Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе "Знакомим Лесовичка с правилами дорожного движения"
план-конспект занятия по обж (старшая группа) на тему
Данный конспект НОД предусматривает уточнение и закрепление знаний детей о правилах дорожного движения, дорожных знаках, о поведении на улице и в транспорте.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravila_dorozhnogo_dvizheniya.docx | 129.16 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧЕРЕЖДЕНИЕ Г. САНКТ-ПЕТЕРБУРГА ДЕТСКИЙ САД № 110 ВЫБОРГСКОГО РАЙОНА
КОНСПЕКТ НЕПОСРЕДСТВЕННО – ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В СТАРШЕЙ ГРУППЕ НА ТЕМУ
«ЗНАКОМИМ ЛЕСОВИЧКА С ПРАВИЛАМИ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ»
Конспект разработала воспитатель
Горюченкова Ирина Сергеевна
Программное содержание:
Цель:
Уточнить знания детей о правилах дорожного движения, о поведении на улице и в транспорте.
Задачи:
- Закреплять знания детей об элементах дороги (проезжая часть, тротуар, пешеходный переход), о движении транспорта, о работе светофора, закреплять представления детей об известных им дорожных знаках, о правилах поведения на проезжей части, на тротуаре.
- Активизировать словарь детей за счёт слов, обозначающих названия дорожных знаков, а также слов: пешеход, пассажир, регулировщик, жезл, тротуар, проезжая часть, пешеходный переход, способствовать развитию связной речи. Развивать умение связно, доказательно, последовательно рассказывать.
- Воспитывать уважение к своим сверстникам, умение слушать их, не перебивая.
- Развивать коллективное творчество. Воспитывать стремление действовать согласованно.
- Воспитывать понимание необходимости соблюдать правила дорожного движения, желание пропагандировать их другим людям.
Интеграция образовательных областей
Социально-коммуникативное развитие и безопасность.
Формирование основ безопасного поведения на улице. Усвоение норм, принятых в обществе. Совместная деятельность со сверстниками.
Познавательное развитие.
Формирование представлений о правилах дорожного движения, о дорожных знаках, о причинах и следствиях.
Речевое развитие.
Активизация словаря, развитие связной, грамматически правильной речи.
Художественно-эстетическое развитие.
Чтение стихотворений; художественно-творческая коллективная деятельность (аппликация).
Физическое развитие.
Физминутка (выполнение основных видов движений).
Образовательные технологии
Здоровьесберегающая, игровая, технология проблемного обучения.
Предварительная работа
Рассматривание иллюстраций, фотографий: дорожные знаки, улицы города.
Экскурсия к светофору.
Чтение художественной литературы:
Г.Тумаринсон «Новые дорожные приключения Буратино»,
Я.Пишумов «Машины», М.Пляцковский «Стоп машина!», С.Михалков «Если свет зажёгся красный», С.Яковлев «Нужно слушаться без спора», Б.Житков «Светофор».
Беседы: «Как мы переходим через дорогу», «Красный, жёлтый, зелёный», «Наш друг Зебра», «Дорожные знаки», «Почему случаются ДТП».
Составление рассказов по серии картинок.
Словесно-речевые игры: «Что будет если…» (закончить предложение), «Что обозначает этот знак».
Дидактические игры «Наша улица», «Учим дорожные знаки».
Работа в рабочих тетрадях «Пешеходы - вездеходы».
Раскраски.
Наглядно- дидактические пособия:
Бордачева И.Ю. «Безопасность на дороге» (плакаты), «Дорожные знаки».
«Правила дорожного движения» - дидактические карточки.
Методические пособия:
Белая К.Ю. «Формирование основ безопасности у дошкольников 3-7 лет»,
Саулина Т.Ф. «Знакомим дошкольников с правилами дорожного движения» (3-7 лет),
Лыкова И.А., Шипунова В.А. «Дорожная азбука»,
Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. «Безопасность».
Материал:
Карточки с изображением дорожных знаков.
Макет светофора.
Разметка на полу «зебра» (белые полоски бумаги).
Иллюстрации: проблемные ситуации на дорогах.
Заготовка для коллективной аппликации «Улица города», детали: дорожные знаки, изображения разных видов транспорта, пешеходов, светофора, белые полоски бумаги, клеевые карандаши.
