Дифференциация звуков Р и Л в словах
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)

Гуляева Мария Ивановна

Конспект логопедического заняия с детьми старшего возраста с ФНР

Скачать:


Предварительный просмотр:

МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с.Усть-Кулом, 2021 г.

Конспект открытого подгруппового занятия с детьми с ФНР.

Дифференциация звуков [Р]и [Л] в словах.

Учитель-логопед: Гуляева Мария Ивановна 

Цель:  Дифференциация  звуков [Р] и [Л] в словах.

Задачи:

1. Коррекционно- образовательные:

- закреплять знания о механизме организации звуков, их акустических

особенностях;

- формировать отличительные особенности звуков;

- закреплять условно-рефлекторные связи на заменимый уклад [р] – [л];

2. Коррекционно – развивающие:

- Развивать навыки звукового анализа слова (подбор слов, содержащих данный звук, определение места звука в слове).

- Развивать речевое дыхание.

- Развивать память, внимание, мышление.

- Развивать артикуляционную моторику.

- Развивать фонематический слух и восприятие.

3. Коррекционно – воспитательная:

-Воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.

Оборудование:

Картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики, схемы звуков, магнитный жезл с карточками и фишками, логопедические кубики, магнитная игра «Капельки», кубик с цифрами, кубик с эмоциями.

Ход занятия:

Организационный момент:

 - Здравствуйте, ребята! К нам в гости пришла кто? Крыска, а зовут её?  Попробуйте отгадать, как ее зовут. Я назову клички животных, а вы внимательно слушайте: в её имени есть звуки Р и Л.: Фасолька, Пищуха, Мыша, Лариска, Пуся, Дашка.

- Как зовут крыску? (Лариска)

Выставляется игрушка крысы.

 - Поздоровайтесь с нашей гостьей.

Дети: - Здравствуй, крыска Лариска!

 - Наша крыска очень хитрое создание. В её имени аж целых два трудных звука. Какие это звуки? (Р и Л). Она уверена, что вы, ребята никогда не научитесь правильно произносить её имя. А мы ведь с вами научимся?

 - Да! Обязательно!

 - Конечно! Но для того чтобы научиться правильно выговаривать эти трудные звуки нам нужно много тренироваться. Мы с вами уже умеем по отдельности их произносить, а теперь будем учиться их не путать.

2. Артикуляционная гимнастика.

- Мы с вами уже очень много раз выполняли гимнастику для язычка, давайте немного вспомним эти упражнения и разбудим наши язычки (показываются картинки, дети перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Барабанщик», «Гармошка», «Пароход гудит» и т.д.). А теперь давайте вспомним с помощью схем как произносятся наши звуки (работа со схемами звуков). Хорошо, молодцы, теперь произнесем их долго и по отдельности (проводим магнитным жезлом под карточками, произносим звуки).

3. Повторение звука «р», слогов, слов, чистоговорок.

Ра – ра – ра – высокая гора,             Ар – ар – ар – кипит наш самовар,

Ро – ро – ро – новое ведро,             Ор – ор – ор – подмету я двор,

Ру – ру – ру – скачет кенгуру,         Ур – ур – ур – повесим абажур

Ры – ры – ры – Рома видит рыб.     Ир – ир – ир – выпили кефир.

       Повторение звука «л», слогов, слов, чистоговорок.

Ла – ла – ла – наша мила Мала                 Ал – ал – ал – наш малыш упал,

Ло – ло – ло – мы приехали в село,           Ол – ол – ол – это я пришёл,

Лу – лу – лу – мы гуляли по селу               Ул – ул – ул – наш малыш уснул,

Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.

4.Дыхательная гимнастика по Стрельниковой:

 - Ребята, давайте представим, что мы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность (выполняются упражнения с чтением стихов «Ладошки», «Повороты» и «Обними плечи» по три захода по 8 вдохов с перерывом 2-3 секунды)

«Повороты»

Игра «Любопытная Варвара»

Любопытная Варвара

Смотрит влево, смотрит вправо.

Чем же пахнет – не понять,

Нужно носиком вдыхать.

 «Ладошки»

Для детей игра «Кошка ловит мышку».

Подражать мы будем кошке

В кулачки сожмем ладошки.

Запах мышки мы узнаем –

Делать вдох не забываем.

Коготки мы выпускаем –

Мышку быстро мы поймаем!

Повороты и наклоны головы

 «Обними плечи»

Игра «Зиму встречаем»

Ой, ребята, замерзаем –

Плечи дружно обнимаем!

Зиму радостно встречаем –

Свежий воздух мы вдыхаем.

5. Игра с логопедическими кубиками.

Подобрать на кубиках слова со звуками Р и Л и расставить их на карточку в зависимости от положения звука в слове.

 - Ребята, следующее задание с кубиками. Я вам раздаю по 6 кубиков, Егор находит картинки со звуком Р, а София – со звуком Л (выполняют). А теперь разложим наши кубики на карточку в зависимости от того в каком месте находится звук в слове: в начале, в середине или в конце.

6. Игра «Замени звук». 

Упражнение для образования новых слов, путём замены звука [р]-[л] (слова – паронимы).

 - Ребята, я буду произносить слова, в которых вам необходимо заменить звук [Р] на [Л]. Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. Спрашивать детей по очереди.

Рак – лак                       бар – бал                       борт – болт

Ров – лов                       жир – жил                    стар – стал

Рот – лот                     пир – пил                       рожь – ложь

Рама – лама                 мир – мил                      город – голод

7. Физкультминутка.

Мы играем на гармошке.                                    Наши ножки: топ – топ.

Громко хлопаем в ладошки.                               Наши ручки: хлоп – хлоп!

Головой слегка качаем.                                        Вниз ладошки опускаем,

Руки к верху поднимаем.                                    Отдыхаем, отдыхаем.

8. Игры с кубиками «Посчитай-ка» и «Эмоции»

 - Ребята, теперь поиграем в хорошо известную вам иглу «Посчитай-ка». Берем кубик и по очереди кидаем его. (Слова – Зеркало, крокодил, крыло)

 - Молодцы! А следующий кубик «Эмоции», давайте произнесем слово с той эмоцией, которая выпала на кубике). (Слова – те же. Дополнительные – оранжевый, голубой, красный, черный).

9. Игра «Капельки». 

- Ребята, перед вами тучки, вам нужно подобрать картинки в соответствии со звуком на капельке и поместить её под нужной тучкой (игра «Капельки»).

10. Итог занятия.

 - Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, вы все справились с заданиями, молодцы! Давайте вспомним, как гудит самолет, на котором мы путешествовали и заведем мотор.

Дети: гудят «л-л-л-л-л-л», завели мотор «р-р-р-р-р-р».

 - Хорошо, молодцы! Теперь мы с вами не путаем трудные звуки Р и Л и  можем красиво произносить имя нашей крыски.

 - Лариска!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация: Дифференциация звуков З и Ж в словах, словосочетаниях, предложениях.

Презентация состоит из 4 частей (всего 63 слайда), в которых подобран материал для работы по дифференциации звуков З и Ж....

Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"

Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....

«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»

В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...

Сценарий образовательной деятельности "Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи

Научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи....

«Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи».

Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] ...

Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.

Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...