Проект "Азбука дорожного движения"
проект по обж (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребёнка – детский сад № 91»
Проектная деятельность в ДОУ
«Азбука дорожного движения»
г.Нижнекамск, 2015 г.
Пояснительная записка
В Российской Федерации проблема детского дорожно-транспортного травматизма (ДДТТ) по своим масштабам – имеет все признаки национальной катастрофы. По данным аналитических материалов Департамента обеспечения безопасности дорожного движения МВД России, число детей, погибших в ДТП, в расчёте на 100 000 населения России почти в 3 раза больше, чем в Италии, и в 2 раза больше, чем во Франции и в Германии. Статистика показывает: ситуация с ДДТТ имеет тенденцию к ухудшению, что связанно с резким ростом количества автомобилей на дорогах, увеличением мощности новых моделей автомобилей и вследствие этого увеличение скорости автомобильного потока.
Обеспечение здоровья детей – основная цель, главная задача цивилизованного общества.
Дошкольный возраст – важнейший период, когда формируется личность и закладываются прочные основы опыта жизнедеятельности, здорового образа жизни. Малыш по своим физиологическим особенностям не может самостоятельно определить всю меру опасности.
Самыми распространенными ошибками, которые совершают дети, являются: неожиданный выход на проезжую часть в неустановленном месте, выход из-за стоявшего транспорта, неподчинения сигналам светофора, нарушение правил езды на велосипедах и т.д., беспечность детей на дорогах зависит от взрослых, от низкого уровня их культуры поведения. А цена этому – детская жизнь.
Важная роль в предупреждении детского дорожно-транспортного травматизма принадлежит детскому дошкольному учреждению. Именно педагоги должны стать первыми учителями ребенка в воспитании его, как дисциплинированного пешехода.
Дети дошкольного возраста – особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка ПДД неприемлема, а нормативное изложение обязанностей пешеходов и пассажиров на недоступной для них дорожной лексике требует от дошкольников абстрактного мышления, которое для них не характерно,- всё это затрудняет процесс обучения и воспитания.
Программа В.Т.Кудрявцева «Тропинки» является современной программой развивающего дошкольного образования. Она разработана на широкой междисциплинарной базе с опорой на богатые традиции отечественного гуманитарного знания. Цель программы состоит в создании условий для общего психического развития детей 3–6 лет средствами развития творческих способностей, в частности, условий формирования у них готовности к современному (развивающему) школьному обучению.
Инновационная общеобразовательная программа В.Т.Кудрявцева «Тропинки» позволяет современным педагогам дошкольных образовательных организаций вводить новое в структуру и содержание занятий, мотивировать и развивать мыслительно- познавательную деятельность ребенка-дошкольника, добывать необходимые знания в ходе самостоятельного поиска.
Программный принцип событийного построения психолого-педагогического процесса, обеспечивает благоприятные условия для внедрения педагогами эффективной технологии проектирования, которая предусматривает планирование и организацию комплексной, последовательной и систематической работы.
Социальная острота проблемы ДДТТ диктует необходимость активизации деятельности детских дошкольных образовательных учреждений, поиску новых форм и методов обучения и воспитания по профилактике ДДТТ, а также проведения профилактической работы с родителями на основе современных педагогических технологий.
Одна из инновационных технологий, позволяющая скоординировать действия в триаде «Педагог - Родители - Дети» - это проектирование. Проектирование детской деятельности позволяет систематизировать и сгруппировать все компоненты обучающего процесса, помогает подчинить основную часть самостоятельной, совместной и организованной деятельности единой теме и цели, которые определяются с учетом возможностей дошкольников.
Возможность использования метода проектной деятельности в работе со старшими дошкольниками обеспечивается такими характеристиками возрастного периода, как любознательность, наблюдательность, стремление к самостоятельному поиску ответов на возникающие вопросы, желание быть значимым и полезным, умение находить свое место и видеть свою роль в общей работе.
Широкий спектр видов деятельности; важность результата, процесса и способов его достижения; возможность действовать в своем темпе, выбирать формы взаимодействия, проявлять познавательную, творческую, деловую активность, самостоятельность, применять освоенные раннее знания и умения, также становятся положительными качествами, которые отвечают возрастным особенностям дошкольников.
Наш проект посвящён актуальной проблеме – воспитанию у детей дошкольного возраста навыков безопасного поведения на улицах города. Актуальность проекта связана ещё и с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на дорожную обстановку, которая свойственна взрослым. Желание постоянно открывать что-то новое, детская непосредственность часто ставят их перед реальными опасностями, в частности на улицах.