Ход непосредственно-образовательной деятельности:
Воспитатель:
- Ребята, помните, мы с вами летом были в гостях у Лесовичка. А сегодня я получила телеграмму, в которой говорится о том, что он едет к нам в гости. Но ведь он лесной житель. Он не знает правил дорожного движения, как себя вести в городе и может заблудиться. Не знает, какие опасности его здесь подстерегают. Мы с вами должны обязательно встретить Лесовичка.
Давайте сядем в автобус, и отправимся на вокзал. (Дети садятся в импровизированный автобус из крупных мягких модулей).
Ребята, пока мы едем на автобусе, давайте вспомним правила поведения в общественном транспорте.
Ответы детей:
- Нельзя кричать и громко разговаривать, чтобы не мешать другим пассажирам.
- Нельзя бегать по салону.
- Можно садиться на свободные места.
- Если нет свободных мест, удобно встать и крепко держаться руками за поручень.
- Уступать места пожилым людям и взрослым с маленькими детьми.
- Не расталкивать других пассажиров, когда в транспорте много народу, если нужно пробраться к выходу, а вежливо попросить пропустить.
- Не отвлекать водителя; если нужно у него что-то спросить, то только на остановке.
- Не высовываться из окна, это опасно; не бросать в окно какие-либо предметы, мусор.
- не портить сиденья, стены, окошки автобуса (трамвая…).
- Ребята, а вы соблюдаете эти правила? Молодцы.
Вот мы и приехали на вокзал. А вот и наш Лесовичок! (Дети здороваются).
Лесовичок:
- Ребята, я по вам очень скучал. Мне очень хочется погулять с вами по вашему чудесному городу, но мне очень страшно, здесь так много машин, и они так быстро ездят.
Дети:
- Лесовичок, мы не оставим тебя одного, погуляем вместе с тобой.
(Далее используются дидактические карты-иллюстрации «Правила дорожного движения»).
- Вот мы на улице. Ребята, давайте расскажем Лесовичку, как называется часть дороги, по которой ходит транспорт (проезжая часть), а по которой ходят пешеходы? (тротуар).
Нам нужно перейти через проезжую часть, как же это сделать?
Ответы детей:
- Нужно найти пешеходный переход «зебру» (разметка на проезжей части). Переход всегда обозначен дорожным знаком (показ карточки).
| Знак «Пешеходный переход»: Здесь наземный переход, |
Воспитатель:
- Водители знают, что в этом месте разрешается движение пешеходов, и поэтому снижают скорость и внимательно следят за дорогой. Появление пешехода на проезжей части в неположенном месте неожиданно для водителя. Он может не успеть остановить машину. Пешеход, который переходит не там, где положено, мешает водителю, может создать аварийную ситуацию и сам пострадать.
- А какие ещё существуют переходы через проезжую часть?
Ответы детей:
- Подземный и надземный переход. Они тоже обозначены знаками (показ карточки). Нельзя переходить дорогу там, где не обозначен пешеходный переход.
| Знак «Подземный пешеходный переход»: Знает каждый пешеход |
Лесовичок:
- Ребята, а что это такое - трёхглазое, разноцветное, и почему его огоньки загораются поочерёдно?
Ответы детей:
- Это светофор. Он регулирует движение транспорта и пешеходов.
(Читают стихотворение)
Светофор всегда на страже.
Пешеходу он укажет
Самый безопасный путь,
Стоит глазом лишь моргнуть.
Глаз зеленый загорелся –
Проходи, свободен путь!
Желтый – подожди немного,
Повнимательнее будь.
Загорелся яркий красный,
Это значит, что опасно
На дорогу выходить.
Нужно транспорт пропустить.
Когда для пешеходов включен красный свет, для водителей горит зелёный. Пешеходы при этом должны стоять и ждать. Красный свет горит совсем не долго. Даже если транспорта не видно, переходить дорогу нельзя.
Жёлтый сигнал светофора («Внимание! Приготовьтесь!») горит несколько секунд и предупреждает о том, что сейчас загорится другой свет.
Потом загорается зелёный – и пешеходы переходят через дорогу.
Если светофор не работает, движением на дорогах руководит регулировщик. Своим полосатым жезлом он показывает, кому (машинам, пешеходам), в какую сторону нужно двигаться.
