Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития. Метод моделирования.
статья по обж (старшая, подготовительная группа) на тему

Огородникова Елена Николаевна

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности.  Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской безопасности является обучение ребенка правильному поведению с незнакомыми людьми. Никто из взрослых  не хочет загубить природную детскую общительность и вырастить параноика, с недоверием относящегося к каждому встречному на улице, но и оставлять этот вопрос не решенным, умалчивать  об этом нельзя. Это часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным результатам.

  Существует множество методов и приемов как научить ребенка безопасному поведению. В своей работе по формированию  навыков безопасности жизнедеятельности дошкольников мы используем  метод  моделирования. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития. Метод моделирования.

Е.Н. Огородникова    

                                                                                                             

                                           Муниципальное  бюджетное дошкольное образовательное

                                           учреждение г. Иркутска детский сад комбинированного

                                            вида № 126)

                                                                                                 

      Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектное явление, включающее и процесс приобщения к основам безопасности жизнедеятельности.  В этом плане актуальны задачи, связанные  не только с сообщением знаний о безопасности жизнедеятельности  и выработке умений адаптироваться в различных ситуациях, но и  формированием осознанного отношения к принятию сложившихся  в обществе ценностей. Социальное развитие предполагает познание ребенком сверстника и взрослого, сформированность коммуникативных навыков, а дошкольный возраст – наиболее синзетивный  период  их формирования: дети проявляют интерес к социальной действительности, способны  усваивать определенные знания о ней,  у них появляется оценочное отношение к  событиям, фактам, явлениям.

      Детство - это уникальный период в жизни человека, именно в это время закладываются основы здорового образа жизни, происходит становление личности. Опыт детства во многом  определяет взрослую жизнь человека. От того,  кто находится рядом с ребенком, благодаря чьей любви и заботе,  эмоциональной близости и поддержке он растет и развивается, у ребенка формируется доверие к  людям, зависит его взрослая,  счастливая жизнь. Сегодня реальность такова, что в современном мире никто не застрахован ни  от социальных потрясений, ни от стихийных бедствий, ни от экологических катаклизмов, ни от роста преступности. Поэтому «сверхзадача»  родителей и воспитателей состоит в том, чтобы дети поняли, что  человеческий организм сложное, и в высшей степени хрупкое создание природы, свою жизнь и здоровье  надо  беречь и защищать, а значит знать   и соблюдать правила  безопасного поведения и жизнедеятельности.

     С момента своего появления на земле человек столкнулся с природными опасностями, с развитием человеческого общества к ним добавились техногенные и социальные. Для современного мира актуальна проблема социальной безопасности детей –  защита их от преступности  и насилия. Статистика нападений на детей, только по Иркутской области, (2010 год – пострадал 21 ребенок, 2011 год – пострадало 111детей) говорит о том,  что с каждым годом число их увеличивается. Выход  из этой ситуации один -  предоставить детям необходимую информацию и обучить основным навыкам безопасности,  т. е. приучить к определенному образу жизни, причем как в привычных ситуациях: переход проезжей части, катание на велосипеде роликах, и т. д., так и  в экстремальных:  при совершении над детьми насилия или иного преступления. Обучение дошкольников безопасному поведению – долг родителей и воспитателей, который надо выполнять постоянно.

    Наиболее трудным и волнующим вопросом, касающимся детской безопасности является обучение ребенка правильному поведению с незнакомыми людьми. Никто из взрослых  не хочет загубить природную детскую общительность и вырастить параноика, с недоверием относящегося к каждому встречному на улице, но и оставлять этот вопрос не решенным, умалчивать  об этом нельзя. Это часто приводит к непредсказуемым и даже плачевным результатам.

  Существует множество методов и приемов как научить ребенка безопасному поведению. В своей работе по формированию  навыков безопасности жизнедеятельности дошкольников мы используем  метод  моделирования.

      Метод моделирования  содержит в своей структуре триаду компонентов, обуславливающих ценные педагогические свойства: игра, имитация и анализ конкретной ситуации. Особенность данного метода заключается в том, что он является обучающим звеном  между содержанием  знаний о правилах безопасности и организацией деятельности по их применению. Научившись адекватно  поступать  в имитированных игровых  ситуациях, близко воспроизводящих реальную обстановку, дошкольники будут чувствовать себя намного увереннее и  в реальных условиях. Суть игровой ситуации состоит в том, что дети ставятся в условия, приближённые к реальности. Столкнувшись  с опасной ситуацией,  дети начинают ее решать методом проб и ошибок, на это уходит время   и    не всегда  достигается  результат. В опасной ситуации ребенок должен уметь найти быстрое решение проблемы  с наименьшим ущербом для здоровья. Метод моделирования позволяет многократно,  с разных позиций, «прожить» эту ситуацию и выработать   навыки безопасного   поведения, которые  помогут ребенку в опасные моменты жизни сознательно  действовать.   В целях профилактики детских страхов, «информационного невроза» из-за расширения и углубления знаний об опасных ситуациях,  заканчивать каждый тренинг, игру  и т.д. следует позитивно.

