Игра-викторина "Железная дорога-это не игрушка"
учебно-методический материал по обж (подготовительная группа) на тему
Учебное пособие по железнодорожным правилам для старшего дошкольного возраста
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Игра-викторина | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Игра -викторина
Для старшего дошкольного возраста
« Железная дорога – это не игрушка»
Составила: Фонарева Н.В.
Амелина М.Н.
Санкт – Петербург
2016г.
Цель: закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения.
Задачи: - расширить знания детей о профессиях на железной дороге.
- закрепить знания детей о железнодорожных знаках и их значении.
- обогатить словарь детей за чет железнодорожных профессий.
- воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.
Оборудование: железнодорожные знаки, картинки работников на железной дороге (обходчик, осмотрщик вагонов, монтеры, кассир, проводник, машинист), картинки электрички, поезд, машинист, перрон, проводница, семафор, пазлы с железнодорожным переездом.
Предварительная работа: выучить с детьми загадки и стихи о железной дороге, познакомить детей с железнодорожными знаками.
Ход занятия:
На экране слайд с изображением железнодорожного локоматива.
Ведущий: - Ребята, послушайте стихотворение и скажите, о ком мы сегодня будем с вами говорить
Быстро поезд нарисуем,
Синей краской обведем.
Светофор у рельс поставим –
Будем мокнуть под дождем.
Нарисуем мы монтера
И обходчика путей
Рядом рыжую собачку –
С ней им будет веселей.
Нарисуем рельсы, шпалы,
И конечно же, вагон.
Проводница в синей форме
Скромно выйдет на перрон.
Дети: О железнодорожниках.
Ведущий: Сегодня мы собрались на викторину железнодорожников, где вы сможете показать свои знания о железнодорожном транспорте, о профессиях, которые встречаются на железной дороге и какие правила необходимо соблюдать, чтобы с вами не случилась беда. Вы выполните несколько заданий и за каждое правильно выполненное задание вы получите деталь от игры «Пазл», которые потом сможете сложить в единую картинку и посмотреть, что получится.
Железная дорога
В наше время так нужна!
И любая из профессий,-
Всем почетна и важна.
Ведущий: - Ребята, люди каких профессий работают на железной дороге?
Дети читают стихи.
1 ребенок: Когда я вырасту большим,
Буду я обходчиком,
Дошколятам объясню
Очень все доходчиво.
Вот сюда ходить нельзя –
Близко мчатся поезда,
К стрелке ты не подходи –
«Скорый» на твоем пути.
Рельсы, шпалы, поезда-
Ходить сюда без мам нельзя!
На экране появляется слайд с изображением обходчика.
Ведущий: От работы обходчика зависит состояние рельс, шпал, переездов. Как пограничник на заставе, обходчик должен ежедневно обходить вверенный ему участок дороги.
2 ребенок: Я вагоны осмотрю,
Все «больные» подлечу,
По колесикам вагонным
Молоточком постучу.
Если надо, то и гайки
Инструментом закручу.
Мчитесь дальше поезда
Вы в большие города.
На экране слайд с изображением осмотрщика.
Ведущий: - Ребята, вагоны, как и люди могут «заболеть». Осматривает и «Лечит» вагоны осмотрщик вагонов. Как только поезд прибудет на станцию, осмотрщик с обеих сторон начинает осматривать вагоны. Молоточком на длинной ручке они простукивают буксы и колесные пары. А вдруг колесо от трения об рельсу стало плоским, и колесную пару надо менять? А еще осмотрщик на слух может определить утечку воздуха из тормозной системы. Осмотрщики сильные, выносливые, закаленные люди. Они работают в любое время года, в жару и стужу. Без сигнала осмотрщика, что все благополучно, поезд не поедет.
3 ребенок: Мы – монтеры пути.
С инструментом в руках,
В желтых жилетах
Всегда на путях.
Не поедут без нас
Никогда поезда,
Ремонтируем рельсы
Мы на совесть всегда.
На экране слайд с изображением монтеров.
Ведущий: А эта профессия требует силы, выдержки, разнообразных знаний и умений. Помогают им в работе путевые машины. Монтеры ремонтируют путь.
4 ребенок: Посмотрите на меня –
Я уже большая
На железной , на дороге
Работать я мечтаю
Буду я кассиром –
Билеты выдавать.
Будете недолго
В кассу вы стоять.
