проект по ПДД
проект по обж на тему
Предварительный просмотр:
Проект "Формирование у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения через ознакомление с правилами дорожного движения"
Встал малыш на ноги – он уже пешеход.
Сел ребенок на велосипед – он уже водитель.
Поехал в автобусе – он уже пассажир.
И везде его подстерегает опасность.
Обучение правилам дорожного движения в детском саду – это жизненная необходимость, поэтому различные мероприятия по ПДД всегда актуальны в учреждениях дошкольного образования. В детском саду ребенок не только осваивает элементарные правила дорожного движения, но и учится важнейшим правилам безопасного поведения на дороге. ПДД в детском саду – это довольно большой комплекс знаний, который воспитатели стараются донести до детей, ведь от этого зависит их безопасность на дороге.
Цель моей работы - формирование и развитие у детей навыков осознанного безопасного поведения на дороге.
Доказано, что положительная эффективность у детей дошкольного возраста по формированию навыков безопасного поведения на улице может быть достигнута, если в разных видах деятельности (самостоятельной, совместной, непосредственно образовательной) будет включена информация по безопасности движения.
Исходя из поставленной цели в работе решаю следующие задачи:
1. Познакомить детей со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах.
2. Обучать детей безопасному поведению в дорожной среде.
3. Формировать и развивать у детей целостное восприятие окружающей дорожной среды.
5. Расширять словарный запас детей по дорожной азбуке.
6. Воспитывать дисциплинированность и сознательное выполнение правил дорожного движения, культуру поведения пешеходов.
7. Активизировать работу по пропаганде правил дорожного движения и безопасного образа жизни среди родителей.
По намеченным задачам, составлен план работы с детьми . Перспективные планы составлены с учетом требований программы, возрастных особенностей по разделам:
1. Продуктивная деятельность – моделирования, рисования, аппликация дорожных ситуаций, закрепление пройденного материала.
2. Художественная литература - использование на занятиях стихов, загадок.
3. Физическое воспитание - использование подвижных игр, физкультминуток.
Данная цель реализуется посредством работы в следующих направлениях:
Профилактическое
∙ Расширение знаний детей о транспортных средствах передвижения.
∙ Обучение детей элементарным правилам дорожного движения, в частности, безопасному поведению на дороге.
∙ Пропаганда знаний о безопасном поведении на дороге среди родителей.
Организационное
∙ Обогащение предметно – развивающей среды группы.
В работе руководствуюсь следующими документами:
нормативно-правовыми:
- Конституция РФ;
- Закон РФ «Об образовании»;
- Конвенция ООН о правах ребенка»
- «Правила дорожного движения Российской Федерации» (утверждены постановлением Совета Министров – правительством РФ; изменения и дополнение введены с 01.01.20011г.);
- Федеральный закон от 10.12.1995 № 196 –ФЗ «О безопасности дорожного движения»;
- Приказ Минобразования России от 22.08.1996 № 448 «Об утверждении документов по проведению аттестации и государственной аккредитации дошкольных образовательных учреждений (вместе с временными (примерными) требованиями к содержанию и методам воспитания и обучения, реализуемым в дошкольном образовательном учреждении в части формирования у детей, начиная с младшего дошкольного возраста, навыков безопасного поведения на улице);
Основные формы работы с детьми:
•диагностика (определение уровня умения и знания детей по правилам безопасности поведения на улице);
•организованные формы обучения в НОД;
•совместная деятельность взрослого и ребенка;
•самостоятельная деятельность детей;
•экскурсии и наблюдения;
•ознакомление с окружающим;
•развитие речи;
•художественная литература;
•викторина, КВН по ПДД;
•конструирование;
•изобразительная деятельность;
•игра;
•встречи с инспектором ГИБДД;
•досуги и развлечения.
Принципы реализации
1. Принцип индивидуального и дифференцированного подхода, т.е. учет личностных, возрастных особенностей детей и уровня их психического и физического развития.
2. Принцип взаимодействия “дети – дорожная среда. Чем меньше возраст ребенка, тем легче формировать у него социальные чувства и устойчивые привычки безопасного поведения. Пластичность нервной системы ребенка позволяет успешно решать многие воспитательные задачи.
3. Принцип взаимосвязи причин опасного поведения и его последствия: дорожно-транспортного происшествия. Дошкольники должны знать, какие последствия могут подстерегать их в дорожной средой. Однако нельзя чрезмерно акцентировать их внимание только на этом, т.к. внушая страх перед улицей и дорогой можно вызвать обратную реакцию (искушение рискнуть, перебегая дорогу или неуверенность, беспомощность и обычная ситуация на дороге покажется ребенку опасной).
