Проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Жизнь без опасностей!»
проект по обж (подготовительная группа) на тему

Лукомская Лилия Владимировна

Паспорт проекта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnyy_proekt.docx45.67 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационный проект

по основам безопасности и жизнедеятельности

«Жизнь без опасностей!»

Вид проекта: практико-ориентированный, долгосрочный.

Руководители проекта: Лукомская Лилия Владимировна, воспитатель

Координатор проекта: Тимофеева Тамара Владимировна – старший воспитатель

Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста, родители (законные представители), педагоги

Сроки реализации проект: .сентябрь 2014г – май 2016 г.

Незнание-это плохое средство

 избавиться от беды.

Сенека.

Актуальность: В условиях социального, природного и экологического неблагополучия естественная любознательность ребенка в познании окружающего мира может стать небезопасной для него. Поэтому необходимо сформировать у ребенка сознательное и ответственное отношение личной безопасности и безопасности окружающих, воспитывать готовность к эффективным, обоснованным действиям в неадекватных ситуациях.

Эта проблема разрабатывается, вызывая интерес у практиков и исследователей.

Главная цель по воспитанию безопасного поведения у детей – дать каждому ребенку основные понятия опасных для жизни ситуаций и особенностей поведения в них.

Безопасность – это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно вести себя в различных ситуациях. Эта проблема представляется настолько актуальной, что послужила мне основанием для выбора данной темы.

Формирование основ культуры безопасности жизнедеятельности значительно расширяет социальный опыт ребенка, формирует социальную позицию, дает знания, усовершенствует умения и навыки, готовит к самостоятельной жизни, увеличивает возможность сохранить жизнь и здоровье.

Сложившаяся социальная и экономическая обстановка вызывает беспокойство у людей всей планеты. Особую тревогу мы испытываем за самых беззащитных граждан – детей дошкольников. Задачи взрослых (педагогов и родителей) состоят не только в том, чтобы оберегать и защищать ребенка, но и в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложностями.

Мы должны отправить детей в школу с большим багажом не только знаний, но и подготовить детей к встрече с различными сложными, а порой опасными жизненными ситуациями. Для того чтобы понять, что именно дети знают, думают, чувствуют, были использованы беседы, дискуссии – это позволило избежать передачи уже известных им знаний или таких, которые они пока не могут использовать из-за их непонятности или удаленности от реальной жизни. В то же время, опираясь на уже имеющиеся у детей знания и представления, были выделены те направления, по которым необходимо провести специальное обучение и выбрать адекватную методику (занятие, игра, чтение, беседа, тренинги).

Можно выделить такие правила поведения, которые дети должны выполнять неукоснительно, так как от этого зависят их здоровье и безопасность. Для этого очень важно найти адекватный способ объяснения детям этих правил, а затем следить за их выполнением. Безопасность - это не просто сумма усвоенных знаний, а умение правильно себя вести в различных ситуациях. Кроме того, дети могут оказаться в непредсказуемой ситуации на улице и дома, поэтому надо стимулировать развитие у них самостоятельности и ответственности.

Новизна  материала заключается  в использовании современных образовательных технологий том, что в результате выполнения проекта дети получат знания об элементарных способах защиты своей жизни в опасной ситуации, расширится кругозор по ОБЖ.

Цель: Сформировать у детей понятие об опасностях, выработать у них умение прогнозировать опасности  и их последствия  в процессе  жизнедеятельности, правильно оценивать свои возможности и принимать обоснованные решения безопасного поведения в различных ситуациях.

Таблица 1 – Задачи проекта и ожидаемы результаты

Задачи

Ожидаемый результат

1

Сформировать основные правила безопасного поведения детей.

У 100%  детей сформировано  осознанное отношение к выполнению правил поведения в современных условиях природы, дома, улицы, транспорта.

2

Создать условия для усвоения детьми основ  безопасности.

  • Оборудованные центры  по ОБЖ в группах в соответствии с ФГОС ДО.
  • Изготовленные газет, плакатов, приобретённые настольно печатных игр по ОБЖ.

3

Разработать систему мероприятий по основам безопасности жизнедеятельности детей.

