Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
рабочая программа по коррекционной педагогике
Нормативно-правовые основы разработки программы
Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка с нарушением речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aop.docx | 71.91 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Детский сад комбинированного вида №21 «Золотой ключик»
МБДОУ №21 «Золотой ключик»,
ПРИНЯТО
на заседании ППк
Председатель ППк _____________/
Протокол № ____ «____»______ 2022 г.
СОГЛАСОВАНО
Родитель ________________ /___________
Дата __________2022г
Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
(второй год обучения)
на период с 16.09.2022 по 31.05.2023 г.
Ответственный за реализацию программы:
учитель-логопед
педагог-психолог
воспитатель
воспитатель
учитель-дефектолог
инструктор по физ.культуре
муз.руководитель
г. Канск, 2022 г.
Целевой раздел
- . Пояснительная записка
Нормативно-правовые основы разработки программы
Адаптированная образовательная программа (АОП) ребёнка с нарушением речи (ТНР) разработана в соответствии с требованиями основных нормативных документов:
- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
- ФГОС (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155)
- Приказ от 30.08.2013 №1014 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам дошкольного образования».
- Постановление Государственного санитарного врача Российской Федерации от 15.05.2-13 № 26 «Об утверждении СанПин 2.4.1.3049-13
АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.Целостность программы обеспечивается установлением связей между разными сферами деятельности ребёнка, взаимосвязью между специалистами, участвующими в педагогическом процессе и родителями дошкольников.
Целью данной АОП является развитие физических, интеллектуальных, духовно-нравственных, эстетических и личностных качеств ребёнка с ограниченными возможностями здоровья, творческих способностей, а также развитие предпосылок учебной деятельности.
Коллегиальное заключение ПМПК от 14.10.2021 г.: По результатам комплексного психолого-медико-педагогического обследования выявлено, что ребенок имеет особенности в психическом развитии, нуждается в создании специальных условий для получения образования, коррекции нарушений развития и социальной адаптации на основе специальных педагогических подходов; таким образом, подтверждён статус ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Ребенок нуждается в обучении по адаптированной образовательной программе для детей с тяжёлыми нарушением речи.
Общие сведения о ребенке.
Дата рождения – 14.09.2017г.
В группу поступил 03.09.19 г. из дома
Общие сведения о семье.
Мать:
Отец:
Семья полная . Никита младший ребенок в семье, имеет старшу сестру. Родители интересуются проблемами своего ребенка, консультируется с педагогическим составом. Следует рекомендациям специалистов.
Сведения о состоянии здоровья. Никита относится ко второй группе здоровья, зрение в норме.
С программой детского сада справляется на низком уровне. Ребенок владеет основными культурными способами деятельности, но не проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности - игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании. Ребенок не достаточно хорошо владеет устной речью. Называет свой возраст, имена родителей.
Освоение образовательной программы по областям
Социально-коммуникативное развитие
Не прикладывает волевые усилия для достижения результата. Взаимоотношения с окружающими сверстниками и старшими происходит по необходимости. Предпочитает наблюдение за сверсниками. Проявляет интерес к играм, но теряется при большом количестве детей.
Познавательное развитие
На занятиях внимание не устойчивое, нуждается в частой помощи.
Речевое развитие
Фонематическое восприятие сформировано недостаточно. Речь невнятная, голос тихий.
Художественно-эстетическое развитие
Технические навыки не сформированы, рука слабая. В лепке и аппликации слабо владеет техническими навыками, требуется помощь взрослого.
Физическое развитие
На физкультурных занятиях отмечается не точность в выполнении физических упражнений.. В подвижных играх проявляет интерес, но теряется при большой количестве детей.
Таким образом, в структуре дефекта ведущее место принадлежит несформированности речевой и познавательной сферы, мелкой моторики. Коррекционная работа предполагает комплекс мер по коррекции нарушений в развитии, нормализацию и совершенствование ведущего вида деятельности, коррекцию индивидуальных недостатков развития.
Задачи по рекомендациям ПМПК
Формы и методы психолого-медико-педагогической помощи: учет индивидуального темпа работы и нагрузки ребенка, объема предлагаемых заданий; чередование видов деятельности; при переходе от одного задания к другому предлагать упражнения, переключающие внимание ребенка на новый вид работы; дозированная помощь; пошаговость в предъявлении материала; опора на субъективный опыт ребенка.
