Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Беленкова Светлана Николаевна

АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников. 

Целью данной АОП является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл aop_na_rebyonka_ovz.docx71.42 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»

МБДОУ №21 «Золотой ключик»,

ИНН 2450028514, ОГРН 1122450000364

663614,г. Канск, мкр. Северный д. 31,д. 30

Т. 2-97-08, т. 2-97-09 e-mail:alexandra0829@yandex.ru

Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ

Илью Б. (второй год обучения)

на период с 16.09.2022 по 31.05.2023 г.

Ответственный за реализацию программы:

Рубанова Е.М. -  учитель-логопед

                                            Беленкова С.Н. – воспитатель

                                            Яковлева Н.А. – воспитатель

Крошникова Л.В. – педагог-психолог

  Кокорева К.Г. - инструктор по физ.культуре

Дубкова Е.А. – муз.руководитель                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

г. Канск, 2022 г.


  1. Целевой раздел
  1. .    Пояснительная записка

Нормативно-правовые основы разработки программы

 Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка с нарушением речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
  • ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
  • Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
  • Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13

АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева. Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников.  

Целью данной АОП является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.

Коллегиальное заключение ТПМПК от 09.03.2021г.: По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлено, что Илья имеет особенности в психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся  с ограниченными возможностями здоровья.

Общие сведения о ребенке.

Дата рождения –

В группу поступил  19.08.2019г.

Общие сведения о семье.

Мать:

Отец:

Семья полная благополучная. Илья второй ребенок в семье. Есть старшая совершеннолетняя сестра. Родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируется с педагогическим составом. Следует рекомендациям специалистов.

Сведения о состоянии здоровья. вторая группа здоровья,  зрение в норме.

С программой детского сада справляется на среднем уровне. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности,  проявляет самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании. Имеет сведения о своей семье, называет ФИО родителей и место жительства. Ребенок не достаточно хорошо владеет устной речью.

Освоение образовательной программы по областям

Социально-коммуникативное развитие

 На занятиях проявляет устойчивый интерес, внимателен, усидчив. Работы выполняет быстро. Прикладывает волевые усилия для достижения результата. Использует речь в игровых ситуациях. Умеет организовать игру, но чаще всего является исполнителем. В игровой деятельности согласовывает свои интересы с интересами партнёра, безконфликтен. Эмоциональный фон общения – положительный.

Познавательное развитие

Выделяет обобщающие слова и качества предмета. Ориентируется в пространстве. Имеет неполные представления о себе, своей семье.  Знает свою фамилию и имя, состав семьи, адрес своего проживания.

Речевое развитие

Активный словарный запас недостаточный. Отмечаются нарушения звукопроизношения. Грамматический строй речи не соответствует норме. Составляет описательный рассказ способом перечисления, не придерживается плана.

Художественно-эстетическое развитие

Навыки рисования карандашами и красками сформированы в соответствии с возрастом. Ножницы держит неправильно. Знает основные и оттеночные цвета. Работы выполняет медленно, старательно, аккуратно.

На музыкальных занятиях проявляет интерес к инструментальной музыке. Воспринимает и обсуждает музыкальное произведение. Поет согласовано, выразительно. При выполнении музыкально-ритмических движений соблюдает заданный темп, меняет их в зависимости от двух- или трехчастной формы. Владеет основным способом звукоизвлечения в игре на детских музыкальных инструментах.

Физическое развитие

На физкультурных занятиях отмечается точность в выполнении физических упражнений, хорошая координация, ловкость. В подвижных играх проявляет большой интерес,  правила соблюдает.

Задачи по рекомендациям ТПМПК

Общие:

  1. Организовать фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы  педагогического и логопедического воздействия.
  2. Использовать наглядно - практические методы.
  3. Формировать полноценные звуковые стороны речи.

Особые условия: 

  1. Организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных потребностей обучающегося.
  2. Соблюдение здоровьесберегающего режима

Специальные:

Учителя-логопеда:

  1. Формировать правильное звукопроизношение
  2. Формировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические средства языка, связную речь.

