Журнал оценки развития от 1 года до 4 лет
учебно-методический материал по коррекционной педагогике
Журнал оценки развития от 1 года до 4 лет
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zhurnal_otsenki_razvitiya_pervyi_god_zhizni.docx | 56.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Журнал наблюдения оценки развития и коррекции детей
первого года жизни
Ф.И.О. ребенка ________________________________________________________________________
Дата рождения_________________________________________________________________________
Возраст _______________________________________________________________________________
Дата поступления в дом ребенка_________________________________________________________
Статус семьи: полная/неполная, социально благополучная/неблагополучная
Мать__________________________________________________________________________________
Отец__________________________________________________________________________________
Анамнез_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________________
Дата прохождения ПМПК _______________________________________________________________________________________
Статус: нужное подчеркнуть
ребенок с ограниченными возможностями здоровья
ребенок – инвалид
Заключение ПМПК:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Медицинские данные
Диагноз:
- основной_______________________________________________________________________________
сопутствующий__________________________________________________________________________
Осложнения_____________________________________________________________________________
Внешний вид_____________________________________________________________________________
Особенности физического развития ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Антропометрия ________________________________________________________________________________________
Слух ____________________________________________________________________________________
Зрение __________________________________________________________________________________
Опорно-двигательный аппарат ________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Рекомендации для проведения коррекционной работы_________________________________________________________________________________
Анатомическое строение артикуляционного аппарата
а) губы (толстые, тонкие, расщелины, шрамы)_________________________________________________
недостаточное смыкание губ, затруднение удержания рта закрытым, отвисание нижней губы
б) зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствующие зубы)_______________________
в) челюсти_______________________________________________________________________________
г) прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний, перекрестный ) ________________________________________________________________________________________
д) твердое небо (высокое узкое, плоское, укороченное, расщелина, субмукозная щель) _____________________________________________________________________________________
е) мягкое небо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка) _____________________________________________________________________________________
ж) язык (массивный, маленький, «географический», с укороченной подъязычной связкой) ______________________________________________________________________________________
спатичность: язык массивный, оттянут «комом» назад или вытянут «жалом вперед»
гипотония: тонкий, вялый, распластанный в полости рта
девиация в сторону, высовывание языка, тремор, гиперкинезы
Состояние речевой моторики
а) наличие или отсутствие движений_________________________________________________________
б) тонус (нормальное напряжение, вялость, чрезмерное напряжение )_____________________________
Саливация_______________________________________________________________________________
Голос (тихий, слабый, иссякающий), тембр (назализованный, глухой, хриплый, сдавленный, напряженный, прерывистый, дрожащий)
Нарушение акта приема пищи: нарушение сосания (слабость, вялость, неактивность, неритмичность, сосательных движений, вытекание молока из носа, глотание (поперхивание, захлебывание), жевания (отсутствие или затрудненное жевания твердой пищи), откусывания от куска и питья из чашки ________________________________________________________________________________________
Оральные синкенезии (ребенок широко открывает рот при пассивных и активных движениях рук и даже пи попытке их выполнения)
Дыхание (преобладание брюшного типа дыхания после 6 мес), учащенное,неглубокое, дискоординация вдоха и выдоха (поверхностный вдох , укороченный слабый выдох)
Особенности поведения___________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________
Вредные привычки________________________________________________________________________
Дата_______________
Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата_______________
Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дата______________
Заключение: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Дефектолог:_____________
Показатели развития | дата | дата | дата |
возр. | возр. | возр. | |
ЗРИТЕЛЬНЫЕ ОРЕНТИРОВОЧНЫЕ РЕАКЦИИ | |||
1 нед. Зажмуривает глаза на яркий свет | |||
10 дней удерживает в поле зрения движущийся предмет (ступенчатое слежение) | |||
Бинокулярная фиксация (свет отражается симметрично в зрачках) | |||
2-3 нед. Кратковременно фиксирует взгляд на ярком, блестящем предмете, находящемся в поле зрения | |||
