Знакомство с улицей
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему
Программное содержание. Расширять знания детей о правилах поведения на улице.
- Как называют людей, идущих по улице?
- Пешеходами.
- Мы с вами тоже идем по улице, значит, мы — пешеходы. Для того чтобы не мешать транспорту, пешеходы должны соблюдать правила дорожного движения. Мы их учили. Давайте вспомним, как надо ходить по улице.
- По улице надо идти спокойным шагом.
- Идти только по тротуару, по правой его стороне.
- Переходить дорогу только при зеленом сигнале светофора.
- Все ответили правильно. Дети, посмотрите внимательно и скажите, где люди могут переходить дорогу. Где находится переход через эту улицу?
Воспитатель подводит детей к переходу.
- Как вы узнали, что именно здесь переход через дорогу?
- Здесь стоит знак «Пешеходный переход».
- На дороге начерчены широкие белые полосы. Они далеко видны и пешеходам и водителям.
- Правильно. По обе стороны перехода есть светофоры,, которые разрешают или запрещают переходить улицу. Эта улица широкая, большая, и не всегда пешеходы успевают ее перейти. Те, кто не успел перейти улицу, должны остановиться на середине — на «островке безопасности». Как только загорится зеленый свет, можно продолжать путь. Где должны остановиться пешеходы, если при переходе улицы их застал красный свет?
- На «островке безопасности».
- Посмотрите, как все переходят улицу.
Воспитатель предлагает детям определить, какое движение на улице — двустороннее или одностороннее, и сказать об особенностях перехода (при одностороннем — прежде чем начать переход, посмотреть в сторону, откуда движется транспорт; при двустороннем — посмотреть налево; убедившись, что машины остановились, идти по пешеходной дорожке; дойдя до середины, посмотреть направо и, если еще горит зеленый свет, продолжать переход).
Прогулка
«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА ДВИЖЕНИЕМ МАШИН И РАБОТОЙ ВОДИТЕЛЯ»
Программное содержание. Закреплять знания о двустороннем и одностороннем движении. Познакомить с сигнализацией машин, с новым дорожным знаком «Въезд запрещен», еще раз обратить внимание детей на знак «Пешеходный переход» и обозначение перехода на проезжей части дороги.
Воспитатель подводит детей к перекрестку и предлагает понаблюдать за движением транспорта. Обращает внимание детей на то, что, делая поворот на другую улицу, водитель включает у машины спереди и сзади световые сигналы. Если машина должна повернуть налево, включаются сигналы с левой стороны, а если машина будет поворачивать направо, зажгутся сигналы с правой стороны. Поэтому на перекрестке, где водители могут сделать поворот, пешеходы должны внимательно следить за сигнализацией. И, прежде чем начать переход, надо убедиться, нет ли машины, которая может повернуть направо или налево.
— Ответственная работа у водителя. Управляя своей машиной, он все время внимательно следит за движущимся транспортом, за сигналами светофоров, пешеходами. Кроме того, он обязан строго выполнять указания дорожных знаков. Эти знаки важны не только для водителей, но и для пешеходов,— говорит воспитатель. — Дети, подумайте и скажите, как узнают пешеходы, что именно здесь надо переходить улицу?
— На дороге нарисованы широкие белые полосы.
- Правильно, а еще как можно определить место перехода?
- По знаку; на нем нарисован шагающий человек (ребенок показывает знак).
- Этот дорожный знак указывает, что только в этом месте пешеходы могут переходить дорогу, а водители транспорта должны быть тут особенно внимательными.
- Вот другой знак. Что на нем изображено?
- На красном круге светлая полоса.
— Этот знак вывешивается перед въездом на некоторые улицы. Он сообщает о том, что въезд транспорта сюда запрещен.
Для закрепления полученных знаний можно предложить детям самим изготовить дорожные знаки «Пешеходный переход», «Въезд запрещен», а потом использовать их в играх.
Для лучшего запоминания дорожных знаков хорошо провести дидактическую игру «Найди такой же знак».
Дальнейшее знакомство со знаками проводится в свободное от занятий время, в играх. Используя дорожные знаки в игре, дети запоминают их назначение, применение в различных ситуациях. Это не только расширяет содержание игр, но и способствует успешному закреплению правил дорожного движения.
