Адаптированная образовательная программа на воспитанника подготовительной группы на 2017-2018уч.год
рабочая программа (подготовительная группа)
Данная программа разработанна для ребенк с ограниченными возвожностями
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
adaptirovannaya_programma_s_detmi_po_ovz_17-18g_-.docx | 120.66 КБ |
Предварительный просмотр:
Принято на заседании ПМПк ДОУ Протокол № ___ от « » ___________201___г. |
Адаптированная образовательная программа
на воспитанника подготовительной группы
на 2017-2018 уч. год
(второй год обучения)
Составитель: Магомедова О.И. Ходченко О.А
|
Оглавление
1.2. Цели и задачи реализации Программы. 3
1.3. Общие сведения о ребенке 5
1.4. Особенности интеллектуального, физического, психологического развития ребенка. 5
1.5. Планируемые результаты (возможные достижения) освоения 6
2.1.1. Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» 9
2.1.2. Ожидаемые результаты освоения по О.О. «Социально-коммуникативное развитие» 11
2.2. 1 Образовательная область «Познавательное развитие» 13
2.2.2. Ожидаемые результаты по О.О. «Познавательное развитие» 17
2.3.1. Образовательная область «Речевое развитие» 18
2.3.2. Ожидаемые результаты по О.О. «Развитие речи» 21
2.3. Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения речи 22
2.5 .Описание образовательной деятельности педагога - психолога с ребенком 24
2.6. Описание образовательной деятельности учителя-дефектолога с ребенком 28
2.7. Особенности взаимодействия с семьей ребенка. 32
3.1. Формы работы педагогов и специалистов в рамках коррекционно-развивающего направления. 32
3.2. Распорядок и /или режим дня. 33
3.3. Предметно-пространственная развивающая среда 33
- ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ
- Пояснительная записка.
Адаптированная образовательная программа (далее Программа) определяет содержание дошкольного образования и условия организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ).
Программа направлена на создание условий развития ребенка со сложной
структурой дефекта с задержкой психического развития (далее ЗПР), общим недоразвитием речи 3 уровня (далее ОНР), открывающих
возможности для его позитивной социализации, его личностного развития, развития
инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества с взрослыми и
сверстниками и соответствующим возрасту видам деятельности; на создание развивающей образовательной среды.
В программе учитываются: индивидуальные особенности ребенка, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья; возможности освоения ребенком Программы на разных этапах ее реализации. Программа реализует индивидуальный образовательный маршрут воспитанника шестого года жизни с ЗПР и ОНР, посещающего группу общеразвивающей направленности.
Программа разработана с учетом следующих программ:
- основная образовательная программа МБДОУ «ДС КВ «Брусничка»
- «Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушением интеллекта», Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. – М.: Просвещение, 2005. – 272 с.
- Примерная адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г. Голубева и др.; Под. ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
Срок реализации программы - 1 год
Программа носит коррекционно-развивающий характер и реализуется по последующим направлениям: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие; развитие речи.
Реализация задач коррекционно-развивающей работы происходит через все направления деятельности воспитателя в течение всего дня, как в совместной деятельности взрослого и ребёнка, так и в условиях организации самостоятельной деятельности ребёнка. Отбор содержания коррекционно-развивающей работы осуществляется на основе данных диагностики и рекомендаций специалистов психолого-педагогического сопровождения. Планирование образовательной деятельности осуществляется на основе интеграции образовательных областей.
Цели и задачи реализации Программы.
Цель программы: создание условий для полноценного всестороннего развития и социальной адаптации воспитанника с ОВЗ (ЗПР, ОНР 3 уровень)
Цель реализуется через решение следующих задач:
- формировать культурно-гигиенические навыки и самообслуживание на основе жизненных практик;
- развивать ведущие виды детской деятельности (познавательную, игровую, продуктивную);
- формировать доброжелательные отношения с взрослым, в группе сверстников как основы для социализации ребенка с ОВЗ;
- осуществлять необходимую коррекцию недостатков в психическом развитии ребенка с ОВЗ в процессе формирования общей культуры личности;
- развивать познавательные процессы (восприятие, внимание, память, мышление)
- осуществлять коррекцию недостатков в речевом развитии;
- сохранять и поддерживать индивидуальность ребенка, развивать его индивидуальные способности;
- обеспечивать психолого-педагогическую поддержку семьи и повышать компетентность родителей (законных представителей) в вопросах коррекции, формирования и развития речи, эмоционально-волевой сферы, познавательных процессов; осуществлять преемственность в работе с родителями воспитанника и сотрудниками образовательной организации.
В основе практики обучения и воспитания детей с ОВЗ лежат как
обще дидактические принципы, так и принципы коррекционно-педагогической деятельности, в том числе:
- системности развивающих, коррекционных и профилактических задач;
- учёта возрастных, индивидуально-личностных и психофизических особенностей развития ребенка;
- комплексного воздействия;
- деятельностный;
- интеграции усилий педагогов и семьи ребёнка с ОВЗ.
Работа строится с ориентацией на развитие возможностей ребенка к достижению целевых ориентиров ДО и формирование школьнозначимых навыков, основных компонентов психологической готовности к школьному обучению. Особое внимание уделяется развитию мыслительных операций, формированию обобщающих понятий, обогащению и систематизации представлений об окружающем мире.
Преодоление недостатков в речевом развитии – важнейшая задача в работе логопеда, учителя- дефектолога и воспитателей. Она включает в себя традиционные направления по формированию фонетико-фонематических и лексико-грамматических средств языка, развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте.
Одной из важнейших задач на этапе подготовки к школе является обучение звукослоговому анализу и синтезу, формирование предпосылок для овладения навыками письма и чтения. Не менее важной задачей является стимуляция коммуникативной активности, совершенствование речевой коммуникации: создание условий для ситуативно-делового, внеситуативно-познавательного и внеситуативно-личностного общения.
Психологическая коррекция предусматривает предупреждение и преодоление недостатков в эмоционально-личностной, волевой и поведенческой сферах.
