Проект Дидактическая игра по принципу Виммельбуха или как развивать речь у детей в игровой форме.
проект по коррекционной педагогике

Ольга Васильевна Козырь

Проект.

Дидактическая игра по принципу Виммельбуха или как развивать речь у детей в игровой форме.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский»

Муниципальное бюджетное дошкольное  образовательное учреждение «Детский сад №8 комбинированного вида» с.Выльгорт

«Быдсяма челядьōс 8 № - а видзанìн» школаōдз велōдан Выльгорт сиктса муниципальной сьōмкуд учреждение

Проект

Дидактическая игра по принципу Виммельбуха или как развивать речь у детей в игровой форме.

Номинация

Лучшая практика применения развивающих образовательных технологий в ФГОС

Составитель:

Учитель-логопед

Козырь О.В

с.Выльгорт 2021

Актуальность

«Чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его возможности в познании действительности, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с детьми и взрослыми, тем активнее происходит его психическое развитие». (М.Ф.Фомичева) 

От того, насколько точно, лаконично и уместно (в соответствии с конкретной речевой ситуацией) ребенок умеет выражать свои мысли, зависит эффективность процесса общения. Дошкольный возраст – возраст активного освоения речи. Невмешательство в этот процесс может повлечь за собой отставание в развитие ребенка. Своевременное развитие речи дошкольников способствует в дальнейшем благополучному обучению в школе. Вот почему развитие речи становится все более актуальной проблемой в нашем обществе.

Одной из форм обучающего воздействия на ребёнка является дидактическая игра.  Дидактические игры развивают речь детей, в игре  пополняется и активизируется словарь, формируется правильное звукопроизношение, развивается связная речь, умение правильно выражать свои мысли.

Я работаю с детьми с ЗПР. Ни для кого не секрет, что в наш век, заполненный компьютерами, гаджетами, речь детей становится всё более бедной. Дети затрудняются составить простые предложения, им сложно грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ. В речи детей часто отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Особенно это заметно и у детей с ЗПР, так как у них присутствует  незрелость психических функций, вследствие медленного созревания головного мозга. Именно поэтому я обратила внимание на инновационную форму работы с детьми по принципу  Виммельбуха.  Ви́ммельбух (нем. Wimmelbuch — «иллюстрированная книга-головоломка») — детская развивающая книжка-комикс крупного формата с яркими, детализированными, максимально насыщенными визуальной информацией иллюстрациями. Книга содержит минимум текста (иногда текста нет), а рисунки насыщены деталями. С героями книг-комиксов происходят интересные и забавные события в течение дня, месяца, года. Это дает возможность ребёнку каждый раз по-новому «читать» картинки и придумывать новые истории. Основное назначение такой книги — ознакомление с окружающим миром и развитие речи. Такие книги впервые появились в Германии. Глагол «wimmeln» означает «роиться, толпиться».

Паспорт проекта

Сроки реализации: Долгосрочный: сентябрь-май

Участники проектной деятельности: учитель-логопед, родители воспитанников, дети 5-7 лет с ЗПР.

Цель  - развитие речи детей через дидактические игры.

Задачи: 

  • Поиск наиболее эффективных методов и приемов работы речевого воспитания;
  • Формировать правильное понимание слов, их употребление и дальнейшее обогащение активного словаря.
  • Совершенствовать звуковую культуру речи. Развивать фонетическую сторону речи дошкольников.
  •  Развивать связную речь.
  • Формировать грамматический строй речи у дошкольников.
  • Активизировать употребление сложносочиненных и сложноподчиненных предложений.
  •  Воспитывать культуру речевого общения.
  •  Привлечь родителей к участию в проекте.

Проектная идея. Создание игр по принципу Вимммельбуха.

Ожидаемые результаты:

  • Качественное расширение активного словаря дошкольников (дети обладают необходимым запасом слов, используют обобщающие слова, знают синонимы, антонимы, многозначные слова).
  • У детей значительно повысился уровень грамматического строя речи,  словообразование, синтаксис.
  • ЗКР - дети способны к простейшему звуковому анализу слова, умеют дифференцировать звуки, делят слова на слоги.
  • Связная речь - дети умеют составлять рассказы об игрушках, умеют логически правильно выстроить рассказ по последовательным картинкам.
  • Взаимодействие родителей с педагогами по вопросам речевого развития.

