Для педагогов
материал (младшая группа)

Ольга Витальевна Иванова

Данный материал будет полезен как для специалистов, так и для воспитателей, работающих с детьми ОВЗ

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА»

(МДОУ «ДЕТСКИЙ САД «РОСИНКА» Г. НАДЫМА)

__________________________________________________________________________

пр. Ленинградский, д.13, г. Надым, Ямало-Ненецкий автономный округ, 629730

тел.8(3499)52- 63-36, 52-08-88, факс 8(3499)52- 63-36

ОКПО 54107295, ОГРН 102 890 057 9971, ИНН 890 302 0387

КПП 890 301 001, E-mail: dsrosinka@nadym.yanao.ru

Консультация для педагогов:

Су-Джок терапия в работе с детьми

раннего и дошкольного возраста

Составила: учитель-дефектолог

Иванова О.В.

2020

Надым

В последнее время наблюдается рост числа детей, имеющих нарушения общей, мелкой моторики и речевого развития. На сегодняшний день в арсенале педагогов, занятых воспитанием и обучением детей с такими нарушениями, имеется обширный практический материал, включающий традиционные методы и способы коррекции, так и нетрадиционные технологии.

Одной из нетрадиционных технологий является Су-Джок терапия. Метод Су-Джок - это ультрасовременное направление акупунктуры, объединяющее древние знания медицины Востока и последние достижения европейской медицины. В переводе с корейского «Су» – кисть, «Джок» – стопа.

Создатель метода Су-Джок - южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия, или подобия, кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, "пультами дистанционного управления" здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека, регулировать функционирование внутренних органов. Таким образом, с помощью Су-Джок терапии доступно лечить любую часть тела, любой орган.
Су-Джок терапию можно и нужно использовать в работе с детьми наряду с пальчиковыми играми, мозаикой, штриховкой, лепкой, рисованием. Упражнения с использованием Су-Джок обогащают знания ребенка о собственном теле, развивают тактильную чувствительность, мелкую моторику пальцев рук, опосредованно стимулируют речевые области в коре головного мозга, а также способствуют общему укреплению организма и повышению потенциального энергетического уровня ребенка. Кроме того, они помогают организовать занятия интереснее и разнообразнее, создают благоприятный психофизиологический комфорт детям во время занятия

Целью использования упражнений с шариком Cу-Джок в работе является воздействие на биологически активные точки, стимулировать речевые зоны коры головного мозга.

Достоинства Су – Джок:

- Высокая эффективность – при правильном применении наступает выраженный эффект.

- Абсолютная безопасность – неправильное применение никогда не наносит вред – оно просто не эффективно.

- Универсальность – Су-Джок терапию могут использовать и педагоги в своей работе, и родители в домашних условиях.

Эта система настолько проста и доступна, что освоить ее может даже ребенок. Метод достаточно один раз понять, затем им можно пользоваться

Этапы проведения Су – Джок терапии на занятиях по развитию речи:

I этап. Знакомство детей с Су-Джок, правилами его использования.

II этап. Закрепление знаний в упражнениях, играх.

III этап. Самостоятельное использование шарика Су-Джок в соответствии с потребностями и желаниями.

Приемами Су-Джок терапии являются массаж кистей специальными шариками и эластичными кольцами, массаж стоп. В работе воспитателя можно использовать су-джок - массажеры в виде массажных шариков в комплекте с массажными металлическими кольцами. Шариком можно стимулировать зоны на ладонях, а массажные колечки надеваются на пальчики. Ими можно массировать труднодоступные места.

Формы работы с Су-Джок – самые разнообразные:

Массаж специальным шариком. Массаж эластичным кольцом.
Ручной массаж кистей и пальцев рук. Очень полезен и эффективен массаж пальцев и ногтевых пластин кистей; круговые движения шарика между ладонями перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони; вращение шарика кончиками пальцев; сжимание шарика между ладонями; сжимание и передача из руки в руку; подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями. Прокатывая шарик между ладошками, дети массируют мышцы рук.
Массаж эластичным кольцом помогает стимулировать работу внутренних органов. Рассмотрим подробнее приёмы работы с шариком:

  • удерживать шарик на расправленной ладони каждой руки
  • сжимать шарик в кулачок, надавливая 5-10 сек, а затем раскрывать ладонь, полностью разводя пальцы в стороны и удерживать в центре ладони 5-10 сек.
  • каждым пальчиком надавливать на иголочки шарика каждой руки.
  • надавливать щепотью каждой руки на иголочки шарика
  • сжимать шарик кончиками пальцев каждой руки.
  • захватывать колючий шарик тремя пальчиками и стучать им по столу. двигаться по поверхности стола.
  • вращать шарик между ладонями по часовой и против часовой стрелки
  • прокатывать шарик в ладонях вперед и назад, проходя всю поверхность кисти.
  • круговые движения шарика между ладонями
  • перекатывание шарика от кончиков пальцев к основанию ладони
  • вращение шарика кончиками пальцев,
  • сжимание шарика между ладонями,
  • сжимание и передача из руки в руку,
  • подбрасывание шарика с последующим сжатием между ладонями и т.д.

