Дифференциация звуков Р и Л в словах
план-конспект занятия по коррекционной педагогике (старшая группа)
Конспект логопедического заняия с детьми старшего возраста с ФНР
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект логопедического занятия с детьми старшего возраста | 19.78 КБ |
Предварительный просмотр:
МДОУ Детский сад общеразвивающего вида «Улыбка» с.Усть-Кулом, 2021 г.
Конспект открытого подгруппового занятия с детьми с ФНР.
Дифференциация звуков [Р]и [Л] в словах.
Учитель-логопед: Гуляева Мария Ивановна
Цель: Дифференциация звуков [Р] и [Л] в словах.
Задачи:
1. Коррекционно- образовательные:
- закреплять знания о механизме организации звуков, их акустических
особенностях;
- формировать отличительные особенности звуков;
- закреплять условно-рефлекторные связи на заменимый уклад [р] – [л];
2. Коррекционно – развивающие:
- Развивать навыки звукового анализа слова (подбор слов, содержащих данный звук, определение места звука в слове).
- Развивать речевое дыхание.
- Развивать память, внимание, мышление.
- Развивать артикуляционную моторику.
- Развивать фонематический слух и восприятие.
3. Коррекционно – воспитательная:
-Воспитывать у детей самоконтроль за речью и самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование:
Картинки с упражнениями артикуляционной гимнастики, схемы звуков, магнитный жезл с карточками и фишками, логопедические кубики, магнитная игра «Капельки», кубик с цифрами, кубик с эмоциями.
Ход занятия:
Организационный момент:
- Здравствуйте, ребята! К нам в гости пришла кто? Крыска, а зовут её? Попробуйте отгадать, как ее зовут. Я назову клички животных, а вы внимательно слушайте: в её имени есть звуки Р и Л.: Фасолька, Пищуха, Мыша, Лариска, Пуся, Дашка.
- Как зовут крыску? (Лариска)
Выставляется игрушка крысы.
- Поздоровайтесь с нашей гостьей.
Дети: - Здравствуй, крыска Лариска!
- Наша крыска очень хитрое создание. В её имени аж целых два трудных звука. Какие это звуки? (Р и Л). Она уверена, что вы, ребята никогда не научитесь правильно произносить её имя. А мы ведь с вами научимся?
- Да! Обязательно!
- Конечно! Но для того чтобы научиться правильно выговаривать эти трудные звуки нам нужно много тренироваться. Мы с вами уже умеем по отдельности их произносить, а теперь будем учиться их не путать.
2. Артикуляционная гимнастика.
- Мы с вами уже очень много раз выполняли гимнастику для язычка, давайте немного вспомним эти упражнения и разбудим наши язычки (показываются картинки, дети перед зеркалом выполняют артикуляционные упражнения «Заборчик», «Лопаточка», «Чашечка», «Лошадка», «Барабанщик», «Гармошка», «Пароход гудит» и т.д.). А теперь давайте вспомним с помощью схем как произносятся наши звуки (работа со схемами звуков). Хорошо, молодцы, теперь произнесем их долго и по отдельности (проводим магнитным жезлом под карточками, произносим звуки).
3. Повторение звука «р», слогов, слов, чистоговорок.
Ра – ра – ра – высокая гора, Ар – ар – ар – кипит наш самовар,
Ро – ро – ро – новое ведро, Ор – ор – ор – подмету я двор,
Ру – ру – ру – скачет кенгуру, Ур – ур – ур – повесим абажур
Ры – ры – ры – Рома видит рыб. Ир – ир – ир – выпили кефир.
Повторение звука «л», слогов, слов, чистоговорок.
Ла – ла – ла – наша мила Мала Ал – ал – ал – наш малыш упал,
Ло – ло – ло – мы приехали в село, Ол – ол – ол – это я пришёл,
Лу – лу – лу – мы гуляли по селу Ул – ул – ул – наш малыш уснул,
Лы – лы – лы – мы расставили столы ыл – ыл – ыл – суп уже остыл.
4.Дыхательная гимнастика по Стрельниковой:
- Ребята, давайте представим, что мы остановились на ночлег в дремучем лесу, и вдруг откуда-то потянуло гарью, и вы яростно внюхиваетесь в воздух, чтобы определить, с какой стороны подстерегает вас опасность (выполняются упражнения с чтением стихов «Ладошки», «Повороты» и «Обними плечи» по три захода по 8 вдохов с перерывом 2-3 секунды)
«Повороты»
Игра «Любопытная Варвара»
Любопытная Варвара
Смотрит влево, смотрит вправо.
