Система работы в ДОО по изучению ПДД
статья по обж ( группа) на тему
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив МДОАУ особое внимание уделяет обучению детей, родителей правилам дорожного движения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otchet.doc | 120.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Передвижение человека в условиях современного дорожного движения, насыщенного большим количеством транспортных средств, стало проблемой, требующей не только изучения и специальных мероприятий со стороны организаторов движения, но и необходимых разносторонних знаний, психологической подготовки всех участников движения – пешеходов, водителей, пассажиров.
Дети – самая уязвимая категория участников дорожного движения. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка «Правила дорожного движения» неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике, требует от дошкольников абстрактного мышления, затрудняет процесс обучения и воспитания.
Уровень детского дорожно-транспортного травматизма вызывает особую тревогу, а традиционная система профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в условиях становления демократичного общества требует позитивного изменения с учетом требований социума.
С самого раннего возраста необходимо учить детей безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте и правилам дорожного движения.
Учитывая особую значимость работы в данном направлении, и то обстоятельство, что детский сад является самой первой ступенью в системе непрерывного образования, педагогический коллектив МДОАУ особое внимание уделяет обучению детей, родителей правилам дорожного движения.
Целью нашей работы является формирование и развитие у детей, родителей умений и навыков безопасного поведения в окружающей дорожно-транспортной среде.
Этот учебно-воспитательный процесс достаточно сложный и длительный, требующий специальных упражнений и применения ряда дидактических методов и приемов.
Инновационный подход к организации дидактических занятий с детьми и родителями дошкольников по дорожной тематике состоит в одновременном решении следующих задач:
-развитие познавательных процессов, необходимых им для правильной и безопасной ориентации на улице;
-обучение дорожной лексике и включение их в самостоятельную творческую работу, позволяющую в процессе выполнения заданий изучать и осознавать опасность и безопасность конкретных действий на улицах и дорогах, контролировать выполнение этих действий родителями;
-формирование навыков и устойчивых положительных привычек безопасного поведения на улице;
-взаимодействие с ГИБДД и другими организациями в работе по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;
-усилить роль педагогического коллектива в вопросах обеспечения
безопасности дорожного движения детей.
Профилактика дорожно-транспортного травматизма ведется систематически, на основе, разработанной в детском саду системы планирования, направленной на создание оптимальных условий для формирования и систематизации знаний о правилах дорожного движения у воспитанников путём взаимодействия воспитательно-образовательной работы ДОУ и семьи.
Основные направления и формы работы с детьми по обучению
правилам дорожного движения
Основные направления и формы работы с родителями по обучению детей правилам дорожного движения
Педагогический коллектив детского сада серьезно и последовательно работает над данной проблемой.
В помощь родителям методический кабинет оснащен памятками, консультациями, тематическими планами по возрастам, подобрана методическая и детская художественная литература, разработаны примерные конспекты занятий, бесед, экскурсий, целевых прогулок, дидактических игр «Дорожная игротека» с использованием методов ТРИЗ, связанных с грамотным поведением ребенка на улице.
Практика проведения систематических НОД по данной проблеме показала их высокую эффективность. На них не только обсуждались теоретические вопросы, но и выполнялись практические задания, а родители получали рекомендации и материалы для работы с детьми.
С целью обучения детей правилам безопасности на дороге, в каждой возрастной группе детского сада создана соответствующая предметно-развивающая среда согласно методическим рекомендациям ГИБДД «Правилам дорожного движения надо учить».
В детском саду накоплен большой материал по ПДД. Имеются в каждой возрастной группе уголки безопасности, подобрана художественная литература, дидактические, настольно – печатные, развивающие игры, атрибуты к сюжетно – ролевым играм, дорожные знаки, картины с изображением различных ситуаций, плакаты, наборы транспортных средств, соответственно возрастным и психологическим особенностям детей, в составлении и изготовлении которых принимают активное участие и родители детей.
Работа, по предупреждению ДДТТ, проводится планово, поэтапно и систематически, на основе тематического плана по обучению правилам дорожного движения с усложнениями материала от занятия к занятию, в соответствии с возрастными и психологическими особенностям детей. Постоянными участниками этих занятий стали и родители.
Работа с родителями строится по следующим направлениям:
- обучение теоретическим знаниям (вербальная информация), которая доносится до родителей на родительских собраниях, через родительские уголки;
- практическая отработка умений и навыков безопасного поведения на улицах, дорогах, на площадке.