Общие сведения о ребенке
Ф. И.О. ребенка:
Дата рождения: Адрес: | Ф.И.О. родителей: Мать:
Отец:
| Ф.И.О. воспитателей:
Ходченко Ольга Анатольевна | Ф.И.О. специалистов сопровождения: Педагог-психолог – Данильчук Каролина Юрьевна Учитель-логопед – Курманалиева Асель Турибековна Музыкальный руководитель Магомедова Оксана Изамутдиновна |
Заключение и рекомендации РПМПК | Трудности в обучении и воспитании, обусловленные органическим поражением головного мозга перинатального генеза, синдрома дефицита внимания с гиперактивностью, дизартрией, общим недоразвитием речи 2 уровня Обучение и воспитание по адаптированной основной образовательной программе дошкольного образования для детей с задержкой психического и речевого развития в группе комбинированной направленности в ДОУ с октября 2016 г. | ||
Режим пребывания ребенка в ОУ | 5 дней в неделю с 7.30 до 19.:30 Очная форма обучения, с полной включенностью | ||
Соматическое состояние | Группа здоровья - 2 основная, фибрильные судороги ( в анамнезе) |
Особенности интеллектуального, физического, психологического развития ребенка.
Социально - бытовые навыки | Советуют возрасту |
Особенности игровой деятельности | |
Особенности мотивационно - потребностной сферы (проявление интереса к чему-либо, реакция на поощрение, принятие помощи) | Познавательная активность низкая. Проявляет интерес к ….. Адекватно реагирует на поощрение, помощь принимает |
Особенности двигательного и сенсорного развития | Соответствует возрасту |
Особенности познавательных процессов (восприятие, внимание, память, мышление) | Замедленность процесса слухового восприятия. Механическая память удовлетворительная, но страдает смысловая память. Операции мышления: анализ, синтез, обобщение , классификация сформированы недостаточно |
Развитие речи | Заикание, нарушения звукопроизношения (Ш-С, Ж-З, Р-Л, РЬ-ЛЬ, Л. Ч), |
Особенности поведения и эмоциональные реакции в разных ситуациях | Без особенностей. Мальчик спокойный, уравновешенный |
Представление об окружающем мире, математические представления | Недостаточные |
Вывод: приоритетная образовательная область «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное»
Планируемые результаты (возможные достижения) освоения
Образовательная область | Возможные достижения ребенка |
Речевое развитие | Ребёнок активно обращается со сверстниками и взрослыми, проявляет познавательную и деловую активность. Инициативен и самостоятелен в придумывании сказок, рассказов, пользуется разнообразными средствами выразительности. Проявляет инициативу в общении – делится впечатлениями со сверстниками, задаёт вопросы, привлекает к общению детей. Имеет богатый словарный запас. Речь чистая, грамматически правильная, выразительная. Владеет средствами звукового анализа слов, определяет основные качественные характеристики звуков в слове (гласный — согласный), место звука в слове. Проявляет стремление к постоянному общению с книгой, испытывает явное удовольствие при слушании литературных произведений. Называет любимые литературные тексты, объясняет, чем они ему нравятся. Знает фамилии трех-четырех писателей и двух-трех художников- иллюстраторов, названия некоторых произведений, отдельные факты биографии авторов, особенности творчества. Различает основные жанры литературных произведений: стихотворение, сказка, рассказ. Способен устанавливать связи по содержанию произведения, проникать в его эмоциональный подтекст и, с помощью педагога, в смысловой подтекст. Владеет средствами интонационной выразительности. Активно и творчески проявляет себя в разных видах художественной деятельности (изобразительной, театрализованной, игровой деятельности по литературному произведению и т.д.) |
Социально-коммуникативное развитие | В играх присутствуют предварительное обозначение темы и создание игровой обстановки. Согласовывает в игровой деятельности свои интересы и интересы партнеров, умеет объяснить замыслы, адресовать обращение партнеру. Проявляет интерес к игровому экспериментированию, к развивающим и познавательным играм. В играх с готовым содержанием и правилами действует в точном соответствии с игровой задачей и правилами. Знает много игр, считалок, с удовольствием рассказывает о любимых играх. Положительно настроен по отношению к окружающим, охотно вступает в общение с близкими взрослыми и сверстниками, проявляет сдержанность по отношению к незнакомым людям. Ориентируется на общепринятые нормы и правила культуры поведения в контактах с взрослыми; без напоминания здоровается, прощается, благодарит за услугу, пользуется вежливыми оборотами речи, обращается к взрослым на «вы» и по имени и отчеству. Проявляет любовь к родителям, уважение к воспитателям, интересуется жизнью семьи и детского сада. В общении со сверстниками дружелюбен, доброжелателен, умеет принимать общий замысел, договариваться, вносить интересные предложения, соблюдает общие правила в игре и совместной деятельности. Распознает разные эмоциональные состояния, учитывает их в своем поведении, охотно откликается на просьбу помочь. Имеет представления о том, «что хорошо и что плохо». Проявляет интерес к городу (селу), в котором живет, знает некоторые сведения о его достопримечательностях, событиях городской жизни. Знает название своей страны, ее государственные символы, испытывает чувство гордости своей страной. Стремится к познанию разных видов трудовой деятельности взрослых и отражению своих представлений в изобразительной и игровой деятельности, сюжетно-ролевых играх. Имеет представление о значимости разных профессий, труда родителей, устанавливает связи между видами труда. Использует представления о трудовых процессах взрослых для организации собственной трудовой деятельности. Самостоятелен в самообслуживании; охотно участвует в разных видах повседневного труда; ярко выражено стремление к помощи взрослым. Добивается результата труда, с небольшой помощью взрослого успешно решает интеллектуально-творческие задачи в процессе создания поделок и реализации замысла (экспериментирование с материалами, использование обобщенных способов конструирования и т. п.). Проявляет интерес к правилам безопасного поведения. Умеет: соблюдать правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале; пользоваться под присмотром взрослого опасными бытовыми предметами (ножницы, иголки и т.п.); пользоваться под присмотром или с помощью взрослого некоторыми бытовыми электроприборами (чайник, магнитофон, телевизор, пылесос); различать отдельные съедобные и ядовитые грибы, ягоды, травы, правильно вести себя в лесу; быть осторожным при общении с незнакомыми животными; соблюдать правила дорожного движения, правильно вести себя в транспорте; правильно вести себя на воде, на солнце. Соблюдает правила безопасного поведения сам и помогает сверстникам и младшим детям в выборе безопасного поведения. Умеет привлечь внимание взрослого в случае возникновения неожиданных, опасных для жизни и здоровья ситуаций. Избегает контактов с незнакомыми людьми на улице, вступает в разговор с незнакомыми людьми только в присутствии родителей. |