Специальные:
Учителя-логопеда: коррекция устной речи
Педагог-психолог: развитие познавательных способностей, развитие навыков социального взаимодействия
Врач-невролог: наблюдение по рекомендациям
Занятия с педагогом дополнительного образования: по программе дополнительного образования
Планируемые результаты
- фонетически правильно оформлять звуковую сторону речи;
- правильно передавать слоговую структуру слов, используемых в самостоятельной речи;
- пользоваться в самостоятельной речи простыми предложениями, владеть навыками объединения их в рассказ;
- владеть навыками диалогической речи;
- владеть навыками словообразования: продуцировать названия существительных от глаголов, прилагательных от существительных и глаголов, уменьшительно-ласкательных и увеличительных форм существительных и проч.;
- грамматически правильно оформлять самостоятельную речь в соответствии с нормами языка. Падежные, родовидовые окончания слов должны проговариваться четко; простые и почти все сложные предлоги — употребляться адекватно;
- использовать в спонтанном общении слова различных лексико-грамматических категорий (существительных, глаголов, наречий, прилагательных, местоимений и т. д.);
- Продуктивная (конструктивная) деятельность. Умеет использовать строительные детали с учетом их конструктивных свойств. Способен преобразовывать постройки в соответствии с заданием педагога.
- Умеет сгибать прямоугольный лист бумаги пополам.
- Формирование элементарных математических представлений. Различает, из каких частей составлена группа предметов, называть их характерные особенности (цвет, размер, назначение).
- Называет разные предметы, которые окружают его в помещениях, на участке, на улице; знает их назначение.
- Называет признаки и количество предметов.
- Называет домашних животных и знает, какую пользу они приносят человеку.
- Содержательный раздел
2.1. Направления и содержание программы коррекционной работы
2.1.1. Организация взаимодействия участников образовательных отношений
В старшей комбинированной группе коррекционное направление работы является приоритетным, так как целью его является выравнивание речевого и психофизического развития ребенка. Все педагоги осуществляют контроль за речью ребенка и закрепляют речевые навыки, сформированные учителем-логопедом. Кроме того все специалисты и родители дошкольника под руководством учителя-логопеда занимаются коррекционно-развивающей работой, участвуют в исправлении речевого нарушения и связанных с ним процессов.
Содержание образовательной области «Речевое развитие» реализует учитель-логопед, а другие специалисты подключаются к работе и планируют образовательную деятельность в соответствии с рекомендациями учителя-логопеда.
Содержание образовательной области «Познавательное развитие» реализуют воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед. При этом педагог-психолог руководит работой по развитию высших психических функций, совершенствованию эмоционально-волевой сферы. Воспитатели работают над развитием любознательности и познавательной мотивации, формированием познавательных действий, первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира. Учитель-логопед помогает воспитателям выбрать адекватные методы и приемы работы с учетом индивидуальных особенностей ребенка с ОНР и этапа коррекционной работы.
Содержание образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» реализует воспитатели и учитель-логопед, остальные специалисты и родители воспитанника подключаются к их работе.
Содержание образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» реализует воспитатели, воспитатель по изодеятельности, музыкальный руководитель и учитель-логопед.
Содержание образовательной области «Физическое развитие» реализует воспитатели, инструктор по физической культуре, при обязательном подключении всех остальных педагогов и родителей воспитанника.
Основной формой работы во всех пяти образовательных областях АОП является игровая деятельность – основная форма деятельности дошкольника. Все коррекционно-развивающие индивидуальные и подгрупповые занятия в соответствии с АОП носят игровой характер, насыщены разнообразными играми и развивающими игровыми упражнениями.
2.1.2. Содержание и задачи коррекционно-развивающей работы
Задачи или содержание деятельности | Планируемые результаты | Результаты освоения ("+" - усваивает "-" не усваивает) | |
Познавательное развитие декабрь | май | ||
Познавательное развитие | Формировать знания о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина). Формировать умение узнавать предметы на ощупь.Учить считать до 5,используя правильные приёмы счета | ||
Закреплять и расширять знания об окружающем мире | Учить различать и называть фрукты, овощи, ягоды, насекомые, домашние и дикие животные. Учить различать и называть времена года, их характерные особенности. | ||