Педагог дополнительного образования: по программе дополнительного образования социально-педагогической направленности

Педагог-психолог: развитие восприятия и внимания

        

Планируемые результаты

  • фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
  • правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
  • пользоваться в самостоятельной речи простыми предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
  • владеть навыками диалогической речи;
  • владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
  • грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
  • использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.

  1. Содержательный раздел

2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы

2.1.1. Организация взаимодействия участников образовательных отношений

В подготовительной группе комбинированной направленности коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития ребенка. Все педагоги осуществляют контроль за речью ребенка и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того все специалисты и родители дошкольника под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.

        Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализует учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.

        Содержание образовательной области «Познавательное развитие» реализуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по развитию высших психических функций, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.

        Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализует воспитатели и учитель-логопед, остальные специалисты и родители воспитанника подключаются к их работе.

        Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализует воспитатели, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель и учитель-логопед.

        Содержание образовательной области «Физическое развитие» реализует воспитатели, инструктор по физической культуре, при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанника.

        Основной формой работы во всех пяти образовательных областях АОП является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольника. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с АОП носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.

2.1.2. Содержание и задачи коррекционно-развивающей работы

Задачи или содержание деятельности

Планируемые результаты

Результаты освоения ("+" - усваивает

"-" не усваивает)

                                                      Познавательное развитие                                                                       май

Формировать умение обследовать предметы, выделяя величину и форму предмета

Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам.

Моделировать геометрические фигуры из других геометрических фигур.

Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению.

Измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры.

Закреплять и расширять знания об окружающем мире

Ориентироваться  в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом.

Иметь представления об истории человечества' через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности.

Формировать пространственно - временные понятия.

Ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение.

«Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз;

Речевое развитие

Развитие грамматического строя речи, словаря

Образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени.

Учить определять слова в ед. и мн. числе. Продолжать учить согласовывать существительное и числительное. Продолжать учить правильному употреблению предлогов: перед, около, из-под. Учить составлять предложения разных типов. Учить придумывать рассказ или сказку. Правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, если, если бы и т.д.)

Социально-коммуникативное развитие

Учить организовывать вокруг себя игровое пространство.

Брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. По-своему обустраивать собственную игру самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы.

Договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать старших хорошими поступками.

Художественно-эстетическое развитие

Формирование музыкально-эстетического сознания в процессе музыкальной деятельности. Приобщать к музыкальной культуре. Создание условий для формирования эстетического вкуса, творческих способностей, освоение различных видов музыкальной деятельности.  Формирование культурной потребности в осознанном желании слушать и понимать музыку, определять ее характер.

Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. При анализе музыкальных произведений учить ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (регистр, динамика, длительность, темп, ритм; вокальная, инструментальная и оркестровая музыка; исполнитель; жанры: балет, опера, симфония, концерт), творчеством композиторов: И. С. Баха, В. А. Моцарта, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского и др. Познакомить детей с Государственным гимном Российской Федерации.

Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него.

Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. 

Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). 

Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и ансамбле.

Технические умения и навыки рисования, лепки, аппликации.

Изображает предметы по памяти и с натуры. Развита наблюдательность, способен замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги).

Размещает изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передаёт различия в величине изображаемых предметов.

Свободно использует для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее.

Создаёт предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развито чувство композиции (красиво расположены фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов).

Физическое развитие

Основные движения

Ресурсы развития

(сильные стороны)

Дефициты развития

Задачи

Ходьба

Умеет ходить в колонне друг за другом, а также с изменением направления.  Выполняет правильно ходьбу на носках, на пятках, приставным шагом

Упражнения в равновесии

Выполняет ходьбу по гимнастической скамейке перешагивая предметы, а так же по  наклонной доске прямо и боком. Умеет кружиться в обе стороны. Самостоятельно выполняет ходьбу по гимнастической скамейке с мешочком на голове.

