Проблемные ситуации на выведения следствий
консультация по коррекционной педагогике (средняя группа)
Дети растут и каждый сталкивается с проблемной ситуацией, а как её разрешить, помогут наши игры!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_m.s.docx | 44.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Игры на знакомство с противоречиями
Игра «Суд»
Цель: научить видеть хорошие и плохие (полезные и вредные) свойства
предмета, явления, их взаимосвязь.
Ход: Дети делятся на две команды. Организуется суд над каким-либо
объектом (портфелем, конфетой, морозом и т.д.). Одна команда «прокуроры» указывает на отрицательные стороны объекта, а другая «адвокаты» - на положительные. Ответы оцениваются баллами или фишками.
Игра «Инструкция»
Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи.
Ход: Детям необходимо составить подробную инструкцию для выполнения нелёгкого задания, например:
- как вынуть изюм из кекса;
- сделать маникюр кошке;
- выиграть в лотерею.
Проблемные ситуации на выведение следствий
Проблемная ситуация «Что произойдет?..»
Цель: учить устанавливать причинно-следственные связи, предлагать
различные варианты следствий одного и того же события.
Содержание: Педагог предлагает ряд вопросов, начинающихся со слов
«что произойдет, если...». Задача ребенка дать как можно более полные и
оригинальные ответы:
- из крана на кухне польется апельсиновый сок?
- из тучи вместо дождя станет падать изюм?
- люди придумают таблетки от сна? и т.п.
Проблемная ситуация «Почему это произошло?»
Цель: учить придумывать следствия невероятных событий.
Содержание: Педагог предлагает детям назвать как можно больше
возможных причин для следующих ситуаций:
- во всем доме погасли все электрические лампочки;
- речка вышла из берегов и затопила луга и т.п.
Проблемные ситуации с использованием приема
«мозгового штурма»
Цель: учить искать способы решения проблемных ситуаций с помощью
приема «мозгового штурма».
Проблемная ситуация «Архимед»
Содержание: Педагог предлагает детям проблемные ситуации. Дети
должны дать как можно больше вариантов решения этих проблем.
- как без космического корабля слетать на Сатурн?
- как оживить куклу?
- как закрепить детали одежды без ниток?
- как вымыть руки без мыла? и т.п.
Проблемная ситуация «Про часы»
Содержание: Педагог предлагает детям представить, что грабители
похитили в городе все часы. Ни у кого часов не осталось. Детям нужно
решить проблему: как можно следить за ходом времени, пока в город не
завезут новые часы? Необходимо предложить несколько способов.
Проблемные ситуации на разрешение противоречий
Цель: учить формулировать и разрешать противоречия.
Проблемная ситуация «Как быть?»
Содержание:
- Золушке надо вовремя уйти с бала, а дворцовые часы вдруг остановились;
- Незнайка в лесу поранил ногу, а аптечки нет. Что можно сделать?
- нужно слепить снеговика, а снега мало;
- Машенька заблудилась в лесу и не знает, как ей выйти из леса. Что делать?
* При решении таких творческих заданий необходимо проведение предварительной работы с целью выявления, закрепления и обогащения
имеющихся у детей представлений о той или иной ситуации.
Проблемная ситуация «История про Пугало Огородное, которое птиц и
мышей пугать перестало»
Содержание: Винни-Пух и Пятачок решили посадить горох. Весь день они
трудились и радостные ушли домой. Но на другой день они заметили, что
над грядками летают птицы и клюют семена, а ночью мыши съели часть
гороха. Задумались Винни-Пух и Пятачок. Как сохранить урожай гороха,
если Пугало стоит, но оно уже старое, а птицы и мыши привыкли к нему и
перестали бояться. Подумаем вместе с ними. Что делать? Как им помочь?
Что нужно сделать с Пугалом, чтобы птицы и мыши стали его бояться?
Проблемные ситуации на применение имеющихся у детей
представлений о способах измерения объектов
Цель: учить находить варианты решения проблемной задачи, применяя
имеющиеся знания.
Проблемная ситуация «Как приготовить завтрак для великана?»
Содержание: Педагог предлагает детям рассказать, чем бы они стали
отмерять продукты, если бы хотели приготовить завтрак для великана (мука,
молоко, масло, яйца, соль, перец)?
*Детям необходимо предложить различные способы измерения объема.
Проблемные ситуации на воплощение замыслов
Цель: учить создавать замыслы и выражать идеи в изобразительной
деятельности.
Проблемная ситуация «Как сохранить кусочек зимы летом?»