  • Внедрения систему мероприятий по овладению дошкольниками основ безопасности, обеспечило психологическое спокойствие детей, что опасность можно избежать соблюдая правила.
  • Выработанный алгоритм действий в чрезвычайных ситуациях.
  • Положительный результат в применениях полученных знаний по ОБЖ, в практической деятельности.
  • Вызвали интерес у дошкольников к знаниям по соблюдению безопасности.

4

Обеспечить повышения компетентности 80% родителей (законных представителей) в вопросах охраны и укрепления здоровья детей.

Повышение уровня компетентности  у 84% родителей (законных представителей) в вопросах ОБЖ.

5

Включать родителей (законных представителей) в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

  • Включенность родителей в работу с детьми
  • Авторская программа по взаимодействию детского сада и семьи «Дорожная азбука!»,

6

Сформировать   уровень развития знаний и представлений об основах безопасности жизнедеятельности у 55% детей  дошкольного возраста на высоком уровне.

Знания основ безопасности у 59% детей  дошкольного возраста на высоком уровне.

Методы реализации проекта

Научно-теоретические:

  • изучение нормативных документов, инструктивно-методических рекомендаций;
  • изучение и анализ литературы по теме проекта.

Эмпирические:

  • анкетирование (родителей (законных представителей) детей, педагогов);
  • педагогическое наблюдение, беседа с ребенком и родителями;
  • педагогический мониторинг(знание дошкольников по теме проекта).

Обрабатывающие:

  • количественная и качественная обработка данных.

Таблица 2 – Возможные риски проекта

Возможный риск

Возможный способ преодоления

1

Недостаточное количество настольно печатных игр, пособий, наглядного материала.

 Приобретение материала для изготовления игр и пособий.

2

Недостаточная преемственность в работе по ОБЖ в ДОО и семье

Создание образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.

3

Недостаточное финансирование

Привлечение спонсорских средств

Основные принципы.

Системность, интеграция, отбор доступного детям содержания, применения поэтапной  методике, осознание педагогами и родителями необходимости  совместной  целенаправленной деятельности.  

Проект  реализуется при участии: воспитателей, узких  специалистов, детей, родителей.

Современные образовательные технологии в реализации проекта: компьютерные технологии (мультимедийные презентации, развивающие компьютерные игры, программы), решение проблемно-практических ситуаций, использование авторских интерактивных игр и пособий,

Взаимодействие с социальными партнёрами в рамках реализации проекта: ГИБДД, МЧС, городская детская библиотека, театр «Луч»

Этапы реализации.

I этап организационный  (сентябрь – октябрь 2014г.)

II этап практический   (2014-2015/2015-2016г)

III этап итоговый (результативный)  (апрель-май2015\2016 уч. г.)

На первом организационном этапе  (сентябрь-октябрь2014г.)  

  • определение цели и задачи проекта,
  • определение содержания и формы работы с дошкольниками, и педагогами, родителями
  • создание перспективного планирования
  • обогащение развивающей предметно-пространственной среды в группе, накоплению наглядного, дидактического материала,
  • разработка серий занятий, бесед,  и др.

 

Второй практический этап  (2014-2015/ 2015-2016г)

  • в начале и в конце каждого  учебного года (сентябрь) – диагностические обследования дошкольников;
  • проведение занятий, мероприятий,
  • обогащение предметно-развивающей среды,
  • организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение занятий и мероприятий,  мастер-классы,  педагогические мастерские)  и родителями  (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах).

Третий этап - итоговый (результативный) - апрель-май 2015-2016 уч. года:

  • анализ, систематизация,  обобщение и распространение опыта работы по программе,
  • пропаганда профессионального опыта среди педагогического сообщества  (мероприятия по обмену опытом: творческий отчет, внедрение опыта в работу других воспитателей)

Основные направления реализации проекта:

  • Ребенок и природа.
  • Незнакомые люди.
  • Один дома.
  • Соблюдай ПДД.
  • Собака бывает кусачей.
  • Спички не игрушка, огонь не забава.

Ребёнок и природа:

  • Правила соблюдай и спокойно отдыхай
  •  Ягоды, грибы, растения. (занятие ,памятки  для родителей, оформление родительского уголка
  • Незнакомые люди:
  • Кто стучится в дверь камне (беседа, памятка для родителей ,газета «Не открывай дверь незнакомцем», чтение  сказки «Волк и семеро козлят»)
  • Встреча с незнакомцем.
  • Подарки.