4. Принцип возрастной безопасности. С раннего детства следует постоянно разъяснять детям суть явлений в дорожной среде, опасность движущихся объектов. Необходимо формировать, развивать и совершенствовать восприятия опасной дорожной среды, показывать конкретные безопасные действия выхода из опасной ситуации.
5. Принцип социальной безопасности. Дошкольники должны понимать, что они живут в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения. Соблюдение этих правил на дорогах контролирует Госавтоинспекция.
6. Принцип самоорганизации, саморегуляции и самовоспитания. Этот принцип реализуется при осознании детьми правил безопасного поведения. Для подкрепления самовоспитания нужен положительный пример взрослых, следовательно, необходимо воспитывать и родителей детей.
Модель реализации проекта:
Мною подобран методический инструментарий:
•картотека подвижных игр по ПДД;
•картотека дидактических игр по ПДД “Дорожная игротека”;
•подборка художественной литературы по ознакомлению детей с ПДД;
•конспекты занятий, бесед, досугов и развлечений;
•цикл наблюдений по ПДД, экскурсий, целевых прогулок по улице, к остановке, к перекрестку;
Ресурсное обеспечение проекта:
1. Уголок “Дорожного движения”.
2. Наглядный материал:
- настольно-печатные игры;
- дидактические игры по ПДД;
- плакаты, иллюстрации, сюжетные картинки, отражающие дорожные ситуации;
- мультимедийная картотека по ПДД;
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры “Транспорт”;
- дорожные знаки.
Ожидаемые результаты:
1. Расширение представлений детей об окружающей дорожной среде и правилах дорожного движения.
2. Сформированность навыков спокойного, уверенного, культурного и безопасного поведения в дорожно-транспортной среде.
3. Умения детей предвидеть опасные ситуации и обходить их.
4. Повышение активности родителей и детей к обеспечению безопасности дорожного движения.
Свою работу начала с организации и обогащения предметно развивающей среды в группе.
Развивающая среда для обучения основам безопасности дорожного движения в группе включают в себя: «Уголок дорожного движения», макеты улиц города, наборы транспорта, дорожные знаки, светофоры, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, картатеки, мультимедийную фонотеку (Мультимедийный дидактические игры, презентации, , флэш игры, физкультминутки, гимнастика для глаз, физкульминутки. Материалы уголка использую в НОД по ПДД, при проведении бесед «Дорожные ситуации», целью которых является знакомство и закрепление знаний о правилах поведения на улице, на дороге, в общественном транспорте.
В группе много настольных игр, дидактических игр (Знаки на дорогах»; «Дорожные знаки», Домино «Транспорт», «Светофор», «Кто ушел», «Что изменилось?», «Кто быстрее в детский сад приедет?», которые сделаны руками детей совместно с воспитателем.
Усвоение знаний детьми во многом зависит от создания в группе эмоционального положительного настроя к изучению правил безопасного поведения. Игры подбираю увлекательные, занимательные, требующие решение различных ситуаций, чтобы во время игры выявилась творческая смекалка, сообразительность, самостоятельность в преодолении трудностей.
Разработала цикл интегрированных занятий для НОД, где дети повторяют и расширяют знания о дорожных знаках, а затем через художественное творчество закрепляют пройденный материал. В НОД по развитию речи, формированию элементарных математических представлений и других видах деятельности уделяю внимание формированию у детей ориентировки в пространстве, воспитанию быстрой реакции на изменение окружающей обстановки. Знакомлю детей с правилами дорожного движения систематически и последовательно, усложняя программные требования от занятия к занятию. Полученные детьми знания закрепляются во время проведения всевозможных мероприятий: проектной деятельности, игр, викторин, конкурсов рисунков и плакатов, создании карт безопасных маршрутов от дома до детского сада, просмотров видеофильмов по безопасности дорожного движения, чтение художественной литературы, обсуждение дорожных ситуаций, наблюдения, беседы, проблемные ситуации, экскурсии.
В педагогической деятельности использую подборку стихотворений, поговорок, загадок. Удачным опытом стало составление сказок и рассказов, сочиненных детьми о правилах безопасного поведения на дороге и транспорте.
