ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ИНДИВИДУАЛЬНОЙ РАБОТЕ С ДЕТЕЙ С ОВЗ
план-конспект занятия по коррекционной педагогике

Трушникова Ольга Ивановна

Развитие сенсорно – моторной сферы, навыков коммуникативного и социального поведения, игровой и изобразительной деятельности.

            Пособие содержит дидактические игры и коррекционные упражнения на развитие сенсорно – моторной  зоны у детей с ограниченными возможностями здоровья. Данный материал разработан на основе методик известных специалистов по коррекционной работе М.Монтессори, Е. Стребелевой, А. Катаевой.  Предлагаются методы формирования навыков социального поведения, игровой, трудовой и изобразительной деятельности

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад «Родничок» г. Советский»

Конспект итогового мероприятия

непосредственной коррекционно – развивающей деятельности

в подготовительной группе №6

по теме: «Психологическая готовность детей

 к регулярному обучению в школе»

Педагог- психолог :

Трушникова О.И.

Апрель, 2021 год.

Тема: «Будущие первоклассники»

Цель: формирование позитивной мотивации к школьному обучению, развитие познавательных процессов, закрепление полученных знаний на занятиях по подготовке к школе.

Задачи:

Обучающие:

- расширять словарный запас детей по теме «школа», «школьные принадлежности»;

- формировать положительную школьную мотивацию у детей через создание ситуации успеха;

- расширять знания детей о школе, школьных успехах и трудностей.

Коррекционно – развивающие:

-  развивать произвольное внимание, память, логическое мышление детей;

- способствовать снижению тревожности у детей перед поступлением в школу;

- развивать познавательно- речевую активность у детей.

Воспитательные:  

- учить детей выслушивать ответы сверстников;

- развивать коммуникативные качества у детей, умение работать в группе;

- формирование осознанного отношения к обучению в школе.

Методы и приемы:

словесные: мозговой штурм,  беседа

наглядные: демонстрация цветных картинок, карточек

практические: показ способа действий, упражнения, дидактическая игра

Индивидуальная работа: Моисей К., Ярик Е., Артем К. – самоконтроль, Вика Л., Милана Р. – коммуникативные навыки, Егор З., Андрей П. – уверенность в себе.

Материалы и оборудование: магнитная доска, мяч, конверт с карточками, картинки с ладошками разного цвета, бланки с заданиями, предметные картинки, цветные колокольчики для каждого ребенка, карандаши, карточки с буквами.

Предварительная работа: беседы о школе, школьных принадлежностях; выполнение заданий по поиску «спрятанных» предметов, счету в пределах 20.

Учебно-методическое обеспечение:

- Шарохина В. Л. «Психологическая подготовка детей к школе»;

- Арцишевская И. Л. «Психологический тренинг для будущих первоклассников»

- Ганичева И. В. «Телесно-ориентированные подходы к психо-коррекционной и развивающей работе с детьми»;

- Цукерман Г. А., Поливанова Н. К. «Введение в школьную жизнь».

Ход занятия:

  1. Вводная часть. Орг. момент. Коммуникативная игра  “Здравствуйте по-разному”

Психолог: Вы будете молча ходить по кабинету. Разговаривать нельзя. Как только я подниму вверх красную “ладонь” нужно пожать руку как можно большему количеству ребят. Зеленая “ладонь” – погладить по плечу друг друга, желтая “ладонь” – поздороваться спинами.

  1. Основная часть.

Психолог: О чем мы сегодня будем говорить попробуйте угадать, выполнив мое задание.

Игра “Собери словечко”.

Дети делятся на три группы. На ковре разложены буквы из слов: ШКОЛА, КЛАСС, ПАРТА. Детям необходимо выложить буквы, чтобы получилось слово.

