Проект на тему: «Первый тоненький ледок - чем опасен он, дружок»
проект по обж (старшая группа) на тему

Сенчугова Елена Алексеевна

Знакомство дошкольников с первым льдом.Опытно экспериментальная деятельность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_lyod.docx906.82 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное   бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение

« Детский сад комбинированного вида № 42»

Проект

на тему:

«Первый тоненький ледок - чем опасен

он, дружок»

старшей группы

                                                                                       Выполнили:

                                                                                        Сенчугова Е.А.

Воронеж 2015

Содержание

Краткая аннотация проекта                                                                          

Актуальность проекта                                                                                  

Цель, задачи проекта                                         

Этапы реализации проекта                                                                          

Модель реализации проекта                                                                          

Работа с детьми                                                                                         

Работа с родителями                                                                                

Итоги проекта                        

Список литературы                                                                                  

Приложение к проекту

Краткая аннотация проекта

Зимние прогулки всегда приносят огромную радость детям. Но зимнее время омрачает радость детей и родителей очень распространенными травмами, простудными заболеваниями. Обеспечение безопасности жизни детей - одна из основных задач для родителей и педагогов ДОУ. При этом важно не просто оградить малыша от опасностей, а научить его, подготовить к возможной встрече с ними.

Реализация проекта позволила  детям дошкольного возраста овладеть элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года; дети стали сознательно относиться к соблюдению этих правил, проявляют интерес к собственной безопасности.

Конечным продуктом  нашего проекта стало итоговое открытое занятие  для воспитателей ДОУ, подготовка презентации и защита проекта  . В перспективе планирую разработать проекты по безопасности в природе в весеннее, летнее и осеннее время года.

 

Актуальность проекта

Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мыслительные операции (анализ, синтез, классификацию, обобщение и др., стимулирует познавательную активность и любознательность ребенка, активизирует восприятие учебного материала по ознакомлению с природными явлениями, с основами математических знаний, с этическими правилами жизни в обществе и т. п.

Словесно-логическое мышление детей  шестого  года жизни формируется с опорой на наглядно-действенные и наглядно-образные способы познания. Эксперимент, самостоятельно проводимый ребенком, позволяет ему создать модель естественно-научного явления и обобщить полученные действенным путем результаты, сопоставить их, классифицировать и сделать выводы о ценностной значимости физических явлений для человека и самого себя.

Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Исследовательская, поисковая активность – естественное состояние ребенка, он настроен на познание мира. Исследовать, открывать, изучать – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное. Познание мира – это активная и сложная деятельность. Окружающий мир привлекает ребенка своей новизной, желанием познать неизвестной. Предметы, окружающие малышей, являются для них источником любопытства и первой ступенькой познания мира.

Ребенок, который познает неизвестный мир, учится быть решительным, побеждать страх и неуверенность в себе. Расширяется кругозор ребенка, расширяется словарь: ребенок осваивает названия предметов, их свойства и качества, пространственные понятия и обобщающие слова. Ребенок воспринимает мир с его сложностями, формируется представление об окружающем мире. Закладывается фундамент общего умственного развития ребенка, с восприятием предметов начинается познание. Все другие формы познания запоминание, воображение, мышление, строятся на основе образцов восприятия, являются результатом их переработки.

Ценность реального эксперимента, в отличие от мысленного, заключается в том, что наглядно обнаруживаются скрытые от непосредственного наблюдения стороны объекта или явления действительности; развиваются способности ребенка к определению проблемы и самостоятельному выбору путей ее решения; создается субъективно-новый продукт.

В дошкольном образовательном учреждении приобретение знаний о физических явлениях и способах их познания базируется на живом интересе, любознательности ребенка и проводится в увлекательной форме без заучивания, запоминания и повторения правил и законов в формализованном виде. Эксперимент в детском саду позволяет знакомить детей с конкретными исследовательскими методами. Дети сначала с помощью взрослых, а затем и самостоятельно выходят за пределы знаний и умений, полученных в специально организованных видах деятельности, и создают новый продукт.

Таким образом, ознакомление дошкольников с явлениями неживой природы (физическими явлениями и законами) занимает особое место в системе разнообразных знаний об окружающем, поскольку предмет ознакомления присутствует, регламентирует, оказывает свое влияние и непрерывно воздействует на развитие ребенка. Включая его в процесс поиска причины того или иного физического явления, мы создаем предпосылки формирования у него новых практических и умственных действий.

Цель, задачи проекта         

Цель проекта: формировать у детей культуру безопасного поведения на улице в зимний период времени.

Задачи проекта:

  1.  Формировать представления детей о явлениях и объектах окружающего мира, об их взаимосвязи в природе

         Учить детей приобретать новую информацию через                       экспериментирование.

  1. Формировать умения детей делать выводы и умозаключения, а потом на основе накопленного опыта, реализовать их в самостоятельной творческой деятельности.
  2.  Развивать познавательные процессы (память, внимание, воображения) .
  3. Развивать умение отражать в творческой деятельности свои наблюдения, знания.
  4. Развивать трудовые и самостоятельные навыки детей, чувства коллективизма и ответственность за выполняемую работу.
  5. Воспитывать активность, желание участвовать в процессе всей реализации проекта.
  6. Воспитывать интерес к окружающему миру, стремление узнавать что-то новое.
  7. Дать детям первоначальные знания о правилах безопасного поведения в природе в зимний период.
  8. Выработать навыки сознательного отношения к соблюдению правил безопасного поведения зимой на улице.
  9. Приобщать детей к правилам безопасного поведения во время зимних игр.
  10. Развивать способности у детей к предвидению возможной опасности.
  11. Развивать умение детей обращаться за помощью к взрослым.
  12. Развивать интерес детей к собственной безопасности.
  13. Привлечь родителей к проблеме формирования у детей элементарных представлений о безопасности в зимнее время года.

