Теоретический опыт "Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста"
учебно-методический материал

Надежкина Екатерина Петровна

Цель моей работы:

-раскрыть творческие способности детей и умение использовать их, не только в творческих проявлениях, но и дать возможность ребенку почувствовать себя раскованным, свободным, коммуникативным со сверстниками и взрослыми в жизни.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pedagogicheskiy_opyt.docx28.88 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное образовательное учреждение

«Канашская средняя общеобразовательная школа»,

структурное подразделение «детский сад»

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

(ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ОПЫТ ВОСПИТАТЕЛЯ)

воспитатель

 Надежкина Е.П.

1 квалификационной категории

с. Канаши

           2021г.

 «Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

Безусловно, театрализованная деятельность устанавливает стабильную заинтересованность личности в литературных произведениях, в театре, а также развивает коммуникативные способности:

  • красиво и чётко излагать свои мысли и чувства в общении,
  • грамотно и спокойно отстаивать своё мнение.

Прежде чем приступить к работе над данной темой я изучила методическую литературу, взяла на вооружение статьи, советы, идеи Л. С. Выготский, В.А.Сухомлинского, С.Л.Рубинштейн, О.К.Тихомиров, Е. Е. Красцовой, которые придавали огромное значение театрализованной деятельности, способствующей всестороннему развитию ребёнка.

Образовательная деятельность осуществляется в соответствии с основной образовательной программой дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.В. Вераксы.  И дополняется парциальными программами по театрализованной деятельности: «Театрализованные игры в детском саду» под редакцией Т. И. Петровой, Е. Л. Сергеевой, Е. С. Петровой; В.Н. Косаревой «Народная культура и традиции»; «Развитие детей в театрализованной деятельности» под редакцией Т.Н. Дороновой и «Социально-нравственное воспитание дошкольников» под редакцией Р. С. Буре.

Актуальность моей темы заключается в том, что в дошкольном образовательном учреждении театрализованная деятельность является одной из самых доступных видов искусства для детей, она дает возможность ребенку удовлетворить его любые желания и интересы, познакомиться с окружающим миром во всем его многообразии, активизировать словарь и звуковую культуру речи. Театрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка.  В театральной деятельности ребенок раскрепощается, передает свои творческие замыслы, имеет возможность выразить свои чувства, переживания, эмоции, разрешить свои внутренние конфликты.

Цель моей работы:

-раскрыть творческие способности детей и умение использовать их, не только в творческих проявлениях, но и дать возможность ребенку почувствовать себя раскованным, свободным, коммуникативным со сверстниками и взрослыми в жизни.

Задачи:

- создать условия для развития, становления, творческого самовыражения душевных сил ребенка;

- учить детей жить дружно, быть добрыми, отзывчивыми, справедливыми;

- способствовать повышению познавательной мотиваций,

-формировать потребности к поиску и выявлению своих оригинальных находок;

- воспитывать элементарные общепринятые нормы взаимоотношения со сверстниками и взрослыми;

- формировать у дошкольников нравственную культуру миропонимания.

Для осуществления театрализованной деятельности в ДОУ необходимы различные виды театров, которые способны удивить ребенка интересной игрушкой, привлечь его внимание игрой, занимательным сюжетом, выразительной интонацией, движениями.

Дети с удовольствием используют в игре различные виды театра – это куклы би-ба-бо, настольный театр, пальчиковый театр, театр масок, театр ложек.

В работе по театрализованному направлению я использую разнообразные методы и приемы с учетом особенностей дошкольника.

Это: Занятия, Игры - занятия.  Игры – загадки; Занятия - путешествия. Игры – драматизации; игры, упражнения, этюды. Совместная деятельность педагога и воспитанников, так и самостоятельная деятельность.

Работа с детьми: индивидуальная, парная, подгрупповая.

Формы организации театрализованной деятельности бывают разные это: Совместная организованная театрализованная деятельность взрослых и детей. 

 Самостоятельная театрально - художественная деятельность, театрализованные игры в повседневной жизни. 

