Взаимодействие в работе учителя дефектолога и воспитателя коррекционно-развивающей группы
консультация по коррекционной педагогике
Приемственность в работе учителя-дефектолога и воспитателя коррекционной группы .
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya.docx | 15.96 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для педагогов
«Взаимодействие учителя-дефектолога и воспитателя
в коррекционно-развивающей группе»
Эффективность коррекционно-воспитательной работы определяется четкой организацией жизни детей в период их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течение дня и преемственностью в работе учителя-дефектолога и воспитателя. При определяющей роли учителя-дефектолога в коррекционном процессе по преодолению нарушений развития, коррекционные задачи, стоящие перед воспитателями специальной группы, чрезвычайно важны и тесно связаны с задачами учителя-дефектолога. Среди них: - развитие восприятия, внимания, памяти, мышления у детей с трудностями в обучении; - развитие слухового внимания и памяти, фонематического восприятия; - совершенствование артикуляционной, мелкой и общей моторики у детей; - уточнение, закрепление и автоматизация отработанного учителем-дефектологом лексического материала на занятиях и в режимных моментах; - закрепление сформированных учителем-дефектологом грамматических категорий; - формирование диалогической и монологической речи; - закрепление умений звуко-слогового анализа и синтеза; - подготовка детей к письму, формирование графических умений; - устранение недостатков в сенсорной, аффективно-волевой, интеллектуальной сферах, обусловленных особенностями нарушения в развитии; - закрепление в повседневной жизни опыта, речевых навыков, полученных на занятиях учителя-дефектолога; - сочетание всех видов деятельности дошкольников с развитием и коррекцией речи; - формирование положительных навыков общего и речевого поведения, развитие умения пользоваться речевыми средствами общения; - обеспечение необходимой познавательной и мотивационной базы для формирования речевых умений. Решение поставленных коррекционных задач осуществляется воспитателем на занятиях, а также в течение всего времени пребывания ребенка в дошкольном учреждении. Для того чтобы лучше скоординировать коррекционную работу в группе для детей с трудностями в обучении, можно руководствоваться следующим примерным планом построения игрового комплекса во второй половине дня. Обязательными его компонентами являются: · Артикуляционная гимнастика Она может быть проведена в форме игры-сказки «Прогулка Язычка», в сопровождении стихов и загадок, картинок-символов и театра пальчиков и языка. · Дидактические игры по развитию лексико-грамматических средств языка, связной речи, фонетико-фонематических представлений и обучению грамоте – 2-3 игры. · Дидактические игры по развитию элементарных математических представлений – 2-3 игры. · Развитие мелкой моторики пальцев рук. Можно использовать следующие виды работы, способствующие развитию мелких мышц пальцев и кистей рук: 1. игры с пальчиками, сопровождающиеся стишками и потешками; 2. пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения; 3. рисование по шаблону; 4. нанизывание бусин, колечек, пуговиц на проволоку, нитку; 5. волшебные палочки (раскладывание картинок по образцу и по памяти); 6. разрезные картинки; 7. мозаика; 8. «Сложи картинки из геометрических фигурок»; 9. игры со шнурами и камешками; 10. "Золушка” – раскладывание пуговиц, палочек, зерен, желудей и т.д. 11. пальчиковый театр, теневой театр; 12. пришивание, застегивание и расстегивание пуговиц. У детей с общим недоразвитием речи в той или иной степени нарушены память, внимание, восприятие и мышление. Поэтому необходимым элементом при изучении каждой новой темы являются упражнения на развитие восприятия (узнавать контурные и пунктирные изображения предметов, собрать разрезную картинку из отдельных частей и т.д.), памяти (запомнить и повторить ряд слов, запомнить ряд картинок или предметов, а затем поменять их местами и т.д.), логического мышления (сравнить предметы, выделить их ведущие признаки, классифицировать предметы, действия, установить причинно-следственные связи). Индивидуальная работа по закреплению речевых навыков (домашние тетради детей). Количество этих компонентов может меняться по усмотрению педагогов. Игры и игровые задания могут быть индивидуальными, подгрупповыми и групповыми. Игровой комплекс на каждый день необходимо выстроить так, чтобы один вид деятельности сменялся другим. Это позволит сделать работу детей динамичной, насыщенной и менее утомительной. Игровой комплекс проводится с учетом индивидуальности каждого и «зоны ближайшего развития». В процессе игр формируются и закрепляются не только знания, умения и навыки, но и личностные особенности: самостоятельность, свобода поведения, самооценка, инициативность. Весь игровой комплекс должен занимать 60 минут. |
( по материалам интернет ресурсов)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО КОМПЛЕКСНОГО ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ И ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ с глухими детьми. Старшая группа. Совместная работа учителя-дефектолога и воспитателя.
Комплексное заняти в старшей группе глухих и слабослышащих дошкольников по развитию речи (проводит учитель-дефектолог) и изобразительной деятельности (проводит воспитатель). Интеграция развития речи и...
План взаимодействия работы учителя-дефектолога с воспитателями
План взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями на 2014-2015 учебный год...
Взаимодействие учителя- дефектолога и воспитателя в коррекционной группе.
На эффективность коррекционно-развивающей работы оказывает огромное влияние характер сотрудничества, взаимодействия и доверительности всех специалистов, которые осуществляют комплексное воздейст...
Интегрированная коррекционно – развивающая деятельность учителя – дефектолога и воспитателя в коррекционной группе для детей с ЗПР 5-6 лет. Тема: "Лесная сказка"
способствовать расширению и углублению знаний о диких животных через речевую и художественно - эстетическую деятельность...
Результаты мониторинга развития детей. Отчет учителя-дефектолога о проделанной коррекционно-развивающей работе с детьми за учебный год
о проделанной коррекционно- развивающей работе с детьми 5 группыза 2015-2016 уч.г....
Конспект интегрированного занятия учителя-дефектолога и воспитателя в старшей группе по теме «Все работы хороши – выбирай на вкус»
занятие совместно с дефектологом...
Альбом взаимодействия учителя-дефектолога с воспитателями в подготовительной группе комбинированной направленности для детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР, УО, РАС)
Дидактические игры и упражнения коррекционной направленности по лексическим темам для детей с ОВЗ (ЗПР, ТНР, УО, РАС) для работы воспитателей с детьми во время коррекционного часа по разделам: -...