Один дома:

  • Режущие и колющие предметы..(занятие, оформление родительского уголка ,рисунки детей)
  • Спички это не игрушки
  • Окно-опасность для ребенка

Соблюдай ПДД.

  • На наших улицах.
  • Сигналы светофора.
  • Нам помогут дорожные знаки.
  • Где можно играть.

Собака бывает кусачей:

  • Собака не всегда друг.
  • Правила общения с животными.

Спички не игрушка ,огонь не забава:

  • Огонь друг ,огонь враг.
  • Знаки пожарной безопасности.
  • Что нужно делать при пожаре.

Таблица 3 – Этапы реализации проекта

Содержание работы

Срок исполнения

Ответственные

Первый организационный этап  (сентябрь-октябрь2014г.)  

Цель: создание условий для реализации проекта по основам безопасности и жизнедеятельности

1.

Изучить нормативные документы, научно-методическую литературу, проанализировать интернет ресурсы по теме проекта.

Сентябрь

Ст. воспитатель, воспитатели, специалисты

2.

Определить состав участников реализации проекта

Сентябрь

Руководитель

 ст. воспитатель

3.

Разработать план реализации проекта

Октябрь

Ст. воспитатель, воспитатели,

4.

Определить алгоритм и основные направления деятельности участников проекта Основы безопасности и жизнедеятельности.

Октябрь

Ст. воспитатель, воспитатели

5.

Определить область деятельности каждого участника для реализации проекта

Октябрь

Ст. воспитатель, воспитатели,

6.

Разработать занятия, мероприятия по овладению детьми знаний и практических навыков безопасного поведения.

Сентябрьоктябрь

Руководитель

Ст. воспитатель, воспитатель

7.

Разработать авторскую программу взаимодействию детского сада и семьи «Дорожная азбука!»

Сентябрь -октябрь

Руководитель

Ст. воспитатель,

Воспитатели

8.

Разработать структуру комплексного обследования детей для выявления знаний основ безопасности.

Сентябрь

Ст. воспитатель, воспитатели

9.

Провести диагностику  знаний у дошкольников

Сентябрь

воспитатели

10.

Провести мастер-класс для педагогов: «Настольно печатные игры для овладения детьми ОБЖ».

октябрь

воспитатели

11.

Провести консультация  для педагогов:

  • «Использование инновационные технологии для освоение основ безопасности».
  • «Необходимость светоотражающих знаков для детей».

Ноябрь

Январь

воспитатель

инспектор ГБДД

12.

Подобрать и разработать цикл мультимедийных презентации

  • «Аркадий Паровозов
  • Уроки Тётушки совы «уроки осторожности
  •  Где живут опасности.
  •  «Здоровый образ жизни»

Сентябрь-декабрь

Воспитатели,

13

Разработать тематические комплексы игр и игровых упражнений, направленных на закрепление полученных правил:

  • Правила поведения на природе.
  • Знатоки дорожного движения.
  • Один дома.
  • Незнакомые люди.

Декабрь

Воспитатель

14.

Разработать цикл сюжетных мероприятий с использованием игр-упражнений на развитие физических качеств.

  • «В гостях у Неболей-ки»
  • «Ловкач и Быстринка а тушении пожара»
  • «Поможем Робин Гуду спасти  Леснянку»

Декабрьянварь

Воспитатели

15.

Разработать методические рекомендации:

  • «Инновационные формы, методы и приемы в работе по ОБЖ.
  • «Использование мультимедийных презентаций по темам проекта».
  • «Использование настольно печатных  игр для закреплений знаний детей».

Декабрьянварь

Ст. воспитатель, воспитатели

16.

Провести общее родительское собрание: «Необходимость  соблюдения правил безопасности».

Октябрь

Ст. воспитатель, воспитатели,

17.

