несравнимую радость вызывает у детей праздничное, радостное представление. Дошкольники особенно поддаются эмоциональному воздействию. Театрализованные представления, в которых принимают участие сами дети, расширяют их кругозор, способствуют развитию речи, умению вести диалог, передавать свои впечатления в монологической речи. В условиях детского сада не всегда удаётся постановка спектакля, который требует большого количества декораций, заучивания длинных текстов. Педагог должен проявить творчество, фантазию, выдумку. Для спектакля должен «созреть» не только воспитатель, но и дети. Только когда работа над спектаклем станет естественным, органичным продолжением всей предыдущей работы, она доставит удовольствие детям и принесёт результаты.
За много лет работы у нас сложился цикл небольших театрализованных представлений «Старая сказка на новый лад». Это сценарии по мотивам сказок «Теремок», «Кот, дрозд и петух», «Три поросёнка», «Колобок», «Заюшкина избушка», «Шурале» Г. Тукая. Текст мы старались (в меру своих возможностей) рифмовать - это помогает детям легко запомнить его. Но главное место всё-таки занимает работа по сказкам А.С. Пушкина.
Известно, что А.С.Пушкин не писал свои сказки специально для детей. И всё равно детей мы знакомим с ними. И не просто знакомим, а много-много раз обращаемся к сказкам на самых разных занятиях. На материале сказок можно провести много дидактических игр, какие-то отрывки заучивать, а какие-то использовать как считалки, физкультминутки. Мы проводим викторины, вечера загадок, инсценируем небольшие отрывки. Конечно же, мы беседуем с детьми о жадности, дружбе, о том, как нужно вести себя в самых различных ситуациях. А со старшими детьми мы показывали спектакль «Вот народ-то удивится!», который состоит из трёх частей: 1 часть – «Жадным будешь – пропадёшь!», 2 часть – «Нужен друг всегда», 3 часть – «Не пускайте в дом чужих!». Сначала мы каждую часть показывали младшим детям. А позже весь спектакль показывали и детям, и взрослым. Когда готовили спектакль для показа взрослым, дети особенно волновались. Они чувствовали себя настоящими артистами, так как в зале мы вешали занавес как в настоящем театре.
Театрализованное представление «Вот народ-то удивится!»
по мотивам сказок А.С. Пушкина.
Действующие лица: Сказочница, Старик, Старуха, Бес, Бесёнок, Балда, 3 Сестры, Петушок, королевич Елисей, Белка, Лебедь, Рыбка, Ведьма, 2 богатыря,
Декорации и атрибуты: терем, «море», яблоки, лукошки, грибы, деревья (в том числе – ель), ширма с изображением дворца, камень с надписью (из папье-маше), сеть, корыто, орешки, прялки.
1 часть. «Жадным будешь – пропадёшь!»
(Дом. Старуха стирает бельё. В сторонке старик чинит сеть. На переднем плане – три сестры с прялочками.)
Сказочница: Три девицы под окном пряли поздно вечерком.
И решили тут сестрицы рассказать вам небылицы.
1 сестра: Расскажу я вам, сестрицы, толи быль, толь небылицы:
Остров в море был крутой, не привальный, не жилой.
Но однажды вышло чудо: долго говорить не буду-
Волны бочку принесли, сына царского спасли.
В тот же день стал княжить он и нарёкся - князь Гвидон.
2 сестра: Я вам больше расскажу, даже сказку покажу,
Ведь на острове тогда жили Лебедь, Князь, Балда,
Бес с Бесёнком не тужили – с рыбкой в море дружно жили.
Белочка держала золотой орех… Сказка начинается. Расскажу про всех.
3 сестра: Разгадала я, сестрицы, вашу маленькую хитрость:
Сказки Пушкина вы взяли, словно кашу, помешали:
Получились небылицы. Вот народ-то удивится!
А теперь пора начать, чтобы время не терять.
В сказке ты урок найдёшь: жадным будешь – пропадёшь! (уходят)
Старуха: Нет покоя мне, старухе: тут – дыра, а тут – разруха!
К морю ты, Старик, ступай, рыбку знатную поймай.
А не выполнишь приказ – выгоню тебя тотчас.
Быть владычицей хочу! Вон ступай! Поколочу!
(Старик кряхтит, идёт к морю)
Старик: О-хо-хо! Старуха злая! О-хо-хо! Уж я-то знаю –
Тридцать лет живу с ней я: не старуха, а змея!
