Конспект занятия по ФКЦМ в подготовительной к школе группе для обучающихся с ОВЗ (ТНР) "Символы России"
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (подготовительная группа)

Мигранова Екатерина Борисовна

Представлен конспект по нравственно-патриотическому воспитанию для обучающихся с ОВЗ(ТНР).Дети могут познакомиться с главными символами России:флагом,гербом,гимном.Данный конспект могут использовать в своей работе воспитатели  коррекционных групп детского сада.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_po_patrioticheskomu_vospitaniyu_2.docx629.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

Образовательное учреждение

«Детский сад компенсирующего вида №43»

Конспект занятия по ФКЦМ в подготовительной к школе группе для обучающихся с ОВЗ(ТНР)

Тема «Символы России»

Мигранова Екатерина Борисовна

Воспитатель

г. Озерск

2023 год


Конспект занятия по ФКЦМ в подготовительной к школе группе для обучающихся с ОВЗ(ТНР)

Тема «Символы России»

Цель: формировать нравственные качества как важный аспект патриотического воспитания дошкольников.

Программное содержание.

Образовательные задачи:

  1. Создавать условия для обобщения и систематизации знаний детей о России.
  2. Способствовать закреплению знаний детей о Москве – столице России; о государственной символике: гербе, флаге, гимне.
  3. Закрепить представление детей о главе Российского государства, президенте Российской Федерации.
  4. Продолжать учить детей вести диалог, отвечать полным предложением.
  5. Закрепить в речи детей знание видов транспорта.

Развивающие задачи:

  1. Создавать условия для развития внимания, памяти, общей моторики.
  2. Создавать условия для развития координации речи с движением, общих речевых навыков.

Воспитательные задачи:

  1. Создавать условия для воспитания у детей уважительного отношения к государственной символике
  2. Способствовать воспитанию патриотических чувств
  3. Воспитывать гордость за свою родину

Оборудование и материалы:

Глобус, карта России, иллюстрации президента Российской Федерации, герба, флага; магнитная доска, магнитофон, мольберт, бумажные билеты, игрушечный руль, бумажная ромашка, фрагменты аудиозаписи: гимн Российской Федерации, Олег Газманов «Москва».

Предварительная работа: беседы на темы «Наша страна – Россия», «Главный город нашей страны», беседы о Российской символике, чтение стихотворений, пословиц и загадок о Родине, рассматривание глобуса, фотографий городов и рек, рассматривание альбома с достопримечательностями России и родного города Озерска, разучивание физкультминутки,

сюжетно ролевая игра «Путешествие по городу».

Индивидуальная работа: с Кирой-заучивание стихотворения «Гимн России» (автор- И. Смирнова);

С Вероникой заучивание стихотворения «Что мы родиной зовем?» (автор-В. Степанов);

С Гришей заучивание стихотворения - «Разноцветный флаг России» (автор-М. Бебина;)

С Мишей заучивание стихотворения «Мама и Родина» (автор-А. Стариков);

 С Давидом заучивание стихотворения «Москва – это красная площадь» (автор- В. Степанов).

Словарная работа: столица, Россияне, Родина, Россия, флаг, герб, гимн, Москва, президент, материк, двуглавый, скипетр, держава, доблесть, величаво, душистый, золотистый, патриот, могучая, мощная, независимая, защищать.

Ход занятия.

  1. Организационный момент:

Дети входят в группу, встают полукругом возле воспитателя.

Воспитатель: Ребята, предлагаю вам необычным способом поприветствовать наших гостей!

Здравствуйте, гости!

Руки к гостям

Здравствуй, небо!

Руки вверх

Здравствуй, земля!

Приседают

Здравствуйте, мои друзья!

Руки вперед

Воспитатель: здравствуйте, маленькие Россияне. Ребята, а почему я вас так назвала?

Ответы детей

Воспитатель: Мы живем в стране, у которой удивительно красивое имя – Россия.

Предлагаю вам вместе повторить это слово -Россия! Повтори, Гриша!

Ответ ребенка

Воспитатель: повтори, Кира!

Ответ ребенка

Воспитатель: повтори, Давид!

Ответ ребенка

Воспитатель: А мы с вами граждане России – Россияне.

Индивидуальная работа – слово Россияне.

Воспитатель: Вероника, повтори! - Россияне.

 Миша, повтори! - Россияне.

Воспитатель: ребята, если бы мне дали возможность выбрать цветок, символизирующий Россию, я бы выбрала ромашку. Как вы думаете, почему?

Ответы детей

Воспитатель: белая ромашка - это истинно- русский цветок. И у меня есть такая ромашка, посмотрите, вот она (указать на мольберт). Вот только ромашка грустит,

 (на доске расположена желтая серединка, ромашка с грустным личиком, без лепестков.)

Воспитатель: и я знаю почему она грустит, это же проказник ветерок сорвал лепестки с ромашки и раздул их по всей нашей огромной стране. Надо бы ромашке помочь. Я предлагаю отправиться в путешествие по России, чтобы разыскать лепестки и вернуть их нашей ромашке. Ребята, а на каком транспорте можно отправиться в путешествие?

Ответы детей.

Воспитатель: Я предлагаю отправиться на автобусе, который нас уже ждет. Гриша, я предлагаю тебе быть сегодня водителем нашего автобуса. Но для того, чтобы занять места в салоне, надо приобрести билеты.

Цена билета – одна улыбка. Дети подходят к воспитателю и приобретают билеты. Дети садятся в автобус и едут.

2.Основная часть.

Воспитатель: приехали! Первая остановка: «Широка страна моя родная».

Дети садятся за столы.

Воспитатель: ребята, а как можно увидеть сразу всю страну?

Ответ детей: нашу страну можно увидеть на глобусе.

Воспитатель: а что такое глобус?

Ответ детей: глобус - это маленькая модель земли.

Воспитатель: ребята, посмотрите - это карта России (карта расположена на магнитной доске). Ни одна страна в мире не имеет такой огромной территории как Россия. Когда на одном конце нашей страны люди ложатся спать, на другом начинается утро. Чтобы добраться на поезде с одного края нашей страны на другой, надо ехать семь дней. А на самолете- лететь сутки. Ребята, а кто мне ответит на один вопрос? На каком материке располагается Россия?

Ответ детей: страна Россия расположена на материке Евразия, который включает две части света: Европу и Азию.

Воспитатель: молодцы! Ребята, вставайте со своих мест, давайте поиграем!

Физкультминутка. «Наша родина – Россия».

В нашей стране горы – высокие,

Тянутся на носочках

Реки глубокие,

Присаживаются на корточки

Степи широкие,

Раскидывают руки в стороны

Леса большие,

Руки вверх

А мы ребята – вот такие!

Показывают большой палец

Воспитатель: ой, ребята, кажется, я вижу лепесток ромашки на подоконнике. Ура! Что мы с ним сделаем, дети?

Ответ детей: Мы его отдадим нашей ромашке (ребенок прикрепляет на доске лепесток).

Воспитатель: ну что, отправляемся дальше? Поехали!

 Дети едут по кругу вокруг воспитателя.

Воспитатель: все, приехали! Наша остановка-Символы России.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: у каждой страны есть свои государственные символы -герб, флаг, гимн. Ребята, а как выглядит герб Российской Федерации?

Ответы детей.

Воспитатель: да, вы правы! Государственный герб российской федерации представляет собой изображение золотого двухглавого орла, помещенного на красном щите. Над орлом – три исторические короны Петра великого, в лапках орла – скипетр и держава. На груди орла на красном щите – всадник, поражающий копьем дракона.

А какие цвета изображены на флаге России?

Ответы детей.

Воспитатель: а кто из вас, дети, знает, что обозначают эти цвета?

Ответы детей.