Бег

Бегает друг за другом не выбегая из колонны. Умеет бегать в разных направлениях: по кругу, врассыпную.  Выполняет челночный бег. При беге змейкой не теряется.

Ползание и лазание

Без помощи воспитателя лазает  по гимнастической стенке вверх вниз, а так же перелезая с одного пролета на другой. Умеет  ползать по гимнастической скамейке, на четвереньках и на животе подтягиваясь руками.

Прыжки

Нет затруднения в выполнении прыжков на короткой скакалке.Умеет выполнять прыжки разными способами: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге.

Бросание, ловля, метание

Соответствуя возрасту владеет мячом: отбивает мяч о пол правой и левой рукой, бросает мяч вверх и ловит его после хлопка; бросает мяч напарнику различными способами.

Попадание в горизонтальную и вертикальную цель выполняет на среднем уровне.

Развивать глазомер.

Групповые упражнения с переходами

Умеет строиться в шеренгу, колонну по одному, в круг. На команду «кругом», реагирует сразу. Не испытывает трудности при построении в колонну по двое, по трое.

Не ориентируется  в поворотах направо, налево.

Научить ориентироваться  в поворотах направо, налево.

Планируемый результат  Попадает в горизонтальную и вертикальную цель. Правильно ориентируется  в поворотах направо, налево.

 2.1.3.  Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда

Раздел

Содержание коррекционно-развивающей работы

Результаты освоения

Развитие речи

Звукопроизношение

Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений.

а) постановка звуков - шипящих [ж=з`]сонорных [р-и, р`-й] 

б) автоматизация звуков шипящих [ш ,щ, ж,ч] сонорных [р, р`] , [л]

    - в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных);

    - в словах (с ударением, без ударения, сложных);

    - в предложениях;

    - дифференциация звуков ч=с, ш=с,ж=з,щ=с, л=р, л`= р`,

Воспитывать правильный, умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса.

 

Фонематическое восприятие

Умение выделять звук из слова, находить его место в слове /в начале, в середине, в конце, определять количество слогов в слове;

Развивать слуховое внимание на речевых и неречевых звуках

Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок.

- определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания;

- воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании.

 

Звуковой анализ

Закреплять понятия: звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный, мягкий согласный звук, твердый согласный звук.

Формировать навык выделения согласных звуков из конца и начала слов.

Слоговая структура слова

Продолжать учить различать на слух длинные и короткие слова.

Запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения.

Работа над словами с открытыми и закрытыми слогами. Речевой материал из обиходного словаря.

 

Грамматический строй речи

Развивать и совершенствовать: - навык образования и практического использования в активной речи форм ед. и мн. числа имен сущ. глаголов настоящего времени (убирает — убирают),

глаголов прошедшего времени (собирал — собирала — собирали); - навык образования и употребления сущ. в косвенных падежах;

 - умения образовывать и использовать в экспрессивной речи сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (окошечко);

- навык образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать).

- навык образования и использования в речи относительных и притяжательных прилагательных;

- навык согласования и использования в речи прилагательных и числительных с сущ. в роде, числе, падеже (один большой мяч, два больших мяча, пять больших мячей).

 2. Образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов

 

Словарь

Расширение словарного запаса по теме инструменты, профессии, бытовая техника.

Связная речь

Учить составлять простые предложения по демонстрации действий.

Продолжать учить описательному рассказу и пересказу, отвечать на вопросы по содержанию.

Продолжать  учить устанавливать причинно-следственные связи.

Учить пересказывать текст, близко к содержанию.

Учить отвечать правильно на вопросы по содержанию текста полными ответами.

 

2.1.4.  Воспитательная деятельность

Осуществляется воспитателем в группе и направлена на социальную адаптацию ребёнка в коллективе сверстников.

