Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике (подготовительная группа)
АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников.
Целью данной АОП является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop_na_rebyonka_ovz.docx | 71.42 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»
МБДОУ №21 «Золотой ключик»,
ИНН 2450028514, ОГРН 1122450000364
663614,г. Канск, мкр. Северный д. 31,д. 30
Т. 2-97-08, т. 2-97-09 e-mail:alexandra0829@yandex.ru
Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
Илью Б. (второй год обучения)
на период с 16.09.2022 по 31.05.2023 г.
Ответственный за реализацию программы:
Рубанова Е.М. - учитель-логопед
Беленкова С.Н. – воспитатель
Яковлева Н.А. – воспитатель
Крошникова Л.В. – педагог-психолог
Кокорева К.Г. - инструктор по физ.культуре
Дубкова Е.А. – муз.руководитель
г. Канск, 2022 г.
- Целевой раздел
- . Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы разработки программы
Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка с нарушением речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13
АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева. Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников.
Целью данной АОП является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Коллегиальное заключение ТПМПК от 09.03.2021г.: По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлено, что Илья имеет особенности в психическом развитии. Нуждается в создании условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов. Является обучающимся с ограниченными возможностями здоровья.
Общие сведения о ребенке.
Дата рождения –
В группу поступил 19.08.2019г.
Общие сведения о семье.
Мать:
Отец:
Семья полная благополучная. Илья второй ребенок в семье. Есть старшая совершеннолетняя сестра. Родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируется с педагогическим составом. Следует рекомендациям специалистов.
Сведения о состоянии здоровья. вторая группа здоровья, зрение в норме.
С программой детского сада справляется на среднем уровне. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, конструировании. Имеет сведения о своей семье, называет ФИО родителей и место жительства. Ребенок не достаточно хорошо владеет устной речью.
Освоение образовательной программы по областям
Социально-коммуникативное развитие
На занятиях проявляет устойчивый интерес, внимателен, усидчив. Работы выполняет быстро. Прикладывает волевые усилия для достижения результата. Использует речь в игровых ситуациях. Умеет организовать игру, но чаще всего является исполнителем. В игровой деятельности согласовывает свои интересы с интересами партнёра, безконфликтен. Эмоциональный фон общения – положительный.
Познавательное развитие
Выделяет обобщающие слова и качества предмета. Ориентируется в пространстве. Имеет неполные представления о себе, своей семье. Знает свою фамилию и имя, состав семьи, адрес своего проживания.
Речевое развитие
Активный словарный запас недостаточный. Отмечаются нарушения звукопроизношения. Грамматический строй речи не соответствует норме. Составляет описательный рассказ способом перечисления, не придерживается плана.
Художественно-эстетическое развитие
Навыки рисования карандашами и красками сформированы в соответствии с возрастом. Ножницы держит неправильно. Знает основные и оттеночные цвета. Работы выполняет медленно, старательно, аккуратно.
На музыкальных занятиях проявляет интерес к инструментальной музыке. Воспринимает и обсуждает музыкальное произведение. Поет согласовано, выразительно. При выполнении музыкально-ритмических движений соблюдает заданный темп, меняет их в зависимости от двух- или трехчастной формы. Владеет основным способом звукоизвлечения в игре на детских музыкальных инструментах.
Физическое развитие
На физкультурных занятиях отмечается точность в выполнении физических упражнений, хорошая координация, ловкость. В подвижных играх проявляет большой интерес, правила соблюдает.
Задачи по рекомендациям ТПМПК
Общие:
- Организовать фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы педагогического и логопедического воздействия.
- Использовать наглядно - практические методы.
- Формировать полноценные звуковые стороны речи.
Особые условия:
- Организовать образовательный процесс с учетом индивидуальных потребностей обучающегося.
- Соблюдение здоровьесберегающего режима
Специальные:
Учителя-логопеда:
- Формировать правильное звукопроизношение
- Формировать фонетико-фонематические и лексико-грамматические средства языка, связную речь.
Педагог дополнительного образования: по программе дополнительного образования социально-педагогической направленности
Педагог-психолог: развитие восприятия и внимания
Планируемые результаты
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.