Дивергенция (расширения зрачка) фонарик на расстоянии 60-80 см_ | |||
Конвергенция (сужение зрачка) фонарик на расстоянии 15-20 см | |||
18-20 дней удерживание в поле зрения неподвижный предмет (лицо взрослого) | |||
1 мес (4-5 нед). Кратковременно прослеживает глазами за объектом на 20-30 см вправо или влево от средней линии | |||
Плавное прослеживание движущегося предмета | |||
6-8 нед. Прослеживает глазами движение объекта по горизонтали на 40-50 см.вправо и влево от средней линии, пытается найти раздражитель | |||
Фиксирует взгляд на своей руке | |||
2мес (8-9 нед). Длительное зрительное сосредоточение (смотрит на привлекший внимание предмет или лицо взрослого) | |||
Длительно следит за движущейся игрушкой или взрослым | |||
10-11 нед. Фиксирует взгляд на взрослом, подающем голос с проявлением эмоциональной реакции | |||
Реагирует на звон колокольчика остановкой взгляда или движением | |||
Рассматривает свои руки | |||
3 мес Может отвлечься от сосания бутылочки в ответ на зрительный раздражитель | |||
Зрительное сосредоточение в вертикальном положении (на лице разговаривающего с ним взрослого, игрушке) | |||
Движение руки к игрушке выполняет под контролем зрения | |||
Глазами ищет источник звука (колокольчика) | |||
Следит взглядом за круговыми движениями руки взрослого, в которой находится яркая игрушка | |||
3,5 мес. Подолгу рассматривает объект, находящийся на некотором расстоянии | |||
Подносит игрушку к глазам, рассматривает | |||
Прослеживает движение предмета по кругу | |||
4 мес следит глазами за предметом при отведении его в сторон- на 180 градусов, перемещаемым вертикально (плавное слежение) | |||
горизонтальное | |||
круговое | |||
конвергенция | |||
дивергенция | |||
Узнает близкого человека, радуется | |||
4-5 мес. Тянется к близко и далеко расположенному предмету, контролируя движений руки взглядом | |||
5 мес зрительные дифференцировки отличает близких от чужих по внешнему виду ( по-разному реагирует на лицо знакомого и незнакомого взрослого) | |||
Смотрит туда, где скрылся предмет или человек | |||
Следит за предметом, перемещаемым по кругу | |||
6 мес. Рассматривает крупные картинки | |||
Рассматривает окружающие предметы | |||
Стягивает ткань с лица | |||
Стягивает ткань с лица другого | |||
Находит частично спрятанные игрушки | |||
Рассматривает мелкие предметы (крошки 0,5 мм) | |||
6-7 мес. Сидя следит за предметом | |||
8 мес. Дифференцированно воспринимает близких, знакомых и чужих людей | |||
9 мес. Ищет взглядом, спрятанную на глазах игрушку | |||
10 мес. Ищет упавший предмет. | |||
11 мес. Узнает себя и близких в зеркале. | |||
Начинает узнавать предметы на картинках | |||
12 мес. Показывает отдельные бытовые предметы | |||
Различает предметы по форме (кубик, кирпичик) | |||
Узнает на фотографии знакомого человека | |||
*Узнает знакомые предметы на картинках | |||
Контакт «глаза в глаза" | |||
СЛУХОВЫЕ ОРИНТИРОВОЧНЫЕ РЕАКЦИИ | |||
10 дней вздрагивает и моргает при резком звуке | |||
2 нед. Плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражители, прислушивается | |||
18-20 дней Успокаивается при сильном звуке | |||
1 мес (4-5 нед.) Проявляет реакцию сосредоточения в ответ на голос взрослого, притормаживает двигательные реакции, слушает «губами» («ротовое» вним) | |||
Длительное слуховое сосредоточение (прислушивается к голосу взрослого, звуку игрушки) | |||
6-7 нед. Начинает поворачивать голову в сторону звукового раздражителя, улыбается, когда слышит голос взрослого. | |||
7-8 нед. Замирает при появлении нового звука на фоне других. | |||
2 мес. (8-10 нед). Локализует источник звука, распложенный над головой | |||
Ищущие повороты головы при длительном звуке | |||
Поворачивает голову в сторону голоса взрослого | |||
3 мес. Отвлекается от сосания в ответ на звуковой раздражитель, после звуковой стимуляции издает гласные и заднеязычные согласные звуки. | |||
3-3.5 мес. Дифференцированно реагирует на спокойные и плясовые мелодии | |||
То же, что и в 2 мес | |||
Дифференцирует интонацию | |||
После звуковой стимуляции издает более «певучее» сочетание гласных и согласных звуков | |||
4 мес Локализует звук в любом направлении | |||
Поворачивает голову в сторону невидимого источника звука и находит его глазами | |||
По-разному реагирует на спокойную и плясовую мелодии | |||
5 мес. Начинает прислушиваться к собственной речи | |||
Узнает голос близкого человека | |||
Появляются слуховые дифференцировки; различает строгую и ласковую интонацию обращенной к нему речи, по-разному реагирует | |||
6 мес. По-разному реагирует на свое и чужое имя | |||
6-7 мес. Имитирует громкие и тихие звуки высоких и низких тонов. | |||
Начинает понимать речевые инструкции с жестовым подкреплением. | |||
7 мес Реагирует на контурную музыку | |||
8 мес. Выполняет плясовые движения под веселую музыку | |||
Дифференцирует ритм | |||
Проявляет яркие эмоциональные реакции, вокализует при обращении к нему с ритмизированной речью (чтение отрывков из стихотворений) | |||
9 мес. Хорошо улавливает знакомую мелодию. | |||
Плясовые движения под плясовую музыку | |||
Концентрирует внимание на тихих звуках (например, тиканье часов) | |||
Внимательно слушает их в течение долгого времени | |||
10-12 мес. Дифференцирует звуки: узнает тиканье часов, лай собаки | |||
12 мес. Понимает значение слов. | |||
Пытается воспроизводить серии речевых звуков с определенной интонацией, ритмом. | |||
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОНИМАНИЯ РЕЧИ | |||
1-2 нед. Вздрагивает и моргает при резком звуке (рефлекторные реакции) | |||
2 нед. Плачущий ребенок умолкает при сильном звуковом раздражители, прислушивается, когда с ним разговаривает взрослый | |||
2 мес. (4-5 нед.) Проявляет реакцию сосредоточения в ответ на голос взрослого (притормаживает двигательные реакции), при этом большое внимание обращает на тихий голос, чем на громкий, | |||
5-6 нед. Появляется реакция радостного оживления в ответ на попытку взрослого вступить в контакт с ребенком. | |||
3 мес.(10- 12 нед). I уровень - выражено речевое внимание, прислушивается к голосу, адекватно реагирует на интонацию, узнает знакомые голоса. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 3 до 6 месяцев | |||
Фиксирует взгляд на взрослом, подающем голос, с проявлением эмоциональной реакции | |||
3-4 мес. Больше реагирует на голос, чем на окружающие звуки | |||
Различно реагирует на тон голоса взрослого | |||
Поворачивает голову в сторону источника речи | |||
Улыбается в ответ на ласковую речь, обращенную к нему | |||
Проявляет «комплекс оживления» | |||
4-5 мес. Реагирует на ласковые и строгие интонации | |||
5-6 мес. Различает мимику и жесты окружающих | |||
В ответ на обращение взрослого, ребенок проявляет ответную голосовую активность | |||
6 мес. II уровень - понимает отдельные инструкции в знакомых словосочетаниях, подчиняется некоторым словесным командам: «Поцелуй маму»; «Где папа», «Дай ручку», «Нельзя» и т.д. Этот уровень здоровый ребенок проходит от 6 до 10 месяцев. | |||
Начинает формироваться фонематический слух: реагирует на свое имя. | |||
7 мес. Понимает речевые инструкции с жестовым подкреплением. Ищет взрослых на вопрос о них «Где?» | |||
На вопрос «Где?» ищет и находит знакомый предмет, неоднократно называемый, постоянно находящийся в одном месте | |||
В ответ на тон говорящего меняет выражение лица | |||
Реагирует на жесты и выполняет простые указания | |||
8 мес. Начинает формироваться начальное понимание обращенной речи. Начинает находить глазами названные знакомые предметы | |||
На вопрос «Где?» находит несколько (2-3) предмета на постоянных местах | |||
По слову взрослого выполняет разученные ранее действия (без показа) «дай ручку», «ладушки» | |||
«Прятки» с игрушками | |||
*По слову взрослого из 5-7 игрушек находит одну | |||
9 мес. Понимает речевые инструкции без жестового подкрепления. | |||
На вопрос «Где?» находит взглядом несколько знакомых предметов в разных местах независимо от постоянного месторасположения | |||
Знает свое имя, оборачивается на зов | |||
Находит знакомые предметы, расположенные в непривычном месте. | |||
В ответ на словесную просьбу машет ручкой или хлопает в ладоши | |||
10 мес начинает выполнять простые одноступенчатые инструкции. | |||
Показывает части лица у куклы и у взрослого | |||
По просьбе «дай» находит знакомые предметы среди игрушек и дает их | |||
*По просьбе взрослого выполняет более сложные разученные действия и движения («догоню-догоню», «сорока-ворона», «прятки и др.) | |||
11 мес. Понимает значение слов «нельзя», «дай» | |||
По слову взрослого выполняет разученные действия с игрушками, не подсказанные предметами (водит куклу, кормит собачку) | |||
Появляются первые обобщения в поминании речи (по просьбе взрослого находит, дает любую куклу которую видит среди игрушек, любой мяч, машинки) | |||
Услышав строгое замечание, прерывает свое занятия, понимает слово «нельзя» | |||
12 мес. III уровень - понимает названия отдельных предметов и игрушек * Находит взглядом крупные красочные игрушки, расположенные в разных местах | |||
*Выполняет действия по словесному указанию (открой, закрой, покатай) | |||
Понимает без показа названия нескольких предметов, действий, имена взрослых и детей | |||
Выполняет отдельные поручения «найди», «принеси», «отдай тете», «положи на место» | |||
Понимает слово «нельзя» | |||
По слову взрослого выполняет разученные ранее действия с игрушками | |||
Некоторые слова в речи взрослого принимают обобщенный характер. | |||
ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ АКТИВНОЙ РЕЧИ | |||
1-4 нед. Крик громкий, чистый, среднего или низкого тона с коротким вдохом и удлиненным выдохом, длительный (не менее 1-2 сек), без интонационной выразительности, слез нет, чихание, кашель, гортанные звуки («кхе, гхх, аф, пм, пб»), энергичное сосание | |||
1 мес издает отдельные звуки в ответ на разговор с ним | |||
2 мес 4-6 нед. Гласные звуки между а и э в сочетании с согласными (г/х , а, э\э, эге/ эхе/, ге/хе)- гуканье, использует дифференцированный крик как средство коммуникации. | |||
6-7 нед. Ребенок поизносит короткие неинтонированные гласные в ответ на попытку взрослого вступить с ним в контакт, спонтанная голосовая активность в виде протяжных повторяющихся звуков проявляется редко, когда ребенок предоставлен самому себе | |||
Повторно произносит отдельные звуки | |||
3 мес. 9-10 нед. Появляется интонационная выразительность голосовых реакций, гуления, когда ребенок предоставлен самому себе, достаточно часто возникает спонтанная голосовая активность в виде частого повторения звуков. | |||
То же, что и в 3 мес | |||
10-12 нед. Громко смеется | |||
Начинает издавать звуки, когда слышит речь (отраженное гуление) | |||
4 мес. Активно гулит, произносит фрикативные звуки, образующиеся на выдохе (в,ф), смычно- губные согласные (м, б) | |||
Различный интонационный характер крика, как выражения отрицательных эмоций, гортанные звуки (а-хе, ак-хе, э-ррхе Псевдоречевые звуки). | |||
Радостно вскрикивает | |||
Гулит | |||
5 мес Появляется истинное певуче гуление: протяжные гласных звуки, сочетание губных (п,б,ф,в), язычных согласных (т, д) и гласных звуков | |||
Подолгу певуче гулит | |||
В момент произнесения звуков замедляет движения, подражая сам себе | |||
Произносит цепочки эмоционально окрашенных звуков (слоговые цепочки) | |||
Внимательно следит за губами говорящего, пытается модулировать интонации голоса | |||
6 мес. Лепет проявляется короткими звуками (гласные в сочетании с согласными п, б, м, г, д, х) единство уклада артикуляционных органов и акцент на первом слоге. | |||
начинает обозначать предметы и действия (мам, ма, бу, гу), | |||
Произносит отдельные слоги (начало лепета) | |||
Последовательно соединяет различные выразительные слоги, изменяя силу и высоту тона | |||
7 мес Может издавать несколько звуков на одном выдохе | |||
звуками обозначает потребности, действия, явления | |||
Подолгу лепечет, произносит одни и те же слоги(2-3) | |||
8 мес. Появляется разнообразный активный лепет (переднеязычные, заднеязычные звуки, повторяющиеся звукосочетания), аутоэхолалия (самоподражания). При манипуляции с игрушками возникают редкие, но постоянные вокализации. | |||
Длина цепочек лепетных слогов 4-5 сегментов. | |||
Цепи из стереотипных сегментов с шумовым началом (тя - тя - тя и т.д.) | |||
Громко, четко, произносит различные слоги | |||
9 мес. Проявляет лепетную активность в ответ на обращение взрослого. | |||
Подражает взрослому, повторяя за ним слоги, которые уже есть в его лепете |
Цепи из сегментов со стереотипным шумовым началом и меняющимся вокальным концом (те - тя - те) | |||
В речи появляются звуковые сочетания («ма-ма», «па-па») | |||
10 мес. Подражая взрослому, воспроизводит новые слоги | |||
Лепетные слова | |||
Подражая взрослому, повторяет за ним новые слоги, которых нет в его лепете | |||
Часто и протяжно вокализует при манипуляциях с игрушками | |||
11 мес. Называет людей и предметы отдельными словами | |||
Осваивает интонации: просьбы, отказа, удивление и др. | |||
Цепи с меняющимся шумовым началом (ва - ля, ди - ка, дя - на, ба - на - па, э - ма - ва и т.д.). | |||
Сопровождает слова жестами: говоря «пока», машет «пока», отвечает «нет», качает головой показывает на себя | |||
Произносит первые слова-обозначения, н-р «ав-ав», «кис-кис», «мяу-мяу», «дай», «биби», «мама» | |||
Начинает произносить первые осмысленные слоги. | |||
12-13,5 мес.*Произносит 5 -10 облегченных слов в большинстве своем состоящие из парных одинаковых слогов: баба, папа, мама, ляля и др. | |||
Произносит короткие предложения, понятные только ему. | |||
Легко подражает новым слогам | |||
Лучше контролирует интонацию, чем произношение | |||
Подпевает детским песенкам | |||
ЭМОЦИИ И ОБЩЕНИЕ | |||
1-2 нед. Начинает проявлять неудовольствие в ответ на насильственное пробуждение, голод, дискомфорт (громкий крик среднего или низкого тона с коротким вдохом и удлиненным выдохом, без интонационной выразительности и слез. | |||
3 нед. При виде взрослого кратковременно останавливает на нем взгляд | |||
4 нед. Фиксирует взгляд на перемещающемся лице взрослого и следит за ним, при общении проявляет «ротовое» внимание, затихает, когда берут на руки. | |||
1мес. Первая улыбка в ответ на разговор взрослого | |||
2 мес.4-5 нед. Улыбается в ответ на контакт с взрослым, легко вызываются отрицательные недифференцированные эмоции, в плаче отсутствуют паузы для восприятия реакции взрослого, плач не прекращается при появлении новых , ярких, стимулов | |||
5-6 нед. Появление у ребенка реакции радостного оживления в ответ на попытку взрослого вступить с ним в контакт | |||
2 мес. Быстро отвечает улыбкой на разговор взрослого | |||
Длительное зрительное сосредоточение на другом ребенке | |||
2 мес. 8-10 нед. Реакция радостного оживления сопровождается коротким вдохом, появляется интонационный характер крика как выражения отрицательных эмоций, начальные элементы адекватной реакции на интонацию обращения к ребенку голоса | |||
3 мес проявляет «к.о.» в ответ на разговор с ним | |||
ищет глазами ребенка, издающего звуки | |||
3 мес. 10-12 нед. При виде знакомого и незнакомого лица проявляется «комплекс оживления» в виде серии глубоких вздохов, вскидывания рук, перебирание ногами, радостных вскрикиваний | |||
4 мес во время бодрствования часто и легко возникает «к.о.» | |||
Громко смеется в ответ на эмоциональное речевое общение с ним | |||
Ищет взглядом другого ребенка, рассматривает, радуется, тянется к нему | |||
«Комплекс оживления» проявляет ярко, быстро, улыбается | |||
5 мес радуется ребенку, берет у него из руки игрушку, гулит | |||
5-6 мес | |||
Плач прекращается, когда взрослый обращается или подходит к ребенку, кода внимание переключается на новый интересный стимул | |||
Просит, чтобы взяли на руки | |||
Реагирует на интонацию | |||
Различает мимику, жесты окружающих | |||
7 мес. Начинает ожидать от близких людей характерных действий: кормления от матери, определенной игры от каждого члена семьи. | |||
8 мес. Включается в эмоциональные игры: «Ладушки», «Коза-коза», «Прыг-скок» | |||
Устав, начинает требовать внимание самого близкого человека | |||
Смотрит на действия другого ребенка и смеется или лепечет | |||
9 мес. Легко вступает в контакт на эмоциональном, игровом, речевом уровне | |||
Догоняет ребенка, ползет ему навстречу | |||
Подражает действиям и движениям другого ребенка | |||
10 мес действует рядом с ребенком или одной игрушкой рядом с ним | |||
11мес Начинает меньше бояться незнакомых людей. | |||
Радуется приходу детей | |||
Избирательное отношение к детям | |||
Начинает проявлять робость, любопытство | |||
Подает близкому человеку предмет, если его просят об этом жестом или словом | |||
12-14 мес. Радуется приходу детей | |||
Пользуется указательным жестом | |||
Машет рукой на прощание | |||
Передает эмоциональное состояние разнообразными мимическими, двигательными, голосовыми реакциями | |||
Ласкает куклу или мягкую игрушку |
Протягивает другому ребенку и отдает игрушку, сопровождая это смехом и лепетом | |||
Ищет игрушку, спрятанную другим ребенком | |||
ДВИЖЕНИЯ РУКИ, ДЕЙСТВИЯ С ПРЕДМЕТАМИ, ИГРА | |||
1 нед. Пальцы сжаты в кулак, отмечаются редкие хаотичные движения, выражен хватательный рефлекторный захват рук (хватательный рефлекс Робинзона) | |||
1мес. Ребенок разжимает кулаки | |||
Подносит руку ко рту | |||
Сопротивление раскрыванию кулака сильнее со стороны мизинца | |||
Игра 2 мес. 8-10 нед . Кратковременно наблюдает за игрушкой, затем теряет интерес | |||
Вложенный в руку предмет удерживает всей ладонью 2-3 сек. В покое пальцы сжаты в кулачок. К концу месяца вскидывание ручек при оживлении | |||
Ритмические движения пальцами - сжимание и разжимание (часто во время сосания) | |||
Ладони чаще раскрыты | |||
Игра 2 мес. 10-12 нед. Наблюдает за игрушкой 20 сек. | |||
2 мес. 8 нед. Приближает руки ко рту, сосет пальцы, фиксирует взглядом собственную руку | |||
Удерживает игрушку в течении 10 секунд. | |||
10 нед. Потирает глаз и нос руками, рассматривает собственные руки | |||
3 мес удерживает вложенную в руку игрушку в течение 15-20 сек, тянет игрушку в рот | |||
Случайно наталкивается руками на игрушку, низко висящую над грудью | |||
Зрительное внимание, поддерживающий захват локтевой стороной ладони, а не большим пальцем, средние пальцы напряжены, запястье согнуто (палочка) | |||
Зрительное внимание, м.б. поддерживающий сознательный захват локтевой стороной кисти, большой палец не участвует в захвате, средние пальцы напряжены, запястье согнуто (кубик) | |||
Очень энергичные ритмические движения пальцами во время сосания. Размахивание руками без зрительного контроля | |||
Направляет руки к объекту в ответ на зрительный стимул | |||
Пытается взять игрушку, трясет вложенной игрушкой | |||
3,5 мес. Иногда захватывает предмет, удерживает вложенную в руку игрушку | |||
Игра 3-4 мес. Играет своими руками, рассматривает, тянется к игрушкам, рассматривает вложенную в руку игрушку | |||
Начинает появляться дифференциация движений пальцев | |||
4 мес. Соединяет кисти вместе | |||
Рассматривает, ощупывает и захватывает низко висящие над грудью игрушку | |||
Примитивный захват, зрительное внимание, большой палец не участвует в захвате (палочка) | |||
Примитивный захват, зрительное внимание, приближение к предмету, большой палец не участвует в захвате (кубик) | |||
Движение безусловно-рефлекторного характера: Ладони часто раскрыты – складывает их вместе, переплетает пальцы, играет с пальцами | |||
Попытки повторных размахиваний руками под зрительным контролем |
Ощупывает свои руки | |||
Удерживает вложенный в руку предмет до 20 сек | |||
Берет вложенную игрушку в рот (координация рука-рот), ощупывает руками край одеяла, подушку | |||
Водит руками по игрушке (реакция активного осязания) | |||
Ощупывает пеленки руками, тянет игрушки в рот | |||
5 мес. Уверенно берет игрушку после фиксации ее взглядом (первое произвольное целенаправленное движение) | |||
Четко берет игрушку из рук взрослого | |||
Удерживает игрушку в руке | |||
Нет попытки захвата. Зрительное сосредоточение. | |||
Ладонный захват. Предмет удерживает пальцами и приведенным большим пальцем (палочка) | |||
Ладонный захват. Пальцы сверху объекта, прижимает его к центру кисти, большой палец приведен (кубик) | |||
Движения безусловно-рефлекторного характера Противопоставляет большой палец другим, при схватывании предмета доминирует участие пальцев. На протяжении длительного времени (несколько минут) ритмически взмахивает руками, при этом издает неопределенные звуки | |||
Движения условно-рефлекторного характера: Протягивает руки к близкому предмету, но не тянется к удаленному. Протягивает руки к матери. | |||
Хватание приобретает условно-рефлекторный характер, и совершается с наложением на предметы всех пальцев и ладони – так называемое «обезьянье хватание» | |||
Захватывает предмет двумя руками | |||
Подолгу играет с подвешенными игрушками | |||
«Ладонное хватание» захватывает предмет всей ладонью и вытянутым большим пальцем | |||
5-6 мес. Самостоятельно играет с игрушками в течение 10 мин. Ощупывает, сжимает, гремит, стучит ими, бросает, берет в руку вторую игрушку, сохраняя контроль за первой | |||
6 мес. Активно захватывает игрушку из любых положений | |||
«Загребание», «контактирование» с предметом, большой палец приведен и согнут | |||
Радиальный ладонный захват. Пальцы и противопоставленный большой палец находятся на противоположных сторонах предмета, участвует радиальная сторона кисти (кубик) | |||
Уверенно берет игрушки, находясь в любом положении, и подолгу занимается ими | |||
Перекладывает игрушку из руки в руку | |||
Если дать два кубика берет один, второй держит, если вложить | |||
Движения безусловно-рефлекторного характера: Ритмически взмахивает руками Если вложить в руку игрушку, размахивает ею. Перекладывает предмет из одной руки в другую Движения пальцев при схватывании предмета становятся более дифференцированными |
7 мес. Нижний «ножницеобразный» захват. «Загребание» предмета в ладонь с приведением и полным сгибанием большого пальца, пальцы м.б. полностью согнуты или два из них частично выпрямлены | |||
Радиальный ладонный захват. Предмет удерживается пальцами, противопоставленным большим пальцем, запястье на прямой линии с рукой (палочка) | |||
Радиальный ладонный захват. Кисть находится на одной линии с рукой (кубик) | |||
Стучит игрушкой, размахивает, перекладывает, бросает | |||
Начинает захватывать мелкие предметы (пинцетный захват) | |||
Берет каждой рукой по одному предмету, держит их непродолжительное время | |||
Намеренно бросает предметы | |||
Поворачивает игрушку в руках | |||
Игра 7-8 мес. Выполняет действия, идентичные действиям играющего с ним взрослого («ладушки», «ку-ку») «пока» | |||
7-8 мес. Стучит предметом по поверхности. | |||
Фиксирует взглядом третью игрушку не более 10 секунд, не выпуская при этом из рук две другие игрушки. | |||
Выполняет действия, идентичные действиям играющего с ним взрослого | |||
Бросает игрушки, чтобы посмотреть, как кто-то из близких их поднимает. | |||
8 мес. Лучевое схватывание мелких предметов | |||
Игрушками занимается долго и разнообразно действует с ними | |||
Подражает действиям взрослого с игрушками (толкает, стучит, вынимает) | |||
При захватывании предметов пользуется щипковым захватом (большой и указательный палец) | |||
«Ножницеобразный» захват. Между большим пальцем и боковой стороной указательного пальца который согнут во всех суставах дистальный отдел большого пальца слегка согнут, а праксимальный- немного разогнут. | |||
Радиальный ладонный захват. Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем, кончиками пальцев, между ними видимое пространство (палочка) | |||
Радиальный пальцевой захват. Предмет удерживается противопоставленным большим пальцем, кончиками пальцев, между ними видимое пространство (кубик) | |||
Звонит в колокольчик | |||
Стучит игрушкой об игрушку | |||
Движения безусловно-рефлекторного характера: Крепко сжимает отбираемую игрушку | |||
Движения условно-рефлекторного характера: Берет мелкие предметы двумя пальцами, а большие всей ладонью. Показывает нос, глаза и т. д. у другого человека, куклы Машет рукой при прощании Начинает проявляться превалирование функций одной руки |
Предпочитает играть с людьми, подражая их действиям. | |||
При появлении в поле зрения третьей игрушки выпускает из рук одну из двух игрушек, находящихся в руках, и берет третью | |||
9 мес. Формируется манипулятивная деятельность. Берет кубик тремя пальцами | |||
С предметами действует по-разному, в зависимости от их свойств (катает, вынимает, открывает, гремит, нажимает) | |||
Начинает целенаправленно манипулировать пирамидкой, состоящей из 2-3 колец (снимает кольца) | |||
Бросает предметы с замахом | |||
Крепко сжимает отбираемую игрушку | |||
Нижний «пинцентный» захват. Между ладонной стороной большого пальца и указательным пальцем, дистальный отдел большого пальца разогнут, начинается противопоставление большого пальца | |||
Радиальный захват пальцами. Предмет удерживается большим пальцем и другими двумя пальцами (палочка) | |||
Радиальный пальцевой захват. | |||
10 мес. «Пинцетный» захват. Между дистальной частью большого пальца и указательного пальца, дистальный сустав большого пальца слегка противопоставлен | |||
Предмет удерживается большим и еще двумя пальцами (палочка) | |||
Самостоятельно и по просьбе взрослого выполняет разученные действия с игрушками вынимает и выкладывает, открывает и закрывает, катает. (Действия с предметами принимают устойчивый характер) | |||
Накладывает один предмет на другой | |||
Появление повторных действий - выбрасывание игрушки из кроватки (манежа) на пол, укладывание одного предмета на другой | |||
Подражание предметным действиям взрослого | |||
Характерно появление манипулирования с двумя предметами: всовывает палочку в отверстие, снимает и надевает крышку коробочки | |||
Начинает пользоваться указательным жестом | |||
Игра 10 мес. Начинает выполнять специфические действия с разными предметами | |||
Целенаправленно манипулирует с пирамидкой, состоящей из 2-3 колец (снимает кольца) | |||
Открывает и закрывает коробочки | |||
Совершает неспецифические манипуляции с некоторыми игрушками (сосет кольцо от пирамидки и стучит стержнем от пирамидки), попеременно рассматривая их | |||
Играет в игры с идентичными ролями (роли выполняемые взрослым и ребенком различны: н-р, взрослый дает платок, а ребенок прячется по него) | |||
11 мес Играет самостоятельно около взрослого 15-20 мин |
Овладевает новыми разученными действиями с предметами и начинает выполнять их по слову взрослого (накладывает кубик на кубик, снимает и одевает кольца с большим отверстием на стержень тянет за веревочку | |||
Для того, чтобы не уронить одну из 2 игрушек, поддерживает ее с помощью рта, локтя, освободив руку, берет третью игрушку | |||
Катает машинку | |||
Одной рукой хватает два кубика, двумя руками может взять одновременно три кубика | |||
Среди ярких и крупных игрушек находит и берет мелкие предметы | |||
*Пытается надеть колечки на стержень пирамидки, ставит кубик на кубик, складывает шарики в коробку | |||
Активно пользуется указательным жестом | |||
Обнаруживает, что заполучить предметы можно не только непосредственно взяв их руками, но и подтянув их при помощи другого предмета. | |||
Попытки пользоваться предметами по их назначению: пьет из чашки, зачерпывать кашу ложкой, расчесывать волосы расческой и т.д. | |||
12 мес. Хороший «Пинцетный» захват. Между кончиками пальцев или подушечками пальцев, дистальный сустав большого пальца согнут | |||