Познавательное развитие | Проявляет интерес к самостоятельному познанию, обследованию предметов, выделению их свойств и качеств. Умеет рассматривать и обследовать предметы, осознано используя разные органы чувств. Организует собственную деятельность экспериментирования по исследованию свойств и качеств предметов и материалов. Умеет целенаправленно наблюдать за объектами в самостоятельной деятельности. Умеет выполнять сенсорный анализ, выделяя в предметах разные качества и свойства (не менее 4—5). Использует слова, обозначающие свойства и качества предметов, действия обследования, в продуктивных видах деятельности знания эталонов и практический опыт по различению свойств и качеств. Положительно относится к природе, хорошо ориентируется в правилах поведения в природной среде, старается придерживаться их в своей деятельности. Проявляет любознательность, стремление глубже познать широкий круг объектов, явлений природы не только ближайшего окружения. Проявляет интерес и стремление к самостоятельному использованию способов познания, осуществления наблюдения, эксперимента без поддержки взрослого. Имеет представления о многообразии растений и животных, их потребностях как живых организмов. Владеет представлениями об уходе за растениями, некоторыми животными, стремится применять имеющиеся представления в собственной деятельности. Отражает свои впечатления в предпочитаемой деятельности (рассказывает, изображает, воплощает образы в играх, разворачивает сюжет и т. д.). Активен в разных видах познавательной деятельности с использованием математического содержания. Способен к произвольным действиям в познавательных играх, самостоятельно планирует и называет два-три последовательных действия. Решает интеллектуальные задачи в поисковой деятельности, рассуждает, выдвигает проблемы и высказывает свое мнение по поводу их решения. Слушает и понимает взрослого, действует по правилу или образцу в разных видах математической деятельности. Овладел основными способами познания: сравнением, упорядочиванием и группировкой предметов по разным признакам, счетом, измерением; рассуждает, аргументирует свои действия. Проявляет в играх интеллектуальные эмоции, догадку и сообразительность. Проявляет творчество в развивающих играх и в преобразовательной деятельности: придумывает новые вариант игр, сюжеты, силуэты, простые логические задачи, выдвигает гипотезы. |
- СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
В Программе раскрывается содержание коррекционно-развивающей работы и ее интеграция в образовательные области, предусмотренные ФГОС ДО – «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное». Освоение образовательных областей «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие» осуществляется по основной образовательной программе детского сада.
Особенности коррекционно – развивающей работы с ребенком ЗПР: снижения темпа обучения, структурная простота содержания знаний и умений, наглядность, возврат к уже изученному материалу, развитие самостоятельности и активности.
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Актуальные задачи:
- формировать и поддерживать положительную самооценку, уверенность ребенка в собственных возможностях и способностях;
- формировать мотивационно - потребностный, когнитивно-интеллектуальный, деятельностный компоненты культуры социальных
отношений;
- способствовать становлению произвольности (самостоятельности, целенаправленности и саморегуляции) собственных действий
поведения ребенка.
Формирование навыков безопасного поведения
Актуальные задачи:
− развитие социального интеллекта, связанного с прогнозированием последствий действий, деятельности и поведения;
− развитие способности ребенка к выбору безопасных способов деятельности и поведения, связанных с проявлением активности
Разделы | Задачи и условия реализации |
Коррекционная направленность работы в рамках социализации, развития | Создание условий для эмоционального и ситуативно-делового общения с взрослыми и сверстниками:
(задавать вопросы, строить простейшие сообщения и побуждения);
Создание условий и предпосылок для развития у детей представлений о месте человеке в окружающем мире, формирования социальных эмоций, усвоения моральных норм и правил:
|
Коррекционная направленность в рамках формирования основ безопасного поведения в быту, социуме, природе |
|
2.1.2. Ожидаемые результаты освоения по О.О. «Социально-коммуникативное развитие»
Задачи | Компетенции |
Развитие общения и игровой деятельности | Активно общается со взрослым на уровне внеситуативно познавательного и внеситуативно-личностного общения. Самостоятельно придумывает новые и оригинальные сюжеты игр, творчески интерпретируя прошлый опыт игровой деятельности и содержание литературных произведений (рассказ, сказка, мультфильм), отражает в игре широкий круг событий. Проявляет осведомленность и представления об окружающем мире. объясняет товарищам содержание новых для них игровых действий. Стремится регулировать игровые отношения, аргументируя свою позицию. Взаимодействует с товарищами по игре, стремиться договориться о распределении ролей. Использует ролевую речь. Роль выразительная, устойчивая. Выполняет правила в игре и контролирует соблюдение правил другими детьми (может возмутиться несправедливости, пожаловаться воспитателю |
Приобщение к элементарным нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками | Знает правила поведения и морально-этические нормы в соответствии с возрастными возможностями, в основном, руководствуется ими. Взаимодействуя с товарищами по группе, стремясь удержать их от «плохих «поступков, объясняет возможные негативные последствия. Чутко реагирует на оценки взрослый и товарищей. Взаимодействуя с товарищами по группе, стремиться к равноправным, партнерским отношениям. Адекватно реагирует на оценки и замечания |
Формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности | Рассказывает о себе и своей семье, о профессиях близких. Иногда требуются наводящие вопросы. Приводит примеры посещения с семьей памятных мест родного города, детских представлений. О будущей учебе в школе отзывается положительно, приводит примеры правил поведения в школе, называет школьные предметы, стремится к реализации нового статуса «ученик «. Знает свою страну, город, но представления о них несколько ограничены. |
Формирование навыков безопасного поведения. Ожидаемые результаты.