Формировать пространственно временные понятия. | Учить различать части суток, их характерные особенности, последовательность. Учить определять пространственные напрвления от себя; определять пространственные отношения (далеко-близко). | ||
Речевое развитие | |||
Развитие грамматического строя речи, словаря | Учить определять слова в ед. и мн. числе. Продолжать учить согласовывать существительное и числительное. Продолжать учить правильному употреблению предлогов: перед, около, из-под. Учить составлять предложения разных типов. Учить придумывать рассказ или сказку. | ||
Социально-коммуникативное развитие | |||
Учить организовывать вокруг себя игровое пространство. | Формировать желание объединяться для совместных игр, выполнять в игре определенные правила; заниматься самостоятельно выбранным делом. Учить составлять целое из частей (кубики, мозаика, пазлы) | ||
Художественно-эстетическое развитие | |||
Создание условий для формирования эстетического вкуса, творческих способностей, освоение различных видов музыкальной деятельности. Формирование культурной потребности в осознанном желании слушать и понимать музыку, определять ее характер. | Развивать эстетическое восприятие, интерес, любовь к музыке, формировать музыкальную культуру на основе знакомства с композиторами, с классической, народной и современной музыкой. Продолжать развивать музыкальные способности детей: звуковысотный, ритмический, тембровый, динамический слух; эмоциональную отзывчивость и творческую активность. Способствовать дальнейшему развитию навыков пения, движений под музыку, игры и импровизации мелодий на детских музыкальных инструментах. | ||
Технические умения и навыки рисования, лепки, аппликации. | Аккуратно лепить, прищипывать мелкие детали, вытягивать отдельные части из целого куска, сглаживать пальцами поверхность вылепленного предметы Учить лепить шарик, колбаску Учить правильно держать ножницы, резать по прямой короткие и длиные полосы. Учить правильно использовать клей и аккуратно наклеивать предметы Учить правильно держать кисть, карандаш. Рисовать элементарные линии, штрихи в одном направлении, закрашивать рисунок не выходя за контуры. | ||
Развивать мелкую моторику и графические навыки. | Формировать графические навыки (развивать точность и координацию движений руки и глаза, гибкость рук, ритмичность) |
Физическое развитие
Основные движения | Ресурсы развития (сильные стороны) | Дефициты развития | Задачи |
Ходьба | Умеет ходить в колонне друг за другом. Выполняет правильно ходьбу на носках, на пятках, приставным шагом. | В ходьбе при смене направления теряется. | Упражнять входьбе со сменой направления. |
Упражнения в равновесии | Умеет кружиться в обе стороны | Испытывает трудности при выполнении ходьбы по гимнастической скамейке перешагивая предметы, а так же по наклонной доске прямо и боком. | Упражнять в ходьбе по гимнастической скамейке перешагивая предметы, а так же по наклонной доске прямо и боком. |
Бег | Бегает друг за другом не выбегая из колонны. Умеет бегать в разных направлениях: по кругу, врассыпную. Выполняет челночный бег | Теряется при беге змейкой. | Упражнять в беге змейкой. |
Ползание и лазание | Без помощи воспитателя лазает по гимнастической стенке вверх вниз, а так же перелезая с одного пролета на другой. Умеет ползать по гимнастической скамейке, на четвереньках и на животе подтягиваясь руками. | ||
Прыжки | Умеет выполнять прыжки разными способами: ноги вместе, ноги врозь, на одной ноге. | Затрудняется в выполнении прыжков на короткой скакалке. | Научить прыгать на короткой скакалке. |
Бросание, ловля, метание | Соответствуя возрасту владеет мячом: бросает мяч напарнику различными способами. | Испытывает трудности при выполнении заданий с мячом:при бросании мяча вверх и ловле его после хлопка; при отбивании мяча о пол правой и левой рукой. Попадание в горизонтальную и вертикальную цель выполняет на среднем уровне. | Развивать глазомер. Совершенствовать в технике отбивания мяча правой и левой рукой. |
Групповые упражнения с переходами | Умеет строиться в шеренгу, колонну по одному, в круг. На команду «кругом», реагирует сразу. | Не ориентируется в поворотах направо, налево. Испытывает трудности при построении в колонну по двое, по трое. | Научить ориентироваться в поворотах направо, налево. |
Планируемый результат Упражнять входьбе со сменой направления . Умеет перешагивать предметы при ходьбе по гимнастической скамейке, а так же по наклонной доске прямо и боко. Ориентируется при беге змейкой. Умеет прыгать на короткой скакалке. При бросании мяча вверх, меет ловить его после хлопка. Ориентируется в поворотах направо, налево.