 

Ожидаемые результаты:

  1. Дети будут знать  основные правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время, соблюдать эти правила;
  2. Дети научатся обращаться за помощью к взрослым в случае опасности;
  3. Дети будут проявлять интерес к собственной безопасности и безопасности окружающих;
  4. Родители  будут соблюдать с детьми правила безопасного поведения на прогулке в зимнее время года.

Этапы реализации проекта:

I. Подготовительный  

II. Основной  

         III. Заключительный  

                                                     

Поиск, изучение и обработка информации

(подготовительный этап)

-  Создание проблемы, постановка цели и задач;

- работа с методической литературой по данной проблеме;

- предварительная работа с детьми и родителями о важности проблемы;

- подбор методической, познавательной  и художественной литературы;

- подбор наглядного иллюстрированного материала;

- подбор материала для продуктивной деятельности детей;

- составление  перспективного плана мероприятий;

- работа с родителями по взаимодействию в рамках проекта;

Работа над проектом

(основной этап)

- работа с детьми: реализация поставленной цели и задач через различные виды детской деятельности;

НОД « Лёд- тоже вода»

- работа с родителями;

Заключительный этап

 - проведение итогового занятия на тему: ««Безопасность на льду»

- презентация и защита проекта    .

              РАБОТА С ДЕТЬМИ

Реализация проекта через различные виды детской деятельности

Виды детской деятельности

Формы организации деятельности

Игровая деятельность

 Дидактическая игра «Чем опасно? Расскажи правило»;

Дидактическая игра «Кто поступает неправильно?»

Дидактическая игра «Можно-нельзя»;

Дидактическая игра «Как избежать неприятностей»;

Дидактическая игра «Опасности зимы»

Дидактическая игра «Основы безопасности на прогулке»;

Дидактическая игра «Азбука здоровья»;

Дидактическая игра «На прогулке»;

Игры с мячом «Хорошо-плохо»;

Познавательно-речевая деятельность

НОД « Лёд – это тоже вода»;

Беседа «Правила поведения на горке»; 

Беседа  «Не ходи по льду водоемов»;

Беседа «Обходи стороной скользкие места»;

Беседа «Осторожно, сосульки!»;

Беседа «Не ешь снег и сосульки»;

Беседа «Правила поведения на прогулке в детском саду»;

Рассматривание иллюстраций: «Осторожно: сосульки, гололед!», «Безопасность на льду», «Осторожно: санки, лыжи и коньки»;

   Чтение рассказа Н.Носова «На горке»;

Целевые прогулки «Опасные места на участке», «Игры с соблюдением правил  «Опасные места на улице»;

Физическое развитие

Подвижные игры «С кочки на кочку»; «По снежному мостику»;  

Физкультминутки «А сегодня у зимы – новоселье»; «Мы погреемся немножко»; «На дворе мороз и ветер»;

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Направление

Цели

Форма взаимодействия

Наглядно-информационное

Повышать уровень знаний у родителей по вопросам безопасности;

Консультации: «Зимние забавы и безопасность», «Как кататься на санках»;

Памятка «Правила безопасной зимней прогулки»;

Итоги проекта:

Реализация проекта способствовала овладению детьми элементарными знаниями о правилах безопасного поведения в зимнее время года, формированию навыков сознательного отношения к соблюдению этих правил, развитию способностей к предвидению возможной опасности зимой на улице. Дети стали проявлять интерес к собственной безопасности и сохранению здоровья.

Работа в проекте позволила донести до каждого ребенка необходимость неукоснительного выполнения правил, как залога его здоровья и безопасности.

Участие в проекте родителей повысило значимость проводимой работы, показало актуальность и необходимость взаимодействия взрослого и ребенка в решении задач безопасности.

Данный проект позволил сделать процесс приобщения детей к правилам безопасности более интересным, доступным, значимым.

 

Список литературы:

1. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. – 2-е изд., испр. и доп. – М., 2011. – 336 с.

2. Авдеева Н. Н., Князева Н. Л., Стеркина Р. Б., Безопасность. – СПб, 2005. – 144 с.

3. Гарнышева Т. П. ОБЖ для дошкольников. Планирование работы, конспекты занятий, игры. – СПб, 2012. – 128 с.

4. Самые новые правила поведения для воспитанных детей / Г. П. Шалаева, Н. В. Иванова. – М, 2009. – 240 с.

5. Теплюк С. Н. Занятия на прогулке с малышами. – М., 2010. – 144 с.

6. Формирование культуры безопасного поведения у детей 3-7 лет: «Азбука безопасности», конспекты занятий, игры / авт.-сост. Н.В. Коломеец. – Волгоград, 2014. – 168 с.

Приложение к  проекту

БЕСЕДЫ ПО ФОРМИРОВАНИЮ

ОСНОВ БЕЗОПАСНОСТИ НА ПРОГУЛКЕ

В ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ ГОДА

«ОБХОДИ СТОРОНОЙ СКОЛЬЗКИЕ МЕСТА!»

