Развитие связной речи у детей дошкольного возраста
консультация по коррекционной педагогике
Предварительный просмотр:
Развитие связной речи у детей
дошкольного возраста
С первых минут жизни малыш находится в социуме, где есть определенные правила, отношения, формы взаимодействия. Основной способ общения и передачи информации в человеческом обществе - речь.
Первые звуки (непроизвольное "гуление", лепет), которые из дает малыш постепенно перерастают в осмысленное повторение услышанного, воспроизведение отдельных звуков, слогов, слов. 6 годам развитие Связной речи у дошкольников-важные критерии, определяющие его готовность к школе, ведь она-не только средство общения, но и орудие мышления.
Таким образом, примерно за 6 лет своей жизни ребёнок учится составлять связанное смысловые цепочки предложения, который помогает ему, прежде всего, достигать взаимодействие с окружающими.
Что такое связанная речь?
Высказывания или связная речь это несколько законченных отрезков, предложений, которые соединены между собой тематическим, по смыслу, структуре.
Она служит для облегчения коммуникаций и выражается в 2 видах:
Монолог-умение рассуждать определённом образе действий
Диалог-непосредственное взаимодействие с другим человеком и людьми посредством общения.
Важно помнить, что для успешного формирования грамотной, Связной речи требуется тесное взаимодействие взрослого и ребёнка.
Монологическая речь старших дошкольников состоит из нескольких основных видов:
Описание-включает общее название предмета (действия) , перечисление его свойств, качества, а в заключение-оценка или отношение к нему (части этой структуры могут переставляется) ;
Повествование-констатация факта, в котором четко прослеживается начало истории, кульминация, итог или развязка;
Рассуждение-отдельный тип высказывания, которое отражает определенную связь событий, фактов явлений (состоит из утверждения, доказательство вывода).
Все эти варианты Связной речи встречаются у детей в смешанном виде.
Начальным и важным этапом развития связной речи у детей является dialog.ua он раскрывает специфику взаимодействия, позволяет донести до ребёнка нормы и правила дальнейшего выстраивания монологической речи согласно законам литературного языка.
Правильно построить работу по формированию связной речи у дошкольников, необходимо знать этапы её развития а также выявить основные задачи для каждого типа речи в отдельности.
Возрастные критерии развития связной речи у ребёнка
Различные образцы общение и постепенное усложнение деятельности дошкольников помогает развитию его мышления и речи.
Наполненные смыслом слова малыши обычно употребляют на втором году жизни. Постепенно ни учатся обозначать имя предмет, не показывая, а называют. Дальше происходит грамматически правильное формирование определений.
У трёхлетнего малыша Быстро растёт словарный запас активизируется речь, предложение становятся более сложными.
Связная диалогическая речь
Для формирования совместных предметных действий ребёнок использует первый тип речи - диалог он больше связан с практическими видами деятельности.
До 3 лет детей необходимо научить озвучивать свои просьбы и желания ( например: Дай, хочу, Иди) дать ответы на простейшие вопросы (кто это? какое?). Постепенно подводить к проявлению речевой инициативы задать вопрос, (обратиться к другому человеку).
В возрасте от 3 до 4 лет ребёнка нужно побуждать легко вступать в общение со сверстниками, взрослыми; выражать просьбы предложениями; отвечать на вопрос фразами, они одним-двумя словами.
Стоит подводить к тому чтобы он хотел выполнять Простые правила этикета (здороваться, благодарить), делиться впечатлениями (чем занимался, в какие игры играл) ; поощрять желание интересоваться жизнью вокруг и задавать вопросы.
На пятом году жизни детей приучают Свобода контактировать с окружающими разного возраста задавать вопросы и отвечать на них. Также нужно поддерживать стремление делиться личными наблюдениями, переживаниями здесь уже важнее качество ответов, умение отвечать соответствии со смыслом вопроса.
Стоит постепенно вовлекать ребенка в общие беседы, где нужно уметь выслушивать других и выражать собственные мысли по просьбе либо по очереди. то есть происходит формирование навыков культурного общения.
В дошкольном возрасте различные виды познавательно- образовательных мероприятий-игры, наблюдения, занятие, экскурсии, которые помогают совершенствовать полученные ранее умения и навыки, закрепляя и расширяя знания.
Связная монологическая речь
Параллельность диалогической речью происходит последовательное обучение детей монологу. В разном возрасте он занимает определенное место:
До 3 лет закладываются предпосылки к появлению монологического вида речи.
Трёхлетних малышей учат слышать и воспринимать короткий, понятные по смыслу история, сказки. Повторить отдельные словосочетания, кратко воспроизвести события, глядя на иллюстрацию.
Целенаправленно развивать монологическую речь необходимость 4 лет. Детям предлагают описать игрушку, рассказать знакомые сюжеты, используя личный опыт. Специально смоделированные ситуации, индивидуальное общение помогают самостоятельно рассказывать о своих игрушках, произошедших событиях и прочее.
Дети четырёхлетнего возраста пересказывают не только часто слышимые история, но и новые, вновь прочитаны сюжета. Описательные рассказы становятся подробными, структурированными, с элементами особых форм повествования.
Взрослый помогает начать повествование, предлагают подробно описать персонаж, место действия и т.д.. Серия картинок может стать хорошим подспорьем для создания связанного, структурированного рассказа. При этом в 6 лет 5- 6 лет дошкольники уже могут оперировать такими фразами, как "в то время", "как... " и т. д.
При систематических занятиях дети быстро учатся не только составлять повествовательные описательные сюжеты, используя картинки, но и обходится без наглядных материалов. В развитии связной монологической важнейший фактор - обучения, в диалогической - непосредственное взаимодействие двух или нескольких человек. И здесь основные методы y бытовой общения, игровые действия, выполнения задания, совместная деятельность. Только кропотливая, ежедневная работа взрослых даёт отличный результат в процессе развития связной речи малышей.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастер-класс для воспитателей на тему "Роль музыкального воспитания в развитии активной речи детейдошкольного возраста"
Интерактивное выступление...
Опыт работы:"Развитие связной речи дошкольного возраста (в общении, игре)
возрастные осоьенности детей...
Тематический перспективный план работы по формированию лексико-грамматических категорий и развитию связной речи старший возраст.
Лексическаятема Формирование словаря и грамматического строя Связная речь...
«Сторителлинг - одна из инновационных технологий развития речи детейдошкольного возраста»
Повышение профессионального умения педагогов – участников в процессе активного общения по освоению опыта воспитателя с дошкольниками по работе с технологией сторителлинг....
Выступление на родительском собрании с сообщением по теме: «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольного возраста»
Данная сообщение подходит для родителей как помощь в подготовке детей возраста 5-6 лет....
План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста».
План по самообразованию «Развитие связной речи дошкольного возраста»....