проект по ПДД
проект по обж на тему
Предварительный просмотр:
Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учится важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.
Цель моей работы - формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.
Доказано, что положительная эффективность у детей дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения.
Исходя из поставленной цели в работе решаю следующие задачи:
1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
По намеченным задачам, составлен план работы с детьми . Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей по разделам:
1. Продуктивная деятельность – моделирования, рисования, аппликация дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала.
2. Художественная литература - использование на занятиях стихов, загадок.
3. Физическое воспитание - использование подвижных игр, физкультминуток.
Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:
Профилактическое
∙ Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения.
∙ Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности, безопасному поведению на дороге.
∙ Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей.
Организационное
∙ Обогащение предметно – развивающей среды группы.
В работе руководствуюсь следующими документами:
нормативно-правовыми:
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция ООН о правах ребенка»
- «Правила дорожного движения Российской Федерации» (утверждены постановлением Совета Министров – правительством РФ; изменения и дополнение введены с 01.01.20011г.);
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- Приказ Минобразования России от 22.08.1996 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений (вместе с временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице);
Основные формы работы с детьми:
•диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
•организованные формы обучения в НОД;
•совместная деятельность взрослого и ребенка;
•самостоятельная деятельность детей;
•экскурсии и наблюдения;
•ознакомление с окружающим;
•развитие речи;
•художественная литература;
•викторина, КВН по ПДД;
•конструирование;
•изобразительная деятельность;
•игра;
•встречи с инспектором ГИБДД;
•досуги и развлечения.
Принципы реализации
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Модель реализации проекта:
Мною подобран методический инструментарий:
•картотека подвижных игр по ПДД;
•картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
•подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
•цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок “Дорожного движения”.
2. Наглядный материал:
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- мультимедийная картотека по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Свою работу начала с организации и обогащения предметно развивающей среды в группе.
Развивающая среда для обучения основам безопасности дорожного движения в группе включают в себя: «Уголок дорожного движения», макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, картатеки, мультимедийную фонотеку (Мультимедийный дидактические игры, презентации, , флэш игры, физкультминутки, гимнастика для глаз, физкульминутки. Материалы уголка использую в НОД по ПДД, при проведении бесед «Дорожные ситуации», целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте.
В группе много настольных игр, дидактических игр (Знаки на дорогах»; «Дорожные знаки», Домино «Транспорт», «Светофор», «Кто ушел», «Что изменилось?», «Кто быстрее в детский сад приедет?», которые сделаны руками детей совместно с воспитателем.
Усвоение знаний детьми во многом зависит от создания в группе эмоционального положительного настроя к изучению правил безопасного поведения. Игры подбираю увлекательные, занимательные, требующие решение различных ситуаций, чтобы во время игры выявилась творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.
Разработала цикл интегрированных занятий для НОД, где дети повторяют и расширяют знания о дорожных знаках, а затем через художественное творчество закрепляют пройденный материал. В НОД по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и других видах деятельности уделяю внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Знакомлю детей с правилами дорожного движения систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию. Полученные детьми знания закрепляются во время проведения всевозможных мероприятий: проектной деятельности, игр, викторин, конкурсов рисунков и плакатов, создании карт безопасных маршрутов от дома до детского сада, просмотров видеофильмов по безопасности дорожного движения, чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации, экскурсии.
В педагогической деятельности использую подборку стихотворений, поговорок, загадок. Удачным опытом стало составление сказок и рассказов, сочиненных детьми о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте.
В процессе обучения ПДД значительное место отводится практическим формам обучения. Целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети изучают и закрепляют правила для пешеходов. Познавательны и интересны для детей экскурсии по городу, к перекрёстку, светофору, пешеходному переходу. Перед экскурсиями и поездками обязательно повторяем правила дорожного движения и поведения в транспорте. Детям интересны события, происходящие за пределами территории ДОУ. Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.