Найди такой знак
Воспитатель вместе с детьми делает из картона (плотной бумаги) дорожные знаки.
В игре участвуют 3—4 детей. Им раздаются знаки (каждому поровну). Комплект знаков находится у воспитателя. Он показывает один из знаков и предлагает детям найти такой же.
Переходить улицу можно только по пешеходным дорожкам, там, где установлен знак «Пешеходный переход»
Какой это знак!
Вариант 1
Игра проводится с подгруппой детей. Воспитатель подбирает знакомые детям дорожные знаки. Показывая знак, например «Пешеходный переход», спрашивает:
- Что означает этот знак? Где он ставится?
- Этот знак ставится у пешеходного перехода. Он обозначает, что только в этом месте разрешается переходить улицу.
Вариант 2
Воспитатель прикрепляет к фланелеграфу все дорожные знаки, знакомые детям, и спрашивает:
— Я хочу перейти улицу, какой дорожный знак я должна найти, чтобы определить место перехода?
Дети показывают знак.
— Мы поехали отдыхать за город, захотели есть. Какой знак нам поможет найти столовую?
Дети отвечают.
— У нас сломалась машина. По какому знаку мы определим, где можно отремонтировать машину?
И т. д.
Прогулка
«НАБЛЮДЕНИЕ ЗА РАБОТОЙ СВЕТОФОРА»
Программное содержание. Закреплять знания детей о том, что светофоры управляют сложным движением транспорта и пешеходов на улицах и дорогах.
Перед тем как выйти на прогулку, воспитатель загадывает детям загадку:
Чтоб тебе помочь Путь пройти опасный, Горим и день, и ночь — Зеленый, желтый, красный.
Дети наперебой говорят, что они догадались, — это светофор.
— На перекрестке самое оживленное движение: мчатся машины, спешат люди. Именно здесь стоит светофор. Он помогает регулировать движение, помогает устанавливать на улицах и дорогах порядок.
Все водители и пешеходы должны действовать так, как говорится в стихотворении С. Михалкова:
Если свет зажегся красный, Значит, двигаться опасно, Свет зеленый говорит: «Проходите, путь открыт!» Желтый свет — предупрежденье — Жди сигнала для движенья.
Выйдя на прогулку, дети наблюдают движение пешеходов и транспорта. Воспитатель предлагает вспомнить, как должен действовать пешеход при переходе улицы. После этого дети вместе с воспитателями (один — впереди колонны, другой — в конце) переходят улицу.
В зависимости от того, где организуется наблюдение, детей можно познакомить со специальным светофором для пешеходов, который устанавливается на наиболее оживленных участках. При красном сигнале на светофоре загораются красные буквы «стойте» или появляется красный «человечек», при зеленом — зеленые буквы «идите» или идущий зеленый «человечек».
Нередко на перекрестках устанавливают желтый мигающий сигнал светофора («одноглазый светофор»). Он разрешает движение транспорта и пешеходов, предупреждая, что перекресток не регулируется, поэтому надо быть очень внимательным и осторожным.
Прогулка
«К ОСТАНОВКЕ ПАССАЖИРСКОГО ТРАНСПОРТА»
Программное содержание. Расширять знания детей о пассажирском транспорте. Они узнают, что автобусы (троллейбусы) останавливаются на специальных остановках около тротуаров (у обочины дороги), трамвай — на середине улицы. Ожидать транспорт люди должны на специальных площадках, а там, где их нет, — на тротуаре. Посадка и высадка -пассажиров разрешается только на остановках. Пассажиры не должны придерживать двери, когда они закрываются, открывать их, пока машина не остановилась. Высовываться из окон или выставлять какие-либо предметы тоже не разрешается.
Перед прогулкой воспитатель спрашивает детей:
— Что делают люди, если им надо попасть из одной части города в другую?
— Они едут на троллейбусе, автобусе.
— Правильно. А как называются люди, которые едут в автобусе, троллейбусе?
- Пассажиры.
- Где можно сесть в автобус, троллейбус или трамвай?