Программное содержание: познакомить детей с правилами безопасного поведения в гололед, научить по картинкам определять опасную ситуацию; описывать ее и правила, которые надо соблюдать.

Материал: картинки – знаки с изображением гололедицы.

Ход беседы:

  1. Воспитатель читает детям стихотворение «Гололед»:

Подморозило с утра,

Нет вчерашнего тепла,

На дорогах гололед,

И машины все несет.

Тротуары, как каток,

Сделать бы еще шажок,

Но подошва подвела-

Очень скользкая она.

Сколько бед от гололеда!

Есть для дворников работа-

Соль насыпать и песок,

Чтоб пройти прохожий мог.

2.  Беседа о гололеде. Объяснение слова «гололед».

3.  Вопросы к детям:

-Какая зимняя погода способствует образованию гололеда?

-Почему в гололед происходит много аварий на дорогах?

-Почему в гололед люди часто получают травмы?

-Как обезопасить себя в гололед?

-Какие дорожные службы и как помогают людям в гололед?

4.  Рассматривание картин- знаков гололедицы, предложить детям определить, о чем предупреждает знак, и что не надо делать, как предупредить получение травмы зимой в гололед?

Запомнить правила: не толкаться, не бегать, не играть на скользкой дороге,

не подставлять подножки товарищам, не бороться, идти осторожно, не кататься; если кто-то упал, помочь подняться, звать на помощь взрослого!

«ОСТОРОЖНО, СОСУЛЬКИ!

Программное содержание: дать знания о том, что сосульки могут быть опасны для человека; учить уберечься от сосулек в конце зимы- начале весны, подчиняться правилам безопасности.

Материал: сюжетная картина «Не ходи под сосульками»

Ход: 1.Загадка -   Я прозрачна, как хрусталь,

С крыши я зимой свисаю.

Только очень, очень жаль,

Что в тепле я быстро таю. (Сосулька)

2.Рассматривание сюжетных картин и беседа по ним.

Попросить рассмотреть картинки и рассказать, что на них изображено. Обсудить с детьми, чем может быть опасна та или иная ситуация. Чем опасны сосулька или обледенелые комья снега, которые сбрасывают с крыши? А как поступить правильно, как можно оградить себя от опасности?

Попросить детей вспомнить случаи из жизни, когда кто- либо пострадал в подобных ситуациях. Попросить детей подумать, какие меры предосторожности можно принять, чтобы предупредить окружающих об опасных зонах. Вместе прийти к выводу, что такие зоны необходимо оградить. Придумать различные виды ограждений: веревка с красными флажками,  деревянные или металлические заграждения, щиты или заборы.

ПРАВИЛА! Напомнить детям, что ни в коем случае нельзя:

- Играть там, где с крыши свисают сосульки или может упасть снег!

- Подходить и трогать свисающие сосульки!

- Кидаться  сосулькой или снегом!

3. Игра «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька,      -Руки опущены вниз, пальцы рук смыкают  

                                                         домиком.

От солнца насморк у нее.            -трогают себя за нос.

То от тепла она заплачет,            - собирают «слезы» в ладонь.

То платьице ушьет свое.             - проводят руками по телу сверху вниз,  

                                                       горизонтальным движением «обрезают» длину.

Придет мороз- заледенеет,         -обнимают себя руками, дрожат

Немного за ночь подрастет,       -Руки вытягивают вверх, встают на носочки

Окрепнет телом, потолстеет,     -руки округляют по бокам.

Тяжелой станет-  упадет.           -приседают.

 

«СНЕГ И СОСУЛЬКИ»

Программное содержание: Дать детям знания о том, как могут навредить здоровью снег и сосульки, учить бережно относиться к своему здоровью.

Ход беседы:  1.Прочитать стихотворение П. Золотова «Ворона»

Ворона снега съела,

Ангиной заболела!

Хочет крикнуть – да никак!

Снег не будешь есть.

2.Беседа о вреде снега и льда (грязный, холодный)

«ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ НА ГОРКЕ»

Программное содержание: учить детей подчиняться правилам поведения при катании с горки; выработать желание избегать травмоопасных ситуаций.

Материал: иллюстрации с изображением различных ситуаций на горке.

Ход беседы:

 1. Беседа о зимних забавах и играх, об их пользе для здоровья.

2. Обсуждение ситуаций правильного и неправильного поведения детей на горке по иллюстрации или картине.

3. Подведя выводы, с детьми сформировать правила:

-Кататься на горке только на санках-ледянках, а не на обычных санках;

-Подниматься на горку только по ступенькам;

-Не подниматься по скользкому скату горки и с боков;

-Не кататься стоя, а только сидя;

-Не толкать, не цепляться за товарищей;

- Соблюдать очередность;

-Не спрыгивать с горки;

«ЧЕГО НЕЛЬЗЯ ДЕЛАТЬ НА МОРОЗЕ»

Программное содержание: дать  детям знания о том, что железные предметы зимой очень опасны, что нельзя к ним прикасаться языком, губами и  голыми ручками; научить заботиться о своей безопасности, предупредить несчастный случай.

Материал: сюжетная картина.

Ход: Рассматривание и обсуждение сюжетной картины. Объяснение, почему так случается зимой с железными предметами.

Помочь запомнить ПРАВИЛО-

- Никогда зимой не прикасайся язычком, губами и голыми руками к железным предметам! Они приклеятся и не оторвать.  Это очень опасно для здоровья.

-Не отрывать с силой, если несчастье все- таки с тобой  случилось.