Для того чтобы, целевые прогулки стали более безопасными, я использую моделирование (перенос знаний в жизненную ситуацию). Прежде, чем пойти с детьми на экскурсию, я предлагаю детям вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, нарисовать маршрут, назначаю детей, которые поведут всю группу по назначенному маршруту.
Традицией стала организация различных выставок. Так в детском саду была организована выставка детских рисунков «Азбука дорожного движения». Участниками выставки стали дети и их родители которые проявили творчество в рисовании на заданную тему. Здесь можно увидеть многообразие интересных машин, дорогу с перекрёстком, дорожные знаки, «весёлые» светофоры, героев любимых сказок. Ребята, приходя на выставку рисунков, не только любуются детскими работами, но и закрепляют правила дорожного движения на дороге.
В детском саду накоплен практический опыт по проведению такой формы работы, как встреча с интересными людьми. Мы активно приглашаем в гости родителей воспитанников, инспекторов ДД встречи с которыми очень интересны и познавательны для ребят. Они рассказывают детям о правилах безопасного поведения на дороге и в транспорте, совместно были организованы игры “Светофор”, “Внимание, дорога”.
Восторг детей, море положительных эмоций, а самое главное, такие необходимые детям навыки безопасного поведения на дороге – вот основной результат подобных мероприятий.
После таких встреч в группе была организована акция «Зебра» с целью профилактики безопасности дорожного движения. Задача акции заключалась в привлечении внимания взрослых и детей к безопасности дорожного движения.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
•анкетирование;
•памятки, буклеты и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
•папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
•конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице провела следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
– родительские собрания: «Ребенок и дорога», «Юный грамотный пешеход». На собраниях родителям рассказала о проведённых мероприятиях, беседах, занятиях по воспитанию и обучению безопасного поведения на улице.
– беседы с родителями «Осторожно, дорога!», «Как вести себя, чтобы не случилось беды» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия;
– консультации для родителей «Научим детей правильно переходить дорогу», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»;
–- В течение учебного года провела общие праздники, развлечения с родителями «Знатоки дорожных правил», «Юный патруль», «Юный постовой» и др. Такие праздники доставляют огромную радость детям.
При ознакомлении детей с ПДД использую информационно-коммуникационные технологии.
В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
• Виды транспортных средств;
• Светофор, история его развития.
• Виды дорожных знаков и их назначение;
• Причины дорожно-транспортных происшествий.
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы:
Например;
«Смешарики»
«Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения я применяю разнообразные дидактические игры, используя программу MicrosoftWord.
Красочное оформление, веселые картинки, надолго привлекают внимание ребенка.
Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе использую проигрыватель WindowsMedia для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения.
Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак», «Огоньки машины», «Санки» и другие.
При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе я применяю информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.
В НОД применяю мультимедийные гимнастики для глаз и физкультминутки движения - звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
Накопленными знаниями и опытом делюсь с коллегами на городских методических объединениях.
Перед началом целенаправленной работы с детьми я изучила их уровень знания по правилам дорожного движения. С этой целью я использую педагогическую диагностику.
Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребёнка, а также наметить конкретную программу её формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.
Диагностику провожу два раза в год в начале (сентябрь) и в конце года (май).
Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что в группе высокий уровень знаний ПДД у детей составил 25% (8 детей), средний уровень 65% (19 детей), низкий уровень 10% (3 детей).
Дети стали лучше ориентироваться в ПДД и освоили первоначальные навыки безопасного поведения на улицах города, хорошо знают дорожные знаки. Благодаря систематической работе по обучению ПДД дети получили знания и практические навыки, которые помогут им уверенно чувствовать себя в роли пешехода, оценить различные ситуацию не нарушая правил.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
пед.проект "По страницам ВОВ" визитная карточка портфолио проекта, план реализации, проект текстовый вариант, презентация
педагогический проект по патриотическому воспитанию. цель, задачи план реализации содержание....
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...