Каждое упражнение сопровождается небольшим стишком, потешкой и т.д.

Эту работу можно проводить в течение 1-2 минут перед выполнением заданий, связанных с рисованием, лепкой, письмом, проводить в качестве пальчиковой гимнастики во время динамической паузы на занятиях.

Вот некоторые варианты работы с детьми с шариком:
1.Массаж Су – Джок шарами (дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом)
Этот шарик непростой, - (любуемся шариком на левой ладошке)
Он колючий, вот какой. - (накрываем правой ладонью)
Будем с шариком играть - (катаем шарик горизонтально)
И ладошки согревать.
Раз катаем, два катаем - (катаем шарик вертикально)
Сильней на шарик нажимаем.
Как колобок мы покатаем, - (катаем шарик в центре ладошки)
Сильней на шарик нажимаем.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в правой руке)
В руку правую возьмём, 
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом в левой руке)
В руку левую возьмём,
В кулачок его сожмём.
(Выполняем движения в соответствии с текстом)
Мы положим шар на стол
И посмотрим на ладошки,
И похлопаем немножко,
Потрясём свои ладошки. 
«Шарик»
Шарик я открыть хочу. 
Правой я рукой кручу. 
Шарик я открыть хочу. 
Левой я рукой кручу.
Крутить правой рукой правую половинку шарика, левой рукой левую половинку шарика.

2.Массаж пальцев эластичным кольцом. (Дети поочередно надевают массажные кольца на каждый палец, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики)
«Дорожка»
Кольцо на пальчик надеваю. 
И по пальчику качу. 
Здоровья пальчику желаю,
Ловким быть его учу.

3. Речевые игры с шариком.

Сказка «Ёжик»

Жил был ёжик (показываем шарик-массажёр). Он был колючий (обхватываем ладонью правой, затем левой руки). Как-то раз, пошёл он погулять (катаем по кругу на ладони). Пришёл на полянку, увидел короткую тропинку и побежал по ней (катаем от ладони к мизинчику и обратно), вернулся на полянку (катаем по кругу на ладони), опять побежал по полянке (катаем между ладонями по кругу), заметил речку, побежал по её бережку (катаем по безымянному пальцу), снова вернулся на полянку (между ладонями), посидел, отдохнул, погрелся на солнышке, увидел длинную тропинку и побежал по ней (катаем по среднему пальчику), вернулся на полянку и увидел горку, решил забраться туда (слегка поднимаем указательный пальчик (горка) и водим шариком по нему). Потом ёжик покатился вниз и снова оказался на полянке (движение по кругу на ладони), увидел деревце и оббежал вокруг него (катаем вокруг большого пальчика, подняв его). Стало ёжику жарко, он высунул свою мордочку навстречу прохладному ветерку: дыхательная гимнастика- вдох через нос, выдох на ладонь руки (повторить 2 раза).

Открываем шарик и достаём массажное колечко. Поочерёдно надеваем его на каждый палец ведущей руки, движения вверх-вниз несколько раз.
Ёжик увидел грибок и поспешил сорвать его (на большой палец), заметил цветочек и понюхал его (на указательный), нашёл красивый листочек и подбежал его посмотреть (на средний), приметил ягодку и сорвал её (на безымянный), нашёл шишку и взял её для своей мамы в подарок (на мизинчик). Ёжик так весело гулял по лесу, что не заметил, как стало темнеть. Наступал вечер. Довольный прогулкой он отправится домой (закрываем шарик, катаем между ладонями).

4. Прокатывание шарика по лабиринту. Например, «Помоги ёжику добраться до грибка».

Для развития фонематического восприятия можно рекомендовать игры: «Если звук услышат ушки- подними шар над макушкой»; «Шарик мы ладошкой стук, если слышим нужный звук»; «Телеграфисты» (нужно простучать шариком так, как простучит педагог). «Спрячь шарик в ладошке, когда замяукает кошка» (зарычит собака, прокукарекает петушок и т.д.) Для более старшего возраста: «Синий шар кати, согласный звук мне назови» «Спрячь шарик в ладонях, если звука «С» нет в слове»

Для автоматизации звуков игры: «Шарик мы ладонью «стук», повторяем в слове звук.»; «Шарик мне назад верни, слово (слоги) верно повтори».