Содержание: Людям всегда хочется того, чего нет, или того, что наступит не
скоро. Так летом, когда жарко, мы начинаем вспоминать зиму. Можно ли
сохранить кусочек зимы летом?
* Педагог выслушивает все версии, которые совместно обсуждаются, дети
зарисовывают идею.
ЭЛЕМЕНТЫ ПРОБЛЕМНО- ДИАЛОГИЧЕСКОЙ
ТЕХНОЛОГИИ НА ЗАНЯТИЯХ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
С.А. Козлова
Этап занятия работы | Действия детей | Средства обучения | Время работы |
Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию | Играем по знакомым правилам | Материалы для игры | 3 мин. |
Затруднение в игровой ситуации | Осознаем, что мы что-то еще не знаем (не умеем) | 1–2 мин. | |
Открытие нового знания или умения | Проговариваем новые правила игры | 3 мин. | |
Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление) | Играем и работаем по новым правилам | Материалы для игры Пособие Пособие | 5 мин. |
Тренировочные задания | Работаем по новым правилам | 10 мин. | |
Итог занятия | Проговариваем, что делали, чему научились, что не получилось-причины | 2мин. |
Эта структура постепенно дополняется этапом самостоятельной
работы и на занятиях со старшими дошкольниками приобретает следующий вид:
Этап занятия работы | Действия детей | Средства обучения | Время работы |
Дидактическая игра, создающая мотивацию к занятию | Играем по знакомым правилам | Материалы для игры | 3 |
Затруднение в игровой ситуации | Осознаем, что мы Что-то еще не знаем (не умеем) | 1-2 | |
Открытие нового знания или умения | Проговариваем новые правила игры | 3 | |
Воспроизведение нового в типовой ситуации (первичное закрепление) | Играем и работаем по новым правилам | 5 | |
Самостоятельная работа | Работаем по новым правилам | Пособие | 5 |
Тренировочные задания | Работаем по новым правилам | Пособие | 5 |
Итог занятия | Проговариваем, что делали, чему научились | Пособие | 2 |
РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ (Глава 3 из Раздела 2 пособия для педагогических колледжей: Лелюх С.В., Сидорчук Т.А., Хоменко Н.Н. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ, ВООБРАЖЕНИЯ И РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ. Ульяновск: ИПКПРО, 2003. -240 с. ISBN 5-7432-0409-8) Глава 3. ФОРМИРОВАНИЕ ОСНОВ ДИАЛЕКТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ (с) Сидорчук Татьяна Александровна, sid@mail.uln.ru Основные этапы решения изобретательских задач Протоколы занятий с детьми дошкольного возраста по решению творческих задач Игры и творческие задания по обучению детей работе с противоречиями
Современными психологическими исследованиями определено, что основы диалектического способа мышления закладываются с четырехлетнего возраста (Н.Н.Поддъяков, Н.Е.Веракса и др.). В связи с этим, перед педагогами дошкольных учреждений стоит задача создания оптимальных условий для развития у детей основных мыслительных операций диалектического характера. Диалектическое мышление называют творческим мышлением. Продукт творчества не только и не столько результат решенной задачи, сколько мыслительный процесс, производимый ребенком в процессе ее решения.
Г.С.Альтшуллер разработал алгоритм решения изобретательских задач (АРИЗ), который успешно осваивается и используется профессионалами. При работе с АРИЗ изобретатели испытывают трудности, связанные с проблемами снятия стереотипов мышления. Несомненно, если способы диалектического мышления были освоены человеком в детстве, в момент формирования основных мыслительных операций, то процесс дальнейшего обучения был бы не столь сложным.