- На остановке.
Воспитатель подводит детей к остановке и располагает их так, чтобы они не мешали окружающим, затем спрашивает:
— Как вы думаете, почему мы узнали, что именно здесь остановка автобуса?
— Здесь висит указатель.
— Правильно, люди ждут автобус на остановке. Они стоят на тротуаре. На проезжую часть дороги выходить нельзя, иначе можно попасть под машину. Вот подъезжает автобус. Он останавливается, и двери открываются. Все спешат к автобусу. Взрослые с детьми и пожилые люди могут войти в него через передние двери. Все входят, не толкаясь, спокойно.
В автобусе (троллейбусе) пассажиры должны соблюдать также особые правила. Кто знает, какие это правила?
— В автобусах, троллейбусах, трамваях надо вести себя спокойно. Разговаривать тихим голосом, уступать место старшим. Нельзя высовываться из окна.
Особую осторожность необходимо соблюдать на трамвайных остановках. Они часто находятся на середине проезжей части улицы, поэтому при выходе из трамвая надо посмотреть направо и, убедившись в полной безопасности, идти прямо к тротуару. А если нужно перейти на противоположную сторону улицы слева от трамвая, то обходить его надо спереди, иначе можно не заметить встречный трамвай. Рельсы надо переходить быстро.
Для закрепления представлений детей о различных видах транспорта можно прочитать отрывок из книги М. Ильина и Е. Сегал «Машина на нашей улице».
Есть машины, которые милиционеры пропускают без очереди. Они мчатся, гудя на всю улицу, не останавливаясь на перекрестках. На одной написано: «Скорая помощь». В окошко видно носилки. На носилках — больной. Рядом с шофером сидит человек в белом халате — врач или санитар.
Почему эту машину все пропускают?
Потому что больного надо поскорее отвезти в больницу.
А вот другая машина, которая летит, обгоняя всех, и никто ее не задерживает. На ней ничего не написано. Но ее ты сразу узнал бы. Только пожарные машины бывают красные, как огонь. Да и как ее не узнать, когда на ней сидят пожарные в блестящих касках, а везет она длинную лестницу и навернутую на большую катушку пожарную кишку!
Пожарную машину пропускают без задержки. Ведь огонь надо поскорее потушить, пока он дом не сжег!
Оттого-то красная машина и летит так быстро. Недаром, если кто-нибудь очень торопится, говорят: «Что ты спешишь, как на пожар!»
Много проходит по нашей улице машин, и у каждой свое дело!
Вот идет машина с надписью «Хлеб». В ней, как в шкафу, полки, а на полках — деревянные подносы со свежими, только что испеченными буханками.
Вот другая машина, на которой написано: «Рыба». Она рыбу везет.
А эта машина для уборки мусора. Она помогает наводить во дворах и на улицах порядок. Прохожие бросают окурки и бумаги не на тротуар, а в ящик — в урну. У машины есть большой ковш, в который вываливается мусор из урны. Ковш сам поднимается по покатой крыше машины и мусор падает сквозь открытое отверстие в кузов.
Есть и еще машина «Скорая помощь», только не для больных людей, а для больных машин.
Бывает, остановится на улице трамвай или троллейбус. Отчего он остановился? Оттого что с проводом что-то случилось. Надо бы провод починить, да как до него достанешь! Он высоко. Тут-то и приходит машина «Скорая техническая помощь». На машине столб, на столбе круглая площадка с перилами. На площадке стоит человек. Это мастер, который умеет чинить провода.
И вот столб начинает расти и поднимает вверх площадку с человеком. Смотришь, мастер уже достал до провода и чинит его.
А то есть еще. машины, которые дорогу от снега расчищают. Прошлой зимой на улицах Москвы было очень много снега. С самого раннего утра дворники принимались убирать снег. А он все падал и падал.
Каждый должен знать указания жестов милиционера-регулировщика
Снег мешал людям ходить и ездить. Решили они позвать на помощь чудесную лопату.
Видел ли ты, как работает чудесная лопата? Она едет по улице, загребает снег лопатами и перебрасывает его в грузовик. Летом чудесная лопата отдыхает.