На экране слайд с изображением кассира.
Ведущий: Работа кассира ответственна. Она требует внимания, сосредоточенности, хорошего знания компьютера и чуткого отношения к пассажирам.
5 ребенок: Форму синюю надену,
Пилоточку достану
И красивой проводницей
У вагона встану.
Буду чай с лимоном
В купе к вам приносить.
Думаю, не сможете
Вы меня забыть.
На экране слайд с изображением проводницы.
Ведущий: - Рабочее место проводника – весь вагон. В нем он поддерживает порядок, следит за работой отопления, радио, исправностью освещения. Проводник понимает сигналы светофора и может оказать пассажирам первую медицинскую помощь.
6 ребенок: Я уже давным – давно
Машинистом стать хочу.
Мамочку свою родную
Я в вагоне прокачу.
Вставать я буду рано,
Ведь наша забота
Всех пассажиров отвозить
С утра на работу.
На экране слайд с изображением машиниста.
Ведущий: - Работа машиниста, ребята, сложная и ответственная. Он управляет поездом с помощью прибора, который находится слева от машиниста. На приборе несколько рукояток. Справа от машиниста, у бокового окна, второй прибор – пневматический кран. Он служит для торможения поезда. В кабине у машиниста есть телефон, микрофон, холодильник, электроплита, шкафчик для одежды. Машинист видит впереди сигнальные огни светофора и по нему определяет свободен ли путь.
Ведущий: А сейчас вам понадобятся внимание и сообразительность. Давайте составим « Словарь будущего железнодорожника»
А теперь я вас проверю
И игру для вас затею
Я задам сейчас вопросы –
Отвечать на них не просто.
Отгадайте, что это?
- несколько вагонов, прицеплены к локомотиву (поезд)
- мощные стальные полосы (рельсы)
- место остановки поезда (железнодорожная станция)
- место, откуда для пассажиров начинается железная дорога (вокзал)
- основной документ пассажира (билет)
- хозяйка пассажирского вагона (проводник)
- закон для отправления и прибытия поездов (расписание)
- все то, что принадлежит пассажиру (багаж)
- пассажирская платформа (перрон)
- полосатый загородительный брус, установленный на железнодорожном переезде (шлагбаум)
- постоянные сигналы, которые стоят вдоль железной дороги, приказывая или остановить поезд или продолжить движение (семафор)
- место пересечения железной дороги с автомобильной (переезд)
-сооружение для прокладки железной дороги под землей, в горах (тоннель)
- деревянные и железобетонные брусья, на которых лежат рельсы (шпалы)
Ответы детей сопровождаются картинками.
Подв. Игра «Поезд»
Ведущий: Чтоб пыл веселья не угас,
Чтоб время шло быстрее.
Друзья, я приглашаю вас
К загадкам побыстрее.
1 ребенок: Мимо рощи, мимо яра,
Мчит без дыма, мчит без пара
Паровозова сестричка.
Кто такая?
(электричка)
2 ребенок: Железные избушки
Прицеплены друг к дружке
Одна из них с трубой
Везет всех за собой
(поезд)
3 ребенок: В быстром поезде сидит
И в окно свое глядит
Он движеньем управляет
Грузы вовремя доставляет.
(машинист)
4 ребенок: Он на вокзале есть всегда,
К нему подходят поезда.
Двойное «Р» содержит он
И называется….
(перрон)
5 ребенок: Я хозяйка в доме на колесах,
Я всегда вас чаем напою.
День и ночь тружусь не уставая.
Назови профессию мою!
(проводница)
6 ребенок: Я глазищами моргаю
Неустанно день и ночь
Машинистам помогаю
Но зовусь не светофор
(семафор)
Ответы детей сопровождаются слайдами.
Дид. Игра «Собери поезд»
На столе лежат фрагменты пассажирского и грузового поездов. Дети на фланелеграфе выкладывают два поезда.
Ведущий: Везде и всюду правила, их надо знать всегда.
Без них не выйдут в плаванье из гавани суда.
Без правил жить на свете ни как, ни как нельзя.
Выходят в рейс по правилам большие поезда.
На железной дороге много правил, чтоб с вами не случилась беда их нужно знать. А вот знаете ли вы их? Мы сейчас и проверим.
Правила эти железнодорожные –
Строгие очень, но вовсе не сложные,
Ты их запомни, слушай внимательно,
В жизни помогут они обязательно.