Этапы реализации проекта

  1. Организационно-подготовительный

Задачи работы.

  • Изучение методической  литературы, знакомство с  художественной литературой по теме проекта.
  • Диагностика и анализ уровня развития речи у детей.
  • Анкетирование родителей по данной проблеме.
  • Составление перспективного плана работы.

II  ЭТАП – основной (практический).

Задачи работы.

  • Организация работы в соответствии с тематическим планом работы над проектом.
  • Подбор дидактических игр и упражнений по развитию речи.
  • Накопление иллюстраций и книг-гляделок с мельтешащими картинками.
  • Создание своих дидактических игр по принципу виммельбуха.
  • Активизация речевого развития детей в тесном сотрудничестве с родителями.

III  ЭТАП – заключительный

Задачи работы.

•        Обобщить результаты, полученные в ходе реализации проекта.

•        Диагностика и анализ уровня развития речи у детей (приложение

Свою работу я начала с изучения материала. Методической литературы по теме моего проекта практически нет, но я нашла ответы на свои вопросы в интернете. На основании полученных знаний, разработала проект и  перспективный план реализации проекта (приложение 1).

Что же  такое Виммельбух,  и для чего их читают, рассматривают, работают. Развороты виммельбухов могут содержать множество сюжетных линий или столько деталей, что по ним можно сочинять невероятное количество историй. Это прекрасно помогает в развитии речи ребёнка. «Классический» Виммельбух достаточно большой, формата А 2 или размером в 4 А 4 листа. (приложение 2).

Работа с Виммельбухами имеет свои отличительные особенности: Сначала вместе с детьми мы рассматриваем  книгу, постепенно начиная вовлекать в её мир ребенка. В книгах невероятно огромное количество деталей, чётких, продуманных, качественно и мелко прорисованных.  Каждый Виммельбух имеет легкоузнаваемых героев («сквозные персонажи»), с которыми на протяжении всей книги происходят разные события в разных ситуациях.

Начиная работать с Виммельбухом, я предлагала детям ответить на вопрос:  “Что видишь на картинке?” Ребёнок перечисляет все, что попадает под фокус его глаз. Каждое животное, предмет называем, рассказываем  про цвет, размер, форму. Дети объясняют, что делает животное или другой  персонаж.

С одним разворотом можно придумывать истории целую неделю, и лишь затем переходить следующему и начинать новый рассказ с поиска уже знакомых вам героев. 

Наших детей больше привлекают Виммельбухи, где много животных и транспорта.  В данных книгах  всегда можно найти что-то не очень знакомое, неизвестное нашим детям. Я знакомила ребят с новыми животными, растениями, что значительно способствует   расширению словарного запаса.

Затем мы постепенно увеличивали объем информации. Я предлагала детям присмотреться к мелким деталям. Они позволяют придумать новые сюжетные ходы для их историй.

Работая с Вилльмебухом, мы активно автоматизировали уже поставленные звуки. Например, детям, у  которых стал получаться звук «р», давала задание найти  все «рычащие» слова.  А детям, которые стали чисто произносить звук «ш», найти слова, в которых слышно шипение.

Детям  подготовительной к школе группе давала такие задания: Что начинается на букву «А»? Найди картинки, где звук «А» стоит в начале, середине, конце слова. Найди и назови предмет по инструкции: “Он находится в верхнем левом углу страницы…”

Для работы с такими насыщенными картинками нам помогают «УМНЫЕ ОЧКИ», лупа, вкладыши.(приложение 3)

На основе виммельбуха можно научить детей составлять небольшие рассказы. В начале работы я сама составляла небольшие рассказы по теме страницы, а потом, придумав начало истории, просила ребенка продолжить мою историю с опорой на Виммельбух.

Чтобы детям было легче составлять рассказы, я обращала внимание на то, чем интересуется ребенок,  о чём фантазирует. В этом мне неоценимую помощь оказывали родители. Во время обучения составлению рассказов, задавала детям вопросы: “Почему? Зачем? Что произошло? А что было до этого?» Помогала развивать словарный запас, подсказывая синонимы. Предлагала описать  чувства и эмоции героя или персонажа.

Затем, после того, как дети приобрели небольшой опыт в составлении рассказов,  предлагала детям попробовать самим составить рассказ  о другом персонаже, присутствующем на развороте книги. По виммельбухам можно сочинять бесчисленное количество историй и поднимать различные темы для обсуждения.

