Влияние шума на развитие детей
статья по обж (средняя группа) по теме
Проблема шума в группе знакома каждому воспитателю. Часто и дети и взрослые устают от шумового фона в помещении. Мною был подготовлен материал на тему "Влияние шума на развитие детей". На последнем педсовете я поделилась опытом работы по снижению шума в группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_k_pedsovetu.docx | 22.01 КБ |
pamyatki_dlya_roditeley.docx | 15.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Материалы к педсовету 13.12.16 по теме здоровьесберегающии технологии в ДОУ
«здоровьесберегающая технология» | - это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. |
Влияние шума на развитие детей.
Человеческое ухо — это тончайший инструмент, который настроен, в первую очередь, на тихие звуки.
Рецепторы, передающие звуковые сигналы в мозг, из-за постоянных громких звуков перестают работать правильно. Человек начинает слышать хуже, а то и вовсе утрачивает слух.
Есть классификация шумов.
Интенсивный анормативный шум (65—75 дб) — это шум, неприемлемый для умственного труда. К такому шуму относится повышенный голос воспитателя, голоса детей. Этот шум быстро утомляет. Его можно сравнить с громкой музыкой по радио, с шумом очень оживленной городской улицы. Он в полтора-два раза больше громкого рабочего неприятного шума. Интенсивный анормативный шум значительно превышает санитарные нормы для умственного труда, нормы допустимых уровней речевого шума, снижает внимание, развивает утомление, оказывает значительную нагрузку на центральную нервную систему, вызывает отрицательные эмоции.
Для детей шум имеет даже более тяжелые последствия, чем для взрослых.
- У детей, которые постоянно подвергаются шумовому воздействию мощностью более 68 дБ (это средний уровень шума, который характерен, например, для конторских помещений), проявляются типичные признаки нарушений в вегетативной нервной системе: сужение поверхностных кровеносных сосудов, ухудшение кровоснабжения кожи, усиление напряжения мышц, ускорение реакций обмена веществ.
- Дети еще не могут сознательно «отключаться». При длительном воздействии шума они быстрее устают, становятся рассеянными, с трудом сосредоточиваются. Шум мешает творческим играм. Шумовая нагрузка отрицательно влияет также на успешность обучения чтению. Причина, видимо, в том, что шум перекрывает «внутреннюю» речь.
- При выполнении заданий на развитие мышления (мыслительных задач) дети, подвергающиеся шумовому воздействию, «сдаются» быстрее.
- Национальная Ассоциация Сохранения Слуха измерила уровень громкости обычного дня ребенка от 6 до 14 лет — он равняется 90 дБ, что практически сродни шуму дорожного движения. На детской площадке этот уровень еще выше — около 115 дБ, что равно громкости метро или рок-концерта. И это при том, что допустимый уровень шума для человека 55 децибел днем и 40 — ночью. Громкая городская жизнь не только вредит детскому слуху, но и заметно влияет на поведение ребенка. Дети, ежедневно подвергающиеся воздействию различных шумов, страдают от повышенного артериального давления, рассеянности внимания, теряют силу воли, мотивацию к обучению, затормаживается развитие речи «дети изучают язык, слушая его», «Дети испытывают большую потребность в понимании речи вокруг, но в то же время они меньше подготовлены к тому, чтобы разобраться в ней. Это никак не связано с их способностью слышать. У здоровых детей слуховая система хорошо развита уже к 2-3 месяцам.
Дети самого младшего возраста могут распознавать голос одного человека в общем гомоне, но только на относительно мягких уровнях шума. Ребенку достаточно даже повседневного шума, чтобы отвлечься и прослушать сказанное. Это проблема не только малышей и дошкольников. «Способность понимать и обрабатывать речь на фоне непрекращающегося шума не развивается до подросткового возраста
Не развивается у детей и способность «отключаться» от шума вокруг. Короткие внезапные звуки — чей-то кашель, гудок автомобиля — могут заглушить часть слова или предложения. Взрослый мозг, наполненный жизненным опытом, автоматически подставляет логичный вариант настолько быстро, что человек этого даже не замечает. «Дети этого не делают. Их мозг не в состоянии заполнить пробелы» (ситуация с опозданиями)
Но любое обучение начинается дома.