|
ПРОТОКОЛЫ ЗАНЯТИЙ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПО РЕШЕНИЮ ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАЧ
Решение творческой задачи с детьми 4 года жизни
Воспитатель | Дети |
Шаг №1 | - Можно кидать, катать, стукать… |
Шаг №2 | Ответы детей могут быть разнообразны. Воспитатель стимулирует высказывания детей и критически к ним не относится. |
Шаг №3 | - Мама поругает, если мяч останется в луже. И ему играть хочется. А не может он достать, потому что сапог нет резиновых и лужа глубокая. |
Шаг №4 | - Он сам не может. Он живой стал, как колобок и ножками раз-раз или прыгать по луже сам стал прямо к берегу. |
Шаг №5 | - Он может плавать по луже, когда на него дуют или волны ему помогают. Надо взять дощечку и в воде побулькать, чтобы волны были, мяч к другому берегу и приплывет. |
Шаг №6 | Ответы детей. |
Решение творческой задачи с детьми 5 года жизни
Воспитатель | Дети |
Шаг №1 | - Можно построить дом |
Шаг №2 | - Жираф высокий, у него длинная шея. |
Шаг №3 | - Должен быть высоким для жирафа. |
Шаг №4 | - Дом и такой и другой. |
Шаг №5 | - Надо поставить дом в ямку. Он будет высокий для жирафа и низкий для самолетов. |
Шаг №6 | Ответы детей: |
Шаг №7 | Ответы детей... |
Решение творческой задачи с детьми 6 года жизни
Воспитатель | Дети |
Шаг №1 | - Могут не найти рыбы. |
Шаг №2 | - Поймать только немного рыбы. |
Шаг №3 | - Чтобы ее продать и что-нибудь купить или консервы сделать. |
Шаг №4 | - Пусть рыба сама к берегу приплывет. |
Шаг №5 | - Надо ее кормом за яхтой поманить, или лучше сеть забросить и тащить за яхтой вместе с рыбой. |
Шаг №6 | - Тогда надо сеть из паруса сделать, дырочки порезать, а яхта на моторе поплывет. |
Шаг №7 | Ответы детей... |
ИГРЫ И ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПО ОБУЧЕНИЮ ДЕТЕЙ РАБОТЕ С ПРОТИВОРЕЧИЯМИ
Название игры, цель | Содержание, методические рекомендации |
"Маятник" Учить выделять противоречивые свойства объекта. | Дети перечисляют положительные и отрицательные свойства выбранного объекта. Усложнение: определяются противоположные свойства у объекта, к которому дети относятся неоднозначно. Проводится со среднего возраста |
"Пинг - понг" Упражнять в подборе слов - антонимов. | Ребенок называет слово, а педагог дает противоположное по значению. Воспитатель может "ошибиться", ребенок должен его поправить. Проводится во всех возрастных группах. |
"Перевертыш" Учить детей объяснять любое событие с точки зрения "хорошо - плохо". | Ведущий называет какое - либо событие и спрашивает у первого ребенка, почему это хорошо для него. Ответ этого ребенка рассматривается с противоположной точки зрения вторым ребенком. Ответ второго ребенка объясняется третьим ребенком с противоположной точки зрения. ПР: мама купила новые ботинки. Ответ первого ребенка: "Это хорошо, потому что у меня не намокнут ноги". Ответ второго ребенка: "Потому что придется идти к зубному врачу". Ответ третьего ребенка: "Потому что мне вылечат зуб, и он не будет болеть". |
"Кто (что) это может быть?" Учить детей находить объекты с парой противоположных свойств. | Воспитатель задает два значения одного признака (что может быть сухим и мокрым). Дети перечисляют объекты, обладающие парой противоположных свойств (ботинки внутри сухие, а снаружи мокрые). Проводится со среднего возраста. |
"Помирим гномов" Учить объяснять наличие противоположных значений одного признака, используя приемы разрешения противоречий. | Воспитатель предлагает детям помочь гномам решить их спор: когда предмет обладает противоположными свойствами (бывает и большим, и маленьким одновременно). Проводится со среднего возраста на объектах рукотворного мира. В старшем возрасте рассматривается противоречивость свойств любых объектов. |
"Один - хорошо, много - плохо" Учить детей объяснять, когда количество объекта может изменить его качество. | Воспитатель спрашивает у детей, кто живет у них дома. Дети называют (кто - то кошку, кто - то собаку). Идет обсуждение, что хорошего и плохого в этих объектах. Педагог просит представить, что завтра у этого ребенка появится сто кошек дома. В этом, оказывается, больше плохого. Устанавливается зависимость количества - качества объекта от площади, на которой этот объект находится. Проводится со среднего возраста. Усложнение: воспитатель предлагает игру "Один - плохо, а много - хорошо (одна кошка на весь мир - это плохо)". |
"Что имеем - не храним, потерявши - плачем" Упражнять детей в понимании взаимосвязи между категориями "много - мало", "цена - стоимость". | Детям предлагается обсудить пословицу "Что имеем - не храним, потерявши - плачем". Рассматриваются жизненные ситуации, при которых люди халатно относятся к объектам и к чему это может привести. Проводится в старшем дошкольном возрасте как часть занятия на нравственно - этические темы. |