Чем же пахнет – не понять,
Нужно носиком вдыхать.
«Ладошки»
Для детей игра «Кошка ловит мышку».
Подражать мы будем кошке
В кулачки сожмем ладошки.
Запах мышки мы узнаем –
Делать вдох не забываем.
Коготки мы выпускаем –
Мышку быстро мы поймаем!
Повороты и наклоны головы
«Обними плечи»
Игра «Зиму встречаем»
Ой, ребята, замерзаем –
Плечи дружно обнимаем!
Зиму радостно встречаем –
Свежий воздух мы вдыхаем.
5. Игра с логопедическими кубиками.
Подобрать на кубиках слова со звуками Р и Л и расставить их на карточку в зависимости от положения звука в слове.
- Ребята, следующее задание с кубиками. Я вам раздаю по 6 кубиков, Егор находит картинки со звуком Р, а София – со звуком Л (выполняют). А теперь разложим наши кубики на карточку в зависимости от того в каком месте находится звук в слове: в начале, в середине или в конце.
6. Игра «Замени звук».
Упражнение для образования новых слов, путём замены звука [р]-[л] (слова – паронимы).
- Ребята, я буду произносить слова, в которых вам необходимо заменить звук [Р] на [Л]. Слушайте внимательно и заменяйте где это необходимо. Спрашивать детей по очереди.
Рак – лак бар – бал борт – болт
Ров – лов жир – жил стар – стал
Рот – лот пир – пил рожь – ложь
Рама – лама мир – мил город – голод
7. Физкультминутка.
Мы играем на гармошке. Наши ножки: топ – топ.
Громко хлопаем в ладошки. Наши ручки: хлоп – хлоп!
Головой слегка качаем. Вниз ладошки опускаем,
Руки к верху поднимаем. Отдыхаем, отдыхаем.
8. Игры с кубиками «Посчитай-ка» и «Эмоции»
- Ребята, теперь поиграем в хорошо известную вам иглу «Посчитай-ка». Берем кубик и по очереди кидаем его. (Слова – Зеркало, крокодил, крыло)
- Молодцы! А следующий кубик «Эмоции», давайте произнесем слово с той эмоцией, которая выпала на кубике). (Слова – те же. Дополнительные – оранжевый, голубой, красный, черный).
9. Игра «Капельки».
- Ребята, перед вами тучки, вам нужно подобрать картинки в соответствии со звуком на капельке и поместить её под нужной тучкой (игра «Капельки»).
10. Итог занятия.
- Ребята, вот и подошло к концу наше занятие, вы все справились с заданиями, молодцы! Давайте вспомним, как гудит самолет, на котором мы путешествовали и заведем мотор.
Дети: гудят «л-л-л-л-л-л», завели мотор «р-р-р-р-р-р».
- Хорошо, молодцы! Теперь мы с вами не путаем трудные звуки Р и Л и можем красиво произносить имя нашей крыски.
- Лариска!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дифференциация звуков О и А в словах и предложениях
логопедическое занятие...
Презентация: Дифференциация звуков З и Ж в словах, словосочетаниях, предложениях.
Презентация состоит из 4 частей (всего 63 слайда), в которых подобран материал для работы по дифференциации звуков З и Ж....
Конспект логопедического занятия по теме: "Дифференциация звуков "с" и "ш" в словах, фразах"
Конспект занятия по дифференциации звуков проводится только после того как будут поставлены звуки с и ш....
«Мастер – класс» интегрированной НОД по дифференциации звуков [с], [ш] в слогах, словах, во фразовой речи с использованием ИКТ. На тему: «В гости к Смешарикам»
В ходе проведения НОД созданы все необходимые условия для формирования и развития:- фонематического восприятия и представлений;- закрепление навыка правильного звукопроизношения;- навыков различения з...
Сценарий образовательной деятельности "Дифференциация звуков [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи
Научить дифференцировать звуки [с] - [ш] в слогах, словах и фразовой речи....
«Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] в словах, связной речи».
Подготовила воспитатель детей группы раннего возраста МДОУ № 30 «Родничок» г. Серпухова Короленко Любовь Валерьевна «Конспект логопедического занятия по теме: «Дифференциация звуков [с] и [ш] ...
Автоматизация звука /Ж/ в словах: в позиции начала и середины слова. Дифференциация звуков /Ж-З-ЗЬ/ в словах.
Речевой материал содержит слова со звуком /Ж/ для его автоматизации в разных позициях: звук в начале слова, звук в середине слова. Не содержит оппозиционных звуков /С, СЬ, З, ЗЬ, Ц/, что значительно о...