Игры детей на фоне работающего телевизора ведут к заторможенности развития речи.
- Несколько советов от ученых, которые облегчат обучение ребенка:
- 1.Не оставляйте телевизор, радио и другую электронику работающими в то время, как ребенок учится. Любой выбивающийся из общей картины шум захватывает внимание ребенка, и оно мгновенно рассеивается.
- 2.Говорите понятно и устанавливайте зрительный контакт. Убедитесь, что ребенок видит ваше лицо, особенно в шумном месте. Он может уловить движения рта, и это поможет ему восстановить упущенные фрагменты речи.
- 3.Уделяйте больше времени разговорам, чтению вслух. Только живая речь может помочь ребенку в развитии.
Вывод: повышенный шум влияет на слух, внимание и развитие речи.
Шум также влияет на пищеварение.
- Окружающие ребенка звуки влияют на то, как усваивается в его организме пища. Часто случается, что дети, которые пребывают под воздействием сильного шума, отказываются от пищи, имеют плохой аппетит, становятся вялыми. Шум нарушает процессы слюновыделения и образования желудочного сока. Например, у ребенка, пообедавшего в общественном заведении, может начаться диарея. И дело не всегда в качестве пищи, которую он съел, а в обстановке, в которой ему пришлось принимать пищу. Детская психика очень восприимчива к звукам, поэтому есть ребенку также нужно в тихом помещении и в спокойном состоянии.
В нашей группе на мы используем молчанки как один из способов снижения уровня шума. Некоторые молчанки особенно любимы детьми. Например, это стишок про дедушку Молчка.
Дети сами с удовольствием начинают рассказывать молчанку. Дедушка Молчок приносит нам новые книги или отдает книгу в другую группу, если дети шумели. Приходит на занятия.
Так же наши ребята любят молчанки про льва и журавлей. Сейчас они с удовольствием рассказываю молчанку зимнюю про мишку, мы придумали к ней окончание. Часто мы берем простой стишок или загадку и превращаем в молчанку.
С родителями «громких детей» (как правило сами родители очень громко разговаривают) беседуем, объясняя ,что надо научить ребёнка регулировать силу голоса, говорить, а не кричать.
Тексты молчанок
Прилетели журавли, и сказали всем: «Замри!»
А кто первый отомрет — тот получит шишку в лоб!
Не смеяться, не болтать, а солдатиком стоять!
Чики-чики, чики-чок,
Где ты, дедушка Молчок?
Заходи к нам, посидим,
Помолчим…
Слышишь, добрый старичок?
Ти-ши-на… пришел Молчок!
Не спугни его, смотри,
Ни-че-го
Не говори, тсс…
Как на горке — снег, снег,
И под горкой — снег, снег,
И на елке — снег, снег,
И под елкой — снег, снег.
А под снегом спит медведь.
Тише, тише. Не шуметь!
И. Токмакова
(мы придумали продолжение.
Спи ,Мишутка до весны
Пусть тебе приснятся сны
Про малину и детсад
И про маленьких ребят)
Игры.
Разбегайтесь все скорей!
Ходит, бродит царь зверей.
Рычащий, жёлтый сыщик,
С хвостом и гривой хищник.
Замерли все, присмирев,
Потому что идёт…
(Лев)
Предварительный просмотр:
Памятка для родителей.
Убавляем звук
Чтобы слух ребенка не портился, родителям нужно следить за тем, сколь часто ему приходится находиться в слишком шумных помещениях. Нужно знать и уметь объяснить ребенку, что для слуха опасны:
- Дискотеки. Интенсивность звуков на дискотеках в среднем выше 110 децибел. А уже при 160 децибелах барабанные перепонки человека не выдерживают.