Развитие лексико- грамматических категорий: Игры: «Шар лови, пять овощей назови» «Назови ласково» «Скажи наоборот» «Один – много» «Какой? Какая? Какое?»

Для развития памяти, внимания упражнение «Веселое колечко»

Педагог надевает поочередно колечко на пальцы правой руки ребенка, начиная с большого пальца, проговаривая: «Колечко, колечко на большом пальчике твое местечко (и т. д.). На другой руке ребенок самостоятельно пытается повторить движения с колечком, называя пальцы рук.

Использование Су-Джок шаров для совершенствования навыков пространственной ориентации, ориентировки в схеме тела, развития памяти, внимания.

«Лево – право различаю, каждый свой я пальчик знаю»

«Слушай и запоминай, повторяй и выполняй»

Ребёнка просят надеть колечко на определённый палец.

«Глазки закрывай, на каком колечко пальце, угадай»

Использование шариков при совершенствовании навыков употребления предлогов.

«Ловко с шариком играем и предлоги называем

На столе коробка, по инструкции воспитателя ребенок кладет шарики соответственно: красный шарик - в коробку; синий – под коробку; зеленый – около коробки.

Использование шариков для слогового анализа слов.

Упражнение «Раздели слова на слоги»: Ребенок называет слог и берет по одному шарику из коробки»

«По слогам словечко называй и на каждый слог шарик доставай». Умелыми пальцы становятся не сразу. Главное помнить золотое правило: игры и упражнения, пальчиковые разминки должны проводиться систематически.



Предварительный просмотр:

Картотека пальчиковых

игр с использованием шарика – массажера и эластичных колец Су – Джок

Подготовила: Иванова О.В., учитель-дефектолог

МДОУ «Детский сад «Росинка» г. Надыма»

Пальчиковая игра «Черепаха». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Шла большая черепаха            (дети катают Су-Джок между ладоней)

И кусала всех от страха,

Кусь, кусь, кусь, кусь,                (Су-Джок между большим пальцем и  

                                                      остальными, которые ребенок держит  

                                                      «щепоткой». Надавливают ритмично на

                                                       Су Джок, перекладывая из руки в руку).

Никого я не боюсь.                   (дети катают Су-Джок между ладоней).

Пальчиковая игра «Ёжик». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ёжик, ёжик, хитрый ёж,

на клубочек ты похож.            (дети катают Су-Джок между ладонями)

На спине иголки                         (массажные движения большого пальца)

        очень-очень колкие            (массажные движения указательного пальца)

Хоть и ростом ёжик мал,             (массажные движения среднего пальца)

нам колючки показал,           (массажные движения безымянного пальца)

А колючки тоже                                  (массажные движения мизинца)

на ежа похожи.                         (дети катают Су-Джок между ладонями)

Пальчиковая игра «Мальчик-пальчик». (с массажными кольцами)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

 на левой.

- Мальчик-пальчик,

     Где ты был?                 (надеваем кольцо  Су-Джок на большой палец)

- С этим братцем в лес ходил, (надеваем кольцо  Су-Джок на  

                                                                                      указательный палец)

 -С этим братцем щи варил,     (надеваем кольцо  Су-Джок на

                                                                                              средний палец)

-С этим братцем кашу ел,     (надеваем кольцо  Су-Джок на

                                                                                       безымянный палец)

-С этим братцем песни пел.    (надеваем кольцо  Су-Джок на

                                                                                       указательный палец).

Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.

Описание: Движения шарика выполняются в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад - вперед его гоняю.

Им поглажу я ладошку,

Будто я сметаю крошку.

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка.

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Раз – два – три – четыре – пять,                           (разгибать пальцы по одному)

Вышли пальцы погулять,

Этот пальчик самый сильный,

самый толстый и большой.                               (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик для того,

чтоб показывать его.                                         (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик самый длинный

и стоит он в середине.                                       (прокатывать кольцо по пальцу)

Этот пальчик безымянный,

он избалованный самый.                                  (прокатывать кольцо по пальцу)

А мизинчик, хоть и мал,

очень ловок и удал.                                           (прокатывать кольцо по пальцу)

Массаж пальцев эластичным кольцом.