Задачи | Компетенции |
Формирование представлений об опасных для человека и окружающего мира природы ситуациях и способах поведения в них | Ребенок имеет систематизированные представления об опасных для человека и окружающего мира ситуациях. Устанавливает причинно-следственные связи, на основании которых определяет ситуацию как опасную или неопасную. Знает о способах безопасного поведения в некоторых стандартных ситуациях: демонстрирует их без напоминания взрослых на проезжей части дороги, при переходе улицы, перекрестков, при перемещении в лифте, автомобиле; имеет представления о способах обращения к взрослому за помощью в стандартных и нестандартных опасных ситуациях; знает номера телефонов, по которым можно сообщить о возникновении опасной ситуации: «01 « (при пожаре), «02 « (вызов полиции), «03 « (скорая помощь); знает о последствиях в случае неосторожного обращения с огнем или электоприборами. Знает о некоторых способах безопасного поведения в информационной сред |
Приобщение к правилам безопасного для человека и окружающего мира природы поведения | Демонстрирует способности оберегать себя от возможных травм, ушибов, падений. Рассказывает другим детям о соблюдения правил безопасного поведения в стандартных опасных ситуациях. Демонстрирует знания различных способов укрепления здоровья: соблюдает правила личной гигиены и режим дня; знает, но не всегда соблюдает необходимость ежедневной зарядки, закаливания; владеет разными видами движений; участвует в подвижных играх; при небольшой помощи взрослого способен контролировать состояние своего организма, избегать физических и эмоциональных перегрузок. Ребенок называет способы самостраховки при выполнении сложных физических упражнений, контролирует качество выполнения движения. Показывает другим детям, как нужно вести себя в стандартных опасных ситуациях и соблюдать правила безопасного поведения. Может описать и дать оценку некоторым способам оказания помощи и самопомощи в опасных ситуациях. Демонстрирует ценностное отношение к здоровому образу жизни: желание заниматься физкультурой и спортом, закаляться, есть полезную пищу, прислушиваться к своему организму: физических и эмоциональных перегрузок. При утомлении и переутомлении сообщает воспитателю. Имеет элементарные представления о строении человеческого тела, о правилах оказания первой помощи |
Передача детям знаний о правилах безопасности дорожного движения в качестве пешехода и пассажира транспортного средства | Демонстрирует знания о правилах дорожного движения и поведения на улице и причинах опасных ситуаций. Понимает значение дорожной обстановки (большое количество транспорта на дорогах; скользкая дорога во время дождя, оттепели, снегопада; слякоть; снижение видимости); отрицательные факторы (снижение видимости окружающей обстановки во время непогоды из-за зонта, капюшона; плохое знание правил поведения на дороге за летний период; плохое состояние дороги); возможные опасные ситуации (подвижные игры во дворах, у дорог; катание в зависимости от сезона на велосипедах, роликах, самокатах, коньках, санках, лыжах; игры вечером). Имеет представление о возможных транспортных ситуациях: заносы машин на скользких участках; неумение водителей быстро ориентироваться в меняющейся обстановке дороги. Знает и соблюдает систему правил поведения в определенном общественном месте, понимает и объясняет необходимость им следовать, а также негативные последствия их нарушения. Имеет представление о действиях инспектора ГИБДД в некоторых ситуациях. |
2.2. 1 Образовательная область «Познавательное развитие»
Основная цель познавательного развития – формирование познавательных процессов и способов умственной деятельности, усвоение и обогащение знаний о природе и обществе; развитие познавательных интересов.
Актуальные задачи:
- формирование системы умственных действий, повышающих эффективность образовательной деятельности;
- формирование мотивационно-потребностного, когнитивно - интеллектуального, деятельностного компонентов познания;
- развитие математических способностей ребенка;
- развитие познавательной активности, любознательность;
- формирование предпосылок учебной деятельности.
Разделы | Задачи и педагогические условия организации |
Коррекционная направленность работы по сенсорному развитию |
|
Коррекционная направленность в работе по развитию конструктивной деятельности |
|
Коррекционная направленность работы по формированию математических представлений | Продолжать знакомить с количественной характеристикой чисел
после пересчета и без него, соотносить с количеством пальцев, палочек и другого символического материала, показывать решение на пальцах, счетных палочках и пр.;
Продолжать знакомить с элементарными арифметическими задачами опорой на наглядность и практические действия:
Формирование пространственных представлений:
Формировать временные представления:
|
Коррекционная направленность работы по формированию целостной картины мира, расширению кругозора | Создание предпосылок для развития элементарных естественно-научных представлений.
Создавать условия и предпосылки для формирования экологической культуры:
социального и игрового опыта ребенка;
|
Коррекционная направленность в работе по развитию высших психических функций | Развитие мыслительных операций развивать способность понимать скрытый смыл наглядных ситуаций,
|
2.2.2. Ожидаемые результаты по О.О. «Познавательное развитие»
Задачи | Компетенции |
Сенсорное развитие | Самостоятельно называет основные цвета спектра. Знает геометрические фигуры, находит по инструкции. Параметры величины обозначает дифференцированно - большой-маленький, отдельные параметры называет при помощи взрослого. Справляется с включением элемента в сериационный ряд, но не пользуется степенями сравнения. Группирует предметы по наглядно воспринимаемым признакам, исключает лишний предмет. Но принципы группировки и обобщения объясняет с помощью. |
Развитие познавательно-исследовательской деятельности | Проявляет любознательность в отдельных областях, способен в процессе познавательно-исследовательской деятельности ставить при помощи взрослого проблему, анализировать условия, однако затрудняется в выдвижении гипотез и поиске средств решения интеллектуальных задач. Под руководством взрослого экспериментирует по выявлению свойств и качеств объектов и материалов неживой природы (свет, камни, песок, глина, земля, воздух, вода и т. п.), с помощью пытается делать выводы с использованием разных способов проверки предположений. Затрудняется в том, чтобы делать прогнозы, строить предвосхищающие образы наблюдаемых процессов и явлений. |
Формирование элементарных математических представлений | Математические представления осваивает в замедленном темпе, математические действия, в основном, совершаются в наглядном плане, требуют организации со стороны взрослого. Осваивает состав числа из единиц, решение задач. Пространственные и временные представления представляют собой систему, однако затрудняется в самостоятельном понимании логико-временных и логико-пространственных отношений. Находит несоответствие в «нелепицах» |
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора | Основные представления о себе, семье, обществе, природе сформированы. Недостаточно развита потребность в их систематизации и расширении кругозора. При подсказке и поддержке со стороны взрослого ребенок способен исправлять пробелы в общей картине мира, может устанавливать причинно-следственные связи, отражать их в продуктах детского труда и изобразительной деятельности. Выявляет, и анализируют с помощью взрослого такие отношения, как начало процесса, середина и окончание в ходе наблюдения за изменениями объектов живой и неживой природы с последующим их схематическим изображением. Самостоятельно описать ход и результаты наблюдений, проектной деятельности затрудняется. |
Образовательная область «Речевое развитие»
В соответствии с ФГОС ДО речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха. Еще одно направление образовательной деятельности - знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы. На этапе подготовки к школе требуется формирование звуковой аналитико-синтетической активности как предпосылки обучения грамоте.