- Телевизор или музыка на полную громкость. Особенно, если это происходит постоянно. После выключения телевизора, ребенок не может обычно тихо разговаривать и слышать шепот, что говорит о том, что его слуховые рецепторы страдают от воздействия шума.
- Постоянное нахождение возле трасс и автомобильных дорог. Если под окнами дома наблюдается постоянный поток транспорта, стоит позаботиться о звукоизоляции окон и стен.
- Частое и длительное пребывание в метро. И поезда метро, и эскалаторы обладают повышенным уровнем шума. Кроме того, в метро обычно очень много людей, поэтому родителям с детьми лучше пользоваться наземным транспортом, по возможности избегая метрополитена.
- Прослушивание музыки через наушники. Особенно, если наушники включаются в общественном транспорте, когда звуком музыки человек пытается заглушить шум внешней среды.
Родителям маленьких детей следует помнить, что человеку необходимо хоть иногда находиться в полной тишине. Стоит вывозить ребенка за город, чтобы, кроме шумов цивилизации, он слышал естественные звуки природы — пение птиц, шелест листвы, журчание ручья.
Если нет возможности провести звукоизоляцию стен, надевайте на малыша плюшевые наушники, если соседи затеяли ремонт или сработала сигнализация под окном. Старайтесь говорить с ребенком тихо и спокойно, не создавая постороннего шума. Внешних звуков современного мегаполиса для тонкого детского слуха более чем достаточно.
Памятка для родителей.
Звуки могут лечить
Еще древними учеными доказано, что звуки обладают исцеляющими свойствами. Музыкотерапию в течении получаса рекомендуют при многих сложных хронических заболеваниях организма:
- Для снижения утомляемости, улучшения сна как детей так и взрослых, специалисты рекомендуют прослушивание музыки П.И. Чайковского «Времена года», «Песнь без слов», М.П. Мусорского «Хованщина», Э. Грига «Утро» и «Пер Гюнт», А.П. Бородина «Хоровые песни», оперу «Князь Игорь», А.К. Глазунова «Антракт» из балета «Раймонда».
- Повысить жизненный тонус и творческий потенциал поможет музыка И.О. Дунаевского «Марш» из кинокомедии «Цирк», М. Равеля «Болеро», И.С. Баха «Прелюдия», Людвига ван Бетховена увертюра «Эгмонт», Ф. Листа «Венгерская рапсодия №2», А. Хачатуряна «Танец с саблями».
Специально разработанных музыкальных программ не существует. Важен выбор мелодии и чтобы количество децибелов ее звучания не превышали норму. Каждый сможет подобрать приятную музыку для себя и своего ребенка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ВЛИЯНИЕ МУЗЫКИ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА (ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ)
Вновь и вновь многочисленные исследования ученых всего мира, изучающих психологию, подтверждают, что психологические основы обучения закладываются с рождения и закрепляются уже к трехлетнему возрасту....
Практикум для родителей "Игры с песком и водой и их влияние на психоэмоциональное развитие детей раннего возраста"
Конспект проведения практикума (родительского собрания)...
Родительское собрание: «Влияние фольклора на развитие детей третьего года жизни.»
Это родительское собрание доступно объяснит родителем о необходимости использовании фольклора в повседневной жизни....
Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.
Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....
Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии.
Влияние фольклора на развитие детей младшего дошкольного возраста с особенностями в развитии....
Подготовка детей раннего возраста к играм-драматизациям и их влияние на речевое развитие детей.
Раннее детство – самая прекрасная пора в жизни человека, так как самые маленькие дети очень доверчивы, непосредственны, эмоциональны и охотно вступают с взрослыми в игровые действия. Самое перво...
Влияние музыки на развитие детей с задержкой психического развития и умственной отсталости дошкольного возраста.
Влияние музыки на развитие детей с задержкой психического развития и умственной отсталости дошкольного возраста....