Воспитатель: молодцы! Все правильно! Белый цвет означает мир, чистоту, синий – символ веры и верности, красный – символизирует силу, кровь, пролитую за отечество.

Послушайте, пожалуйста, какое стихотворение подготовил для нас Гриша.

Ребенок: Разноцветный флаг России.

Белый, синий, красный цвет.

Самый для меня красивый,

Краше флага в мире нет.

Честь и правда в этом флаге,

Кровь, пролитая в бою,

Смелость доблесть и отвага,

Вера в родину мою.

Воспитатель: Молодец, Гриша.

Еще одним символом России является гимн. Государственный гимн исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При исполнении гимна все встают и молча слушают. Ребята, вставайте возле своих стульчиков!

 Дети встают.

Воспитатель: Ребята, какую музыку вы только что прослушали? Какая она по звучанию?

Ответы детей.

Воспитатель: Кира подготовила для нас стихотворение про гимн, Послушайте!

Ребенок: величаво и спокойно Гимн России прозвучал,

Каждый слушал тихо стоя, затаил дыхание зал.

С этой музыкой взрослеем, с этой музыкой растем.

Эту музыку по жизни в нашем сердце пропоем.

Воспитатель: спасибо за стихотворение! Ой, ребята, на книжной полке я нашла еще один лепесток.

Дети: нужно вернуть его ромашке!

Дети прикрепляют лепесток.

Воспитатель: продолжаем путешествие по России.

Дети встают, едут на автобусе.

Воспитатель: приехали!

Дети садятся за столы.

На магнитной доске иллюстрация с изображением Москвы.

Воспитатель: вот мы приехали в самое сердце России. Ребята, как вы думаете, где мы? В каком городе?

Ответы детей

Воспитатель: ребята, как называется столица нашей родины?

Ответы детей.

Воспитатель: а что вы знаете о Москве?

Ответы детей

Воспитатель: Давид подготовил нам стихотворение о Москве. Предлагаю его послушать.

Давид: Москва – это красная площадь.

 Москва – это башни кремля.

 Москва – это сердце России,

 Которое любит тебя.

 Воспитатель: ребята, так что же находится в Москве? Какие достопримечательности вы запомнили?

Ответы детей.

Воспитатель: ура! Я нашла еще один лепесток! Он лежал на полу возле доски.

Дети: здорово, нужно скорее вернуть его ромашке.

 Дети прикрепляют лепесток. Встают вкруг и едут дальше.

Воспитатель: Остановка.

Дети садятся за столы.

Воспитатель: подскажите, ребята, кто управляет нашим государством?

Ответы детей.

Воспитатель: как зовут нашего президента?

Ответы детей.

Воспитатель:

Вы правы. Владимир Владимирович Путин уже много лет управляет страной, его уважают и слушают. Управлять государством очень сложно, поэтому на пост президента всегда выбирают умного и надежного человека.

Воспитатель: ребята, чем занимается президент, как вы думаете?

Ответы детей.

Воспитатель: я нашла еще один лепесток! Он улетел на альбомный лист.

Дети: мы вернем его ромашке!

Дети возвращают лепесток и встают вкруг, едут дальше.

Воспитатель: остановка «Россия-страна мастеров.»

Дети присаживаются на стульчики.

Воспитатель: славилась Россия чудо – мастерами,

 Дерево и глину в сказку превращали.

 Красками и кистью красоту творили,

 Своему искусству молодых учили.

Воспитатель: ребята, я предлагаю вам вспомнить изделия декоративно-прикладного искусства русских мастеров.

 Отгадайте загадки:

 Эта роспись просто чудо

Голубая вся посуда.

 Роспись синим завитком

 Манит русским васильком.

Ответы детей: гжель.

Воспитатель: молодцы!

Следующая загадка:

Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась. 

Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.

Засияла, поднялась, сладким соком налилась.

А трава, как бахрома. Что же это?

Ответ детей: Хохлома

Воспитатель: И последняя загадка для вас, ребята!

Разноцветные подружки любят прятаться друг в дружке.