- Содержательный раздел
2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы
2.1.1. Организация взаимодействия участников образовательных отношений
В подготовительной группе комбинированной направленности коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития ребенка. Все педагоги осуществляют контроль за речью ребенка и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того все специалисты и родители дошкольника под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализует учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» реализуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по развитию высших психических функций, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализует воспитатели и учитель-логопед, остальные специалисты и родители воспитанника подключаются к их работе.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализует воспитатели, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель и учитель-логопед.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» реализует воспитатели, инструктор по физической культуре, при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанника.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях АОП является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольника. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с АОП носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
2.1.2. Содержание и задачи коррекционно-развивающей работы
Задачи или содержание деятельности | Планируемые результаты | Результаты освоения ("+" - усваивает "-" не усваивает) |
Познавательное развитие май | ||
Формировать умение обследовать предметы, выделяя величину и форму предмета | Распознавать фигуры независимо от их пространственного положения, изображать, располагать на плоскости, упорядочивать по размерам, классифицировать, группировать по цвету, форме, размерам. Моделировать геометрические фигуры из других геометрических фигур. Анализировать форму предметов в целом и отдельных их частей; воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам, по описанию, представлению. Измерять объем жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры. | |
Закреплять и расширять знания об окружающем мире | Ориентироваться в сферах человеческой деятельности (наука, искусство, производство и сфера услуг, сельское хозяйство), их значимости для жизни ребенка, его семьи, детского сада и общества в целом. Иметь представления об истории человечества' через знакомство с произведениями искусства (живопись, скульптура, мифы и легенды народов мира), игру и продуктивные виды деятельности. | |
Формировать пространственно - временные понятия. | Ориентироваться на ограниченной территории (лист бумаги, учебная доска, страница тетради, книги и т.д.); располагать предметы и их изображения в указанном направлении, отражать в речи их пространственное расположение. «Читать» простейшую графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения в пространстве: слева направо, справа налево, снизу вверх, сверху вниз; | |
Речевое развитие | ||
Развитие грамматического строя речи, словаря | Образовывать (по образцу) однокоренные слова, существительные с суффиксами, глаголы с приставками, прилагательные в сравнительной и превосходной степени. Учить определять слова в ед. и мн. числе. Продолжать учить согласовывать существительное и числительное. Продолжать учить правильному употреблению предлогов: перед, около, из-под. Учить составлять предложения разных типов. Учить придумывать рассказ или сказку. Правильно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства для соединения их частей (чтобы, когда, если, если бы и т.д.) | |
Социально-коммуникативное развитие | ||
Учить организовывать вокруг себя игровое пространство. | Брать на себя различные роли в соответствии с сюжетом игры; использовать атрибуты, конструкторы, строительный материал. По-своему обустраивать собственную игру самостоятельно подбирать и создавать недостающие для игры предметы. Договариваться, помогать друг другу; стремиться радовать старших хорошими поступками. | |
Художественно-эстетическое развитие | ||
Формирование музыкально-эстетического сознания в процессе музыкальной деятельности. Приобщать к музыкальной культуре. Создание условий для формирования эстетического вкуса, творческих способностей, освоение различных видов музыкальной деятельности. Формирование культурной потребности в осознанном желании слушать и понимать музыку, определять ее характер. | Продолжать развивать навыки восприятия звуков по высоте в пределах квинты — терции; обогащать впечатления детей и формировать музыкальный вкус, развивать музыкальную память. При анализе музыкальных произведений учить ясно излагать свои чувства, мысли, эмоциональное восприятие и ощущения. Способствовать развитию мышления, фантазии, памяти, слуха. Развивать словарный запас для определения характера музыкального произведения. Знакомить с элементарными музыкальными понятиями (регистр, динамика, длительность, темп, ритм; вокальная, инструментальная и оркестровая музыка; исполнитель; жанры: балет, опера, симфония, концерт), творчеством композиторов: И. С. Баха, В. А. Моцарта, М. Глинки, Н. Римского-Корсакова, П. Чайковского, С. Прокофьева, Д. Кабалевского и др. Познакомить детей с Государственным гимном Российской Федерации. Совершенствовать певческий голос и вокально-слуховую координацию. Закреплять практические навыки выразительного исполнения песен в пределах от до первой октавы до ре второй октавы; учить брать дыхание и удерживать его до конца фразы; обращать внимание на артикуляцию (дикцию). Закреплять умение петь самостоятельно, индивидуально и коллективно, с музыкальным сопровождением и без него. Способствовать дальнейшему развитию навыков танцевальных движений, умения выразительно и ритмично двигаться в соответствии с разнообразным характером музыки, передавая в танце эмоционально-образное содержание. Способствовать развитию творческой активности детей в доступных видах музыкальной исполнительской деятельности (игра в оркестре, пение, танцевальные движения и т. п.). Знакомить с музыкальными произведениями в исполнении различных инструментов и в оркестровой обработке. Учить играть на металлофоне, свирели, ударных и электронных музыкальных инструментах, русских народных музыкальных инструментах: трещотках, погремушках, треугольниках; исполнять музыкальные произведения в оркестре и ансамбле. | |