Примерное содержание

Формы, методы и приемы

Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с ребенком; уважительное отношение ребенку, к его чувствам и потребностям.

Поддержка индивидуальности и инициативы через: создание условий для свободного выбора деятельности.

Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, развитие умения работать в паре со сверстником.

Поддержка спонтанной игры ребенка, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства.  

Коллективные дела, работа в малых группах в процессе ООД.

Игры с правилами, игры драматизации, ролевые игры.

Народные игры с куклами, потешками, хороводами.

Театрализованные игры.

Приёмы соционаправленные на создание ситуации успеха и комфорта.

2.1.5.  Взаимодействие с семьей ребенка.

В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.    

Задачи:

-  Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком   на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.

- Развивать  самостоятельности ребенка, способствуя формированию уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.

-  Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.

- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.

2.1.6.  Система мониторинга: специфические для программы формы контроля освоения воспитанником с ОВЗ содержания.

Проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.

Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которых ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.

Психолого-медико-педагогической диагностика позволяет:

- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности;

- разработать АОП;

- обеспечить индивидуальное сопровождение ребенка;

- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;

- консультировать родителей ребенка.  

 Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью создания необходимых условий для его развития в дошкольном учреждении.  

 В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала.

При этом используются такие методы:  

- беседа с ребенком и родителями,

- анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.),

 - педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной и коммуникативной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.

Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.

Используемые психодиагностические комплекты

  Перечень программ, технологий, пособий

- Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик.

Психологические разделы сфер развития ребенка

Ресурсы развития

(сильные стороны)

Дефициты развития

Задачи

Общие сведения

Идет на контакт легко. Обращенную речь понимает в полном объеме. Инструкции понимает. Интерес проявляет к заданиям. Принимает помощь взрослого. Темп деятельности достаточный.

Эмоционально-волевая сфера

Общителен как с детьми, так и со взрослыми. Адекватно реагирует на похвалу и замечания. Отношение к сверстникам бесконфликтное, стремится  к эмоциональному контакту со сверстниками и взрослыми. Эмоционально устойчив.

Познавательная сфера

Знает, называет, показывает основные и оттеночные цвета. Различает плоские, объемные фигуры. Распределение  внимания,  устойчивость в норме. Находит отличительные признаки на картинках. Зрительная память в пределах нормы. Обобщает. Мелкая  моторика развита в в пределах нормы. Слуховая, зрительная память в пределах нормы.

Знания об окружающем сформированы недостаточно. Переключаемость внимания снижены. Не всегда в речи использует предлоги. Испытывает не большие трудности в определении лишнего слова на вербальном уровне, при пояснении. С  помощью  устанавливает причинно-следственные связи. Испытывает трудности при ориентировке на листе бумаги в клеточку, выполнении графического диктанта.

Развитие психических процессов: внимания, мышления, речи

Планируемый результат: Раскладывает последовательно картинки, устанавливает причинно-следственные связи, составляет небольшой рассказ. Объем и переключаемость внимания в пределах нормы. Называет лишнее слово на вербальном уровне, дает пояснения.  Употребляет в речи предлоги. Ориентируется на листе бумаги, определяет право-лево, выполняет графический диктант.

  1. Организационный раздел
  1. Организация образовательной деятельности

Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития ребенка, сбора анамнеза, изучения рекомендаций специалистов ПМПК, индивидуальной работы с ребенком, совместной деятельности в режимных моментах, составления и обсуждения со всеми специалистами группы планов работы на первое полугодие.

В конце января специалисты, работающие в группе,  на ПМПк ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития ребёнка и на основании полученных результатов утверждают план работы.  

С 16 сентября  начинается организованная образовательная деятельность с ребёнком с ОВЗ в соответствии с утверждённым планом работы.

Заведующий ДОУ утверждает план работы с воспитанником в начале каждого периода работы. Плановое заседание ППМк ДОУ проводится в конце учебного года с целью обсуждения динамики индивидуального развития воспитанника.  