-Звать на помощь взрослого, если с кем- то из твоих товарищей произошло такое.

Проведение опыта:  Показать на улице, как мокрая тряпочка приклеивается к  металлическому предмету и не отрывается.

«НЕ ХОДИ ПО ЛЬДУ ВОДОЕМОВ»

Программное содержание: Объяснить детям, что опасно ходить зимой по водоемам, играть на них..

Материал: иллюстрации с опасными ситуациями на водоеме зимой.

Ход:  Воспитатель: -В какие игры вы любите  играть зимой? (Ответы детей) -А хотите послушать, как мишка играл зимой?

Чтение стихотворения:

Скрылись под снегом газоны с травой.

Скользко машинам на мостовой,

Льдом затянуло русло реки,

Плюшевый мишка встал на коньки.

-Только катается не на катке…

Вышел на улицу с клюшкой в руке.

Долго ли, дети, здесь до беды?

Есть для хоккея катки и пруды.

Только ботинки с коньками надень,

Лед будет петь под коньками весь день.

-А мостовая - опасный каток.

Нужно во двор возвращаться, дружок.

-Ребята, объясните мишке, почему нельзя кататься на мостовой? (Ответы детей). Рассматривание иллюстраций с опасными ситуациями на водоеме зимой.

ПАМЯТКА

  • Одевать шапку, варежки и застегиваться нужно не выходя из дома, чтобы холодный воздух не проник под одежду.
  • Нельзя есть снег и грызть сосульки, прикасаться к металлу.
  • На улице надо идти посередине тротуара, подальше от домов, потому что с крыши может обвалиться снег или упасть сосулька, и ни в коем случае нельзя заходить в огражденные зоны.
  • Ходить по обледеневшему тротуару нужно маленькими шажками, наступая на всю подошву.

                  C:\Users\елена\Desktop\картины\a26c129071cce248ef91906971ce957c.jpg                 C:\Users\елена\Desktop\картины\ed52f173921029ce10d5e288017d42af.jpg                C:\Users\елена\Desktop\картины\19485282eadfb59a6f7ef9da72b7f14c.jpg

  • Кататься на коньках, лыжах можно только в специально отведенных для этого местах.
  • И нельзя кататься с горок, которые расположены рядом с дорогой!
  • Кататься на санках стоя нельзя! Опасно привязывать санки друг к другу.
  • Вести себя на горке нужно аккуратно и дисциплинированно.
  • При игре в снежки нужно помнить, что кидать в лицо нельзя, и вообще кидать нужно не с силой! И не позволяйте детям строить глубокие снежные туннели, которые могут обвалиться!                      
  • Нельзя выходить на заледеневшие водоемы! Но если уж так случилось, что ребенок оказался на льду, передвигаться нужно мелким скользящим шагом. Если лед провалился - нужно громко звать на помощь и пытаться выбраться, наползая или накатываясь на край! Барахтаться нельзя! Если получилось выбраться, надо отползти или откатиться от края.
  • Особенно внимательно нужно зимой переходить дорогу - машина на скользкой дороге не сможет остановиться сразу!

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Любимое развлечение детей в зимнее время это, конечно, катание на санках. Они могут кататься дни напролет, с утра до вечера. При этом катание на санках является достаточно опасным занятием, хотя на первый взгляд оно выглядит абсолютно безобидным. Катание на санках может стать причиной таких травм у ребенка, как рваные раны, ушибы, сотрясение головного мозга. Но не нужно паниковать! Чтобы избежать негативных последствий катания, достаточно соблюдать несложные правила безопасности.

В первую очередь будьте внимательны при выборе санок: они должны соответствовать возрасту ребенка. Санки для маленьких детей должны быть максимально устойчивыми, поэтому желательно, чтобы расстояние между полозьями было широким, а сами санки были невысокими. А чтобы во время катания ножки ребенка не попали под полозья и не травмировались, санки должны быть оснащены подножкой. Проверьте, нет ли на горке, с которой собираетесь подтолкнуть санки с ребенком, камней, металлических предметов и других вещей, в которые могут врезаться санки.

Детям до четырех лет желательно кататься на горках, где мало людей. Если ваши санки оснащены ремнями безопасности, то обязательно пристегивайте ребенка ими, это позволит избежать ранений ребенка.

Ребенку старше четырех лет уже может захотеться кататься с больших горок. Поэтому не забудьте рассказать ребенку о том, что он может повредить зубы или голову, если лежа на животе на санках наедет на кочку. В таком положении управлять санками достаточно сложно. Не разрешайте ребенку прыгать с трамплинов на санках, так как это может привести к травме копчика в результате жесткого приземления. Объясните ребенку, что очень опасно кататься с горки, которая внизу заканчивается проезжей частью! Важно научить малыша правильно падать. Во время падения нужно стараться перевернуться на бок, согнув и поджав колени.

Необходимо соблюдать еще несколько правил:

- ребенок и взрослый не должны кататься вместе на одних санках;

- когда дети катаются на санках, за ними должен присматривать взрослый;

- перед катанием наденьте на ребенка налокотники, наколенники и шлем;

КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ

Зима. Пожалуй, только это время года может порадовать таким большим разнообразием игр и развлечений на свежем воздухе. Однако прагматичные родители при упоминании зимы гораздо чаще вспоминают о простудах и эпидемиях гриппа. Как ни парадоксально звучит, но именно поэтому надо скорее отправляться на улицу! Играть, закаляться и развиваться физически. Зимние игры, безусловно, идут на пользу малышам. Зимние прогулки - лучшая гарантия спокойного сна и стойкого иммунитета.