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

На правой руке:

Этот малыш-Илюша,                                       (прокатить по большому пальцу)

Этот малыш-Ванюша,                             (прокатить по указательному пальцу)

Этот малыш-Алеша,                                          (прокатить по среднему пальцу)

Этот малыш-Антоша,                                 (прокатить по безымянному пальцу)

А меньшего малыша зовут Мишуткою, друзья.           (прокатить по мизинцу)

На левой руке:

Эта малышка-Танюша,

Эта малышка-Ксюша,                                                        (движения те же)

Эта малышка-Маша,  

Эта малышка-Даша,  

А меньшую зовут Наташа.  

Пальчиковая игра с шариком Су - Джок.

Описание: Ребенок катает шарик между ладонями, одновременно проговаривая стихотворение на автоматизацию звука Ж.

Ходит ежик без дорожек,

Не бежит ни от кого.

С головы до ножек

Весь в иголках ежик.

Как же взять его?

Упражнение с шариком  Су – Джок.

Описание: Воспитатель берет 2 массажных шарика и проводит ими по ладоням ребёнка (его руки лежат на коленях ладонями вверх), делая по одному движению на каждый ударный слог:  

Гладь мои ладошки, ёж!

Ты колючий, ну и что ж!

Потом ребёнок гладит шарики ладошками со словами:

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Пальчиковая игра «Зайки на лужайке». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

На поляне, на лужайке                                 (катать шарик между ладонями)

Целый день скакали зайки.                               (прыгать по ладошке шаром)

И катались по траве,                                                    (катать вперед – назад)

От хвоста и к голове.

Долго зайцы так скакали,                                 (прыгать по ладошке шаром)

Но напрыгались, устали.                                (положить шарик на ладошку)

Мимо змеи проползали,                                                    (вести по ладошке)

«С добрым утром!» - им сказали.

Стала гладить и ласкать

Всех зайчат зайчиха-мать.                               (гладить шаром каждый палец)

Пальчиковая игра «Медведи». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Шла медведица спросонок,                  (шагать шариком по руке, надавливая)

А за нею – медвежонок.                                   (шагать тихо шариком по руке)

А потом пришли детишки,          (шагать шариком по руке в быстром темпе)

Принесли в портфелях книжки.

Стали книжки открывать,                 (нажимать шариком на каждый палец)

И в тетрадочках писать.

Пальчиковая игра «Ёжик на дорожке». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

По тропинке, по дорожке                                           (катаем шарик по ладони)

Топают к нам чьи-то ножки.                               («Топаем» шариком по ладони)

Это ёж – колючий бок,                      (Показать шарик на развернутой ладони)

По грибам большой знаток!           (Надавить на каждый пальчик поочередно

Пальчиковая игра «Колючий ежик». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Катиться колючий ёжик        (круговые движения шариком между ладонями).
Нет ни головы, ни ножек.
По ладошке бежит,
И пыхтит, пыхтит, пыхтит.


Мне по пальчикам бежит

И пыхтит, пыхтит, пыхтит.
Бегает туда, сюда,
Мне щекотно да, да, да
.                                (движения шариком по пальцам).

Уходи, колючий ёж
В тёмный лес, где ты живёшь!    
(пускаем по столу и ловим подушечками  

                                                                                                                    пальцев).

 

Пальчиковая игра «Орешки для белочки» (с шариком).

Описание: Движения выполняются в соответствии с текстом.

В руки я орех возьму,
И немного покручу.
Так, так и вот так.
Я орешек покручу.

Между пальцев положу, 
И вот так его держу. 
Так, так, и вот так 
Между пальцев положу.

Я в ладошку положу,
Крепко я его сожму.
Не разбил орешек сам,
Белке я его отдам.

Пальчиковая игра «Ёжик маленький». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ежик маленький замерз

и в клубок свернулся.                                 (крепко сжать шарик ладонью)

Солнце ежика согрело,

Ежик развернулся.                                     (открыть ладонь и показать шарик)

Массаж пальцев эластичным кольцом «Лесные звери».

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

На лужок пришли зайчата,

Медвежата, барсучата,

Лягушата и енот.                      (поочередно надеваем кольцо на каждый палец)

На зеленый, на лужок

Приходи и ты, дружок!                                            (катаем шарик по ладошке)

Пальчиковая игра «Игрушки». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

На большом диване в ряд       (поочередно катаем шарик к каждому  

                                                                              пальчику, начиная с большого)

Куклы Катины сидят:

Два медведя, Буратино,

И веселый Чиполлино,

И котенок, и слоненок.

Раз, два, три, четыре, пять           (надавливаем шариком на кончики пальцев)

Помогаем нашей Кате

Мы игрушки сосчитать.

Пальчиковая игра «Мячик - ёжик». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

Ежик колет нам ладошки,                 (катаем шарик в разных направлениях)

Поиграем с ним немножко.