Не забываем о работе с родителями. Применяем такие формы как консультация, мастер-класс по изготовлению кукол для театра, родительские собрания, где в них применяем игры-драматизации. Родители также активно помогают в изготовлении костюмов для инсценировки сказок.

В работе с социумом применяются: мини-игры, мини-сценки в ходе иной непосредственно-образовательной деятельности. Посещение театров в ДОУ.                         

Своеобразие и новизна опыта состоит в использовании театрализованной деятельности в образовательном процессе ДОУ в нетрадиционных занятиях, а не только в виде развлечений, праздников, игр-драматизаций в свободной деятельности детей. Применение театрализованной деятельности как образовательного инструмента расширяет возможности обучения детей, позволяет надолго удерживать внимание ребенка. В своей работе применяю новинки. Театр перчаток, голографический экран - театр, театр кукол ног.

Театр рук-перчаток – способствует развитию речи, внимания, улучшает память. Развивает пластику, ловкость, выразительность, логическое мышление.

Голографический экран – театр, такой театр, где нет границ между сценой и зрительным залом. В созданной атмосфере, дети и педагог находятся внутри сюжета. Ребенок здесь чувствует себя непосредственным участником деятельности. Голографический экран – театр развивает личность ребенка и его творческий потенциал.

Кукольный Театр- ног - это театр-движение, театр-динамика.

Роли в нем «исполняют» ноги артистов. Быстрые, ритмичные движения, прекрасно подобранная музыка. Театр ног - это увлекательная игра, которая формирует личность ребенка, развивает его самостоятельность и познавательный интерес, творческий потенциал, умение придумывать, создавать новое.

Мониторинг детей показал значительные сдвиги в состоянии речевых возможностей и коммуникативных функций. Параллельно происходит развитие всех психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения и речи. Особое внимание уделяется раскрытию эмоциональности ребенка, раскрытию его творческого потенциала, актерского мастерства.

  Диаграммы показывают эффективность проводимой работы с детьми по использованию инноваций театрализованной деятельности. 

  Важным отличием инновационной деятельности является то, что педагог выполняет роль не наставника, а соучастника «не рядом, не над, а вместе». Тем самым ребёнок чувствует больше свободы, что побуждает к большей творческой активности.

Занимаясь с детьми театром, я делаю жизнь своих воспитанников интересной и содержательной, наполняя ее яркими впечатлениями и радостью творчества. А самое главное - навыки, полученные в театрализованных играх,  мои дети смогут использовать в повседневной жизни.

        

Список литературы:

  1. Доронова Т.Н. Играем в театр. Театрализованная деятельность детей 4-6 лет. (Методическое пособие для воспитателей дошк.учреждений) /М. «Просвещение», 2004.
  2. Касаткина Е.И., Реуцкая Н.А. и др. Театрализованные игры в детском саду / Вологда,2000.
  3. Мулько И.Ф. Социально-нравственное воспитание детей 5-7 лет (методическое пособие) /М., 2004.
  4. Ельцова О. М. Риторика для дошкольников. (Программа и методические рекомендации для воспитателей дошкольных образовательных учреждений ) / С- Пб, «Детство- пресс», 2009.
  5. Царенко Л. И. От потешек к пушкинскому балу… / М.,1999.
  6. Пазухиа И.А. Давай познакомимся!   (пособие для практических работников детских садов) / С-Пб, « Детство- пресс», 2004.
  7. Сорокина Н. Ф., Миланович Л.Г. Театр – творчество - дети.(программа развития творческих способностей средствами театрального искусства) / М. : МИПКРО, 1995


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая разработка по теме: " Инновационные технологии в театрализованной деятельности детей дошкольного возраста"Предназначена для воспитателей дошкольных образовательных организа...

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

Методическая разработка«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста» «Теaтрализованная деятельность - является неисчерпаемым источником ...

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

laquo;Теaтрализованная деятельность является неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Постановка сказки з...

«Инновационные технологии в театральной деятельности детей дошкольного возраста»

Описание опыта работа по театрализованной деятельности  со старшими дошкольниками...