Заботливых родителей всегда мучает вопрос: как одеть малыша, чтоб он и не замерз, и не перегрелся? Надо помнить главное: ребенка не надо кутать! Помимо того, что детская одежда должна быть "многослойной", она должна быть из натуральным материалов. Перегрев не лучше, чем охлаждение. Найдите золотую середину!

                     

Катание на лыжах

Лыжные прогулки – едва ли не лучший вид активного отдыха с ребенком в зимнее время. Уже в 2 года терпеливые мамы и папы вполне могут научить своих деток ходить по лыжне, и не просто топать, а даже скользить! Уже в 3-4 года ваши дети смогут кататься и 20, и 30 минут подряд, скатываться с маленьких горок и даже ездить на буксире. Выбирая лыжи в магазине, обратите внимание на то, чтобы они легко снимались и одевались, а ботинки к ним были как раз впору, ни больше, ни меньше. Многие малыши любят кататься на «коротышках», для которых не нужна лыжная трасса, а, значит, и особых проблем нет.

Безопасность. В целом, это наименее безопасный вид зимних прогулок. Однако, обратите внимание, может быть горка, на которой Вы собираетесь кататься, слишком крутая, ухабистая или леденистая? Постарайтесь исключить все возможные опасные ситуации. Разумеется, кататься следует в парковой зоне, либо за городом, либо в том районе города, где движение автотранспорта отсутствует.

Катание на коньках

Если ваш малыш полюбит коньки – это на всю жизнь! Ничто не сравнится с тем ощущением полета и свободы, которое ощущаешь при катании на коньках. Но вам необходимо поспевать за ним и постоянно находиться рядом, для предотвращения травм и ушибов. Наиболее подходящий период для освоения этого стремительного и изящного вида спорта – 3-5 лет. Катание на коньках, укрепляет стопу и голеностоп, поэтому полезно любому ребенку!  В идеале ботинок должен сидеть плотно, если на ноги ребенка надеты колготки и одна пара шерстяных носков.

Безопасность. В отличие от лыж, занятие коньками сопряжено все же с определенным риском. Необходимо иметь в виду следующее:

1. Не ходите на каток в те дни, когда на нем катается много людей. Риск получить серьезную травму в этом случае крайне велик. Лучший вариант, если каток есть у вас во дворе.

2. Падения исключить невозможно, поэтому постарайтесь, чтобы ребенок был одет в плотную одежду. Во всяком случае, позаботьтесь о том, чтобы затылок был хорошо защищен (например, толстым слоем мягкой ткани).

3. Не отходите от малыша ни на шаг, чтобы в случае необходимости поддержать его и избежать падений.

                     

Санки

Чтобы зима для малыша не прошла даром, ему обязательно нужен "транспорт" для катания с гор и обычных прогулок. Это могут быть санки, либо (желательно) ледянка.  В отличие от других зимних развлечений, которые связаны с активным движением, для прогулки на санках одеться надо потеплее.

Безопасность

1. Перевозить ребёнка через дорогу можно только в санках, которые толкаются перед собой. Если у них имеется только веревка-буксир, то малыша необходимо вынуть. Следует учесть, что по малоснежной дороге с проплешинами асфальта санки едут медленно, поэтому родители должны быть особенно бдительными.

2. Кататься на санках с горки нежелательно, лучше на ледянках.

Горки

Катание с ледяной горки - одно из любимейших детских забав зимой. Правда многие малыши до определенного возраста боятся кататься на горке, примерно до 3,5-4 лет, но если взять с собой маму или папу, то не так страшно! Полюбив это занятие, детишки готовы кататься с горки до бесконечности и не хотят уходить от нее домой. Даже не смотря на показ любимого мультика! Спуск с горки настолько захватывает, что остановиться невозможно! Одежда должна быть не промокаемой, иначе уже через 20 мин. придется идти переодеваться, а малыши не любят, когда их отрывают от любимого занятия.

Безопасность.

Объясните малышу заранее, что на горке надо соблюдать дисциплину и последовательность. Вам необходимо самим убедиться в безопасности горки, поэтому перед катанием внимательно изучите местность. Катаясь с горки на санках (лучше и вовсе этого не делать) необходимо соблюдать осторожность. Спуск не должен выходить на проезжую часть, а малышей лучше катать с маленьких пологих снежных горок, причём в немноголюдных местах и при отсутствии деревьев, заборов и других препятствий.

Игры около дома

Зима тем и хороша, что за развлечениями далеко ходить не надо! Достаточно просто выйти из дома, вдохнуть свежий морозный воздух и поиграть в снежки. Это всегда вызывает смех и поднимает настроение. Вариантов чем заняться множество. Главное не лениться!

Безопасность

Единственное, о чем можно предостеречь, это то, что под свежевыпавшим снегом может быть все что угодно: разбитые бутылки, камень либо проволока, может там оказаться и мусор, который кто-то не донес до помойки – да все что угодно! Поэтому, конечно, валяться и играть в сугробах, которые находятся, например, под окнами домов или около подъезда, нежелательно. И, конечно, не позволяйте прыгать в сугроб с высоты. Проследите, чтобы ребенок не ел снег или сосульки. Неизвестно, что таится в пушистом снежке.