Ежик нам ладошки колет –                            (шариком ударяем по ладошке)

Ручки к школе нам готовит.

Мячик-ежик мы возьмем,                                  (подбрасываем мячик вверх)

Покатаем и потрем.                                     (прокатываем между ладошек)

Вверх подбросим и поймаем,                         (опять подбрасываем мячик)

И иголки посчитаем.                                (пальчиками мнем иголки мячика)

Пустим ежика на стол,                                              (кладем мячик на стол)

Ручкой ежика прижмем                                      (ручкой прижимаем мячик)

И немножко покатаем…                                        (катаем мячик по столу)

Потом ручку поменяем                                                            (меняем руки)

Массаж пальцев эластичным кольцом «Пальчики».

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — в лес пошёл,
Этот пальчик — гриб нашёл,
Этот пальчик — занял место,
Этот пальчик — ляжет тесно,
Этот пальчик — много ел,
Оттого и растолстел.

Массаж пальцев эластичным кольцом «Моя семья».

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папенька,
Этот пальчик — маменька,
Этот пальчик — я,

Вот и вся моя семья!

Массаж пальцев эластичным кольцом «Работники».

Описание: Дети поочередно прокатывают массажные кольца по каждому пальцу, проговаривая стихотворение пальчиковой гимнастики.

Ивану-большому — дрова рубить,
Ваське-указке — воду носить,
Мишке-среднему — печку топить,
Гришке-сиротке — кашу варить,
А крошке Тимошке — песенки петь,
Песни петь и плясать,

Родных братьев потешать.

Пальчиковая игра «Домик». (с шариком)

Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.

В этом домике пять этажей:                            (катаем шарик по ладони) 
На первом живет семейство ежей,          
(надавливаем поочередно на каждый

                                                                                                                      пальчик)

На втором живет семейство зайчат,
На третьем - семейство рыжих бельчат,
На четвертом живет с птенцами синица,
На пятом сова - очень умная птица.
Ну, что же, пора нам обратно спуститься:
На пятом сова,
На четвертом синица,
Бельчата на третьем,
Зайчата - втором,
На первом ежи, мы еще к ним придем.

Пальчиковая игра «Орехи» (с шариком)
Описание: упражнение выполняется сначала на правой руке, затем

на левой.



Мы научимся орехи

Между пальцами катать.

(Дети катают шарик между пальцами сначала одной руки, потом другой).

Это в школе нам поможет 

Буквы ровные писать.



Предварительный просмотр:

ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ ПО СЕНСОРНОМУ ВОСПИТАНИЮ (ЦВЕТ)

ДЛЯ ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

«ОКРАСКА ВОДЫ»

Программное содержание.    Ознакомление детей с оттенками цвета по светлоте и их словесными    обозначениями: «светлый», «темный», «светлее», «темнее».

Материал. Демонстрационный; 2 большие банки с наклейками - светло-красной, темно-красной, красная гуашевая краска. Раздаточный: красная гуашевая краска, по 2 баночки с водой на каждого ребенка, кисточки,

ХОД ИГРЫ. Педагог предлагает детям подготовить воду для изготовления цветного льда. Затем показывает, как сделать светло-красную воду, набирая немного краски на кисть и разводя ее в воде, а затем - более тёмную, макая кисть в краску 2 раза. Затем дети готовят воду двух оттенков. Под руководством воспитателя они вначале делают светло-красную воду в одной из банок, затем темно-красную воду в другой банке. Приготовив цветную воду, дети приносят ее воспитателю, называя, где светло-красная вода, где - темно-красная. Педагог сливает воду в соответствующие банки. На прогулке вода переливается в металлические формочки, цветной лед используется для игр.

Примечание. Занятие проводится зимой. В более «сильной» подгруппе можно дать еще одну банку для изготовления еще более темного или светлого оттенка.

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА «МАГАЗИН»

Программное содержание.  Обучение сопоставления цвета предмета с эталоном цвета, классификации по цвету, группировке оттенков.

Материал.  Игрушки и предметы шести цветов и, их   оттенков    (по 3-4), разноцветные прямоугольники («чеки»).

ХОД ЗАНЯТИЯ. Педагог предлагает поиграть в магазин.  Дети приходят в «магазин» и рассматривают игрушки и предметы, отмечая, какого они цвета и оттенка (надо   добиваться   четкого   определения цвета и оттенка: светло-зеленый, светло-фиолетовый, темно-красный и т.д.) Рассматривая игрушки, дети сравнивают по светлоте   пары предметов одного цветового тона. Далее дети получают «чеки» (прямоугольники разных цветов). Чтобы купить игрушку, надо чтобы   ее цвет совпал   с цветом.   чека (оттенки цветов включаются).    Вначале роль продавца выполняет воспитатель, затем дети могут разделиться, на «продавцов» и «покупателей».