2.1.3. Коррекционно-развивающая деятельность учителя-логопеда
Раздел | Содержание коррекционно-развивающей работы | Результаты освоения Декабрь май | ||
Развитие речи | Звукопроизношение | Активизировать движения артикуляционного аппарата с помощью специальных упражнений. а) постановка звуков ш, ж, ч-с,т`, р=л, р`-л`; б) автоматизация звуков шипящих [ш], [ж], [щ-ередина, коней],[ч-в начале слова], сонорных [р, р`] - в слогах ( прямых, обратных, со стечением согласных); - в словах (с ударением, без ударения, сложных); - в предложениях; - дифференциация звуков б=п, д=т, ш-с, ж-з, щ=с,ч-ть, р-л, р`-л` Воспитывать правильный, умеренный темп речи. Развивать интонационную выразительность, ритмичность речи. Развивать силу, динамику и модуляцию голоса. |
| |
Фонематическое восприятие | Развивать слуховое внимание на речевых и неречевых звуках Развивать звуковую сторону речи используя фольклорные формы из сказок. - определение количества звуков, направления издаваемого звука, тембра звучания; - воспроизведение ритмического рисунка при отстукивании. Закреплять понятия: звук, гласный звук, согласный звук, звонкий согласный звук, глухой согласный, мягкий согласный звук, твердый согласный звук. Формировать навык выделения согласных звуков из конца и начала слов. Формировать умение определять место звука в слове. Совершенствовать навык анализа и синтеза закрытых и открытых слогов, простых односложных слов. |
| ||
Слоговая структура слова | Продолжать учить различать на слух длинные и короткие слова. Запоминать и воспроизводить цепочки слогов со сменой ударения. Работа над словами с открытыми и закрытыми слогами. Речевой материал из обиходного словаря. |
| ||
Грамматический строй речи | Продолжать учить использовать навыки словообразования: учить образовывать существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами. Учить навыку использования в речи качественных прилагательных. Учить образовывать разные формы глаголов, правильно спрягать глаголы по лицам и числам Продолжать учить образовывать формы родительного падежа единственного и множественного числа имен существительных Развивать и совершенствовать: - навык образования и практического использования в активной речи форм ед. и мн. числа имен сущ. (куртка — куртки, дерево — деревья, пень — пни, ведро — ведра), глаголов настоящего времени (убирает — убирают), глаголов прошедшего времени (собирал — собирала — собирали); - навык образования и употребления сущ. в косвенных падежах; - умения образовывать и использовать в экспрессивной речи сущ. с уменьшительно-ласкательными суффиксами (не изменяет, употребляет маленький дом, стол и т.д.); - навык образования и использования в экспрессивной речи глаголов с различными приставками (насыпать, высыпать, посыпать). - навык образования и использования в речи относительных и притяжательных прилагательных; - навык согласования и использования в речи прилагательных и числительных с сущ. в роде, числе, падеже (один большой мяч, два больших мяча, пять больших мячей, жёлтый яблоко). расширение словарного запаса по всем лексическим темам (примеч.: посуда, фрукты, обувь, одежда, транспорт, профессии, учебные принадлежности, бытовая техника) |
| ||
Связное высказывание | Учить составлять простые предложения. Учить отвечать на вопросы полными ответами. Продолжать учить описательному рассказу по мнемотаблице. Обучать рассказыванию по сюжетным картинкам, по серии картин. Учить устанавливать причинно-следственные связи, выделять детали изображенного. Обучать описательному рассказу без опоры; пересказывать рассказы близко к тексту, обращая внимание на все смысловые части. |
|
2.1.4. Воспитательная деятельность
Осуществляется воспитателем в группе и направлена на социальную адаптацию ребёнка в коллективе сверстников.
Примерное содержание | Формы, методы и приемы |
Обеспечение эмоционального благополучия через: непосредственное общение с ребенком; уважительное отношение ребенку, к его чувствам и потребностям. Поддержка индивидуальности и инициативы через: создание условий для свободного выбора деятельности. Установление правил взаимодействия в разных ситуациях: создание условий для позитивных, доброжелательных отношений между детьми, развитие коммуникативных способностей, развитие умения работать в паре со сверстником. Поддержка спонтанной игры ребенка, ее обогащение, обеспечение игрового времени и пространства. | Коллективные дела, работа в малых группах в процессе НОД. Игры с правилами, игры драматизации, ролевые игры. Народные игры с куклами, потешками, хороводами. Театрализованные игры. Приёмы соционаправленные на создание ситуации успеха и комфорта. |
2.1.5. Взаимодействие с семьей ребенка.
В образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития ребенка принимают участие и родители. Включение родителей в совместную деятельность со специалистами, педагогами предполагает поэтапное обучение родителей педагогическим технологиям через игровой сеанс. Просвещение родителей носит профилактический характер. Основным средством профилактики служит информированность родителей, повышение их психолого-педагогической культуры.
Задачи:
- Рассматривать воспитание и развитие ребёнка не как свод общих приемов, а как искусство диалога со своим ребенком на основе знаний психологических особенностей возраста, с учетом предшествующего опыта ребенка, его интересов, способностей и трудностей.
- Развивать самостоятельности ребенка, способствуя формированию уверенности в себе и своих возможностях и вызывая у родителей чувство уважения к себе, как воспитателю свих детей.
- Регулярно в процессе индивидуального общения с родителями обсуждать все вопросы, связанные с воспитанием и развитием ребенка.
- Проявлять понимание, деликатность, терпимость и такт, учитывать точку зрения родителей.
2.1.6. Система мониторинга: специфические для программы формы контроля освоения воспитанником с ОВЗ содержания.
Проводится внутренний мониторинг, который необходим для проектирования АОП, отслеживания динамики и оптимизации работы.
Мониторинг осуществляется в форме регулярных наблюдений педагога за детьми в повседневной жизни и в процессе непосредственной образовательной работы с ними, а также в рамках диагностики специалистов. Проводится промежуточный мониторинг и итоговый, на основе которых ставятся новые задачи, происходит оптимизация процесса.
Психолого-медико-педагогической диагностика позволяет:
- выявить индивидуальные психолого-педагогические особенности;
- разработать АОП;
- обеспечить индивидуальное сопровождение ребенка;
- оценить динамику развития и эффективность коррекционной работы;
- консультировать родителей ребенка.