Психолог: Действительно, мы сегодня поговорим о школе, о том, что вы уже знаете и умеете. Скоро вы все пойдете в школу. Я хочу посмотреть, как вы подготовились. Вас ждут разные задания: «Отвечай-ка», «Догадай-ка», какие вы сообразительные, «Сосчитай-ка»- проверим, какие вы внимательные, «Угадай-ка»– какие вы находчивые, «Познавай-ка»- какие вы любознательные.

Вы уже что-то знаете про школу? Сейчас проверим.

Игра “Это я” (ответ хором: “Это я… Это я... Это все мои друзья!”)

Кто ватагою веселой

Каждый день шагает в школу?

Кто из вас приходит в класс

С опозданием на час?

Кто мороза не боится,

На коньках летит, как птица?

Кто из вас, из малышей,

Ходит грязный до ушей?

Кто из вас, скажите вслух,

На уроке ловит мух?

Кто из вас хранит в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Кто домашний свой урок

Выполняет точно в срок?

Кто из вас не ходит хмурый,

Любит спорт и физкультуру?

Игра «Мозговой штурм».

Я буду задавать вопрос и кидать кому-то мяч. Тот, кто поймал мяч, отвечает на вопрос.

  • Как в школе называется взрослый, который учит детей? (учитель)
  • Как в школе называют детей? (ученики)
  • Как называется книга, по которой учатся ученики? (учебник)
  • Куда учитель ставит ученикам оценки? (дневник)
  • Коробка для ручек и карандашей?  (пенал)
  • Перерыв между уроками называется? (перемена)
  • Прозвенел звонок начинается…(урок)
  • Стол за которым пишут ученики – это…(парта)

Психолог: Молодцы! Как много вы уже знаете о школе.

(Дети присаживаются на стулья)

Психолог: Ребята, расскажите, почему вы хотите в школу.

Упражнение «Я хочу в школу, потому что...»

Ребята по очереди проговаривают, хотят ли они идти в школу и почему. Передавая друг другу какой-нибудь предмет.

Психолог  подводит детей к  понятию: учиться надо, чтобы все на свете знать, быть сообразительным, умным.

Беседа о том, каким должен быть хороший ученик.

Психолог:  Послушайте, как учила мама своего маленького крокодильчика:

Зеленого крокодила

 Зеленая мать учила:

 -Можешь ты быть ученым,

 Конструктором или поэтом,

 Но главное - быть зеленым!

 Запомни, пожалуйста, это.

Права ли мама крокодильчика?  (ответы детей)

Психолог: А вот чему учила своего сыночка другая мама, мама пузатого гиппопотама:

Можешь ты быть акробатом,

 Конструктором или поэтом,

 Но главное - быть пузатым.

 Счастье, сыночек, в этом.

 Хорошим учителем оказалась мама гиппопотама? (ответы детей)

Психолог:

А серого мышонка

 Серая мама пугала:

 -Можешь ты быть инженером,

 Ученым или поэтом,

 Главное - быть серым,

 Маленьким и незаметным.

Психолог: А какими должны быть вы, чтобы стать хорошими учениками? (ответы детей - усидчивыми, аккуратными, прилежными, терпеливыми).

Психолог  обращает внимание детей на конверт, на котором написано: «Проверь себя. Готов ли ты пойти в школу?» В конверте лежат карточки с цифрами.

Игра «Сосчитай-ка».

Дети садятся за столы. Психолог раздает бланки с заданиями. Задача: найти и сосчитать всех «спрятавшихся животных».

Упражнение «Четвертый лишний».

Психолог: Нужно найти лишний предмет и зачеркнуть его. Подумайте, как назвать коротко остальные предметы.

(Дети выполняют задание. Психолог проверяет правильность выполнения задания).

Физминутка. Сенсомоторное упражнение «Фигуры и цифры» (1 мин)

Психолог: Перед выполнением следующего задания предлагаю вам немного размяться. Выполняйте вместе со мной.

Быстро встаньте, улыбнитесь,

Выше, выше потянитесь.

