Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике
АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников.
Целью данной АОП является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop.docx | 70.68 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»
МБДОУ №21 «Золотой ключик»,
ИНН 2450028514, ОГРН 1122450000364
663614,г. Канск, мкр. Северный д. 31,д. 30
Т. 2-97-08, т. 2-97-09 e-mail:alexandra0829@yandex.ru
Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
на период с 14.09.2020 по 31.05.2021 г.
Ответственный за реализацию программы:
Рубанова Е.М..- учитель-логопед
Крошникова Л.В. – педагог-психолог
Вяжевич С.А. – воспитатель
Маненкова Т.Н. – воспитатель
Кокорева К.Г. - инструктор по физ.культуре
Дубкова Е.А. – муз.руководитель
г. Канск, 2020 г.
Целевой раздел
- . Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы разработки программы
Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка с нарушением речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13
АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников.
Целью данной АОП является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Коллегиальное заключение ТПМПК от г.: По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлено, что ребенок нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; таким образом, подтверждён статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок нуждается в обучении по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушением речи.
Общие сведения о ребенке.
Дата рождения –
В группу поступил 03.09.18 г. из ДОУ
Общие сведения о семье.
Мать:
Семья не полная. Мальчик единственный ребенок в семье. Мама интересуется проблемами своего ребенка, консультируется с педагогическим составом. Следует рекомендациям специалистов.
Сведения о состоянии здоровья. относится ко второй группе здоровья, зрение в норме.
С программой детского сада справляется на среднем уровне. Ребенок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании. Ребенок хорошо владеет устной речью. Имеет сведения о своей семье, называет место жительства, путает понятия страна, столица и город.
Освоение образовательной программы по областям
Социально-коммуникативное развитие
Иногда прикладывает волевые усилия для достижения результата. Использует речь в игровых ситуациях. Является как исполнителем, так и организатором в игре
Познавательное развитие
На занятиях иногда отвлекается. Выделяет обобщающие слова.
Речевое развитие
Фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Грамматический строй речи сформирован недостаточно
Художественно-эстетическое развитие
Технические навыки сформированы в соответствии с возрастом. В лепке и аппликации хорошо владеет техническими навыками.
Физическое развитие
На физкультурных занятиях отмечается не точность в выполнении физических упражнений.. В подвижных играх проявляет большой интерес.
Таким образом, в структуре дефекта ведущее место принадлежит несформированности речевой и познавательной сферы, мелкой моторики. Коррекционная работа предполагает комплекс мер по коррекции нарушений в развитии, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.
Задачи по рекомендациям ТПМПК
Общие:
- Фронтальные, подгрупповые, индивидуальные формы логопедического воздействия
- Использование наглядно-практических методов
- Формирование полноценной звуковой стороны речи;
- Овладение элементами грамоты;
- Развитие связной речи.
- организация образовательного процесса: обязательное соблюдение здоровьесберегающего режима.
Специальные:
Учителя-логопеда: коррекция звукопроизношения; развитие фонетико-фонематических, лексио-грамматических средств языка, связной речи
Педагог-психолог: развитие восприятия, внимания.
Дефектолог: развитие познавательных процессов и целенаправленное формирование высших психических функций
Занятия с педагогом дополнительного образования: для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающегося с учетом возрастных и индивидуальных особенностей
Врач-невролог, врач-отоларинголог: наблюдение
Планируемые результаты
- понимать обращенную речь в соответствии с параметрами возрастной нормы;
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
- Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
- Формирование элементарных математических представлений. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
- Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
- Называет признаки и количество предметов.
- Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
- Содержательный раздел
2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы
2.1.1. Организация взаимодействия участников образовательных отношений
В старшей логопедической группе компенсирующей направленности коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития ребенка. Все педагоги осуществляют контроль за речью ребенка и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того все специалисты и родители дошкольника под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализует учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» реализуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по развитию высших психических функций, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализует воспитатели и учитель-логопед, остальные специалисты и родители воспитанника подключаются к их работе.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализует воспитатели, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель и учитель-логопед.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» реализует воспитатели, инструктор по физической культуре, при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанника.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях АОП является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольника. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с АОП носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
2.1.2. Содержание и задачи коррекционно-развивающей работы
Задачи или содержание деятельности | Планируемые результаты | Результаты освоения ("+" - усваивает "-" не усваивает) | |
Познавательное развитие декабрь | май | ||
Формировать умение обследовать предметы, выделяя величину и форму предмета | Учить измерять объём жидких и сыпучих веществ с помощью условной меры, сравнивать вес предметов Различать качественные признаки предметов, их свойства Учить считать до 20,используя правильные приёмы счета. Познакомить с числами второго десятка Знакомить с составом числа из двух меньших в пределах 10 Учить составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание Учить делить на 2-8 равных частей Дать представления о многоугольнике Учить ориентироваться на листе бумаги в клетку | ||
Закреплять и расширять знания об окружающем мире | Учить различать и называть времена года, их характерные особенности | ||
Формировать пространственно временные понятия. | Уметь ориентироваться в окружающем пространстве и на плоскости, опредлять временные отношения (день - неделя-месяц) Дать представления о времени, познакомить с часами Учить двигаться в заданном напрвлении (вперед-назад, направо-налево) Обозначать действия словами | ||
Речевое развитие | |||
Развитие грамматического строя речи, словаря | Развитие актичной фразовой устной речи | ||
Социально-коммуникативное развитие | |||
Учить организовывать вокруг себя пространство. | Расширять представления об обязанностях. Формировать интерес к учебной деятельности | ||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Создание условий для формирования эстетического вкуса, творческих способностей, освоение различных видов музыкальной деятельности. | Слушание музыки, пение, выполнение музыкально-ритмических движений, игра на детских музыкальных инструментах. Уделять внимание способам и приемам предъявления материала (пальчиковые игры, попевки на звуки, логоритмические упражнения, дидактические музыкальные игры, мультимедиа) | ||
Технические умения и навыки рисования, лепки, аппликации. | Аккуратно лепить, прищипывать мелкие детали, вытягивать отдельные части из целого куска, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предметы Продожать формировать умение передавать характерные движения чесловека и животных Закреплять умение вырезать из геометрических фигур каки-либо предметы. Развивать умение приёмы вырезания симметричных предметов из бумаги, сложенные вдвое и гармошкой. Закреплять умение рисовать по замыслу, составлять сюжет на всём листе бумаги, использовать разные техники рисования Развивать представления по разнообразию цветов и оттенков, учить смешивать краски Учить плавным поворотом руки рисовать округлые линии, завитки. |
Физическое развитие
Основные движения | Ресурсы развития (сильные стороны) | Дефициты развития | Задачи | ||||
Ходьба | Все виды ходьбы выполняет соответствуя возрасту | ||||||
Упражнения в равновесии | Умеет ходить по гимнастической скамейке перешагивая предметы, по наклонной доске прямо и боком. | Справляется с помощью воспитателя при ходьбе по гимнастической скамейке с мешочком на голове. Испытывает трудности при кружении с закрытыми глазами. | Упражнять в самостоятель-ном выполнении ходьбы по гимнастической скамейке с мешочком на голове. Развивать вестибулярный аппарат | ||||
Бег | Соответствуя возрасту выполняет разные виды бега в разных направлениях. Выполняет челночный бег. | Бег на скорость и на выносливость выполняет на среднем уровне | Тренировать в беге. | ||||
Ползание и лазание | Умеет ползать и ходить по гимнастической скамейке, выполняя разные задания. | При помощи воспитателя лазает по гимнастической стенке вверх вниз, а так же перелезая с одного пролета на другой. | Упражнять в лазании по гимнастической стенке вверх вниз, а так же перелезая с одного пролета на другой. | ||||
Прыжки | Умеет выполнять прыжки разными способами: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге. | Затруднения в выполнении прыжков на короткой и длинной скакалке. Прыжок в длину выполняет на среднем уровне. | Упражнять в прыжках на короткой скакалке. | ||||
Бросание, ловля, метание | Соответствуя возрасту владеет мячом: отбивает мяч о пол, бросает мяч вверх и ловит его. Передачу мяча напарнику различными способами выполняет соответствуя возрасту. | Испытывает трудности в попадании в горизонтальную и вертикальную цель. Метание набивного мяча на дальность выполняет на среднем уровне. | Упражнять в метании набивного мяча. Развивать глазомер. | ||||
Групповые упражнения с переходами | Умеет строиться в шеренгу, колонну по одному, в круг. На команду «кругом», реагирует сразу. | Испытывает трудности при построении в колонну по двое, по трое. Не ориентируется в поворотах направо, налево | Научить строится в колонну по двое, по трое. |
Планируемый результат: умеет перестраиваться в 2, 3 колонны во время ходьбы. Умеет прыгать на короткой скакалке. Метает набивной мяч соответствуя возрастным критериям. Самостоятельно выполняет ходьбу по гимнастической скамейке с мешочком на голове.
