Проект совместной деятельности детей и родителей
проект по обж (старшая группа) по теме

Астахова Ирина Ильинична

Игра- путешествия на необитаемый остров.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_zanyatiya_karablekrushenie.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Проектная деятельность в познавательном развитии дошкольника

Проект совместной деятельности детей и родителей

Тема: «Кораблекрушение» 

Обоснование выбора темы

Первая школа воспитания растущего человека – семья. Здесь он учится  любить, терпеть, радоваться, сочувствовать. Любая педагогическая система без семьи – чистая абстракция. В условиях семьи складывается эмоционально-нравственный опыт, семья определяет уровень и содержание эмоционального и социального развития ребенка. Поэтому так важно помочь родителям понять, что развитие личности ребенка не должно идти стихийным путем.

Сегодня потенциальные возможности семьи претерпевают серьезные трансформации. Педагоги отмечают снижение ее воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко из-за нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах дошкольной педагогики и психологии. Ближе всего к дошкольнику и проблемам его воспитания стоят педагоги ДОУ, заинтересованные в создании благоприятных условий для развития каждого ребенка, повышении степени участия родителей в воспитании своих детей. Полноценное воспитание дошкольника происходит в условиях одновременного влияния семьи и дошкольного учреждения. Диалог между детским садом и семьей строится, как правило, на основе демонстрации воспитателем достижений ребенка, его положительных качеств, способностей и т.д. Педагог в такой позитивной роли принимается как равноправный партнер в воспитании.

Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Работа с семьей является сложной задачей, как в организационном, так и в психолого-педагогическом плане.

Утренний сбор. Мотивация выбора темы

На стене новостей иллюстрации и рисунки детей с изображениями кораблей, моря, морских обитателей. В группе оснащённые  «морскими»  темами центры. Фоном музыка морского прибоя, шум моря.

Групповой сбор проходит в приёмной, где нет большого количества игрушек, отвлекающих детей. Сюжетно – ролевая игра «Мореплаватели» (штурвал, бескозырки, платки на шею). Родители размещаются на специально отведённых местах, дети в группе. По сигналу (заранее оговоренному) дети перемещаются в приёмную.

Проблема: «Поиск выхода из экстремальной ситуации».

Игровая мотивация: «Кораблекрушение около необитаемого острова».

Цель: активизация мышления в процессе разрешения специально моделируемых проблемных ситуаций.

Задачи:

1)        развивать поисковую деятельность детей:

  • способность к определению задач на основе поставленной проблемы;
  • умение планировать этапы своих действий, аргументировать свой выбор;
  • умение находить нестандартные решения в проблемных ситуациях, придумывать новые вариативные способы использования обычных вещей;
  1. развивать способность к созданию задуманного продукта;
  2. совершенствовать уровень накопленных практических навыков:
  • экспериментирования с объектами неживой природы;
  • создания предметов-заменителей, дополняя их соответствующими деталями, элементами.
  1. активизировать речь;
  2. совершенствовать стиль партнерских отношений.

Ход занятия:

Коммуникативные игры

Приветствие

Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.

Здравствуй друг, здравствуй друг!

Здравствуй весь наш дружный круг!

Я люблю свой детский сад, (Идём по кругу)

В нём полным – полно ребят, (Идём в обратную сторону)

Может сто, а может двести!(Идём в круг)

Хорошо, когда мы вместе! (Идём из круга)

Все на месте, все ли тут?

Повернулись, оглянулись (По тексту)

И друг другу улыбнулись!

Приветствие песенка с движениями и пальчиковая гимнастика

Солнышко встало и утро настало,

Солнышко встало и утро настало!

Привет, братец Федя, буди соседей.

Вставай большак, вставай указка,

Вставай серёдка, вставай сиротка

И крошка Митрошка, привет, ладошка!

Игры в кругу

Игра с мячиками на развитие ритма движения с рецитацией стихотворения

Как по морю – океану

Наш кораблик плыл упрямо.

За кормою пенный след,

Берегов в помине нет!

Приглашение

Сегодня мой помощник тот, кто находится справа от меня. Помощник капитана раздаст подушки.

Игра «Связующая нить»

По кругу передаётся клубок ниток (жгут).

Ты катись, катись клубок с запада и на восток,

С севера и на юг, возвратишься, сделав круг.

Нитки мы соберём, в море шумное войдём.

Все мы вместе, все сейчас, все глаза закрыли – раз!

( представляем море, чаек, дельфинов, корабль, морскую гладь).

На счёт «два» дети открываю т глаза.

-Что видели? Что представляли?

Игра «Море»

Держать в руках нитки, изображать шумное море, спокойное море, шторм.

1.        Введение в игровую ситуацию: дети и родители отправляются в плавание и терпят бедствие. Бурей их выбрасывает на необитаемый остров.

Определение проблемы: действия в экстремальной ситуации.

2.        Постановка задач:

  1. переждать бурю;
  2. подать сигнал бедствие;
  3. определить тактику выживания на острове (найти воду, пищу, построить жилье);

3.        Определение конечного продукта. Воспитатель спрашивает детей о том, что можно сделать, чтобы каждый, кто попадет в подобную ситуацию,  не растерялся и выжил,  пока не прибудут спасатели. (Обсуждаются предложенные детьми варианты. Решают схематически изобразить последовательность действий в виде «Ленты выживания».).

4. Поэтапное решение проблемы. (Диалоговая беседа)

Воспитатель: Бурей нас выбросило на берег. Идет сильный дождь, на море шторм. Как нам переждать бурю?

 Дети: Нужно:

а)        спрятаться в пещере;

б)        укрыться под деревьями;

в)        укрыться парусами от яхты, если их выбросило на берег.