Дорогие мамы и папы! Уделяйте как можно больше времени прогулкам с вашими детьми! Мамина посуда и не глаженое белье подождет, а папа сможет закончить работу на компьютере позже, но ребенок не будет ждать. Он растет и развивается, а насколько прогрессирует его развитие, зависит только от вас. Ему необходимы активный отдых и свежий воздух! Согласитесь, ведь и вам это никогда не помешает. Будьте здоровы!

Непосредственно образовательная деятельность

по познавательному развитию

Лёд - это тоже вода.

Программное содержание: познакомить детей с ещё одним свойством воды- прозрачностью; сформировать представление о переходе воды из жидкого состояния в твёрдое, о свойствах и признаках льда; развивать познавательную активность детей , творческое воображение.

Ход образовательной деятельности

   Воспитатель показывает детям 5 банок с разным содержанием, которые с наружи обёрнуты фольгой. Проводится дидактическая игра, разработанная М. Монтессори, которая называется « Что шумит?».

Дидактическая игра «Что шумит?»

  Воспитатель поочерёдно встряхивает каждую из 5 банок, не показывая содержимого, дети угадывают: что находится внутри банок.

Опыт

Воспитатель предлагает детям сравнить воду в двух банках, которые стоят на столах у детей.Спрашивает: одинаковая ли вода в них? Чем отличается? Чтобы ответить на эти вопросы, надо провести опыт: дети опускают часть мелких предметов, которые находятся у них на столах( мелкие камешки, пуговицы) в банку с чистой водой, а часть- в банку с мутной грязной водой.Выясняют: в какой банке они видны?(В той, где вода чистая или в той, где вода мутная, грязная.)

  Вывод: чистая вода- прозрачная, в ней видны все предметы, а мутная вода- непрозрачная( в ней предметов почти не видно).

  Далее воспитатель предлагает детям назвать все прозрачные предметы в групповой комнате.

 Воспитатель: прозрачная ли вода в кране? Что было бы, если бы из крана текла грязная, мутная вода? Почему необходимо, чтобы там была чтстая вода ?

 Воспитатель: а теперь послушайте стихотворение, в котором упоминается ещё об одном свойстве воды.

Я по воде могу ходить!

Я по воде могу ходить!

Хотите, я вам покажу?

И даже ног не замочить.

Сейчас легко вам докажу.

Там, за углом залит каток,

Я по нему сейчас пройду,

Не замочив своих я ног,

По скользкому иду я льду.

Вы скажете, что я схитрил?

Но лёд – замёрзшая вода.

Прошёл – и ног не замочил.

Сказал я правду, как всегда!                   ( С. Олегова)

 

Воспитатель: Когда вода становится твёрдой?

Дети : На морозе она превратится в лёд.

Воспитатель:  А что такое лёд?( Предлает детям взять в руки кусочки льда, лежащие перед ними на тарелочках, рассмотреть их, ощупать).

Дети: Лёд – это замерзшая вода.

Воспитатель: Лёд – это вода в твёрдом состоянии.

                        Какой лёд?

Дети: Твёрдый , гладкий , тяжёлый ,холодный , прозрачный, тает в тепле. Лёд хрупкий если его ударить он расколется.

Воспитатель: Я сейчас загадаю загадку о льде, а вы перечислите мне свойства льда, которые называются в загадках.

                          Чист, ясен, как алмаз,

                           Но дорог не бывает.

                           От матери рожден

                           И сам её рождает.                        ( Лёд)

Воспитатель: Какой лёд?( чист , ясен)

                       С чем сравнивается лёд? ( с алмазом)

                       Что такое алмаз? ( драгоценный камень)

                       А почему лёд дорог не бывает? ( потому, что тает)

                      От какой матери рождён лёд? ( от воды)

           Он,  как алмаз:

          И твёрд , и чист,

          На солнышкесверкает,

         Но пригревать начнут лучи,

         Он тут же тает.                                  (лёд)

Воспитатель: Какой лёд? ( твёрд, чист)

                       С чем сравнивается лёд ? ( с алмазом)
                      Когда тает лёд? ( когда пригревают лучи солнца)

Анализ проведённых опытов.

Правила безопасности на льду.

Цель: упражнять в правилах поведения на водоемах в зимнее время.

Задачи: 

1.  Активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.

2. Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время) .

3.Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.

4. Способствовать развитию осторожности.

5. Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Ход  занятий

Осенне-зимний период, когда на водоемах начинает устанавливаться лед – опасное время. Некоторые люди, пренебрегая правилами безопасного поведения, подвергают свою жизнь неоправданному риску. Как правило, водоемы замерзают неравномерно: сначала у берега, на мелководье, в защищенных от ветра заливах, а затем уже на середине. На озерах, прудах, ставках (на всех водоемах со стоячей водой, особенно на тех, куда не впадает ни один ручеек, в которых нет русла придонной реки, подводных ключей) лед появляется раньше, чем на речках, где течение задерживает льдообразование. На одном и том же водоеме можно встретить чередование льдов, которые при одинаковой толщине обладают различной прочностью и грузоподъемностью. Ежегодно тонкий лед становится причиной гибели людей. Как правило, среди погибших чаще всего оказываются дети и рыбаки. Избежать происшествий можно, если соблюдать правила безопасности. С началом первых заморозков начинается процесс ледообразования на водных объектах. Водоемы покрываются льдом, который поначалу еще непрочен и легко ломается под ногами человека или тяжестью техники. Очень опасен ноздреватый лед, который представляет собой замерзший во время метели снег. На участки такого льда ступать нельзя ни в коем случае. Надо помнить, что лед безопасен для одного человека при толщине не меньше 10 сантиметров.  Уходят под лед и автомобили.  Основные причины происшествий и гибели людей или неосторожный выход (выезд) на несанкционированные ледовые переправы, или во время зимней рыбалки. И все это из-за несоблюдения элементарным мер безопасности на льду. Чаще всего люди оказываются на льду, когда переходят водоемы, чтобы сократить свой путь, или отправляясь на зимнюю рыбалку, катание на льду. Любое пребывание на льду всегда таит опасность, поэтому, прежде чем выйти на лед, не будет лишним вспомнить правила, которые обеспечат Вам безопасность, а может быть и сохранят жизнь. Внимание! Если за вами затрещал лед и появились трещины, не пугайтесь и не бегите от опасности! Плавно ложитесь на лед и перекатывайтесь в безопасное место!