Технические умения и навыки рисования, лепки, аппликации. | Изображает предметы по памяти и с натуры. Развита наблюдательность, способен замечать характерные особенности предметов и передавать их средствами рисунка (форма, пропорции, расположение на листе бумаги). Размещает изображения на листе в соответствии с их реальным расположением; передаёт различия в величине изображаемых предметов. Свободно использует для создания образов предметов, объектов природы, сказочных персонажей разнообразные приемы, усвоенные ранее. Создаёт предметные и сюжетные изображения с натуры и по представлению: развито чувство композиции (красиво расположены фигуры на листе бумаги формата, соответствующего пропорциям изображаемых предметов). |
Физическое развитие
Основные движения | Ресурсы развития (сильные стороны) | Дефициты развития | Задачи |
Ходьба | Умеет ходить в колонне друг за другом, а также с изменением направления. Выполняет правильно ходьбу на носках, на пятках, приставным шагом | ||
Упражнения в равновесии | Выполняет ходьбу по гимнастической скамейке перешагивая предметы, а так же по наклонной доске прямо и боком. Умеет кружиться в обе стороны. Самостоятельно выполняет ходьбу по гимнастической скамейке с мешочком на голове. | ||
Бег | Бегает друг за другом не выбегая из колонны. Умеет бегать в разных направлениях: по кругу, врассыпную. Выполняет челночный бег. При беге змейкой не теряется. | ||
Ползание и лазание | Без помощи воспитателя лазает по гимнастической стенке вверх вниз, а так же перелезая с одного пролета на другой. Умеет ползать по гимнастической скамейке, на четвереньках и на животе подтягиваясь руками. | ||
Прыжки | Нет затруднения в выполнении прыжков на короткой скакалке.Умеет выполнять прыжки разными способами: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге. | ||
Бросание, ловля, метание | Соответствуя возрасту владеет мячом: отбивает мяч о пол правой и левой рукой, бросает мяч вверх и ловит его после хлопка; бросает мяч напарнику различными способами. | Попадание в горизонтальную и вертикальную цель выполняет на среднем уровне. | Развивать глазомер. |
Групповые упражнения с переходами | Умеет строиться в шеренгу, колонну по одному, в круг. На команду «кругом», реагирует сразу. Не испытывает трудности при построении в колонну по двое, по трое. | Не ориентируется в поворотах направо, налево. | Научить ориентироваться в поворотах направо, налево. |
Планируемый результат Попадает в горизонтальную и вертикальную цель. Правильно ориентируется в поворотах направо, налево.
2.1.3. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда
Раздел | Содержание коррекционно-развивающей работы | Результаты освоения | |
Развитие речи | Звукопроизношение | Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений. а) постановка звуков - шипящих [ж=з`]сонорных [р-и, р`-й] б) автоматизация звуков шипящих [ш ,щ, ж,ч] сонорных [р, р`] , [л] - в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных); - в словах (с ударением, без ударения, сложных); - в предложениях; - дифференциация звуков ч=с, ш=с,ж=з,щ=с, л=р, л`= р`, Воспитывать правильный, умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. |
|
Фонематическое восприятие | Умение выделять звук из слова, находить его место в слове /в начале, в середине, в конце, определять количество слогов в слове; Развивать слуховое внимание на речевых и неречевых звуках Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок. - определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания; - воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании. |
| |
Звуковой анализ | Закреплять понятия: звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. Формировать навык выделения согласных звуков из конца и начала слов. | ||
Слоговая структура слова | Продолжать учить различать на слух длинные и короткие слова. Запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. Работа над словами с открытыми и закрытыми слогами. Речевой материал из обиходного словаря. |
| |
Грамматический строй речи | Развивать и совершенствовать: - навык образования и практического использования в активной речи форм ед. и мн. числа имен сущ. глаголов настоящего времени (убирает — убирают), глаголов прошедшего времени (собирал — собирала — собирали); - навык образования и употребления сущ. в косвенных падежах; - умения образовывать и использовать в экспрессивной речи сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (окошечко); - навык образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать). - навык образования и использования в речи относительных и притяжательных прилагательных; - навык согласования и использования в речи прилагательных и числительных с сущ. в роде, числе, падеже (один большой мяч, два больших мяча, пять больших мячей). 2. Образование слов, обозначающих профессию, с помощью суффиксов |
| |
Словарь | Расширение словарного запаса по теме инструменты, профессии, бытовая техника. | ||
Связная речь | Учить составлять простые предложения по демонстрации действий. Продолжать учить описательному рассказу и пересказу, отвечать на вопросы по содержанию. Продолжать учить устанавливать причинно-следственные связи. Учить пересказывать текст, близко к содержанию. Учить отвечать правильно на вопросы по содержанию текста полными ответами. |
|
2.1.4. Воспитательная деятельность
Осуществляется воспитателем в группе и направлена на социальную адаптацию ребёнка в коллективе сверстников.