Воспитатель:
- Не во всех местах переходов установлены светофоры. Поэтому здесь нужно быть очень внимательными. Как же себя вести, если нет светофора?
Ответы детей:
- Начиная переход, надо посмотреть сначала налево, потом направо.
Нельзя перебегать дорогу перед движущимся транспортом. Бегущий человек смотрит только вперёд, он может споткнуться и упасть прямо под колёса автомобиля. Дорогу нужно переходить спокойно, убедившись сначала, что поблизости нет машин.
Лесовичок:
- Ребята, а это что за знаки?
| Знак «Место остановки автобуса, В этом месте пешеход |
Ответы детей:
- Этими знаками обозначают остановки автобусов, троллейбусов, трамваев (показ карточки).
Воспитатель:
- Ребята, расскажите Лесовичку, как нужно обходить стоящий на остановке общественный транспорт.
Предполагаемые ответы детей:
- Нельзя спешить. Водители проезжающих машин могут не увидеть, кто выходит из автобуса или троллейбуса. Выйдя из транспорта, лучше всего подождать, пока он отойдёт от остановки, и вы будете хорошо видеть дорогу. Потом надо дойти до пешеходного перехода, и по нему перейти на другую сторону улицы. Если транспорт от остановки не отходит, автобус и троллейбус обходят сзади, а трамвай спереди, но нужно быть очень внимательными.
Лесовичок:
- Ой, ребята, мне так захотелось поиграть. Я с собой даже мячик взял. Давайте в футбол играть.
Предполагаемые ответы детей:
- Что ты, Лесовичок! Нельзя играть ни на проезжей части, ни на тротуаре.
На проезжей части играть очень опасно, даже если какое-то время там нет машин, так как можно не заметить приближающийся транспорт. Этим мы, к тому же, создадим аварийную ситуацию на дороге.
Если мы будем играть на тротуаре, то будем мешать пешеходам. Кроме того, во время игры можно увлечься, забыть об опасности и выбежать на проезжую часть дороги. Лесовичок, твой мячик тоже может укатиться на дорогу.
Лесовичок:
- Где же нам поиграть?
Ответы детей:
- Играть можно только в специально отведённых местах – во дворах, на детских площадках, в парках, скверах. Там безопасно.
Воспитатель:
- А вот и знак «Жилая зона», который указывает водителям, что здесь могут играть дети, и им нужно быть особенно внимательными.
А этот знак что означает? («Дети»)?
| Знак «Дети»: Посреди дороги дети, |
Ответы детей:
- Этот знак «Дети» предупреждает водителей, что на дороге могут появиться дети. Его устанавливают около школ и детских площадок. Но этот знак не разрешает переходить через проезжую часть. Переходить через дорогу нужно только на пешеходном переходе.
Физминутка:
Мы по улице шагаем
И ворон мы не считаем,
Смело мы идем вперед,
Где пешеходный переход!
Когда дорогу перешли
Можно прыгать – раз, два, три!
(шаги на месте и прыжки под счет )
Как, хорошо мы отдохнули - весело, задорно!
Воспитатель:
- Лесовичок, ребята тебя могут познакомить и с другими дорожными знаками, которые просто необходимо знать.
Лесовичок:
- Я буду очень рад!
(Дети берут в руки макеты дорожных знаков и рассказывают по очереди):
| Знак «Уступи дорогу»: Если видишь этот знак, | |
| ||
| Знак «Въезд запрещен»: Знак водителей стращает, | |
| Знак «Обгон запрещен»: Знак любителей обгона | |
|
| |
| ||
| Знак «Движение пешеходов запрещено»: В дождь и в ясную погоду | |
| Знак «Место стоянки»: Коль водитель вышел весь, | |
| ||
| ||
| Знак «Стоянка запрещена»: Тормозить здесь можно смело, | |
| Знак «Главная дорога»: Вот он знак, каких немного: | |
| ||
| Знак «Дорожные работы»: Знак «Дорожные работы». |
Лесовичок:
- Да, как же сложно у вас на улицах города, сколько правил надо знать. А если их кто-нибудь не соблюдает? И ведь кто-то должен следить за порядком.
