«Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейропсихологических игр и упражнений для детей с ТНР»
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)
«Развитие речевого дыхания и мелкой моторики
с использованием нейропсихологических игр и
упражнений для детей с ТНР»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_melkoy_motoriki_i_rechevogo_dyhaniya.doc | 210.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Картотека игр
«Развитие речевого дыхания и мелкой моторики
с использованием нейропсихологических игр и
упражнений для детей с ТНР»
Составила:
Шупыро Светлана Власовна:
1. Упражнение «Качели»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ход игры:
Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:
Качели вверх, (вдох)
Качели вниз, (выдох)
Крепче ты, дружок, держись. (выдох)
2. «Тренажер с шариками»
Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.
Ход игры:
Ребенок делает вдох воздуха через трубку - шарики поочередно поднимаются в колбах. Выдох через нос.
Перевернув тренажер подставкой вверх, ребенок набирает воздух носом и выдохнув в трубку - шарики опять поочередно поднимутся вверх. Каждая колба рассчитана на определенный объем воздуха.
3. «Парящий шарик»
Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха.
Ход игры:
Педагог предлагает ребенку подуть в трубочку так, чтобы шарик мог удержаться над корзинкой не менее 3 секунд.
4. «Вертушка»
Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха
Ход игры:
Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем преложите подуть на нее самостоятельно.
- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Завертелась как мельница! Если подуть еще сильнее – то и вертушка завертится быстрее.
5. «Мыльные пузыри»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Ход игры:
Сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.
6.«Футбол»
Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха.
Ход игры:
Затем возьмите шарик и положите на середину поля. Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.
- Надо дуть на шарик так, чтобы он закатился в ворота другого игрока. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал в твои ворота. Дуть нужно сильно. Делаем вдох носом, а выдох через рот. Побеждает тот, кто сумел задуть шарик в ворота другому игроку большее количество раз.
7. «Султанчик»
Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха.
Ход игры:
Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Можно использовать тонкую бумагу (например, бумажные салфетки), или елочное украшение "дождик".
Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.
Вдох через нос – выдох через рот.
- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь подуй ты!
8. «Подуй в дудочку!»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Ход игры:
Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.
- Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!
Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.
Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.
9. «Свеча»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Ход игры:
Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.
Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
10. «Дышим носом»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Ход игры:
Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
11. «Ныряльщик»
Цель: развитие сильного плавного выдоха.
Ход игры:
Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.
1. «Межполушарная доска»
Цель: улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга.
Ход игры:
1. упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;
2. упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;
3. упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом - против часовой стрелки;
4. последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.
2. «Колечко»
Цель: развитие межполушарного взаимодействия.
Ход:
Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом, можно адаптировать ее для автоматизации звуков в слогах (двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).
3. «Зайчики-козлики»
Цель: способствует синхронизации работы полушарий.
Ход:
В данном упражнении необходимо поочередно и как можно быстрее менять положение рук, выполняя словесную инструкцию.
Пробы выполняются в прямом и обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.
4. «Лезгинка»
Цель: способствует синхронизации работы полушарий.
Ход:
Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз
5. «Зеркальное рисование»
Цель: развивать межполушарное взаимодействие.
Ход:
Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.
6. «Кулак-ребро-ладонь»
Цель: способствует синхронизации работы полушарий.
Ход:
Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает мыслительную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.
Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т. д.).
7. «Змейка»
Цель: способствует синхронизации работы полушарий.
Ход:
Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.
8. «Резиночки»
Цель: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования.
Задачи:
-развивать пространственную ориентацию;
- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;
- развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение,
- развивать психические процессы;
- стимулировать речь у детей старшего дошкольного возраста.
Ход игры:
1. Ребёнку предлагается рассортировать резиночки по цвету - раскладывать по тарелочкам (или стаканчикам) в соответствии с подходящей цветной геометрической фигурой, изображенной на тарелках.
Покатилось, покатилось Олино колечко,
Покатилось, покатилось с нашего крылечка.
Кто с крылечка сойдёт? Кто колечко найдёт?
И в тарелочку вернёт.
Усложнение игры: рассортировать резиночки по цвету с помощью пинцета, затем ложки.
2. Вместе с ребёнком надевайте и снимайте резинку поочерёдно на пальцы рук.
На пальце – перстенёк.
Он блестит, как огонёк.
Крутился, искрился,
С пальчика свалился –
Назад возвратился.
3. Взрослый нанизывает на пальцы резиночки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. (Надевать можно определённое количество резиночек на каждый пальчик, в заданной цветовой последовательности). С начала взрослый натягивает каждую
резиночку только на 1 палец, затем на 2 или 3 пальца одновременно.
Дома я одна скучала,
И резиночки достала.
Резинки я перебираю
Свои пальцы развиваю.
4. В игре участвует от 3 до 6 детей. Каждый ребёнок вытаскивает из общей стопки по карточке с заданием, и по команде все начинают надевать на свою руку (левую или правую, зависит от карточки) цветные резиночки так, как это показано на рисунке. К примеру, на мизинец - красную, потом жёлтую, на средний палец синюю, а потом на средний и указательный фиолетовую. Кто первый выполнил задание - хлопает в ладоши или говорит «Стоп игра!».
5. В игре участвует от 3 до 6 детей. Выбирают водящего, который переворачивает картинку – схему, с изображением руки на 4-5 секунд, а потом прячет. Детям по памяти нужно надеть резиночки на правую или левую руку. Первый, справившийся с заданием, становится водящим.
6. Ребёнку завязывают глаза. Взрослый надевает ему на руку 1-2, затем 3-4 резинки. Ребёнок ощупывает свободной рукой резинки и называет их расположение.
9. «Змейка»
Цель: развивать межполушарное взаимодействие и пальцевый праксис.
Ход игры:
1. Застегни петли двумя руками одновременно навстречу друг другу. Расстегни все петли двумя руками навстречу друг другу.
2. Левой рукой расстегни петли, а правой рукой расстегни. Руки работают одновременно.
«
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
« Развитие артикуляционной моторики, речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук с использованием инновационных методов».
Профилактика речевых нарушений в раннем дошкольном возрасте....
Дидактические пособия для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста
Дидактические пособия для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста...
«Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»
План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год Работа с детьми Название мероприятияВремя проведения .Заучивание пальчиковой игры «Замок»..Пальчиковая игра «С...
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»
План по самообразованию педагогаТема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»...
Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук
Картотека игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук....
План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»
Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей раннего возраста;в...
Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.
Комплекс упражнений разработан на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...