У Виммельбухов есть свои плюсы и минусы. Плюсов, несомненно, больше. К плюсам можно отнести такие параметры:

1.  Развивает речь, учит концентрировать внимание, обогащает словарный запас

2. «Читать» Виммельбух можно на любом языке, любого автора или издания, ведь там нет или почти нет текста.

3. Нет навязанного сюжета,  его мы придумываем сами; возможность «читать» бесконечно, ведь книга очень долго не надоест ни ребёнку, ни взрослому - сюжетов, героев и деталей настолько много, что каждый раз находятся всё новые и новые! Причём сюжеты можно придумывать бесконечное количество раз, и они каждый раз будут новыми!

  1. Можно рассматривать в любой последовательности: выборочно, последовательно или по кругу!

Но есть и минусы. Это высокая стоимость, ограниченный выбор ассортимента на нашем рынке. Поэтому я решила изготовить дидактические игры по принципу Виммельбуха.

Для изготовления магнитной игры «Кошкин дом» попросила родителей сфотографировать своих пушистых питомцев. Дети с удовольствием составляли рассказ, ведь они знают повадки своих животных, тем более  подкреплённые фотографиями своих питомцев (Приложение 4).

Так же в течение года была изготовлена и всё время пополнялась магнитная игра «А у нас во дворе». У детей, даже с минимальным запасом активного словаря она пользовалась спросом, так как в этой дидактической игре дети могли строить любой сюжет, обыгрывать проблемные ситуации, играли как парами, так и мини группами. И в итоге составляли очень интересные рассказы. (Приложение 4)

В конце учебного года у наших детей стали получаться не только описательные рассказы, но сравнения, логические выводы, домысливание. В этом нам помогла книга «Год в лесу» Эмилии Дзюбак  с мельтешащими картинками (приложение 5)

 После нескольких проработанных картинок,  мы с детьми нарисовали картинки по принципу Виммельбуха. То есть, рисовать можно было всё, что хочешь, но необходимо было придерживаться общей мысли (приложение 6)

В результате работы по проекту отмечается положительная динамика уровня развития речи у детей старшего дошкольного возраста, что говорит о том, что работа велась в правильном направлении.  (Приложение 8). В группе появились альбом с мельтешащими картинками, подобраны дидактические игры и упражнения для развития речи детей. Мною разработаны авторские дидактические игры «Кошкин дом», «А у нас во дворе».

Свой опыт работы развития речи детей, через дидактические игры по принципу виммельбуха я представляла на «Едином методическом дне» в ДО и на районном форуме «Инклюзивное образование детей дошкольного возраста» (приложение 7)

В этом учебном году я решила продолжить работу в данном направлении и разработала новый проект совместно с дефектологом– «Виммельбух - вместе интересно, весело, полезно"

        

Литература

  1. Бондаренко А.К. «Дидактические игры в детском саду» 1991 г. Москва

« Просвещение»

2.  Бочкарева О.Н. «Игровая деятельность на занятиях по развитию речи»

3.  Гербова В.В. « Развитие речи в детском саду».

4. Гербова В.В., Максаков А.И. Занятия по развитию речи в первой младшей группе детского сада. Пособие для воспитателя детского сада. – 2-е изд., перераб. – М: Просвещение, 1986, - 128 с.

5. Шкоренкова, И. С. Использование технологии «Виммельбух» на занятиях по окружающему миру в ДОУ // Педагогика сегодня: проблемы и решения: материалы III Междунар. Науч. Конф. (г. Казань, март 2018 г.). — Казань: Молодой ученый, 2018. — С. 131–134.

6. https://www.labirint.ru/genres/3105/ 

Перспективный план реализации проекта                                                                                               Приложение 1

Месяц

Мероприятия

Работа с родителями

Сентябрь

  1. Начальная диагностика по речевому развитию
  2. Дидактические игры («Из чего мы сделаны?»,  «Цветные домики», «Подскажи словечко» и др.)
  3. Разучивание игры «Что мы делаем не скажем, а руками всё покажем.
  1. Анкетирование родителей
  2. Сообщение на собрание темы работы по проекту

Октябрь

  1. Обучение при рассматривании мельтешащей картинки, находить заданный предмет и описывать его и его местонахождение по отношению к другим предметам.
  2. Изготовление пособий-помощников (лупа, рамка, очки)
  3. Подбор иллюстраций-карточек на развитие внимания, устойчивости, концентрации в папке «Найди отличия»
  1. Информативный уголок «Что такое мельтешащие картинки»
  2. Индивидуальные консультации «Система – залог положительного результата»

