Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике

Гончарова Елена Александровна

Развитие связной речи  у детей

дошкольного возраста

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл svyaz_rech.odt10.42 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие связной речи  у детей

дошкольного возраста

С первых минут жизни малыш находится  в социуме,  где есть определенные правила, отношения, формы взаимодействия. Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе  - речь.

Первые звуки (непроизвольное "гуление", лепет), которые из дает малыш  постепенно перерастают в осмысленное повторение услышанного, воспроизведение отдельных звуков, слогов, слов. 6 годам развитие Связной речи у дошкольников-важные критерии, определяющие его готовность к школе, ведь она-не только средство общения, но и орудие мышления.

Таким образом, примерно за 6 лет своей жизни ребёнок учится составлять связанное смысловые цепочки предложения, который помогает ему, прежде всего, достигать взаимодействие с окружающими.

Что такое связанная речь?

Высказывания или  связная речь  это несколько законченных отрезков, предложений, которые соединены между собой тематическим, по смыслу, структуре.

Она служит для облегчения коммуникаций и выражается в 2 видах:

Монолог-умение рассуждать определённом образе действий

Диалог-непосредственное взаимодействие с другим человеком и людьми посредством общения.

Важно помнить, что для успешного формирования грамотной, Связной речи требуется тесное взаимодействие взрослого и ребёнка.

Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов:

Описание-включает общее название предмета (действия) , перечисление его свойств, качества, а в заключение-оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляется) ;

Повествование-констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, кульминация, итог или развязка;

Рассуждение-отдельный тип высказывания, которое отражает определенную связь событий, фактов явлений (состоит из утверждения, доказательство вывода).

Все эти варианты Связной речи встречаются у детей в смешанном виде.

Начальным и важным этапом развития связной речи у детей является dialog.ua он раскрывает специфику взаимодействия, позволяет донести до ребёнка нормы и правила дальнейшего выстраивания монологической речи согласно законам литературного языка.

Правильно построить работу по формированию связной речи у дошкольников, необходимо знать этапы её развития а также выявить основные задачи для каждого типа речи в отдельности.

Возрастные критерии развития связной речи у ребёнка

Различные образцы общение и постепенное усложнение деятельности дошкольников помогает развитию его мышления и речи.

Наполненные смыслом слова малыши обычно употребляют на втором году жизни. Постепенно ни учатся обозначать имя предмет, не показывая, а называют. Дальше происходит грамматически правильное формирование определений.

У трёхлетнего малыша Быстро растёт словарный запас активизируется речь, предложение становятся более сложными.

Связная диалогическая речь

Для формирования совместных предметных действий ребёнок использует первый тип речи - диалог он больше связан с практическими видами деятельности.

До 3 лет детей необходимо научить озвучивать свои просьбы и желания ( например: Дай, хочу, Иди) дать ответы на простейшие вопросы (кто это? какое?). Постепенно подводить к проявлению речевой инициативы задать вопрос, (обратиться к другому человеку).

В возрасте от 3 до 4 лет ребёнка нужно побуждать легко вступать в общение со сверстниками, взрослыми; выражать просьбы предложениями; отвечать на вопрос фразами, они одним-двумя словами.

Стоит подводить к тому чтобы он хотел выполнять Простые правила этикета (здороваться, благодарить), делиться впечатлениями (чем занимался, в какие игры играл) ; поощрять желание интересоваться жизнью вокруг и задавать вопросы.

На пятом году жизни детей приучают Свобода контактировать с окружающими разного возраста задавать вопросы и отвечать на них. Также нужно поддерживать стремление делиться личными наблюдениями, переживаниями здесь уже важнее качество ответов, умение отвечать соответствии со смыслом вопроса.

Стоит постепенно вовлекать ребенка в общие беседы, где нужно уметь выслушивать других и выражать собственные мысли по просьбе либо по очереди. то есть происходит формирование навыков культурного общения.

В  дошкольном возрасте различные виды познавательно- образовательных мероприятий-игры, наблюдения, занятие, экскурсии, которые помогают  совершенствовать полученные ранее умения и навыки, закрепляя и расширяя знания.

Связная монологическая речь

Параллельность диалогической речью происходит последовательное обучение детей монологу. В разном возрасте он занимает определенное место:

До 3 лет закладываются предпосылки к появлению монологического вида речи.

Трёхлетних малышей учат слышать и воспринимать короткий, понятные по смыслу история, сказки. Повторить отдельные словосочетания, кратко воспроизвести события, глядя на иллюстрацию.

Целенаправленно развивать монологическую речь необходимость 4 лет. Детям предлагают описать игрушку, рассказать знакомые сюжеты, используя личный опыт. Специально смоделированные ситуации, индивидуальное общение помогают  самостоятельно рассказывать о своих игрушках, произошедших событиях и прочее.

Дети четырёхлетнего возраста  пересказывают не только часто слышимые история, но и новые, вновь прочитаны сюжета. Описательные рассказы становятся подробными, структурированными, с элементами особых форм повествования.

Взрослый помогает начать повествование, предлагают подробно описать персонаж, место действия и т.д.. Серия картинок может стать хорошим подспорьем для создания связанного, структурированного рассказа. При этом в 6 лет 5- 6 лет дошкольники уже могут оперировать такими фразами, как "в то время", "как... " и т. д.

При систематических занятиях дети быстро учатся не только составлять повествовательные описательные сюжеты, используя картинки, но и обходится без наглядных материалов.  В развитии связной монологической важнейший фактор -  обучения, в диалогической - непосредственное взаимодействие двух или нескольких человек. И здесь основные методы y бытовой общения, игровые действия, выполнения задания, совместная деятельность. Только кропотливая, ежедневная работа взрослых даёт отличный результат в процессе развития связной речи малышей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»

Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя  с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста».

План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста»....