Актуальные задачи:
- формировать функциональный базис устной речи, развивая ее моторные и сенсорные компоненты;
- развивать речевую мотивацию;
- развивать речь во взаимосвязи с мыслительной деятельностью;
- формировать культуру речи;
- формировать звуковую аналитико-синтетическую активность как предпосылку обучения грамоте.
Разделы | Задачи и педагогические условия реализации |
Коррекционная направленность работы по развитию речи | Развитие импрессивной стороны речи
смыслоразличительную функцию фонемы (как меняется слово при замене твердых и мягких, свистящих и шипящих, звонких и глухих согласных: мая-мял; миска-мишка; дочка-точка);
Стимуляция речевого общения
Совершенствование произносительной стороны речи (звукопроизношения, просодики, звуко-слоговой структуры)
Развитие фонематических процессов (фонематического слуха, как способности дифференцировать фонемы родного языка и фонематического восприятия, как способности к звуковому анализу)
Расширение, обогащение, систематизация словаря
Формирование грамматического строя речи закреплять правильное использование детьми в речи грамматических форм
Развитие связной диалогической и монологической речи:
Подготовка к обучению грамоте
Формирование графомоторных навыков и подготовка руки к письму
|
Коррекционная направленность в работе по приобщению к художественной литературе |
|
2.3.2. Ожидаемые результаты по О.О. «Развитие речи»
Задачи | Компетенции |
Развитие речевого общения с взрослыми и детьми | Общается со взрослыми , стремится к общению со сверстниками, способен избегать конфликтов, но не всегда может донести свою мысль до собеседника. Владеет основами речевого этикета, но не всегда следует им. Использует основные речевые формы вежливого общения ( «здравствуйте», «до свидания «, «спасибо», «пожалуйста», «извините»). Умеет вежливо выражать свою просьбу, благодарить за оказанную услугу. Договаривается о действиях с партнером в процессе игры, но не всегда конструктивно. Затрудняется организовать работу группы, распределить обязанности, согласовать действия, регулировать активность друг друга, дать отчет о выполненном поручении. Затрудняется подобрать речевые средства выражения своего намерения и эмоционального состояния в ситуациях регулирования своей и чужой деятельности, конфликтных ситуациях в игре. |
Развитие всех компонентов устной речи Лексическая сторона речи | Объем словаря достаточный для осуществления полноценной коммуникации, но значения некоторых слов усвоено недостаточно. Использует в речи слова, передающие эмоциональные состояния литературных героев, сверстников, взрослых. Знает группы обобщающих слов, в основном, соотнося их с лексическими темами, пройденными в детском саду. Редко самостоятельно употребляет обобщающие слова, синонимы, антонимы, оттенки значений слов, многозначные слова, нуждается в поддержке и помощи взрослого. Использует в процессе речевого общения слова, передающие эмоции и настроение человека. Недостаточно дифференцированно обозначает признаки, свойства, эмоциональные состояния. |
Развитие всех компонентов устной речи Грамматический строй речи. | В речи использует разные грамматические конструкции. Допускает отдельные недочеты при построении сложносочиненных предложений, но может продолжить фразу, начатую взрослым. Ребенок может восстановить грамматическое оформление неправильно построенного высказывания при помощи взрослого. Передает в высказывании состояние растения, животного, устанавливая причинно-следственные связи. Ошибается в употреблении несклоняемых существительных (пальто, кино, метро, кофе и т.д.). Недостаточно освоены словообразовательные операции. |
Произносительная сторона речи. Готовность к обучению грамоте. | Не имеет грубых нарушений звукопроизношения. Отдельные звуки в стадии автоматизации. Производит звуковой анализ односложных слов из трех звуков с определением места звука в слове, с помощью взрослого моделирует звуко-слоговой состав слова и состав предложения. Затрудняется дать фонетическую характеристику оценку звукам речи. Знает и называет буквы, может прочитать отдельные слоги, с помощью складывает их из разрезной азбуки. На листе ориентируется. Но в силу недостатков произвольной регуляции затрудняется в написании графических диктантов, графомоторные навыки несовершенны. Не выделяет предлог в составе предложения |
Связная речь (диалогическая и монологическая) | Диалогическая форма речи отвечает потребностям повседневного общения. Умеет рассказать о своих действиях в процессе деятельности. Способен, благодаря вопросам взрослого, составить пересказ, рассказ по серии картин, высказывания недостаточно последовательны, фразы неправильной структуры. Решение словесно-логических задач возможно только при наличии наглядности и опорных схем, помощи взрослого. |
- Описание образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушения речи.
Цель: Развитие всех сторон устной речи.
Задачи:
- уточнение и обогащение словарного запаса в связи с расширением непосредственных впечатлений об окружающем мире;
- развитие связной речи: формирование и совершенствование целенаправленности и связности высказываний, точности и разнообразия употребляемых слов, грамматической правильности построения предложений, внятности и выразительности речи;
- формирование направленности на звуковую сторону речи; развитие умения вслушиваться в звучание слова, узнавать и выделять из него отдельные звуки и звуковые комплексы, различать звуки, близкие по звучанию и произнесению;
- совершенствование чувственного (сенсорного) опыта в области русского языка: развитие способности ребенка на основе собственного сенсорного опыта выделять существенные признаки двух основных групп звуков русского языка — гласных и согласных;
- формирование приемов умственной деятельности, необходимых для развития умения наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки и обобщать явления языка.