Ответ детей: Матрешки

Воспитатель: правильно ребята

Матрешка – это тоже символ России. Так где же родина нашей матрешки?

Ответы детей

Воспитатель: пока вы отгадывали загадки я нашла еще один лепесток в стаканчике с карандашами, он спрятался от нас.

Дети: ура! Скорее возвращаем лепесток нашей ромашке.

 Дети возвращают лепесток и встают вкруг, едут дальше…

Воспитатель: Ребята, мы приехали! Остановка «Родина».

 Дети сели за столы.

Воспитатель: Миша готов прочитать нам свое стихотворение о Родине. Слушаем.

Ребенок: Мама и Родина очень похожи,

Мама красивая, Родина тоже.

 Вы присмотритесь, у мамы глаза

 Цвета такого же как небеса.

 Мамины волосы словно пшеница,

 Та, что на наших полях колосится.

 Много у Родины общего с мамой,

 Самой красивой, ласковой самой.

Воспитатель: спасибо, Миша! Ребята, вам понравилось стихотворение?

Ответы детей

Воспитатель: как автор сравнивает маму и Родину?

Ответы детей

Воспитатель: Россия – наша родина. Ребята, а как вы понимаете, что такое родина?

Ответы детей

Воспитатель: Стихотворение о Родине нам подготовила Вероника. Вероника, расскажи, пожалуйста!

Ребенок: что мы родиной зовем?

Дом в котором мы живем,

И березки у дороги

По которой мы идем.

 Что мы родиной зовем?

 Солнце в небе голубом,

 И душистый, золотистый хлеб за праздничным столом.

 Что мы родиной зовем?

 Край, где мы с тобой живем.

Воспитатель: спасибо за прекрасное стихотворение.

Дети, а где мы с вами живем? В каком городе?

Ответы детей

Воспитатель: правильно. Мы живем в городе Озерске, это наша малая родина.

Ой, я, кажется, заметила последний лепесток нашей ромашки, ура! Посмотрите, ребята, вот же он, спрятался под картой России. Давайте его ей отдадим. Дети прикрепляют лепесток к ромашке.

Воспитатель меняет грустную серединку на улыбающуюся и читает, что нам говорит ромашка. «Я люблю Озерск.»

Воспитатель: ромашка любит Озерск, потому что она здесь выросла. Озерск – это ее родина тоже. Ребята, а вы любите свою родину?

Ответы детей

Воспитатель: О! тогда вас можно назвать юными патриотами. Патриот - это человек, который любит свою Родину!

Ребята, любите свою родину и гордитесь ею.

3. Заключительная часть

Воспитатель: наше путешествие подошло к концу.

Сегодня мы поговорили о главных и важных символах России. Без этих отличительных знаков не обходится ни одно важное для страны событие.

Воспитатель: какие существуют государственные символы?

Ответы детей

Воспитатель: о чем вы узнали в путешествии?

Ответы детей

Воспитатель: что вам больше всего запомнилось?

Ответы детей

      Воспитатель: спасибо всем, наше занятие закончено.


Перечень методической и художественной литературы

  1. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью. Старшая и подготовительная группы
  2. Комратова, М.Г., Грибова Л.Ф. Патриотическое воспитание детей 4-6 лет
  3. Подрезова Т.И. Планирование и конспекты занятий по развитию речи детей в ДОУ. Патриотическое воспитание

Приложение

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ПДД для подготовительной к школе группы «Светофор»

Конспект занятия по ПДД для подготовительной к школе группы «Светофор»Цели:-        повторить правила дорожного движения;-...

Конспект занятия по математике в подготовительной к школе группе: «Нам скоро в школу»

Конспектзанятия по математикев подготовительной к школе группе:«Нам скоро в школу»...

Конспект занятия по аппликации в подготовительной к школе группе "Берёза - символ России"

Конспект занятия по аппликации с элементами рисования в подготовительной к школе группе "Берёза - символ России". Составила воспитатель Багинская Т.А....