Примечание.   В более «сильной» подгруппе детям дается   большее количество предметов и игрушек.

«ОКРАСКА ВОДЫ»

Программное содержание. Закрепление представления об оттенках цветов, упражнение в получении трех оттенков любого цвета, словесное их обозначение.

Материал.   Демонстрационный: гуашевые краски шести цветов; 3 банки с водой, банка для промывания кисти.    Раздаточный: гуашевые краски шести цветов, по 3 банки с водой на каждого ребенка, кисти, банка для промывания кистей.

ХОД ИГРЫ. Воспитатель показывает детям 6 цветов гуашевых красок спрашивает, как они называются. Затем напоминает, как дети получали оттенки краски. Воспитатель берет 3 одинаковые банки с водой, в одной из них делает красную воду, дети называют этот цвет. Затем воспитатель набирает чуть больше краски, чем в первый раз, вода окрашивается в темно-красный цвет, дети называют этот оттенок, с помощью воспитателя. Наконец, набрав на кисть совсем немного краски, получает светлый оттенок красного цвета, дети называют его светло-красным (кисть каждый раз промывается в чистой воде). Затем дети учатся получать 3 оттенка любого цвета и обозначать их словесно: «темный», «светлее» «самый светлый».

«В ЦАРСТВЕ «РАЗНОЦВЕТ»

Программное содержание. Обучение сопоставлению цвета предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал.   Демонстрационный: листы бумаги шести цветов, игрушки н предметы шести цветов и их оттенков, игрушка - царь-Разноцвет. Раздаточный: листы бумаги, разделенные на шесть клеток, окрашенных в 6 цветов спектра, набор игрушек шести цветов и их оттенков на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ.  Педагог рассказывает сказку о том, как в царстве царя-Разноцвета все игрушки и жили в своих своих «домиках» (все синие игрушки - в синем домике, все зеленые – в зеленом и т.д.). Далее он вместе с детьми рассматривает игрушки разных светлотных оттенков. Дети определяют, в каких «домиках» живут игрушки, разводят их по комнатам. Затем дети самостоятельно выполняют то же задание, раскладывая маленькие игрушки разных оттенков по своим маленьким разноцветным комнаткам.

Примечание.  В более «сильной» подгруппе можно давать    большее количество игрушек и их оттенков.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ»

Программное содержание.   Закрепление   знания основных цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов

Материалы. У каждого ребенка карточка (40*30 см), разделённая на 6 клеток (10*10 см) разных цветов; мелкие картонные силуэты игрушек – по одному каждого цвета.

ХОД ИГРЫ.  Воспитатель обращает внимание детей на разноцветные «комнаты» на карточке, объясняет, что все предметы в них должны быть подходящего цвета, чтобы их не было видно. Рассматривает и называет с детьми игрушки и предметы, отмечает, что есть одни и те же предметы и игрушки разного цвета. Затем, дети раскладывают игрушки и предметы по своим комнатам так, чтобы их не было видно. Кукла или мишка проверяют правильность выполнения задания.

Примечание. В более «сильной» подгруппе каждый ребенок   раскладывает по два предмета каждого цвета.

«РАЗНОЦВЕТНЫЕ КОМНАТЫ» 2

Программное содержание. Закрепление знания основных   цветов. Обучение выделению цвета с отвлечением от других признаков предметов.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги (40x30 см) шести цветов - комнаты. Раздаточный: набора мелких игрушек шести цветов на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Педагог вместе с детьми рассматривает   разноцветные комнаты (листы бумаги, расположенные на полу), называют, какого они цвета. Далее воспитатель раздает детям коробки с игрушками шести цветов спектра. Дети рассматривают игрушки. Педагог обращает внимание детей на то, что одни и те же игрушки могут быть разного цвета (машинка зеленая и машинка желтая), и что разные игрушки могут быть одного цвета (красная чашка, красная ложечка, красный флажок). Затем проводится игра: дети раскладывают игрушки по волшебным комнатам, подбирая их по цвету к каждой комнате (в красную комнату - все красные игрушки в синюю - все синие и т.д.). Если задание будет выполнено правильно, они смогут войти в заколдованное царство.

«ПИРАМИДКА»        

Программное содержание.  Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте.  .

