Формирование основ экологической культуры и патриотических чувств у дошкольников
статья по обж (старшая группа) на тему

Сунгатуллина Людмила Николаевна

Статья: "Формирование основ экологической культуры и патриотических чувств у дошкольников"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование основ экологической культуры и патриотических чувств у дошкольников (старший возраст).

Одной из наиболее актуальных проблем современности является проблема экологизации сознания населения, становления у каждого человека, независимо от его возраста, образования и социального статуса, привычки экологически грамотного взаимодействия с миром природы. Это связано с теми коренными изменениями окружающей среды, которые произошли в последние годы в результате неразумного, нерационального воздействия на природу со стороны человечества. Существующие на сегодняшний день нормы взаимодействия человека и природы неизбежно ведут к экологической катастрофе, к угрозе всему живому на планете, не исключая самого человека.

Особое внимание уделяется формированию целостного взгляда на природу и место в ней человека. Задачи по формированию основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста решаются в рамках занятий по ознакомлению с окружающим, цикла занятий по физической культуре и занятий по ОБЖ.

Вся работа по экологическому воспитанию детей в группе строится в тесном взаимодействии с семьей. Деятельность родителей с детьми в помощь природе - это участие в акциях, экологических праздниках, выставках-конкурсах.

В результате у дошкольников формируются основы экологической грамотности и культуры, ответственное отношение ко всему в природе и к своему здоровью. Дети начинают осознавать себя частью природы, учатся видеть невидимые связи всего со всем в природе, развивается эмоционально-положительное отношение к природе. Огромное значение играет отношение родителей к данной проблеме, их участие в процессе обучения детей, контакт с педагогами и воспитателями.

Экологическое образование - непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций.

Основным направлением по формированию основ экологической безопасности у старших дошкольников мы выделили следующие задачи:

- формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника; развитие познавательного интереса к миру природы;

- формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

- воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие сочувствия к объектам природы;

- формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;
- формирование первоначальной системы ценностных ориентации (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

- освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

 - формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

- формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

Формирование основ экологической безопасности у детей старшего дошкольного возраста, прежде всего направлена на то, чтобы сформировать у дошкольников чувство уверенности и ощущения комфортного проживания в тех экологических условиях на Земле, которые имеются в настоящее время. Воспитание патриотических чувств у детей дошкольного возраста – одна из задач нравственного воспитания, включающая в себя воспитание любви к близким людям, к детскому саду, к родному городу и родной стране. Патриотические чувства закладываются в процессе жизни и бытия человека, находящегося в рамках конкретной социокультурной среды. Люди с рождения инстинктивно, естественно и незаметно привыкают к окружающей их среде, природе и культуре своей страны, быту своего народа. Поэтому базой для формирования патриотизма являются глубинные чувства любви и привязанности к культуре своей страны и своему народу, к своей земле, воспринимаемой в качестве родной, естественной среде обитания человека. Это патриотическое воспитание в широком смысле слова. Воспитание любви к Родине, к своему Отечеству – задача чрезвычайно сложная, особенно, когда речь идет о детях дошкольного возраста. В своей работе считаем необходимым сформировать у ребенка-дошкольника историко-географические знания о родном крае, нравственно-патриотические качества личности.

Задачи:

  •  Сформировать представления о месте проживания ребенка в городе и об отношении к нему, к своей малой родине.
  • Дать знания детям о достопримечательностях города.
  • Воспитывать у детей любовь к Родине, Отечеству, нравственно - патриотические качества личности.

    Мы рекомендуем знакомить с родным краем, начиная с семьи ребенка, с улицы, на которой он живет, с микрорайона, где находится его детский сад. В старшем возрасте знакомить с историей микрорайона, города, с его достопримечательностями, известными людьми, прославившими свой город, с памятниками архитектуры. Работа и знакомство ведется на занятиях в детском саду по окружающему миру, изодеятельности, физической культуре, развитию речи свободной от занятий деятельности и соответствует одному из основных дидактических принципов – от простого к сложному.  

            В ДОУ работа ведется по основным направлениям:

  • Нравственно-эстетическое (слушание и разучивание песен, стихов о Родине, о подвигах, о труде соотечественников, о природе родной страны, края, города; знакомство с поэтами и художниками города, развитие детского творчества через наблюдение окружающего мира; знакомство с достопримечательностями города);
  • Физическое (развитие таких качеств как сила, смелость, ловкость, через спортивные игры с военно-патриотическим содержанием);
  • Приобщение дошкольников к трудовой деятельности, знакомство с трудом жителей города;
  • Формирование бережного отношения к природе, к труду людей города.

   Работа по данному направлению как непосредственно-образовательной деятельности, так и за ее пределами.  Дети знакомятся с творчеством писателей и поэтов России; по окружающему миру изучают темы: «Животный и растительный мир России», «Растения и животный России, занесенные в Красную книгу»;  дети знакомятся с историей возникновения современного города, ремеслами жителей, именами в истории Санкт-Петербурга.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Формирование основ экологической культуры у детей дошкольного возраста » на тему: «Разработка игровой обучающей ситуации (ИОС) по формированию основ экологической культуры «В гостях у лягушонка»

Игровая обучающая ситуация«В гостях у лягушонка»(с игрушкой- аналогом) Дидактические задачи:1)    Дать детям представление о лягушке, ее внешнем виде, ее среде обитания, питании и ...

Формирование основ экологической культуры через патриотическое воспитание.

Серьёзнейший экологический кризис, поразивший нашу планету, внёс существенные коррективы в отношения человека и природы, заставил переосмыслить все достижения мировой цивилизации....

План работы по самообразованию по теме "Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем".

ЦЕЛЬ: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Исследовательский проект по формированию основ экологического сознания"Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ экологической культуры дошкольников"

Проект по формированию основ экологического сознания."Влияние системы целенаправленных мер методической поддержки педагогов на качество педагогической работы по формированию основ эко...

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....

Формирование основ экологической культуры дошкольников в процессе познания и решения экологических проблем.

Цель работы: повышение уровня экологической культуры старших дошкольников путем осознания целесообразности раздельного сбора и переработки бытовых отходов пластика....