Ну-ка плечи распрямите.

Поднимите, опустите.

Влево, вправо повернулись,

Руками коленей коснулись.

Сели - встали, сели - встали

И на месте побежали.

Игра «Угадай-ка»

Психолог:  Все первоклассники знают, что должно лежать в портфеле. А вы знаете? Следующее задание нужно собрать свой портфель – сложить только те предметы, которые понадобятся вам в школе.

Психолог: Молодцы вы справились со всеми заданиями! Значит, к школе вы готовы.

Психолог: Психолог: А теперь ребята поиграем в весёлую игру «Правда или нет?». Я вам буду называть различные убеждения, если вы согласны то хлопаете руками, если нет, топаете ногами.

«Все люди спят»

«Все животные впадают в зимнюю спячку»

«Солнце светит только утром и вечером»

«Сок можно есть ложкой»

«Мороженое можно выпить»

«Снег бывает только зимой»

«По воде можно ходить»

«Все птицы летают».

Психолог: А сейчас давайте заполним «копилку первоклассника».

Упражнение «Копилка первоклассника»

Инструкция: детям предлагается «наполнить» две копилки: «трудности ученика» и «успехи ученика». Дети перечисляют, что, по их мнению, может затруднить их учебу, жизнь в школе, огорчить или, наоборот, принести удовольствие, обрадовать, помочь справиться со школьными трудностями. Каждое высказывание сопровождается бросанием монеток (скрепок, горошинок и пр.) в соответствующую копилку. Когда варианты иссякнут, предложить детям «погреметь» копилкой и определить, где содержимого больше. Если дети считают, что копилка «успеха» звонче, подвести к тому, что и успехов в жизни ученика больше. Если одинаково, то, несмотря на трудности, будет и не меньше успехов. А если трудностей больше – добавить «фишек» в копилку «успеха», упомянув то, о чем забыли дети.

  1. Заключительная часть. Рефлексия.

  Психолог: Наше занятие подошло к концу. Я предлагаю выбрать себе на память колокольчик: - кому все понравилось, и было легко выполнять задания возьмет себе желтый колокольчик;

- кому было не просто, но он постарался со всеми заданиями справиться - зелёный колокольчик;

- кому не понравилось наше занятие, было все очень сложно и не интересно - возьмет себе синий колокольчик.

Заключительное упражнение «Аплодисменты» (дети сами себе аплодируют за хорошую работу на занятии). 

«Отвечай-ка»

«Догадай-ка» «Сосчитай-ка»

«Угадай-ка»

«Познавай-ка»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические игры и лексические упражнения как средство развития словаря детей старшего дошкольного возраста

Формирование правильной речи является одной из основных задач дошкольного образования.  Однако  динамический  анализ  практической  ситуации  за  последние несколько...

«Дидактические игры и лексические упражнения для обогащения словарного запаса детей дошкольного возраста»

Речь – великий дар природы, благодаря которому люди получают широкие возможности общения друг с другом. Речь объединяет людей в их деятельности, помогает понять, формирует взгляды и убеждения, оказыва...

Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ

развитие устойчивости внимания,Формировать целостный образ предмета и активизировать представления о предметах. Развивать внимание и воображение. Учить обращать внимание на пространственное расположен...

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ.

Грамотное сочетание традиционных и инновационных технологий обеспечивает развитие у обучающихся познавательной активности, творческих способностей. Традиционные технологии обучения в коррекционной раб...

Дидактические игры и коррекционные упражнения для детей ОВЗ

Предлагаются методы формирования навыков социального поведения, игровой, трудовой и изобразительной деятельности....

План работы по самообразованию "Дидактические игры и занимательные упражнения как средство математического развития детей дошкольного возраста"

АктуальностьАктуальность темы обусловлена тем, что дети дошкольного возраста проявляют спонтанный интерес к математическим категориям: количество, форма, время, пространство, которые помогают им ...