В процессе обучения ПДД значительное место отводится практическим формам обучения. Целевые прогулки, тематические экскурсии, наблюдения, во время которых дети изучают и закрепляют правила для пешеходов. Познавательны и интересны для детей экскурсии по городу, к перекрёстку, светофору, пешеходному переходу. Перед экскурсиями и поездками обязательно повторяем правила дорожного движения и поведения в транспорте. Детям интересны события, происходящие за пределами территории ДОУ. Таким образом, у детей накапливается опыт движения по улице, обогащается их словарный запас, повышается уровень пространственной ориентировки.
Для того чтобы, целевые прогулки стали более безопасными, я использую моделирование (перенос знаний в жизненную ситуацию). Прежде, чем пойти с детьми на экскурсию, я предлагаю детям вспомнить и рассказать о дороге, по которой они пойдут, нарисовать маршрут, назначаю детей, которые поведут всю группу по назначенному маршруту.
Традицией стала организация различных выставок. Так в детском саду была организована выставка детских рисунков «Азбука дорожного движения». Участниками выставки стали дети и их родители которые проявили творчество в рисовании на заданную тему. Здесь можно увидеть многообразие интересных машин, дорогу с перекрёстком, дорожные знаки, «весёлые» светофоры, героев любимых сказок. Ребята, приходя на выставку рисунков, не только любуются детскими работами, но и закрепляют правила дорожного движения на дороге.
В детском саду накоплен практический опыт по проведению такой формы работы, как встреча с интересными людьми. Мы активно приглашаем в гости родителей воспитанников, инспекторов ДД встречи с которыми очень интересны и познавательны для ребят. Они рассказывают детям о правилах безопасного поведения на дороге и в транспорте, совместно были организованы игры “Светофор”, “Внимание, дорога”.
Восторг детей, море положительных эмоций, а самое главное, такие необходимые детям навыки безопасного поведения на дороге – вот основной результат подобных мероприятий.
После таких встреч в группе была организована акция «Зебра» с целью профилактики безопасности дорожного движения. Задача акции заключалась в привлечении внимания взрослых и детей к безопасности дорожного движения.
Формирование у дошкольников устойчивых навыков безопасного поведения на дороге невозможно без тесного контакта с семьями воспитанников. Родители являются главными помощниками. С целью привлечения родителей к решению этой проблемы, я использую различные формы взаимодействия:
•анкетирование;
•памятки, буклеты и листовки-обращения к родителям о необходимости соблюдения ПДД;
•папки-передвижки, в которых содержится материал о правилах дорожного движения, необходимый для усвоения, как детьми, так и взрослыми;
•конкурсы, викторины и развлечения по ПДД с участием детей и родителей.
С целью формирования у дошкольников знаний, умений, навыков безопасного поведения на улице провела следующие формы взаимодействия и общения с родителями:
– родительские собрания: «Ребенок и дорога», «Юный грамотный пешеход». На собраниях родителям рассказала о проведённых мероприятиях, беседах, занятиях по воспитанию и обучению безопасного поведения на улице.
– беседы с родителями «Осторожно, дорога!», «Как вести себя, чтобы не случилось беды» с подробным раскрытием причин и условий, приводящих к возникновению дорожно-транспортного происшествия;
– консультации для родителей «Научим детей правильно переходить дорогу», «Как сделать дорогу в детский сад безопасной»;
–- В течение учебного года провела общие праздники, развлечения с родителями «Знатоки дорожных правил», «Юный патруль», «Юный постовой» и др. Такие праздники доставляют огромную радость детям.
При ознакомлении детей с ПДД использую информационно-коммуникационные технологии.
В своей практике я активно использую компьютерные презентации в программе PowerPoint для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Мультимедийные презентации обеспечивают наглядность, которая способствует комплексному восприятию и лучшему запоминанию материала.
Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению правил дорожного движения и формированию устойчивых навыков безопасного поведения на дороге.
• Виды транспортных средств;
• Светофор, история его развития.
• Виды дорожных знаков и их назначение;
• Причины дорожно-транспортных происшествий.
Ни один взрослый не сможет отрицать пристрастия детей к мультфильмам. Для систематизации знаний о правилах дорожного движения я с помощью программы WindowsMedia демонстрирую детям обучающие мультфильмы:
Например;
«Смешарики»
«Уроки тетушки Совы (Азбука безопасности на дороге)»;
Встреча с мультфильмами несет в себе заряд положительных эмоций, что усиливает эффективность образовательной деятельности. Кроме того, введение видеозаписей мультфильмов в структуру непосредственно образовательной деятельности способствует сокращению части с объяснением и показом, продлевая тем самым длительность самостоятельной творческой деятельности ребёнка.
