Памятка и консультация для родителей по развитию речи детей в игровой форме
консультация по развитию речи (средняя, старшая группа)
Неординарные занимательные задания и игры в повседневной жизни помогут вашему ребенку расширить возможности развития речи
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pamyatka_dlya_roditeley_po_razvitiyu_rechi_detey.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 36 «КОЛОКОЛЬЧИК»
г. Рубцовска Алтайского края
658213, г.Рубцовск, пр.Ленина, 37
тел. 9-90-70, e-mail: ds.kolokol4ik@yandex.ru
сайт: ds36.educrub.ru
Консультация для родителей
«Как развивать речь детей в игре»
Подготовила воспитатель
Часовских Ирина Викторовна
2022 г
март
Памятка для родителей по развитию речи детей.
Общее правило – чем больше Вы разговариваете с ребёнком, тем большему он научится.
Продолжайте и дополняйте сказанное ребёнком – делайте его предложения распространенными.
Никогда не поправляйте речь ребёнка. Просто повторите ту же фразу правильно.
Заботьтесь о том, чтобы у ребёнка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.
Поощряйте в ребенке стремление задавать вопросы и никогда не оставляйте их без ответа.
Не перебивайте ребёнка, не отворачивайтесь, пока малыш не закончит рассказывать – другими словами, не дайте заподозрить, что Вас мало интересует то, о чём он говорит.
Давайте ребёнку перебирать крупы, играть с пуговицами, мелкими игрушками – это развивает пальцы рук, следовательно, и речь.
Обращайте внимание на фонематический (речевой) слух.
Ограничивайте время просмотра телевизора. Лучше смотрите телевизор вместе с ребёнком и обсуждайте с ним его впечатления от увиденного.
1. Читайте с ребёнком художественную литературу – это приучает ребёнка слушать, быть усидчивым, беседуйте о прочитанном.
2. Не критикуйте ребёнка даже с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии посторонних.
3. Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.
4. Играйте с ребёнком в разные игр
5. Проблемы отцов и детей не бывает там, где родители и дети дружат и чем-то занимаются вместе.
- Консультация для родителей
- «Как развивать речь ребенка в игре »
Развитие речи – наиболее очевидный показатель психического развития ребенка, поэтому оно привлекает наибольшее внимание родителей и педагогов. В то же время, многие из них выделяют только недостатки звукопроизношения, не обращая внимание на такие важные характеристики речевого развития, как нарушение слоговой структуры слова («мицанер» вместо «милиционер», «мотолок» вместо «молоток»), правильность восприятия и воспроизведения звучания слова («палесос» вместо «пылесос», «кыло» вместо «около»), пропуски и замены звуков, способность составлять связные предложения, умение использовать предлоги и падежные изменения слов в предложении.
Таким образом, поводов обеспокоиться развитием речи ребенка гораздо больше, чем только искаженное произношение звуков. Можно быть картавым человеком и иметь богатую образную речь, а можно верно произносить все звуки и не уметь построить простой фразы, составить рассказа, пересказать содержание сказки.
Как часто мы слышим выражения «двух слов связать не может», «ему говоришь русским языком, а он не понимает». Дети, про которых так говорят, чаще всего плохо учатся в школе, не любят читать, со сверстниками общаются с неохотой. Игры их примитивны (бессюжетные «стрелялки», беготня), они много конфликтуют или, наоборот, замкнуты.
Почему? Причина может лежать в несформированности речи. Ведь речь – основное средство общения, с помощью речи мы узнаем новое, выражаем свое отношение к окружающему. Из-за малого запаса слов и неправильного понимания их значений многие ученики не могут применить на практике ни одного выученного правила, недостаточно понимают объяснения учителя, не могут уловить смысл задачи.
Когда надо начинать беспокоиться и заняться развитием речи своего ребенка? Вчера!
Не занимались этим раньше – спешите заняться сегодня, завтра, послезавтра, ЕЖЕДНЕВНО! Занятия эффективны только тогда, когда они систематичны. Лучше заниматься по 5 минут каждый день, чем один раз в неделю по полчаса. Совсем бесполезны занятия от случая к случаю.
Для начала попробуйте определить уровень развития речи вашего ребенка, пользуясь несложными логопедическими тестами.
- Прислушайтесь, как говорит Ваш ребенок: «много красных карандашов» (карандашей), «лисапед», «велик»(велосипед), «упал а пол» (на пол), «дай мне красных куртку» (красную куртку). Запомните или запишите ошибки – они подскажут вам направление работы.
- Попросите ребенка рассказать, что нарисовано на картинке (возьмите любую иллюстрацию в еще не прочитанной книге). Обратите внимание: ребенок называет отдельные предметы на картинке («Тут кошка, собака, дом, дерево») или составляет предложение или рассказ о том, что происходит («Кошка залезла на дерево, это собака выскочила из дома и испугала её»). Помогите малышу составить развернутое предложение – ежедневная практика дает поразительные результаты.
- Попросите ребенка назвать как можно больше признаков следующих предметов: стола, яблока, шубы, медвежонка. Например: стол – большой, деревянный, прямоугольный, коричневый, письменный. Для начала придется подсказать, но не отчаивайтесь и тренируйтесь.
- Спросите, какие деревья, цветы и ягоды знает малыш, какую мебель и посуду он может назвать, какой транспорт, каких животных, птиц и насекомых он может перечислить. Дети дошкольного возраста должны назвать 6 – 8 предметов к каждому обобщающему слову и, наоборот, уметь назвать обобщающим словом группу предметов (различную мебель, посуду, животных и т.д.).
- Может ли Ваш ребенок правильно назвать действия людей (лечит, строит, пишет, читает, отдыхает, вяжет и т.п.), способы передвижения животных (скачет, ползет, прячется, выслеживает, крадется, плывет). Знает ли он глаголы, характеризующие явления природы (светит, греет, сверкает, сияет, всходит, заходит, скрывается), умеет ли сказать, как подают голоса животные (каркает, стрекочет, рычит, мычит, блеет, шипит и т.п.). Глаголы и прилагательные делают нашу речь образной и интересной. Ребенок с достаточным запасом таких слов не будет затрудняться в пересказе.
- Сколько признаков действий может назвать Ваш ребенок? Спросите его, как может передвигаться кошка (быстро, торопливо, медленно, тихо, тихонько, ползком, лениво, осторожно) или скажите, что на улице может быть тепло, и предложите ребенку продолжить (холодно, пасмурно, туманно, сыро, ветрено, солнечно, мокро, пыльно, грязно и т.д.). Признаки действий (наречия) появляются в речи детей позднее, чем другие слова – помогите своему ребенку усвоить их, обращая внимание на погоду, природу, животных и т.п..
- Поиграйте в игру «НАОБОРОТ». Сможет ли ребенок подобрать к слову противоположное по значению (большой – маленький, горячий – холодный, далёкий – близкий, ранний – поздний, старый – новый, темный – светлый, высоко – низко, грустно – радостно, медленно – быстро и т.д.). Такие слова не только показатель развития речи, но и показатель сформированности мыслительных процессов.
- Знает ли Ваш малыш, когда так говорят: светлый ум, светлая голова, светлый человек; тёплый взгляд, теплая встреча, теплые тона, теплый разговор; тяжелый характер, тяжелое настроение, тяжелые мысли; золотые руки, золотое сердце, золотая монета и т.д. Дети, не понимающие переносного значения слов, воспринимают речь конкретно и недопонимают смысла текстов и стихотворений. Чаще загадывайте детям загадки, сами пользуйтесь пословицами и поговорками и объясняйте, почему так говорят.
- Может ли ребенок объяснить, как образовались слова: бурелом, бензовоз, горнолыжник, скороварка, водопад и т.п. Знание законов словообразования позволит вашему ребенку быстрее усвоить и грамматические законы русского языка.
- Понимает ли ваш малыш разницу между словами: чист – часто – часть – честь; тень – темь; лист – лис – лес; долг – долго; гора – гореть – горечь – горе; речь – река; печь – печаль – печать? Тренируйтесь – понимание смысловой разницы слов обеспечит в дальнейшем грамотное письмо.
- Умеет ли он подобрать родственные слова (конь–конница–конь–конюх–конюшня; стройка–строитель–перестроить–строительный)? Такое умение позволит ребенку с легкостью освоить все правила русского языка в школе.
Итак, Вы протестировали вашего ребенка. Теперь у Вас два пути. Первый – учесть все ошибки и приступить к ежедневным 5 – 10 минутным занятиям (можно пользоваться этими тестами, как планом). Второй – не забивать себе голову проблемами ВАШЕГО ребенка, положиться на русское «АВОСЬ» или передоверить развитие речи ВАШЕГО ребенка воспитателям (у которых помимо него еще в группе много других детей). Выбирать Вам.