  1. Формы организации деятельности специалистов, их продолжительность и периодичность

Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для ребёнка с ТНР,  реализовываются на фронтальных (групповых) и индивидуальных занятиях.

Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.

В основе планирования занятий с ребёнком, имеющим диагноз ОНР III уровня лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.

Для обеспечения разностороннего развития  ребёнка  с ТНР  в содержание обучения и воспитания введено 12 тем. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной  недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и активизации словаря ребёнка.

Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе включены в общую сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация  и развитие фонематического слуха детей-логопатов. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ТНР.   Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности. Длительность индивидуального занятия 15 минут. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.

Специалист

понедельник

Вторник

среда

четверг

пятница

Учитель-логопед

11.50-12.20

Индивидуальная работа

11.50-12.20

Подгрупповая

работа

Педагог-психолог

15.10-15.40

Индивидуальная работа

Воспитатель

ежедневно

Артикуляционная, пальчиковая  гимнастика- 10 минут.

 Коррекционный час -30 минут.

3.2.1.  Календарно – тематическое планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по развитию речи. (см. ООП для общеразвивающих групп )

3.2.2.  Организованная образовательная деятельность

Вид ООД

 группа

Количество занятий в неделю

1

Развитие речи.

Обучение грамоте

 Ознакомление с художественной литературой (свободная деятельность).

воспитатель

2

1

2

Формирование целостной картины мира

Развитие представлений об окружающем мире и о себе Развитие элементарных математических представлений

воспитатель

1

1

2

4

Художественно-эстетическое развитие.

 Изобразительная деятельность:

рисование

лепка\аппликация

воспитатель

 

2

1

5

Художественно-эстетическое развитие. Музыка

музыкальный руководитель

2

6

Физическое развитие. Физическая культура

инструктор по физической культуре

3 (1 на свежем воздухе)

7

Подгрупповое занятие с учителем-логопедом

Учитель-логопед

2

Итого:

 

17

3.2.3.  Режим дня

Прием детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство

7.00-8.30

Подготовка к завтраку, завтрак

8.30-8.50

Игры, самостоятельная деятельность детей

8.50-9.00

Организованная образовательная деятельность (по подгруппам)

9.00-9.25

9.30-10.00

10.10-10.25

Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми

10.35-10.55

Подготовка к прогулке, прогулка

10.55-12.00

Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа логопеда с детьми

12.10-12.30

Подготовка к обеду, обед

12.35-13.15

Подготовка ко сну, сон

13.15-15-00

Постепенный подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры

15.00-15.25

Подготовка к полднику, полдник

15.25-15.35

Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей

15.35-16.15

Подготовка к ужину, ужин

16.15-17.00

Спокойные вечерние игры.

Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой

17.00 – 19.00

3.3.1. Материально-техническое обеспечение, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания

Помещения

Содержание

Центр коррекции и развития

Зеркало с лампой дополнительного освещения – 1 шт.

Стул детский для занятий у зеркала – 1 шт.

Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа.

Комплект индивидуальных зеркал.

Стол для специалиста, стул.

Стол детский «Ромашка» - 1 шт.

Мебельная стенка.

Набор диагностического инструментария.

Шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки.

Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания.

Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп.

Логопедический альбом для обследования звукопроизношения.

Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи.

Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок.

Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений.

Лото, домино по изучаемым лексическим темам.

Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал.

Настольно-печатные дидактические игры для совершенствования грамматического строя речи.

Раздаточный материал.

Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза.

Наборы игрушек для инсценирования сказок.

Набор «Логико-малыш».

Магнитофон, аудиокассеты с записью бытовых шумов, «голосов природы».

Групповое помещение

Детские столы и стулья, игровые модули, детская стенка, мольберт, магнитные доски, игровой материал.

Настольно-печатные игры. Картотека предметных картинок по изучаемым лексическим темам.

Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы.

Пальчиковые бассейны с различными наполнителями.

Конструктор, разные пазлы, шнуровки.