   Большинство детей считает, что опасными являются люди с  неприятной внешностью или неопрятно одетые. Некоторые дети думают: опасность представляют, прежде всего, мужчины, а молодые хорошо одетые, симпатичные женщины, девушки, юноши не могут причинить вред так же, как и любой человек с открытой, дружелюбной улыбкой. Вместе с детьми  рассматривались и  обсуждались возможные ситуации насильственного поведения со стороны незнакомого взрослого: хватает за руку, затаскивает в машину, подталкивает в подъезд, строение. Тренинги   «Незнакомец звонит в дверь», «Незнакомец   в детском саду», «Незнакомец звонит по телефону», «Незнакомец предлагает посмотреть котенка», «Незнакомец угощает конфетой», «Защити себя сам», «Потерялся в городе» помогли детям разобраться в безобидных, на первый взгляд, ситуациях и научили их правильным действиям  (громко кричать, призывать на помощь, привлекать внимание окружающих,  обязательно рассказывать близким людям об этом).

   С помощью игр-драматизаций, театрализованных представлений сказок  («Три поросенка», «Кот, петух и лиса», «Жихарка», «Красная Шапочка», «Волк и семеро козлят», «Колобок») дети узнали,  что опасность их может подстерегать не только на улице, но и дома, как обманчива внешность и ласковые слова незнакомца. А как действовать в подобных ситуациях дети узнали, разыгрывая их: ребенок дома один;  ребенок дома с друзьями, братьями, сестрами; ребенок с  взрослыми.  

     В качестве дополнительного материала    использовали  в работе литературные произведения (стихотворения, рассказы, загадки, пословицы), ролевые игры,  игры-инсценировки, беседы, проблемные ситуации  на разных этапах раскрытия проблемы в соответствии с определенными педагогическими задачами.

   Моделирование и проигрывание ситуаций делают понятным смысл запретов и способов действий безопасного поведения. Главное – не усвоение ребенком достаточно сложных для его возраста знаний, а общее понимание ценности жизни и здоровья человека. Невозможно вооружить ребенка готовыми рецептами на все случаи жизни, но методом моделирования  можно научить его самостоятельному поиску быстрого и эффективного решения выхода из сложной ситуации.

Литература

  1. Авдеева Н.Н, Князева О.Л., Стеркина Р.Б. Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста. СПб: Детство – пресс 2003.
  2. Башинова С.Н., Матвеева М.Г., Ульянова Э.Э. Советы психолога по основам безопасности жизни детей. Детский сад от А до Я. Научно-методический журнал для педагогов и родителей – 2006. №4
  3. Белая К.Ю., Зимонина В.Н. Как обеспечить безопасность дошкольников: Книга для воспитателей детского сада и родителей – М. 1998.
  4. Выгодский Л.С. Вопросы детской психологии – СПб 2004.
  5. Мартынов С. Здоровье ребенка в ваших руках: Советы практического врача-педиатра: Книга для воспитателей и родителей. – М. 1991.
  6. Мельникова Н., Захарова Л., Шакурова Р. Один дома. Дошкольное воспитание.№10. 1999.
  7. Рубенштейн С.Л. Основы общей психологии – СПб.: Питер. 2006.
  8. Хромцова Т.Г. Воспитание безопасного поведения в быту детей дошкольного  возраста. – М.: Педагогическое общество России. 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников, как часть многоаспектного явления социального развития, методом моделирования

Социализация – это вхождение в мир людей, в систему социальных связей. Социальное развитие личности является  средством и  результатом  социализации. Социальное развитие – многоаспектно...

Формы и методы работы по формирование основ безопасности жизнедеятельности дошкольников.

Данная методическая разработка поможет педагогам ДОО выбрать оптимальные формы и методы работы по формированию основ безопасности жизнедеятельности дошкольников....

Перспективный план по « Формированию основ безопасности жизнедеятельности детей дошкольного возраста» Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» (старшая группа)

Формирование основ безопасности жизнедеятельености детей старшего дошкольного возраста. Материал удобен  для использования в организации совместной деятельности детей старшего дошкольного возраст...

Консультация для педагогов из ОПЫТА ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ БЕЗОПАСНОЙ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ 4-5 ЛЕТ ПОСРЕДСТВОМ ЭФФЕКТИВНЫХ СРЕДСТВ, МЕТОДОВ И ПРИЕМОВ»

Основы безопасности жизнедеятельности -  это  наука, которая изучает проблемы безопасного пребывания человека в окружающей среде, охрану и укрепления  его здоровья.  Актуальность э...