Правила безопасности на льду водоема.

Не выходите на тонкий лед в начале зимы и в начале весны. 

Запомните, что весной лед ломается бесшумно, а в начале зимы со звонким хрустом и треском. 

Двигайтесь по льду по натоптанным следам и тропинкам. 

Имейте палку, чтобы прощупывать перед собой путь. 

Двигаясь группой, следуйте друг за другом на некотором расстоянии. 

Запомните, что в начале зимы наиболее опасна середина водоема, а в конце зимы - участки возле берега. 

Запомните, что менее прочным лед бывает там, где: 
- наметены сугробы; 
- растут кусты; 
- трава вмерзла в лед; 
- бьют ключи; 
- быстрое течение; 
- в реку впадает ручей.

Что делать если ты провалился под лед:

Повернитесь в ту сторону, откуда пришли. Лёд был достаточно прочным в этом направлении до аварийного участка. Значит, он должен выдержать вас и на обратном пути. У вас нет времени на проверку других маршрутов.

Раскиньте руки вперёд по кромке льда и раскачивайте тело кверху, пока основная часть торса не окажется на поверхности. Теперь, подтягиваясь руками, выталкивайте себя наружу с помощью «дельфиньих» толчков ногами.
Не вставайте сразу на лед, поскольку с краю он может быть тонким. Начинайте осторожно перекатываться к берегу. Ни в коем случае не растирайте руки и ноги-это приведёт к тому, что холодная кровь из конечностей начнёт циркулировать по телу, напрявляясь вверх к голове. Такое переохлаждение может вызвать остановку сердца.

Приемы оказания помощи на льду

-При оказании помощи человеку, провалившемуся под лед, нельзя подходить к нему стоя из-за опасности самому попасть в беду. К пострадавшему надо приближаться лежа с раскинутыми в сторону руками и ногами. Если под рукой имеются доски, лестницы, шесты или другие предметы, то их надо использовать для оказания помощи.

-Лежа на одном из таких предметов, закрепленных веревкой к берегу или на твердом льду, оказывающий помощь продвигается к пострадавшему на расстояние, позволяющее подать веревку, пояс, багор, доску. Затем, оказывающий помощь отползает назад и постепенно вытаскивает пострадавшего на крепкий лед.

-Если оказывающий помощь не имеет спасательного пояса, то он должен обвязаться веревкой, предварительно закрепив ее на берегу или в лунке твердого льда. При оказании помощи, когда есть промоины или битый лед, используются специальные спасательные шлюпки или шлюпки на съемных полозьях. Для продвижения шлюпки вперед используются кошки и багры.

-Но могут быть и такие случаи, когда нет никаких подсобных предметов для оказания помощи. В этом случае два- три человека ложатся на лед и цепочкой продвигаются к пострадавшему, удерживая друг друга за ноги, а первый подает пострадавшему ремень, одежду и т.п.

-Доставьте пострадавшего в теплое место. Окажите ему помощь: снимите с него мокрую одежду, энергично разотрите тело (до покраснения кожи) смоченной в спирте или водке суконкой или руками, напоите пострадавшего горячим чаем. Ни в коем случае не давайте пострадавшем алкоголь – в подобных случаях это может привести к летальному исходу.

-До оказания помощи пострадавший должен действовать самостоятельно. Если под ногами у него провалился лед, надо, расставив руки, удерживаться на поверхности льда, без резких движений стараться выползти на твердый лед, а за тем, лежа на спине или груди, продвигаться в ту сторону, откуда пришел.

-Довольно редко лед проламывается мгновенно. Обычно несчастью предшествует проседание льда и характерное потрескивание. В таком случае следует немедленно вернуться назад по своим же собственным следам.

Самое главное – сохранять хладнокровие, потому что даже плохо плавающий человек способен некоторое время удержаться на поверхности за счет воздушной подушки, образовавшейся под одеждой. Вместе с тем активно действовать необходимо сразу же, пока еще не промокла одежда, не замерзли в холодной воде руки, не развились характерные для переохлаждения слабость и безразличие. 10-15 минут пребывания в ледяной воде опасно для жизни. Оказать немедленную помощь человеку, оказавшемуся в опасности – благородный долг каждого гражданина.

Строгое соблюдение мер предосторожности на льду – главное условие предотвращения несчастных случаев.

Конспект занятия по основам безопасности жизнедеятельности в старшей группе

Цель: Упражнять в правах поведения в правах поведения на водоемах в зимнее время.

Задачи:

1. Продолжать активизировать умения и навыки детей избегать опасных ситуаций и по возможности правильно действовать.