Данная информация обязательна для изучения педагогами и воспитателями, работающими с ребенком, с целью создания необходимых условий для его развития в дошкольном учреждении.
В комплексной оценке психического развития и потенциальных возможностей ребенка с ОВЗ проводится педагогическое обследование. Оно предусматривает: получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала.
При этом используются такие методы:
- беседа с ребенком и родителями,
- анализ работ дошкольника (рисунков, поделок и др.),
- педагогическое наблюдение. Особое место отводится наблюдению за познавательной и коммуникативной активностью ребенка, в процессе которого отмечается мотивационный аспект деятельности, свидетельствующий о личностной зрелости дошкольника.
Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения ребенка с ОВЗ.
Используемые психодиагностические комплекты
Перечень программ, технологий, пособий | - Психодиагностический комплект детского психолога (авторы М. М. Семаго, Н. Я. Семаго), в который входит не только необходимый стимульный материал, но и руководство с подробным описанием проведения методик. |
Психологические разделы сфер развития ребенка | Ресурсы развития (сильные стороны) | Дефициты развития | Задачи |
Общие сведения | Обращенную речь понимает. Принимает помощь экспериментатора. Идет на контакт сразу. | Не всегда понимает инструкции. Темп деятельности низкий. Интерес к заданиям не проявляет. | Повышать мотивацию к деятельности, развивать познавательный интерес. |
Эмоционально-волевая сфера | Со взрослыми и детьми общается. Адекватно реагирует на похвалу и замечания. Отношение к сверстникам бесконфликтное. | Боится выполнить задания неправильно. Не уверен в своих знаниях, часто ждет одобрения от взрослого. | Повышение самооценки. Учить выражать свои эмоции словами. |
Познавательная сфера | Называет и показывает основные цвета. Определяет геометрические фигуры: круг, треугольник. Находит одинаковые картинки. | Оттеночные цвета путает. Недостаточный уровень знаний об окружающем мире, о семье. Не называет наложенные друг на друга картинки. Узнавание предметных картинок затруднено. Не соотносит предметы по величине. Со значительной помощью находит отличия на картинках. Внимание неустойчивое, концентрация и переключаемость на низком уровне. Мелкая моторика развита недостаточно. Уровень развития зрительной, слуховой памяти низкий. Узнавание перечеркнутых изображений затруднено, испытывает трудности при складывании картинки из 6 частей, не устанавливает причинно-следственные связи по последовательным картинкам. Не выделяет лишний предмет на наглядном уровне. Не поясняет. | Развитие психических процессов: внимания, слуховой, зрительной памяти, мышления, речи, моторики |
Планируемый результат: находит и показывает оттеночные цвета. Коротко рассказывает о своей семье. Улучшается внимание. Улучшается слуховая, зрительная память. Находит лишний предмет на наглядном уровне в легких вариантах, поясняет. Называет предметы, части предметов. Выкладывает несложную картинку по образцу самостоятельно. Подбирает обобщающее слово к ряду предметов, собирает разрезные картинки. Называет предметные, перечеркнутые картинки, наложенные друг на друга картинки. Соотносит предметы по величине.
- Организационный раздел
- Организация образовательной деятельности
Сентябрь отводится всеми специалистами для углубленной диагностики развития ребенка, сбора анамнеза, изучения рекомендаций специалистов ТПМПК, индивидуальной работы с ребенком, совместной деятельности в режимных моментах, составления и обсуждения со всеми специалистами группы планов работы на первое полугодие.
В конце сентября специалисты, работающие в группе, на ПМПк ДОУ обсуждают результаты диагностики индивидуального развития ребёнка и на основании полученных результатов утверждают план работы на первое полугодие.
С 16 сентября начинается организованная образовательная деятельность с ребёнком с ОВЗ в соответствии с утверждённым планом работы.
На плановом ПМПк ДОУ в конце января, начале февраля специалисты ДОУ обсуждают темпы динамики индивидуального развития ребёнка и обсуждают план на работы на следующее полугодие.
Заведующий ДОУ утверждает план работы с воспитанником вначале каждого периода работы. Плановое заседание ППк ДОУ проводится в конце учебного года с целью обсуждения динамики индивидуального развития воспитанника.
В середине учебного года период с 01.01. по 08.01 для ребёнка с ОВЗ организуются зимние каникулы.
- Формы организации деятельности специалистов, их продолжительность и периодичность
Задачи развития речи и коррекции её недостатков, которые являются приоритетными для ребёнка с ТНР, реализовываются на фронтальных (групповых) и индивидуальных занятиях.
Тема, цель, содержание, методическая аранжировка занятий определяется в соответствии с Примерной программой коррекционно-развивающей работы в комбинированной группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Нищева.