Если Вы выбрали первый путь, но не знаете с чего начать или сомневаетесь в чем-либо, обращайтесь за консультацией к воспитателям, логопеду, ищите популярные книги и пособия – главное сделать первый шаг. Когда заниматься? В любой удобный для Вас и вашего малыша момент, например, по дороге в детский сад и обратно.
Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх. Дети, увлеченные замыслом игры, не замечают того, что они учатся, хотя им приходится сталкиваться с трудностями при решении задач, поставленных в игровой форме.
Игровые действия в играх и упражнениях всегда включают в себя обучающую задачу. Решение этой задачи является для каждого ребенка важным условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Кроме этого, играя с ребенком, вы создаете эмоциональную связь, дружеские доверительные отношения с Вашим малышом.
Существует много игр, в которые можно играть с малышом по дороге в детский сад, на прогулке, в транспорте.
Поводом и предметом для речевого развития детей может стать абсолютно любой предмет, явление природы, ваши привычные домашние дела, поступки, настроение. Неисчерпаемый материал могут предоставить детские книжки и картинки в них, игрушки и мультфильмы.
Используйте для этих занятий то, что ваш дошкольник видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор..." - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья..." К 3-4 годам дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).
Когда вы вместе с ребенком рассматриваете какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.
Названия свойств предметов закрепляются в словесных играх.
Спросите у ребенка: "Что бывает высоким?" - "Дом, дерево, человек..." - "А что выше - дерево или человек? Может ли человек быть выше дерева? Когда?" Или: "Что бывает широким?" - "Река, улица, лента..." - "А что шире - ручеек или река?" Так дети учатся сравнивать, обобщать, начинают понимать значение отвлеченных слов "высота", "ширина" и др.
На прогулке полезно проводить разнообразные наблюдения за погодой, сезонными изменениями в природе, растениями, птицами, животными, людьми, транспортом. Всё это обязательно нужно комментировать, обсуждать, оформлять в форме беседы. Новые, незнакомые ребёнку слова следует объяснить, повторить несколько раз, научить ребёнка понятно выговаривать их.
Достаточно длительное время мамы, а вместе с ними и их дети, проводят на кухне. И здесь у вас появляется возможность развивать словарь, грамматику, фразовую речь ребёнка по следующим темам «Семья», «Овощи», «Фрукты», «Посуда», Продукты питания», «Бытовая техника» и др. Рассказывайте сыну или дочке, как называются продукты, какое блюдо вы готовите, какие действия при этом совершаете. Не ограничивайтесь примитивным бытовым словарём, предлагайте ребёнку всё новые и новые слова. Старайтесь, чтобы он запоминал и повторял их за вами.
Интересная игра по дороге «Я вижу». По очереди говорите предметы, которые вы видите вокруг «Я вижу зеленую траву», «Я вижу быстрый автобус», «Я вижу маленькую птичку». В правила этой игры входит не повторять, говорить существительное и прилагательное. Игра развивает не только речь, умение согласовывать существительное и прилагательное, но и внимательность и память.
На даче перед вами открывается простор для словарной и грамматической работы по темам «Весна», «Лето», «Осень», «Растения сада», «Цветы», «Деревья», «Насекомые», «Ягоды» и др. Наблюдения, впечатления, речевые навыки, полученные на даче необычайно ценны и наглядны. Они остаются в памяти ребёнка на всю жизнь.
Развивайте в себе навыки воспитателя речи и через короткое время вы почувствуете вкус этой увлекательной работы, увидите её плоды.
Успехов Вам и Вашему ребенку
(пять минут общения с любимой мамой или с вечно занятым папой – только ради этого ребенок готов свернуть горы)!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста по средствам использования малых форм фольклора.
Комплекс содержит: «Баю - баюшки-баю...» (Как укладывать ребенка спать.) ...
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста по средствам использования малых форм фольклора.
Комплекс содержит: «Баю - баюшки-баю...» (Как укладывать ребенка спать.) ...
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста посредствам использования малых форм фольклора.
консультации для родителей...
Комплекс консультаций для родителей по развитию речи детей раннего возраста посредствам использования малых форм фольклора.
laquo;Как укладывать ребенка спать», «Пальчиковые игры в раннем возрасте».«Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего возраста»,«Сказки ребенку нужны ли?&r...
Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора.
Одни дети засыпают быстро. С другими надо посидеть подольше, погладить, что-то тихо пошептать, в роде «ручки устали, ножки устали, все хотят спать, глазоньки закрываются, глазки устали, все отды...
Консультация для родителей по развитию речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования малых форм фольклора
В консультации рассказывается как можно в повседневной жизни использовать малые формы фольклора для развития речи детей...