Примерное содержание | Формы, методы и приемы |
Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с ребенком; уважительное отношение ребенку, к его чувствам и потребностям. Поддержка индивидуальности и инициативы через: создание условий для свободного выбора деятельности. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, развитие умения работать в паре со сверстником. Поддержка спонтанной игры ребенка, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. | Коллективные дела, работа в малых группах в процессе ООД. Игры с правилами, игры драматизации, ролевые игры. Народные игры с куклами, потешками, хороводами. Театрализованные игры. Приёмы соционаправленные на создание ситуации успеха и комфорта. |
2.1.5. Взаимодействие с семьей ребенка.
В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
Задачи:
- Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.
- Развивать самостоятельности ребенка, способствуя формированию уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
2.1.6. Система мониторинга: специфические для программы формы контроля освоения воспитанником с ОВЗ содержания.
Проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которых ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.
Психолого-медико-педагогической диагностика позволяет:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности;
- разработать АОП;
- обеспечить индивидуальное сопровождение ребенка;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей ребенка.
Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью создания необходимых условий для его развития в дошкольном учреждении.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала.
При этом используются такие методы:
- беседа с ребенком и родителями,
- анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.),
- педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной и коммуникативной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Используемые психодиагностические комплекты
Перечень программ, технологий, пособий | - Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик. |
Психологические разделы сфер развития ребенка | Ресурсы развития (сильные стороны) | Дефициты развития | Задачи |
Общие сведения | Идет на контакт легко. Обращенную речь понимает в полном объеме. Инструкции понимает. Интерес проявляет к заданиям. Принимает помощь взрослого. Темп деятельности достаточный. | ||
Эмоционально-волевая сфера | Общителен как с детьми, так и со взрослыми. Адекватно реагирует на похвалу и замечания. Отношение к сверстникам бесконфликтное, стремится к эмоциональному контакту со сверстниками и взрослыми. Эмоционально устойчив. | ||
Познавательная сфера | Знает, называет, показывает основные и оттеночные цвета. Различает плоские, объемные фигуры. Распределение внимания, устойчивость в норме. Находит отличительные признаки на картинках. Зрительная память в пределах нормы. Обобщает. Мелкая моторика развита в в пределах нормы. Слуховая, зрительная память в пределах нормы. | Знания об окружающем сформированы недостаточно. Переключаемость внимания снижены. Не всегда в речи использует предлоги. Испытывает не большие трудности в определении лишнего слова на вербальном уровне, при пояснении. С помощью устанавливает причинно-следственные связи. Испытывает трудности при ориентировке на листе бумаги в клеточку, выполнении графического диктанта. | Развитие психических процессов: внимания, мышления, речи |
Планируемый результат: Раскладывает последовательно картинки, устанавливает причинно-следственные связи, составляет небольшой рассказ. Объем и переключаемость внимания в пределах нормы. Называет лишнее слово на вербальном уровне, дает пояснения. Употребляет в речи предлоги. Ориентируется на листе бумаги, определяет право-лево, выполняет графический диктант.
- Организационный раздел
- Организация образовательной деятельности
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития ребенка, сбора анамнеза, изучения рекомендаций специалистов ПМПК, индивидуальной работы с ребенком, совместной деятельности в режимных моментах, составления и обсуждения со всеми специалистами группы планов работы на первое полугодие.