Материал. Демонстрационный: рисунок пирамидки из трех фиолетовых колец понижающейся светлоты. Раздаточный: краски белая и другого цвета (ка разных столах - разные), листы бумаги с контуром пирамидки, палитры, кисти, баночки с водой на каждого ребенка/

ХОД ИГРЫ. Педагог показывает детям образец, спрашивает, какого цвета пирамидка, чем   отличаются   оттенки   фиолетового цвета: верхнее   колечко   самое светлое - светло-фиолетовое, -   потом потемнее, внизу - самое темное.    Затем предлагает детям   нарисовать пирамидки одного цвета, но разной светлоты, напоминает, как с помощью белил получать оттенки разной светлоты.    Далее   дети раскрашивают кольца пирамидки, работая каждый со своим цветом, получая его оттенки и составляя, таким образом, светлотный ряд»

Примечание. В более «сильной» подгруппе можно дать пирамидку с большим количеством колец. Таким образом, дети должны будут получить больше оттенков одного цвета.

«СПРЯЧЬ МЫШКУ»

Программное содержание. Ознакомление детей с шестью цветами спектра и их названиями.   Обучение идентификации цвета.

Материал. Демонстрационный: листы бумаги шести цветов (20x15 см), посередине белый квадрат (8x8 см), ка котором нарисована мышка (Мышкин домик), квадраты тех же шести цветов - дверцы (10x10 см), игрушка - кошка. Раздаточный: такой же материал меньшего размера - цветные листы (10x8 см), белые квадраты на них (5x5 см), цветные квадрата (6x5см); по три домика и шесть дверец на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Педагог проводит с детьми игру «Спрячь мышку». Сначала он знакомит детей с правилами игры, дети играют вместе с воспитателем. Затем дети играют самостоятельно. Они прячут мышку от кошки; подбирая к разноцветным домикам окошки точно такого же цвета, как домик, и закрывают окошки, чтобы мышку не было видно.

Дети усваивают названия шести цветов спектра.

«РИСОВАНИЕ ОРНАМЕНТА»

Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил.

Материал. Демонстрационный: 2 образца орнаментов со светло-красным кругом посередине и ярко-красными полосами по краям. Раздаточный: бумага, кисти, гуашь красная и белая, палитра на каждого ребенка.

 ХОД ИГРЫ. Педагог показывает детям образец орнамента, обращает их внимание на различие оттенков у круга и полос. Далее показывает, как сделать светлую краску смешением белей и красной, специально отмечает необходимость использования палитры. Дети смешивают краски, рисуют светло-красный круг, затем, промыв и вытерев кисточки, рисуют края коврика чистой красной краской.

Примечание. В более «сильной» подгруппе даются 2 образца орнамента, и дети делают свой орнамент по одному из образцов (на выбор). В более «слабой» -подгруппе дается 1 образец орнамента.

АППЛИКАЦИЯ «РАДУГА»

Программное содержание. Ознакомление детей с системой цветов, включая новые для них голубой цвет.

Материал. Демонстрационный: картинка «Радуга». Раздаточный: листы бумаги с незавершенной аппликацией радуги, полоски семи цветов на каждого ребенка для завершения радуги, клей, кисти.

ХОД ИГРЫ. Дети рассматривают картинку с изображением радуги, слушают стихотворение «Цвета радуги». Педагог обращает внимание детей на последовательность цветов на картине. Далее дети рассматривают образец незавершенной аппликации. Взрослый руководит раскладыванием цветных полосок в нужной последовательности. Затем дети наклеивают полоски, завершая аппликацию.

«ПОДБЕРИ ПРЕДМЕТЫ ПОХОЖЕГО ЦВЕТА»

Программное содержание: Обучение сопоставления цвета, предмета с эталоном цвета, классификация по цвету, группировке оттенков.

Материал. Обруч, квадраты – образцы шести цветов, по 3-4 предмета (или игрушек), каждого из этих цветов разных оттенков.

ХОД ИГРЫ. Педагог раскладывает игрушки и предметы на столе перед детьми, вместе с детьми рассматривают их, фиксируя внимание на том, что предметы и игрушки разных цветов и оттенков. Затем проводится игра: воспитатель показывает образец (квадрат одного из 6 цветов) и катит обруч к одному из детей. Ребенок выбирает предмет такого же цвета и (желательно) оттенок предмета. Выбранный предмет кладется рядом с образцом на отдельном столе. Далее игра проводится аналогично.

Примечание. В более «сильной» подгруппе детям дается большее количество игрушек и их оттенков.

«ЛОТО (ЦВЕТ)»

Программное содержание. Закрепление знания основных цветов. Обучение выделения цвета с отвлеченным от других признаков предметов.