2.1.3. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда
Раздел | Содержание коррекционно-развивающей работы | Результаты освоения декабрь | май | |
Развитие речи | Звукопроизношение | Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений. а) постановка звуков ч, р=л, р`-й; б) автоматизация звуков свистящих [ц], шипящих [ч], сонорных[л, л` [р, р`] - в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных); - в словах (с ударением, без ударения, сложных); - в предложениях; - дифференциация звуков ш-с, ж-з, щ=с,ч-ть, л=р, л`= р` Воспитывать правильный, умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. |
| |
Фонематическое восприятие | Развивать слуховое внимание на речевых и неречевых звуках Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок. - определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания; - воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании. Закреплять понятия: звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. Формировать навык выделения согласных звуков из конца и начала слов. Формировать умение определять место звука в слове. Совершенствовать навык анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, простых односложных слов. |
| ||
Звуковой анализ | Учить определять количество и последовательность звуков в словах. Учить называть характеристику звуков (согласный, гласный, твердый, мягкий, глухой, звонкий) | |||
Слоговая структура слова | Продолжать учить различать на слух длинные и короткие слова. Запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. Работа над словами с открытыми и закрытыми слогами. Речевой материал из обиходного словаря. |
| ||
Грамматический строй речи | Продолжать учить использовать навыки словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных. Учить навыку использования притяжательных прилагательных мужского и женского рода "мой-моя" Учить образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам Продолжать учить образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных Развивать и совершенствовать: - навык образования и практического использования в активной речи форм ед. и мн. числа имен сущ. (куртка — куртки, дерево — деревья, пень — пни, ведро — ведра), глаголов настоящего времени (убирает — убирают), глаголов прошедшего времени (собирал — собирала — собирали); - навык образования и употребления сущ. в косвенных падежах; - умения образовывать и использовать в экспрессивной речи сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (деревце, свитерок); - навык образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать). - навык образования и использования в речи относительных и притяжательных прилагательных; - навык согласования и использования в речи прилагательных и числительных с сущ. в роде, числе, падеже (один большой мяч, два больших мяча, пять больших мячей). |
| ||
Связная рячь | Продолжать обучение рассказыванию по сюжетным картинкам, по серии картин. Учить устанавливать причинно-следственные связи, выделять детали изображенного. Продолжать учить описательному рассказу без опоры. Продолжать учить пересказывать рассказы близко к тексту, обращая на все смысловые части. |
|
2.1.4. Воспитательная деятельность
Осуществляется воспитателем в группе и направлена на социальную адаптацию ребёнка в коллективе сверстников.
Примерное содержание | Формы, методы и приемы |
Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с ребенком; уважительное отношение ребенку, к его чувствам и потребностям. Поддержка индивидуальности и инициативы через: создание условий для свободного выбора деятельности. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, развитие умения работать в паре со сверстником. Поддержка спонтанной игры ребенка, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. | Коллективные дела, работа в малых группах в процессе НОД. Игры с правилами, игры драматизации, ролевые игры. Народные игры с куклами, потешками, хороводами. Театрализованные игры. Приёмы соционаправленные на создание ситуации успеха и комфорта. |
2.1.5. Взаимодействие с семьей ребенка.
В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
Задачи:
- Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.
- Развивать самостоятельности ребенка, способствуя формированию уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
2.1.6. Система мониторинга: специфические для программы формы контроля освоения воспитанником с ОВЗ содержания.
Проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которых ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.
Психолого-медико-педагогической диагностика позволяет:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности;
- разработать АОП;
- обеспечить индивидуальное сопровождение ребенка;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей ребенка.
Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью создания необходимых условий для его развития в дошкольном учреждении.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала.