Ноябрь

  1. Подбор к иллюстрациям с интеллектуальным контекстом дидактических игр и упражнений на стимуляцию зрительного анализатора, сосредоточенности, развитию речи.
  2. Начало подбора иллюстраций к новой дидактической магнитной игре «А у нас во дворе» по принципу Виммельбуха.
  1. Индивидуальные и подгрупповые консультации «Дидактические игры и упражнения на развитие речи»

Декабрь

  1. Знакомство с книжками-гляделками и проведение дидактических игр и упражнений по ним на развитие речи, произвольного внимания, памяти.
  2. Продолжение подбора иллюстраций к новой дидактической игре по принципу Виммельбуха.
  3. Продуктивная изобразительная деятельность Рисование иллюстраций на свободную тему по принципу мельтешащих картинок
  1. Консультация: «Речь ребёнка развивается под влиянием речи взрослого»
  2. Изготовление вместе с детьми 1-2 картинок на магните для игры «А у нас во дворе» (заранее обговорив тему)

Январь

  1. Разработка и обыгрывание игр-путешествий по иллюстрациям и книжкам  с мельтешащими картинками
  2. Продолжение подбора иллюстраций к новой дидактической игре по принципу Виммельбуха.
  3. Подбор иллюстраций к дидактической магнитной игре «А у нас во дворе» по принципу Виммельбуха
  1. Изготовление вместе с детьми 1-2 картинок на магните для игры «А у нас во дворе» (заранее обговорив тему)

Февраль

1.Рассматривание мельтешащей картинки «Многоквартирный дом». Составление рассказов описаний по каждой квартире.

2. Продуктивная изо деятельность. Рисование своей мельтешащей картинки в «Многоквартирный дом».

3. Презентация магнитной дидактической игры «Кошкин дом». Обучение составление рассказа о своих кошках.

  1. Папка-передвижка «Игры для развития пассивного словаря»
  2. Отбор и распечатка фотографий своих кошек в движении.

Март

  1. Знакомство с новой книгой Кристины Куглер «День на природе» серии «Весёлый Виммельбух»
  2. Обыгрывание дидактической магнитной игре «А у нас во дворе»
  3. Консультация для педагогов ДОУ «Дидактическая игра по принципу Виммельбуха или как развивать речь у детей в игровой форме».
  1. Консультация «Особенности познавательного и речевого развития для детей дошкольного возраста с ОВЗ
  2. Изготовление вместе с детьми 1-2 картинок на магните для игры «А у нас во дворе» (заранее обговорив тему)

Апрель

  1. Рассматривание мельтешащей картинка «Стройка». Составление рассказов описаний по каждой квартире.
  2. Продуктивная изо деятельность Рисование своей мельтешащей картинки в «Стройка».
  3. Внесение новых магнитных картинок на тему стройка и обыгрывание игры «А у нас во дворе»

1.Презентация родителям совместно созданной игры «А у нас во дворе»

Май

  1. Составление небольшого рассказана на сравнение, домысливание, нахождение логических связей поведения животного и изменениями в природе по книге «Год в лесу» Эмилии Дзюбак
  2. Конечная диагностика по речевому развитию


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Играя, развиваем речь (для детей старшей дошкольной группы).

Представленные словесные (речевые) игры помогут родителям и их детям провести свободное время дома, на прогулке интересно, познавательно и занимательно....

Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов

Предлагаю вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома....

Памятка и консультация для родителей по развитию речи детей в игровой форме

Неординарные занимательные задания и игры в повседневной жизни помогут вашему ребенку расширить возможности развития речи...

Развиваем речь ребёнка с помощью игровых моментов Рекомендации для родителей

Предлагаем вашему вниманию интересные и занимательные речевые игры, которые будут способствовать развитию речи ребенка, пока вы добираетесь до дома.Данные речевые игры способствуют развитию речи, обог...

проект "Дидактическая ира по принципу Виммельбуха или как развивать речь детей в игровой форме"

В речи детей часто отсутствует логическое обоснование своих утверждений и выводов. Особенно это заметно и у детей с ЗПР, так как у них присутствует  незрелость психических функций, вследствие мед...