Материал. Шесть карт лото с расположенными в разном порядке изображениями шести предметов основных цветов. Маленькие карты с теми же изображениями.

ХОД ИГРЫ. Педагог раздает карты лото и предлагает детям рассмотреть их. Затем проводится игра. Взрослый-ведущий. Он достает из коробки по одной картинке и спрашивает: «У кого такая?» если ребенок, у которого есть такая же картинка, отзывается и получает ее и закрывает картинку на карте. Если никто не спросил картинку, она откладывается. Выигрывает тот, кто первым закрыл все картинки на карте.

Примечание. В более «сильной» подгруппе дети получают по две карты лото. В более «слабой» подгруппе дети получают по одной карте лото. Перед началом игры воспитатель с детьми рассматривает карты лото, фиксируя внимание на то, что одни и те же предметы на разных картах разного цвета.

«ТРИ ВОЗДУШНЫХ ШАРИКА»

Программное содержание. Обучение детей высветлению цвета с помощью белил и составлению ряда по светлоте.

Материал. Демонстрационный: рисунок трех синих воздушных шариков различной светлоты. Раздаточный: листы бумаги с контурами трех шариков, палитры, гуашь синяя и белая, вода, кисточки на каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Педагог рассматривает вместе с детьми образец сначала самый светлый шарик, потом потемнее, потом самый темный. Далее дети вспоминают, как с помощью белил сделать разные оттенки синего цвета. Взрослый смешивает краски (на глазах у детей) на палитре: для первого шарика к белой краске прибавляет немного синий; для второго – побольше, тритий шарик рисует чистой синей краской. Затем дети самостоятельно смешивают краски на палитре: слева делают совсем светлый цвет, справа потемнее. Дети раскрашивают шарики, воспитатель следит за последовательностью раскрашивания, чтобы порядок расположения оттенков совпал с образцом.

«ВЫШИВАЕМ КОВЕР»

Программное содержание. Обучение детей подбору по слову, обозначающему цвет.

Материал. Однотонный палас, белые круги («серединки» цветов), по четыре лепестка каждого ребенка.

ХОД ИГРЫ. Педагог создает игровую ситуацию. Все дети «вышивают» ковер. Каждому ребенку воспитатель раздает лепестки для цветов на ковре разного цвета. На паласе раскладывается «серединка» цветов. Дети рассматривают свои лепестки, определяя какого они цвета. Затем по команде воспитателя: «Вышиваем красные лепестки, вышиваем зеленые лепестки» и т.д., дети, у которых есть лепестки такого цвета, раскладывают их у середины» цветов, соблюдая правило: лепестки у цветов должны быть разноцветными.

Примечание. В более «сильной» подгруппе можно дать большее количество лепестков.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практикум для педагогов "Развитие профессиональной и коммуникативной компетентности педагогов. Как сохранить душевное равновесие педагога"

В наше непростое время тема сохранения душевного равновесия педагога как никогда актуальна в педагогическом коллективе. Ведь эмоциональное самочувствие взрослого, который находится рядом и помогает ра...

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педагогов с дошкольниками.

Взаимодействие педагогов с детьми как важнейшее условие развития ребенка раннего и дошкольного возраста. Типы взаимодействия педагога с ребенком. Способы личностно-ориентированного взаимодействия педа...

«Профессиональный стандарт педагога. Область применения. Цель применения. Термины и определения применительно к педагогу. Краткое содержание профессионального стандарта педагога.

Стандарт – инструмент реализации стратегии образования в меняющемся мире.Стандарт – инструмент повышения качества образования и выхода отечественного образования на международный уровень.Стандарт – об...

Семинар-практикум для педагогов ДОУ: Технология создания «Портфолио педагога» разработка и оформление в соответствии с профессиональным стандартом педагога и ФГОС

Задачи  семинара: 1.Показать ценность портфолио в современном образовательном процессе и индивидуальном карьерном росте, т.е. в выстраивании индивидуальной профессиональной траектории.2. Поз...

Семинар-практикум для педагогов-психологов в рамках работы ГМО педагогов-психологов г. Усть-Илимска «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Новые ориентиры деятельности"

27 октября в МБДОУ № 7 «Незабудка» состоялось первое заседание ГМО педагогов-психологов г.Усть-Илимска. Заседание прошло в форме семинара-практикума «Профессиональный стандарт педагога-психолога. Нов...

семинар-практикум для педагогов дошкольных организаций «Профстандарт педагога. Компетентность педагога в условиях реализации ФГОС ДО»

Цель. Расширение представления о профессиональном стандарте педагога. Создание методической модели для совершенствования и развития профессиональной компетентности. ...