«Развитие речевого дыхания и мелкой моторики с использованием нейропсихологических игр и упражнений для детей с ТНР»
картотека по коррекционной педагогике (старшая группа)

Шупыро Светлана Власовна

«Развитие речевого дыхания и мелкой моторики

    с использованием нейропсихологических игр и         

упражнений для детей с ТНР»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_melkoy_motoriki_i_rechevogo_dyhaniya.doc210.5 КБ

Предварительный просмотр:

Картотека игр

 «Развитие речевого дыхания и мелкой моторики

    с использованием нейропсихологических игр и        

упражнений для детей с ТНР»

                                                                                           

                                                                               Составила:                                            

Шупыро Светлана Власовна:

1.        Упражнение «Качели»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ход игры:

Ребенку, находящемуся в положении лежа, кладут на живот в области диафрагмы легкую игрушку. Вдох и выдох – через нос. Взрослый произносит рифмовку:

Качели вверх, (вдох)

Качели вниз, (выдох)

Крепче ты, дружок, держись. (выдох)

     2.     «Тренажер с шариками»

Цель: укреплять физиологическое дыхание у детей.

Ход игры:

Ребенок делает вдох воздуха через трубку - шарики поочередно поднимаются в колбах. Выдох через нос.

Перевернув тренажер подставкой вверх, ребенок набирает воздух носом и выдохнув в трубку - шарики опять поочередно поднимутся вверх. Каждая колба рассчитана на определенный объем воздуха.

                                    3.        «Парящий шарик»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха.

Ход игры:

Педагог предлагает ребенку подуть в трубочку так, чтобы шарик мог удержаться над корзинкой не менее 3 секунд.

4.        «Вертушка»

Цель: развитие сильного плавного непрерывного выдоха

Ход игры:

Покажите ребенку вертушку. На улице продемонстрируйте, как она начинает вертеться от дуновения ветра. Затем преложите подуть на нее самостоятельно.

- Давай сделаем ветер - подуем на вертушку. Завертелась как мельница! Если подуть еще сильнее – то и вертушка завертится быстрее.

       5.        «Мыльные пузыри»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Ход игры:

Сначала педагог выдувает пузыри, а ребенок наблюдает и ловит их. Затем предложите ребенку выдуть пузыри самостоятельно.

6.«Футбол»

Цель: развитие сильного плавного направленного выдоха.

Ход игры:

Затем возьмите шарик и положите на середину поля. Двое детей сидят за столом напротив друг друга, по разные стороны шарика на линии.

- Надо дуть на шарик так, чтобы он закатился в ворота другого игрока. А тебе нужно постараться, чтобы шарик не попал в твои ворота. Дуть нужно сильно. Делаем вдох носом, а выдох через рот. Побеждает тот, кто сумел задуть шарик в ворота другому игроку большее количество раз.

7. «Султанчик»

Цель: развитие сильного плавного ротового выдоха.

Ход игры:

Перед началом игры необходимо подготовить метёлочки. Можно использовать тонкую бумагу (например, бумажные салфетки), или елочное украшение "дождик".

Взрослый предлагает поиграть с метёлочкой. Показывает, как можно подуть на бумажные полоски, потом предлагает подуть ребенку.

Вдох через нос – выдох через рот.

- Представь, что это волшебное дерево. Подул ветерок - и зашелестели на дереве листочки! Вот так! А теперь подуй ты!

8. «Подуй в дудочку!»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Ход игры:

Раздайте детям дудочки и предложите поиграть на них сначала по очереди, затем всем вместе.

- Давайте устроим музыкальный парад! Берите дудочки - начинаем играть!

Если у кого-то из детей не получается извлечь из дудочки звук, проследите, правильно ли он дует: выдох через рот должен быть сильным и попадать точно в раструб трубы, для чего его необходимо плотно зажать губами: воздух не должен выходить через нос.

Также можно предлагать для игры свирели, рожки, губные гармошки. Игра может проводиться как индивидуально, так и в группе детей.

9.        «Свеча»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Ход игры:

Исходное положение – сидя за столом. Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек.

Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.

10.        «Дышим носом»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Ход игры:

Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.

11.        «Ныряльщик»

Цель: развитие сильного плавного выдоха.

Ход игры:

Исходное положение – стоя. Сделать глубокий вдох, задержать дыхание, при этом закрыть нос пальцами. Присесть, как бы нырнуть в воду. Досчитать до 5 и вынырнуть – открыть нос и сделать выдох.

1.        «Межполушарная доска»

Цель: улучшается взаимодействие и синхронизация работы левого и правого полушария мозга.

Ход игры:

1.        упражнение выполняется одной (ведущей) рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;

2.        упражнение выполняется другой рукой по часовой стрелке, а затем этой же рукой - против часовой стрелки;

3.        упражнение выполняется синхронно двумя руками: пробуем пройти лабиринт сперва по часовой стрелке, а потом - против часовой стрелки;

4.        последним заданием будет прохождение лабиринта одновременно двумя руками, но в разном направлении.

2.        «Колечко»

Цель: развитие межполушарного взаимодействия.

Ход:

Поочередно и как можно быстрее перебирайте пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д. в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. В начале, упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе. При этом, можно адаптировать ее для автоматизации звуков в слогах (двумя руками одновременно проведи по линиям, произнося звук Ш (любой автоматизируемый звук).