Проанкетировать родителей на тему: «Правила безопасности: когда ребёнок один дома»

Октябрь

Воспитатели,

18

Привлечь родителей к обогащению развивающей предметно-пространственной среды в группах

В течение года

Воспитатели,

19

Заключить договор о проведении мероприятий с ГБДД, МЧС, городская детская библиотека, театр «Луч»

Октябрь

Руководитель

20

Заключить договор о сотрудничестве с «Дворцом культуры»

Октябрь

Руководитель

21

Привлечение спонсорских средств на оснащение

В течение года

Руководитель

Второй практический этап  (2014-2015/ 2015-2016г)

Работа с детьми

1

Профилактика детского дорожно-транспортного травматизма

  • Беседы   с детьми по изучению правил дорожного движения.
  • Экскурсии и целевые прогулки с детьми:
  • по улицам города,
  • к перекрестку
  • к остановке пассажирского транспорта
  • сюжетно-ролевые, дидактические и режиссерские игры по правилам дорожного движения
  • чтение художественной литературы. Рассматривание картинок, иллюстраций, заучивание стихов и о транспорте по ПДД
  • Кукольный театр. Спектакль «Безопасная дорога»
  • выставка детских работ на темы: «Дорога ребенок, безопасность», «Безопасная дорога», «Азбука пешехода»
  • обновление уголков по изучению правил дорожного движения в группах (макеты, игровые зоны, атрибуты)
  • Занятия: «На наших улицах»

                 «Сигналы светофора».

                 «Нам помогают дорожные знаки».

                  «Где можно играть».

                 

1 раз в неделю

1 раз в месяц

Постоянно

Постоянно

Апрель

1 раз в квартал

Сентябрь

Май 2015

Сентябрь

Октябрь

Декабрь

Воспитатели

Воспитатели

Ст. воспитат.

Воспитатели

Воспитатели

Ст. воспитат.

Театр Серпантин

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

2

Изучение правил пожарной безопасности:

  • беседы о работе пожарных
  • тематическое занятие на тему: «Действия при возникновении пожара»
  • экскурсия в городскую пожарную часть
  • конкурс рисунков на тему: «Будь осторожен с огнем», «Огонь друг и враг»
  • моделирование ситуаций «Если начался пожар…
  • занятия с детьми: «Огонь друг ,огонь враг».

                                «Знаки пожарное

безопасности».

                               «Что нужно делать при пожаре».

1 раз в неделю

1 раз в месяц

Апрель

Май, октябрь

Постоянно

Июнь2015

Ноябрь2015

Декабрь2015

Воспитатели

Воспитатели

Старший воспитатель

Воспитали

Воспитатели

Воспитатели

3

Безопасность в быту и на улице:

  • Беседа на тему: «Предметы, требующие осторожного обращения»
  • Дидактическая игра «Как избежать неприятностей» (опасные ситуации на улице)
  • Обыгрывание ситуаций «Как себя вести, если…»
  • КВН для детей старшей и подготовительной группы  « Жизнь без опасностей»
  • Занятие: «Кто стучится в дверь ко мне».

                 «Встреча с незнакомцем».

                  «Подарки».

1 раз в неделю

Постоянно

1 раз в месяц

Май

Апрель

Май

Декабрь

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

            Воспитатели

4

Целевые прогулки по улицам города

«Транспорт на нашей улице»

«Такой добрый незнакомец».

«Встреча с животными на улице

  • Соревнование с элементами викторины «Берегись опасностей»

«По дорожке в лес пойдём»

Конкурс рисунков.

 

Март-апрель        :

Воспитатели групп

5

Ребенок и природа:

  • Беседа «Осторожно ядовитые растения»

«Правила друзей природы»

  • Обыгрывание ситуации «Этот прекрасный жучок».

Июль- август

Воспитатели

6

Спички не игрушка, огонь не забава:

  • Беседа «Откуда к нам огонь пришёл».
  • Изготовление пособий уголка безопасности.
  • Занятие: «Огонь друг, огонь враг»

                 «Знаки пожарной безопасности»

                «Что нужно делать при пожаре»

Февраль

      Март

    Январь

   Декабрь

   Ноябрь

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

Воспитатели

7

Мультимедийные  презентации:

 «Азбука безопасности»

«Сказки бабушки совы»

«Аркадий Паровозов»

1 раз  в месяц

Воспитатели

8

Дидактические игры по ОБЖ

ежедневно

Воспитатели

Работа с родителями

1.

Общее родительское собрание "Дорожная азбука" (с приглашением представителя ГИБДД)

Сентябрь

Руководитель

Воспитатели

2.

Оформление информации для родителей:

  • «Профилактика ДДТ» (фотоматериал, папка-раскладушка)
  • «Воспитание навыков безопасного поведения у дошкольников»
  • Один дома : памятка «Безопасность в вашем доме»
  • Участие в проведении итоговых занятий:
  • «Лес полон сказок и чудес»

Памятки: «Ребенок и пожарная безопасность».