При этом используются такие методы:
- беседа с ребенком и родителями,
- анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.),
- педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной и коммуникативной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Используемые психодиагностические комплекты
Перечень программ, технологий, пособий | - Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик. |
Психологические разделы сфер развития ребенка | Ресурсы развития (сильные стороны) | Дефициты развития | Задачи |
Общие сведения | Контакт устанавливается сразу. Понимание инструкций не затруднено. Выполняя задания, старается. На похвалу и замечания реагирует адекватно. | При возникновении трудностей нуждается в дополнительной помощи. Темп деятельности снижен. Необходима стимуляция. Отмечается проявление утомляемости при интеллектуальной нагрузке. Работоспособность снижена, темп деятельности медленный. | Развивать усидчивость |
Эмоционально-волевая сфера | Личностные особенности: спокойный, дружелюбный. Хорошо устанавливает контакты со взрослыми и детьми. | Эмоциональные реакции слабо выражены. | Учить понимать и выражать эмоциональные состояния |
Познавательная сфера | Знает, называет, показывает основные цвета. Различает плоские геометрические фигуры. Правильно держит карандаш, старается закрашивать, не выходя за контур, может нарисовать несложный узор. Мелкая моторика развита достаточно. Обобщает предметы. Называет времена года с помощью. Уровень слуховой памяти в пределах нормы. Зрительная память в пределах нормы. Словарный запас в пределах нормы. | Общий кругозор ограничен, знания об окружающем сформированы недостаточно. Внимание устойчивое, переключаемость снижена. С помощью находит отличительные признаки на картинках, части суток на картинках. Находит лишнюю картинку с помощью, не поясняет. Со значительной помощью устанавливает логические связи. Речь тихая. Испытывает трудности в ориентировке в пространстве. | Развитие психических процессов: внимания, слуховой, зрительной памяти, мышления, речи, мелкой моторики. |
Планируемый результат: Находит отличия на вербальном и невербальном уровне, классифицирует, определяет лишний предмет на наглядном материале, объясняет. Устанавливает причинно-следственные связи. Находит предметы в пространстве: вверху, внизу, впереди, сзади.
- Организационный раздел
- Организация образовательной деятельности
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития ребенка, сбора анамнеза, изучения рекомендаций специалистов ТПМПК, индивидуальной работы с ребенком, совместной деятельности в режимных моментах, составления и обсуждения со всеми специалистами группы планов работы на первое полугодие.
В конце сентября специалисты, работающие в группе, на ПМПк ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития ребёнка и на основании полученных результатов утверждают план работы на первое полугодие.
С 16 сентября начинается организованная образовательная деятельность с ребёнком с ОВЗ в соответствии с утверждённым планом работы.
На плановом ПМПк ДОУ в конце января, начале февраля специалисты ДОУ обсуждают темпы динамики индивидуального развития ребёнка и обсуждают план на работы на следующее полугодие.
Заведующий ДОУ утверждает план работы с воспитанником вначале каждого периода работы. Плановое заседание ППк ДОУ проводится в конце учебного года с целью обсуждения динамики индивидуального развития воспитанника.
В середине учебного года период с 01.01. по 08.01 для ребёнка с ОВЗ организуются зимние каникулы.
- Формы организации деятельности специалистов, их продолжительность и периодичность
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для ребёнка с ТНР, реализовываются на фронтальных (групповых) и индивидуальных занятиях.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.
В основе планирования занятий с ребёнком, имеющим диагноз ТНР уровня лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
Для обеспечения разностороннего развития ребёнка с ОНР в содержание обучения и воспитания введено 12 тем. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и активизации словаря ребёнка.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе включены в общую сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности. Длительность индивидуального занятия 15 минут. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Специалист | понедельник | Вторник | среда | четверг | пятница |
Учитель-логопед | 10.05-10.20 Индивидуальная работа | 15.10-15.25 Индивидуальная работа | |||
Педагог-психолог | 09.30 – 10.00 Индивидуальная работа | ||||
Воспитатель | ежедневно | ||||
Артикуляционная, пальчиковая гимнастика- 10 минут. Коррекционный час -30 минут. |
.2.1. Календарно – тематическое планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по развитию речи. (см. АООП для компенсирующей группы)
3.2.2. Организованная образовательная деятельность
№ | Вид ООД | группа | Количество занятий в неделю |
1 | Развитие речи. | логопед, воспитатель | 2 |
2 | Ознакомление с художественной литературой (свободная деятельность) | воспитатель | 1 |
3 | Развитие элементарных математических представлений | воспитатель | 2 |
4 | «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» | воспитатель | 1 |
5 | Изобразительная деятельность: рисование лепка\аппликация | воспитатель
| 2 1 |
6 | Конструирование (свободная деятельность) | воспитатель | 1 |
7 | Музыка | музыкальный руководитель | 2 |
8 | Физкультурные занятия | инструктор по физической культуре | 3 |
Итого: |
| 16 |
3.2.3. Режим дня
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.30-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.00 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00-9.25 9.30-10.00 10.10-10.25 |
Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми | 10.35-10.55 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.55-12.00 |
Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа логопеда с детьми | 12.10-12.30 |
Подготовка к обеду, обед | 12.35-13.15 |
Подготовка ко сну, сон | 13.15-15-00 |
Постепенный подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры | 15.00-15.25 |
Подготовка к полднику, полдник | 15.25-15.35 |
Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей | 15.35-16.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.15-17.00 |
Спокойные вечерние игры. Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 17.00 – 18.30 |
3.3.1. Материально-техническое обеспечение, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Помещения | Содержание |
Центр коррекции и развития | Зеркало с лампой дополнительного освещения – 1 шт. Стул детский для занятий у зеркала – 1 шт. Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа. Комплект индивидуальных зеркал. Стол для специалиста, стул. Стол детский «Ромашка» - 1 шт. Мебельная стенка. Набор диагностического инструментария. Шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Лото, домино по изучаемым лексическим темам. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал. Настольно-печатные дидактические игры для совершенствования грамматического строя речи. Раздаточный материал. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Наборы игрушек для инсценирования сказок. Набор «Логико-малыш». Магнитофон, аудиокассеты с записью бытовых шумов, «голосов природы». |
Групповое помещение | Детские столы и стулья, игровые модули, детская стенка, мольберт, магнитные доски, игровой материал. Настольно-печатные игры. Картотека предметных картинок по изучаемым лексическим темам. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы. Пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Конструктор, разные пазлы, шнуровки. Театральные костюмы, маски, атрибуты. Театральная ширма, наборы театров. Музыкальный центр. |
Музыкальный зал | Мультимедийный проектор, ноутбук, аудиокассеты, диски. Картотека видеоматериалов (мультфильмы по произведениям, познавательные фильмы). Музыкальные инструменты детские (набор). Пианино, музыкальный центр |
Физкультурный зал | Гимнастическая стенка, набор скамеек для развития движений, мягкие модули, массажные мячи и дорожки, обучи, палки гимнастические, скакалки, ворота для подлезания. |
3.3.2. Методическое обеспечение программы
Направление коррекционно-развивающей работы | Методики, технологии |
Речевое развитие | Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. –Спб., Детство-пресс, 2005. Филичева Т., Чиркина Г., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.– М., 2004. Лалаева Р., Серебрякова Н., Формирование лексики у дошкольников с ОНР. – СПб., Детство-пресс, 2001. Коноваленко В.В. Домашние тетради для закрепления произношения свистящих звуков [с], [з], звука [р], шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] и звука [л]. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,1999. Нищева Н., Будем говорить правильно – СПб., Детство-пресс, 2002. Нищева Н., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., Детство-пресс, 2005. |
Физическое развитие | Кириллова Ю., Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет, СПб., Детство-пресс, 2006. Сайкина Е.Т., Филирева Ж.Е., Физкультпривет минуткам и паузам. – СПб., Детство-пресс, 2004. |
Социально-коммуникативное | Книга для чтения в детском саду. – М., 1998. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982. Минаева В., Развитие эмоций дошкольников. – М., Аркти, 1999. |
Художественно-эстетичекое развитие | Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2005-2010. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004. Боромыкова О., Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, - СПб., 1999. Буренина А., Ритмическая пластика, - СПб., 1994. Волкова Г., Логопедическая ритмика, - М., 1985. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010. Комаро ва Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010. |
Познавательное развитие | Гоголева В., Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет, -СПб., Детство-пресс, 2001. Гусарова М., Беседы по картинке. Времена года, - СПб., Детство-пресс, 1998. Математика от трех до семи, - СПб., Детство-пресс, 2001. Непомнящая Р., Развитие представлений о времени у дошкольников, - СПб., Детство-пресс, 2005. |
3.3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с АОП для ребенка с ОНР обеспечивает:
- Игровую, познавательную активность ребенка;
- Двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
- Эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- Возможность самовыражения ребенка.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной, образовательной, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально-организованной образовательной и свободной деятельности ребенка, время для которой предусмотрено в режимах в утренний и вечерний отрезок времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности
АОП разработана на основе:1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркин...
Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)...
Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье раскрывается структура и содержание адаптированной образовательной программы на воспитанника с ОВЗ....
Адаптированная образовательная программа на воспитанника подготовительной группы на 2017-2018уч.год
Данная программа разработанна для ребенк с ограниченными возвожностями...
Адаптированная образовательная программа на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год
Адаптированная образовательная программа на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской Федерации&r...
Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
Целевой раздел. Пояснительная запискаНормативно-правовые основы разработки программы Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка с нарушением речи (ТНР) разработана в...