В конце января специалисты, работающие в группе, на ПМПк ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития ребёнка и на основании полученных результатов утверждают план работы.
С 16 сентября начинается организованная образовательная деятельность с ребёнком с ОВЗ в соответствии с утверждённым планом работы.
Заведующий ДОУ утверждает план работы с воспитанником в начале каждого периода работы. Плановое заседание ППМк ДОУ проводится в конце учебного года с целью обсуждения динамики индивидуального развития воспитанника.
- Формы организации деятельности специалистов, их продолжительность и периодичность
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для ребёнка с ТНР, реализовываются на фронтальных (групповых) и индивидуальных занятиях.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.
В основе планирования занятий с ребёнком, имеющим диагноз ОНР III уровня лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
Для обеспечения разностороннего развития ребёнка с ТНР в содержание обучения и воспитания введено 12 тем. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и активизации словаря ребёнка.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе включены в общую сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ТНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности. Длительность индивидуального занятия 15 минут. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Специалист | понедельник | Вторник | среда | четверг | пятница |
Учитель-логопед | 11.50-12.20 Индивидуальная работа | 11.50-12.20 Подгрупповая работа | |||
Педагог-психолог | 15.10-15.40 Индивидуальная работа | ||||
Воспитатель | ежедневно | ||||
Артикуляционная, пальчиковая гимнастика- 10 минут. Коррекционный час -30 минут. |
3.2.1. Календарно – тематическое планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по развитию речи. (см. ООП для общеразвивающих групп )
3.2.2. Организованная образовательная деятельность
№ | Вид ООД | группа | Количество занятий в неделю |
1 | Развитие речи. Обучение грамоте Ознакомление с художественной литературой (свободная деятельность). | воспитатель | 2 1 |
2 | Формирование целостной картины мира Развитие представлений об окружающем мире и о себе Развитие элементарных математических представлений | воспитатель | 1 1 2 |
4 | Художественно-эстетическое развитие. Изобразительная деятельность: рисование лепка\аппликация | воспитатель
| 2 1 |
5 | Художественно-эстетическое развитие. Музыка | музыкальный руководитель | 2 |
6 | Физическое развитие. Физическая культура | инструктор по физической культуре | 3 (1 на свежем воздухе) |
7 | Подгрупповое занятие с учителем-логопедом | Учитель-логопед | 2 |
Итого: |
| 17 |
3.2.3. Режим дня
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.00 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00-9.25 9.30-10.00 10.10-10.25 |
Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми | 10.35-10.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.55-12.00 |
Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа логопеда с детьми | 12.10-12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.35-13.15 |
Подготовка ко сну, сон | 13.15-15-00 |
Постепенный подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.35 |
Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей | 15.35-16.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.15-17.00 |
Спокойные вечерние игры. Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 17.00 – 19.00 |
3.3.1. Материально-техническое обеспечение, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Помещения | Содержание |
Центр коррекции и развития | Зеркало с лампой дополнительного освещения – 1 шт. Стул детский для занятий у зеркала – 1 шт. Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа. Комплект индивидуальных зеркал. Стол для специалиста, стул. Стол детский «Ромашка» - 1 шт. Мебельная стенка. Набор диагностического инструментария. Шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Лото, домино по изучаемым лексическим темам. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал. Настольно-печатные дидактические игры для совершенствования грамматического строя речи. Раздаточный материал. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Наборы игрушек для инсценирования сказок. Набор «Логико-малыш». Магнитофон, аудиокассеты с записью бытовых шумов, «голосов природы». |
Групповое помещение | Детские столы и стулья, игровые модули, детская стенка, мольберт, магнитные доски, игровой материал. Настольно-печатные игры. Картотека предметных картинок по изучаемым лексическим темам. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы. Пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Конструктор, разные пазлы, шнуровки. Театральные костюмы, маски, атрибуты. Театральная ширма, наборы театров. Музыкальный центр. |
Музыкальный зал | Мультимедийный проектор, ноутбук, аудиокассеты, диски. Картотека видеоматериалов (мультфильмы по произведениям, познавательные фильмы). Музыкальные инструменты детские (набор). Пианино, музыкальный центр |
Физкультурный зал | Гимнастическая стенка, набор скамеек для развития движений, мягкие модули, массажные мячи и дорожки, обучи, палки гимнастические, скакалки, ворота для подлезания. |
3.3.2. Методическое обеспечение программы
Направление коррекционно-развивающей работы | Методики, технологии |