Для обобщения знаний дошкольников правил дорожного движения я применяю разнообразные дидактические игры, используя программу MicrosoftWord.
Красочное оформление, веселые картинки, надолго привлекают внимание ребенка.
Обогащению знаний о поведении на дороге способствует восприятие музыки. В своей работе использую проигрыватель WindowsMedia для разучивания стихотворений о безопасном поведении на дороге, для прослушивания детских песен о правилах дорожного движения.
Дети слушают стихотворения современных авторов, песни из музыкального сборника «Уроки о дороге», «Велосипед», «Из автобуса», «Запрещается-разрешается», Светофор», «Переход дороги», «Остановка», «Дорожный знак», «Огоньки машины», «Санки» и другие.
При организации совместной деятельности взрослого и детей в подготовительной группе я применяю информационно-коммуникационные технологии в работе с загадками и ребусами. Разгадывание ребусов способствует систематизации знаний о правилах дорожного движения; развивает нестандартное мышление; дарит детям прекрасное настроение.
В НОД применяю мультимедийные гимнастики для глаз и физкультминутки движения - звук, мультипликация надолго привлекают внимание ребенка.
Накопленными знаниями и опытом делюсь с коллегами на городских методических объединениях.
Перед началом целенаправленной работы с детьми я изучила их уровень знания по правилам дорожного движения. С этой целью я использую педагогическую диагностику.
Анализ результатов обследования позволяет сделать подробную характеристику знаний ПДД каждого ребёнка, а также наметить конкретную программу её формирования в процессе групповых и индивидуальных занятий.
Диагностику провожу два раза в год в начале (сентябрь) и в конце года (май).
Сравнительный анализ результатов диагностики показал, что в группе высокий уровень знаний ПДД у детей составил 25% (8 детей), средний уровень 65% (19 детей), низкий уровень 10% (3 детей).
Дети стали лучше ориентироваться в ПДД и освоили первоначальные навыки безопасного поведения на улицах города, хорошо знают дорожные знаки. Благодаря систематической работе по обучению ПДД дети получили знания и практические навыки, которые помогут им уверенно чувствовать себя в роли пешехода, оценить различные ситуацию не нарушая правил.
Я считаю, что это направление работы должно всегда находиться в поле пристального внимания педагогов, а значит, необходим дальнейший поиск новых эффективных форм работы, по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Участники проекта: педагоги и дети подготовительной группы. Руководитель проекта: воспитатель Тюленёва Т.А.
Большую роль в экологическом образовании дошкольниковиграет практическая, исследовательская деятельность вприродных условиях. К сожалению, современные дети, особенногородские, имеют весьма огран...
Социально-коммуникативное развитие младших дошкольников в рамках реализации ФГОС. Долгосрочный проект «Дорожная грамота». Паспорт проекта. Тип проекта- практико-ориентированный, коллективный. Вид проекта - долгосрочный, сентябрь 2018 года - май 2019 года
Актуальность проекта.Ежедневно в дорожно-транспортных происшествиях получают травмы, и гибнет много людей. Дошкольники составляют четвертую часть от общего числа пострадавших в ДТП дете...
Проект "Спортивная зима" Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здорового образа жизни; • ознакомление с
Спортивно-познавательный проект «Спортивная зима» Цель проекта: Расширение представлений детей о зимних видах спорта. Задачи проекта: - создавать условия для сознательного изучения детьми здоро...
Паспорт проекта «Пчёлкин огород». Тип проекта : среднесрочный, исследовательский. Участники проекта : дети, воспитатели, родители воспитанников. Возраст детей: 6 – 7 лет. Цель проекта: Создание условий в группе и на участке для развития познавательного и
Задачи проекта:Расширять знания детей и представления о культурных растениях и цветах (их строении и полезных свойствах овощей).Знакомить детей с особенностями выращивания цветов и культурных ра...
МАДОУЦРР д/c «Теремок» Проект «Волшебница вода» " в средней группе «Почемучки» Воспитатель: Ганшу О.А.. 2022г. Проект: краткосрочный (с1.02 -20.02.22) Тип проекта: познавательно – исследовательский. Участники проекта: дети средней группы, воспитат
Проблема: Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни всего живого на земле.Актуальность проекта: Экологическое воспитание, как никогда, является одной из актуальнейших проблем...
Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова
Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, педагог, родители. Проблема – мы столкнулись с тем, что дети
Тема проекта «Ярмарка профессий» Продолжительность проекта: среднесрочный (04.09-11.09.) Тип проекта: познавательный, творческо-информационный. Участники проекта: дети подготовительной группы, пед...