(Старик несколько раз забрасывает сеть, но ничего не попадает.)
Старик: Рыбка что-то не плывёт, в мои сети не идёт.
Притомился что-то я, отдохну-ка я, друзья.
(Старик ложится, засыпает. Идёт Балда, у него на плече мешок. Он будит Старика.)
Балда: Здравствуй, здравствуй, старичок! Зачем сети приволок!
Аль не видишь: в море буря? Я тебе не помогу ли ?
Старик: Помощь мне, Балда, нужна: в море волны, как стена,
Мокрый невод, ох, тяжёл! Видно, мне конец пришёл!
Мне старуха повелела рыбку в море изловить,
Жадная моя старуха хочет в море синем жить!
Балда: Что же, невод мы забросим, рыбку мы приплыть попросим.
(Они забрасывают сеть, тянут её)
Старик: Что-то рыбка тяжела! Рыбка в сети иль скала?
Балда: Ты смотри: к нам Бес попал, тут тебя никто не ждал!
(Балда со Стариком вытаскивают Беса на берег, за ним выбегает Бесёнок.)
Бес: Нету в сказках мне покоя: поп в той сказке беспокоил,
В этой сказке – старичок! Я Балде отдал оброк.
Дайте мне передохнуть. Только я хотел уснуть –
Воду замутил ты сетью. Ну зачем пришёл, ответь мне?
Старик: Мне Старуха повелела…
Бес: Да она всем надоела!
Старик: Рыбку неводом поймать. Ведь царицей в море стать
Хочет жадная старуха!
Бес: Я Старуху проучу-ка! Напугаю, подшучу, быть добрее научу!
Посади в мешок Бесёнка да неси его домой,
Жадную твою старуху мы научим быть другой!
(Бесёнок забирается в мешок, Старик и Балда «несут» его домой. Старуха. Приложив руку к глазам, смотрит вдаль. Подходят Балда и Старик.)
Старуха: Вот явился, старый пень! Жду тебя я целый день!
Не за рыбой посылала: рыбы ела я немало – я хочу царицей быть!
Рыбку надо попросить превратить меня в царицу! Вот народ-то удивится!
(Пока Старуха говорит, позади неё из мешка вылезает Бесёнок и начинает её щекотать.)
Старуха: Ой, заплачу, закричу!
Бесёнок: Я тебя защекочу!
Старуха: Ой, не надо! Ой, прости! Что угодно попроси!
Бесёнок: Будешь мучить Старика?
Старуха: Ой, не буду, никогда!
Бесёнок: Будешь жадной, говори?
Старуха: Да своё отдам, бери! Я теперь другою стану,
Мучить деда перестану, буду ласковой такой! Только ты ступай домой!
Бесёнок: В этот раз тебе поверю, но смотри – приду, проверю…
Не сумеешь доброй стать – будешь на себя пенять!
Балда: Мы Старуху проучили, быть нежадной научили!
Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец!
(старухе) Постарайся щедрой стать! Будем мы теперь плясать!
2 часть. «Нужен друг всегда»
Сказочница: В сказках Пушкина, мы знаем, королевич Елисей
Целый день в тоске своей ищет юную царевну. И друзей его, наверно,
Не забыли вы? У нас разыскать красу-девицу (вот народ-то удивится!)
Помогли друзья другие. Что ж, пора узнать – какие? Эта палочка моя –
Самая волшебная – тоже будет помогать королевичу искать.
(звучит музыка).
Королевич Елисей ищет юную царевну. Заблудился он, наверно.
Камень пусть сейчас найдёт, что написано – прочтёт.
(Пока сказочница говорит, королевич скачет на коне и останавливается около камня.)
Елисей (читает): Прямо, Елисей иди, ель высокую найди.
В дом хрустальный постучи, помочь Белку попроси.
(вспоминает) У Лукоморья ель стояла, златая цепь на ели той.
И днём и ночью кот учёный всё ходит по цепи витой.
Ель дом хрустальный охраняет от снега, ветра и дождя.
Орешки белочка считает. Ту Белку помню, помню я!
(Елисей скачет к Белочке. Стучится).
Елисей: Помоги мне, помоги Белка озорная.
Я тебя благодарю и орех лесной дарю.