В основе планирования занятий с ребёнком, имеющим диагноз ТНР уровня лежат тематический и концентрический принципы. Тематический принцип организации познавательного и речевого материала занятия предлагает выбор не только языковой (или речевой) темы, а изучение окружающего ребенка предметного мира. Это позволяет обеспечить тесную взаимосвязь в работе всего педагогического коллектива группы. Раскрытие темы при этом осуществляется в разных видах деятельности: на занятиях по ознакомлению с окружающим миром, развитию речи, рисованию, лепке, аппликации, конструированию, в играх. Часть проводится логопедом, часть воспитателем, поэтому происходит тесное переплетение поставленных и решаемых задач при одновременном изучении темы.
Для обеспечения разностороннего развития ребёнка с ОНР в содержание обучения и воспитания введено 12 тем. Их подбор и расположение определены такими принципами, как сезонность и социальная значимость. Часть тем имеет нейтральный характер и расположены свободно. Одно из важнейших условий реализации тематического принципа - концентрированное изучение темы (в течение одной недели), благодаря чему обеспечивается многократное повторение одного и того же речевого содержания за короткий промежуток времени. Многократность повторения важна как для восприятия речи, обогащения и активизации словаря ребёнка.
Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе включены в общую сетку занятий, проводятся 2 раза в неделю в первой половине дня, что соответствует требованиям СанПин. Их содержание направлено на развитие фонематического слуха детей, развитие их лексико-грамматических категорий, связной речи и пронизано лексико-тематическим планированием. Индивидуальные занятия составляют существенную часть работы логопеда в течение каждого рабочего дня недели в целом. На индивидуальных занятиях осуществляется коррекция нарушенного звукопроизношения детей: постановка звуков, их автоматизация и развитие фонематического слуха детей-логопатов. В индивидуальном плане отражены направления коррекционной работы, которые позволяют устранить выявленные в ходе логопедического обследования нарушения речевой деятельности и пробелы в знаниях, умениях, навыках ребёнка с ОНР. Это позволяет повысить эффективность занятий и осуществлять личностно – ориентированный подход в обучении и воспитании. При планировании индивидуальных занятий учитываются возраст ребёнка, структура речевого дефекта, его индивидуально – личностные особенности. Длительность индивидуального занятия 15 минут. Занятия организуются с учетом психогигиенических требований к режиму логопедических занятий, их структуре, способам взаимодействия ребенка с педагогом и сверстниками. Обеспечивается реализация требований здоровьесбережения по охране жизни и здоровья воспитанников в образовательном процессе.
Специалист | понедельник | Вторник | среда | четверг | пятница |
Учитель-логопед | 10.40-11.00 Индивидуальная работа | 10.40-11.00 Индивидуальная работа | |||
Педагог-психолог | 09.30 – 09.55 Индивидуальная работа | 10.40 – 11.00 Индивидуальная работа | |||
Учитель-дефектолог | 16.30-17.00 Индивидуальная работа | ||||
Воспитатель | ежедневно | ||||
Артикуляционная, пальчиковая гимнастика- 10 минут. Коррекционный час -30 минут. |
3.2.1. Календарно – тематическое планирование фронтальных (подгрупповых) занятий по развитию речи. (см. ООП для общеразвивающих групп
3.2.2. Организованная образовательная деятельность
№ | Вид ООД | группа | Количество занятий в неделю |
1 | Развитие речи. | логопед, воспитатель | 2 |
2 | Ознакомление с художественной литературой (свободная деятельность) | воспитатель | 1 |
3 | Развитие элементарных математических представлений | воспитатель | 2 |
4 | «Развитие представлений об окружающем мире и о себе» | воспитатель | 1 |
5 | Изобразительная деятельность: рисование лепка\аппликация | воспитатель
| 2 1 |
6 | Конструирование (свободная деятельность) | воспитатель | 1 |
7 | Музыка | музыкальный руководитель | 2 |
8 | Физкультурные занятия | инструктор по физической культуре | 3 |
Итого: |
| 16 |
3.2.3. Режим дня
Прием детей, игры, утренняя гимнастика, дежурство | 7.00-8.30 |
Подготовка к завтраку, завтрак | 8.30-8.50 |
Игры, самостоятельная деятельность детей | 8.50-9.00 |
Организованная образовательная деятельность (по подгруппам) | 9.00-9.25 9.35-10.00 10.10-10.35 |
Индивидуальная работа логопеда с детьми, совместная деятельность воспитателя с детьми | 10.40-11.10 |
Подготовка к прогулке, прогулка | 10.40-12.15 |
Возвращение с прогулки, игры, индивидуальная работа логопеда с детьми | 12.15-12.25 |
Подготовка к обеду, обед | 12.25-13.10 |
Подготовка ко сну, сон | 13.10-15-00 |
Постепенный подъем, закаливающие и оздоровительные процедуры | 15.00-15.10 |
Индивидуальная работа воспитателя с детьми по заданию логопеда, игры, свободная деятельность детей | 15.10-16.15 |
Подготовка к ужину, ужин | 16.15-16.40 |
Спокойные вечерние игры. Подготовка к прогулке, прогулка, уход домой | 16.40 – 18.30 |