1 ребенок: Я в обход, - сказал Зайчишка,-
Ты рискуешь жизнью, Мишка.
В это самое мгновенье,
Вдруг объявят отправленье,
Поезд тронется, тогда –
Неминуема беда.
- Не подлезайте под вагоны!
2 ребенок: На платформе две дворняжки,
Разыгрались в догонялки:
Позабыв про электричку,
Догоняет брат сестричку!
Рассердился очень папа,
И детей отшлепал лапой!
- Не устраивайте подвижных игр на платформе!
3 ребенок: Жарко в вагоне, проветрюсь немножко,-
Высунул голову Ослик в окошко,
Что же ты делаешь?! Вот озорник!
Сядь – кА на место,- сказал проводник,-
Впредь так не делай никогда,
Чтобы с тобой не случилась беда.
- Не высовывайся из окна на ходу поезда!
4 ребенок: На железной дороге два братца,
Захотели друг с другом подраться:
Забодаю! – мычит Белолобый.
Черно – белый мычит: - Ну, попробуй.
Драчуны! Уносите – ка ноги,
Поскорее с железной дороги!
Хорошо, что вмешалась Сорока:
Все могло бы закончиться плохо!
- Не ходите и не играйте на железнодорожных путях!
5 ребенок: На перроне теснотища,
Жеребенка Лошадь ищет:
Где ты, серый Жеребенок,
Непослушный мой ребенок?
Он за маму не держался,
Потому и потерялся.
- На вокзале и в других многолюдных местах держись за руку взрослого!
6 ребенок: Глазам не верю
Для чего здесь батарея?
Помогает же движенью
Паровое отопленье!
Может быть зимою вьюжной
Здесь шоферам греться нужно
Оказалось – это знак
Говорит шоферу так:
« Железнодорожный переезд со шлагбаумом»
- Железнодорожный переезд со шлагбаумом.
7 ребенок: Знак висит у переезда
Беззаботности нет места
Тут шлагбаум – не положен
Буду очень осторожен
Почему же в летний зной
Знак не сняли с мостовой.
Оказалось этот знак
Говорит шоферу так-
« Здесь шлагбаум, переезд
Подожди пройдет экспресс»
- Нерегулируемый железнодорожный переезд!
После каждого стихотворения дети ищут нужный железнодорожный знак.
Ведущий: Правила запомнил –
В тайне не держи:
Всем друзьям, знакомым,
Знаешь – расскажи!
Дид. Игра «Составь слово»
Дети составляют из букв слова машинист и пассажир.
Ведущий предлагает детям проговорить скороговорку:
Мчится поезд, скрежеща,
Же – че – ща, же – че – ща!
Дети проговаривают скороговорку.
Ведущий: Молодцы, ребята! Вы справились с заданием, знаете все правила безопасности на железной дороге. Наша игра – викторина подошла к концу. А теперь давайте попробуем сложить картинку – пазл.
Дети собирают пазлы, получается железнодорожный переезд.
На экране слайд с изображением железнодорожного переезда Сестрорецка.
Ведущий: Спасибо всем за активное участие. Хочу вас поблагодарить и вручить эмблему «Юный железнодорожник».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Викторина «Железная дорога - детям не игрушка"
В игровой форме вы сможете закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения. Расширить представления детей о профессиях железнодорожников, правилах повед...
Железная дорога – детям не игрушка
Открытое занятие в старшей группеЖелезная дорога – детям не игрушкаМубаракшина Диляра Наилевнавоспитатель ГБДОУ д/с № 27Калиниского района СПб. Цель:Формирование у детей потребности в собл...
Неделя акции «Безопасность на дороге, это не игрушка» в детском саду.
Одна из первых недель работы детского сада, открывшегося после продолжительного ремонта и радостно принявшего ребятишек, совпала с проведением с 23.11 2015 по 26.11.2015 г. профилак...
Викторина «Железная дорога – детям не игрушка» (подготовительная группа)
Цель: закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения. Расширить представления детей о профессиях железнодорожников, правилах поведения на железной дороге. Во...
Статья "Железная дорога- детям не игрушка!"
Статья предназначена для родителей детей-дошкольников. Статья о том, какую мы провели работу по безопасности на железной дороге....
Педагогический проект "Железная дорога - детям не игрушка!"
Знакомство детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге. Формирование у воспитанников осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья....