Развитие внимания дошкольников
консультация по коррекционной педагогике (старшая группа)

Объедкова Елена Михайловна

Рекомендации по развитию внимания дошкольников

Скачать:


Предварительный просмотр:

Развитие внимания у дошкольников

В научной литературе трудно найти единое определение понятия «внимание». Однако, все авторы отмечают его роль и значимость в игровой и познавательной деятельности ребенка. Благодаря вниманию, человек способен направлять свою активность на конкретный, именно сейчас его интересующий объект, отвлекаться от других объектов, сосредотачиваться на чем-либо, «вникать», организовывать, контролировать и подчинять свое поведение общественным нормам или правилам. Исходя из этого, чаще всего внимание рассматривают как направленность и сосредоточенность психической деятельности человека на чем-либо определенном.
Однако, сосредоточенным человек становится не сразу. В своем развитии внимание проходит несколько стадий. Рассмотрим их.

Первая стадия – стадия рассеянного внимания. Это норма для детей от рождения до возраста одного года. Их отвлекает любой шум, игрушки, разговоры взрослых людей.

Вторая стадия – стадия фиксированного внимания. Это значит, что занимаясь каким-то одним делом, ребенок возраста от года до двух лет не замечает ничего из происходящего вокруг, он целиком и полностью поглощен своим действием. И в этот момент он действительно не слышит, когда к нему обращаются. Очень часто родители, наблюдая за играющим ребенком, не могут понять, как можно настолько увлечься процессом одевания куклы или сборкой новой модели вертолета, чтобы не слышать, что его зовут? Порой мама и папа решают вмешаться в его игру, но делать этого не стоит. Ребенку, который чем-то занят, лучше не мешать, поскольку в таком случае он быстро потеряет свой настрой.

Третья стадия – стадия гибкого одноканального внимания. В возрасте от двух до трех лет у детей внимание становится более гибким, но все равно остается одноканальным. Малыш такого возраста может на несколько секунд прервать свою игру, услышав, что его зовут, но очень быстро вернется к ней снова.

Четвертая стадия – стадия сложившегося одноканального внимания. Между тремя и четырьмя годами дети все больше могут переключать свое внимание с одного объекта на другой. Ребенок способен прервать свои занятия, чтобы самому взглянуть или послушать, а затем вновь вернуться к ним.

Пятая стадия – стадия формирования двухканального внимания. В возрасте от четырех до пяти лет малыш способен удержать двухканальное внимание на короткое время. Это означает, что он может одновременно говорить и указывать или слушать взрослого, не отрываясь при этом от своего дела. Если задача сложная, он может сосредоточиться на чем-нибудь одном.

Шестая стадия – стадия сложившегося двухканального внимания (после пяти лет). Малыш уже может заниматься двумя делами одновременно, например, смотреть мультфильм и кушать, или одевать куклу и разговаривать с мамой. Именно поэтому начинать серьезные обучающие занятия с ребенком лучше с этого возраста.

Следовательно, по мере созревания центральной нервной системы, развития коры головного мозга и роста ребенка, происходит совершенствование внимания и его свойств: появляется произвольность. Начиная с пяти лет, ребенок может направлять свои действия, в соответствии с указаниями взрослого. При этом словесная инструкция "будь внимательным" понимается ребенком уже буквально, он направляет и удерживает свое внимание в зависимости от поставленной цели.
Именно эта особенность развития внимания является важной к моменту поступления ребенка в школу.

Для того, чтобы помочь ребенку тренировать внимание, существует достаточное количество игр и упражнений. В данной статье приведены лишь некоторые из них.

Игры и упражнения на развитие произвольного внимания.

· Игра "Что изменилось?".

Игра проводится так. Мелкие предметы (ластик, карандаш, блокнот, спичка и т. п. в количестве 10-15 штук) раскладывают на столе и накрывают газетой. Кто первый желает проверить свою наблюдательность, пожалуйста, просим к столу! Ему предлагают в течение 30 секунд (считают до 30) ознакомиться с расположением предметов; потом он должен повернуться спиной к столу, а в это время три или четыре предмета перекладывают на другие места. Снова 30 секунд дается на осмотр предметов, после чего опять накрывают их газетным листом. Теперь спросим играющего: что изменилось в расположении предметов, какие из них были переложены?

· «Где чей домик?»

Игра для развития устойчивости внимания. Предложите ребенку рисунок с изображением семи разных зверюшек, каждая из которых спешит в свой домик. Линии соединяют животных с их домиками. Нужно определить, где чей домик, не проводя карандашом по линиям. Если же задание сложно для малыша, тогда разрешите, но со временем отложите карандаш в сторону.

· Упражнения на развитие устойчивости и переключения внимания.

Можно поиграть и так. Называйте ребенку различные слова: стол, кровать, чашка, карандаш, медведь, вилка и т.д. Малыш внимательно слушает и хлопает в ладоши тогда, когда встретится слово, обозначающее, например, животное. Если малыш сбивается, повторите игру с начала.

В другой раз предложите, чтобы ребенок вставал каждый раз, когда услышит слово, обозначающее растение. Затем объедините первое и второе задания, т.е. малыш хлопает в ладоши, когда слышит слова, обозначающие животных, и встает при произнесении слов, обозначающих какое-либо растение. Такие и подобные им упражнения развивают внимательность, быстроту распределения и переключения внимания, а, кроме того, расширяют кругозор и познавательную активность ребенка. Хорошо проводить такие игры с несколькими детьми, желание, азарт и приз победителю сделают их еще более увлекательными.

· Еще одно упражнение на развитие устойчивости и переключения внимания «Корректурная проба»

Дайте ребенку небольшой текст (газетный, журнальный) и предложите, просматривая каждую строчку, зачеркивать какую-либо букву (например, а). Фиксируйте время и количество ошибок. Ежедневно отмечайте результаты в графике и проанализируйте их. Порадуйтесь вместе с малышом успехам. Затем для тренировки распределения и переключения внимания измените задание. Например, так: "В каждой строчке зачеркни букву а, а букву п - подчеркни". Или так: "Зачеркни букву а, если перед ней стоит буква р, и подчеркни букву а, если перед ней стоит буква н". Фиксируйте время и ошибки. Не забудьте похвалить малыша.

· Картинки "Найди отличие".

Все ребята с удовольствием любят рассматривать картинки. Можно сочетать полезное с приятным. Предложите малышу взглянуть на картинки, где, например, изображены два гнома (или два котенка, или две рыбки). На первый взгляд они совсем одинаковые. Но, всмотревшись внимательнее, можно увидеть, что это не так. Пусть малыш постарается обнаружить различия. Можно еще подобрать несколько картинок с нелепым содержанием и попросить ребенка найти несоответствия.

· Упражнение "Раскрась вторую половинку".

Есть и такие упражнения на развитие концентрации внимания. Нужно приготовить несколько наполовину раскрашенных картинок. И малыш должен раскрасить вторую половину картинки точно так же, как раскрашена первая половина. Это задание можно усложнить, предложив ребенку вначале дорисовать вторую половину картинки, а затем ее раскрасить. (Это может быть бабочка, стрекоза, домик, елка и т.д.).

· «Птица - не птица».

Веселая игра на внимание и знание птиц.
Взрослый читает стишки. Задача детей внимательно слушать и, если прозвучит слово, обозначающее не птицу, подать сигнал - топать или хлопать. Обязательно спросите ребенка, что неправильно.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Мухи и стрижи...

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Аисты, вороны,
Галки, макароны.,

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
лебеди, куницы,
Галки и стрижи,
Чайки и моржи

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чибисы, чижи,
Сойки и ужи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Чайки, пеликаны,
Майки и орланы.
Голуби, синицы,
Цапли, соловьи,
Окуни и воробьи.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Утки, гуси, совы,
Ласточки, коровы.

Прилетели птицы:
Голуби, синицы,
Палки и стрижи,
Бабочки, чижи,
Аисты, кукушки,
даже совы-сплюшки,
лебеди и утки -
и спасибо шутке!

· Похожая игра «Топ-хлоп».

Ведущий произносит фразы-понятия - правильные и неправильные.
Если выражение верное, дети хлопают, если не правильное - топают.

Примеры: "Летом всегда идет снег". "Картошку едят сырую". "Ворона - перелетная птица". Понятно, что чем старше дети, тем сложнее должны быть понятия.

· Игра "Маленький жук".

"Сейчас мы будем играть в такую игру. Видишь, перед тобой поле, расчерченное на клеточки. По этому полю ползает жук. Жук двигается по команде. Он может двигаться вниз, вверх, вправо, влево. Я буду диктовать тебе ходы, а ты будешь передвигать по полю жука в нужном направлении. Делай это мысленно. Рисовать или водить пальцем по полю нельзя!
Внимание? Начали. Одна клеточка вверх, одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Одна клеточка налево. Одна клеточка вниз. Покажи, где остановился жук".

(Если ребенок затрудняется выполнять задание мысленно, то сначала можно позволить ему показывать пальчиком каждое движение жука, или изготовить жука и двигать его по полю. Важно, чтобы в результате ребенок научился мысленно ориентироваться в клеточном поле).
Задания для жука можно придумать самые разные. Когда поле из 16 клеток будет освоено, переходите к движению по полю из 25, 36 клеток, усложняйте задания ходами: 2 клетки наискосок вправо-вниз, 3 клетки влево и т.д.

· Упражнение, направленное на увеличение уровня распределения внимания
(умения выполнять несколько дел одновременно).

Прочитайте вслух небольшое предложение. Чтение сопровождается негромким постукиванием карандашом по столу. Ребенок должен запомнить текст и сосчитать число ударов.

· Упражнение "Выполни по образцу" (тренировка концентрации внимания).

Упражнение включает в себя задание на прорисовку достаточно сложных, но повторяющихся узоров.

Каждый из узоров требует повышенного внимания ребенка, т.к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий:

а) анализ каждого элемента узора;
б) правильное воспроизведение каждого элемента;
в) удержание последовательности в течение продолжительного времени.