Паспорт проекта «Азбука дорожного движения»
Возраст детей: 5-6 лет
- Название проекта: «Азбука дорожного движения».
- Вид проекта: познавательно - игровой.
- Продолжительность: краткосрочный (1-31 сентября 2015 г.)
4. Участники проекта: воспитатели, дети, родители.
5. Цель проекта:
Предупреждение детского дорожно–транспортного травматизма. Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице.
Повышение компетентности родителей по вопросам касающихся ПДД.
6. Образовательные области и задачи
Образовательные области | Задачи |
Познание | Дать знания о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства; знания о мерах предосторожности в разных ситуациях, в разных общественных местах; представления об опасностях на дороге, о необходимости знать и соблюдать правила дорожного движения; представления о важности соблюдения правил дорожного движения; Познакомить со значением дорожных знаков, научить понимать их схематическое изображение для правильной ориентации на улицах и дорогах. |
Социализация | Развивать игровую деятельность детей. Формировать умение развивать сюжет на основе знаний, полученных при восприятии окружающего. Приобщать к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным). |
Физическая культура | Совершенствовать физические качества детей в разнообразных формах двигательной деятельности. |
Художественное творчество | Совершенствовать изобразительные навыки и умения, формировать художественно-творческие способности. |
Коммуникация | Способствовать развитию речи детей, пополнению активного и пассивного словаря детей в процессе работы над проектом; развивать связную речь. |
Безопасность | Формирование у детей навыков осознанного безопасного поведения на улице города; представление об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. |
Здоровье | Воспитывать навыки личной безопасности и чувство самосохранения |
Чтение художественной литературы | Продолжать развивать интерес детей к художественной и познавательной литературе. Учить внимательно и заинтересованно слушать рассказы, загадки. |
Подготовительный этап
- Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по проблеме.
- Укрепление материально-технической базы:
приобретение атрибутов по ПДД;
оформление игрового уголка для детей в группе и информационного стенда для родителей.
Первый этап «Составление «Банка идей»
«Банк идей» (поиск, изучение эффективных технологий и методик в области обучения детей правилам безопасного поведения на дороге)
Анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города».
Второй этап «Основной»
- Рассматривание плакатов по безопасности дорожного движения с детьми.
- Чтение произведений, рассматривание иллюстраций к ним: Дружинина М. «Наш друг светофор»; «Правила поведения на улице»; «Правила езды на велосипеде»; Иванов А. «Азбука безопасности»; Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков», Серяков И. «Улица полна неожиданностей» и т.д.
- Конкурс на лучший рисунок по пропаганде ПДД совместно с родителями на тему « Я пешеход»
- Проведение занятий по ПДД,
- Проведение подвижных и дидактических игр.
- Решение игровых и проблемных ситуаций,
- проведение викторины по ПДД.
- Консультации для родителей на тему «Безопасность детей – забота взрослых», «Это должен знать каждый» и др.
Третий этап «Заключительный»
Подведение итогов проекта «Посвящение детей в пешеходы», создание альбома «Юные пешеходы», вручение памяток родителям.
Четвертый этап – постановка новой проблемы
Создать ситуацию поиска новой информации и определить задачи нового проекта: «Какие еще опасности могут встретиться нам на улицах города?»
На первом этапе проекта также было проведено анкетирование родителей «Взрослые и дети на улицах города» (Приложение 1). На вопрос «Много ли знаков ДД знает ваш ребёнок?» только 4% родителей ответили да , 80% ответили, что их ребёнок знает некоторые знаки ДД; 16% родителей отметили, что их дети не знают знаков дорожного движения. На второй вопрос 92% родителей ответили, что их ребёнок хорошо знает дорогу в детский сад и домой, 8% отметили, что далеко живут и ребёнок не знает дороги в детский сад. При ответе на второй вопрос 92% родителей ответили, что всегда соблюдают правила ДД, и только 8% написали, что ходят по улице так как им удобно. При ответе на четвёртый вопрос 50% ответили, что их ребёнок умеет правильно переходить улицу, 50% ответили, что их ребёнок не умеет правильно переходить улицу. 60% родителей ответили, что их дети знают сигналы светофора, 40% отметили, что дети путают сигналы светофора. 60% родителей отметили, что иногда обращают внимание детей на неправильное поведение людей на улице, 8% родителей ответили, что никогда не обращают внимание ребёнка на неправильное поведение людей на улице. На 6 вопрос 100% родителей ответили, что их дети ведут себя в общественном транспорте и на остановках правильно и спокойно. 50% родителей ответили, что часто объясняют детям ПДД, 50% родителей отметили, что иногда уделяют этому внимание. На последний вопрос анкеты родители единодушно ответили, что считают успешной работу детского сада по ознакомлению детей с ПДД.
На втором «Основном» этапе мы с детьми осуществляли практическую образовательную деятельность по различным образовательным областям программы (ознакомление с окружающим, физическое развитие, художественно-продуктивная деятельность, развитие речи), а также вне занятий в игровой деятельности (подвижные, дидактические, сюжетно-ролевые игры) закрепляли, полученные на занятиях знания.
На третьем «Заключительном» этапе было проведено развлечение Игра – викторина «Соблюдайте правила дорожного движения» (Приложение 8), родителям вручены памятки «Советы родителям старших дошкольников».
Результатом нашего проекта стало то, что:
Дети получили и усвоили знания о правилах поведения на дороге, научились применять полученные знания о правилах дорожного движения в играх, инсценировках, в повседневной жизни, а главное ставили перед собой задачи, находили пути их решения и воплощали свои задумки в жизнь.
Были объединены усилия педагогов и родителей в вопросе ознакомления детей с правилами дорожного движения и их соблюдению в жизни; планомерно и активно распространялись знания о правилах дорожного движения среди родителей.
Познавательно- игровой проект для детей старшей группы
«Азбука дорожного движения»
План
Мероприятия проекта | ||||
Календарь | Тема | Форма работы с детьми | Форма работы с родителями | Оснащение педагогического процесса |
День первый | Серяков И. «Улица полна неожиданностей» Рассматривание картины «Улица города». | Чтение художественной литературы; Рассматривание картины, беседа по вопросам. | Консультация в папке – передвижке «Азы безопасности» | Картина «Улица города», Художественное произведение Серякова И. «Улица полна неожиданностей» |
День второй | «Улица, где находится детский сад» (Приложение 2) | Целевая прогулка. Беседа. | Совместная деятельность детей с родителями «Схема пути от дома до детского сада» | |
«Улица» | Конструирование | Лего, строитель, машинки, мелкие игрушки | ||
День третий | «Читаем загадку – находим отгадку» (транспорт) |
Дидактическая игра Чтение загадок | Картотека загадок по ПДД. | Иллюстрации по теме транспорт |
домино «Транспорт» | Самостоятельная деятельность детей | домино | ||
Наблюдение на прогулке за движением транспорта, работой водителя. | Наблюдение, беседа | |||
«Пешеходы и автомобили» | Подвижная игра | Атрибуты для подвижной игры: рули, зебра. | ||
День четвёртый | “Специальные машины» (Приложение 4) | НОД | Рекомендации по теме « Это должен знать каждый» (номера телефонов экстренных служб) | интерактивное оборудование – доска, указатели для игры, билеты, руль шофера; для аппликации силуэт машины, черный квадрат, колесо; кисточка, клеенка, салфетка, клейстер, подставка для кисти, фон. |
День пятый | « Рисование различных видов транспорта» оформление альбома «Транспорт» | НОД | Иллюстрации по теме «Транспорт», краски, кисти, альбомные листы. | |
День шестой | «Механики», «Водители и пешеходы», | Сюжетно-ролевые игры | Папка-передвижка «Дорожные знаки - наши помощники» | Атрибуты к играм: инструменты, рули, кепки, зебра. |
День седьмой | Тарутин О. «Для чего нам светофор»; «Дорожные знаки» | Чтение, беседа по содержанию, рассматривание книжных иллюстраций. Презентация | Индивидуальные беседы «Автокресло – детям» | Художественные произведения Тарутин О. «Для чего нам светофор»; иллюстрации. Проектор, ноутбук |
«Светофор» | Подвижная игра | Три круга: красный, желтый, зеленый. | ||
День восьмой | «ГИБДД»
«Инспектор ДПС» (Приложение 5) | Беседа Сюжетно-ролевая игра | Иллюстрации по теме «Инспектор ДПС», атрибуты к игре, жезл, накидка. | |
День девятый | С.Михалков «Дядя Стёпа – милиционер». Целевая прогулка к проезжей части, где находится светофор и пешеходная дорожка. | Чтение художественной литературы Целевая прогулка | Совместная деятельность детей с родителями рисунок на тему « Я пешеход» | Художественное произведение С.Михалкова «Дядя Стёпа – милиционер», рассматривание книжных иллюстраций. |
День десятый | «Пешеход на улице». (Приложение 6) | Викторина | Круг с цифрами и со стрелкой, звездочки за правильные ответы, подарок победителю – наклейки. | |
День одиннадцатый | Кривицкая А. «Тайны дорожных знаков» «Собери знак»
| Чтение художественной литературы Дидактическая игра | Иллюстрации по теме «Дорожные знаки», Дидактическая игра | |