2. Закрепить знания о правилах безопасности в природе (водоемах, в зимнее время) .

3.Формировать умение оказывать элементарную первую помощь.

4. Способствовать развитию осторожности.

5. Развивать мышление, память, умение выслушать товарища не перебивая.

Воспитывать внимание, сосредоточенность, чуткость, отзывчивость.

Предварительная работа: беседа о зиме, рассматривание иллюстраций, заучивание стихотворений, работа с говорящей «Азбукой Безопасности»

Материал и оборудование: картинки зимы, зимних развлечений, картинка вороны, электронное письмо, картинки-плакаты о безопасности на льду, мультфильм «Безопасность на льду» (смешарики, мультимедиа.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно- исследовательская.

Предполагаемый результат: Умеет поддерживать беседу о безопасном поведении на водоемах зимой, рассуждает, высказывает свою точку зрения, активно и доброжелательно взаимодействует с педагогом и сверстниками в решении игровых задач.

Содержание организованной деятельности:

1. Настрой «Доброе Утро» (дети стоят в круге)

Затем полукругом (лицом к экрану)

-Какое сейчас время года? (зима)

-А на экране? (на экране картинка зимы) (зима)

-Какое время года в нашем городе? (зима)

Сегодня мы поговорим о безопасном поведении на льду.

-Какая река есть в нашем городе? (ответы детей)


(На экране мультимедиа картинки «Зимние развлечения»)

-Может вам приходилось мчаться на лыжах по лыжне, проложенной по льду реки или озера? Или кататься на коньках, санках?

Это весело и радостно, но всегда ли это безопасно?


3. Чтение сказки «Волшебные вороны»

Вопросы:- Где Саша каталась на санках?

- С кем познакомилась девочка у реки?

-Как помогли Саше «волшебные вороны»?

- Почему нельзя выходить на лед водоема в начале и в конце зимы?

Где расположены опасные участки льда, у берега или на середине водоема?

- В каких местах лед может быть не прочным даже в сильные морозы?

Физкультминутка

«Я однажды потерялся… .»

Я однажды потерялся – (изобразить испуг)

Только быстро догадался (слегка стукнуть себя по лбу, улыбнуться)

Посмотрел туда- сюда (повороты)

Нету мамы вот беда (развести руки в стороны, внизу)

Побежал направо я (бег на месте)

Мама не нашлась моя (руку козырьком)

Побежал налево я (бег на месте)

Мама не нашлась моя (руку козырьком)

Повернулся я вокруг (повороты вокруг себя)

Может быть увижу вдруг (руку козырьком)

Нет, я решил стоять (руки скрестить на груди)

И на месте маму ждать.

5.Воспитатель:
                   – Ты советы все узнай

                      А узнаешь повторяй

                      Будешь ты всегда здоров

                  Без больниц и докторов!

                     -Посмотрите, что случилось с Нюшей из «Смешариков»

6. Мультфильм на мультимедиа.

-Если друг упал на льду, поцарапал коленку, руку, обморозился, чтобы ты выбрал из этих предметов, чтобы помочь ему.


На мультимедиа картинки о правилах поведения на льду.

Правила: - 

1. Если стоят сильные морозы и лед на водоемах толстый и прочный, то ничего страшного нет.

2. А вот в начале зимы, когда лед еще не окреп, ломается под ногами со звоном и хрустом, или потрескивает, выходить на него нельзя, наиболее опасна середина водоема.

Представьте себе неосторожного человека, который идет по неокрепшему льду и вдруг слышит лед трещит.

-Как вы думаете, что надо делать? (ответы детей)

Нужно немедленно ложиться и ползти по своим следам к берегу.

Запомните, что даже в самые трескучие морозы, находясь на водоеме надо соблюдать безопасность, осторожность.

Лед может быть непрочным около стока вод с фабрик или бассейнов, около кустов и зарослей камыша там где болотные травы вмерзли в него.

Иногда метели наносят сугробы на льду. Их лучше обходить стороной, потому что под снегом лед тоньше. Более тонким и непрочным он бывает там, где в речку впадает ручей или бьют ключи.

Итог деятельности (проговаривание)

_Ты помни правила всегда,

Чтоб не случилась вдруг беда

И неприятность не пришла

И где-то вдруг тебя нашла

И надо их не толь знать

А постоянно выполнять!



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект на тему: Первые шаги в математику

ПроблемаСистематизация работы по формированию элементарных математических представлений  вмладшей группе детского сада.ЦельВыявить эффективные способы формирования элементарных математических пре...

Проект на тему «ПЕРВЫЕ ШАГИ К ОЛИМПИЙСКИМ РЕКОРДАМ»

Формирование в сознании дошкольников образ олимпизма и олимпийского движения как яркую, наглядную, представительную, запоминающуюся модель современного общества, которая ориентирует на общечеловечески...

Проект "Первый тоненький ледок - чем опасен он, дружок?"

Проект разработан в силу особой актуальности проблемы безопасности детей на водных объектах в осеннее - зимний период....

Проект в подготовительной группе «Первый тоненький ледок, чем опасен он дружок?»

С наступлением зимы потенциальных опасностей на улице становится больше, следовательно, актуальна проблема формирования у детей навыков безопасного поведения в зимнее время года. Ежегодно первый лед с...

Проект по безопасности жизнедеятельности «Первый тоненький ледок»

Проект по безопасности жизнедеятельности «Первый тоненький ледок»...