Перелистывает страницы картонной книги | |||
Самостоятельно выполняет разученные действия с игрушками (катает, возит, кормит, укладывает спать | |||
Переносит действия, разученные с одним предметом на другой Чертит круги | |||
Опускает мелкие предметы в узкое отверстие | |||
*Одевает кольцо на стержень пирамидки | |||
*Пытается ставить кубик на кубик | |||
Охотно играет вкладышами (совершенствование действий, выработанных ранее) | |||
Отмечается обобщение и перенос действий на новые объекты. | |||
Держит чашку, когда пьет. | |||
Держит ложку | |||
ОБЩАЯ МОТОРИКА | |||
1-2 нед. Характерен симметричный тонус, преодолеваемый при активных движениях. Все безусловные рефлексы симметричны | |||
Поворачивает голову из среднего положения на бок. | |||
1мес. Пытается оторвать голову от поверхности, на которой лежит, держит её несколько секунд. | |||
Лежа на животе, пытается поднимать и удерживать голову | |||
2 мес. В положении на животе удерживает голову на 45-90 градусов, опирается на предплечья, руки разогнуты в локтевых суставах под острым углом. | |||
Лежа на животе, поднимает и некоторое время удерживает голову | |||
Активно двигает ногами, при провокации реакции опоры дотрагивается до подстилки согнутыми ногами | |||
3мес. Лежит несколько минут на животе, опираясь на предплечья и высоко подняв голову |
При поддержке подмышки крепко упирается о твердую опору ногами, согнув в тазобедренном суставе | |||
Удерживает голову в вертикальном положении (на руках взрослого) | |||
Поворачивается на бок | |||
3,5 мес. Хорошо удерживает голову в вертикальном положении , сидя с поддержкой, удерживает голову прямо с выступающим подбородком | |||
При удерживании в положении стоя, слегка опирается на ножки | |||
Чаще поднимает руки выше горизонтального уровня | |||
4 мес. То же, что и в 3 мес., но более ярко выражено | |||
Лежа на животе, хорошо удерживает голову по средней линии и опирается на предплечья, согнутые под прямым углом | |||
При подтягивании за руки удерживает голову прямо | |||
Поднимает голову в положении лежа на спине | |||
При подтягивании за руки пытается подтянуться и сесть | |||
Переворачивается со спины на живот «блоком» (одновременно поворачивает голову, плечи и таз) | |||
При провокации опоры опирается на кончики пальцев | |||
Приподнимает голову в положении лежа на спине, в вертикальном положении опирается на пальцы ног, а не на всю стопу | |||
5 мес. При подтягивании за руки хорошо удерживает голову и спину | |||
Долго лежит на животе, подняв корпус и опираясь ладонями выпрям. рук | |||
Переворачивается со спины на живот | |||
Ровно, устойчиво стоит при поддержке подмышки | |||
Держит голову прямо в положении сидя при боковом наклоне туловища | |||
Активно поднимает голову и плечевой пояс лежа на спине | |||
Лежа на животе, может вытягивать одну руку | |||
Переворачивается со спины на живот и с живота на спину | |||
стоя удерживает большую часть веса собственного тела и управляет головой и верхней частью туловища | |||
Иногда ставит ноги на всю стопу | |||
6 мес. Лежа на животе, опирается на вытянутые руки с открытыми ладонями | |||
Переворачивается с живота на спину | |||
Передвигается, переставляя руки или немного подползая | |||
Лежа на животе, опирается на предплечья и тянется за игрушкой | |||
При поднимании подстилки отводит в сторону вышерасположенные рук и ногу (реакция равновесия) | |||
Сидит с поддержкой | |||
Поворачивается на живот и спину | |||
Поворот с ротацией между плечевым поясом и тазом (сначала поворачивает голову, потом плечи, затем таз) | |||
Лежа на спине, играет со своими ногами (координация рука-нога) | |||
Поддерживаемый за туловище пружинит (танцует) на твердой поверхности. | |||
7 мес. Выполняет защитные движение руками (вперед и в стороны), позволяющие сохранить равновесие. | |||
Хорошо ползает (много, быстро, в различных направлениях) | |||
Лежа на животе высоко держит голову, опирается на вытянутые руки, припод- нимает туловище и живот, легко переносит центр тяжести с одной руки на др. | |||
Лежа на животе, поворачивается в пол-оборота в сторону, чтобы достать игруш | |||
Самостоятельно приседает из положения лежа | |||
Ползает без включения тазового пояса | |||
8 мес. Переворачивается с живота на спину. | |||
Поворачивается с живота на бок и играет, опираясь на один локоть. | |||
Сам садится, сидит, ложится | |||
Держась руками за барьер, сам встает, стоит и опускается | |||
Переступает, держась за барьер | |||
Сидя поворачивает корпус, свободно пользуется руками | |||
Синхронно ползает по – пластунски на животе вперед и вокруг свое оси | |||
9 мес. Садиться самостоятельно из любого положения и сидит уверенно | |||
Переходит из положения сидя в положение для ползания | |||
Ползает некоординированно на четвереньках | |||
Переходит от одного предмета к другому, слегка придерживаясь руками | |||
Встает на колени у опоры и удерживается в таком положении | |||
10 мес. Пытается вставать самостоятельно, цепляясь за решетку кровати | |||
Входит на невысокую поверхность или горку, держась за перила и сходит | |||
Идет с поддержкой за обе руки | |||
С помощью «падения» переходит из положения стоя в положение сидя | |||
Хорошо сидит на стуле | |||
Ползает на руках и коленях с перекрестной координацией | |||
11 мес. Сидя опирается сзади на вытянутые руки, чтобы не упасть | |||
Стоит самостоятельно | |||
*Делает первые самостоятельные шаги | |||
Стоит у опоры, держась одной рукой | |||
Опускается на пол, держась одной рукой за мебель | |||
