Материал для чтения по ПДД
материал по обж (подготовительная группа) по теме

Здорова Галина Анатольевна

В период своей деятельности в ГБОУ НСО ОЦДК, работая воспитателем с детьми младшего школьного возраста, я разработала и проводила развлечение "В гостях у Светофорика". Представленный для чтения материал является приложением №1 к комплексной работе по ПДД с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Надеюсь, кому нибудь пригодится в работе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozhenie_1_pdd._hud.slovo_.docx26.44 КБ

Предварительный просмотр:

Дополнительный материал для чтения.               Приложение №1.

О правостороннем  движении.

        При внимательном рассмотрении улицы все замечают, что при встрече люди расходятся по правой стороне. При рассмотрении проезжей части мы убеждаемся, что транспортные средства, когда едут навстречу друг другу, также берут обязательно вправо, а не влево.

Откуда появилось такое правило? Оно возникло очень давно, в глубокой древности .

Когда-то люди ходили вооруженными и при поездках брали с собой оружие, так как путешествовать в те времена было довольно опасно. По дорогам ходили бездомные бродяги, шайки разбойников. Человек, если шел по дороге или же ехал верхом, был вынужден в правой руке держать оружие, в левой - щит, чтобы в случае нападения он был прикрыт. Вот так и появилась привычка разъезжаться и расходиться правой стороной.

Впрочем, существуют все же страны, где все наоборот. К этим странам принадлежат Великобритания, Япония, Ирландия,  Южная Африка, Танзания, Кения, Уганда, Австрия, Новая Зеландия, Тасмания, Индия, Пакистан, Шри-Ланка, Сингапур, Кипр, Тайвань и другие.

Светофоры.

           Всем интересно познакомиться с историей появления светофоров. Все произошло в 1868 году, когда одна из фирм, выпускающая на своих заводах семафоры для железных дорог, изготовила ради опыта семафор для обычных дорог, по которым в то время ездили телеги, дилижансы и брички. Это было что-то вроде газового фонаря. Он возвышался в центре Лондона на высоком столбе. Полицейский, с помощью ручного привода, менял красное стекло фонаря на зеленое, так регулируя уличное движение. Такой же, но электрический светофор вспыхнул на улицах спустя половину столетия. Желтый сигнал светофора, предупреждающий о начале движения, заменял сам регулировщик. В нужную минуту он свистел в свой свисток, давая знать водителям, что вот-вот один сигнал сменится другим.

Двенадцать лет свисток помогал светофору. Это продолжалось до той поры, пока двухсекционный не стал трехсекционным, то есть кpacно-желто-зеленым.

У первых светофоров зеленый сигнал располагался сверху. Однако впоследствии Конвенция о дорожных знаках и сигналах, к которой впоследствии присоединился и Советский Союз, установила, что для, лучшей видимости запрещающего сигнала его надо располагать сверху,  а в горизонтальных светофорах – слева.

Теперь несколько слов о самих светофорных огнях. Как вы думаете, почему запрещающим сигналом условились считать именно красный? Почему не зеленый?  Ответ прост. Красный сигнал заметнее, его не спутаешь с другим цветом. Отсюда ему и такое доверие. Красному сигналу светофора поручили ответственейшую обязанность - останавливать транспорт и пешеходов. Кстати, из-за того, что красный заметнее, маяк шлет в море кораблям свой красный луч. Потому и большинство дорожных знаков обведено красной каемкой (запрещающие, предупреждающие, а также знаки приоритета), а пожарные машины покрашены красной краской. Поэтому красное сдерживает нас, заставляет, прежде чем приступить к действию, сперва сосредоточиться. Другое дело - зеленый цвет. Зелены поля, леса, луга - словом, все то, с чем связано состояние покоя и отдыха.

                                                                                                         Ф. Кривин.

Из истории ПДД.

        Когда появились первые машины, люди быстро поняли, что бродить по дороге вдоль, поперек и как попало, больше не получится. Люди много думали, как сделать движение машины по улице безопасным.

        Одно время в Англии было даже правило: чтобы перед машиной шел слуга с фонарем и всех предупреждал об опасности. Машины и сами сигналили, шоферы кричали, но легче от этого не становилось. Машины ездили все быстрее, и становились все опаснее. И тогда всем стало понятно, что люди ДОЛЖНЫ ходить по своей дорожке, а машины - по своей. В городах появились как будто речки. По воде плывут лодки, по берегам ходят люди. И никто никому не мешает. Оказалось, что есть только один способ сделать соседство людей и машин безопасным.

Были введены обязательные правила, которые все должны знать. Но конечно, то и дело находятся люди, которые не любят выполнять правила и переходят, например, улицу на красный сигнал светофора. За это они попадают в неприятные ситуации.

Почему светофор называется светофором?

Слово «светофор» состоит из двух частей: «свет» и «фор». Слово «фор» _ греческого происхождения, означает «несущий» или «носитель». Таким образом, «светофор» - «носитель света» или «несущий свет».