Во второй младшей группе детей и родителей мы знакомим с правилами поведения в общественном транспорте, понятием тротуар и проезжая часть, транспортным светофором, видами транспорта. В родительском уголке находится макет улицы, плоскостное изображение транспортного светофора, дидактические игры: «На чём ездят пассажиры», «Собери светофор», «Собери машину» (из 6 частей). Рекомендательный материал в форме памяток доводится до родителей ежемесячно.
В средней группе идет знакомство детей с пешеходным переходом, правилами правостороннего движения по тротуару и проезжей части, назначением сигналов светофора. Родительский уголок оснащен матерчатым пешеходным переходом, макетом улицы с пешеходным переходом, макетом светофора с переключающимися сигналами, набором машин,
Дети старшего дошкольного возраста знакомятся с дорожными знаками, перекрестком, работой регулировщика, и в уголке есть макет перекрестка со знаками дорожного движения, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, плакаты по ПДД с изображением регулировщика, различные дидактические игры: «Техосмотр», «Угадай знак», «Регулировщик» и др.
В подготовительной группе ребята рассматривают и анализируют предметные ситуации на дорогах и их НОД ПДД систематизируются. Содержание уголка усложнено, пополнено новыми развивающими играми и атрибутами. Картотека «Опасные ситуации». Дидактические игры: «Дорога в школу», «Служебные машины», «Транспорт».
На НОД дети получают четкое представление о том, что правила, предписанные пешеходам, пассажирам, водителям, направлены на сохранение их жизни и здоровья, поэтому все обязаны выполнять их.
Работа по воспитанию грамотного пешехода-родителя проходит и в других видах деятельности. Форма проведения различна: развлечения, вечера загадок, вопросов и ответов, КВНы, конкурсы, кружки: «Веселый светофор», «Уроки Светофорика». Основная задача - привить родителям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в опасных дорожно-транспортных ситуациях, дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать; сформировать соответствующую модель поведения, положительного отношения к выполнению правил безопасного поведения на дороге.
Свои знания о правилах дорожного движения дети с родителями отражают в рисунках, играх. Изображая дома, дорогу, они рисуют пешеходные переходы, светофор, регулировщика, дорожные знаки.
Родители детей являются активными участниками обучения детей правилам дорожного движения. Они играют решающую роль не только в силу своего родительского статуса, но и потому, что их собственное поведение, включая поведение в дорожном движении, является для детей примером для подражания. Родителям предлагаются памятки по обучению детей безопасному поведению на дорогах, в транспорте.
Традиционно в детском саду организуются выставки совместных рисунков с родителями, праздник «Наш друг Светофор», проходят «Веселые уроки в стране дорожных знаков», разработаны и применяются карточки для ситуационного обучения дошкольников. Темы заданий-ситуаций базируются на знакомом материале, используются сказочные сюжеты: «Как «Волга» заблудилась», «Алешкина дорога в школу», «Приключение автобуса» и др.
В процессе обучения детей безопасному поведению на дороге и в организации мероприятий по профилактике ДТП с участием детей огромную помощь оказывают нам сотрудники ГИБДД: проводят беседы, занятия и экскурсии.
Итак, работая по данной проблеме, мы убедились, что изучение правил дорожного движения доступно детям и родителям, и позволяет сформировать первоначальные знания, умения и навыки о правилах безопасного поведения на улице. Выпуская детей в школу, мы знаем, что наши выпускники умеют ориентироваться в окружающей обстановке, а родители смогут вовремя подсказать и дать нужный и правильный совет как вести себя на улице. И все же главное, что за все годы кропотливой работы по обучению детей и родителей правилам дорожного движения не зафиксировано ни одного дорожно-транспортного происшествия, причиной которого было бы нарушение правил дорожного движения воспитанниками нашего детского сада.
Работа на этом не заканчивается. Каждый год к нам приходят родители и приводят своих малышей, и наша задача подготовить их к жизни в социуме, предостеречь от опасности на дорогах. Интерес к "дорожной проблеме" у родителей и детей ДОО возрастает, потому что мы, педагоги, к этому неравнодушны.
Одним из основных методов ознакомления детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения является игра. Исходя из этого, мы создали игровое пространство с помощью макетов дорожного движения. С помощью настольного макета дети изучают основные правила дорожного движения.
Использовать данный макет мы начинаем со второй младшей группы. На данном этапе дети знакомятся с улицей, ее особенностями (тротуаром, проезжей частью, пешеходным переходом), с основными правилами уличного движения (люди ходят по тротуарам; переходят дорогу только по пешеходному переходу и с разрешающего сигнала светофора, со значениями сигналов светофора).
В средней группе дети продолжают знакомиться с улицей, названиями ее частей (проезжая часть, пешеходная дорожка, пешеходный переход), с основными правилами поведения на улице (идти только по тротуару, переходить дорогу по пешеходному переходу на разрешающий сигнал светофора), закреплять значения сигналов светофора (для пешеходов, для автомобилей).