«Ребенок и колющиеся режущие предметы».

1 раз в квартал

Воспитатели

Старший воспитатель

3.

Участие родителей в подготовке и проведении праздника по правилам дорожного движения «Красный, желтый, зеленый»

Июнь

Воспитатели

Межведомственные связи

1.

Участие представителя ГИБДД в проведении общего родительского собрания

Сентябрь

Старший воспитатель

2.

Участие инспектора ГИБДД в проведении занятий, экскурсий по правилам дорожного движения

1 раз в квартал

Старший воспитатель

3.

Участие инспектора поднадзорного в проведении занятий, экскурсий в пожарную часть

2 раза в год

Старший воспитатель

4.

Привлечение школьников - выпускников детского сада и детей - к изготовлению атрибутов для игр и проведению занятий по тематике.

В течение года

Воспитатели

5.

Театр: «Луч» «В гостях у Светофорика», «Правила друзей природы», «Я тебя не знаю»

Раз в квартал

Старшей воспитатель

воспитатель

6.

Посещение городской библиотеке

В течении года

Воспитатель

Третий этап - итоговый (результативный) - апрель-май 2015-2016 уч. года:

Цель: оформление результатов проекта.

1.

Провести сравнительный анализ показателей, отражающих знание детей по основам безопасности и жизнедеятельности.

Январь-февраль

Ст. воспитатель,

Воспитатели

2.

  • Оформить уголок безопасности.
  • Макет «наша улица».
  • Оформление дидактических игр
  • Творческие работы  родителей.
  • Распространение опыта работы на мастер классе.

Январь

Март

         

В течении года

Ст. воспитатель, воспитатели.

Воспитатели

3.

Разработать рекомендации для всех субъектов образовательного процесса

Январь

Ст. воспитатель, воспитатели,

Литература:

1. Обучение дошкольников основам безопасности жизнедеятельности.

2. Т.Г.Хромова. Воспитание безопасного поведения в быту.

3. Н.Н. Авдеева, О.Л.Князева,Р.Б.Стёркина.Безопасность.

4. Л.А. Вдовиченко. Ребёнок и улица.

5. К.Ю. Беляева. Формирование основ безопасности у дошкольников.

6. М.А. Фисенко. ОБЖ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для родителей по теме недели "Основы безопасности и жизнедеятельности, здоровый образ жизни."

Родителям даны рекомендации в рамках тематической образовательной работы. Предлагаются задания, которые можно выполнить с детьми в домашних условиях....

Презентация по основам безопасности и жизнедеятельности детей дошкольного возраста «Опасные ситуации: контакты с незнакомыми людьми».

Презентация представлена в виде слайдов: Рассматриваются и обсуждаются с детьми типичные опасные ситуации возможных контактов с незнакомыми людьми на улице, дома. Советы по правильному поведению в под...

Проект по Основам безопасности жизнедеятельности "Неделя безопасности"

Паспорт проекта:Тема проекта: «Неделя безопасности».Срок реализации проекта: 1 неделя.Тип проекта: краткосрочный.Автор проекта:Воспитатель – Киселева Ольга Александровна.Участни...

Проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Огонь – друг, огонь – враг!» для детей старшего дошкольного возраста

Детская пожарная безопасность – это целый ряд образовательных, воспитательных и профилактических мероприятий. В МБДОУ «Детский сад №14» ИГОСК проводятся мероприятия по пожарной ...

ООД по основам безопасности собственной жизнедеятельности для детей старшего дошкольного возраста "Лёд - это опасно!"

Представленная деятельность направлена на расширение у детей  представления о  причинах несчастных случаев на воде, о правилах безопасного поведения на льду.   ...

Проект по основам безопасности и жизнедеятельности «Огонь – друг, огонь – враг!» для детей старшего дошкольного возраста

Проект посвящен актуальной проблеме - воспитанию у детей дошкольного возраста осознанного отношения к себе как к активному субъекту противопожарной безопасности....

Проект по основам безопасности жизнедеятельности "Опасные незнакомцы"

Проект по ОБЖ для детей старшей группы путем применения проблемно -игровых ситуаций...