Интегрированная программа подготовки к обучению грамоте дошкольников с задержкой психического развития. С.Г. Шевченко
№ | Направления работы | Содержание работы | Планируемый результат |
1 | Развитие речевого слуха | Поддержанию и развитию познавательного отношения к языку, формированию интереса к занятиям способствуют игровая форма их проведения, использование дидактических и сюжетных игр, игровых приемов. Однако необходимо, чтобы деятельность ребенка была направлена непосредственно на решение познавательной задачи, в частности, в рассматриваемом разделе — на вырабатывание умения вслушиваться в звучание слова, выделять из него отдельные звуки, давать им характеристику. | узнавать, различать, выделять и называть отдельные звуки |
2 | Чувственное (сенсорное) развитие | Слитность, нерасчлененность восприятия особенно свойственны детям в работе с незнакомым материалом, каким на первоначальном этапе обучения являются буквы. Поэтому активная деятельность ребенка направляется на анализ частей, составляющих буквы, их местоположения. При этом необходимо показать каждый элемент буквы, обозначить словом его форму, величину, рассмотреть взаимное расположение частей, сравнить с изученными сходными буквами. | -формирование способа вычленения звука из слова (подчеркнутое произнесение звука в слове), умение называть выделенный звук; - выделение отдельных звуков из слов; правильная артикуляция звуков; |
3 | Формирование звукового анализа и синтеза | Основная задача занятий во второй подготовительной группе состоит в том, чтобы научить детей устанавливать последовательность звуков, порядок, в котором они следуют в слове. В содержание обучения входит понимание детьми условно-графической схемы звукового состава слова: умение объяснить значение фишек и квадратиков условно- графической схемы; причину их разного количества в разных схемах; знание правил заполнения схем фишками слева направо. | относить звуки к гласным и согласным на основе особенностей их произнесения и звучания; - условному обозначению гласных и согласных звуков соответствующим цветом |
4 | Расширение и систематизация словарного запаса. | Уточняется значение слов, известных ребенку: слова соотносятся с предметами, признаками, действиями, которые они обозначают. Расширяется словарь элементарных обобщающих понятий, конкретизируются названия предметов, входящих в эти понятия. Одновременно увеличивается круг непосредственных впечатлений и представлений об окружающем мире. Специально следует уделять внимание предлогам, обозначающим пространственные отношения предметов (на, под, над, за, между, перед). Эффективности речевого и общего развития способствуют использование на занятиях дидактических и сюжетных игр, обучение детей созданию загадок. | Употребление в речи правильно предлогов, разных прилагательных. Знание слов по лексическим темам, умение их обобщать или конкретизировать. |
5 | Ознакомление с предложением и словом в предложении | Выделение предложения из речи представляет значительную трудность для детей с задержкой психического развития. Формированию этого умения, отработке интонации конца предложения, а также дифференцированному употреблению терминов предложение и слово способствует использование условно-графической схемы предложения | Понимает термины «слово» и «предложение», может выделить одно из другого. |
6 | Развитие инициативной речи и мышления | Развитие инициативной речи , активизация его познавательной деятельности, формирование умения наблюдать, доказывать, объяснять, рассуждать стимулируются вопросами педагога. Активность ребенка, его мысль и деятельность направляются при этом на решение таких задач, которые не были бы предметом его внимания и осознания без сотрудничества со взрослым. Для развития речевой и познавательной активности детей необходимо, чтобы на занятиях постоянно звучали задания «докажи», «объясни», «как ты узнал?» | Умение рассуждать на заданные темы, объяснять и доказывать не сложные явления. |
2.5 .Описание образовательной деятельности педагога - психолога с ребенком
Цель: создание психолого-педагогических условий для полноценного развития и воспитания личности ребенка в рамках его возрастных и индивидуальных возможностей.
№ | Направления работы | Содержание работы | Планируемый результат |
1 | Развитие навыков социального взаимодействия, коммуникативных умений | Развивать внимательности, эмпатии, умение чувствовать настроение другого. Развивать умений описывать свое настроение, распознавать настроение других; развитие эмпатии. Развивать чувство коллектива, умения дружить, делать правильный выбор, сотрудничать со сверстниками. Развивавать умение сотрудничать: учим слышать, понимать и подчиняться правилам | |
2 | Развитие эмоционально-волевой и личностной сферы | Методы: пескотерапия, психогимнастика, музыкотерапия, хромотерапия (Цель: воздействие цвета на организм ребенка для расслабления, повышает иммунитет, обладает успокаивающим действие. (Дидактическое пособие В. В. Воскобовича)
| |
3 | Развитие когнитивной сферы | Развитие восприятия Игры, упражнения, приемы: «Полоски: глазомер», «Проведи такую же линию», «Узнай предмет по его части», «На что похоже?» (вербально и дорисовка), «Чья тень?», «Путаница силуэтов», «Маршрут», «Чудесный мешочек»: геометр. фигуры, мелкие знакомые предметы, буквы, Развитие памяти Игры, упражнения, приемы: рисунок по инструкции, отхлопывание ритмического рисунка, «Запомни и назови», «Что я видел», «Запомни и нарисуй», «Найди различия», Картинки-нелепицы, «Поймай рыбку», рисунок по словесной инструкции, мемори. Развитие мышления Игры, упражнения, приемы: «На что похоже?», дорисовка (геом. фигур и произвольных линий), «Что бывает…?», пиктограммы («Времена года»), «Узнай по описанию», «Чего на свете не бывает?», геометрические головоломки («Сложи квадрат», «Абрис», «Танграм», «Геометрия в ладошках»), «Сложи картинку», классификация (сортировка картинок), классификация, обобщение, конкретизация (вербальный вариант) «Чем похожи, чем отличаются», «4-й лишний», «Потому что» (закончи предложение) «Семафор», «Продолжи ряд», «Разложи по порядку и расскажи», аналогии. | |
4 | Формирование пространственно-временных представлений |
|
Взаимодействие с родителями
- Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков ребенка, полученным при проведении первичного диагностического обследования.
