Железная дорога – детям не игрушка
методическая разработка (старшая группа) на тему

Мубаракшина Диляра Наилевна

Открытое занятие в старшей группе

Железная дорога – детям не игрушка

Мубаракшина Диляра Наилевна

воспитатель ГБДОУ д/с № 27

Калиниского района СПб.   

Цель:

  • Формирование у детей потребности в соблюдении правил поведения на железной дороге.

Задачи:

1. Образовательные задачи:

  • Закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения.
  • Расширить представления детей о профессиях железнодорожников, правилах поведения на железной дороге.

2. Воспитательные задачи:

  • Воспитывать уважение к труду работников железнодорожного транспорта.
  • Воспитание добрых отношений между членами семьи.

3. Развивающие задачи:

  • Продолжать развивать умение понимать поставленную задачу (Что делать?), и способы её достижения (Как делать?)
  • Учить анализировать выполненные постройки.
  • Развивать память, воображение, мышление, навыки работы с мелким конструктором.

Методы и приёмы:

  1. 1. Наглядные:

- использование иллюстраций и картинок.

2. Словесные:

- пояснение;

- беседа.

3. Практические:

- выполнение заданий с опорой на личный опыт;

- выполнение заданий в малых подгруппах.

 

Материалы и оборудование:

  • Интерактивная доска.
  • Карточки с вопросами о железной дороге.
  • Слайды с загадками о железной дороге и ж/д транспорте.
  • Мелкий пластмассовый конструктор.
  • Картинка-пазл с изображением паровоза.
  • Запрещающие ж/д знаки формата А4.
  • Карточки с цифрами.
  • Фонограммы.

Предварительная работа:

  • Знакомство с железнодорожным транспортом.
  • Знакомство с ж/д профессиями.
  • Придумывание и отгадывание загадок о железной дороге.
  • Конструирование ж/д вагонов из мелкого пластмассового конструктора.

Ожидаемые результаты:

Развивать умение рассуждать, анализировать свою работу, учить проявлять целеустремлённость и взаимопомощь.

 

Ход занятия:

 

Воспитатель: У нас сегодня викторина железнодорожно-развлекательная, где вы сможете показать свои знания о железнодорожном транспорте, о профессиях, которые встречаются на железной дороге и какие правила необходимо соблюдать, чтобы с вами не случилась беда. Вам необходимо будет выполнить несколько заданий, ответить на вопросы и за каждое правильно выполненное задание вы будете получать фант.

 

Воспитатель: Железная дорога

В наше время так нужна!

И любая из профессий, -

Всем почётна и важна.

Ответьте, пожалуйста:

- Для чего нужна железная дорога? (Ответы детей)

- Люди каких профессий работают на железной дороге? (Ответы детей)

- Ваши родители работают на железной дороге? Кем? (Ответы детей)

 

Воспитатель: А теперь я вас проверю,

И игру для вас затею.

Я задам сейчас вопросы –

Отвечать на них непросто.

Воспитатель показывает на доске слайды и задаёт вопросы:

  1. 1. Какие виды поездов вы знаете?

Ответы детей: (Пассажирский, грузовой).

  1. 2. Где люди ждут электричку или поезд?

Ответ детей: (На перроне).

  1. 3. Для чего нужен стоп-кран?

Ответ детей: (Срочно остановить поезд).

  1. 4. При помощи чего движется электровоз, паровоз, тепловоз

Ответ детей: (Электричества, пара, тепла).

5. Как называются люди, которые едут в поезде?

Ответ детей: (Пассажиры).

6. Кто ведёт поезд? (Машинист, помощник машиниста)

Молодцы! Вы ответили на все вопросы и получаете первый фант.

 

Воспитатель:  Чтобы пыл веселья не угас,

Чтобы время шло быстрее,

Друзья, я приглашаю вас

К загадкам побыстрее.

Воспитатель достаёт из конверта карточки с вопросами и задаёт их детям.

На обратной стороне карточки – картинка-отгадка.

Мимо рощи, мимо яра,

Мчит без дыма, мчит без пара

Паровозова сестричка.

Кто такая? (Ответ детей: электричка)

 

Железные избушки

Прицеплены друг к дружке.

Одна из них с трубой

Везёт всех за собой. (Ответ детей - поезд)

 

В быстром поезде сидит

И в окно своё глядит.