В старшей группе дети знакомятся с некоторыми дорожными знаками, предназначенными для пешеходов и водителей (запрещающими, предупреждающими, предписывающими).
В подготовительной к школе группе дети закрепляют понятие об основных дорожных знаках, учатся находить выход из нестандартных жизненных ситуаций на дороге (не успел перейти дорогу на разрешающий сигнал светофора, стал свидетелем ДТП и пр.).
Основная задача взрослых – привить детям необходимые навыки безопасного поведения на дорогах в различных дорожно-транспортных ситуациях, дать возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать, сформировать соответствующую модель поведения.
В учебной деятельности осуществляется обучение детей правилам дорожного движения, формируются знания о дорожных знаках, их классификация, назначение. Полученные в учебной деятельности знания дети могут отразить в самостоятельной продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация, конструирование. Изображая различные виды машин, дорожные знаки, перекресток дети отражают в своих работах знания о правилах дорожного движения. В процессе совместной продуктивной деятельности со сверстниками и педагогом у детей закрепляется интерес к дальнейшему изучению правил. Закрепление правил безопасного поведения проходит и в игровой деятельности. В дидактических, подвижных и сюжетно-ролевых играх дети могут реализовать себя, как активные участники дорожной ситуации. В сюжетно-ролевых играх "Семья", "ГИБДД", "Заправочная", "Шоферы", «Поездка в автобусе», «Мы пешеходы» дети учатся ролевому диалогу, ролевой цепочки действий, в ходе игровой деятельности закрепляют знания о дорожных знаках, "дорожных ловушках", правилах безопасного поведения. Проводимые в дошкольном учреждении открытые мероприятия: «Нам на улице не страшно», "Путешествие в страну дорожных знаков", «Путешествие в Азбуку безопасности», викторина "Азбука дорог", праздники и другие по формированию у детей "Дорожной грамоты" способствуют распространению опыта работы педагогического коллектива по профилактике и предупреждению дорожно-транспортного травматизма маленьких участников дорожного движения.
Реализуя право ребенка на безопасность и здоровье, наш детский сад уделяет большое внимание обучению детей правилам поведения на улице и дорогах, дорожной грамоте.
Наиболее интересной формой работы в данном направлении является создание на территории ДОУ автоплощадки. Основные цели создания автоплощадки:
■ привитие детям дошкольного возраста практических навыков безопасного поведения на дорогах;
■ закрепление знаний, приобретенных во время НОД;
■ практическое упражнение детей в соблюдении правил через сюжетно-ролевую игру, организованную на территории автоплощадки.
Наша автоплощадка имеет:
-асфальтированную проезжую часть для движения транспорта, обозначенную дорожной разметкой;
-перекресток, оборудованный дорожными знаками;
-пешеходный переход "зебра";
-набор дорожных знаков.
Такая форма обучения нравится детям и дает нам дополнительную возможность для реализации творческих замыслов в работе с детьми.
Грамотно организованное обучение детей правилам дорожного движения помогает им хорошо ориентироваться в окружающей обстановке с первых дней пребывания в детском саду (территория детского сада, двор, близлежащие улицы).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система методической работы с кадрами по изучению традиций, как основы патриотического воспитания дошкольников
Привить детям любовь к родной культуре и истории, воспитывать у них чувство красоты и любознательности....
Презентация "Система работы по изучению ПДД во 2 младшей группе"
презентация мастер класса...
Презентация "Построение системы работы по изучению дошкольниками ПДД"
Построение системы работы по изучению дошкольниками ПДД"...
Презентация " Построение системы работы по изучению дошкольниками ПДД"
Построение системы работы по изучению дошкольниками ПДД....
Самообразования на тему: «Изучение системы работы (Рабочая программа воспитания, Изучение проекта STEM: Модуль LEGO- конструирование, Математическое развитие)»
Использование образовательных технологий благоприятно влияет на мотивацию воспитанников и общую эффективность образовательного процесса....
Консультация для воспитателей «Построение системы работы по изучению дошкольниками правил дорожного движения»
Чтобы научить детей азбуке безопасности и Правилам дорожного движения, в первую очередь педагог должен сам быть хорошо осведомлен в этом вопросе и заинтересован в решении такой проблемы, как детский д...
Система работы по формированию у дошкольника патриотического сознания в процессе изучения истории развития родного края.
Методическая разработка содержит материалы, конкретизирующие содержание и методику работы по патриотическому воспитанию дошкольников. Использование данного материала позволит более эффективно реализов...