А за дело берется машина-лейка. Она поливает, моет улицы.
Идет эта огромная лейка, а из нее вода в обе стороны двумя фонтанами брызжет. Сквозь брызги солнечные лучи пробиваются и дробятся на разные цвета, как в граненом стекле.
На занятиях по изобразительной деятельности воспитатель предлагает темы, которые уточняют, углубляют представления детей об улице, движении транспорта. Дети изображают свой город (поселок), улицу, передают некоторые характерные особенности места, где расположен детский сад, дом, где они живут. Можно провести коллективное рисование. Например, во фризовом расположении дать изображение улицы (рисуют 2—3 детей). Затем из детских работ устроить выставки на темы: «Мой город», «Улица, на которой я живу», «Транспорт» и др.
В работе с детьми подготовительной к школе группы большая роль отводится дидактическим и подвижным играм, развивающим ориентировку в пространстве: «Перебежки», «Горелки», «Стоп». Эти игры активизируют мышление ребенка, ставят его перед необходимостью самостоятельно находить решение, использовать имеющиеся знания.
В подготовительной к школе группе хорошо провести более сложную игру — «Улица». Воспитатель вместе с детьми готовит необходимые атрибуты: дорожные знаки, светофор, шапочки для водителей, милиционера. Из картона вырезаются по трафарету машины, которые прикрепляются на грудь ребенку.
На участке отводится специальная площадка для игры в улицу. На площадке обозначаются пешеходный переход, осевая линия, место стоянки транспорта, расставляются дорожные знаки. Дети распределяют между собой роли водителей, пешеходов, милиционера-регулировщика. Дети-водители едут на самокатах, педальных машинах, велосипедах. Они используют знания правил передвижения по улице, точно подчиняясь сигналам светофора и указаниям милиционера-регулировщика.
При ознакомлении детей с правилами дорожного движения воспитатель не всегда имеет возможность на прогулках, экскурсиях по городу (селу) увидеть те или иные ситуации, связанные с движением пешеходов и транспорта на дороге. С этой целью используется наглядное пособие для детских садов «Правила дорожного движения» и методическое руководство к ним.
Пособие состоит из 12 картин и таблиц: «1. Улица города»; «2. Желтый сигнал светофора»; «3. Красный сигнал светофора»; «4. Зеленый сигнал светофора»; «5. Перекресток»; «6. Опасный поворот»; «7. Мы переходим улицу»; «8. Мы на даче»; «9. У железнодорожного переезда»; «10. Пройди правильно по улицам»; «11. Детская площадка»; «12. Дорожные знаки». Пособие помогает воспитателю формировать у детей представление о правилах движения пешеходов и транспорта по улицам города, за городом, способах регулирования 'движения, дорожных знаках.
Картины и таблицы используются на занятиях по ознакомлению с окружающим, в беседах после экскурсий, в творческих и дидактических играх и способствуют развитию речи у детей, расширению понятий, обогащению их словаря специальными терминами: проезжая часть, одностороннее и двустороннее движение, подземный и наземный переходы, «островок безопасности», тротуар, светофор, регулировщик и т. д.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Знакомство с улицей"
Непосредственно образовательная деятельность на улице по теме: "Знакомство с улицей" в рамках тематической недели "Транспорт"...
Занятие по ПДД во второй младшей группе. Тема: "Знакомство с улицей"
Уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях....
интегрирванное занятие "Знакомство с улицей"
занятие для второй младшей группы. ЦЕЛИ:Безопасность:-уточнить представления детей об улице, дороге, пешеходном переходе; -продолжить учить узнавать светофор, его сигналы и действия пешеходов.Ком...
Знакомства с улицей
Конспект занятия в младшей группе...
Занятие по ПДД в младшей группе «Знакомство с улицей»
Цель: уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях.Материал: макет улицы, игрушечные автомобили (грузовые, легковые), фигурки домов, деревьев, людей...
нод"Знакомство с улицей" .
"Знакомство с улицей" конспект занятия по ПДД в средней группе....
ПДД в первой младшей группе «Знакомство с улицей»
Цель: уточнить представление детей об улице, дороге, тротуаре, о грузовых и легковых автомобилях....