Доклад "Особенности социализации детей-сирот с ОВЗ"
материал по коррекционной педагогике (средняя группа)

Шилова Ирина Александровна

Доклад на методическом объединении: "Особенности социализации детей-сирот с ОВЗ". 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_osobennosti_sotsiatsilzatsii_detey_sirot_s_ovz.docx17.98 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ ЦЕНТР СОДЕЙСТВИЯ СЕМЕЙНОМУ ВОСПИТАНИЮ
«СКОЛКОВСКИЙ»

ДЕПАРТАМЕНТА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

(ГБУ ЦССВ «СКОЛКОВСКИЙ»)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Доклад

 

Особенности социализации детей-сирот с ОВЗ.  

 

 

 

 

                                                                                                                                         Разработала:

И.А. Шилова

Воспитатель

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Москва.

 

  Наиболее острой социальной проблемой остается социализация детей с ОВЗ воспитанников социальных учреждений.  При этом, под социализацией мы понимаем: процесс усвоения и активного воспроизведения ребёнком социального опыта, системы социальных связей и отношений. Посредством социализации люди научаются жить совместно и эффективно взаимодействовать друг с другом. Социализация предполагает активное участие самого ребёнка в освоении культуры человеческих отношений, в овладении ролевым поведением.

«Ребёнок не созревает сначала, а потом воспитывается и обучается; он созревает, воспитываясь и обучаясь, т.е. под руководством взрослых осваивая то содержание культуры, которое создало человечество».

С.Н.Рубинштейн.

В силу психофизических особенностей развития детей данный процесс носит социальный характер. Источниками социализации являются:

1. первичный опыт, приобретённый в раннем детстве;

2. передача социального опыта в семье, в школе;

3. взаимное влияние воспитанников в процессе общения и совместной деятельности.

Воспитанники ЦССВ с особенностями в развитии зачастую испытывают психологические трудности, которые обусловлены структурой дефекта: неуверенность в себе, неумение адаптироваться в социуме, создавать новые контакты с окружающими. Часто, затруднительно происходит формирование представлений о социальных ролях, представления бывают искажены, или не верно истолкованы. Дети, поступившие их неблагополучных семей вынуждены учиться к новой жизни в ЦССВ, а в дальнейшем и  в обществе. Сложность социализации происходит вследствие нарушения эмоциональных и коммуникативных связей с близкими родственниками. Самое тяжёлое и трудно компенсируемое последствие материнской депривации – это отсутствие у ребёнка базового доверия к миру, что порождает страх, агрессивность, недоверие к самому себе и окружающим, нежелание познавать новое.

Процесс социализации осуществляется на протяжении всей жизни и происходит в трёх сферах:

  • в деятельности - у ребёнка развиваются задатки и способности, и происходит их реализация;
  • в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия друг с окружающими.
  • в самосознании, сознании и понимании себя, в развитии правильной самооценки.

Причиной вышеперечисленных проблем является то неблагополучное окружение, в котором дети пребывали с самого раннего детства. Это окружение создало такую нагрузку на их психику, которая нанесла им тяжелейшие психологические травмы.

Каждый может быть успешным. Для этого воспитаннику надо предоставить возможность проявить себя в том деле, к которому у него есть способности. Это, безусловно, требует большого разнообразия видов деятельности и может быть реализовано в совместной работе с педагогами дополнительного образования. Однако еще более важным является наличие отношения к ребенку не только как к воспитаннику, но и как к личности. Помимо этого, важно, чтобы разделяемым убеждением членов педагогического коллектива была уверенность, что в каждом человеке можно открыть и развить определенные способности: умение делать что–то лучше всего остального, то есть добиваться личного успеха, саморазвиваться и самореализовываться.

В подростковом возрасте начинается процесс самоидентификации личности. Подростки пытаются найти себя путем перебора различных ролей, с помощью подражания взрослым или своим кумирам. Для утверждения в коллективе подростку важно, с одной стороны, быть как все, а с другой – чем- то особенным заслужить признание и уважении у сверстников. Подростки хотят быстрее стать взрослыми, и поэтому не терпят к себе несерьезного отношения. Мотив достижения вызывают у них «взрослые игры», то есть настоящие, в которых можно испытать и проверить себя, сравнить свои способности со способностями других подростков.

Чем больше таких возможностей предоставляем подросткам мы, тем полнее идет процесс самоопределения личности. Основными формами и методами работы служат: конкурсы, турниры, марафоны, практикумы и т. д. в которых каждый может проявить себя.

Литература:

Кугант Б.А. Социально бытовая адаптация детей группы социального риска. Курган – Челябинск, 1995.

Байгородова Л.В. Преодоление  трудностей  социализации  детей-сирот.

Семья Г.В., Левин С.А., Панов А.И., Юдицева Н.Н. Социально-психологические технологии постинтернатной адаптации выпускников образовательных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей /Под науч. ред. Г.В. Семья. – М.: СИМС, 1999.

Смид Р. Групповая  работа  с детьми  и подростками. – М., 2000.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Ни для кого не секрет, что в последние годы в России в условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической и политической жизни наблюдается устойчивая тенденция роста числа детей-сирот и де...

АДАПТАЦИЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

Данная статья раскрывает работу социального педагога ГБОУ НПО ПЛТиД по адаптации детей и детей, оставшихся без попечения родитителей, выпускников сиротских учреждений старше 15 лет г. Санкт-Петербурга...

Статья "Использование проектной деятельности в социализации детей- сирот старшего дошкольного возраста"

Для повышения результатов социализации детей – сирот старшего дошкольного возраста целесообразно использовать в образовательном процессе - проектную деятельность, так как она даёт развитие познаватель...

Консультация "Проблемы в адаптации к самостоятельной жизни выпускников образовательных учреждений для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

В статье расмотренны проблемы социализации детей - сирот, с которыми они могут сталкнуться после околнчания образовательного учреждения....

Презентация "Специфика адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"

Специфика адаптации детей-сирот и  детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям "Дома ребенка"Все дети, живущие в доме ребенка, вынуждены адаптироваться к большому числу сверст...

Проблемы социализации детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Работая с сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей, я бессознательно, а потом  и осознанно, искала особенности, чем различны, и чем схожи, дети, живущие в семье, и дети вне сем...

Постановление Правительства РФ от 24 мая 2014 г. N 481 "О деятельности организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и об устройстве в них детей, оставшихся без попечения родителей" (с изменениями и дополнениями)

В соответствии со статьей 155.1 Семейного кодекса Российской Федерации Правительство Российской Федерации постановляет:1. Утвердить прилагаемое Положение о деятельности организаций для детей-сирот и д...