Предполагаемые ответы детей:
- За порядком на дорогах следит дорожно-патрульная служба, дорожная полиция. Инспекторы ДПС – смелые, мужественные люди. Они несут службу в любую погоду и днём, и ночью. Они стоят на постах, патрулируют на автомобилях и мотоциклах, первыми приходят на помощь людям, пострадавшим в автомобильных авариях. У них имеются электронные приборы – радары, с помощью которых они определяют, кто из водителей превысил скорость. Благодаря их работе на дорогах соблюдается порядок.
(Показ иллюстрации).
Воспитатель:
- Но и за городом надо помнить об опасностях. Особенно важно соблюдать правила, двигаясь по шоссе, где машины едут с большой скоростью (показ карточки с иллюстрацией).
Ребята, с какой стороны должны идти пешеходы по шоссе?
Предполагаемые ответы детей:
- Если нет тротуара, нужно идти по обочине навстречу движущемуся транспорту с левой стороны, чтобы видеть встречные машины.
Лесовичок:
- Правильно ли идёт мальчик вдоль дороги? (показ иллюстрации, где пешеход идёт спиной к движущемуся транспорту, в наушниках, близко к проезжей части).
Ответы детей:
- Нет, нельзя идти спиной к движущемуся транспорту. В наушниках он не слышит звука приближающегося автомобиля, сигнала водителя. К тому же он идёт очень близко к проезжей части.
Лесовичок:
- Ребята, я обязательно буду помнить эти правила, когда вернусь за город. Спасибо вам, я так много сегодня узнал!
Воспитатель:
- А теперь, ребята, нужна ваша помощь (демонстрирует на листе ватмана изображение улицы: дорога, дома, пешеходы, без транспорта и дорожных знаков). Построен новый микрорайон. Заселены дома, по улицам ходят люди, скоро поедет транспорт. Но на дорогах нет ни светофоров, ни разметки, ни дорожных знаков. Давайте наведём здесь порядок, чтобы пешеходы и машины двигались по правилам, и не случались аварии.
(Детям предлагаются детали аппликации: изображения дорожных знаков, светофоров, транспорта, белые полоски бумаги, клеевые карандаши).
После выполнения работы, дети показывают макет улицы Лесовичку, комментируя расположение всех элементов дороги. Лесовичок хвалит детей.
Воспитатель:
- Ребята, а теперь нам пора возвращаться обратно, и тебя, Лесовичок мы тоже приглашаем с собой. Давайте сядем в автобус и поедем в детский сад.
(Дети занимают места в «автобусе»).
- Мы приехали в детский сад. Сейчас мы пойдём на прогулку на нашу площадку и будем играть в игру «транспорт». (Детям предлагаются атрибуты к игре).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированной образовательной деятельности в первой младшей группе по правилам дорожного движения
Конспект в первой младшей группе по простейшим правилам дорожного движения с учетом ФГТ, где имеются такие пересекающиеся области, как социализация, познание, художественное творчество, коммуникация, ...
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи "К нам весна пришла"
Конспект непосредственно-образовательной интегрированной деятельности в старшей группе компенсирующей направленности для детей с нарушением речи...
Конспект непосредственной образовательной организованной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) в старшей группе по теме «Путешествие по сказке». Составила воспитатель Быкова О.Н
Конспект организованной образовательной деятельности в старшей группе по познавательному развитию (математика) по теме "Путешествие по сказке". Составила воспитатель Быкова О.Н....
Конспект организованной образовательной деятельности по обучению детей среднего возраста правилам дорожного движения. Тема: «Азбука пешехода»
Занятие направленно на расширение знаний и представлений детей о правилах поведения на дороге, ознакомление с назначением дорожных знаков; закрепление знаний детей о различных видах городского транспо...
План - конспект непосредственной образовательной интегрированной деятельности в старшей группе «Ах, зимушка, зима"
Задачи: 1. Воспитывать культуру ведения диалога: умение внимательно слушать собеседника, не отвлекаться, не перебивать, отвечать на вопросы, приводить примеры. Способствовать развитию у дет...
Конспект квест - игры для детей старшей-подготовительной группы по правилам дорожного движения на тему «Починим светофор»
Конспект квест - игры для детей старшей-подготовительной группы по правилам дорожного движения на тему «Починим светофор»...