3.        «Зайчики-козлики»

Цель: способствует синхронизации работы полушарий.

Ход:

В данном упражнении необходимо поочередно и как можно быстрее менять положение рук, выполняя словесную инструкцию.

Пробы выполняются в прямом и обратном порядке, сначала каждой рукой отдельно, затем вместе.

4.        «Лезгинка»

Цель: способствует синхронизации работы полушарий.

Ход:

Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течении 6-8 раз

5.        «Зеркальное рисование»

Цель: развивать межполушарное взаимодействие.

Ход:

Положить на стол чистый лист бумаги. Взять в обе руки по карандашу или фломастеру рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы.

6.        «Кулак-ребро-ладонь»

Цель: способствует синхронизации работы полушарий.

Ход:

Упражнение способствует синхронизации работы полушарий, восприятию информации, улучшает мыслительную деятельность, способствует запоминанию, повышает устойчивость внимания.

Используем эту игру для развития фонематического восприятия либо для дифференциации звуков (если услышишь звук Ш — ставь кулак, звук С — ставь ребро; звук Р — кулак, звук Л — ладонь и т. д.).

7.        «Змейка»

Цель: способствует синхронизации работы полушарий.

Ход:

Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

8.        «Резиночки»

Цель: развивать координацию тонких движений пальцев рук с помощью нестандартного оборудования.

Задачи:

-развивать пространственную ориентацию;

- развивать мелкую моторику кистей и пальцев рук;

- развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение,

- развивать психические процессы;

- стимулировать речь у детей старшего дошкольного возраста.

Ход игры:

1.        Ребёнку предлагается рассортировать резиночки по цвету - раскладывать по тарелочкам (или стаканчикам) в соответствии с подходящей цветной геометрической фигурой, изображенной на тарелках.

Покатилось, покатилось Олино колечко,

     Покатилось, покатилось с нашего крылечка.

        Кто с крылечка сойдёт? Кто колечко найдёт?

И в тарелочку вернёт.

Усложнение игры: рассортировать резиночки по цвету с помощью пинцета, затем ложки.

2.        Вместе с ребёнком надевайте и снимайте резинку поочерёдно на пальцы рук.

   На пальце – перстенёк.

    Он блестит, как огонёк.

Крутился, искрился,

    С пальчика свалился –

Назад возвратился.

3.        Взрослый нанизывает на пальцы резиночки, а ребёнок повторяет их сочетание и количество. (Надевать можно определённое количество резиночек на каждый пальчик, в заданной цветовой последовательности). С начала взрослый натягивает каждую

 резиночку только на 1 палец, затем на 2 или 3 пальца одновременно.

Дома я одна скучала,

И резиночки достала.

Резинки я перебираю

   Свои пальцы развиваю.

4. В игре участвует от 3 до 6 детей. Каждый ребёнок вытаскивает из общей стопки по карточке с заданием, и по команде все начинают надевать на свою руку (левую или правую, зависит от карточки) цветные резиночки так, как это показано на рисунке. К примеру, на мизинец - красную, потом жёлтую, на средний палец синюю, а потом на средний и указательный фиолетовую. Кто первый выполнил задание - хлопает в ладоши или говорит «Стоп игра!».

5.        В игре участвует от 3 до 6 детей. Выбирают водящего, который переворачивает картинку – схему, с изображением руки на 4-5 секунд, а потом прячет. Детям по памяти нужно надеть резиночки на правую или левую руку. Первый, справившийся с заданием, становится водящим.

6.        Ребёнку завязывают глаза. Взрослый надевает ему на руку 1-2, затем 3-4 резинки. Ребёнок ощупывает свободной рукой резинки и называет их расположение.

9.        «Змейка»

Цель: развивать межполушарное взаимодействие и пальцевый праксис.

Ход игры:

1.        Застегни петли двумя руками одновременно навстречу друг другу. Расстегни все петли двумя руками навстречу друг другу.

2.        Левой рукой расстегни петли, а правой рукой расстегни. Руки работают одновременно.

«


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактические пособия для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста

Дидактические пособия для развития речевого дыхания и мелкой моторики пальцев рук для детей дошкольного возраста...

«Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(2 до 3 лет) посредством пальчиковых игр»

План работы по самообразованию на 2020 -2021 учебный год Работа с детьми Название мероприятияВремя проведения .Заучивание пальчиковой игры «Замок»..Пальчиковая игра «С...

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»

План по самообразованию педагогаТема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»...

Картотека игр, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук

Картотека игр и упражнений, направленных на развитие речевого дыхания и мелкой моторики рук....

План по самообразованию педагога Тема: «Развитие речевой активности и мелкой моторики у детей раннего возраста(1,5 до 2лет) посредством пальчиковых игр»

Цель: повышение своего теоретического уровня знаний, профессионального мастерства и компетентности. Задачи:систематизировать работу по совершенствованию мелкой моторики у детей раннего возраста;в...

Комплекс упражнений на развитие речевого дыхания, артикуляционной, мелкой и общей моторики детей старшего дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи.

Комплекс упражнений разработан  на основе: учебно-методического комплекта «Комплексный подход к преодолению ОНР у дошкольников» О.С. Гомзяк – «Говорим правильно»...