"Что лишнее?" Упражнять детей в выделении функции, в умении сравнивать объекты по функции. | Воспитатель предлагает детям серию картинок с изображением предметов. Несколько предметов выполняют сходную функцию, а один является лишним. Дети объясняют, почему. |
"Что произойдет?" Учить детей формулировать причины и выводить следствие | Дети делятся на две команды. Одна команда придумывает необычный вопрос (например: "Что произойдет, если дождь будет лить, не переставая?") Дети другой команды должны дать оригинальный ответ. Команда, задающая вопрос, может дать собственный ответ. Вводится правило: задавать вопросы на определенную тему (например, из мира природы или мира сказки и т.д.). Проводится со старшего возраста. |
"Робинзон Крузо" Учить детей выявлять ресурсы объекта. Придумывать способы использования ресурсов в проблемных ситуациях. | Детям предлагается найти выход из предложенной воспитателем ситуации: на необитаемом острове. Используя ресурсы какого - либо ненужного объекта (сломанные карандаши или запчасти от велосипеда), необходимо придумать, как построить жилище на острове, добыть пищу, воду и т.д. Проводится со среднего возраста. |
"Аукцион" Учить выделять дополнительные ресурсы объекта. | На "аукцион" выставляются разнообразные предметы. Дети по очереди называют все ресурсы их использования. Побеждает тот, кто последним назовет возможный способ применения какого - либо объекта. Проводится со среднего возраста. |
"Кто (что) делает наоборот?" Учить подбирать объекты, противоположные по назначению. | Ведущий называет объект. Игроки определяют, для чего он нужен (функцию). Ведущий предлагает назвать функцию наоборот и подобрать объекты, которые ее могут выполнять (пылесос: собирает, всасывает; наоборот - распыляет, раскидывает - фонтан или распылитель). Проводится со среднего возраста. |
"Скажи, почему объект должен быть таким и другим?" Обучать детей формулированию противоречий. | Ведущий выбирает объект, к которому предъявляется претензия (мост низкий - высокий). Детям предлагается сформулировать противоречие, вызванное данным качеством (мост должен быть низким, чтобы удобно было ходить пешеходам, и мост должен быть высоким, потому что под ним проходят корабли). Далее высказываются предложения по конструированию объекта, в котором сочетаются противоположности. Проводится со старшего возраста. |
"Найди выход" Учить детей выбирать способ решения противоречий. | Ведущий предлагает разрешить проблемную ситуацию, взятую из художественной литературы. Дети обсуждают способы разрешения противоречий на основе предложенных воспитателем вариантов и выбирают наиболее подходящий, мотивируя свой выбор. Проводится со среднего возраста. |
"Учимся у сказки" Учить формулировать противоречия, разрешать их, сопоставлять с предложенными приемами. | Ведущий читает отрывок из литературного текста, содержащий проблемную ситуацию. Дети в совместном обсуждении формулируют противоречие, находят его решения. Затем произведение дочитывается до конца. Дети анализируют решения, предложенные автором, определяют приемы, с помощью которых было решено противоречие в сказке или рассказе. Проводится со среднего возраста. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
НОД "Ссора" с использованием разных видов деятельности: обсуждение проблемной ситуации, поиск путей решения проблемной ситуации, просмотр видеороликов,весёлый танец, элементы психологического тренинга (приветствие, рисование эмоции и др.)
Непосредственная образовательная деятельность. Тема: Ссора Цель: Расширение и обогащение опыта конструктивного взаимодействия с окружающими на межличностном уровне. Задачи:Расширение и ...
«Создание проблемных ситуаций путем постановки эвристических и проблемных вопросов»
Одним из приемов создания проблемных ситуаций является побуждение детей к сравнению, обобщению выводам, сопоставлению фактов путем постановки эвристических и проблемных вопросов. И это закономерно: вс...
Проблемное обучение в ДОУ (картотека проблемных ситуаций)
КАРТОТЕКА ПРОБЛЕМНЫХ СИТУАЦИЙ Использование проблемных ситуаций в работе с дошкольниками положительно влияет на развитие у детей творческого мышления, познавательных умений и способностей. Рубенш...
Консультация для молодых педагогов по написанию целей, задач, проблемных ситуаций. Конструктор задач для ОД. Примеры: Цели и задачи для ОД. Примерные проблемные ситуации для младшего, среднего и старшего возраста.
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"24450358","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»
Консультация для воспитателей «Технология проблемного обучения: создание проблемных ситуаций на занятиях с дошкольниками»...
"Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)
quot;Технология создания проблемных ситуаций" (технология создания проблемной ситуации с детьми дошкольного возраста)...