- Рекомендации по соблюдению режима дня.
- Консультация: «Почему ребенку нужна игра?»
- Беседа-опрос «О ребенке внутри семьи. Знаете ли вы своего ребенка?»
- Консультация – практикум: «Использование пальчиковой гимнастики в работе с детьми с ОВЗ» с показом упражнений, выставкой литературы.
- Обмен опытом «Вы спрашиваете – мы отвечаем»
- Консультация: «МОЖНО, НАДО, НЕЛЬЗЯ. Детское ХОЧУ и родительская снисходительность»
- Практическое занятие: «Играйте вместе с ребенком»
- Консультация: «Бабушкино лукошко» - о значении потешек, чистоговорок для развития речевой активности детей
- Беседа: «Особенности эмоционального развития вашего ребенка». Консультация – практикум: «Развитие эмоций через творческую деятельность»
- Консультация по результатам среза знаний, умений, навыков в рамках реализуемой программы проводимой педагогической диагностики.
Описание образовательной деятельности учителя-дефектолога с ребенком
Цель: преодоление трудностей в овладении учебными знаниями, умениями и навыками
Задачи:
- сенсорное и сенсомоторное развитие;
- развитие познавательной деятельности в соответствии с возрастом и программой обучения;
- формирование знаний, умений и навыков, необходимых для усвоения программного материала;
- формирование универсальных учебных действий, нормализация ведущей деятельности возраста;
- формирование и расширение представлений об окружающей действительности;
Реализация специализированных (коррекционных) программ дошкольного образования: Программа «Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» под редакцией Е.А. Стребелевой, программа «Подготовка к школе детей с ЗПР» под редакцией С.Г. Шевченко, технология М. Монтессори (сенсомоторика), а так же используются коррекционные методики, которые не противоречат основным направлениям образовательной работы по вышеуказанным программам, совершенствуют содержание образования и обеспечивают его программно-методическими материалами.
№ | Направления работы | Содержание работы | Планируемый результат |
1 | Расширение представлений о предметах и явлениях окружающей действительности. | Ознакомление с окружающим миром
5. Знакомство с ближайшим окружением
назначением и материалом предметов.
Подготовка к школе детей с задержкой психического развития. Книга 1/Под общей ред. С.Г. Шевченко. — М.: Школьная Пресса, 2003. — 96 с | Называть домашних животных и знать, какую пользу они приносят человеку. Называть диких животных, где живут, как добывают пищу Различать и называть некоторые растения ближайшего окружения. Называть времена года. Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе. Называть разные предметы, которые их окружают в помещениях, на участке, на улице; знать их назначение. Называть признаки предметов. |
2 | Формирование алгоритма продуктивной деятельности | Использовать игры с правилами и организовывать игровую деятельность по заданным условиям (алгоритмам). | |
3 | Развитие тонкой моторики, графических умений | Игры с пальчиками с речевым сопровождением, графические упражнения, штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда. Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д. Никитина, А. В., 29 лексических тем. Пальчиковые игры,упражнения на координацию слова с движением, загадки для детей (4–5 лет)/ Авт.-сост. А.В. Никитина. – СПб.: КАРО, 2008., Подрезова, И. А. Школа умелого Карандаша. Перспективное планирование и конспекты занятий по развитию графических навыков удетей 5–7 лет с речевыми нарушениями / И. А. Подрезова. – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2009. | Совершенствование графических умений: в рисовании движения рук становятся более уверенными, плавными. Не напрягает руки и пальцы при рисовании, дифференцирует силу нажима при работе с красками, карандашами. |
4 | Развитие предметно-практической деятельности | Программа формирования и развития предметно-практической деятельности предназначена для детей с различными видами психических нарушений в возрасте 2-10 лет. «Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях» Шаргородская Людмила. | |
5 | Коррекция и развитие познавательных процессов | Игровые задания на коррекцию и развитие различных видов памяти:
1 –я группа: Логические операции, осуществляемые на уровне представлений
2-ая группа: Логические операции, осуществляемые на уровне конкретных понятий Сформированность понятий: предлагают назвать одним словом ряды конкретных понятий (платье, пальто, брюки – одежда). Конкретизация понятий: предлагают назвать объекты, входящие в понятия более широкого объема (птицы – перелетные, зимующие…). Определение конкретных понятий: предлагают дать определение знакомых конкретных понятий, ориентируясь на существенные признаки (яблоня – это дерево, на котором растут яблоки). Сравнение понятий: предлагают сравнивать между собой конкретные понятия 9утро-вечер, растения-животные, дождь-снег…). Исключение понятий: предлагают 5 слов, 4 из которых объединяются родо-видовым понятием, а 5-ое – нет. Необходимо найти это лишнее слово: береза, сосна, дуб, сирень, ель (дерево-куст). Выявление общих понятий: предлагают подобрать слова, имеющие общеродовые признаки, т.е. имеющие логические связи с определенным обобщающим словом: река: берег, рыба, рыболов, тина, вода. Смысловое соотношение понятий: предлагают завершить неоконченное утверждение самостоятельно: дом-кирпич, стакан - …? Смысловая сериация: предлагаются задачи, в которых заданы определенные отношения между объектами. По одному известному признаку надо ответить на вопросы: дружили три девочки – Катя, Маша, Таня. Катя училась лучше Тани, а Таня училась лучше Маши. Кто учился лучше (хуже) всех? | Память более долговечна (способен запомнить правила игры до конца, ряд слов, картинок); мышление эффективнее (соотносит слова по смыслу, объясняет причину, классифицирует предметы по заданному признаку, конкретизирует понятия) |
6 | Оказание помощи в освоении программного материала | Индивидуальная работа по материалам общеобразовательной программы. | Освоение программного материала |
7 | Развитие слухового, зрительного материала | Игровые задания на коррекцию и развитие зрительного восприятия: направлены на формирование активного и дифференцированного характера восприятия, его целостности и константности.