Уверенно ползает на руках и коленях | |||
Ходит при поддержке за обе руки | |||
Ходит по манежу, держась за бортики | |||
12 мес. Встает на ноги из положения стоя на одном колене | |||
*Ходит самостоятельно | |||
Ходит боком вокруг мебели | |||
НАВЫКИ (ПРЕДПОСЫЛКИ САМООБСЛУЖИВАНИЯ) | |||
1-2 нед. Характерно активное сосание, глотание, реакции на голод – плач | |||
1-3 нед. Посыпается для кормления, большую часть времени спит. | |||
3-4 нед. После кормления бодрствует короткое время | |||
2 мес. Приближает ко рту и сосет пальцы, при сосании общие движения притормаживаются (пищевое сосредоточение) | |||
12 нед. При проявлении неудовольствия характерен крик со слезами. | |||
4 мес. Во время кормления придерживает бутылочку | |||
Сигнальный крик, сообщающий о состоянии ребенка | |||
Во время крика появляются паузы для восприятия реакции взрослого | |||
Отвлекается от сосания на яркие объекты, разнообразные звуки | |||
5 мес. Ест с ложки густую или полугустую пищу | |||
Держит бутылку, вынимает и вставляет в рот | |||
Свободно берет игрушки, тянет в рот, сосет пальцы, трет глаза кулаками | |||
С помощью взрослого удерживает ложку | |||
Держит бутылку с водой, вынимает, вставляет | |||
С помощью взрослого удерживает чашку | |||
6 мес. Хорошо ест с ложки, снимая пищу губами | |||
Пьет из блюдца или чашки небольшое количество жидкой пищи | |||
7 мес Пьет из чашки, которую держит взрослый | |||
8 мес. Держит в руках и ест печенье | |||
Ест корочку, которую сам держит в руке | |||
Пьет из чашки, которую держит взрослый | |||
9 мес. Пытается жевать, откусив кусочек хлеба или яблока. | |||
Хорошо пьет из чашки, слегка придерживая ее рукой | |||
Формируется навык опрятности (спокойно относится к высаживанию на горшок) | |||
Снимает с головы шапку. | |||
11-12 мес. Держит ложку, чашку | |||
Берет пищу руками | |||
12-14 мес. Во время одевания понимает руки вверх, помогая взрослому одеть себя | |||
Пьет самостоятельно из чашки, но проливая | |||
Самостоятельно пьет из чашки (берет ее руками и держит) | |||
Самостоятельно ест | |||
МЫШЛЕНИЕ | |||
0-2 мес. У ребенка формируются простые ассоциации: если покричать тебя возьмут на руки, некоторые дети начинаю ожидать кормление через определенные интервалы времени | |||
3-4 мес. Начинает узнавать близких людей, настораживается при виде незнак. | |||
4-5 мес Проявляет активную познавательную деятельность, похлопывает рукой по поверхности | |||
6 мес. Поворачивает голову на звук | |||
Новый предмет привлекает внимание хотя бы на несколько секунд | |||
Следит откуда и куда падает предмет | |||
Начинает догадываться о причине и следствии, если потрясти погремушку, она гремит | |||
7 мес. После зрительного и тактильного исследования игрушки, начинает искать ей применение (стучит, гремит погремушкой) | |||
Пытается использовать игрушки по назначению. | |||
Может узнать по части предмета целый. | |||
Бросает предметы для того, чтобы увидеть, как кто-то из близких их поднимет | |||
8 мес. Запоминает, как реагировать на определенные фразы, н-р, поднимает руки, когда слышит «большой». Ищет наполовину спрятанную игрушку. | |||
9 мес. Убирает препятствие, мешающее достичь игрушки | |||
9- 12 мес. Деятельность ребенка начинает приобретать целенаправленный характер: ребенок как бы предвидит результат действия (вкладывание предмета в предмет) | |||
Начинает замечать, когда взрослый выходи из комнаты, и ждет его возвращения | |||
Понимает значение слов, коротких фраз | |||
В состоянии определить высоту и края предметов | |||
Понимает, что своими действиями может чего-то добиться | |||
12 мес. Нажимает на кнопки пульта | |||
Вкладывает самый маленький стаканчик в средний во время игры с вкладышами | |||
Различает несколько предметов по названию. | |||
Ищет спрятанную игрушку. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Журнал оценки развития младенцев и детей младшего возраста
Бланки наблюдений и журнал оценки развития младенцев и детей младшеговозраста с особыми образовательными потебностями в рамках программы "Каролина"...
Журнал оценки наблюдения и индивидуальной работы с детьми по музыкальному развитию
Журнал наблюдения и индивидуальной работы с детьми по музыкальному развитию во 2-й младшей группе...
Журнал наблюдения и оценки развития детей первой младшей группы
Данный лист наблюдения разработан для диагностики детей первой младшей группы по пяти областям развития. Здесь фиксируются показатели на начало учебного года и на конец, что позволит определить д...
Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет
Журнал наблюдения и оценки развития детей от 3 до 7 лет...
Справка от 05.07.2020 № 29279, о том, что публикация «Научим героев сказок безопасности» получила положительную экспертную оценку и опубликована на страницах электронного журнала Академия Развития Творчества «АРТ-Талант»
Справка от 05.07.2020 № 29279, о том, что публикация «Научим героев сказок безопасности» получила положительную экспертную оценку и опубликована на страницах электронного журнала Академия ...
Справка от 07.08.2020 № 29977, о том, что публикация «Пожароопасные предметы» получила положительную экспертную оценку и опубликована на страницах электронного журнала Академия Развития Творчества «АРТ-Талант»
Справка от 07.08.2020 № 29977, о том, что публикация «Пожароопасные предметы» получила положительную экспертную оценку и опубликована на страницах электронного журнала Академия Развития Тв...
Журнал оценки развития первый год жизни
Журнал оценки развития первый год жизни...