3.3.1. Материально-техническое обеспечение, особенности организации развивающей предметно-пространственной среды и обеспеченность методическими материалами и средствами обучения и воспитания
Помещения | Содержание |
Центр коррекции и развития | Зеркало с лампой дополнительного освещения – 1 шт. Стул детский для занятий у зеркала – 1 шт. Комплект зондов для постановки звуков, комплект зондов для артикуляционного массажа. Комплект индивидуальных зеркал. Стол для специалиста, стул. Стол детский «Ромашка» - 1 шт. Мебельная стенка. Набор диагностического инструментария. Шпатели, вата, ватные палочки, марлевые салфетки. Дыхательные тренажеры, игрушки и пособия для развития дыхания. Картотека материалов для автоматизации и дифференциации звуков всех групп. Логопедический альбом для обследования звукопроизношения. Логопедический альбом для обследования фонетико-фонематической системы речи. Предметные картинки по изучаемым лексическим темам, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок. Алгоритмы, схемы описания предметов и объектов, мнемотаблицы для заучивания стихотворений. Лото, домино по изучаемым лексическим темам. Небольшие игрушки и муляжи по изучаемым темам, разнообразный счетный материал. Настольно-печатные дидактические игры для совершенствования грамматического строя речи. Раздаточный материал. Настольно-печатные дидактические игры для развития навыков звукового и слогового анализа и синтеза. Наборы игрушек для инсценирования сказок. Набор «Логико-малыш». Магнитофон, аудиокассеты с записью бытовых шумов, «голосов природы». |
Групповое помещение | Детские столы и стулья, игровые модули, детская стенка, мольберт, магнитные доски, игровой материал. Настольно-печатные игры. Картотека предметных картинок по изучаемым лексическим темам. Алгоритмы, схемы, мнемотаблицы. Пальчиковые бассейны с различными наполнителями. Конструктор, разные пазлы, шнуровки. Театральные костюмы, маски, атрибуты. Театральная ширма, наборы театров. Музыкальный центр. |
Музыкальный зал | Мультимедийный проектор, ноутбук, аудиокассеты, диски. Картотека видеоматериалов (мультфильмы по произведениям, познавательные фильмы). Музыкальные инструменты детские (набор). Пианино, музыкальный центр |
Физкультурный зал | Гимнастическая стенка, набор скамеек для развития движений, мягкие модули, массажные мячи и дорожки, обучи, палки гимнастические, скакалки, ворота для подлезания. |
3.3.2. Методическое обеспечение программы
Направление коррекционно-развивающей работы | Методики, технологии |
Речевое развитие | В. В. Гербова Занятия по развитию речи в старшей группе детского А-да.-М.: Мозаика-Синтез, 2010. В. В. Гербова Приобщение детей к художественной литературе. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. А. И. Максаков Правильно ли говорит ваш ребенок. — М.; Мозаика-Синтез. 2010. Денисова Д. Развитие речи у дошкольников.— М.: Мозаика-Синтез, 2010. Денисова Д. Уроки грамоты для дошкольников. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Денисова Д. Прописи для дошкольников,— М.: Мозаика-Синтез, 2010. Серия демонстрационных картин с методическими рекомендациями. –Спб., Детство-пресс, 2005. Филичева Т., Чиркина Г., Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста.– М., 2004. Лалаева Р., Серебрякова Н., Формирование лексики у дошкольников с ОНР. – СПб., Детство-пресс, 2001. Коноваленко В.В. Домашние тетради для закрепления произношения свистящих звуков [с], [з], звука [р], шипящих [ш], [ж], [щ], [ч] и звука [л]. Коноваленко В.В. Индивидуально-подгрупповая работа по коррекции звукопроизношения. – М.,1999. Нищева Н., Будем говорить правильно – СПб., Детство-пресс, 2002. Нищева Н., Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с ОНР. – СПб., Детство-пресс, 2005. |
Физическое развитие | Л.И. Пензулаева. Физкультурные занятия в детском саду. Старшая группа – М.: Мозаика-Синтез, 2010 Кириллова Ю., Интегрированные физкультурно-речевые занятия для дошкольников с ОНР 4-7 лет, СПб., Детство-пресс, 2006. Сайкина Е.Т., Филирева Ж.Е., Физкультпривет минуткам и паузам. – СПб., Детство-пресс, 2004. И.М. Новикова «Формирование представлений о здоровом образе жизни у дошкольников» - М.: Мозаика-Синтез, 2009. Э. Я. Степаненкова Методика физического воспитания. — М., 2005. Э. Я. Степаненкова Методика проведения подвижных игр. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Э. Я. Степаненкова Физическое воспитание в детском саду. —М.: Мозаика-Синтез, 2010. Э.Я. Степаненкова Методика проведения подвижных игр. Методика проведения подвижных игр/ М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2009 |