Воспитатель: Буря кончилась. Выглянуло солнце. Посмотрите, где мы оказались. Со всех сторон нас окружает вода. Где мы?

Дети: На острове.

  • Как позвать помощь?:
  • громко покричать;
  • зажечь на самом высоком месте костер;
  • поднять кусок яркой ткани на длинной палке;
  • выложить на песке из камней, ракушек или веток большое слово «SOS» — «спасите!»;
  • написать записку, положить в бутылку, закупорить ее и бросить как можно дальше в море.

Краткое описание вариантов работы в различных Центрах активности. Детям и взрослым (в зависимости от того, кто из взрослых пришёл к детям на занятие) раздаются конверты. В них название центра и краткое описание работы.

Воспитатель: на нашем острове очень много места, нам следует разделиться на группы, и каждая группа будет работать по своему плану. Так мы сможем друг другу помочь выжить в трудной ситуации.

Центр книги (знаний). Центр грамоты

  • Обследовать остров, соблюдая осторожность. Перечислить правила безопасного поведения. Зарисовать своё передвижение с помощью плана – карты острова, определив на нём родники, водоёмы, пригодные для питья; места для отдыха и охоты;
  • Оповестить родных о кораблекрушении. Написать письмо и отправить его бутылочной почтой.

Центр творчества

  • Изготовить примитивные орудия труда. Дети выбирают острые ракушки, камни, крышки от консервных банок, пробуют заточить палку камешком,

Цент строительства

  • Придумать и зарисовать разные типы жилья.

 Построить из подручных материалов жильё (материал, газета, спортивное оборудование). Придумывают и зарисовывают виды жилья ( шалаш, палатку, дом из прибрежных камней, землянку и т.п.)

Центр науки

  • Обсудить проблему поиска воды. (Морская вода не пригодна для питья, нужно поискать родниковую или озерную воду. А если нет ни озера, ни ручья на острове, то какую воду можно использовать для питья и приготовления пищи? Предлагают варианты: собрать дождевую воду или снег на вершине горы. «Можно ли такую воду сразу пить?» — «Нет. Она грязная». Проделывают опыт по фильтрации воды и талого снега. Делают вывод, что и процеженную воду нужно обязательно прокипятить. Использовать для дезинфекции марганцевый калий в небольшом количестве.  Придумывают условное обозначение для данных операций. Зарисовывают схему опытов.

Цент кулинарии

  • Найти пищу — поиск знакомых съедобных растений. Предложения детей: бананы, апельсины, орехи и т.п., ловля рыбы (руками, рубашкой или палкой с заостренным концом), сбор моллюсков, крабов, сбор птичьих яиц.
  • Игра «Угадай по запаху» — определить продукты питания по запаху.

 Центр выживания

  • Добыть огонь.

 Как на острове можно добыть огонь без спичек или зажигалки? Предположения детей по разведению костра: найденная зажигалка, спички — просушить, через линзы очков направить солнечный луч на сухие травинки, добыть огонь трением, высечением искры с помощью кремня; собирать сухие ветки и растения для костра.

По сигналу дети и взрослые собираются на свои места, принеся с собой готовые результаты работы.

Анализ деятельности

Каждая подгруппа презентует свою работу.

Примерные вопросы для реализации принципа рефлективности

        Трудно одному выжить на необитаемом острове?

  • Если знать основы выживания и не паниковать, можно спастись?
  • Что бы вы посоветовали тем, кто выходит в открытое море?

Слышится звук самолета. Дети привлекают его внимание, размахивая яркими косынками, рубашками и т.п. Самолет сбрасывает записку о том, что помощь близка. В записке говориться о том, что потерпевших кораблекрушение могут взять на борт самолёта только с воды. Необходимо выйти в открытое море. Как это сделать? Подвести детей и родителей к мысли, что нужно всем вместе сделать плот.

Центр движения

Гимнастические палки, верёвки.

Совместная работа по строительству плота

Воспитатель: Прощай, наш необитаемый остров – пора домой!

Звучит музыка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Продукты совместной деятельности детей и родителей в рамках реализации проекта "Мой город Нефтеюганск"

В октябре наш родной город Нефтеюганск отметил свое 45 - летие. К юбилею города педагогами ДОУ был разработан межгрупповой проект "Мой город - Нефтеюганск". Во всех возрастных группах  вела...

Групповой проект совместной деятельности детей, педагогов и родителей как форма социально-личностного развития

Наш детский сад активно включает в работу метод проектов, не остались в стороне и группы раннего возраста. Своим опытом в этой сфере автор делится с читателями...

Проект совместной деятельности детей подготовительной группы с ЗПР, воспитателей и родителей «Зелёный друг планеты»

Тип проекта: информационный, практико – ориентированный.По содержанию: 1. Информационный; 2. Практико- ориентированный. По содержанию: «Ребёнок и природа». Детско- взрослый. Взрослый – субъект проекти...

План совместной деятельности детей, педагогов, родителей по реализации проекта "Святой молитвенник за землю Русскую Сергий Радонежский"

Предположим, что дети, ознакомившись с житием Преподобного Сергия Радонежского, приобретут духовный опыт, станут более доброжелательными, уступчивыми, милосердными....

Проект совместной деятельности детей и родителей группы «Топотушки» Сюжетно-ролевая игра Ателье «Грация»

1. Название проекта.Ателье «Грация»2. Тип проекта.Творческо-познавательный3. Сроки реализации:  долгосрочный (учебный год)Состав участников проекта: дети старшего дошкольного возраста...

ПРОЕКТ совместной деятельности детей и родителей группы «Непоседы» Сюжетно – ролевая игра «Ателье»

Развитие творческих способностей детей. Формирование трудовых умений и навыков. Формирование культуры поведения детей в общественных местах и в коллективе, развитие навыков сотрудничества, взаимопоним...