Почему запрещающий свет - красный? Потому что красный свет сигнал опасности, тревоги. Красный свет самый заметный, его трудно спутать с другим. Желтый свет - предупреждающий, он виден со всех сторон перекрестка. Зеленый свет  - более тусклый в спектре с красным, и водитель его не может спутать даже в тумане.

Сигналы светофора подаются в следующей последовательности: красный - желтый - зеленый - желтый - красный.

Светофоры бывают нескольких видов: трехсекционный, трехсекционнный с дополнительными секциями - он предназначен для пешеходов и водителей; двухсекционный - для пешеходов; односекционный с желтым сигналом - предупреждает о перекрестке, и односекционный только с красным сигналом - для специальных машин.

Сигналы регулировщика.

Когда нет светофора или он не работает, его место занимает регулировщик. Это хозяин перекрестка, и его указания обязательны для всех участников движения.

  1. Его руки подняты вверх - значит, пешеходы и транспорт должны

         остановиться (это соответствует желтому огню светофора).

  1. Регулировщик обращен к водителям и пешеходам грудью или спиной, руки вытянуты или опущены - значит, движение всем транспортным средствам запрещено (соответствует красному сигналу светофора).

 3. Регулировщик обращен к водителям и пешеходам боком, а его руки вытянуты в стороны или опущены. Это означает, что разрешается - пешеходам проходить проезжую часть, а транспорту - двигаться только прямо и с поворотом направо.

Заборчик вдоль тротуара.

На многих улицах города, вдоль тротуара, стоят легкие железные заборчики. Эти ограждения приходится ставить потому, что есть у нас еще люди, которые считают, что правила писаны не для них. Таких людей - взрослых и маленьких - я видел ... в больницах. Кого на костылях, кого - с перевязанной рукой, кого - с забинтованной  головой.

Бывает, мчится машина по городу - и вдруг какой-нибудь торопыга, вместо того чтобы воспользоваться пешеходной дорожкой или подземным переходом, перебегает улицу в неположенном месте. Раздается скрип тормозов, слышится удар, звон разбитого стекла, скрежет металла. А все из-за одного-единственного нарушителя.

Вот для того чтобы у недисциплинированных пешеходов было меньше соблазна выскакивать на мостовую в неположенном месте, на улицах с сильным движением транспорта стали устанавливать железные ограждения. Их не перешагнешь. А перелезать через ограду на виду у всех не станет даже самый бессовестный нарушитель.

                                                                                                                    А. Дорохов.

О ступеньках под землею и полосатой «зебре».

... Где попало и как попало улицу переходить нельзя. Ничего опаснее и не придумать. Того и гляди попадешь под машину. Вот мы и займемся сейчас очень важным делом: будем учиться переходить улицу.

Мостовая - для машин, значит, пешеходу нечего на ней задерживаться. Начал переходить дорогу - не трать время попусту, иди самым кротким путем - напрямик

А где переходить улицу? Конечно, только там, где это разрешается, а как узнать то место, где переход разрешается? По полоскам, которые нарисованы прямо на мостовой.

Полосатый переход называется «зеброй». И правда - похоже. А зам нужны полоски? Чтобы ты сразу заметил, где переходить улицу,  чтобы водитель увидел издалека: здесь может появиться пешеход.

Но может случиться и так, что полосок поблизости нет, а перейти дорогу надо. Как быть? Посмотри повнимательнее - нет ли неподалеку лестницы, которая ведет вниз, под землю? Есть? Это подземный переход. Он самый безопасный. По нему и надо переходить улицу. Спокойно, удобно и быстро. Идешь подземным коридором, а машины едут поверху. Никто никому не мешает. Запомни: когда рядом есть подземный переход, по мостовой улицу переходить нельзя!

                                                                                                                      М. Кривич, О. Ольгин.

Стенки, которых не видно.

Ты уже знаешь, как дорожные знаки заботятся о водителях. Как разрисованные жестяные или стеклянные светящиеся кружки, треугольники и квадраты предупреждают их об опасности, помогают правильно повернуть, или вовремя притормозить, рассказывают, далеко ли до столовой, где можно закусить самому, или до бензоколонки, где можно напоит» бензином машину.

Но есть на улицах и дорогах и такие обозначения, которые заботятся не о шофере, а о тебе самом и о твоих товарищах. Вообще о всех маленьких и больших пешеходах. Эти обозначения называются «линии разметки».

... Вот пешеходный переход. По этому широкому коридору ты можешь спокойно переходить на другую сторону улицы, когда на светофоре загорится зеленый свет. Ни одна машина здесь на тебя не наедет. Все машины будут нетерпеливо урчать, стоя на месте и не трогаясь, как будто между ними и тобой выросла невидимая стенка.

... Но есть в Москве, да и в других больших городах такие широкие проспекты, которые малышу, старику с палочкой или маме с детской коляской сразу не перейти. Пока они минуют одну сторону проспекта, по другой, правой, уже побежали машины. Как же тут быть? Куда спасаться?