Социально-коммуникативное | Книга для чтения в детском саду. – М., 1998. Обучение детей дошкольного возраста рассказыванию. – М., 1982. Минаева В., Развитие эмоций дошкольников. – М., Аркти, 1999. Алябьева Воспитание культуры поведения у детей 5-7 лет М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 Р.С. Буре Социально-нравственное воспитание дошкольников. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 Р.С. Буре Дружные ребята М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2015 К.Ю Белая. Формирование основ безопасности у дошкольников. М: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 Н.Е.Веракса, А.Н. Веракса «Развитие ребенка в дошкольном детстве» - М.: Мозаика-Синтез,2006 Развитие игровой деятельности. М., мозаика синтез, 2008 Н.Ф. Губанова. Игровая деятельность в детском саду. М.. Мозаика-Синтез, 2008 |
Художественно-эстетичекое развитие | Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. —М,: Мозаика-Синтеэ, 2005-2010. Зацепина М. Б. Культурно-досуговая деятельность. — М., 2004. Боромыкова О., Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением, - СПб., 1999. Буренина А., Ритмическая пластика, - СПб., 1994. Волкова Г., Логопедическая ритмика, - М., 1985. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. — М.: Мозаика- Синтез, 2005-2010. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. — М.: Мозаика-Синтез, |К-2010. |
Познавательное развитие | Гоголева В., Игры и упражнения для развития конструктивного и логического мышления у детей 4-7 лет, -СПб., Детство-пресс, 2001. Гусарова М., Беседы по картинке. Времена года, -СПб., Детство-пресс, 1998. Математика от трех до семи, - СПб., Детство-пресс, 2001. Непомнящая Р., Развитие представлений о времени у дошкольников, -СПб., Детство-пресс, 2005. Арапова-Пискарева Н. А. Формирование элементарных математических представлений. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Дыбина О. Б. Ребенок и окружающий мир. — М.: Мозаика-Синтез, 2010. Дыбина О. Б. Предметный мир как средство формирования творчества детей.-М., 2002. Дыбина О. Б. Что было до… Игры-путешествия в прошлое предметов. — М„ 2010. Дыбина О. Б. Предметный мир как источник познания социальной действительности. — Самара, 1997. |
3.3.3. Особенности организации развивающей предметно-пространственной среды
Организация образовательного пространства и разнообразие материалов, оборудования и инвентаря в кабинете учителя-логопеда и групповом помещении в соответствии с АОП для ребенка с ОНР обеспечивает:
- Игровую, познавательную активность ребенка;
- Двигательную активность, в том числе развитие крупной, мелкой, мимической, артикуляционной моторики, участие в подвижных играх;
- Эмоциональное благополучие ребенка во взаимодействии с предметно-пространственным окружением;
- Возможность самовыражения ребенка.
Предметно-пространственная развивающая среда в группе компенсирующей направленности и кабинете учителя-логопеда создает возможности для успешного устранения речевого дефекта, преодоления отставания в речевом развитии, позволяет ребенку проявлять свои способности не только в организованной, образовательной, но и в свободной деятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе, способствует всестороннему гармоничному развитию личности.
Развивающая предметно-пространственная среда позволяет предусмотреть сбалансированное чередование специально-организованной образовательной и свободной деятельности ребенка, время для которой предусмотрено в режимах в утренний и вечерний отрезок времени.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная образовательная программа для воспитанника с ограниченными возможностями здоровья в группе компенсирующей направленности
АОП разработана на основе:1. Основной образовательной программы общеобразовательной организации;2. Программы логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей/Филичева, Г.В. Чиркин...
Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)
Адаптированная образовательная программа для воспитанников дошкольного отделения с ОВЗ (ЗПР)...
Структура адаптированной образовательной программы на воспитанника с ограниченными возможностями здоровья
В данной статье раскрывается структура и содержание адаптированной образовательной программы на воспитанника с ОВЗ....
Адаптированная образовательная программа на воспитанника подготовительной группы на 2017-2018уч.год
Данная программа разработанна для ребенк с ограниченными возвожностями...
Адаптированная образовательная программа на воспитанника с ОВЗ
АОП для детей с нарушением речи разработана составлена на основе Примерной программой коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с тяжелым нарушением речи (с 3 до 7 лет). Н.В. Н...
Адаптированная образовательная программа на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год
Адаптированная образовательная программа на воспитанника Ф.И.О.(.р.) подготовительной группы на 2019-2020 учебный год...
АДАПТИРОВАННАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА для воспитанников подготовительной к школе группе комбинированной направленности на 2020 - 2021 учебный год
Пояснительная записка Индивидуальная программа сопровождения ребенка разработана на основании следующих нормативно-правовых документах: - Закон «Об образовании в Российской Федерации&r...