Он движеньем управляет –

Грузы вовремя доставляет. (Ответ детей - машинист)

 

Он на вокзале есть всегда,

К нему подходят поезда.

Двойное «Р» содержит он

И называется … (Ответ детей - перрон)

 

Я – хозяйка в доме на колёсах,

Я всегда вас чаем напою.

День и ночь тружусь, не уставая,

Назови профессию мою! (Ответ детей - проводница)

 

Я глазищами моргаю

Неустанно день и ночь.

Машинистам помогаю,

Но зовусь не светофор. (Ответ детей - семафор)

 

Молодцы! Вы отгадали все загадки и получаете второй фант.

 

Воспитатель: Люди, работающие на железной дороге должны быть внимательными, смелыми, сильными и вы тоже сейчас сможете проверить себя на ловкость и внимание. Для этого надо разделиться на две команды. (Дети делятся на две команды). Одна команда соберёт поезд из геометрических фигур, а другая соберёт геометрический паровоз. Дети выполняют задание.

Воспитатель: Вы справились с заданием и  получаете третий фант.

Вы хорошо потрудились и вам нужно немного отдохнуть и подвигаться:

Динамическая пауза:

А теперь, ребята, встать,

Руки медленно поднять,

Пальцы сжать, потом разжать.

Руки вниз и так стоять.

Наклонитесь вправо, влево

И беритесь вновь за дело.

И снова мы продолжаем нашу викторину:

Без правил жить на свете никак, никак нельзя.

Выходят в рейс по правилам большие поезда.

Ребята! Вы, конечно, знаете, что правила на железной дороге обозначаются знаками. Вот сейчас мы проверим, знаете ли вы эти знаки:

!!! Заранее подготовить большие знаки!

Воспитатель показывает два знака:

Ходить по ж/д путям запрещено! и

Играть на ж/д путях запрещено!

1 – На железной дороге два братца

Захотели друг с другом подраться:

Забодаю! – мычит белолобый.

Чёрно-белый мычит: «Ну, попробуй!»

Драчуны! Уносите-ка ноги

Поскорее с железной дороги!

Дети объясняют, что обозначают эти знаки.

Следующий знак:

Не подлезайте под вагоны!

2 – В это самое мгновенье

Вдруг объявят отправленье,

Поезд тронется, тогда –

Неминуема беда!

 

Дети объясняют значение этого знака.

 

Ещё один знак:

Переходить путь вблизи идущего поезда запрещено!

3 – Нарисован паровоз,

Слышим стук из-под колёс,

Видим – едет тепловоз,

Тот же стук из-под колёс.

Разницы тут никакой:

Всё равно, идущий, стой!

Дети объясняют значение этого знака.

Воспитатель: Вы справились с заданием, знаете правила безопасности на железной дороге и получаете ещё один фант. Наша игра-викторина подошла к концу. Вы справились со всеми заданиями, а теперь давайте попробуем собрать и запустить железную дорогу. Дети включают игрушку.

Спасибо всем за активное участие.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Викторина «Железная дорога - детям не игрушка"

В игровой форме вы сможете закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения. Расширить представления детей о профессиях железнодорожников, правилах повед...

Викторина «Железная дорога – детям не игрушка» (подготовительная группа)

Цель: закрепить знания детей о железнодорожном транспорте, как об одном из средств передвижения. Расширить представления детей о профессиях железнодорожников, правилах поведения на железной дороге. Во...

Статья "Железная дорога- детям не игрушка!"

Статья предназначена для родителей детей-дошкольников. Статья о том, какую мы провели работу по безопасности на железной дороге....

Педагогический проект "Железная дорога - детям не игрушка!"

Знакомство детей с правилами поведения и безопасности на железной дороге. Формирование у воспитанников осознанного выполнения правил поведения, обеспечивающих сохранность их жизни и здоровья....

ВИКТОРИНА ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ НА ТЕМУ «ЖЕЛЕЗНАЯ ДОРОГА - ДЕТЯМ НЕ ИГРУШКА»

Викторина для детей 5-7 летнего дошкольного возраста по безопасности на железной дороге....

КОНСПЕКТ ННОД по правилам дорожного движения для детей старшего дошкольного возраста на тему: «Железная дорога – детям не игрушка»

В материале ННОД содержится игра-викторина, где дети смогут показать свои знания о железнодорожном транспорте, о профессиях, которые встречаются на железной дороге и какие правила необходимо соблюдать...