(Елисей кланяется, дарит белочке орех. Белка принимает подарок, танцует и поёт под мелодию : «Во саду ли…»).
Белка (поёт): Во саду ли. В огороде Белочка плясала.
Королевичу дорогу Белка показала:
К морю синему пойдёшь. Рыбку у воды найдёшь.
В воду брось её – спаси, а потом совет проси!
Елисей с поклоном: Спасибо, Белочка! (Елисей скачет дальше.)
Сказочница: Видит Рыбку Елисей, протянул он руки к ней,
Подтолкнул её легонько, поплыла она тихонько.
(Рыбка делает несколько танцевальных движений).
Рыбка: Я тебя благодарю и ракушечку дарю:
К уху ты её прижмёшь, на вопрос ответ найдёшь.
Сказочница: Приложил ракушку к уху королевич Елисей
И услышал голос моря…
Звучит запись: Ты на холм иди скорей. На холме – дворец,
На дворце – ларец, в том ларце – спица, а на спице – птица!
Птица эта – Петушок! Ты его спроси, дружок,
Где искать царевну. Всё ли понял верно?
Елисей: Спасибо, море! Я всё понял!
Сказочница: Королевич Елисей поскакал на холм скорей
И кричит он Петушку…
Елисей (кричит): Я добраться не могу до высокой спицы.
Помоги мне, подскажи, где искать девицу?
Сказочница: Вмиг тогда наш Петушок приподнял свой гребешок,
Закричал и встрепенулся и в то место обернулся.
(К ширме с изображением дворца прикреплён петушок. За ширмой – ребёнок кричит: «Ки-ри-ку-ку» и поворачивает петушка в ту сторону, где находится Царевна).
Сказочница:В стороне той Елисей видит Лебедь, а на ней – царская корона.
Лебедь трижды повернулась и девицей обернулась.
Стала Лебедь говорить и друзей благодарить.
Лебедь: Белка, Рыбка, Петушок! Собирайтесь в наш кружок!
Мы станцуем и споём, вместе дружно заживём!
(общий танец)
Сказочница: Вот и сказке конец, а кто слушал – молодец!
Сказка – ложь, да в ней намёк, добрым молодцам урок:
Познаётся друг в беде. Нужен друг всегда, везде!
Ты друзей не забывай, сказку нашу вспоминай!
3 часть. «Не пускайте в дом чужих!»
Сказочница: Я не поэт, но я скажу стихами.
И пусть меня простит за это Пушкин. Хочу поговорить сегодня с вами.
Поставьте, дети, ушки на макушки. К вам придут сегодня гости,
Чтобы вас предостеречь: нужно жизнь свою беречь.
Не пускайте в дом чужих. Может быть беда от них!
(Бес выходит из «моря», ёжится.)
Бес: Море кости застудило, туча солнышко закрыла.
Я по травке погуляю и грибы пособираю.
Бесёнок: Дедушка, с тобой пойду, много я грибов найду.
(Бес с бесёнком собирают грибы. Садятся на поляну и начинают делить грибы, раскладывать их по корзинкам. Появляется Балда. Он идёт по лесу и весело поёт.)
Балда: Я – Балда, я – друг ребят, все дружить со мной хотят.
А сейчас я в лес иду, отвести хочу беду.
Сказочница: Вот Балда идёт по лесу, видит он: сидят два беса.
Балда: Здравствуй, Бес!
Бес: Привет. Балда! Ты откуда и куда?
Балда: Видел я сегодня сон: есть в лесу дремучем дом.
Дом не дом, а целый терем! Думаю: пойду, проверю,
Кто живёт там или нет? Ну, пошёл я, Бес! Привет!
Бес: Я с тобой пойду, Балда! Будет вдруг во мне нужда.
И Бесёнок пригодится: он ведь может превратиться
И собачку, и в коня…
Бесёнок (хвалится): Я ведь умный!
Бес: Весь в меня! (Бес. Бесёнок и Балда уходят искать терем. Терем. У окна сидит Девица.)
Девица: Скучно мне одной сидеть, целый день в окно глядеть.
На скамейке у дверей подожду богатырей.
(Девица выходит, садится на скамейку и продолжает вышивать. Появляются Бес. Бесёнок, Балда. Они ищут терем).
Сказочница: Путь далёк в лесу глухом, долго ищут они дом.
Ведьма на метле летит, в ворота уже стучит.
( Бес, Бесёнок и Балда прячутся за дерево).
Балда: Мы за дубом посидим и, что будет, поглядим!
(Ведьма на метле делает круг по поляне, останавливается за другим деревом, слезает с метлы, наблюдает за девицей).
Ведьма: На скамейке у дверей ждёт она богатырей…
Вышивает, не спеша, раскрасавица-душа!
Ведьма подходит к девице и ласково к ней обращается:
Здравствуй, красная девица! Яблочко я принесла,
Ты б ко мне сюда сошла!
Девица: Ты, бабуля, заходи да со мною посиди:
Накормлю я от души – щи уж больно хороши!
(Девица уходит в терем. Ведьма суетливо бегает около терема: не возвращаются ли богатыри? В это время Бесёнок надевает маску собачки.)
Балда: Ты, Бесёнок, выручай, в дом старуху не пускай!
Бес: Превращайся ты в щенка, двери сторожи пока!
Бесёнок: Гав-гав-гав! В дом не пущу! Прочь иди, я не шучу!
(Ведьма убегает от собачки, прячется за деревом. Скачут богатыри.)
1богатырь: Кто ворота отворил?
Бесёнок: Я беду здесь отводил, девицу спасал, старался!
Богатыри: Этого я опасался!
Кто же вздумал здесь чудить, нас бедою изводить?
Балда: Спряталась она – старуха! Я старуху приведу-ка!
1 богатырь: Ты зачем сюда пришла?
Ведьма: Яблочко я принесла!(богатырь из котомки достаёт чёрное яблоко).
2 богатырь: Почернело! Отравить ты хотела стало быть!
Уходи, пока прощаем! Впредь щадить не обещаем!
Все герои: Вам, ребята, здесь урок! Пусть пойдёт вам сказка впрок.
Вас оставили одних – не пускайте в дом чужих!
Жизнь свою поберегите, маму с папой подождите! (кланяются).
Влияние сказок А.С. Пушкина на ребёнка дошкольного возраста переоценить трудно. Во-первых, в процессе слушания сказок происходит знакомство с родным языком, во-вторых – это средство приобщения ребёнка к жизни людей, к миру истории. В-третьих, пушкинские сказки воспитывают ребёнка, ведь чувства, которые испытывают герои сказок – настоящие. И нужно так донести содержание и смысл сказок детям, чтобы им было горько за отравленную царевну, чтобы они почувствовали печаль королевича Елисея, чтобы им было жаль запыхавшегося бесёнка и даже жадного и глуповатого попа. Поэтому мы планируем разработать цикл занятий по рисованию, аппликации, оригами, лепке для детей подготовительной группы по сказкам А.С. Пушкина, чтобы в течение всего учебного года дети соприкасались с этим материалом. И тогда дети с ещё большим удовольствием будут участвовать в наших спектаклях.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
театр в детском саду
Сценарий по мотивам сказки "Гуси-лебеди" для театрализованной деятельности в детском саду....
Кукольный театр в детском саду.
Обобщение опыта на тему " Разыгрывание сказок вкукольном театре с детьми".Как сделать куклу в кукольный театр? Куклы различных видов. (Фотографии. Описание работы.) Конспекты для кружковой ...
Кукольный театр в детском саду.
Обобщение опыта на тему " Разыгрывание сказок вкукольном театре с детьми".Как сделать куклу в кукольный театр? Куклы различных видов. (Фотографии. Описание работы.) Конспекты для кружковой ...
Выступление на окружном мероприятии "Круглый стол" по теме: "Научно-методическая работа педагогического коллектива по реализации проектов "Классическая музыка в детском саду" и "Театр в детском саду"
Тема доклада :Влияние театрализованной деятельности на развитие эстетического вкуса ребенка-дошкольникаСовременная дошкольная педагогика располагает разнообразными сферами воспитательно-образовательно...
"Педагогическая технология «Кукольный театр в детском саду» как форма поддержки детской инициативы в творческой деятельности.
Для дошкольников...
детский музыкальный театр в детском саду
отзыв о создании детского музыкального театра в детском саду в девяностые годы....
Сценарий занятия кукольный театр в детском саду «Мы идем в театр!»
Создать у детей эмоционально приподнятое настроение, ощущение радости от ожидаемого спектакля. Увлечь детей сказочным сюжетом. Развивать внимание, мышление. Воспитывать любовь, интерес к миру сказок, ...