День двенадцатый | «Зебры в городе», «Светофор» («Смешарики», «Азбука безопасности») | Просмотр и обсуждение мультфильмов | Рекомендации «Смотрим «умные» мультфильмы» | Ноутбук, проектор. |
День тринадцатый | «Юные пешеходы» (Приложение 3) | НОД | игрушка – Крош, (персонаж мультфильма «Смешарики»); парные картинки – дорожные знаки, сюжетные картинки, шапочки с огоньками, проектор, ноутбук | |
День четырнадцатый | Целевая прогулка к автобусной остановке | Целевая прогулка | Консультация для родителей на тему «Безопасность детей – забота взрослых». | |
День пятнадцатый | «Чего не должно быть» | Рассматривание иллюстраций, обсуждение | Иллюстрации по теме «Чего не должно быть». | |
День шестнадцатый | «Назови знак», «Можно – нельзя, правильно - неправильно» | Игровые упражнения | Консультация для родителей «Игры с детьми по ПДД» | Иллюстрации по теме «Чего не должно быть», «Дорожные знаки» |
День семнадцатый | «Азбука безопасности на дороге». Уроки тетушки Совы. Вечер загадок и стихов «Дорожные знаки». | Просмотр и обсуждение мультфильмов Развлечение | Ноутбук, проектор, Стихи и загадки о дорожных знаках. | |
День восемнадцатый | «Что? Где? Откуда?» (Приложение 7) | Словесная игра | Выставка художественной литературы и игр по ПДД | круг с цифрами и со стрелкой, табло для отмечания очков. |
День девятнадцатый | библиотека «Школа тётушки Совы» | Рассматривание книг по ПДД | Книги по ПДД | |
День двадцатый | «Соблюдайте правила дорожного движения» (Приложение 8) | Игра – викторина | Памятки для родителей «Советы родителям старших дошкольников» | иллюстрации по теме; картинки: светофор, регулировщик; плакат «Улицы города»; Дорожные знаки. |
Используемая литература:
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования /Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой. -М; МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. -336с.
- Н.А.Извекова/ Правила дорожного движения для детей дошкольного возраста. - М.: Творческий центр «Сфера», 2006.
- Л.Б.Поддубная/ Правила дорожного движения. Занимательные материалы. – Волгоград, Издательство – торговый дом «Корифей», 2008.
- Т.Ф.Саулина / Три сигнала светофора. Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения. – М.: Издательство Мозаика – Синтез, 2009.
- Г.П.Шалаева/ Дорожные знаки для маленьких пешеходов. – М.: Издательство Эксмо, 2007.
Интернетресурсы:
1.http://kolokolchikdetskiisad.edusite.ru/p111aa1.html,
2. http://ped-kopilka.ru/vospitateljam/metodicheskie-rekomendaci/proekt-po-pd-v-starshei-grupe.html,
3. http://www.maaam.ru/detskijsad/prezentacija-po-pd-v-podgotovitelnoi-grupe.html,
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект досуга по Правилам дорожного движения в подготовительной группе "Обучим Карлсона Правилам дорожного движения" (из опыта работы).
Повторение и закрепление на практике Правил дорожного движения для дошкольников: закрепление обозначения сигналов светофора; совершенствование знаний детей о дорожных знаках "Пешеход...
Конспект досуга по ознакомлению детей с правилами дорожного движения на тему:"Знаешь ли ты правила дорожного движения".
Кто же лучше Дяди Стёпы расскажет о правилах дорожного движения. Поиграет с детьми и даст нужные советы....
Конспект занятия по изучению дорожного движения в старшей группе «Транспорт» Программнные задачи: закрепить представления о транспорте разного вида. Закреплять элементарные знания о дорожном движении, знакомить детей со знаками.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"3841931","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"270","width":"480"}}]] ...
материал к проведению ООД по правилам дорожного движения:" Знаете ли вы правила дорожного движения?"
материал к проведению ООД по правилам дорожного движения в подготовительной группе...
Методическая разработка занятия по безопасности дорожного движения «Беседа о правилах дорожного движения» с использованием ИКТ-технологий с детьми среднего дошкольного возраста
Конспект занятия по безопасности дорожного движения для средней группы...
Веселые старты по безопасности дорожного движения "Дорожная азбука" с элементами изучения правил дорожного движения
Мы все являемся участниками в дорожнотранспортных отношениях, и существует угроза главной ценности человека – жизни. Знание и выполнение требований дорожных законов – условие, об...