При выполнении подобного рода заданий важно не только, насколько точно ребенок воспроизводит образец (концентрация внимания), но и как долго он может работать без ошибок. Поэтому каждый раз старайтесь понемногу увеличивать время выполнения одного узора. Для начала достаточно 5 мин.
После того как "клеточные" узоры будут освоены, переходите к более сложным узорам на чистом листе.
Для выполнения подобного рода заданий удобно заранее сделать бланки с различным количеством рядов кружков, треугольников или квадратов. Бланки могут быть представлены смешанным набором фигур. Например, ряд квадратов, ряд кругов, ряд треугольников и т.д.
Задание можно дополнить, если попросить ребенка проверить правильность выполнения узора и исправить ошибки.



Предварительный просмотр:

БУКВЫ и ЗВУКИ

 Что нужно знать дошкольнику?

️Начнём с отличия букв от звуков:
🔉ЗВУКИ - мы ПРОИЗНОСИМ и СЛЫШИМ
📝 БУКВЫ - мы ВИДИМ и ПИШЕМ.                                                          Русский язык организован так, что одна буква может обозначать несколько звуков, например, твёрдый и мягкий. И произнесённый звук зависит от последующего гласного или согласного. Здесь работает механизм упреждающего синтеза, развитие которого входит в подготовку к обучению грамоте.

При изучении, мы с детками проигрываем все на теле. Если звуки мы произносим и слышим, то закрываем ушки и ротик. Если буквы пишем и видим, то закрываем глазки и показываем ручки.
Все, что мы произносим - это звук, поэтому учимся правильно формулировать инструкцию:
 «Произнеси эту букву»
 «Какая первая буква в слове ...? (если ребёнок должен определить это на слух)
 «Какой звук обозначает эта буква?»
 На первых этапах обучения и для детей 5 лет допустимо: «Какая это буква?» ⠀
Обратите внимание
❗️⠀
Буквы необходимо учить не так, как в алфавите, а так, как произносим.
Не «бэ», а «б»
Не «эр», а «р» и т.д.

 В какой последовательности учить буквы

В разных программах последовательность изучения букв разная, но есть два основных принципа:

  1. По частотности.

Этот принцип подходит детям, не имеющим нарушения звукопроизношения. Сначала изучаются гласные первого ряда (а, о, у, ы, э) и «и», потом частотные согласные (н, с, к, т, р, л, в, м, з, д, п). Примерно после пятой согласной постепенно вводятся гласные второго ряда (я, е, ё, ю). В самом конце нечастотные буквы (б, г, ж, й, х, ч, ф, щ, ч, ш, ь, ъ).

2. Второй принцип используется для детей, имеющих нарушения звукопроизношения, и упорядочивает буквы по частотности и по легкости произнесения обозначаемых звуков, т.е. сначала гласные (а,у,и,о), потом звуки раннего онтогенеза ( м,б,н,к,х,в,д,т), которые нарушаются реже, а затем звуки позднего онтогенеза (с,р,л,ш,ж,ц)

Параллельно с ними изучаются гласные второго ряда.

Нет четкой последовательности изучения букв, но есть принципы, которых следует придерживаться.

Игры для изучения букв

 Тактильные буквы

Напечатать или нарисовать на листе бумаги А4 букву. Обклеить ее пластилином, ватой или любым зерном (сыпучим материалом). Обводить готовую букву пальчиком и произносить звук.

 Найти определенную букву, спрятанную на картинке.

 Дорисовать букву.

 «Мемори» с буквами.

Необходимо вырезать карточки, на которых будут все изученные буквы по два раза. Карточки выкладываются рубашкой вверх. Каждый игрок открывает по две карточки. Если они совпали, то игрок забирает их себе, если нет, то опять переворачивает рубашкой вверх, и ходит следующий игрок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РАЗВИТИЮ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ С ЗАДЕРЖКОЙ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкойпсихического развития. Внимание - это форма познавательной деятельности. Как было выявлено в экспериментальном исследо...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ: (статья) Развитие внимания дошкольников с помощью дидактических игр, используемых на занятиях.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА НА ТЕМУ:(статья)Развитие внимания  дошкольников с помощью дидактических игр, используемых на занятиях....

развитие внимания дошкольников

Предлагаемые упражнения подойдут как для индивидуальных занятий родителей и педагогов с детьми, так и для групповых занятий в ДОУ. Все игры на внимание для удобства разбиты на группы по типам. П...

Особенности развития внимания дошкольников с нарушением зрения. Игры и упражнения для коррекции внимания детей дошкольного возраста.

Как известно, восприятие зрительной информации осуществляется с помощью активных движений глаз. Нарушение глазодвигательных функций при косоглазии осложняет данный процесс, что приводит к увелич...

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА

РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ ДОШКОЛЬНИКА...

Мой педагогический проект " Диагностика и развитие внимание дошкольников (презентация)

Внимание_это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте. Объектом внимания может быть все что угодно – предметы и их свойства, явления, отношения, действия, мысли, чувс...

Развитие внимания дошкольников посредством сказок - шумелок

Сказки - шумелки, рассказанные дома или в детском саду помогут малышу  развить слуховое восприятие, память, мелкую моторику рук; познакомит с шумовыми музыкальными инструментами....