На этот случай на широких улицах и проспектах устроены «островки безопасности». Единственные, пожалуй, островки в мире, которые расположены не на воде, а на суше. «Островок безопасности» устраивают на самой середине улицы. Обычно это большой овал, обведенный белой чертой и заштрихованный белыми линиями. Ни одна машина не имеет право заехать на этот овал или проехать через него.

Все, кто не успел вовремя перейти через всю улицу, могут остановиться на «островке безопасности» и спокойно переждать, пока движение машин прекратится. А потом они снова могут продолжить свой путь.

                              Как река, проспект широк,

                              Здесь плывет машин поток.

                              И хотя здесь нет ни моста,

                              Ни парома на пути,

                                 Каждый может очень просто,

                              Каждый может очень просто эту реку перейти.

 Собирается народ у таблички «Переход».

 Пешеходов не тревожит

 Блеск огней, машин поток

 Перейти им всем поможет,

 Перейти им всем поможет

 Пешеходный островок.

 Свет зеленый впереди -

   Не робей, вперед иди.

  Ты дошел до середины

   Вдруг зажегся красный свет,

  Снова двинулись машины,

  Снова двинулись машины,

   И дороги дальше нет.

   Тут увидишь ты у ног

   Этот самый островок

   Подожди, постой до срока

   На чудесном островке,

   Он на улице широкой,

   Он на улице широкой

   Словно остров на реке.

Такие же площадки очерчены на мостовой возле трамвайных остановок. Здесь ты можешь стоять спокойно и ждать, пока не подойдет твой трамвай. Ни одна машина сюда не заедет. Все эти линии и овалы охраняют твою безопасность. Не советую тебе с них сходить, пока по улице движутся машины.

                                                                                                                    А. Дорохов.

Гололед.

Февраль был теплый, как  апрель,

Внезапно подморозило,

А тут еще снежку метель

На тротуар подбросила.

Скользит автобус голубой.

Не зря шофер волнуется

Ребята-школьники гурьбой

Перебегают улицу.

Один упал, упал другой,    

Поспешность· не помощница:

Один затылок трет рукой,

Другой от боли морщится.

 Шофер отвел от них беду

                      (Так не всегда случается) ....

                        На мостовой шалить на льду,

                        Конечно, воспрещается.

                                                    А.Гангов.

Кто храбрей?

Как-то раз на Каланчевке,

На трамвайной остановке,

Спор зашел у двух друзей,

 Кто из них двоих храбрей.

Петя прыгнул на подножку..

Не боясь попасть в беду,

И, проехавшись немножко,

Лихо спрыгнул на ходу.

- Это что! - Сергей заметил.

Тоже мне еще герой!

И, кивнув небрежно Пете,

Мяч погнал по мостовой.

Петя, спором увлеченный,

Вслед за другом побежал.

Встречный транспорт возмущенно

Тормозами скрежетал.

Вы, конечно, знать хотите,

Чем закончился их спор?

Не спешите, погодите -

Спор не кончен до сих пор.

 Петя страшно горячится,

Жарко спорит с ним Сергей.

Два дружка лежат в больнице,

Выясняют, кто храбрей.

                                                                                                 О. Бедарев.

                                                                                                                                                   

 Как мальчик опрокинул грузовик.

Если вы скажете своим учащимся, что 7-8-летний мальчик опрокинул грузовую машину, то они, конечно, сочтут это за шутку. А ведь так было на самом деле. Правда, сделал он это, не дотрагиваясь до автомашины руками. Он не волшебник. Самый обыкновенный мальчик, ученик 2 класса.

 Произошло это так. Мальчик вышел на остановке из трамвая или троллейбуса. Ему надо было перейти на другую сторону улицы. Вместо того чтобы идти к пешеходному переходу, он тут же выбежал на дорогу между двумя троллейбусами и оказался на пути автомобиля.

Водитель, спасая мальчика, круто повернул машину в сторону и одновременно нажал на тормоз. От резкого маневра машина опрокинулась. Вот так мальчик опрокинул грузовик, правда, потом он встретился со многими неприятностями.

Там, где шумный перекресток,

Где машин не сосчитать,

Перейти не так уж просто,

Если правила не знать.

Леша с Любой ходят парой.

Где идут? По тротуару.

Футбол - хорошая игра

На стадионе, детвора.

Но не играй на мостовой.

Цеплять крючком машины борт

Опасный и ненужный спорт.

Правила эти помни всегда,

Чтоб не случилась с тобою беда!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Литературно – художественный материал для чтения детям по теме духовно – нравственное воспитание

Стихи, стихи - загадки о Рождестве, рассказы для детей, стихи, пословицы о добре...

Литературный материал для чтения и заучивания наизусть для детей дошкольного возраста по валеологии Iчасть

Литературный материал для чтения и заучивания наизустьдля детей дошкольного возраста по валеологииIчасть...

Материал для чтения детям

Подборка сказок о фруктах и овощах к проекту "Что нам осень подарила?"...

Материал для чтения по правилам дорожного движения.

Детские стихи, загадки, пословицы про правила безопасности на дороге....

Литературный материал для чтения по ролям и разыгрывания.

Подборка потешек, народных песенок и стихотворений....