Театральные костюмы, маски, атрибуты. Театральная ширма, наборы театров.

Музыкальный центр.

Музыкальный зал

Мультимедийный проектор, ноутбук, аудиокассеты, диски. Картотека видеоматериалов (мультфильмы по произведениям, познавательные фильмы).

Музыкальные инструменты  детские (набор).

Пианино, музыкальный центр

Физкультурный зал

Гимнастическая стенка, набор скамеек для развития движений, мягкие модули, массажные мячи и дорожки, обучи, палки гимнастические, скакалки, ворота для подлезания.

3.3.2.    Методическое обеспечение программы  

Направление коррекционно-развивающей работы

Методики, технологии

Речевое развитие

В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

В. В. Гербова Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика-Синтез. 2010.

А. И. Максаков Воспитание звуковой культуры речи дошкольников,— М.; Мозаика-Синтез, 2010.

Денисова Д. Развитие речи у дошкольников.— М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Денисова Д. Прописи для дошкольников,— М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Подготовительная к школе группа

Денисова Д. Развитие речи у дошкольников,—М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Денисова Д. Прописи для дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2010.

Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. –Спб., Детство-пресс, 2005.

Коноваленко В.В. Домашние тетради для закрепления произношения свистящих звуков [с],[з],звука[р],шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] и звука [л].

Коноваленко В.В.  Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,1999.

Нищева Н., Будем говорить правильно – СПб., Детство-пресс, 2002.

Нищева Н., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., Детство-пресс, 2019.

Физическое развитие

Кириллова Ю., Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет, СПб., Детство-пресс, 2006.

Сайкина Е.Т., Филирева Ж.Е., Физкультпривет минуткам и паузам. – СПб., Детство-пресс, 2004.

Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа М.: Мозаика-Синтез, 2010.

И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2009.

Социально-коммуникативное

Алябьева Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

Р.С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

Р.С. Буре Дружные ребята М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015

К.Ю Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012

Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М.:  Мозаика-Синтез,2006

Развитие игровой деятельности. М., мозаика синтез, 2008

Н.Ф. Губанова. Игровая деятельность в детском саду. М.. Мозаика-Синтез, 2008

Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Н. Ф.Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010,

Н. Ф. Гу6анова Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. —М,: Мозаика-Синтез, 2009-2010.

В. И.Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: - Мозаика-Синтез, 2007-2010.

Е.К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» - М.: Мозаика-синтез, 2005

-Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005.

Е.И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013

Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатов Социально-игровые подходы в педагогике. СПб., 2001.

Художественно-эстетичекое развитие

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2005-2010.

Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004.

Боромыкова О., Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, - СПб., 1999.

Буренина А., Ритмическая пластика, - СПб., 1994.

Волкова Г., Логопедическая ритмика, - М., 1985.

Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010.

Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, К-2010.

Познавательное развитие

Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2010.

Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.-М., 2002.

Дыбина О. Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. — М„ 2010.

Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997.

Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. —М.; Мозаика-Синтез, 2010.

Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.:Мозаика-Синтез, 2010.

Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа.-М.: Мозаика-Синтез, 2010.

3.3.3.   Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды

Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с АОП для ребенка с ТНР обеспечивает:

  • Игровую, познавательную активность ребенка;
  • Двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
  • Эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
  • Возможность самовыражения ребенка.

Предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной, образовательной, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.

Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально-организованной образовательной и свободной деятельности ребенка, время для которой предусмотрено в режимах в утренний и вечерний отрезок времени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности

АОП разработана на основе:1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркин...

Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)

Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)...

Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья

В данной статье раскрывается структура и содержание адаптированной образовательной программы на воспитанника с ОВЗ....

Адаптированная образовательная программа на воспитанника подготовительной группы на 2017-2018уч.год

Данная программа разработанна для ребенк с ограниченными возвожностями...

Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ

АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Н...

Адаптированная образовательная программа на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год

Адаптированная образовательная программа  на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год...

АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год

Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской Федерации&r...