2. Игровые задания на коррекцию и развитие слухового восприятия: проводятся на занятии в виде минуток отдыха. Кто что слышит? Дети закрывают глаза и прислушиваются к звукам и шумам, идущим из коридора, улицы и т.д. Назвать источник звука. Что я делаю? Дети с закрытыми глазами по характерным звукам, шумам, стукам, определяют действия, которые совершает педагог или сверстники: листание книги, уронить предмет, переливание воды, писать мелом на доске, смять бумагу и т.д. Кто тебя позвал? Ребенок с закрытыми глазами по голосу узнает того, кто назвал его имя. | Различает на слух действия, некоторые музыкальные инструменты и т.д. Зрительно находит до 10 отличий на картинках, находит зашумленные изображения и т.д. |
Особенности взаимодействия с семьей ребенка.
Перспективный план по взаимодействию с родителями.
Ноябрь | Консультация | «Развитие математических способностей старшего дошкольного возраста» |
Декабрь | Консультация | «Роль родителей в речевом развитии ребенка» |
Январь | Рекомендация для родителей | «Зачем читать книгу на ночь?» |
Февраль | Наглядно – информационный материал | «Роль дидактических игр и упражнений в воспитании фонематического слуха у ребенка» |
Март | Консультация | «Двигательная активность- показатель здоровья и уровня школьной зрелости» |
Апрель | Индивидуальная консультация | «Развитие мелкой моторики рук, как средство развития речи у детей с речевыми нарушениями» |
Май | Наглядно-информационный материал «Адаптация к школе» |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ
- Формы работы педагогов и специалистов в рамках коррекционно-развивающего направления.
Специалист | Форма проведения | Кол-во занятий | Задачи, направления | ФИО специалиста |
Учитель-логопед | Индивидуальные занятия | 2 р. в нед. | По индивидуальному плану | Курманалиева А.Т |
Педагог – психолог | Индивидуальные занятия | 2 р. в нед. | По индивидуальному плану | Данильчук К.Ю. |
Учитель-дефектолог | Индивидуальные занятия | 2 р. в нед. | По индивидуальному плану | Курманалиева А.Т |
Воспитатель | Индивидуальные занятия | 1 раз в нед | По заданию логопеда. | |
Индивидуальные занятия | Систем. | Коррекция нарушений познавательной сферы | ||
В течение дня | Систем. | Закрепление речевых и познавательных навыков на фронтальных и подгрупповых занятиях. | ||
Формы взаимодействия специалистов:
- сопровождение занятий;
- совместное тематическое планирование (разработка перспективного плана коррекционно-развивающей работы, который соответствует тематическому плану воспитательно-образовательной работе);
- определение взаимосвязи «Содержание коррекционной работы» с другими компонентами основной общеобразовательной программы ДОУ;
- рекомендации специалистов, позволяющие обеспечивать коррекционную направленность педагогического процесса (тетрадь взаимодействия);
- выстраивание системы комплексного психолого-медико-педагогического сопровождения через деятельность психолого-медико-педагогического консилиума ДОУ;
- совместное проведение занятий, досугов;
- обсуждение процесса и результатов коррекционной работы;
- корректировка программы работы с ребёнком.
Распорядок и /или режим дня.
Режим дня для детей 6-7 лет.
Объём учебной нагрузки в течение недели соответствует санитарно-эпидемиологическим требованиям к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных учреждений.
Продолжительность непрерывной непосредственно образовательной деятельности: в подготовительных группах - 30 мин. В подготовительных группах непрерывная непосредственно образовательная деятельность проводится фронтально в первую половину дня.
3.3. Предметно-пространственная развивающая среда
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования в кабинете учителя-логопеда, учителя-дефектолога и групповом помещении в соответствии с Программой обеспечивает: игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность ребенка, экспериментирование с доступными материалами (в том числе с песком и водой); двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие во взаимодействии с предметно-пространственным окружением; возможность самовыражения детей.
Литература
Методическое обеспечение содержания коррекционной работы.
- Аксенова Л. И. Социально-педагогическая помощь лицам с ограниченными возможностями // Специальная педагогика. — М., 2001.
- Баряева Л. Б., Гаврилушкина О.П., Зарин А.П, и др. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.- СПб., 2001.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е.А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста. — СПб., 2008.
- Екжанова Е.А., Стребелева Е. А. Коррекционно-разивающее обучение и воспитание:
- Программа дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями интеллекта. — М„ 2003.
- Забрамная С. Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. — М., 1985.
- Левченко И. Ю., Тк а ч е в а В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. — М,, 2008.
- Стребелева Е. А., Разенкова Ю. А., Орлова А. Н. и др. Психолого-педагогическая диагностика развития детей дошкольного возраста / Под ред. Е. А. Стребелевой. - М., 1998.
- Филичева Т. Б., Туманова Т. В., Чиркина Г. В. Программы дошкольных образовательных учреждений компенсирующего вида для детей с нарушениями речи. Коррекция нарушений речи. — М., 2008.
- Филичева Т. Е., Туманова ТВ., Чиркина Г. В. Воспитание и обучение детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Программно-методические рекомендации. — М., 2009.
- Модели взаимодействия с семьей и технологии психолого – педагогической помощи (Л.А.Зигле, Н.Н.Малофеев, Ю.А.Разенкова, Е.А.Стребелева и др.)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА для подготовительной группы на 2017 -2018уч.год
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПЕДАГОГА для подготовительной группы на 2017 -2018уч.год...
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной группы № 8 «Рябинка» на 2017-2018 уч. год
РАБОЧАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной группы...
РАБОЧАЯ АДАПТИРОВАННАЯ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной группы компенсирующей направленности для детей с ТНР «Полянка» на 2018-2019 уч.год
Рабочая образовательная программа для воспитанников подготовительной группы Полянка муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский ...
Рабочая программа по реализации адаптированной образовательной программы дошкольного учреждения подготовительной группы с ЗПР
Рабочая программа по реализации АОП ДУ подготовительной группы для работы с детьми с ЗПР....
Рабочая образовательная программа для воспитанников подготовительной группы солнышко на 2017-2018уч.год
Рабочая образовательная программа для воспитанников подготовительной группы солнышко муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детский...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской Федерации&r...
Адаптированная образовательная программа на воспитанника подготовительной группы
Адаптированная образовательная программа дошкольного образования обучающихся с тяжелыми нарушениями речи (ОНР 3 уровня)....