Речевое развитие | В. В. Гербова Развитие речи в детском саду. — М.: Мозаика-Синтез, 2005. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 В. В. Гербова Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика-Синтез. 2010. А. И. Максаков Воспитание звуковой культуры речи дошкольников,— М.; Мозаика-Синтез, 2010. Денисова Д. Развитие речи у дошкольников.— М.: Мозаика-Синтез, 2010. Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Денисова Д. Прописи для дошкольников,— М.: Мозаика-Синтез, 2010. Подготовительная к школе группа Денисова Д. Развитие речи у дошкольников,—М.: Мозаика-Синтез, 2010. Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Денисова Д. Прописи для дошкольников. — М.; Мозаика-Синтез, 2010. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. –Спб., Детство-пресс, 2005. Коноваленко В.В. Домашние тетради для закрепления произношения свистящих звуков [с],[з],звука[р],шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] и звука [л]. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,1999. Нищева Н., Будем говорить правильно – СПб., Детство-пресс, 2002. Нищева Н., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., Детство-пресс, 2019. |
Физическое развитие | Кириллова Ю., Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет, СПб., Детство-пресс, 2006. Сайкина Е.Т., Филирева Ж.Е., Физкультпривет минуткам и паузам. – СПб., Детство-пресс, 2004. Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду. Подготовительная к школе группа М.: Мозаика-Синтез, 2010. И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2009. |
Социально-коммуникативное | Алябьева Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 Р.С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 Р.С. Буре Дружные ребята М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 К.Ю Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М.: Мозаика-Синтез,2006 Развитие игровой деятельности. М., мозаика синтез, 2008 Н.Ф. Губанова. Игровая деятельность в детском саду. М.. Мозаика-Синтез, 2008 Н. Ф. Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2007-2010. Н. Ф.Губанова Развитие игровой деятельности. Система работы во второй младшей группе детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 2008-2010, Н. Ф. Гу6анова Развитие игровой деятельности. Система работы в средней группе детского сада. —М,: Мозаика-Синтез, 2009-2010. В. И.Петрова, Т. Д. Стульник Этические беседы с детьми 4-7 лет. — М.: - Мозаика-Синтез, 2007-2010. Е.К. Ривина «Знакомим дошкольников с семьей и родословной» - М.: Мозаика-синтез, 2005 -Трудовое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации для работы с детьми 2-7 лет./ Т.С.Комарова, Л.В.Куцакова, Л.Ю.Павлова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. Е.И. Шаламова Правила и безопасность дорожного движения. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2013 Е.Е.Шулешко, А.П.Ершова, В.М. Букатов Социально-игровые подходы в педагогике. СПб., 2001. |
Художественно-эстетичекое развитие | Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2005-2010. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004. Боромыкова О., Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, - СПб., 1999. Буренина А., Ритмическая пластика, - СПб., 1994. Волкова Г., Логопедическая ритмика, - М., 1985. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, К-2010. |
Познавательное развитие | Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.-М., 2002. Дыбина О. Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. — М„ 2010. Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997. Куцакова Л. В. Занятия по конструированию из строительного материала в подготовительной к школе группе детского сада. —М.; Мозаика-Синтез, 2010. Соломенникова О. А. Экологическое воспитание в детском саду. —М.:Мозаика-Синтез, 2010. Денисова Д. Математика для дошкольников. Подготовительная к школе группа.-М.: Мозаика-Синтез, 2010. |
3.3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с АОП для ребенка с ТНР обеспечивает:
- Игровую, познавательную активность ребенка;
- Двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
- Эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- Возможность самовыражения ребенка.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной, образовательной, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально-организованной образовательной и свободной деятельности ребенка, время для которой предусмотрено в режимах в утренний и вечерний отрезок времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности
АОП разработана на основе:1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркин...
Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)...
Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье раскрывается структура и содержание адаптированной образовательной программы на воспитанника с ОВЗ....
Адаптированная образовательная программа на воспитанника подготовительной группы на 2017-2018уч.год
Данная программа разработанна для ребенк с ограниченными возвожностями...
Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Н...
Адаптированная образовательная программа на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год
Адаптированная образовательная программа на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской Федерации&r...